Желающим совершить самостоятельное путешествие на Биркен адресую свое повествование!
Наступило 18 марта и наша замечательная команда лыжников-любителей "Токсово Ски Тим" в составе Димитрия, Олега и меня выдвинулась на одно из самых известных в мире лыжных соревнований - Биркебайнерреннет. Как обычно, помимо гонки планировалась небольшая культурная программа. Подготовка, как обычно, оставляла желать много лучшего, но тут уж ничего не поделать. Полноценно тренироваться и при этом много работать, уделять достаточно времени второй половине и родным - может, это и возможно, но я пока не придумал как. Перелет "туда" был Эстонскими авиалиниями, с пересадкой в Осло. Авиалинии отличные, не такие прижимистые как АйрБалтик. По прилету выяснилось, что наша машина от прокатной конторы Enterprise находится на расстоянии автобусной поездки стоимостью 70 крон. Отправили Димитрия. Через некоторое время Димитрий обнаружился пешком, а машина - на платной парковке. Найти путь сразу к терминалу у него не вышло, и пришлось выложить еще немного крон. Вот так слухи о норвежской дороговизне начали подтверждаться буквально с первых минут Не без труда нашли и квартиру. Устав после всего этого, выпили вина из дьютика, сварили макароны, опять выпили вина и легли спать. Первое в моей жизни норвежское утро началось рано, часов в 8. После нехитрого завтрака пошли гулять. Первая остановка - музей кораблей викингов - оказался буквально в минуте ходьбы. Олег не пожалел 80 крон и отправился на экспозицию, мы же с Димитрием решили удовлетвориться фоторепортажем. Потом хотели было осмотреть музей под открытым небом истории норвежской архитектуры, но там все было еще дороже и мы поехали смотреть Осло. Город оказался очень симпатичным, ухоженным, похожим на Хельсинки и Стокгольм и очень дорогим. О посещении каких-то кафе мы вообще не думали - купили в магазине хлеба с сыром и мяли его на лавочке в порту Много фотографировали, благо что памятники разным мужчинам, женщинам, животным и еще много кому в Осло находятся буквально повсюду. Отрезвил наше возвышенное состояние счет за трехчасовую парковку из 210 крон. После знакомства с норвежской столицей, подались в Холменколлен - смотреть музей истории лыж. Музей оказался отменным - интересная экспозиция, редкие экспонаты, очень советую каждому лыжнику. Тут же поднялись на знаменитый трамплин - сделали несколько фотографий. Вид там, конечно, захватывающий. После музея направились к месту событий - в Лиллехаммер. Навигатор глючил, не хотел вести нас в Хакан Холл, но, хотя бы показывал его на карте. Наконец пробрались к нему, пошли за номерами. Наши с Димитрием номера оказались здесь, а Олега - в Рене. Получив номер и заглянув в магазин Киви (в одном шаге от Хакан Холла) направились в сторону коттеджа в Хундерфоссен. Коттедж оказался очень приличным, с кухонкой, жк-телевизором, обеденным столом, диваном. Кровати двухъярусные - две штуки. Единственный минус - не было обычной микроволновки. Легли спать достаточно рано. Утром решили осмотреть Лиллехаммер. Направились в Хакан Холл, поставили там машину (возможно, это единственная бесплатная парковка в городе), заглянули внутрь - не дают ли чего, и отправились смотреть достопримечательности. Как и ожидалось, Лиллехаммер оказался обычным скромным европейским городком, с одной центральной улицей. Много спортивных магазинов, но все дорого - лучше покупать в Питере. Какого-то эксклюзива нет. Перекусили рыбкой и булочками прямо на улице на какой то лавке. За 300 грамм лосося и 6 маленьких сереньких булочек получилось около 100 крон. Наведались в кирху - очень скромная - отчалили в сторону коттеджа. По пути заглянули посмотреть санно-бобслейную трассу Олимпиады. Никого нет, трасса в порядке. Оставшееся время до вечера готовили обед, лыжи и рюкзаки. Держание готовили по рекомендациям swix: грунт vg35, потом v30 также под утюжок, потом 3 слоя vr40, и 3 слоя vr45. Такую сложную смазку я делал впервые в жизни скольжение мы сделали еще в Питере - lf -4..