Блоковая периодизация


Многие увлекающиеся триатлоном (плаваньем, велосипедным спортом) сейчас в межсезонье и находятся на стадии базовой подготовки. Уверен, занимающиеся регулярно и участвующие в соревнованиях, даже на любительском уровне, задаются вопросом, как тренироваться лучше? Как тренироваться эффективнее? Не сомневаюсь, что активные любители найдут этот текст интересным и, хочется верить, он вызовет дискуссию.
Частично принципы спортивной подготовки в циклических видах спорта описывались прежде.

В видео обсуждается распределение интенсивности нагрузки в ходе подготовки.



Соответственно современным представлениям принято считать, что оптимальное распределение нагрузки описывается моделью поляризации, где львиная доля тренировок проводится в зоне умеренной интенсивности и порядка 15-20% приходится на тренировки высокой интенсивности (выше анаэробного порога). Это можно описать следующей кривой. Границы зон интенсивности описываются следующим образом и очерчиваются основываясь на результаты тестирования под нагрузкой.



Далее приведён пример объёмов циклической подготовки норвежской лыжницы Марит Бьорген, из которых видно насколько практика её подготовки соответствует современным представлениям.



По этим данным, большая часть нагрузки проводится в зонах умеренной интенсивности, и порядка 1/6 тренировочного времени тратится на тренировки высокой интенсивности.



Однако мало знания общих объемов и распределения интенсивности нагрузки в целом, актуальнейший вопрос для практикующего тренера состоит в том, как следует проводить тренировки на уровне микро- и мезоцикла (недель, месяцев).

Теория, дающая представление о построении тренировочного процесса, была заложена еще в 50-х годах прошлого века Львом Павловичем Матвеевым. Это теория была обобщена и основанна на обзорном анализе подготовки большого количества спортсменов сборной СССР. Не вдаваясь в подробности развития этой теории и противостояния школ, в общих чертах она сводилась к тому, что разные физические качества (силу, выносливость и т.д.) можно и следует развивать одновременно.

В конце 80-х годов, по мере накопления эмпирических данных, классическая теория стала претерпевать изменения, чему активно противостоял сам Матвеев. Ряд исследователей практиков пришли к умозаключению, что блоковая периодизация, в которой на определённых отрезках времени (блоках), концентрированно развиваются определенные способности (сила, выносливость и т.д.), более эффективна чем традиционный вариант.

Один из основоположников блоковой периодизации Владимир Иссурин в 2008 году опубликовал книгу Block Periodisation в престижнейшем издательстве Human Kinetics. Выход этой книги в свет спровоцировали в последние годы всплеск исследований в области теории периодизации. 30 лет спустя после формирования основополагающих представлений, базировавшихся на подготовке высококвалифицированных спортсменов сборной СССР.

На волне “новых веяний” норвежские исследователи провели эксперимент, в котором на протяжении 12 недель сравнили эффективность традиционной и блоковой моделей периодизации. Справедливости ради, стоит отметить, что Иссурин, несмотря на уникальность и прорывность своих взглядов, в своем описании блоковой периодизации не демонстрирует превосходства над традиционной, хотя хорошо описывает концепт на эмпирическом уровне.

Новрежское исследование было проведено в Университете Лиллехаммера, который относится к сети центров развития спорта высших достижений Норвегии и работает в плотном сотрудничестве с Олюмпиатоппен. Цель Олюмпиатоппен и прилегающих институтов - исследовать и вводить в практику последние достижения спортивной науки.

В качестве подопытных использовались велосипедисты. Уровень спортсменов соответствовал 1 разряду/КМС в понимании российской системы.

В таблице представлен макет исследования, в котором одна группа тренировалась по традиционной модели периодизации, а вторая по принципу блоковой периодизации.



Из ранних работ известно, что оптимальное количество высокоинтенсивных интервальных тренировок 2-3/неделю. По данным норвежской женской сборной по лыжным гонкам за сезоны 2008-2010 в команде проводилось 1,8-2,3 интервальных тренировки в неделю. В данном эксперименте было запланированно 24 интервальные тренировки на период 12 недель. В традиционном варианте это кол-во тренировок было распределено равновмерно (2 тренировки/неделю), а в блоковом варианте каждый месяц делалась одна ударная неделя (5 тренировок/неделю) и в дальнейшем по одной интервальной тренировке в неделю с целью поддержания функций.

