Максим Алиев: В моей таблице для определения лучшего этапа есть даже такой пункт как «качество продаваемого глинтвейна»

Этого колоритного болельщика в буденовке со значками и флагом наперевес телезрители часто видят в биатлонных трансляциях (А я даже надеюсь, что лет через ... цать именно Макс станет болельщиком № 1 и талисманом биатлонных трансляций, как сейчас немец Норберт Штарке - примечание Е.К.) 

За плечами Максима Алиева множество соревнований, как российских, так и международных. Сегодня в эксклюзивном интервью biathlon.life он рассказывает о главных составляющих хорошего выезда, отличии российских соревнований от иностранных и биатлонных артефактах.

– Впервые я увидел биатлон на олимпиаде в Сараево, в 1984 году, но это был еще просто первый взгляд, первое знакомство, потом был долгий перерыв. Робкий интерес, но пока еще конечно не увлечение, появился в 1998 году, когда биатлон стали показывать по ТВ не от случая к случаю, а регулярно. А настоящее увлечение пришло в 2005 году, когда я познакомился со своими соратниками по этому увлечению и далее с 2008 года, когда я стал посещать соревнования.

– Расскажите о вашей первой поездке? Благодаря чему/кому она состоялась?

– Первая моя поездка на биатлон состоялась в феврале 2008 года. Я попал сразу на чемпионат мира в Эстерсунд. Безусловно большую роль в том, что эта поездка состоялась, помимо моего жгучего на тот момент уже желания, сыграл форум болельщиков биатлона biathlon-russia.ru. Благодаря тому, что выезд на чемпионат мира был организован участниками форума, я и попал туда.

– Вы часто ездите на соревнования, российские и зарубежные. Есть ли какие-то глобальные отличия в плане организации у нас и заграницей?

– Да, я много езжу и побывал в различных местах, как в России, так и за рубежом. Причем Россия на моей карте это отнюдь не только Ханты-Мансийск, но и Тюмень, Уфа, Остров. Везде есть свои нюансы, плюсы и минусы, но кардинальное отличие всех соревнований, проводящихся в России от зарубежных можно обозначить так – колоссальная заорганизованность. Излишнее рвение устроителей приводит к смешным, а порой и грустным курьезам. Происходит это видимо не от злого умысла, а от желания сделать как лучше. Не буду повторять общеизвестные вещи, как то большое количество всевозможных охранников, милиционеров, волонтеров, в Осло короля два полицейских охраняют и все, у нас их сотни. В Тюмени оцепили гостиницу и никого внутрь не пускали мотивируя это тем, что там живут иностранные спортсмены.


Так я сюда и приехал, чтобы увидеть иностранных спортсменов, взять автограф, сфотографироваться! Поверьте, иностранные спортсмены не будут в претензии.


Они даже обрадуются! Или вот пример, так называемая ВИП-парковка в Острове. Обычных автомобилистов туда не пускали и это летом! На всем стадионе было 15 болельщиков и сотня зрителей, но так положено. Должна быть ВИП-парковка и она была. Так и простояла пустая два дня. 

Еще свежий случай. Приехал болельщик, назовем его условно Николаев, в Тюмень на чемпионат Европы, заранее забронировал гостевой дом, оплатил проживание и едет на такси из аэропорта. Да на беду гостевой дом его расположен слишком близко к стадиону, собственно он-то думал, что это плюс как раз, вышло, что нет. На дороге кордоны, заставы, блокпосты. Что такое? Проезд закрыт, никого не пускают, даже такси. Ничего не помогает, прописки-то у болельщика нет местной, пускают только по прописке. И бредет указанный Николаев с чемоданом пять километров по автомобильной дороге. И небезопасно это и долго. На втором-третьем километре сообразили милиционеры, что эдак еще хуже выходит, едут мимо иностранные спортсмены и видят этого бедолагу болельщика. А многие иностранные спортсмены его даже в лицо знают и остановились бы подвезти, так не положено. Приехали ГАИшники и сами довезли до места. Ну вот к чему это? А потому что не положено, есть приказ. Если за рубежом соревнования проводят для болельщиков и удобство для них стоит на первом месте, то в России главное действующее лицо на соревнованиях – спортсмен, в крайнем случае журналист. И все подстраивается именно под них.

