Коньковый ход с необычной стороны. Часть 2

05.03.2013 00:00
О некоторых вопросах техники конькового хода на лыжах
Часть 2. Работа палками.

Уважаемые читатели! Надеюсь, вы прочитали первую часть моего эссе «Коньковый ход с необычной стороны» опубликованного на сайте журнала «Лыжный спорт» (http://www.skisport.ru/forum/view.php?subj=354699) и сделанные в ходе обсуждения материала дополнения и уточнения. Если нет - его надо прочитать, иначе не будет понятен генезис модели, в рамках которой я хочу провести «мысленные эксперименты» по нашей теме - в духе Альберта Эйнштейна и его специальной теории относительности))).
Итак, мы договорились, что система лыжа – лыжник, может быть рассмотрена, смоделирована, в рамках хорошо изученного поведения парусного корабля, естественно, с определенными ограничениями, наложенных в силу объективного несовпадения возможностей этих двух систем.
Мы приняли за исходную позицию, что сама лыжа – это идущий в плоскодонном или килевом режиме корабль, толчок ногой или, что будет точнее – давление ноги – это давление ветра, лыжный ботинок – это парус. Тогда возникает вопрос, чем будет являться в этой системе, идущей под парусами, с той или степенью эффективности, новый фактор – толчок лыжными палками. Что это? Нужно ли нам это? И если нужно, то в какой степени?
Ответ очевиден – лыжная палка это… весло. В одной своей ипостаси. И эта же палка - это …киль, т.е устройство, которое создает дополнительную силу бокового сопротивления и, об этом мы раньше не говорили подробно, удерживает корабль от бокового опрокидывания наличием тяжелого противовеса на своем конце. Свинцовой болванки, если быть точнее.
Итак, лыжная палка – это движитель и лыжная палка – это балансир, как ни странно это звучит. Торопливый читатель спросит, а зачем нам нужны вот эти сложные, где-то даже искусственные, рассуждения и сопоставления? Отвечаю – я же не гуру и не олимпийский чемпион, который силой авторитета своих побед может сказать – делай как я и будет вам счастье. Вы же не поверите и правильно сделаете. Это, во-первых. А во-вторых – мне самому интересно докопаться до истины, до объективных, универсальных закономерностей и вообще, подойти к лыжному спорту с общефилософских позиций, с позиций диалектической логики. Я хочу как Кант – сформулировать теорию «Большого взрыва» в астрономии, не будучи астрономом.
Вот вам первый пример такого подхода. В чем отличие, принципиальное отличие работы лыжными палками в коньковом и классическом ходе? С «философской» точки зрения? Отличие будет в том, что в «классике» это две независимые друг от друга сущности – ибо, мы можем идти ТОЛЬКО на одних руках и даже более того, именно на руках, именно толчками палками развивается МАКСИМАЛЬНАЯ скорость. Т.е. лыжные палки могут существовать отдельно или в различных комбинациях с толчком лыжей, а вот лыжа – нет. Толчок одними ногами, без рук, в спорте, по крайней мере, при классическом ходе не используется и тогда именно палка является более универсальным движителем.
В коньковом же ходе, с точностью наоборот – в нем НЕТ передвижения с помощью толчка только одними лыжными палками. Вообще нет. И именно ход с помощью толчка ногой, толчка лыжей – дает максимальную скорость и при достижении определенного порога, работа лыжными палками делается бессмысленной и прекращается, точно также как в классике, с определенного момента ноги не успевают срабатывать. В коньке – толчок руками абсолютно вторичен, вспомогателен, медленен и …. необязателен, как САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ источник движения. Крамольная мысль, но давайте рассмотрим ее поподробней.
Итак, ноги и руки. То, что ноги приспособлены для длительной силовой работы, связанной с перемещением в пространстве нашего тела на протяжении многих и многих часов, очевидно и не требует доказательств. Хотя можно и поговорить на эту тему – сколько раз вы можете подтянуться и сколько раз вы можете присесть? Большинство лыжниц, кстати, вообще ни разу не могут подтянуться, как это ни странно. Рука человека, доставшаяся нам в наследство от наших предков, обезьяноподобных животных, не ПРЕДНАЗНАЧЕНА для длительной работы в режиме подтягивания и уж тем более – отталкивания! Обезьяны, наши родственники, живущие на деревьях, пользуются передними лапами в режиме - схватился – повис, раскачался - перелетел. Рука наиболее эффективно и длительно работает на РАСТЯЖЕНИЕ. Значит, вот этот странный ход, когда огромную палку ставят выше головы и ПОВИСАЮТ на ней, создавая опору для переступания ногами – и есть ИНСТИНКТИВНО найденный и используемый, самый экономичный и оптимальный с точки зрения анатомии способ работы палками. И именно так ходят лыжники-физкультурники и именно так начинают идти лыжники-спортсмены, особенно женщины – при езде в подъемы, т.е. при падении скорости и необходимости увеличения мощности толчка – но об этом позже. Т.е. с точки зрения простоты и легкости – палка должна быть длинной и/или на ней надо висеть. Очень медленно висеть.
Второе. Мы уже говорили, что особенность и сложность конькового хода состоит в том, что он НЕПРЕРЫВЕН с точки зрения поддержания скорости. Точнее, может быть непрерывен, если мы совсем выбросим фазу плоского проката. Потому, что мы едем всегда – на одной активной ноге или на двух активных одновременно. Физика, житейский опыт и практика спорта говорят нам - движение в режиме разгон-торможение – самое неэкономичное. Это знают все автомобилисты. Когда расход бензина самый маленький? Когда разогнался до разумной скорости, а дальше кати себе и кати, поддерживай ее родимую, не ускоряйся и не тормози и будет тебе чувство удовлетворения от экономии бензина.
Опять же, как известно всем спортсменам и особенно судьям спортивной ходьбы – медленно бежать, гораздо легче, чем быстро идти. Гораздо! А чем отличается бег от ходьбы? Наличием фазы полета! Т.е. мы разгоняем свое туловище, подвешиваем его в воздухе и короткими толчками двигаем его вперед, не давая упасть. А как идут ходоки ? Они так идут, что бы фазы остановки – разгона при каждом шаге вообще не было, что бы движение было максимально равномерным и гладким и как только они разгоняются до определенной скорости и теряют контроль над своими ногами, они… взлетают. Начинают бежать. Разница между коньком и классикой именно в этом - коньком мы сразу летим – и это чувство, вот именно это непередаваемое и незабываемое чувство полета затягивает в этот способ передвижения на лыжах, а «классикой» - идем в режиме - встал, подсел, толкнулся. В режиме ходьбы. Мы не летаем. Хотя, как и ходоки, при определенном навыке создаем иллюзию непрерывного, равномерного движения.
Лыжная палка, в этом смысле – вообще никак не вяжется с коньковым ходом. Она предельно дискретна, т.е. прерывиста в своей работе. Там же есть холостой ход! Это пустая трата времени и энергии. Да и в рабочем ходе нам нужен толчок вбок, а палкой мы толкаемся вниз и назад и то, медленно, противоестественно и не долго, не так, как нам нужно для победы.
Третье. Газообмен, т.е. насыщение крови кислородом и выведение углекислого газа, скорость которого для нас крайне важна, зависит от нескольких факторов: от объема легких, от частоты и глубины дыхания, от разности температур между вдыхаемым и выдыхаемым воздухом и от объема прокачиваемой через систему газообмена крови. Какое это имеет отношение к работе палками? Самое прямое. Если кто не знает, то в легких нет никаких таких специальных устройств, которые бы засасывали туда воздух. Воздух в них засасывается и выталкивается только при помощи сокращения – расслабления диафрагмы, так называемый мужской тип дыхания и сложного одновременного сокращения-напряжения мыщц грудной клетки и плечевого пояса, так называемый женский тип дыхания. Хотя на самом деле, это достаточно условно, но, тем не менее, если женщина рожает регулярно, раз этак восемь – десять и более и при этом ходит беременная каждый раз 9 месяцев, то понятно, что дышать диафрагмой – это вряд ли. С другой стороны – традиционная сельская мужская работа связана с напряжением этим самых мышц груди и соответственно, для дыхания остается только диафрагма, т.е. живот. Точнее, она начинает играть ведущую роль. Для примера – согните в локтях руки – приблизительно как при коньковом ходе и напрягите их. А теперь попробуйте дышать. Вот именно поэтому у лыжников объем грудной клетки не большой, точнее, не такой большой, как хотелось бы, а живот…э-э-э, скажем так, развитый.
Получается, что лыжные палки при такой работе, скоростной работе, не очень полезны для нашего общего дела. Скорости они не дают, а дышать мешают.