Тренировочные объёмы в группах выглядели следующим образом:



Для объективной оценки результатов при помощи теста с нагрузкой определялись МПК, анаэробный порог и мощность на этих порогах. Поскольку это исследование не имеет никакой ценности без практического приложения (которое в спорте определяется результатом, а не лабораторными исследованиями!), то в качестве оценки спортивной работоспособности подопытные выполняли тест на скорость за 40 минут. Целью теста было преодолеть как можно большее расстояние за 40 минут (оценивается по средней мощности за 40 минут).

Результаты параметров работоспособности до и после исследования в двух группах показаны в следующих таблицах.



 

Из результатов очевидно преимущество блокового принципа периодизации над традиционной моделью.

Какую пользу для себя из этого исследования может вынести тренер-практик или продвинутый любитель спортсмен?

Прежде всего, исследование подчёркивает необходимость осознанности планирования тренировочного процесса и контроля изменений физиологических параметров на разных этапах подготовки.

Выборка длительностью в 3 месяца близка к практике и в том или ином виде присутствует в разных видах спорта. У велосипедистов этот период приходится на октябрь-февраль, у лыжников на май-август. Некоторые именуют эту фазу базовой, некоторые вкаткой, в зависимости от тренерского жаргона. Судя по всему, оба метода имеют место быть, поскольку результат объективно растет в обоих случаях, однако блоковая модель выглядит более эффективной. При том же тренировочном объеме, тренируясь по принципам блоковой периодизации, показатели спортивной работоспособности растут значительнее, нежели в случае традиционной модели периодизации.

С другой стороны, подготовка спортсмена не ограничивается тремя месяцами вкатки и новая модель оставляет больше вопросов, нежели дает ответов. В последние годы не менее актуальной темой стоит силовая подготовка цикликов, и в связи с этим закономерно было бы задаться вопросом, на какой стадии следовало бы включать силовую подготовку (не вдаваясь во все её нюансы)? Как проведенные блоком интервальные тренировки могут влиять на последующую силовую подготовку?

Помимо этого, обратной стороной медали интервальных тренировок является синдром перетренированности. Не даром в исследовании определяют субъективные ощущения усталости в ногах. Это также следует учитывать при планировании тренировок.

Помимо прочего, из этих данных можно почерпнуть пользу для многих других видов спорта, например, игровых (хоккей, футбол и.т.д. ), где предсезонка короче по длительности и требования к аэробной работоспособности не столь высоки, как в лыжных гонках или велосипедном спорте. С показателями МПК, приведёнными в этом исследовании, игроки выступают на уровне премьер лиг России и Англии. Подобную модель подготовки достаточно органично можно вписать в межсезонье команды по футболу или хоккею.

Есть другие мысли?

Источник: Сайт "Спорт и Наука"
50 20709 Сергей Илюков 26.12.2012 21:08
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

26.12.2012 22:09
Есть вопросы! Почему нет ни одного упоминания фамилии Верхошанский в этом тексте?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
26.12.2012 22:16
Алексей Пичугин
Поскольку окончательно сформировал и обобщил методику блоковой периодизации именно Иссурин, хотя в работах Верхошанского она в той или иной форме присутствовала. Не стал расписывать исключительно из экономии текста. О теме можно писать бесконечно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
в своё время Юрий Витальевич Верхошанский сказал золотые слова: сила не в МПК, а в дыхательных ( окислительных ) способностях мышц. я бы к этому добавил: при конкретной локомоции. почему ? один из моих друзей-КМС по лыжам, выполнил на марафоне в начале 80-х в моск.обл. тогда это дорогого стоило. максимум меня хватало за ним 1 км. продержаться. зато плывя на время, он через 20 метров с частотой дыхания и пульсом, как у кролика, начинал тонуть. я тоже никогда в жизни не занимался плаванием, но в нём я был сильнее его на много-хотя, у него лёгкие 5,5 литр.а у меня 4,2; у него фигура пловца, а я по сравнению с ним толстяк. наверное,это и есть генетика,предрасположеность к конкретному виду. было дело, наши учёные провели такой эксперимент: они штангистов стали грузить беговыми нагрузками и те перестали поднимать. так и тут-Пихлер перегрузил наших биатлонисток штангой и те перестали бежать. старая русская пословица: пей-не упивайся; ешь-не объедайся; люби-не влюбляйся...  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
2Алексей Седенков "в своё время Юрий Витальевич Верхошанский сказал золотые слова: сила не в МПК, а в дыхательных ( окислительных ) способностях мышц"
+1
Другими словами, для лыжника самым важным показателем является не МПК, а мощность АнП (сила однократного отталкивания в гонке). При этом не отрицается взаимосвязь между этими показателями.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Сергей, спасибо за предоставленный материал. Конкретного плана тр-к, конечно, не построишь, но для общего понимания процесса очень даже полезно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 11:44
Если в обоих методах испытуемые не проводили силовую работу, то с ней результаты могут быть другими.