+1. Обсудили предстартовый расклад, решили вставать в 4 утра, и, в связи с этим, рано легли спать. И вот, наступил этот долгожданный день! Сегодня нам суждено было принять участие в одной из самых известных лыжных гонок мира! Встать ради этого пришлось в 4 утра. Позавтракав растворимой кашей и чаем с печеньем, сели в машину и поехали в Рену. С утра стало понятно, что погода сделала лыжникам королевский подарок - безоблачную и безветренную погоду. Думаю, такая погода в этих местах бывает насколько раз за год, а на Биркебайнере - раз в 10 лет Ехать до Рены получилось 2 часа, в начале восьмого мы уже на месте были. Организовано там все отлично - ставишь машину, идешь 1 минуту до Биркенхалла. Олег благополучно получил свой номер (очень много людей получали номера в Рене), потом также 1 минуту идешь до автобуса до старта. Автобус (бесплатный, к счастью), едет до старта 5 минут. В брошюре было указано что 30 минут, это, видимо, с большим запасом. Время старта у нас у всех было разное, Димитрий отчалил первым, потом Олег. Я оставался в Биркенхаллене до 8.20 (старт моей волны был в 9.25). В Биркенхаллене есть всё. Можно поесть, попить, купить что-то, если что-то забыл (работает полноценный спортивный магазин), нет очередей к туалетам. Тут же весы для рюкзаков - мой оказался почти эталонным весы покачались-покачались и склонились куда надо. Перекрестившись, отправился в автобус. Если вы биркебайнеровским утром забыли попить-поесть, подготовить лыжи, а то и сами лыжи - все можно исправить прямо на стартовой поляне. В палатке Энервита из огромной цистерны наливаете себе изотоник сколько надо, в палатке АХА едите быстрорастворимую кашу. Тут же примерно 20 сервисных столов на две лыжи, возле каждого стола - смазочный утюг, подключенный к какому-то космического вида удлинителю. Все бесплатно, в свободном доступе. Допускаю, что к этому всему великолепию скапливаются большие очереди из стартующих в первых волнах - у меня, в 17й волне все было более-менее спокойно. Что мне очень понравилось на Биркене - так это волновой старт. Организовано идеально. Народ стартует с огромной стартовой поляны из своих загонов, четко по часам. Я специально обратил внимание - наш загон открылся ровно в 9.06, как было указано на сайте, а старт состоялся ровно в 9.25. Очевидный плюс такого волнового старта - отсутствие толкотни и нервозности, присущей Васалоппету, отсюда меньшая вероятность поломки инвентаря, меньше вероятность упахаться в первый же подъем. Второй классный момент на Биркене - это трасса. Она обалденная. Очень красивая, широкая, жесткая, идеально подготовленная. В самых узких местах 4 лыжни, в самых широких - 9..10, в среднем 7. Конечно, многое зависело о погоды, но все равно труд организаторов впечатлил. О спортивной стороне скажу кратко - как мог так и пришел - результат около 6 часов - точное отражение моих возможностей на данный момент. Держание лыж было отличным - рекомендации swix попали в точку. А вот скольжение не радовало. Многие объезжали на спусках. Дело, наверно, не столько в парафине, сколько в моем весе + весе рюкзака. Лыжи сильнее обычного продавливаются, и держащая мазь тормозит о снег. Питание на точках скромное, по меркам остальных, пройденных мною марафонов. На первом вообще только вода и изотоник, потом появились бананы и какие-то нарезанные булочки. Так до последнего ПП никакого разнообразия и не появилось. Питание на финише - это самый настоящий отстой. Конвертик 300 мл с "восстановительным" напитком, напоминающим по вкусу сладкое молоко, два яблока, невкусная (даже после марафона) сосиска, суп на дне стакана (150 гр, не больше) и маленький пакетик дрянных чипсов. Все это - стоя под открытым небом. Ни лавок, ни столов - ничего в помине нет. Я, честно говоря, опешил. Ни в какое сравнение с тем же Васалоппетом и, особенно, Трансжурасьеном не идет. На память дают значок, а тем, кто побыстрее - рюмку. Димитрий, к сожалению, чуть-чуть не успел. После финиша автобус везет к Хакан Холлу. Рядом можно оставить лыжи на хранение, и пойти забрать вещи, сданные на старте "в багаж". Тут еще один огромный минус Биркена. В отличие от многих других марафонов, где вы со стартовым номером