Отсюда вывод – если устали, забежались, надо восстановиться, отдышаться, не снижайте темп, а переходите на езду без палок, на одних ногах. Снимите нагрузку с плечевого пояса, продышитесь, рукам, кстати, тоже полезно отдыхать, они в нашей системе самое слабое звено. Заодно и правильную технику хода вспомните. А ноги – они выносливые, они для этого дела хорошо приспособлены. И кроме этого, я уже раньше говорил, чем чаще вы дышите, тем более поверхностное дыхание у вас будет и тем чаще будет биться сердце. А чем чаще вы работаете палками, тем чаще вы дышите и так далее.
Кстати, на прошедшем чемпионате мира, в дуатлоне, перед золотым финишным рывком Нортуг неожиданно перестал толкаться палками, проехал некоторое время на одних ногах, а потом как засадил! Только его и видели. Видео можно найти в сети.
Выходит, что с толчком лыжными палками при коньковом ходе не все так просто и однозначно.
Это если мы подходим к этому процессу, как к гребле веслами. А если, как к функции киля? Т.е функции, направленной на увеличение ЭФФЕКТИВНОСТИ работы паруса? Путем создания противодействующей силе ветра силы тяжести баланса? Чем тяжелее груз на киле и чем ниже он в воде, тем выше может быть мачта и больше площадь паруса, это очевидно. И наш корабль будет похож на уравновешенные весы, только поставленные вертикально.
Вот вам еще один пример – австралийские кенгуру. Зверь, как известно многим, передвигается прыжками на двух задних лапах, передние в процессе участия не принимают, вообще. Вообще-то это логично – толкаться, всегда легче, чем подтягиваться и у всех животных, даже передвигающихся на четырех конечностях, при беге – задние основные, толчковые, а передние – так, временная опора, что бы поддержать туловище на период холостого хода задних и использования инерции, пока задние приводятся в исходное положение. Это только человек хитрый, точнее он думает, что он хитрый, и он пытается обмануть матушку-природу и использовать свои передние конечности, руки, не в качестве ВРЕМЕННОЙ ОПОРЫ, как все остальные животные, а именно как дополнительный, равноценный движитель. Подтягивающий и толкающий. По-моему, что-то здесь не так, мне кажется, что мы заблуждаемся. Нет?
Кенгуру довели принцип вспомогательности передних конечностей до абсолюта, они их можно сказать, редуцировали. Прыгают себе за один раз до 9 метров в длину, практически постоянно находятся в фазе полета и делают это очень долго, очень – потому, что они живут в полупустыне и перемещаются в, поисках пастбищ и воды на большие расстояния. Со скоростью до 65 км в час. И только на задних лапах. Едут коньковым ходом без палок.
Но такое движение – оно очень неустойчивое, с большими колебаниями, требующими большим физических затрат на поддержание баланса и естественно, что эволюция выработала механизм, сглаживающий эти рывки и толчки – это хвост. Большой, тяжелый, мускулистый хвост. Такой же, как у хищных динозавров, кстати. Т.е. кенгуру в прыжке-полете вытягивает туловище максимально вперед, а хвост, естественно, максимально назад и образует своеобразный шест-балансир, которым пользуются канатаходцы, но только не в поперечном направлении, а в продольном, по ходу движения. А поперечное раскачивание у них минимальное, как опять же не трудно догадаться, потому что они толкаются двумя лапами одновременно, как лыжник, когда идет на двух закантованных лыжах. Вот если бы они толкались по очереди! Тут да, тут бы их швыряло из стороны в сторону. Что и происходит с нами, когда мы идем с фазой гладкого проката или акцентированным толчком или скручиванием корпуса на роллерах. .
Но человек тоже ходит на двух ногах! Скажет внимательный читатель, а у него нет никакого хвоста! И это правда, хвоста у него нет. Но зато у него есть …ягодичные мышцы! Одни из самых крупных и больших мышц нашего тела, точнее, самые крупные и ни у кого больше в живой природе этого чудного предмета – нет! Даже у обезьян. Если кто не знает. И некоторые умники связывают прямохождение и становление человека, как человека именно с мутацией в этой щекотливой области. Т.е. сначала появилась задница, а уж потом…. И процесс освоения этого жалкого подобия красивого хвоста – длителен и сложен, как вы знаете. Добровольно дети этого делать не хотят, а так и норовят перейти на ходьбу на четырех конечностях. Так, на самом деле правильнее и легче и если бы не пример и принуждение взрослых, то человек сам по себе и не ходил бы на двух ногах. Дети-маугли тому подтверждение - попавшие в человеческое общество достаточно большими, они так и не могут научиться говорить и прямохождение в совершенстве не осваивают. При таких обстоятельствах ничего удивительного, что кататься коньковым ходом так трудно. Просто ходить – месяц полежал не вставая и разучился, а тут вообще, черт те знает что и самое главное, хвоста нет.
Но вернемся к лыжам. Итак, у нас появились две проблемы – баланс поперечный и продольный и роль лыжных палок в его поддержании. Если, как движитель они не эффективны, то на что-то же они должны сгодится? Да, отвечу я вам. В соответствии с релятивистским подходом (это про теорию относительности), нет никакой разницы между хвостом, висящим сзади и уравновешивающим туловище, наклонившееся вперед и лыжной палкой, находящейся впереди и подпирающей это самое туловище снизу –вверх. Хвост, в этом смысле, конечно удобнее, он едет постоянно с нами, а вот палка, она ставится и остается неподвижно, а мы мимо нее проезжаем. Значит, такая ее роль кратковременна и в силу этого очень важно, где и в какой момент она эту свою функцию поперечного и продольного балансира может выполнить.
Такого не может быть, скажет внимательный читатель – поперечный и продольный баланс одновременно палка не может выполнять. Верно , отвечу я, одновременно –нет, а по очереди – да. Я уже упоминал, что при ходе с толчком палками под каждую ногу, на самом деле происходит ДВА толчка. Рассмотрим это подробнее.
Вот вы заехали вбок на закантованной лыже со сведенными ногами, завалились, теряя устойчивость и сейчас поставите опорную ногу под себя, желательно, точнее, это возможно на максимальной скорости, на внешний кант или на плоское скольжение. Где должна быть ваша палка? А это зависит, что вы хотите в результате ее постановки получить. Если просто поддержать туловище и продлить прокат на закантованной лыже на одной ноге – то тогда, вы просто ставите палку вертикально, точнее она сама займет это вертикальное положение ( в боковой плоскости, естественно), потому что мы договорились, что мы ее не держим кистью, она висит на темляке, руки при этом подведены к груди, согнуты и кисть находится в районе плеча, что бы вес тела вы приняли не на вытянутую вперед руку, напряженную руку – это приводит к затруднению дыхания, как мы рассмотрели выше, а принимаете удар палкой, а это же будет удар, на предплечье, максимально вертикальное – т.е. работающее на растяжение – самое правильное использование руки для человека и плечо, работающее на сжатие – самое экономичное и тоже правильное использование нашего скелета, а уже оттуда - на плечевой сустав. Жестко принимаете и толкаетесь в палку не напряжением мышц плеча и предплечья, а ВЕСОМ своего падающего тела. Вы наваливаетесь на палку. Естественно, руки при этом не могут быть разведены широко и палка не МОЖЕТ быть длинной! Она должна быть ровно такой длинны, что бы в боковом заезде ваша рука оказалась согнута в локтевом суставе, но кисть не должна подниматься выше линии плеча, иначе плечевая кость начнет работать не на сжатие, а окажется в горизонтальном положении и вес тела вы примите не на плечевой сустав, а на напряженные в противоход бицепсы и трицепсы и мышцы груди и далее, а это не есть хорошо, как мы знаем. И палка должна встать точнехонько НА ЛИНИЮ СЕРЕДИНЫ ботинка и середину лыжни, как вы увидите. сами. Совершенно не сзади, а именно там же, где вы ставите свою опорную ногу, там же, рядом, ставится вертикальная палка. Ибо движение у нас строго в СТОРОНУ, как мы знаем. Палка сзади ботинка, а это неизбежно, если она длинная, это пустая трата времени и сил. Как толчковая – она бессмысленна в этом положении – слишком медленна работают мышцы и слишком неблагоприятные последствия для дыхания. Толчок с вектором назад будет эффективен только в самом-самом конце – в момент хлеста кистью – так об этом и говорить не стоит. Кроме этого, вот эти разнонаправленные усилия – ноги вбок, палка - назад – они только раскачивают нас, только силы отнимают. Итак, палка поставлена под ботинок – и вы на нее жестко, но коротко, давите корпусом и мышцами руки ВНИЗ и ВБОК и тем самым помогаете своим ногам в боковом горизонтальном движении и выполняете функцию ПОПЕРЕЧНОГО балансира. Как боковой балансир на туземных пирогах. Видели такой? Казалось бы, бревнышко, можно сказать, палка сбоку, а какой эффект?!
