Когда месяц назад я попытался спросить примерно тоже самое, то
откликнулисть лишь два человека - за что им огромное спасибо, остальные же отмалчивалсь:((.
(Ремонтировал лыжу, сломанную на Раковской просеке - где Ты меня с ней и видел)
Теперь по сути.
Не понял лыжи пенные или сотовые?
Рискну дать пару советов:
1. Верхний пластик нельзя резать ни в коем случае!!! - Будет намного тяжелее собрать лыжу,
так чтобы она была прочной, с гладкой (в мат смысле) скользячкой и нормально работала.
2. Делаешь как писал Анатолий Назаров - бормашиной (или еще чем) делаешь прорези в верхнем пластике и сотах и вставляешь туда ребра жесткости в разгончик,
сделанные из деревянных линеек - мне больше понравился вариант делать ребра жесткости из старых лыж - я, например, разобрал по кусочком старую
тису топ классик -
там внутри фанерные ребра жесткости - они как раз должны подойти.
Кстати позабавило, что ребра жесткости тиса делает с сучками - это как нарушение технологии или так надо?
Делать ребра из дюраля, текстолита и т.п. нет смысла - и дерева вполне достаточно.
3.Еще из технологии Назарова оценил идею прижимать все через оргстекло (оно должно быть толстое - от 5мм) -
к нему совсем не пристает клей и получается очень ровная поверхность.
4.Также очень понравилась идея (кажется Модеста) мерить эпоксидку медицинскими шприцами.
5.Если очень хочется разрезать верхний пластик, то делать это лучше не в месте излома, а под креплением - прочность будет выше,
хотя придется приклеивать длинный кусок
верхнего пластика. Но лучше все-таки его не резать.
6.Основная проблема, как мне кажется, склеить лыжу так чтобы она не сломалась снова, но уже в другом месте - рядом с местом старого излома,
а там где Ты ее склеишь она вряд ли сломается - так что думай как это лучше сделать.
Кстати у Анатолия Назарова есть интересные статьи по ремонту лыж в журнале Л.С. №28,29
Ребра жесткости – для сохранения формы. Основную нагрузку несут верхний и нижний пластики. Если сломались ребра – то, скорее всего, отслоился верхний пластик. Попробуйте залить немного эпоксидной смолы под пластик, распределить по поверхности, насколько это будет возможно. Залить эпоксидный клей в трещины на ребрах и все собрать с помощью струбцин и кусков оргстекла.
Если очень хочется поставить дополнительные ребра – делайте из ели или сосны. Береза (из линейки) не лучший вариант. Лучший – бальза, но вряд ли Вы её найдете.
При полимеризации клея держать лыжу вверх скользящим пластиком!
Из бальзы ни в коем случае, не выдержит она, слишком мягкая.
Так как ты сказал, треснет на первом же бугре.... я это уже проходил, а вот с ребрами держит любую нагрузку, и бугры и прямой удар и падения - все выдержало, катаюсь с двумя переломами, уже где-то 400км накатал - все классно, и главное, лыжи работают не хуже чем раньше!
Позволю себе не согласиться, ребра жесткости нужны обязательно, причем не в виде "реечек", а в виде линеек.
Основную нагрузку, видимо, действительно несет нижний и верхний пластик,
но без ребер жесткости - жесткость лыжи заметно теряется и она едва ли будет нормально работать - проверено.
Другой вопрос что восстанавливать жесткость лыжи можно по разному.
Кроме варианта с линейками, есть вариант с подкладкой дополнительного слоя пластика под верхний слой пластика на лыже -
так делал Терлецкий - можешь у него проконсультироваться. Можно также просто удалить часть развалившихся сот и залить это все эпоксидкой -
основная трудность здесь не залить эпоксидку на всю глубину лыжи, а только относительно тонким слоем (около 1см) сверху - но такая конструкция может несколько утяжилить лыжу.