получаете большой пакет для вещей, норвеги на этом сэкономили. На вещи просто клеится наклейка, а потом вы их забираете у Хакан Холла, в том виде, в котором сдали -- из грязной лужи. Да-да, вещи кладут прямо на землю, в воду и грязь. Это тем более удивительно, при том что в 50 метрах рядом есть большое футбольное поле с искусственным покрытием, где вещи были бы гораздо чище. Встречались с ребятами мы в Хакан Холле. Еще накануне решили, что Димитрий после финиша отправится на автобусе в Рену и пригонит машину обратно. После встречи - в Киви, затарились восстанавливающим норвежским пивом и поехали отдыхать в коттедж, обсуждая гоночные перипетии. Поспать решили подольше, чем вчера Торопиться было некуда, самолет улетал только в 19.20 Не спеша позавтракали, собрали вещи, упаковались в авто. Сначала заехали в Киви, где я намеревался прикупить полюбившегося карамельного сыра, но не тут-то было. Киви оказался закрыт, как, видимо и все остальные магазины города. Несолоно хлебавши покатили в Осло. В программе было посещение Олегом музея зодчества, перекус, сдача авто обратно в прокат и отлёт в СПб. До Осло добрались часа за три, погода по сравнению со вчерашним днем посерела, а к Осло и вовсе насупилась: подул ветер, повалил мокрый снег. Тем не менее, наш любитель искусства уделил полтора часа музею, а я нашел работающий магазин и купил заветного сыра Перекус состоялся на заправке - слопали по салату за 65 крон. Несмотря на заявленные 500 ккал, особого эффекта салатик почему-то не дал, а приобретать еще супербургер за 80 крон жаба не позволила Настоящим приключением стала сдача авто в прокатную контору. Напомню, машину мы брали в неведомой конторе Enterprise. Как я уже говорил, находится она на некотором отдалении от терминала аэропорта, а именно в 5 км. Не желая раскошеливаться на автобус (70 крон за билет), отправили одного Димитрия, который основательно поплутал, и только каким-то чудом встретив нашу соотечественницу, которая проводила его куда надо, сдал наконец машину. Тем, кто захочет арендовать машину в этой конторе стоит основательно подготовиться! Погуляв по аэропорту и прикупив еще сыра сели в самолет, и, транзитом через Ригу добрались до Питера. Вот такое вот путешествие!
Краткое резюме по Биркену Понравилось: трасса, волновой старт, отсутствие "чайников" на лыжне, антураж. Не понравилось: Безумная дороговизна всего и вся, недостаточная информативность (почти вся информация на норвежском, на английском - минимально, нигде в Хакан Холле нет указателей где находится душ, проштамповка паспортов WL и другие мелочи), экономия организаторов на участниках (стартовые наборы без пакетов, откровенно плохое питание), отсутствие в продаже сувениров и вещей с символикой мероприятия.
В заключение, возьму на себя смелость дать несколько советов будущим участникам Биркена, которые мне самому бы очень пригодились: 1) селиться советую в том же месте где и мы (это и организаторы Биркена советуют, кстати) - Hunderfossen Cottages. От финиша 20 км, что очень хорошо 2) прихватить с собой на старт большой пакет для вещей, который сохранит их в чистоте и сухе; 3) в рюкзак на гонку положить помимо теплой одежды вкусную еду. Прямо на финише есть лавки и костры, где это можно с удовольствием съесть, переодевшись в ту самую теплую сухую одежду; 4) если бы у меня был небольшой надувной матрас - я бы его взял. На нем можно поваляться как в Рене в Биркенхаллене, ожидая своего старта, так и на финише в Хакан Холле, ожидая своих.
мне понравилась. Очень в жилу был томатный суп, помню выпил его не одну чашку. Какой-то сок, яблоки давали, в том числе, с собой. Еще всякая другая еда, не помню точно. Но мне показалось неплохо, особенно острый томатный супчик после гонки шел хорошо. Спортивная часть, безусловно, хороша. А протоколы, с разной информацией по отсечкам, в том числе можно посмотреть по номеру себя любимого на видео на отсечках. Нигде такого нет. Ну и рюмки тоже неплохой стимул: заехал или нет, а если да, то с каким запасом. А дороговизна, действительно, угнетает. Также, кстати, как и на Энгадине в Швейцарии.