Сейчас нет видов спорта где при подготовке не используется силовая работа. одними интервалами мышцы не подготовишь.

Автор спрашивает на какой стадии проводить силовую работу? В той или иной степени на всех.
Посмотрите на Бьерген и все станет понятно.
Сравните Легкова 5-ти летней давности и сейчас.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 11:49
влад захаров

В той или иной степени на всех.

То есть Вы советуете и во время блока интервальных тренировок давать силовую работу? Каким образом Вы бы её спланировали? Каким образом развивали силу? Что Вы подразумеваете под силовой работой? Прыжки с камнями или работа с весами? С какими весами и упражнениями?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Алексей Мазуров, ещё; но, на сколько этому можно верить. Б.Н. Быстров ( бывший старший тренер мужской сборной СССР по лыжам) лично мне русским по белому озвучил объём лёгких Юры Бурлакова: около 3-х литров, а потом доьавил: и на чём он только бежал. лично я не могу в это поверить.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
тут вкратце описана гениральная линия блоковой системы тренировочного процесса.
http://lib.sportedu.ru/Press/TPFK/2005N4/p2-14.htm
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 12:15
хороший материал
спасибо
вот чего не хватает ЛС
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо, очень интересная и полезная информация.
Слабое место в работе, ИМХО, это одиночная оценка в виде тестирования. Если провели бы многократное тестирование провели бы в режиме хотя бы 3 этапов кубка мира и через год, то сравнение было бы более объективным.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 12:24
Aнатолий Нестеров
Спасибо за комментарий, Aнатолий. тестирование проводилось дважды, до начала эксперимента и по окончании. По мне так этого вполне достаточно, делали бы больше тестов, потом бы гадали, что на что влияет, чем дольше исследование и больше тестов, тем больше места для спекуляций в конечном счёте. А здесь конкретно, взяли отрезок времени, протестировали до и после, дали установку, проверили работает методика или нет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
вывод один: Сергей Илюков на правильном пути.
удачи Сергею.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 14:27
Интересная работа. Согласен, что надо больше таких публикаций на ЛС.

Вывод, что "очевидно преимущество блокового принципа периодизации над традиционной моделью", лично мне вовсе не очевиден.
В "блочную" группу изначально были набраны спортсмены с меньшей мощностью педалирования. Да, у них прогресс как будто более заметный, но в конце исследования мощность у них не больше, чем у "традиционной" группы. Скорее всего, блочная схема позволяет быстрее достичь своего потолка, только и всего.

За последние 10 лет было несколько интересных статей на эту тему. Насколько я понял, вывод такой - если увеличение годового объема медленных тренировок не дает результата, то для этих людей блочный метод (до 7 дней подряд МПК интервалов 4х4 мин) может дать прорыв. Если хватит здоровья переварить эту нагрузку. А может и не дать.
Безопасно и полезно придерживаться стандартной схемы 80/20% с двумя интервальными тренировками в неделю.

"Intensity Block Training", Jeff Schloss,
http://www.masterskier.com/article.asp?aid=305

"Thoughts on Interval Training", Justin Freeman,
http://www.masterskier.com/article.asp?aid=293

"Intervals, Thresholds, and Long Slow Distance: the Role of Intensity and Duration in Endurance Training", Stephen Seiler and Espen Tonnessen,
ww.sportsci.org/2009/ss.htm

"Cross-country skiing: high intensity training results in increased VO2 max levels", Owen Anderson,
http://www.pponline.co.uk/encyc/cross-country-skiing-high-intensity-training-results-in-increased-vo2-max-levels-255
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 14:56
Тимур, спасибо за точность. Я с Вами полностью согласен с тем, что в исходной позиции у БП группы показатели мощности педалирования ниже чем у ТРАД группы. В этой ситуации можно сразу сказать, что у них и потенциал для развития, роста, выше, ОДНАКО...обратите внимание на показатели гемоглобиновой массы и МПК. Гемоглобиновая масса высоко коррелирует с МПК и растёт в случае БП интенсивнее нежели в ТРАД группе. Видимо это и объясняет в итоге улучшение работоспособности в группе БП. Каков механизм роста физиологических показателей отдельная тема.