– Вы ездите не только на зимний, но и на летний биатлон...

– Это большая и очень интересная тема для разговора. Летний биатлон привлек мое внимание просто потому, что я не в силах был ждать восемь месяцев до начала следующего сезона, хотелось еще и еще. Так я впервые поехал летом в Остров, а потом в Цесис и так далее, с 2012 года не пропускаю уже ни один летний чемпионат мира.

У летнего биатлона колоссальное будущее, посмотрите на прыжки с трамплина, например. Проходят этапы, идут ТВ трансляции. Если этим серьезно заниматься, найдутся и спонсоры, призовые, а значит и желающие принять участие спортсмены. Со временем, я думаю, летний биатлон станет отдельным видом спорта, где будут доминировать другие спортсмены. Ведущим биатлонным державам не очень выгоден летний биатлон, ну хотя бы потому что тут сложно выиграть в подготовке лыж, роллеры выдают по жребию. А вот зрителей на летний биатлон можно привлечь гораздо больше, просто потому что это лето, не каждый отстоит зимнюю индивидуальную гонку в Эстерсунде - холодно!

Банско 2013. Чемпионат Европы.

– Как спортсмены, или точнее спортсменки попадают в число ваших любимиц?

– Как сказала одна очень известная болельщица, это не мы их выбираем, это они нас выбирают. Иной раз достаточно ласкового слова, мимолетной улыбки, взгляда. Но в каждом конкретном случае это происходит по-разному. Кстати, в числе моих любимцев не только девушки, мне очень нравится Евгений Гараничев и уже достаточно давно.

– Вы можете выделить лучший, самый комфортный для болельщика этап?

– Это достаточно трудно сделать. Дело в том, что вкусы у всех разные. Одни любят, что называется «окунуться в атмосферу биатлона», глинтвейн, «пьяная палатка» и т. п. им нужно ехать в Антерсельву, другие постоять в лесу и поддержать любимого спортсмена на самом трудном подъеме, этим лучше ехать в Эстерсунд. Я намеренно в качестве примеров привел два самых посещаемых мной этапа, но строго говоря, выбор гораздо шире. Новичкам я бы посоветовал начинать с тихих, малолюдных этапов, например с Холменколлена.

– Знаем, вы составляли даже специальную таблицу, для выявления лучшего этапа, какие параметру туда вошли?

– Есть такая таблица, в ней четыре группы критериев по три в каждой группе, то есть всего критериев двенадцать. Наиболее важные имеют больший вес, менее важные берутся с понижающим коэффициентом. Очень важно наличие аэропорта поблизости от стадиона, финансовая доступность поездки (перелет + проживание) и еще ряд критериев.


Но в моей таблице есть даже такой пункт как «качество продаваемого глинтвейна».


Это мелочь, но и она влияет на окончательное ранжирование этапов.

– Каковы главные составляющие хорошего выезда?

– Уже после самого первого выезда в 2008 году я сформулировал для себя такое правило: «Не важно куда ехать, не важно как ехать, важно с кем ехать». В приятной компании и обратная дорога, скажем по маршруту Осло-Копенгаген-Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва не выйдет слишком утомительной, а если с соратниками по выезду общего языка нет, то и феерическое выступление твоих спортсменов будет не в радость.

С соболельщиками

– Вас иногда попрекают, что вы поддерживаете не только российских спортсменов. Что можете ответить таким ярым патриотам? 