Весной такая погода в этих горах стоит большее количество времени:) И Бирка частенько проходит в таких условиях. В прошлом году такая же была, не считая порывов ветра, из-за чего и отменили. Питание на финише-то, что вы написали можно подходить и брать сколько угодно. Хотя я удовлетворился несколькими пакетиками "сладкого молока"-это восстановительный напиток с витаминами и аминоскислотами, самое лучшее, что может быть сразу после марафона. Нормальная еда-через часок. когда организм остынет от нагрузки. Машину можно ставить у того же киви в паре минут от ХХ. Мешок давали на выдаче, но не автоматически, а спрашивали нужен или нет. Видимо, вы не поняли. Норвежская специфика-они везде таскаются с непромокаемыми прочными баулами, которым хоть вода, хоть грязь-ничего, обтер и порядок. Селиться можно гораздо ближе и удобнее к финишу, да и у старта размещения полно. Хундерфоссен-далеко. Спортивного лыжного эксклюзива в магазинах Лиллехаммера хватает, не буду перечислять, но поверьте это так.
В данном случае речь о погоде. Возможно именно на день гонки это была самая идеальная погода за все перечисленные годы. Но в конце марта-начале апреля таких дней там полно. Это я ответил на фразу, что "такая погода в этих местах бывает насколько раз за год".
sss, так понимаю опыта нахождения в тех краях у Вас не занимать
24.03.2015 09:47
Не могли бы Вы более подробно написать где конкретно в Лиллехамере можно бюджетно остановиться и какой "эксклюзив" есть в спорт.магазинах. Информация, подозреваю,будет достаточно полезная, поскольку, не относя себя ни к компьютернвым ,ни к лингвистическим кретинам,не нашел ни того, ни другого
Снимали тут: https://www.airbnb.ru/rooms/3178279 Не то, чтобы супер-бюджетно, получилось на 3 ночи 320 евро на четверых. Зато в 15 минутах ходьбы от Хакон-холла. Вопрос к знающим людям: за что рюмку на Бирке дают? А то вроде во время медали уложился, а в Хакон-холле дали два диплома и серебряный значок.
при получении диплома дали рюмку со словами, что уложился в 25% (видимо, от времени победителя в возрастной группе), но знающие люди говорят, что считается среднее время первых пяти финишировавших в каждой возрастной группе и вот если вы попадаете в это время +25% и в 25% от числа заявленных участников в группе, то получаете рюмку. Значок и диплом к нему дают, видимо, при попадании во время победителя в возрастной группе + 50%.
У Вас же финишное время меньше времени, указанное в дипломе. И еще там дают два значка - один на финише всем подряд, а второй вместе с дипломом в Хаконс-холле... На дипломе даже написано по-моему что-то типа Markstid, т.е. знак. Знающие норвежский могут поправить.
Время первой пятерки (без элиты) в моей группе около 2:52, плюс 25% дает 3:35. А в тиддиплом отсечка на 3:42. Т.е. либо коэффициент 1,3, либо не пятерку в группе берут, а больше
Рюмку дают за попадание в первые 25% от количества участников в возр. группе, при условии попадания еще и в "медальный" норматив (об этом ниже). Я не знаю, считаются ли финишировавшие участники, или все вообще.
"Медальный" норматив - 125% от среднего времени лучшей пятерки в возрастной группе, при этом результаты стартующих в элите не учитываются, то есть фактически норматив определяется не по лучшей пятерке. Понятно, что чем старше группа, тем меньше представителей она делегирует в элиту, и тем жестче оказывается этот норматив. За 1, 5, 10 и т.д. выполнение "медального" норматива дают маленькие сувениры, но желтые штаны не заработать... http://www.birkebeiner.no/en/MainMenu/Events/Cycle/Birkebeinerrittet/Birkebeiner-medal/ От меня Gold Medal ускользает второй раз подряд. Впору на след. год просить номер "SPONSOR".
Раньше сайт Бирки был намного инфоративнее, инфа оттуда.
Эту инфу я видел. Смутило только то, что это висит в разделе вело-бирки. Вот, к сожалению, про 25% по количеству там не написано... Эх, жалко.. До рюмки всего нескольких минут не хватило. придется серебряным значком довольствоваться
для получения рюмки. Не помню уже деталей. Но там есть и время победителя в группе, время претендента, вроде и число спортсменов в группе и место в группе. Все не так просто, как на Трансжу и Васе. Но, вероятно, более справедливо и интересно. Стимулирует и более старшие возрастные категории. Так, будучи в 2013 в группе М8, заехал в рюмку с запасом в 40 мин., а мой молодой напарник из группы М3, выиграв у меня 16 минут, заехал в рюмку с запасом всего лишь в 20 минут. Слегка утешает, хоть в чем-то обыграл его В одном из дипломов второе время на отсечках, как мне объясняли, как раз и показывает лимит попадания в рюмку. К рюмке добавляют еще какой-то значок.