За последние 10 лет было несколько интересных статей на эту тему. Насколько я понял, вывод такой - если увеличение годового объема медленных тренировок не дает результата, то для этих людей блочный метод (до 7 дней подряд МПК интервалов 4х4 мин) может дать прорыв. Если хватит здоровья переварить эту нагрузку.

С этим также согласен. Ссылки которые Вы приводите, не оригинальные. Исследования которые лежат в их основах сделаны Яном Хельгерудом (Уни Трондхейма). Смотрите его последнюю лекцию на английском языке в видео сайта Спорт и Наука. Записал это видео в тихию на конференции в Юваскюла в конце ноября:) Там Хельгеруд рассказывате много интересных примеров из подготвоки Карла, Бьорген и других. Вами приводимый пример 4х4мин также выдумка Хельгеруда. Суть 4х4мин сводится к интервальной тренировке где 4 мин субмакс/макс интенсивность, затем отдых 4мин и затем цикл повторяется. Самый прикол заключается в том, что у Хельгеруда дома аквариум. Он скормил рыбкам пульсометры и включает противоток, 4 минуты рыбы идут в противотоке, затем отдыхают. Так он их тренирует интервальным методом, потом препарирует :))) Я буду писать о последних исследованиях в этой области и в последствии.

С наилучшими,
Сергей
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 16:25
===4х4мин также выдумка Хельгеруда
о такой тренировке можно прочесть в многих (популярных) книжках
так что сомневаюсь, что его выдумка
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 16:56
Сергей, спасибо.
Возможно, если контрольный период сравнения увеличить 2-3 сезона, то в материалах тестирования может и появятся варианты для спекуляций, но то что Вы называете субъективной оценкой(соревновательные результаты) станут более очевидны. Хотя вряд ли такой эксперимент по длительности возможен.
Сергей,  достаточно молодая возрастная группа  выбиралась специально, или по возможности ?  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Аквариум и рыбки - это оригинально. К тому же, исключается психологический фактор....

Как понимаю (чисто технически) спортсмен - самая сложная  динамическая система. В этом случае существуют известные методы технической кибернетики по управлению свойствами динамического объекта и его поведением по достижению требуемого конечного результата, если эксперименты правильно намечены физиологически, и спланированы методически с точки зрения математики по получению надежных оценок. Этой науке более полвека, начиная с Винера. Наверняка существуют закрытые центры, занимающиеся этим комплексно с полным набором датчиков, регистрацией всех параметров и описательных передаточных функций об объекте исследования в реальном масштабе времени - при современных то средствах?! Наверняка на большой статистике уже получены более  надежные оценки (мат.ожидание, дисперсия,  плотности распределения) по проверке достоверности каждой разумной гипотезы. Но даже в этом случае, считаю, что обобщенные знания об управлении столь сложным объектом не исключают из этого процесса тренера и его аналитических способностей творчески этим воспользоваться. Все дело в том, что гораздо проще познать человечество в целом, чем конкретного человека. В этом, кмк, вся специфика спорта высших достижений. Но это как бы к тому, чтобы не обольщаться выводами и не шарахаться с их применением для конкретного спортсмена.

