Михаил Рудберг
Действия лыжников руками в подъёмном КОДХ наиболее вариативны из всей линейки “семейства коньковых”. Несмотря на классификацию хода, как одновременного, во втором шаге лыжники выполняют отталкивание палками лишь условно одновременно. Иногда разница в их постановке достигает 0,03÷0,04 с, а отлёт от опоры происходит интервалом до 0.08 с. Еще значительнее асимметрия их перемещений в пространственных координатах, причем не только при отталкиваниях, но и на выносе и в замахе руками.
Наклоны палок и динамика сил на них
Опорная палка – та, что создает контрупор скользящему отталкиванию противоположной толчковой ноги в основном шаге, ставится намного острее разгоняющей. Её отклонения от вертикали составляют до 25º и в продольной, и в поперечной плоскостях. Комбинированный наклон этой палки, ракурсом спортсмена “три – четверти”, лежит в пределах 55º и, по мере отталкивания, она очень незначительно изменяет углы своего наклона. В силу этого, опорная рука развивает на протяжении всего отталкивания стабильные осевые силы, их график имеет выраженную “П–образную” форму.
Опорная рука ставит палку согнутым локтем и горизонтальным предплечьем, кистью перед плечевым суставом, штырем на 10–20 см снаружи от предварительной лыжи, и на 15–30 см перед скобой крепления ботинка. Чем выше скорость, тем ближе по ходу к креплению вонзается палка, gif.1.
gif. 1 Различные углы наклона опорной (левой у М. Сундбю) и разгоняющей палок при постановке и постепенное совпадение их наклона к окончанию отталкивания руками.
Ведущая (разгоняющая) палка ставится на опору почти вертикально. Её боковой наклон к лыжнику составляет не более нескольких градусов от вертикали, а продольный наклон не превышает 10º на самых высоких скоростях. Такая отвесная постановка позволяет спортсмену сразу развить на ней значительные вертикальные силы и разгрузить опорную лыжу за первые 0,15 с разгона на ней. После этого пик усилия отталкивания этой палкой угасает, но зато её наклон “догоняет” опорную, и разгоняющая рука начинает принимать равное с опорной участие в продвижении лыжника вперед.
Ведущая палка, как и опорная, ставится согнутой рукой, но кистью у лба и чуть его выше. Наружное удаление штыря разгоняющей палки от лыжи аналогично опорной: 10 – 20 см, но продольно он вонзается намного ближе к ботинку – на уровне носка, а с ростом скоростей смещается назад, к его середине.
Очередность постановки палок
В конце первого шага, переходя с предварительной лыжи на основную, спортсмены вонзают палки в опору. В конце основного шага палки поочередно отлетают от неё. Но если порядок постановки палок задается интенсивностью, с которой лыжник забегает в подъем, то очередность их отлёта всегда неизменна: сначала опорная, затем ведущая, а интервалы времени целиком зависят от набранной ранее скорости.
Фаза перехода с предварительной на основную лыжу, по сути, являет собой связку граничных положений тела: гр.п. 3 – постановка опорной палки, гр.п.4 –постановка ведущей палки, гр.п.5 – постановка основной лыжи, гр.п.6 –отлёт от опоры предварительной. Вся эта фаза движений длится порядка 0, 05 – 0,15 с.
Интервалы времени в несколько сотых долей секунды между отдельными действиями настольно малы, что рассматривать каждое из них в отрыве от остальных вряд ли целесообразно. Аналитика же их совокупности дает вполне отчетливую картину структуры такого перехода.
Первое, что бросается в глаза – большое количество вариантов чередования указанных четырех граничных положений тела на разных скоростях лыжников и на склонах различной крутизны. В один и том же подъём, гонщик подстраивает технику своего перехода на основную лыжу под разные градиенты склона и скорость его прохождения.
На первый взгляд это происходит хаотично, однако в наборе определенной статистики, аналитика постепенно систематизируется таблицей нарастания интенсивности и скорости хода (справа–налево и сверху–вниз).
Табл.1 Чередование действий в фазе перехода на основную опорную лыжу связкой граничных поз 3, 4, 5, 6 . ( “+” – поочередное действие, “/ “ – одновременное)
На самых низких “оборотах” экономичного варианта прохождения подъёма, когда основной задачей лыжника является сбережение сил, палки ставятся на опору одновременно (3/4). На самом медленном ходу и при самом коротком шаге, вместе с палками на опору ставится еще и основная лыжа (3/4/5) с последующим отталкиванием предварительной (+6, левая колонка, верхняя строка), gif. 2.
gif. 2 Одновременная постановка палок и основной лыжи с последующим отлётом от опоры предварительной лыжи (3/4/5+6) в дистанционном варианте КОДХ в крутой подъём, П.Нортуг.