Мы ездили впятером из Москвы и жили с вами в одном отеле, но не пересеклись На старт мы добирались на автобусе организаторов за 400 крон с человека. Удобно тем, что потом за машиной возвращаться на старт не надо.
Насчет питания полностью согласен, крайне неорганизованно на финише это все и действительно невкусно. Из напитков была только холодная вода, и какой-то спонсорский холодный коктейль. Только мне показалось, что никого это вообще не смущает. Если на следующий год организаторы решат увеличить стартовый взнос в 2 раза и отменят пункты питания, то людей это не остановит, а то и наоборот больше привлечет. Все-таки есть какая-то дикая энергетика в этой гонке и ее участниках, что-то первобытное, что было в тех Биркебейнерах, которые в 1206 году прошли этот путь с королем за плечами.
Да, питание меня тоже разочаровало. И даже не тем, что разнообразия не было (фиг с ним), а тем, что не было ничего соленого. У меня судороги начались и соль очень нужна была, у каких-то болельщиков нашлась И с собой бутылка с регидроном была. А так бы совсем тяжело. Но это питание, видимо, фишка норгов. Кому что надо, все с собой. Это все фигня: трасса была идеальна. И да, мне тоже очень понравился волновой старт - очень спокойно и понятно. С пактом для вещей мне повезло, с собой был мусорный пакт и он меня спас Жил я в Хамаре, уже второй год - мне нравится там. Ехать до старта не так далеко. К Осло поближе.
Спасибо Роман! Отличный отчет - быстрый и полезный. Я участвовал в этом году в 5-й раз. С погодой фантастически повезло! С питанием на финише, там и сосиска в лепешке и суп без ограничений. Мне хватило по одному разу. Но поскольку вы впроголодь питались, понимаю ваше желание:). За последние 10 лет гонку дважды отменяли по погодным условиям. Причем в 2007 году была такая-же солнечная погода, а наверху всех участников развернули и отправили на старт. Ветер был такой что льдинки которые отрывало с трассы били по ногам как пули. Два эстонца сняли номера, обошли маршалов и поехали. К финишу у них все лицо было в кровь иссечено. Сказали что едва доехали. А тех участников, которые спустились вниз, ждал сюрприз: вещи-то увезли на финиш. И тем, кто вместо одежды в рюкзаке возит: желтые страницы, гречку, щебенку, пришлось два часа на морозе ждать пока вернут мешки со старта. Я не кошмарю, а описываю реальную ситуацию. Организаторы рекомендуют в рюкзак брать теплые, сухие вещи. Я например, беру разминку, сухое термобелье, перчатки, шапочку, полотенце и обувь. Т.е. ничего в багаж не сдаю. Размер рюкзака, если он хорошо подогнан, не имеет значения. Я бегал и крошечным 8-литровым. Вес-то одинаков - 3500 грамм. Про дипломы и рюмки. Вы получили Tiddiplom, его выдают всем участникам. Диплом, выдают за 1-й раз участия. А в последующем Диплом и рюмку дают тем, кто показал 25% среднего времени лучших 5 участников вашей возрастной группы, и второе условие - попал в 25% количества участников в вашей возрастной группе. По первому показателю на трассе гонки в 3-х местах стоят табло. На которых отражено время ваших лидеров и время с которым вы должны проходить этот отрезок, чтобы попасть в медальный зачет. Эти же показатели отражены на вашем Tiddiplome. Норвегия дорогая страна. Мы на машине и максимум везем с собой: мультиварка, гречка, пшенка, овсянка и вино из ДютиФри.
Я последние 2 раза так ездил. Ночь в ночлежке в Рене (их много), потом со всеми вещами на старт, 2-я ночь в Лиллехаммере. Желательно налегке ехать. В "ночлежке" - чисто, тихо, все что нужно - есть, можно вечером съесть свой ужин в столовой (утром там будет завтрак). Повязку на глаза, снотворное и высыпался отлично. Публика тихая, уважительная, никаких проблем. Как-то видел статейку, как кто-то из топ-менеджмента некой крупной фирмы решился на такое приключение, нормально. Расплачиваешься толикой комфорта в обмен на лишние 1-2 часа сна. Мне это важно. По ценам. В Рене накануне гонки все дорого. В 2010г комнату на 1 удалось найти за 700 крон (получилось с полным пансионом), а в ночлежке - вроде 350.
Езды действительно меньше. Как до Рены из Осло добраться ? Лыжи, как я понимаю, там тоже можно сделать. А поужинать есть где (если не свое) ? Завтрак хороший ?