Но и это еще не все. Если вы хотите поехать совсем быстро, но не долго, как Нортуг на финише, вы можете в глубоком заезде палку поставить не вертикально, а под углом, параллельно наклонившемуся телу! Под середину ботинка, конечно. Вот тогда вы поедете по настоящему – совсем по настоящему. У вас окажется, что ноги толкаются одновременно в одну сторону – потому что вы закантовались на одноименные канты и палки – обе одновременно – толкаются с ногами в унисон и тоже в одну сторону. Вы так толкнетесь! Всем вашим существом толкнетесь! Можно сказать, всеми четырьмя копытами. Вбок, строго вбок, как и учили. Но миг этого неустойчивого равновесия – краток и ход у вас будет с сумасшедшим темпом и чувство баланса у вас должно быть тончайшее и филигранное, по крайней мере – натренированное.
Это – не идеальная техника. Это нужная техника. Да, и палки при такой постановке надо будет ставить сознательно, кистью, и вообще, это такой сознательный, обдуманный, вынужденный ход. И раскачиваться вы будете сильно в поперечном направлении, как маятник. Долго так организм работать добровольно не хочет и не может. Но уметь должен.
Это поперечный баланс.
Продольный. Как уже говорили раньше, наша лыжа за один цикл едет сложно – мы на нее заехали на внутренний кант – толкнулись раз палкой под ботинок – коротко и резко, акцентированно вбок, потом вышли на плоский прокат и здесь уже пошел хлест, потом начинаем возвращать руки вперед и тянемся, как в классике, вперед и закантовываем лыжу уже на внутренний кант, зависая в противоположную сторону и вот тут, если мы идем высоко, мы рискуем сместить центр тяжести слишком далеко вперед и остановиться, прервав прокат. И поймать грань, что бы проехать максимально долго и высоко, расслабившись и не заехать в эту «мертвую зону» сложно и трудоемко. Чтобы этого не произошло, палка под эту же ногу ставится второй раз в продолжении одного цикла уже ВПЕРЕДИ ботинка. Как в классике – чем выше уровень мастерства и подготовка лыжника, тем более далеко вперед от ботинка опорной ноги лыжник ставит палку.
Наша палка здесь не толчковая – она выполняет функцию ПРОДОЛЬНОГО балансира, имитирует передвижение нашей мачты на ходу движения судна назад, компенсирует уход точки приложения сил паруса вперед от точки бокового сопротивления, возникающее в результате нашего движения корпусом вперед и вверх. . Т.е. позволяет нам ехать максимально долго ПРЯМО, без ухода на кривую с возникновением мощных боковых сил трения.
Другими словами, помогает нам, как кенгуру, вытянуться вперед, выполняет функцию «антипода хвоста» в продольном направлении. И заметьте, наша рука опять должна оказаться в положение – растяжения - опоры, т.е палка опять же не может быть длинной и не должна вызывать диагонального разворота корпуса, появления толчка вбок- назад.
Как далеко должна быть продвинута точка постановки внешней палки от середины ботинка? Скажем так, дальше носка ботинка, с зазором. А насколько, спросите вы? Отвечаю. Очень важный, принципиальный момент, на который не обращают внимание. На самом деле, палки ставятся ОДНОВРЕМЕННО! Всегда и везде, кроме крайних случаев экстремальных подъемов. Если внутренняя палка, поперечный балансир, ставится под середину ботинка, то внешняя, ставится немного впереди ботинка, но руки, кисти, при толчке должны оказаться на ОДНОЙ ЛИНИИ как по горизонтали так и в продольном направлении, т.е. строго перпендикулярно осевой линии лыжни.
Не так, что одна чуть впереди и чуть выше и чуть раньше, а вторая чуть сзади, чуть ниже и чуть позже – это означает, что в вашей технике вместо проката и бокового толчка появился шаг, и соответственно, замедление, торможение, - а именно одновременно и на одном уровне. И уровень этот – не выше плеча в момент постановки. Что бы плечо и предплечье образовали равнобедренный треугольник, направленный своей вершиной и соответственно, гипотенузой, вертикально вниз. Одновременный и симметричный толчок, как в классике при одновременном ходе. Тщательно следите за этим – толчок с двух рук, синхронно, с одной высоты, а остальное получится автоматически. Это главный секрет работы руками, если что. Никто не может вам сказать, как далеко вы должны поставить палку впереди ботинка – слишком много переменных факторов, но одно точно – внутренняя палка – под середину ботинка – это постулат, руки толкаются одновременно, с одной горизонтальной линии и перпендикулярно оси лыжни и тогда внешняя палка куда встанет, там ей и место. Если так получается, то вы толкаетесь правильно, строго в бок, у вас нет диагонального разворота линии толчка двух ног, вы не идете шагом и вас не будет болтать из стороны в сторону. Вы летите.
Посмотрите внимательно на лыжную элиту – вам не кажется, что палки подозрительно укоротились и толкаются они, как в «классике» одновременным ходом, а идут коньком?
И самое главное – как говорил страус из моего любимого мультфильма - «Крылья, крылья! Ноги!!!»








Ответить
Просмотров:9579 Комментариев:44 Рейтинг: 0   0 0
Последний абзац
05.03.2013 11:30
взял во внимание, проанализирую. Спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
спасибо!
05.03.2013 17:52
У меня похожие ощущения и размышления. А скиатлон выиграл Колонья, Нортуг выдал финиш в эстафете.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Про финиш
05.03.2013 17:58
Точно! Попутал - эстафета это была. А я еще думаю, что то не так, но поленился искать в сети. Так и то сказать - столько наваял))))
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
хорошее эссе
05.03.2013 18:32
Ваши размышления приятно почитать как художественный текст и как физико-философское эссе. Увы, в наше время популярностью пользуются пошаговые инструкции с картинками.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Сделано в СССР
05.03.2013 19:06
Вы знаете, пошаговая инструкция, это как комиксы, это для... Не признаю. Римляне в таких случаях говорили - Делай что должно и пусть будет, что будет. Все равно это пригодится умным людям. И вообще, у меня складывается ощущение, что коньковым ходом увлекается много интеллигентных людей. Это как полеты на планере в Коктебеле)))
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Да, как вдохновляющее эссе
05.03.2013 19:36
из под пера любителя-популяризатора конькового хода - вполне. Как руководство - для освоения хода - нет. Правильно Андрей пишет, что для освоения чего-либо лучше иметь под рукой четкое руководство. По нему легче и удобнее работать и результат лучше (проверено большинством учителей и учеников). Только благодаря пониманию текущей позиции и четкому выполнению указаний руководства те же Римляне не одно тысячелетие успешно противостояли многим меннее организованным племенам и государствам, которые по суммарной численности своих сил превосходили римлян. Вариант - пусть будет, что будет - не лучший вариант. При работе, особенно на тренерском поприще, необходимо просчитывать, что будет дальше и прилагать все усилия (в первую очередь работая головой), чтобы результат был нужный, но не любой ценой. Сравнение пошаговой инструкции и комиксов здесь не уместно.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Про пусть будет, что будет
05.03.2013 20:04
Уважаемый Серый 123! Фраза римлян означает - человек должен выполнить свой долг так, как он его понимает или как его обязывает общество, а последствия для него лично - не должны в этом вопросе иметь значение. В нашем случае - я сказал, то что считал нужным и интересным, а вот является ли это таковым в действительности или отвечает духу времени - к делу не относится, хотя хотелось бы, что бы относилось))) Конечно, кто ж спорит, что в живую и со стороны профессионала - это правильно и эффективно. Только ведь какой парадокс - в нашем городе, например, в студенческом спорте работают тренеры, да и не только в студенческом, которые НИКОГДА коньком не катались и не понимают, что это такое. Я недавно встретил своего старинного приятеля, вместе когда-то тренировались, он ТАК ехал, у меня остатки волос встали дыбом! Он после каждого толчка лыжу разворачивал параллельно лыжне. Где он это увидел?! А у него, между прочим, есть студентка, чемпионка края. Да если ее хотя бы чуть-чуть правильно научить! Встречал этой же зимой еще одну работницу краевого спорткомитета - тоже на лыжне - бывшая спортсменка высокой квалификации, да и сейчас еще бегает - слезы.. Ды ты ноги-то, говорю, сведи, что же ты их в колене выламываешь! Поехала - глаза таращит - а вы кто? Вы наверное, мастер спорта? Почему мы вас в спорткомитете не знаем. Печально. Я не к тому, что мой опус кому-то сильно поможет, но уж больно с техникой у нас в стране плохо. Мне за державу обидно)))
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Не последствия, а результат работы
05.03.2013 20:43
Он очень важен и напрямую относится к делу. И главное, не время прохождения, а владение учеником лыжами. Умеет гармонично владеть лыжами - сможет показать и результат. Ответственность тренера за результата работы - условие обязательное. Другой подход к работе не приемлем. Если бы вы поместили свои эссе в другие разделы форума, то не стал бы писать критику в ваш адрес. Этот же раздел на мой взгляд автоматом обязывает помещать в него материалы направленного по его тематике содержания, с большим уровнем ответственности за свои советы. IMCO Пошаговые инструкции здесь более уместны. Хорошее эссе - это больше для стимула, вдохновения, встряхивания, попытки показать другим иные стороны вопроса. Может это им поможет проснуться. Но после того, как проснулись, дальше лучше использовать пошаговую инструкцию. И по мере ее освоения не выключать голову. Как то вот так пожалуй вернее будет.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Дружеская критика
05.03.2013 21:40
Согласен в вашей позицией. Замечания ваши критикой не считаю, а наоборот, побуждением к действию в правильном и нужном направлении. Вот напишу третью часть - подъемы и тогда уже сделаю иллюстрации. Одно только хочу сказать - материалы я свои в этот раздел не помещал - посчитал это невозможным и неуместным, я их первоначально в общем форуме выложил. Но админы без моего ведома сюда перенесли, я не возразил. Думаю, они это сделали не из-за значимости, а просто, уж больно теоретические статьи малочисленны - да их вообще нет! На фоне медицинских текстов, купи-продай и обсуждений, как лыжи парафинить да какой инвентарь лучше - там-то сотни и тысячи. Не верится, что среди тренеров и спортсменов России никто и ничего по этому поводу не думает и не пишет. Или, как в коньках, каждый в тайне, каждый сам за себя?