По материалу есть вопросы:
- блоковое развитие силы (мышечной массы и/или МПК) скорее всего повлияет на выходной результат, если будут грамотно подобраны упражнения, чтобы приобрести именно те, которые нужно. То есть, это ювелирный процесс. Можно априори заложить отрицательный результат и исследовать в каком случае он сработает более чувствительно
- оценки (см.выше) не вызывают доверия. Планирование экспериментов целая наука. Тем более с таким сложным объектом исследования. Даже в очевидных физико-химических опытах исследователь кричит Эврика, два фактора четко взаимосвязаны между собой (!). Но находится специалист и доказывает, что они напрямую никак не связаны. Существует третий побочный фактор, который в опыте не контролируется, вот он и оказывает влияние на выходной результат (!)...
Тем не менее исследователю присваивают ученую степень уже за то, что благодаря его экспериментам нашли фактор, влияющий на результат. Хотя оппонент при этом проделал гораздо большую работу, чтобы изучить материалы эксперимента детально и докопаться до истины.
Дерзайте Сергей! Наука в спорте высших достижений, уж точно хорошо финансируется в закрытых центрах. Утечка ценной информации уж точно исключается. А вот дезинформация не исключена.  
Вывод один - не нужно было разрушать свою науку. Дай Бог, чтобы россиян было побольше в других центрах...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 17:28
Развитие выносливости интервалами 4х4 изучал действительно Helgerud (2007 здоровые) и Wisloff (2007, реабилитация больных-сердечников) и именно их результаты получили известность. Но формула эта означала классическое 4 раза по 4 мин. Отдых - до ~70% макс чсс. Еще раз подчеркну - эти исследования проводились с нетренированными людьми.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Очень интересно,но для полной убедительности не хватает двух показателей - как изменился вес спортсменов и как изменилась МАМ. Тогда можно судить об абсолютном  приросте мощности.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 18:11
Александр Сорокин
Вес остался прежним, не изменился ни в одной из групп. Посмотреть МАМ действительно было бы интересно, хотя циклике его роль не велика.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 18:14
Алексей Жилин
Первые работы 4х4 у Хельгеруда ещё конца 90-х: Strength and endurance of elite soccer players. МSSE Volume 30(3), March 1998, pp 462-467
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 18:18
Aleksey Mozolev, достаточно молодая возрастная группа выбиралась специально, или по возможности ?
По возможности конечно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
наши тренеры по бегу предлогают своим подопечным интервальные и повторные тренировки ( это те, которые выполняются на предельном и запредельном пульсе ) через день, а то и каждый день. наши спортивные биологи это отрицают и говорят, что из-за этого у нас проблемы с бегунами. они доказалт, что такие тренировки надо делать 1 раз в неделю. остальные ( в непрерывном режиме ) на интенсивности 86-91-95-98 %% от максимальной скорости, показываемой в начале каждого ( очередного ) блока: это и есть более точные и объективные знания в области планирования интенсивности в непрерывном режиме, которые более эффективно тренируют скорость. это доказали наши учёные: д.мед.н Сергеев, к.п.н Огольцов, к.п.н Манжосов, д.п.н Верхошанский и к.п.н Бойко. с этм в своё время согласился и спортивный врач Сергей Илюков.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
27.12.2012 19:24
Забанен пожизненно.
Ничего нового. Все это известно в азах. Автор играет просто в незнании посетителей ЛС.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
а тут Хованцев хорошо пишет про силовую работу, и не только.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
тут Иссурин о блоковой системе. почти всё слизано у Бондарчука. но идея одна-Верхошанского.
http://www.kazedu.kz/referat/70920
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 08:26
2 Сергей Илюков
Посмотрел видео с докладом Хельгеруда.
Удивило, что на слайде "Prediction of performance" он говорит, что соревновательная скорость спортсмена прямо пропорциональна скорости на МПК, хотя вроде бы уже лет 40 известно, что скорость определяется не столько VO2max, сколько  мощностью на АнП (особенно, если гонка длиннее получаса).

Имхо, длина МПК интервалов определяется биохимией человека, а не чьей-либо гениальной придумкой. Делают от 4х4 мин вплоть до 2х3х6 мин или даже 1-2х10-15 мин, т.е. это уже фактически контрольная. Приговариваются обычные слова, что надо около 2 минут, чтобы выйти на МПК, а при превышении 5 мин. закисление становится чрезмерным. А раз мы развиваем именно аэробную выносливость, то закисляться нельзя, иначе и нужная работа не будет сделана, и выносливость будет падать. То есть меньше 2 мин. бессмысленно, и больше 5 мин. уходим в анаэроб, что ни к чему. Стало быть, оптимум где-то в районе 4 мин., чтобы в сумме набрать около 10-15 минут на МПК.

Блочная система, видимо, больше годится профикам, которые настолько здоровы, что 4х4 мин 1-2 раза в неделю их уже не торкает :) А любитель с малым объемом может от недельного блока и сезон закончить.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 11:44
я точно скажу что 4 по 4 через 4 известно давно
причем не только в лыжах
кто изобрел и как давно хз
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 13:15
малекс,а на какой скорости(от макс чсс) лучше делать 4по4?можно ли делать больше,допустим 8-9раз по 4м?
а то 4раза не вставляет особо)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 14:00
если не вставляет, то значит ты не выходишь на мпк имхо
меня вставлять уже через пару мин начинает
4 по 5 или 5 по 4 это максимум для меня
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 14:42
2 Pavel P
VO2max интервалы делаются в темпе гонки на 5 км (или на ЧСС 100-110% от АнП или 85-95% от ЧСС макс.).