Эх, вот был бы самолет в день гонки вечером - было бы идеально. У эстонцев так.
Осло-Рена - поездом. Продается билет до Рены, но с пересадкой в Хамаре. От Хамара до Рены идет небольшой поезд и ходит он редко, билеты с местами и покупать лучше заранее, за пару месяцев. Есть еще автобус Osterdalen express, но он теперь от а/порта уходит очень поздно, где-то в 21. Лыжи. Если имеете в виду платный сервис - да, конечно, есть. А вот самому - проблемно, скорее всего, придется как-то импровизировать на улице. Там, где я ночевал, лыжи вообще заносить в помещение запретили, оставляли на ночь на улице. Опытный народ пристраивал струбцины к каким-то перилам и орудовал газовыми горелками. Я обычно парафин и грунт кладу дома. Насчет кафешек - не знаю, вопрос не изучал. Завтрак нормальный - овсянка, яйца, нарезка какая-то, джем..
Лыжи можно прямо на старте готовить, там полно столов и утюгов. Правда, если стартовать из первых волн, времени на это будет в обрез, к тому же там с раннего утра наверно очереди А вот если стартовать из волны 15+, то никаких проблем
Наступило 18 марта и наша замечательная команда лыжников-любителей "Токсово Ски Тим" в составе Димитрия, Олега и меня выдвинулась на одно из самых известных в мире лыжных соревнований - Биркебайнерреннет.
Как обычно, помимо гонки планировалась небольшая культурная программа.
Подготовка, как обычно, оставляла желать много лучшего, но тут уж ничего не поделать. Полноценно тренироваться и при этом много работать, уделять достаточно времени второй половине и родным - может, это и возможно, но я пока не придумал как.
Перелет "туда" был Эстонскими авиалиниями, с пересадкой в Осло. Авиалинии отличные, не такие прижимистые как АйрБалтик.
По прилету выяснилось, что наша машина от прокатной конторы Enterprise находится на расстоянии автобусной поездки стоимостью 70 крон. Отправили Димитрия. Через некоторое время Димитрий обнаружился пешком, а машина - на платной парковке. Найти путь сразу к терминалу у него не вышло, и пришлось выложить еще немного крон. Вот так слухи о норвежской дороговизне начали подтверждаться буквально с первых минут
Не без труда нашли и квартиру. Устав после всего этого, выпили вина из дьютика, сварили макароны, опять выпили вина и легли спать.
Первое в моей жизни норвежское утро началось рано, часов в 8. После нехитрого завтрака пошли гулять.
Первая остановка - музей кораблей викингов - оказался буквально в минуте ходьбы. Олег не пожалел 80 крон и отправился на экспозицию, мы же с Димитрием решили удовлетвориться фоторепортажем.
Потом хотели было осмотреть музей под открытым небом истории норвежской архитектуры, но там все было еще дороже и мы поехали смотреть Осло.
Город оказался очень симпатичным, ухоженным, похожим на Хельсинки и Стокгольм и очень дорогим. О посещении каких-то кафе мы вообще не думали - купили в магазине хлеба с сыром и мяли его на лавочке в порту Много фотографировали, благо что памятники разным мужчинам, женщинам, животным и еще много кому в Осло находятся буквально повсюду. Отрезвил наше возвышенное состояние счет за трехчасовую парковку из 210 крон.
После знакомства с норвежской столицей, подались в Холменколлен - смотреть музей истории лыж. Музей оказался отменным - интересная экспозиция, редкие экспонаты, очень советую каждому лыжнику. Тут же поднялись на знаменитый трамплин - сделали несколько фотографий. Вид там, конечно, захватывающий.
После музея направились к месту событий - в Лиллехаммер.
Навигатор глючил, не хотел вести нас в Хакан Холл, но, хотя бы показывал его на карте. Наконец пробрались к нему, пошли за номерами. Наши с Димитрием номера оказались здесь, а Олега - в Рене.
Получив номер и заглянув в магазин Киви (в одном шаге от Хакан Холла) направились в сторону коттеджа в Хундерфоссен.
Коттедж оказался очень приличным, с кухонкой, жк-телевизором, обеденным столом, диваном. Кровати двухъярусные - две штуки. Единственный минус - не было обычной микроволновки.
Легли спать достаточно рано.
Утром решили осмотреть Лиллехаммер. Направились в Хакан Холл, поставили там машину (возможно, это единственная бесплатная парковка в городе), заглянули внутрь - не дают ли чего, и отправились смотреть достопримечательности.