Существует и другой способ эконом.варианта - одновременная постановка палок и отставленная по времени последовательная смена лыжной опоры, (3/4+5+6, средняя колонка, верхняя строка), gif. 3.
gif. 3 Одновременная постановка палок и, отставленная по времени последовательная смена лыжной опоры (3/4+5+6), С.Устюгов.
По мере роста интенсивности хода, лыжники набирают дистанционную скорость, которую поддерживают поочередной постановкой палок (3+4). Интервалом в 3–4 сотых секунды, она обеспечивает лыжнику дополнительное пространство на выпаде к постановке основной ноги (+5) и позволяет удлинить каждый шаг на 10 – 15 см. Дополнительный бонус поочередной постановки палок – удержание туловища от преждевременного провала – резкого продольного наклона до начала отталкивания палками. Укороченный вариант дистанционного шага выполняется одновременной постановкой разгоняющей палки и основной лыжи (3+4/5+6, левая колонка, средняя строка), gif. 4.
gif. 4 Укороченный вариант дистанционного шага выполняется поочередной постановок палок с одномоментной постановкой ведущей палки и основной лыжи (3+4/5+6), С.Турышев.
Дальнейший набор дистанционной скорости – поочередные палки и одномоментная смена опорных лыж, уже на грани прыжка, но еще без стадии полёта, (3+4+5/6, правая колонка, средняя строка).
Самый раскатистый дистанционный шаг достигается поочередной постановкой палок и последовательной сменой лыж в двухопорном скольжении: от постановки основной к отталкиванию предварительной, (3+4+5+6, правая колонка, средняя строка), gif. 5.
gif. 5 Поочередные постановка палок и смена опорных лыж (3+4+5+6) в дистанционном варианте КОДХ, Ф.Крог.
Дальнейшее повышение энергетики КОДХ в подъёмы ведет к скоростному варианту с прыжковым переходом, практически перелётом с лыжи на лыжу (6+5). При этом, на пути к стадии полноценного прыжка лыжник разгоняется “укороченным”, выполняемым снова одновременной постановкой палок, что-то вроде “экономного скоростного” и одновременного с этим взлёта с толчковой ноги (3/4/6+5), левая колонка, нижняя строка), gif. 6.
gif. 6 Одновременные постановка палок и взлёт с толчковой ноги с последующим приземлением после укороченного прыжка в подъёмном КОДХ (3/4/6+5), А.Глёрссон.
В следующей комбинации скорость продолжает увеличиваться удлинением стадии полёта переходом на поочередную постановку палок, но все ещё с одномоментной постановкой ведущей палки и взмыванием в полет с предварительной ноги (3+4/6+5, средняя колонка, нижняя строка), gif. 7.
gif. 7 Переход прыжком чередованием действий (3+4/6+5), Ф. Крог.
Полная же амплитуда и максимальная скорость перехода прыжком достигается последовательным чередованием всех четырех граничных поз, когда спортсмены сначала вонзают опорную палку, взмывают с предварительной ноги, поддерживают полёт второй палкой и приземляются на основную, (3+6+4+5, правая колонка, нижняя строка), gif. 8.
gif. 8 Cкоростной прыжковый вариант перехода на основную опорную ногу в полной координации последовательных действий (3+6+4+5), А.Слепов.
Поочередная постановка палок кистевой “разручкой”.
Как же спортсмену охватить всё многообразие вышеописанных вариантов перехода на основную лыжу? Ответ – постепенно.
Ключевые действия здесь – постановка палок. Эти движения легче встраиваются в размеренные скользящие отталкивания ногами. Поэтому, прежде всего, лыжникам необходимо концентрироваться на освоении поочередной постановки палок на опору.
Одновременная постановка палок достается нам как данность, еще с начального освоения лыжной техники и карабканья в подъёмы с одной лишь задачей – минимальными затратами и сбережением сил. Палки тут используются как опора на костыли, не к статье будь сказано.
Поначалу спортсменам довольно сложно концентрироваться на поочередном вонзании штырей, мелькающих где-то в районе скользящих стоп. Зато на слух поочередная постановка палок определяется вполне отчетливо. особенно на плотной трассе и, тем более, на асфальте. Характерное двойное цоканье как раз и составляет требуемый интервал в три–четыре сотых секунды. Эта едва уловимая пауза перед постановкой разгоняющей палки дает гонщику ощутимую возможность удлинить на 10-15 см выпад основной лыжей в её постановке на опору.