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
всё поделу.
05.03.2013 22:21
я в восхищении до сих пор). Жду остальные разделы.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Всё правильно, Виктор!
26.03.2013 12:53
Виктор. Для начала хочу выразить большую благодарность вам за ваш труд. Я начинающий только изучать коньковую технику и если бы не ваш труд, я бы продолжал бы мучиться на трассе :-) Прочитав вашу первую статью, признаюсь, понял всё не сразу, но знаете - запала, отложилось что-то внутри. Самое главное, о чём почему-то в других руководствах забывают сказать, что ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ переносится с НОГИ НА НОГУ, а лыжа с ногой ставится ПОД НЕГО! Это совсем другое кино, совсем! До этого я пытался просто ставить ногу вбок, перекидывать на неё вес... и ничего из этого не получалось, пока не понял, что суть в завале и постановкой ноги под ЦТ. Да, у вас нет схем, но большое спасибо Валерию Меликову, который разместил в комментариях ссылку на технику Андрея Меликова. Вот там как раз чётко видно - сведение ног, вираж (завал к внутренней осевой, толчок. И вот благодаря вашим объяснениям, ролику Андрея, моим попыткам я в конце-концов поехал. Пока не всё получается и пока то, что написано в первой статье, мне не всё понятно, возможно не дошел ещё пониманием этих тонкостей. Тем не менее, перечитываю ваши статьи с завидной периодичностью. Еще раз благодарю за труд!
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Виктор, пишите, пожалуйста
10.03.2013 01:55
быстрей про подъёмы, а то сезон заканчивается :)
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Спасибо
11.03.2013 14:58
Виктор, огромное Вам спасибо. Коньком начал ходить только в этом сезоне. Много перечитал по технике, пересмотрел видео. Но такого доходчивого и интуимивно-понятного изложения материала как Ваш не нашел. После прочтения и корректировки техники я действительно поехал, нет - полетел.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
А поподробней?!
13.03.2013 10:10
Спасибо на добром слове, Александр! Но все-таки, если вам удалось кардинально изменить свою технику - хотелось бы узнать, как было и что стало? Ведь это нужно всем и дело не в том, что это мне лично душу греет - хотя, конечно, греет, а в том, что коллективный разум - он сила. Если вы осознанно что-то сделали, то было бы полезно изложить осознанно))))
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Изложил как осознал
13.03.2013 21:35
В первую очередь это толчок как вы правильно писали «как можно горизонтальнее» и прямой ногой, я стараясь закантовать лыжу подламывал ее в колене. В конечной фазе толчка полное распрямление ноги вплоть до «самых пальцев» а у меня нога оставалась полусогнутой. Толчок строго в бок и немного вперед, только после этого я перестал зарываться лыжами и появилось скольжение. Катаясь на роликах (12 лет) долго не мог понять, что же я делаю не правильно, пока не прочитал Ваш труд (думал, что лыжи не тем парафиню ;). Еще очень важный момент работа руками – одновременная постановка палок на одной линии, до этого грешил одна выше другая ниже, как итог корпус скручивало, терял равновесие. Это основные моменты после которых кардинально улучшилась техника, а самое главное стало гораздо легче физически (вчера 7,5 прошел за 25.30). Я не гонюсь за результатами просто приятно самому, ведь уже не мальчик 46 лет. Виктор, еще раз спасибо. Желаю Вам оформить сей труд.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Замечательно!
14.03.2013 06:38
Вы знаете, во многих вещах я сам не до конца уверен - на самом деле, они не из личного опыта и наблюдений за другими, а вот именно из логики физических процессов. По картинке - многие грешат в постановке палками - да чего уж там, и на чемпионате мира такое есть сплошь и рядом , но есть и другое - поэтому и интересно, что победит - наука или традиции))) Сейчас перечитал свой труд - как вы бедолаги его осиливаете?))) По горячим следам - кажется, все нужно - сейчас - вспомнить не могу, зачем так много-то?! Но это лирика, а вот про практику - хочу обратить ваше внимание - голеностоп, голеностоп! Смотрите за ним - от его положения и работы зависит очень и очень много. Про лыжи, которые поехали. Когда вы стали толкаться вбок и вперед - это означает, что вы сели на пятки и откинулись назад - сместили точку приложения силы, вот лыжа и разгрузилась, не стало этого нависания вперед. У меня самого - две пары. Старые Фишера - я с ними замучился, до этого года, правда. Все грешил, что они на слишком теплую погоду. Как я теперь понимаю, они очень жесткие, на пределе для моего веса и очень равномерные по своей жесткости и изгибу и зона, в которой совпадают точка приложения толчка и бокового сопротивления лыжи - очень короткая. На практике, как я понимаю - это все-таки такой отрезок , разной длины, в зависимости от конструкции и особенностей лыжи. Так вот, стоит на них чуть податься вперед или чуть толкнуться в бок и назад - колом встают! Хоть чем мажь - бесполезно. И раз они жесткие - то толкаться в них надо резко и сильно, иначе не продавишь. Чуть не дотолкнулся - опять же не едут, как будто плугом землю пашешь. А как же иначе, если они все время загнутые и идут по дуге? Но в этом году я это понял и полетели мои Фишера, в не зависимости от погоды и парафинов. Я вообще этой зимой можно сказать, не мажусь и не помню, чем у меня лыжи намазаны и когда. Да мне пофиг, не в парафине дело. Мне как надо, так они у меня и поеду. Это человек на лыжах едет, а не лыжи человека везут и пять сантиметров вперед - назад корпусом, это такая разница в работе лыжи, никаким парафином не вытянуть! Но строгие, очень строгие, зазеваться не дают - вперед-назад - в очень узком диапазоне, толкаться - без передыху. Зато по весне, по леденистой трассе, я на тренировке - для себя, не на результат, я соревноваться вообще не люблю - 50 км - чуть быстрее 3 часов. Первые 25 чисто на руках, одновременным ходом, они же жесткие, на кончиках едешь, вторые - ноги включаю. Вот тут мои Фишки летят! А в этом году купил топовые Матчусы - так это небо и земля! Фишера - те как лук, по всей длине изогнуты и работают по всей длине. А Матчусы - по концам мягкие и когда я их брал, брал на рыхлый снег - у них, кстати, по тепературе нет градации, я теперь понимаю, почему. Так они так по креплению сбалансированы, на заводе, там у меня сразу вклеена площадка, что концы сами задираются и на задний части лыжи, после ботинка, четкая лыска - износ парафина, появляется. В месте, где лыжа изгибается, когда на пятке сидишь, а на них все время на пятке, по определению. Вот на них - как хочешь, так и болтайся - почти как хочешь. Очень демократичные,очень. Вялые, конечно, после фишеров, но такие благожелательные к человеку. Я думаю, это можно сравнить со спортивной подвеской и подвеской семейного универсала. Одновременным ходом на них - как в галошах, а не в шиповках бежишь. Фишера - там играешь - то на кончиках пальцев, то даванул - плашьмя поехали - занятнее будет, все время, как на пружинах.
Так я вам больше скажу - нет никакой такой специальной накатки и структуры пластика под температуру,а есть точка приложения силы и точка бокового сопротивления, которые зависят от того, как лыжа в процессе производства получилась - вот когда на заводе ее тестируют, тут она себя и показывает - как на ней ехать - или сразу концы задраны или более менее в середине и от жесткости и от формы - вот от чего будет зависеть ход, а не от поверхности. Смазки - фигня все это.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
а народ
14.03.2013 07:00
не верит - как может пластина под креплениями изменить характер лыжи...