Как и ожидалось, Лиллехаммер оказался обычным скромным европейским городком, с одной центральной улицей. Много спортивных магазинов, но все дорого - лучше покупать в Питере. Какого-то эксклюзива нет.
Перекусили рыбкой и булочками прямо на улице на какой то лавке. За 300 грамм лосося и 6 маленьких сереньких булочек получилось около 100 крон. Наведались в кирху - очень скромная - отчалили в сторону коттеджа. По пути заглянули посмотреть санно-бобслейную трассу Олимпиады. Никого нет, трасса в порядке.
Оставшееся время до вечера готовили обед, лыжи и рюкзаки.
Держание готовили по рекомендациям swix: грунт vg35, потом v30 также под утюжок, потом 3 слоя vr40, и 3 слоя vr45. Такую сложную смазку я делал впервые в жизни скольжение мы сделали еще в Питере - lf -4..+1.
Обсудили предстартовый расклад, решили вставать в 4 утра, и, в связи с этим, рано легли спать.
И вот, наступил этот долгожданный день! Сегодня нам суждено было принять участие в одной из самых известных лыжных гонок мира!
Встать ради этого пришлось в 4 утра. Позавтракав растворимой кашей и чаем с печеньем, сели в машину и поехали в Рену. С утра стало понятно, что погода сделала лыжникам королевский подарок - безоблачную и безветренную погоду. Думаю, такая погода в этих местах бывает насколько раз за год, а на Биркебайнере - раз в 10 лет
Ехать до Рены получилось 2 часа, в начале восьмого мы уже на месте были. Организовано там все отлично - ставишь машину, идешь 1 минуту до Биркенхалла. Олег благополучно получил свой номер (очень много людей получали номера в Рене), потом также 1 минуту идешь до автобуса до старта. Автобус (бесплатный, к счастью), едет до старта 5 минут. В брошюре было указано что 30 минут, это, видимо, с большим запасом.
Время старта у нас у всех было разное, Димитрий отчалил первым, потом Олег. Я оставался в Биркенхаллене до 8.20 (старт моей волны был в 9.25). В Биркенхаллене есть всё. Можно поесть, попить, купить что-то, если что-то забыл (работает полноценный спортивный магазин), нет очередей к туалетам.
Тут же весы для рюкзаков - мой оказался почти эталонным весы покачались-покачались и склонились куда надо. Перекрестившись, отправился в автобус.
Если вы биркебайнеровским утром забыли попить-поесть, подготовить лыжи, а то и сами лыжи - все можно исправить прямо на стартовой поляне. В палатке Энервита из огромной цистерны наливаете себе изотоник сколько надо, в палатке АХА едите быстрорастворимую кашу. Тут же примерно 20 сервисных столов на две лыжи, возле каждого стола - смазочный утюг, подключенный к какому-то космического вида удлинителю. Все бесплатно, в свободном доступе. Допускаю, что к этому всему великолепию скапливаются большие очереди из стартующих в первых волнах - у меня, в 17й волне все было более-менее спокойно.
Что мне очень понравилось на Биркене - так это волновой старт. Организовано идеально. Народ стартует с огромной стартовой поляны из своих загонов, четко по часам. Я специально обратил внимание - наш загон открылся ровно в 9.06, как было указано на сайте, а старт состоялся ровно в 9.25.
Очевидный плюс такого волнового старта - отсутствие толкотни и нервозности, присущей Васалоппету, отсюда меньшая вероятность поломки инвентаря, меньше вероятность упахаться в первый же подъем.
Второй классный момент на Биркене - это трасса. Она обалденная. Очень красивая, широкая, жесткая, идеально подготовленная. В самых узких местах 4 лыжни, в самых широких - 9..10, в среднем 7. Конечно, многое зависело о погоды, но все равно труд организаторов впечатлил.
О спортивной стороне скажу кратко - как мог так и пришел - результат около 6 часов - точное отражение моих возможностей на данный момент. Держание лыж было отличным - рекомендации swix попали в точку. А вот скольжение не радовало. Многие объезжали на спусках. Дело, наверно, не столько в парафине, сколько в моем весе + весе рюкзака. Лыжи сильнее обычного продавливаются, и держащая мазь тормозит о снег.