Из бальзы боковинки Fisher делает (толщиной ~2мм). Прочности ни какой, но и нагрузки тоже…
Теперь представьте: к бальзовой пластинке, толщиной 2мм и плотностью 0.2 гр/см*см вы приклеиваете березовую толщиной 3мм и плотностью 0.6 гр/см*см и наваливаете кучу эпоксидной смолы (1см не много ли?).
Дополнение: Из нее же (бальзы) самолеты делают, и ничего – летают…
сейчас уже не помню из чего сделаны боковины на моих фишерах(RCS 98) , но они там явно не 2мм, и нагрузку несут.
Насколькоя помню, там боковины двухслойные - бальза+еще что-то, но могу и ошибиться.
Насчет 1см эпоксидки - здесь Вы, конечно, правы - надо смотреть насколько залиты по высоте соты и стараться заливать на такую же высоту,
кажется, что при таком варианте ремонта ребра жесткости ставить нет смысла - хотя сейчас я бы так делать не стал - технология Назарова нравится больше,
но как вариант? Лыжи заклеенные таким образом прошли после ремнота больше 1000км и ездят у меня до сих пор,
а вот глубина заливки сот зависит от того, где эти соты находятся - под колодкой совсем не доли мм, м.б. кто-то скажет точнее, но соты также залиты на некоторое расстояние вперед и назад от колодки. А вот в ближе к носку лыжи соты действительно не залиты - к ним просто приклеен верхний пластик. К тому же допускаю что это зависит еще и от модели лыж.
Соты лишь приклеиваются к пластику, большая толщина клея не нужна. Под колодкой у Fisher действительно есть заливка из смеси смолы с наполнителем от 1 до 10 мм (толщина зависит от непонятно чего (от того, что Бог пошлет)). Это нужно только для того, чтоб винты вкрутить.
Лыжи Моротто ремонтируются без особых затруднений. У них слабенький верхний пластик, который легко проходится бормашинкой. Закрепляешь на краю стола лыжу, крепишь струбциной на расстоянии примерно 4-5 мм от краев направляющую (можно линейку) и делаешь канавки для установки в них ребер жесткости. Делается это прямо сверху, не разрезая и не поднимая верхний пластик. Длина крайних ребер может быть примерно 15 см. Внутренние ребра чуть короче, около 10 см. Или наоборот, крайние - короткие, внутренние - длинные.
Если нет бормашинки, некоторые делают болгаркой, маленькой; а края как-то подбирают.
Затем подгоняешь по размеру ребра жесткости.
Далее тебе потребуются: две полоски из оргстекла, для прижима и два деревянных бруска с профилем боковой поверхности (выпилишь ножовкой или лобзиком из доски, толщина 1 см достаточно); и минимум семь струбцин: четыре сверху и три сбоку. Бруски обматываешь скотчем. Устанавливаешь в холостую ребра, а затем верхнюю поверхность выравниваешь наждачкой, примерно 100 мкр, снимая и глянец. Краску можно не трогать. Снимаешь ребра, обезжириваешь поверхность ацетоном, разводишь клей, смазываешь им канавки и ребра (не льешь!!!!!!!!) и устанавливаешь ребра в канавки. Затем все собираешь. Первая струбцина верхняя крайняя. Затем все верхние попорядку, до конца не тянешь. Затем боковые почти до конца. Затягиваешь крайнюю верхнюю и и две другие. Клей постепенно будет выдавливаться, подтянешь боковые. Ставишь на пол у стены. Включаешь на расстоянии примерно 40 см тепловую пушку и направляешь на место склейки. Температура градусов 60-70. Время сушки 4-12 часов, затем струбцины снимаются.
Сверху и снизу делать ничего не надо. С боков обдираешь лишнее наждачной бумагой на бруске. Вот и все. Как получится напиши, успехов, Анатолий Назаров.