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Алексею Мозолеву - как не верит?!
14.03.2013 07:46
Как не верит?! Да разве это вопрос веры или не веры?! Это вопрос давным давно решен и закрыт - в корабельном деле. Четко же сказано - проблемы рысканюя по курсу решаются продольным балансом судна - загрузил корму или нос - и более того, вспомните - раньше как буксиры таскали баржи? Правильно, на тросе. А сейчас? Правильно, толкают сзади. Так сколько времени для таких очевидных вещей понадобилось? Еще раз повторюсь - от ФОРМЫ лыжи, от ее изгиба -прогиба во время работы на трассе - она же большую часть времени боком идет! - и от взаимного расположения точек приложения сил - постоянно изменяющихся относительно друг друга, зависит скольжение лыжи. И постановка крепления - один из самых грубых и мощных способов, влияющих на технику и скольжение. Как же может быть по другому?! Пускай не верят. Кстати, из этой же серии споры - циклевать - парафинить. Умора! Какие-то шаманские пляски вокруг костра. Циклевщики - они ближе к истине, но не осознанно, к сожалению. Они понимают, что от парафина скольжение не зависит, но доакзать это не могут. Как же остаться без этого волшебного инструмента? Как лыжу обработаешь, так и поедешь! Ха-ха-ха три раза. Как толкнешься - так и поедешь.
Есьаьи, вчера наткнулся на дивную статью одного иностранца, спортивного физиолога - Стефен Сейлер - http://tri.by/Articles/2011/ski_fiz.aspx - очень рекомендую прочитать - так он на голубом глазу пишет, что до сих пор есть разные ГИПОТЕЗЫ!!!, почему коньковый ход быстрее классики! Блин, уровень лактозы и МПК меряют, а почему идут быстрее - даже не догадываются. Так как же ты можешь поехать быстро, если ты не знаешь, за счет чего это происходит?!Отвал башки, как пишут современные авторы.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
циклёвщики
14.03.2013 08:07
потому и ближе к истине, потому что ищут истину в циклёвке)))))))). Парафинщики практики. ФСЯ разница. Истина везде рядом. Кто ищет, тот всегда найдёт.
Про проставки - обсуждение было, многие сомнение высказывали, кто не пробовал и теории кораблестроения не знает))). Я с Вами согласен в способе объяснения, в подходе к теории. Что либо опровергать и спорить - ни-ни))))).....
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
про подъемы
14.03.2013 10:07
Только потому, что обещал, написал про подъемы. По нашей трассе они для меня не актуальны, у меня на них глаз не горит. Хотя в классике, подъемы - всегда были моим самым сильны, да и сейчас остаются - аргументом. Коньком, впрочем,тоже - но это на фоне остальных)))
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Виктор,
14.03.2013 11:27
очень хочется и про подъёмы почитать).
Про лыжи, углы и проч. Понятно, что под условия можно технику приспособить, кататься с разными наклонами на одной условной паре лыж на всяких трассах. Но, тогда возникает противоречие - ломая технику теряется её эффективность. К чему мы стремимся на трассе - к эффективному, наименее энергозатратному прохождению дистанции за наиболее короткое время. Технику свою отрабатываем, мышцы тренируем... Потому и таскают спортсмены лыжи десятками пар, подбирают их под условия. И смазку так же. Не потому, что они чего-то не знают или не умеют, а потому что эффективную, отработанную технику приспособить сложнее под условия, чем инвентарь подобрать. Не согласны?
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Э-э-э-, надо подумать....
14.03.2013 14:00
Про подъемы - в этом же разделе - Мастер-класс -http://www.skisport.ru/forum/view.php?subj=362880
Про технику и инвентарь. На самом деле, цель - не эффективно, с минимальными затратами проехать, а в том, что бы победить. Любой ценой. А уже внутри этой парадигмы и при условии конкуренции,при прочих равных условиях и прочее и прочее. Так что - спорт, это не когда легко и эффективно, а когда первый. Скажу конкретно - вот на нашей трассе катаются молодые из "Динамо", профессиональные спортсмены. Я их называю "летучие голландцы". Как на подбор - сухие, высокие, длинноногие - под два метра, в любую погоду - в подшлемниках, холодно - ли, тепло - в теплой одежде. Катятся - невооруженным взглядом видно - суперэффективно - высоко, раскатисто, медленно, плавно, как привидения. Возникают из ниоткуда и уплывают в никуда. Никогда они не будут чемпионами. Да они и не чемпионы. Одно слово - летучие голландцы. Без души, без азарта, без злости и безжалостности к себе.
Про технику и лыжи - НЕТ ЕДИНОЙ ТЕХНИКИ конькового хода! Есть приемы отдельные - как в боксе - удары, нырки уклоны, а уж как эти приемы реализуются в ходе гонки или в бою - другой вопрос и сама ситуация диктует их правильность или отступление от канонов.
Про соотношение техники и инвентаря - ясное дело, проще инвентарь подобрать, чем каждую секунду контролировать свой ход - с ума сойдешь. Но у нас-то нет такой возможности - вот мы на одной паре и едем все подряд - и мороз и слякоть и сыпун и лед. Нужда заставляет сопливого любить))))
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
когда
14.03.2013 15:07
цель победить любой ценой, техника уже не важна))).
Вы правы, собственно "техника" и есть умение владеть разнообразными техническими приемами по ситуации и обстановке. По соотношению техники/инвентаря. Профики подстраиваются почти автоматом, и контролировать могут, но эффективность пропадает). Поэтому у них работа с инвентарём большая часть всего процесса. А нам зачастую проще техникой баловаться, т.к. даже с лучшим инвентарём наш результат не зависит ни от того ни от другого)))...
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Александру Сергееву
14.03.2013 06:48
Замечательно! - это, конечно, относилось к Вам, а не к моей самооценке))) По поводу возраста - У Эко Умберто - итальянского писателя, есть небольшое эссе, посвященное возрасту социологического взросления современного человека. Так вот,там есть фраза - "Обращайтесь ко мне на ты, мне всего 50 лет". Это реалии сегодняшней Европы))). Мне-то 55 в этом году стукнуло.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
про подлом/скос ноги в колене
14.03.2013 14:07
Добрый день всем! ещё раз спасибо Виктору за три части по коньковой технике.
Немного не в той ветке пишу, но Александр Сергеев уже упомянул проблему. Что делать со скосом ноги в колене? Раньше (до появления первой части "размышлений", да и вообще до осознанного подхода к передвижению коньком) у меня страдала скосом только левая нога, особенно на "льду". Уделив 3 вечера "ледяным" тренировкам левой ноги, получилось убрать этот ненужный и вредный скос, но (необъяснимо) скос перешел на правую ногу, и теперь даже на рыхлом снегу правая нога косит вовнутрь. Очень много катаюсь полуконьком (одной ногой в лыжне для классики), центр тяжести при скольжении с внешней стороны, но стоит выйти из лыжни и начинается... лыжа рыскает при попытке переноса ЦТ хотябы над ботинком, при длительном катании (стараюсь без палок бегать всё кроме подъемов) появляется ощущение, что правый голеностоп выворачивается наружу "градусов на 90" (именно изза скоса). В чем может быть проблема, а главное, как её решить? и ещё (из третей части) как заставить при скольжении выворачивать колено наружу, т.к. имитация в статике не дает результата. Был бы рад подводящим упражнениям для развития колена.
заранее спасибо!
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Денису - про скос колена
15.03.2013 07:37
Уважаемый Денис! Я так понимаю, что речь идет о том, что оставаясь корпусом вертикально, т.е. не откидываясь в бок,в противоположную сторону от толчка при заезде на лыжу в боковом скольжении, вы компенсируете это подломом в колене, пускаете голень более горизонтально. Об этом речь? Если об этом, то лечится это только одним - все-таки при заезде акцентировано наклоняйтесь - хотя это сложно и не комфортно, прямо скажем и во вторых, опорную ногу - будущую опорную ногу, которую вы после толчка подвели к ботинку, на котором заезжаете на галс - поднимите повыше и сместите чуть назад - пятку к пятке прижмите - тем самым вы зависните чуть больше, чем вам хочется и привычно и комфортно, а потом, когда придет время все-таки ногу ставить, она окажется строго под вами и вы не сможете ее подломить, потому что пойдет горизонтальный прокат - и центр тяжести переносить не надо, он сразу окажется над ногой. Но если честно - подлом в той или иной мере сохраняется, как бы с ним не боролись - если до этого ездили на одной ноге. Уж очень это неустойчивое дело, езда с боковым наклоном, так и хочется ноги чуть пораньше и чуть пошире ставить - психология. блин. Так что, если вы одну ногу вылечили - вы и другую вылечите. Или не вылечите))). Я вообще всего один раз видел человека, который ехал как вы - с использованием классической лыжни - попробовал ради интереса и понял, что это для монстров, это не для простых смертных, я так не умею))) У вас могут наступить необратимые изменения))) И вообще, кататься на льду для освоения техники - вы слишком безжалостны к себе.