Питание на точках скромное, по меркам остальных, пройденных мною марафонов. На первом вообще только вода и изотоник, потом появились бананы и какие-то нарезанные булочки. Так до последнего ПП никакого разнообразия и не появилось. Питание на финише - это самый настоящий отстой. Конвертик 300 мл с "восстановительным" напитком, напоминающим по вкусу сладкое молоко, два яблока, невкусная (даже после марафона) сосиска, суп на дне стакана (150 гр, не больше) и маленький пакетик дрянных чипсов. Все это - стоя под открытым небом. Ни лавок, ни столов - ничего в помине нет. Я, честно говоря, опешил. Ни в какое сравнение с тем же Васалоппетом и, особенно, Трансжурасьеном не идет.
На память дают значок, а тем, кто побыстрее - рюмку. Димитрий, к сожалению, чуть-чуть не успел.
После финиша автобус везет к Хакан Холлу. Рядом можно оставить лыжи на хранение, и пойти забрать вещи, сданные на старте "в багаж". Тут еще один огромный минус Биркена. В отличие от многих других марафонов, где вы со стартовым номером получаете большой пакет для вещей, норвеги на этом сэкономили. На вещи просто клеится наклейка, а потом вы их забираете у Хакан Холла, в том виде, в котором сдали -- из грязной лужи. Да-да, вещи кладут прямо на землю, в воду и грязь. Это тем более удивительно, при том что в 50 метрах рядом есть большое футбольное поле с искусственным покрытием, где вещи были бы гораздо чище.
Встречались с ребятами мы в Хакан Холле. Еще накануне решили, что Димитрий после финиша отправится на автобусе в Рену и пригонит машину обратно. После встречи - в Киви, затарились восстанавливающим норвежским пивом и поехали отдыхать в коттедж, обсуждая гоночные перипетии.
Поспать решили подольше, чем вчера Торопиться было некуда, самолет улетал только в 19.20
Не спеша позавтракали, собрали вещи, упаковались в авто. Сначала заехали в Киви, где я намеревался прикупить полюбившегося карамельного сыра, но не тут-то было. Киви оказался закрыт, как, видимо и все остальные магазины города. Несолоно хлебавши покатили в Осло.
В программе было посещение Олегом музея зодчества, перекус, сдача авто обратно в прокат и отлёт в СПб.
До Осло добрались часа за три, погода по сравнению со вчерашним днем посерела, а к Осло и вовсе насупилась: подул ветер, повалил мокрый снег. Тем не менее, наш любитель искусства уделил полтора часа музею, а я нашел работающий магазин и купил заветного сыра
Перекус состоялся на заправке - слопали по салату за 65 крон. Несмотря на заявленные 500 ккал, особого эффекта салатик почему-то не дал, а приобретать еще супербургер за 80 крон жаба не позволила
Настоящим приключением стала сдача авто в прокатную контору. Напомню, машину мы брали в неведомой конторе Enterprise. Как я уже говорил, находится она на некотором отдалении от терминала аэропорта, а именно в 5 км. Не желая раскошеливаться на автобус (70 крон за билет), отправили одного Димитрия, который основательно поплутал, и только каким-то чудом встретив нашу соотечественницу, которая проводила его куда надо, сдал наконец машину. Тем, кто захочет арендовать машину в этой конторе стоит основательно подготовиться!
Погуляв по аэропорту и прикупив еще сыра сели в самолет, и, транзитом через Ригу добрались до Питера.
Вот такое вот путешествие!
Краткое резюме по Биркену
Понравилось: трасса, волновой старт, отсутствие "чайников" на лыжне, антураж.
Не понравилось: Безумная дороговизна всего и вся, недостаточная информативность (почти вся информация на норвежском, на английском - минимально, нигде в Хакан Холле нет указателей где находится душ, проштамповка паспортов WL и другие мелочи), экономия организаторов на участниках (стартовые наборы без пакетов, откровенно плохое питание), отсутствие в продаже сувениров и вещей с символикой мероприятия.
В заключение, возьму на себя смелость дать несколько советов будущим участникам Биркена, которые мне самому бы очень пригодились:
1) селиться советую в том же месте где и мы (это и организаторы Биркена советуют, кстати) - Hunderfossen Cottages. От финиша 20 км, что очень хорошо
2) прихватить с собой на старт большой пакет для вещей, который сохранит их в чистоте и сухе;
3) в рюкзак на гонку положить помимо теплой одежды вкусную еду. Прямо на финише есть лавки и костры, где это можно с удовольствием съесть, переодевшись в ту самую теплую сухую одежду;
4) если бы у меня был небольшой надувной матрас - я бы его взял. На нем можно поваляться как в Рене в Биркенхаллене, ожидая своего старта, так и на финише в Хакан Холле, ожидая своих.