Чтобы усилить нагрузку, можно постепенно увеличивать время отрезков и сокращать паузы отдыха: 5х4, 2х3х4, 4х5 и т.д., дойти до 2х3х6 мин. Можно бежать прикидку 5 км.

Определение зон интенсивностей и варианты тренировок в этих зонах:
http://ftp.ussa.org/magnoliaPublic/dms/documents/2008-09/Intensity-Def-for-USSA-site/Intensity%20Def%20for%20USSA%20site.pdf

Как сборная США делает интервальные тренировки:
http://ftp.ussa.org/magnoliaPublic/dms/documents/2008-09/XC---CC---VO2-max/XC%20-%20CC%20-%20VO2%20max.pdf

Еще соображения от бывшего члена сборной США Justin Freeman: http://fasterskier.com/article/level-four-training/
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 15:20
спасибо за советы ребят.у меня получается  делать такие интервалы на чсс 185-190уд.примерный АнП у меня 185уд,ЧССмакс 200уд.Получается 95проц в моем случае.Я делаю немного подругому,сериями:например:3раза*4мин,через 4мин восстановления-ето серия,таких делаю 2-3серии,между сериями еще восстанавливаюсь 10мин.т.е если делать  непрерывно то будет тяжелей чем с восстановлением.вот..

Ссылка Рейтинг: 0 0 0
ребята, а так выглядит апогей интервалки ( автор д.м.н. В.Н.Платонов ) для лыжников дистанц. бегунов стайеров и марафонцев.3км (45 сек отдых) - 3км (30 сек отдых), 1.5км (15 сек отдых) - 1км (10сек. отдых) - 1км (5 сек отдых) - 500м. эта работа делается раз в неделю в 4-м заключительном блоке, после которого следует главный старт сезона ( это последняя принципиальная модель блоковой периодизации по Бойко ) год разбит на 2 макроцикла; каждый макроцикл на 5 блоков-пятый соревновательный. никаких пульсовых режимов-только скоростные от запланированной в 5-м блоке. ( 1 р. или КМС, или МС: это касается только, например, бегунов на 400 и средневиков; плавцов на 100, 200 и 400 ) это и есть биокибернетика или последнее слово в области спортивной тренировки. единственное что не получилось у врачей и биологов-это точно дозировать нагрузку. ни биохимия крови, ни субклеточные изменения в сердце, печени...связанные со спортивной тренировкой; ни кол-во митохондрий, ни их плотность, а так же другие инструментальные методы, связанные с мед. обследованием, никогда нам не скажут сколько, например, на пульсе 160 или на интенсивности 90 % от мах скорости , показанной сдесь и сейчас, нужно проехать на роллерах, или пробежать кросс по пересечёнки, или с прыжковой имитацией в подъёмы и т.д. это я к тому, что самое интересное в биологии ( фундаментальные разработки 19 века) только только стали превращать в дело с помощью физики. тоже самое и тут-мы научились дозировать нагрузку в непр.режиме ( определять её продолжительность ) на стыке биологии и физики. это связано с диаграммой максвелла-кремоны. кто иногда открывал учебник по сопромату или теоретической механики, тот поймёт.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
28.12.2012 21:26
вот это жестуха))) хотел бы я посмареть на человека который такими интервалами пашет))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Валера, это не жесть-это 4-й блок. организм к такой работе готов.кстати, таким образом можно разбивать любую отрезок. по поводу интервл.метода ( на языке биологии-креатинфосфатный; в прстонародьи-работа на подъёме-работа на сердце ) разработан немецкими учёными. эго главное предназначение ( функция )-это благоприятное воздействие на сердце, которое формирует спортивное сердце. принцып действия: производим максимальное ускорение в подъём от 6 до 12 сек. достаточно- после чего 1 минута отдыха и по новой. 15-20 ускорений раз в неделю. в 1-м блоке 80 % от мах во втором на все 100. всё,как в жизни: врачи советуют в мед. целях 50 гр. водки 1-2 раза в неделю после ужина через час. начинаем по стакану в день...результат-аритмия и прочая разбалансировка сердеч.сосуд. системы, как от ежедневных или через день, или через два-интервалок. даже у железной Марит аритмия началась. в 3-ем блоке переходим на повторный метод, к которому сердце уже готово. принцип действия: на всю катушку 30 сек в подъём с минутным отдыхом ( так тренировал Грушин ) это делаем в первом втягивающем недельным микроцикле. в остальных трёх от 400 до 1000 метров на интенсивности 98 % от мах скорости с з-х минутным отдыхом-тоже один раз в неделю. это и есть научнообоснованный повторный метод , разработанный в СССР. ну, а в 4-м блоке наша сердечнососуд. система готова к апогею интервалки ( целостно-приближённый метод профессоро Платонова ) переводящая и удерживающая нагрузки доктора Сергеева выполняются во ворой и третьей неделях: это два ударных микроцикла ( 1-й блок на интенсивности 86 % от мах скорости, показанной в начале блока; во 2-м на 91 %; в третьем на 96 % и в 4-м на 98 % )певая неделя является втягивающем микроциклом, а четвёртая восстанавливающем микроциклом. восстанвливающую нагрузку мы принципиально изменили. функция отдыхает, а физика остаётся в тонусе. митохондрии не должны терять свою плотность, никогда. это и есть биокибернетика, которая обеспечивает ежемесячный рост скорости ( результата ): всего 9 раз за год. ну сколько лет это будет продолжаться-одному Богу известно. вот , что такое наша советская спортивная наука, которой мы не пользуемся. слава богу скандинавы до этого никогда не допрут. в противном случае они убегут от нас навсегда. в вышесказаном нет никак нашей отсебятины.только официальная наука в исполнении Сергеева, Верхошанского и Бойко: это прежде всего. всё остальное аранжеровка ( гипоксический метод, сирийный, круговой, контрольный, фартлек...силовая, спец.силовая, статодинамические упр...фарма, допинг и еще: недавно мне пришло письмо из Берлина "BILAS Ltd. & Co. KG"
Уважаемый Алексей, Добрый День !