Необходимо отметить, что братья наши меньшие семейства кошачьих, собачьих, и лошади, переходя на галоп, всегда демонстрируют ту же характерную переднюю "разлапку". Очевидно, что мягкость приземления передних конечностей играет существенную роль в биомеханике четырехопорных локомоций (gif. 9).
gif. 9 Поочередное приземление на передние опоры (аналогия с палками лыжника) при смещенном назад ОЦМТ, смягчает ударную нагрузку постановки.
Что не менее важно, мимолетно оттянутая постановка ведущей палки помогает подготовится к созданию вертикальной опоры для плавного вкатывания в склон основной лыжи, предыдущая статья http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/85161/ (gif 1), и кроме того, развить поперечный упор отваливанию туловища наружу, о котором мы говорили в первой статье цикла http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/83587/ (gif 2 и 3).
Визуально, со стороны , правильность выполнения поочередной постановки палок определяется выполнением лыжником своеобразной кистевой “разручки”. Это – действие, когда опорная рука после замаха уже начинает движение кистью на постановку своей палки вниз, а ведущая еще продолжает замах своей палкой и приземляет её на сотые доли секунды позже, gif. 5, 8, 10, 11.
gif. 10, 11 Поочередная постановка палок кистевой “разручкой” М.Монифика, А.Харви. Опорные кисти ставят палки горизонтальным положением предплечий и начинают движения вниз, в то время как ведущие все еще завершают замах.
И, в завершении серии статей по КОДХ в подъёмы, в качестве "домашнего задания" всем нам на лето – два полных цикла этого хода в замечательном отрыве А.Глёрссона на полтиннике недавнего ЧМ 2017 в Лахти (gif. 12).
Здесь образцовый набор всех его действий и туловищем, и ногами, руками. Подробно разобрав ключевые движения "по разделениям" в предыдущих статьях, можем теперь оценить этот бег в полной его координации.
gif. 12 Два цикла КОДХ в подъемы в полной координации, А.Глёрссон
статья написана с использованием материалов работ:
T.Stoggl, H-C.Holmberg "Three-dimetntional force and kinematic interactions in V1 skating at high speeds”, 2014
H.Mykleblust, N.Nunes,J.Hallen,H.Gamboa, "Morphologyccal análisis of acceleration signals in cross-country skiing”, 2011
M.Pоhjola, “Analysing effectiveness of force application in ski skating, using force and motion capture data – a model to support cross–country skiing research and coaching”, 2014
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Всегда и с интересом читаю Ваши работы!
Маленький интервал в постановке, чуть больше в отрыве, но четверть секунды - сообразная "гребля на каноэ": одна рука сверху, другая снизу. Или косьба.
И то и то дорабатывается торсионными доворотами туловищем.
"Гребем–косим" разновысокими хватами.
Борис, Игорь спасибо за оценку
Интервал постановки в две-три сотки (я пишу об этом в завершающих абзацах) ловится на слух вполне определенно: "ц-ц". И эта оттянутая опора очень даже хорошо ощущается ведущей рукой. Keep trying!
Не могу согласиться, Михаил, по данным IAAF типичное время слуховой реакции обычно не меньше 100 мс. Крайне редко особо чувствительные могут отреагировать на звуковой сигнал за 85 мс и лишь единицы за 60 мс. Посмотрите исследования:
Komi P.V., Ishikawa M., Jukka S. (2009) IAAF sprint start research project: Is the 100ms limit still valid?
"Цок-цок" – это целая секунда, а не две-три сотки, проверьте по любому секундомеру
Ваш коммент о том, что постановка палок происходит хаотично и неуправляемо?
Я, кстати, успеваю за 20 сотых на тренерском секундомере дважды сказать "цок" и большим пальцем нажать старт-стоп кнопку. У вас результат 1 с??? Ну-ну
А наш уважаемый автор - в 6 раз быстрее него - 2 слога "цок-цок" за 20 мс (то есть 100 слогов в секунду).
Быстрее, чем
Двойное цоканье оставляю.
Как хорошо, когда появляется оппонент! Спасибо.
28.04.2017 20:52
Ну, если IAAF "дает" одну сотую с на "услышать стартовый пистолет и уйти с колодок ( то есть в два конца)", то срабатывание в одну сторону 0,02-0,03 с (сам себе интервал установил и выполнил) – какие вопросы?
Еще раз к сути статьи и работам зарубежных авторов.
Существует разручка. Она на gif–ках. Существуют измерения: постановка / отлёт разномоментны – 0, 034 с на низкой скорости 13 км/час, 0,02 с на 16 км/час. (а на 10 км/час и того больше полагаю , около 0,050 с. Настаиваю на том, что эта поочередная постановка управляема.