Про разворачивание колена. В классике, сведение бедер и сведение коленей при подседе и при толчке - один из признаков перспективности лыжника - при наборе в секцию
старые тренеры это знали. Как бедра сводишь - так и толкаешься. чем ближе сводишь, тем меньше бокового раскачивания, тем эффективнее толчок строго под себя. Там - это самоцель, причина. В коньке - разведение коленей - это СЛЕДСТВИЕ, это неприятные, не нужные последствия несовершенства нашего тела и противоестественности конькового хода. И проявляется это именно тогда, когда вы заезжаете на галс, сидите в подседе и пытаетесь сводить ботинки и при этом один из них неизбежно поднимаете вверх - колено у вас автомтатически вывернется наружу - ему просто деваться некуда, при таком раскладе. Колено, выведенное вбок - это ПРИЗНАК того, что вы ПОДСЕЛИ и правильно СВЕЛИ ноги, вот и все. Не надо это тренировать, это никакого смысла само по себе не имеет. Оно же не под нагрузкой - оно просто по другому не может находиться.Вы ноги свели - сверху глянули - ага, колено вбок ушло, значит, все правильно, хорошо сел, зарядил голеностоп. Ведь и подсед он тоже не сам по себе, точнее, не только сам по себе ценен - он ценен, потому что чем ниже сидим, тем больший угол наклона при заезде можем себе позволить и тем больше устойчивость и экономичность, но главное-то при подседе - ГОЛЕНОСТОП, а на самом деле - будущий ТОЛЧОК, а еще более на самом деле - будущая скорость, ее величество СКОРОСТЬ. Скорость - все, остальное ничто. Вот если вы стоите высоко, на прямых ногах и все-таки идете с заездом - там колени не выворачиваются. Так там и ботинок не поднимается, так, чуть-чуть, сантиметр - другой и назад не заводится - ножки склеил, наклонился и поплыл себе вбок.
И главное - время. на все нужно время. Лыжи рыскают, бросает -от неравномерности и несимметричности толчка - из-за неравномерности постановки-сведения ног, от разного угла разворота лыж при прокате и возвращении, от неправильной постановки палок и наклона корпусом под разные ноги и прочего. Конек,он блин очень капризный в отношении баланса, очень. Да я собственно, об этом и писал. Как-то так.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Вдогонку про колено
15.03.2013 07:53
Да, сейчас только дошло - есть же еще один фактор,решающий!))) Это же лыжа, лыжа! под более тупым углом к центральной линии поворачивается в результате всех этих наших манипуляций! А если лыжа вывернута наружу - то и колено вместе с ней))) как не трудно увидеть - вывернется)))).Они же взаимосвязаны))). В зависимости от того, как вы узко или широко разводите концы лыж при боковом прокате - так и колено ваше за лыжой будет поворачиваться.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
колено монстров =)
15.03.2013 19:42
Виктор, сегодня специально следил, что происходит при скосе колена... Небольшой эксперимент: сидя на высоком стуле, можно сказать бедро полностью лежит на сидушке, но колено свободно, если в этом положении повернуть носок "лыжи" (стопу) наружу вокруг воображаемой оси голени, то колено как осталось, так и будет неподвижным. А теперь тоже самое стоя на одной ноге, а второй, чуть приподняв, поворачиваем носок "лыжи" наружу уже в тазобедренном суставе, в этом случае колено пойдет вместе с "лыжей"... Теоретически я допер свою проблему именно в этом, у меня получается езда "сидя на стуле", т.е. вращаю голеностоп. Отсюда теоретически вижу 2 выхода из ситуации: 1) разворот лыжи за счет тазобедренного сустава, 2) разворачивать сам корпус перпендикулярно направлению движения лыжи.
Отсюда размышления насчет "почему держать корпус перпендикулярно направлению движения". В разном стиле разные нюансы. Например ходом под каждый шаг (особенно в подъем) крутить корпусом довольно тяжело, а вот двушажным (под одну ногу) это реально и имеет свои плюсы.
Но основная проблема это психологическая боязнь наклонить корпус в противоположную толчку сторону (правильно подмечено). Добавлю, что сам скос получается именно в момент закантовки на внутренний кант, т.е. не получается держать ногу прямой.

Уже искал ответы на этот вопрос, например здесь http://rusbiathlon.ru/blogs/biathlon/id20170
(но здесь уже другая наука)

кстати первое фото с Нойнер - вот она моя проблема =)
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Интересно про табурет...
17.03.2013 08:21
Денис, с табуретом - очень наглядно - как не надо делать))) Раньше это называлось - сидеть на горшке. Когда вы встали, загрузили ногу - это уже похоже на правду и конечно поворот именно в тазобедренном суставе, оствьте вы корпус в покое. Но, вы забыли еще один момент. Когда вы подсели, вы ДОЛЖНЫ максимально опустить колено вперед, ЗАГРУЗИТЬ голеностоп - встать в очень, очень неустойчивое, кратковременное и болезненное положение. Иначе ничего не будет. Понимаете, о чем я? Вы заезжаете в бок - в неустойчивом ПОПЕРЕЧНОМ направлении - и это целая проблема, но вы ОДНОВПЕСЕННО!!! еще и в неустойчивом ПРДОЛЬНОМ направлении - ! вы же на свой голеностоп сели, а он мягкий, он гуляет постоянно - вы вообще с ума сойдете))) В этом вся сложность техники - толкаться вбок -это фигня, говорить не чем, вы одновременно поймайте продольный баланс! Вот это прроблема.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
голеностоп
18.03.2013 14:36
Виктор, голеностоп первым "ломает" все попытки правильных движений, за ним тянется колено и тд. Именно поэтому мне и пришлось тренировать левую ногу на "льду" в движении, т.к. в рыхлом или среднеукатанном снегу помогает лыжа, глубоко врезавшаяся в снег (тоже самое в классической лыжне), а на жесткой леденистой трассе могу экспериментировать без "посторонней" помощи (именно там впервые открыл для себя движение, которое, потом уже узнал, называется задавить колено/зарядить голеностоп).
Вообще, было бы неплохо встретиться всем желающим вживую и обсудить наглядно, жаль, что Россия такая многокилометровая
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
про голеностоп
18.03.2013 17:56
Ну что ж, Денис, вы кажется открыли для себя эту страшную тайну голеностопа))) Расскажу специально для вас. Сначала про кенгуру. Недавно узнал, что вот этот странный способ передвижения - прыжками на двух ногах и фактически за счет упругих связок голеностопа, стал возможен после того, как у одного из древних видов сумчатых произошла мутация, и одна из костей стопы, а именно таранная кость, которая соединяется с голенью, стала иметь на своей поверхности продолные дополнительные ребра, которые не давали суставу гулять в стороны - и именно это приобретение позволяет выдерживать эти чудовищные нагрузки и не вывихиваться в сторону - или не выдерживать, как в нашем случае. Но это так, к слову.
Теперь про свой голеностоп и его роль)) Я в лыжный спорт попал случайно,абсолютно нулевым и уже студентом 4 курса биофака. Но попал удачно, к классному тренеру и лыжнику - члену сборной Союза - он про Воронина рассказыал, про Веденина , участнику Всемирной универсиады в Инсбруке, почетному мастеру спорта - выполнял норматив МС СССР 28 раз (!!!) - Сотникову Валентину Михайловичу. Так сложилось, что ему пришлось набрать вот таких как я и чуть лучше и поехать с нами на сборы в Горный Алтай, на турбазу "Катунь" в условия среднегорья. При Советской власти это было возможно для студенческого спорта. Летом. В июле. А потом мы еще в сентябре и на вкатывание, а еще зимой. Все за гос.счет, спортсмены второго, максимум первого разяряда)))) Так вот, каждое утро у нас начиналось с того, что он подводил нас к такому пупочку - метров тридцать - сорок длиной и градусов 20 - 30 крутизной и мы делали имитацию - на счет, как в армии отрабатывают строевую - делай раз! и ты замер в определенной позиции. Делай два! и ты сменил позицию и снова замер. Вот что-то такое. Встал на прямую ногу - вторая сзади, висит, руки вот так, корпус - вот так, голова - вот так, макушка смотрит сюда. Делай раз! Подсел, ноги свел, руки свел, замер. нет, не так, сильно наклонился, колено ниже, ступня сюда, рука сюда. делай два! Прыгнул - снова, встал в исходном - на прямой ноге, Нет, не так прыгнул, пятку поддернул - значит не так толкнулся, назад толкнулся, а надо под себя. Опять прыгнул - нет, не так, видишь, нога напряжена после толчка, а должна повиснуть и так повиснуть, что бы стопа внутрь скосолапилась и как тряпочка висела. Приземлился на ступную - нет, не так, надо, что бы на пятку приходить, а толкаться ступней чтобы внешней сторонйо стопы , с перекатом и потом тремя последними пальцами. Прыгнул - нет, не так, видишь, на прямую ногу не дошел, не долетел, перелетел, в сторону болтаешься, колено не задавил, сгруппировался не так, рука не так стоит, далеко стоит, сзади не так висит .... и так далее. Из всех - я один освоил, не понимая, какое это потом будет иметь значение. Еще, кстати, я жил в одной комнате с Михалычем и Володей Бастрыкиным, конькобежцем, тогда КМС, студентом педа. Он выше КМС и не поднялся, кстати. И вот они бесконечно разговаривали с Михалычем о технике, физиологии, биомеханике, Володя что-то постоянно думал и писал. К чему это я - так он в Барнауле, в Сибири, на катке на открытом воздухе - чемпиона мира Сергея Клевченю воспитал. Их в стране-то раз-два и обчелся, а тут - в Барнауле.