– В последнее время меня редко стали попрекать этим, разве что последний выезд в Тюмень был исключением. Строго говоря, я вообще не болею за спортсменов по государственной принадлежности. Биатлон это не командный, а индивидуальный вид спорта. Характерная зарисовка на эту тему. В Эстерсунде, во время гонки ко мне подходит, нет, даже подбегает репортер Матч ТВ и спрашивает бодрым голосом «А вот покажите нам, как вы обычно болеете за Антона Шипулина?!» и протягивает микрофон. Я ответил, что обычно я болею за Катю Шумилову. Конечно, в эфир это не пошло. Но поддерживаю я многих и уж россиян точно всех. Поддерживать это одно, а болеть, другое.

– Есть ли у вас дома какие-то артефакты связанные с биатлоном: бибы, автографкарты, храните ли вы их как-то особенно?

– Да, у меня есть и бибы, которые спортсменки отдавали мне после гонок, их не много, но все они дороги мне, есть и автографкарты, они хранятся в рамках на стенах, их количество постоянно растет и приходится прибивать новые рамки. С каждого чемпионата мира я привожу брелки, их у меня уже три. Но есть и экзотические артефакты, например рюмка, подставка для свечи. Рюмка эта ручной работы, куплена на рождественской ярмарке в Эстерсунде. По торжественным случаям, как-то открытие и закрытие сезона рюмка используется по назначению. Подставка для свечи оттуда же, когда внутрь ставишь свечу-таблетку очень красиво мерцает профиль биатлониста на стекле. Используется, увы, редко, стоит для красоты. Недавно на день рождения одна болельщица подарила мне вышивку с биатлонистом.

– Знаем, у вас есть специфическое увлечение  вы коллекционируете биатлонные марки...

– Да, я коллекционирую марки по теме "биатлон". Собственно марки я собирал еще в детстве, как почти каждый советский мальчишка, но то увлечение быстро прошло и коллекция затерялась. А в 2010 году я стал собирать марки уже именно с биатлоном. Идею, как это обычно бывает, подсказал мне мой друг, просто подарил альбом с марками, небольшая серия как сейчас помню, Кампучия, Альбервилль 1992 год. И с тех пор я увлекся. В последнее время коллекция растет мало, почти все собрано, более 150 единиц, марки, малые листы, конверты, гашения, даже спичечные этикетки есть. Два раза я выставлял свою коллекцию в Уфе в 2012 и в Тюмени в 2014 во время летних чемпионатов мира. Мне кажется это интересно, тюменские журналисты даже писали о выставке, болельщики на стадионе активно интересовались. Мне удалось удачно подобрать материал таким образом, что на стенде два на два метра смотрится неплохо. Почти о каждой марке я могу кое-что рассказать, но самый интересный экземпляр это блок выпущенный Мозамбиком по результатам олимпиады в Ванкувере.


Дело в том, что на марке допущена ошибка, около фотографии Свендсена стоит надпись "Евгений Устюгов".


Любой филателист скажет вам, что марки с ошибками ценятся особо.

Выставка марок в Уфе

– Как домашние относятся к вашему увлечению?

– Однажды у Жванецкого спросили «Как Вы относитесь к женщинам?» «К женщинам? – переспросил мэтр, – никак! Я отношусь к мужчинам». Вот приблизительно также относится к моему увлечению моя семья. Никак. Ни хорошо, ни плохо.

(однако жена Максима – Наташа всегда тепло принимает в их доме многочисленных друзей-соболельщиков Максима – прим. Biathlon.life) 

– Куда отправитесь в следующий раз, есть уже планы?

– Зимний сезон для меня закончен, следующая поездка только в августе, на летний чемпионат мира в Отепя, но зато поездка грандиозная намечается, уже записалось 13 человек. А в следующем зимнем сезоне планирую два спаренных выезда Эстерсунд-Поклюка и Антерсельва-Душники-Здруй, а также Тюмень и, чем черт не шутит, Пьонгчанг. По крайней мере желание есть.

Ирина Тюжина, Biathlon.life

0 4147 Елена Копылова 24.03.2016 11:54
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.