По Вашему, она хаотична?
Далее, поработал с секундомером на айфоне. Одним пальцем – 0,045 до 0,055 с на произнесение "Цок-Цок". Tuch up кнопка – без механики тренерского секундомера, в четыре раза быстрее. Дробный отбой двумя пальцами – 0,06с, То есть тренировочная установка вполне адекватна. Без нажатия кнопки, без артикуляции ( мысленно) – то что надо для "растяжки" постановки палок.
В приведенной вами цитате авторы, подытоживая корреляции с максимальными скоростями ( а они определялись работой до отказа), отмечают, что "у более быстрых лыжников наблюдалась более синхронная постановка палок, что некоторым образом противоречит анекдотическим убеждениям, будто поочередная постановка позволяет лучше преобразовать усилия в продвигающие импульсы". То есть такие убеждения есть, но авторы считают их смешными.
Считайте, что и я их тоже придерживаюсь, исходя из аналитики кинограмм мировой элиты. Я с этими, с бегущими, они ведь фибрами чувствуют эффективность: (цену+качество) любой трансформации своих усилий. И на верхушках подъемов должны не падать, а продолжать гонку.
А у авторов, безмерно мной уважаемых, я беру для своей аналитики лишь результаты их измерений.Мнения о полезности или бесполезности тех или иных действий у нас и не обязательно должны совпадать. Я, ведь, излагаю не перевод статей, а свою, авторскую, аналитику "их результатов". Своих-то лабораторий нет.
И у них, и у Mykleblust упрямые цифры говорят о наличии асинхронности. И мировая элита упрямо её демонстрирует в гонках. А стало быть и в тренировках. И в прыжках и на дистанционных скоростях.
У вождя краснокожих ( "Отчего ветер дует? Оттого, что деревья колышатся!" была по-детски нарушена причинно-следственная связь.
То ли спортсмены быстрей бегут оттого, что палки одновременнее ставят? То ли палки начинают одновременнее ставить, когда их скорость становится выше? Я за второе предположение.
Многим кажется анекдотичной, кстати, и сама иноходь, так не свойственная человеческой ходьбе и бегу. Ну и что? Такова данность шага КОДХ в подъёмы: левая рука/левая нога...
Кстати, "бегущие" животные, в галопе никогда не ставят передние лапы одновременно. Всегда мимолетная “разлапка” и у лошадей, и у собак, и у гепардов (слонов не изучал). Это естественная амортизация удара постановки и удлинение шага.
Если все "экспериментальные" спортсмены в работах, на которые я ссылаюсь, ставят палки асинхронно и, судя по кинограммам, элита тоже упрямо не "хочет" одновременно палки ставить: только при крайней усталости или в укороченном прыжке, то каков должен быть вывод из приведенных работ и аналитики кинограмм?
В рекомендациях, на этом основании, я и указываю именно тренировать асинхронность,растягивать дистанционный шаг, отрабатывать "кистевую разручку". С приближением к мировой элите и ростом скорости забегания в подъемы временные интервалы постановки палок подсократятся с 0,04 с до 0,03 и даже до 0, 02 с. Но не исчезнут. Другое дело, Вы с этим не согласны.
Последняя работа А.Кодрашова по коньковым ходам датирована 198(6?) годом. А Краснова, каюсь, ничего по технике и не читал. Порекомендуйте.
Вы, тем временем, пока сюда бросится писать российская ЭЛИТА, прокомментируйте постановку палок "чайниками" на GIF 4, 5 , 7, 8, 9, 10. Только не пишите, что у них это получается как-то само.
Гораздо важнее в этом ходе, если рассматривать работу рук, это вопрос усилия на палки! Ведущая (толчковая, основная, разгоняющая) рука давит на палку намного сильнее, чем опорная (поддерживающая, не основная). Правильно ли это? И почему, когда ведущая рука устаёт, кто-то меняет руку, а кто-то нет? Значит ли это, что тот, кто не меняет руку толкается одинаково сильно обеими руками, а тот, кто меняет, нажимает сильно только на одну руку? И вообще, надо ли менять руку во время длииииинного подъёма? Вот, нас в спортшколе учили, что надо менять, но, однажды увидев по тв, что ни Дэли, ни Альсгорд руку не меняют, я забила на это и больше не меняла. Вот, что интересно в работе рук в этом ходе, а не "цок-цок", услышанное на роллерах....