Наступила осень и я первый раз встал на гоночные лыжи - в жизни первый раз. Начали кататься на первом снегу и вот едем мы с одним человеком - зовут его Глуховченко Виктор и он меня спрашивает - ты сколько лет занимаешься, да первый месяц, говорю, он матом на меня. не поверил, думал - насмехаюсь. Вот как Михалыч меня на этот голеностоп на земле посадил, как научил держать этот продольный баланс на опущенном вперед и вниз колене - так я на нем и поехал. И никто лучше меня в подъемы не ходил и Михалыч это признавал, да говорит, если бы я так в свое время умел, когда за Союза бегал... - это я разговор подслушал, случайно, он с другим тренером разговаривал... ГОЛЕНОСТОП. ГОЛЕНОСТОП. Но если просто так сказать - никто не поверит и не поймет. Вот такие дела.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
не всё ясно
14.03.2013 14:00
Меня интересует всего три вопроса
1. Почему корпус должен быть перпендикулярен трассе, а не траектории скольжения лыжи?
2. Поему толчок ногой должен быть строго в бок?
3. Почему толкаться надо не полностью загруженной весом ногой (маятник - как бы симметричный полуконёк)?
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Маятник - симметричный полуконек
15.03.2013 07:45
Очень правильное выражение, в концентрированной, образной форме передающее суть моей статьи. По крайне мере, я так ее понимаю. Почему вы при этом говорите, что не надо толкаться полностью загруженной ногой - даже предположить не могу. Это именно так и надо делать. По первым двум пунктам. странно, а зачем я тогда все это писал?!
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
наоборот
15.03.2013 11:43
Я хотел бы загрузить весом лыжу во время отталкивания по максимуму, на всей фазе толчка, до отрыва от опоры. Ну и центр тяжести всегда над лыжей. Видео, как я себе это представляю ( http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=SXW-AZPdnOg ). При «маятнике» толчок мене акцентирован. При «маятнике» часть фазы отталкивания происходит с неполной загрузкой весом. Корпус неподвижен, ходят в бок ноги (утрирую, конечно). Приведённый пример Соцкова с флагом тому доказательство ( http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=SXW-AZPdnOg ) с 1:40.При «маятнике» вы как бы гладите трассу. В одном случае вы приближаетесь по загрузке к прыжку, в другом к упражнению «самокат» или полуконёк. Я говорю, что «маятник» не эффективен, как в переложение веса спортсмена, направления вектора приложения силы, так и в эффективности участвующих в работе групп мышц. Практически можно проверить на имитационных упражнениях ( куда дальше прыгните, где легче удержать равновесие), или на спортсмене умеющего катить различным ходом, так и теоретически разложив вектора приложения силы. Обратите внимание, каким ходом идёт спортсмен дольше всех одновременным одношажным, не переходя на подъёмный двушажный ( http://www.youtube.com/watch?v=fgGEqUbxzag ) . А на первые два вопроса я ни разу не видел ответа по существу, нигде. А труд Ваш многим будет полезен. Что нового в Вашем коньковом ходе? Только интересный угол рассмотрения конькового хода 80 х (http://tv.sportedu.ru/video/lyzhnye-gonki-tekhnika-konkovogo-khoda)? Я отношусь к торопливым читателям, перечитаю ещё раз. Мне интересно. Спасибо.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
про толчок вбок
15.03.2013 16:54
попробую объяснить, как я понимаю толчок вбок (точнее движение толковой ногой строго вбок от осевой линии трассы/направления движения). В идеале это движение должно быть вбок и чуть вперед, как бы толкая лыжу вперед по её тректории (но со стороны или сверху на стоп кадре будет казаться что нога движется строго вбок). При таком движении отталкивание идет скользящим упором, т.е. от нескольких точек, иными словами лыжа не останавливается.
При толчке вбок и назад (частая картина у большинства лыжников) невозможно добиться, наверно, скользящего упора в конце фазы отталкивания, т.е. лыжа останавливается как в классике.
Кроме того при толчке назад вбок появляются "кручения" корпуса (А.Соцков поэтому и говорит следить за вращением вперед переднего колеса роллеров в конце отталкивания - чтобы был скользящий упор)
Тяжело описать словами: попробуйте при езде без палок и без махов руками (руки за спиной сжаты в кистях, либо сжатых в кистях под подбородком) толкаться назад и вбок. Я так не могу - лыжи останавливаются, а корпус болтается/крутится непонятно как.

Игорь Пензюх как-то выкладывал схемки, надеюсь будут полезны (там же и более подробное объяснение выгоды толчка вбок-вперед):

http://www.skisport.ru/photos/picture.php?unit=1&v=1&w=1&id=15327
http://www.skisport.ru/photos/picture.php?unit=1&v=1&w=1&id=15325
http://www.skisport.ru/photos/picture.php?unit=1&v=1&w=1&id=15272
http://www.skisport.ru/photos/picture.php?unit=1&v=1&w=1&id=15273
http://www.skisport.ru/photos/picture.php?unit=1&v=1&w=1&id=15274
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
++++++
15.03.2013 18:36
А вообще руки за спину - не проблема, во вторник именно так и катали в лёгкий подъём. Это один из основных ходов на равнине у лыжероллистов. Положение рук не принципиально. Можно катить как Соцков, а можно и иначе. Считайте что это тоже коньковый ход с другой стороны. Посмотрел схемы, понравилось. Это немного о другом. Мы сравнивали все виды техники, в различных условиях. Для нас эта оптимальна. Как знать лучшая ли она. Техника конька меняется, она не та, что была 10 лет назад. Спасибо за ссылки, что хотел, получил.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Денису Игнатову
17.03.2013 07:57
Совершенно верно! Идеальный толчок вбок и вперед, но на равнине это сложно, а вот в подъем, когда есть упор на палки и скорость небольшая - там это более четко присутствует. Про остановку лыжи в конце толчка. Я как раз сегодня думал над этим и вспоминал ракурсы сверху на прошедшем чемпионате мира - через раз у многих очевидно виден толчок вбок-назад В КОНЦЕ ДВИЖЕНИЯ! Я думаю, что если вы вышли на плоский, пассивный прокат и сидите центром тяжести на этой ноге, то при максимально длинном толчке, при хлесте голеностопом, лыжа все равно идет по дуге, она все равно тормозится и как бы нам не хотелось, эта толчковая нога "отстанет" от нашего корпуса и на картинке это будет выглядеть как толчок вбок-назад, но это - в данном случае, именно в таком варианте - не страшно. Мы же идем как в классике, одна лыжа плоская, опорная, вторая - толчковая, замедлившаяся. Но все-таки не неподвижная, конечно. Но внешне движение будет выглядеть именно вбок- назад. Как говорил Штирлиц - мы запоминаем начало и конец)))) Вот в этом-то вся и беда изучения техники по картинке. С классикой - та же история. Фаза подседа настолько укорочена в гонке, что ее вроде бы и нет, а она есть)))) Про корпус... Вы знаете, у меня такой проблемы нет - я катаюсь исключительно под каждый шаг и палки ставлю ровно, а как там еще корпус можно вращать? Никак, да мне и не надо - я вбок заехал, ровно заехал, как шел, так и завалился, толкнулся, ногу строго под собой или строго сбоку поставил, закантовался и опять вбок толкаюсь, мне куда и зачем корпус доворачивать? Если я руку вперед вытяну - тогда, да, развернусь и получится диагонать со всеми последствиями. А двухшажный - я на эту тему не заморачиваюсь, мне не интересно.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
А! Теперь понятно!!!
17.03.2013 08:06
Я помотрел картинки Игоря Пензюка, теперь понятно, откуда у моего товарища вот это странное движение - разворот лыж параллельно после толчка - о чем вы братцы?! Ну вы сами-то подумайте, как так можно кататься? Даже не хочу комментировать. Я человека не знаю, может он чемпион мира или еще того что. Все что я хотел, я написал, кому что надо, тот то и возьмет.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
w
игорь пензюх такой же любитель как и все мы
17.03.2013 08:53
а картинки свои он нарисовал для иллюстрации постулатов евгения нефедова, насколько понимаю.