я понимаю Ваши мысли, так как сам раньше работал в Советском Союзе - тренером по лёгкой атлетике
и мои спортсмены выступали в беге на 10 000 м., на Олимпийских Играх в Сеуле и Барселоне.
Сейчас я полностью ушёл в науку и занимаюсь спортивной медициной в Германии.

Меня просто удивляет, тот факт, что врачами и тренерами сборной России по биатлону и  лыжному спорту
- полностью игнорируется положительный опыт немецкой сборной, в использовании нашей медицинской техники
и что в конечном итоге наши спортсмены незнают ничего вообще об этой технике.
Да. Нашу технику закупал Росспорт перед Олимпийскими Играми в Пекине, пользуются ей почти все ведущие футбольные
и хоккейные клубы России, велосипедная команда "Катюша" - но то, что касается зимних видов спорта, здесь полная "тишина".

Алексей ! Если у Вас будут интерестные мысли как "донести" нашу технику до российских биатлонистов, лыжников и конькобежцев
- буду рад Вашему мнению и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,

Виталий  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
забыл про повторный метод написать.
его главная функция: он отвечает за скоростную выносливость.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
29.12.2012 00:23
ух... написано конечно не литературным языком,но вроде мысль улавливаю)) просто для меня показались цифры очень большими) я даже не представлял что такой абсолют есть даже в теории)) тренируюсь рядышком с несколькими МС по легкой (от 5 км до половинки),часто обсуждаем теорию,но такого!!!... максимум что видел у них 4-5 по 1.5 с многим более 30 сек интервалами отдыха) вот поэтому суть всего текста мне кажется просто глобальной)  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
ещё кое-какие уточнения и дополнения.
первое-самое главное: после второго блока происходит стабилизация пульса при работе в непр. режиме на фоне дальнейшего стабильного повышения скорости. ещё в 70-80-х спортивные врачи и биологи доказали, что планирование пульса является педагогической издержкой. к чему привели сегодняшние результаты в циклических видах на выносливость при планировании энного объёма на энном пульсе мы все видим. В.В. Бойко-это последний учёный,который окончательно и бесповоротно поменял 4-е пульсовых режима на 4-е скоростных, очередной раз доказав, что планирование пульса не тренирует самое главное-скорость. пример-наши бегуны, не считая нашего супер одарённого самородка с храническим пиком формы ( Ю.А. Борзаковский )
к сожаление, наши скандинавские коллеги уводят нас от более точных знаний и продолжают пропагандировать тренировку на пульсе; мол, так тренируется железная Бьёрген. господа, не забывайте, что Марит не от мира сего: её можно планировать всё; современные требования к тренировочному процессу или не планировать ничего. она всё равно будет впереди планеты всей.
второе. речь шла о втором ( финишном ) полугодовом  макроцикле, где в ударных микроциклах участвуют переводящая и восстанавливающая нагрузки ( поправился ). в первом полугодовом тупо сидим в каждом микроцикле на переводящей и удерживающей нагрузках ( это продукт БОССТа в чистом его виде) за неделю делаем одну развивающую и две поддерживающе. между поддерживающими поочереди через месяц как и во втором макроцикле: интервальный, повторный и цел.придлижённый. всё по уму-никакого хаотизма, биологический порядок , при котором каждый метод ( интнрвал.повтор.цел.прибл.) имеет своё место в пределах микроцикла и своё время по отношению к макропику ( главный старт сезона )