50 лет, но каждому приходит время притормаживать с нагрузками . Да разве Каминский, Крамер, Лопухов-старший гоняются? И так ли это важно?. Все о чем я пишу, каждое движение и действие, не просто наблюдаю у спортсменов в жизни и на видео, но и откатываю на своей шкуре очень усердно, поверьте. В этом году меня приглашали консультировать тренеров и спортсменов мужской и юниорской сборных команд РФ по биатлону. По-моему, сотрудничество было удачным.
Кроме того, читаю лекции на семинарах и курсах повышения квалификации довольно большому количеству опытных, практикующих тренеров. Обсуждая с ними способы постановки палок, не встречал от них ни одного возражения.
Если вернемся к статье и прочтем внимательно, то увидим, что одновременная постановка палок – это вопрос вашей скорости . Если заходите в средний подъем 5–7º со скоростью 6 мин/км это вовсе не ошибка. Ваш темп – экономичный.
Дальше поднимать свою скорость надо не только за счет повышения частоты и силы отталкиваний, но удлинения шага,смягчения постановки основной лыжи и удержания правильного положения туловища. Если вы в состоянии забегать, делая по 5 мин на км и выше, пора "растягиваться" в шаге, действуя ногами, руками так как это описано в четырех статьях. В том числе делая разручку и ставя разгоняющую палку чуть позже. Почему - в статьях.
Стоя на подъемах на сборах и в летних соревнованиях биатлонистов, хорошо слышу и одновременные цоканья и двойные "ты-дынц". И параллельно наблюдаю некоторые характерные ошибки, скажем, у девушек 1998-2000 г/р – ошибки, связанные в том числе и с одновременной постановкой палок на относительно высоких скоростях.
Менять ли стороны, забегая в подъемы?
Элита бежит каждый своей коронной стороной. Меняют очень редко, при крайней усталости и на длинных подъёмах, или тактически сбивая с ритма пристроившихся сзади конкурентов.
Но на стадии становления спортивного мастерства надо тренировать обе стороны и переходы с одной на другую. Однажды придет время и вы, вдруг, почувствуете себя более уверенно на какой-то одной стороне. Её и "точите" в дальнейшем.
Надо сказать, что разгоняющая рука выполняет несколько большую, чем опорная, работу в шаге КОДХ в подъемы. Если по ходу она начинает "отстегиваться" раньше опорной - меняйте стороны, чередуйте нагрузку. Однажды почувствуете, что "вытягиваете" всю гонку на своей стороне, а до той поры –развивайтесь всесторонне. Особенно на тренажерах и амортизаторах.
Делать АНАЛИЗ подъемного КОДХ можно, например, для тех же Сундбю и Нортуга пять лет назад и сейчас. Какие произошли изменения в технике? Что универсально, а что совершенствуется и что именно тренировать? Чтобы прогнозировать развитие техники. И выделять универсальные элементы.
Где же выводы о влиянии угла подъема? Именно в нем основная разница изменения техники при переходе из равнинного в подъемный КОДХ.
Для меня эту статью трудно называть аналитикой – это скорее вербальное описание визуального представления индивидуальных особенностей техники. «Что вижу, о том пою» .
Михаил Рудберг 30.04.2017 21:22 Все о чем я пишу, каждое движение и действие, не просто наблюдаю у спортсменов в жизни и на видео, но и откатываю на своей шкуре очень усердно, поверьте.
Кроме того, читаю лекции на семинарах и курсах повышения квалификации довольно большому количеству опытных, практикующих тренеров. Обсуждая с ними способы постановки палок, не встречал от них ни одного возражения.
Если вернемся к статье и прочтем внимательно, то увидим, что одновременная постановка палок – это вопрос вашей скорости. Если заходите в средний подъем 5–7º со скоростью 6 мин/км это вовсе не ошибка. Ваш темп –экономичный. И параллельно наблюдаю некоторые характерные ошибки, скажем, у девушек 1998 – 2000 г/р ошибки, связанные в том числе и с одновременной постановкой палок на относительно высоких скоростях.
Противоречите своему предыдущему выводу: (29.04.2017 00:57 «предполагаете, что палки начинают одновременнее ставить, когда их скорость становится выше»). А 30.04.2017 в 21:22 именно это называете ошибкой "у девушек 1998 – 2000 г/р".
Может Вы просто не спрашивали коллег о возражениях?
Не особенно хотелось быть критиком. Но безапелляционность утверждений просто провоцирует
Все с чем не согласны Вы уже высказали, от слова со всем. Все, что я хотел Вам ответить - написано.
Ну а обсуждения автора, стиля, правдивости, компетентности и т.п. –это на форум. Открывайте там ветку и изливайте душу. Следующий пост не о технике - бан на 7 дней, ладно? Очень уж напоминаете одного радетеля чистоты рядов из предыдущих обсуждений.