евгений нефедов и алексей соцков тут на форуме два непререкаемых авторитета в области лыжной техники, любезно дают рекомендации, показывают упражнения. на практике тренировали и тренируют сильных спортсменов. вы можете найти их посты поиском, интересно было бы почитать ваше мнение на их счет, так сказать, свежий незамыленный взгляд.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
+++++++
17.03.2013 09:58
Теория хорошо. Но есть практические тесты на технику: количество шагов (длина проката), пульс, время и друге. Например, тест на уверенный прокат покажет езда на одной лыже одновременным бесшажным (как в классике) без лыжни и в различно темпе, в том числе до частичной остановки и полной, на прямой и в подъём. Если не получится, будут виляния, кручения, наклоны в бок корпуса для поддержания равновесия, то о хорошем коньковом ходе рано думать. А если получится уверенно, тогда можно и подумать везде ли прав Соцков или кто ещё другой. Может вопрос проще. Умение владеть предметом. То на что Вы и авторитеты форума ссылаются, не всегда подтверждается практикой. Не обязательно быть чемпионом мира, чтобы идеально освоить любую технику. Это может каждый. И не важно кто показывает лыжник, лыжероллист или пианист, и какой результат он показывает. Мы же технику обсуждаем, а не функциональную подготовку. Для чистоты эксперимента, чем она ниже, тем лучше. Я не хотел критиковать Вашу позицию. Она интересна. Хотел дать Вам для рассмотрения альтернативу. Я представил видео. Вы там где-то увидели слабый прокат, невозможность эффективной работы? Ваше право. Я спорить не буду. У нас разные целевые группы. Как предлагаете Вы, катаются 90% лыжников. У Вас другое описание техники. А у меня другая техника, не совпадающая с Вашей теорией. Но это совсем не значит, что она менее эффективная. Да, и разворот лыжи идет, когда направление таза определяет перпендикуляр направления скольжения лыжи. Положение таза определяет эффективность отталкивания ногой. Особенно понравился последний абзац. Как правило, кто так заявляет, никогда не выставит своё видео. Каждое движение, утверждение, надо объяснять почему так, а не иначе. Дальше думаю незачем спорить. Спасибо.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Не в качестве спора
17.03.2013 12:24
Братцы, извините, если что не так! Я только сейчас осознал, что оказался в роли специалиста по технике лыжного хода, а это не так. Я то хотел всего лишь показать, что использование модели дает неожиданные результаты - а меня втягивают в спор, надо ли доворачивать корпус или не надо. А я откуда знаю, надо или нет? Мне как-то и в голову эта проблема не приходила - у меня ее нет, я даже сам не знаю - доворачиваю или не доворачиваю, надо посмотреть. Потом, полностью согласен с Валерием, что критерием истины, все-таки является практика и именно только на практике можно понять, что в данном случае все-таки правильней на самом деле, точнее, какое из зол мы выбираем. Вот в этом я твердо убежден - конек очень противоречив и там постоянно идет борьбы двух противоположных тенденций. В одном из постов,который я тут наваял, я дал ссылку на научную работу, в которой на основе физиологических данных утверждается, что одновременный ход с толчком под каждую ногу -....самый экономичный. Да если бы мне три года, да год назад сказали бы об этом - я бы посмеялся. А сейчас - нет. А большинство - и сейччас - да. Еще раз хочу повторить одну мысль - надеюсь, что среди профессионалов такие исследования, объективные исследования ведутся. Только мы об этом не знаем. Хотя, может быть и нет... Извините, если кого обидел. Конек у каждого будет свой, кто какого вырастит, тот на таком и поедет. И еще одно скорбное замечание - нельзя научить кататься каждого, к сожалению - нельзя.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
последнее
17.03.2013 13:09
Просто теория Ваша была интересна. Было любопытно узнать подходит ли теория паруса и лодки под мою технику. Только и всего. А получилась какая-то критика и спор. Вы уж извините. Хорошо ещё не до шло да традиционных: а ты кто такой, а ты кто такой. Извините за спор в Вашей ветке. Буду с интересом, как и многие другие, ждать продолжения.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Палки
17.03.2013 23:54
Здравствуйте Виктор!
Весьма и весьма интересное и заслуживающее пристального внимания изложение материала. Прочитал пока только на один раз, собираюсь еще перечитывать, но уже сейчас хочется поблагодарить Вас и сказать спасибо за ваш труд. Есть конечно пожелание, чтоб хотя бы пропуски делать через несколько абзацев в виде пустой строчки, чтобы более удобоваримое восприятие было для глаз, а то сплошной текст несколько напрягает.

Первая часть уже как месяц выложена, а я только увидел её пару дней назад.
Ввиду того что я сейчас приболел в последние дни, то и в тренировках пропуск...(((((((( в связи с этим не было практической возможности посмотреть на свою технику с учетом пройденного материала. Материал весьма кстати, потому как очень недоволен своей коньковой техникой, хотя и марафоны бегаю с 2009-го. Лыжами увлекся уже во взрослой жизни (несколько лет назад -2005/2006) и первые шаги делали (с другом) глядя на других более опытных лыжников, пытаясь копировать, изучая видео, спрашивая на лыжне то у тренера какого-нить, то у кого-нить из ребят, так шаг за шагом и развивались в коньке.
Как сказал выше, техникой своей недоволен и скорости не могу развить.. я бы сказал что топчусь на одном месте. Нет, конечно постоянно работаешь над этим и если сравнивать даже 2-3 годичной давности и сейчасное состояние, то кататься стал получше. Сейчас под каждую ногу спокойно толкаться можешь и продолжительное время. Физических возможностей хватает и функциональная готовности есть, но с техникой есть куда расти.

После прочтения вашего материала, пересмотрел сразу свое видео - ноги, руки, как работаю ими? где палки ставлю относительно центра ботинка в продолном направлении? на какой высоте (относительно плеча)? Одновременно ли происходит толчок или "что одна чуть впереди и чуть выше и чуть раньше, а вторая чуть сзади, чуть ниже и чуть позже"? Как встают палки и куда?

Сразу же бросилось в глаза:
1. Руки именно "что одна чуть впереди и чуть выше и чуть раньше, а вторая чуть сзади, чуть ниже и чуть позже", т.е. руки, кисти не на одной линии однозначно.
2. Палки длинновата и встают не вертикально, а под углом и далеко сзади ботинка.
3. Кисти рук в момент постановки палок - на видео вижу что встают иногда чуть выше уровня плеча, ну это вытекает из п.2.

Также вспоминая свои ощущения, то меня всегда не покидало чувство что палками я не дорабатываю и сильно, можно работать как-то иначе и более эффективно. А у меня толчок какой-то недоработанный что ли получается, другими словами потенциал в этом однозначно есть.
прямо дома одел ботинки, вста на лыжи, взял в руки палки и померял насколько они выше плеч, в результате - укоротил одну пару палок на 5 см, вторую пока оставил ка есть, укорочение только после теста. Как выздоровею, уже не терпится проверить.

Говоря про ноги, то тут конечно хочу перечитать еще раз внимательно материал, но что отмечаю посмотрев на видео, то.
1. Стойка высокая и у меня почти постоянно так.
2. Безопорную когда подтянул, то при постановке ноги и переносе ЦТ, нога встает впереди, т.е. происходит хоть и незначительное, но разъединение ног (как вы описали). Порепетировал дома, подтягивая одну ногу к другой и кажется понял суть, нужно непосредственно на лыжне пробовать и проверять.
3. Ногу слабовато заряжаю как-то, подседа почти нет в голеностопе.

Вообщем пока такие моменты отметил, перечитаю еще раз материал, переосмыслю его, сделаю опробацию на тренировках и после этого пожалуй, готов буду более детальней еще что-либо сказать. Пока так.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
про угол постановки палок
18.03.2013 05:34
Друзья,начинаю чувствовать свою материальную ответственность за сказанное))) Вот товарищ S. britanets уже палки режет,укорачивает, а это денег стоит - поэтому спешу уточнить. Вертикально палка стоит, если смотреть сзади -или спереди - если это обычный, поддерживающий постанов, а если это акцентированный, скоростной - то параллельно наклону туловища при заезде. А если посмотреть сбоку - то палка все-таки под углом, под небольшим, но углом и главное здесь - кисть не выше плеча, лапка палки - на середину ботинка и рука вот в треугольнике, который описан. Кстати, попробуйте с палками для классического хода - полезное упражнение, сразу подсядете. В свое время, в классике на вкатывании начинали с короткими палками, только потом переходили на "боевую" высоту.
Про разбивку на абзацы и прочее форматирование текста - а это движок на форуме такой, он не предусматривает никаких излишеств - нормальный вердовский текст превращает в такую вот простыню.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0