Честно говоря, я уже спрашивал про это, и вы отвечали, но я не понял ответа:
Что делать с боковиной у мадшуса? Ведь кроме ребер жесткости (как я понял, они обеспечивают прочность отремонтированнных лыж), надо что-то подклеить сбоку, где боковина отломилась и пластик висит примерно на 1 мм, причем так, чтобы эта конструкция выдержала и на этом канте можно было ехать. Например, годится та же линейка, сошкуренная до нужной толщины? Какие тут могут быть особенности технологии, чего нельзя делать? Еще вопрос про ребра жесткости: какое минимальное количество можно поставить, если повреждена только одна боковина, и я не хочу менять жесткость лыжи - у меня классический мадшус с жесткостью 60% моего веса? В журнале ЛС 28 пример с использованием четырех линеек, но там коньковая лыжа длиной 192 - намного жестче. У меня есть тонкая фанера от авиамодельного конструктора, может использовать ее, будет не так жестко?
В той статье все подробно описано и показано, но там случай с лыжей с неповрежденной боковиной.
При ремонте я практически всегда ставлю либо четыре, либо два ребра.
В мадчусах за местом установки креплений или спереди от них крайними делаю короткие, а внутренние - длинными. Ты понимаешь почему, дальше изменяется форма лыжи.
Если у тебя отлетел кусок - это неспроста. Как минимум до середины пена отстала от скользячки. Если просто залить клеем и прижать, держать не будет, пена с пеной не соединяются прочно. Значит, первое ребро крайнее около скола, а второе ближе к середине. Одно чуть длиннее другого. И выбери из пачки качественные линейки (можешь применить и фанеру, но фанера вариант не лучше. Это другой разговор).
Что касается заделки боковины, то здесь ты прав, можно из той же линейки. Шпаклевать или заливать эпоксидкой получится толстый слой, и в работе отлетит, или будет скалываться.
Можно попробовать положить нетолсто Поксипол 10 минут. Там два компонента. Их соотношение меняет эластичность. Поксипол продается и прозрачный. Я иногда им заделываю боковые поверхности лыж.
Маленькие детали.
Когда у тебя все будет готово, чтобы вид у лыжи не портился, все, что не участвует в склейке закрой липкой лентой (скотчем, потом легко снимешь). Боковину тоже можешь закрепить скотчем, аккуратно.
Еще. В отличии от других лыж к лакокрасочному покрытию у Мадчусов очень плохо пристает эпоксидка. Не расчитывай, что если лишнее попадет на лак и будет держаться - не будет, придется снимать.
Обязательно хорошо зачисти место склейки. Лучше чем-нибудь типа круглой фрезы небольшого диаметра и наждачной бумагой, она хорошо царапает. К крайнем случае просто наждачной бумагой. Обезжиривание ацетоном.
При установке ребер не должно быть никаких лишних допусков, подгоняй по возможности точно.
Спрашивай, если непонятно.
Если уж совсем глухо, я поищу ранее отремонтированный Мадчус и вышлю фото.
Анатоли,здравствуйте! Сломал Fisher RCS (43 см. от носка).Верхний пластик почти не порван.Нижний пластик не повреждён также.Сломались только рёбра жёсткости и отслоился верхний пластик.Как лучше поступить с ремонтом?Гле можно найти Ваши статьи о ремонте лыж в электронном виде.Спасибо.
Коллеги, есть такая проблема - отслаивание пластика в области носка на классических лыжах. Дома нашёл клей полиуретановый для ремонта пластиковых изделий "MANNOL 9918 2K-PUR". Подскажите, можно ли использовать такой клей? Описание проблемы и клея здесь: http://www.skisport.ru/people/photos/184972/
в двух местах, примерно в 40 и 50см от ЦТ ближе к носку.
верхний и нижний слой не повреждены.
Внутри лыжи только боковые ребра жесткости (сломаны)
и сотовая структура (немножко помята).
Первый приходящий в голову вариант - распилить верхний
слой, вставить ребра жесткости, далее по тексту в форуме.
Но резать жалко.
Поэтому вопрос. Насколько реально обойтись без
разрезания верхнего слоя?
И про ребра. Насколько они должны быть прочными и гибкими?
Какой из вариантов
- 2 деревянные линейки.
- 4 деревянные линейки.
- 2(4) дюралевых пластинки.
- дюралевый уголок.
Кажется оптимальным? Заранее большое спасибо.