недостаток один: весь тренировочный процесс направлен на главный старт сезона. у лыжников-это февраль-март ( ЧМ или ОИ )  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
и ещё: перед тем, как к этому приступить, нужно потерпеть лет до 18 - дато организму более менее зозреть биологически. затем по методу Лидьярда в течении годового цикла на интенсивности трусцой по холмам наматываем объёмы для того, чтобы расстянуть сердце. сделать его спортивным. раз в неделю интервалочка. в купе интервального с методом Лидьярда сердечная мышца укрепляется более эффективно. ну и конечно силовая работа через дент. проходит год и богатырь готов к дальнейшему пргрессу. по поводу переводящей и удерживающе нагрузок. их дозирует ( опр. продолжительность) собственный организм. тренер планирует только скорост ( в каждом блоке она своя ) это полностью соответствует физиологической сущности человека.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
2АС Еще один "авторитет" - некий Виталий из Берлина, как доказательство верности утверждений АС. Доказательство может быть только одно - Ваш практический успешный опыт. После этого уже интересно изучить и теоретическую подоплеку, ставнив ее с реально проделанной работой и сопоставив с результатами многолетнего труда.
А так-то что зря зубы скалить и Лопухова поучать...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Алексей Мазуров, на эту систему мы угробили добрый десяток лет. ничего в ней нового нет. она,как и другии системы состоит из отдельных сегментов (фундаментальных методов, за каждым из которых-конкретные результаты): переводящая нагрузка ( развивающий метод ), удерживающая ( поддерживающий метод ), восстанавливающая ( восстанавливающий метод ) ( всё это продукт БОССТа ); интервальный метод, повторный, целостно-приближённый и программа В.Бойко. всего семь, как нот-и получилась песьня под названием-системное программирование скорости циклических видов на выносливость. эту песню, как и все другие мы оранжеруем слудующими методами:  гипоксический метод, сирийный, круговой, контрольный, фартлек...силовая, спец.силовая, статодинамические упр...фарма, допин. эта "песня" обеспечивает ежемесячный рост скорости ( свего 9 ) три месяча ужодит на "перекуры". алгоритм ( логическая цепочка ) методов - интервальный = повторный = целостн.придлиж. отвечают за скоростную выносливость и брадикардию  т.е. за стабилизацию ЧСС на фоне ежемесячного повышения скорости, за которую, в свою очередь, отвечает банальная арифметическая прогрессия Бойко; которая оказалась проста до гениальности. ну, а переводящая, удерживающая и восстанавливающая ( продукт босста ) делают сердце лошадиным, а функциональные кондиции атлета выводят на заоблачные высоты, как никакие другие, отвечающие за выносливость, кстати, довольно-таки быстро-но, к сожалению, пока всё это опробировано в своё время только на седенкове и ещё пару лыжниках. эффект у всех был един: никаких побочных явлений, кроме ежемесячного роста результата и здоровья, без всякой фармы. организм должен, и он может сам восстанавливаться.
по поводу Н.П. Лопухова. в отличие от А.Мазурова, этот человек во время последней с ним беседы не стал разводить лишнюю демагогию; типа, а кто такой седенков и некий Виталий из Берлина; а вдруг не побегут,как говорил Перевозчиков, потому что он с В.В. Самохиным в отличии от некоторых очень умных тренеров, которые свои интуитивные наработки ставят выше фундамент. науки, пльзовался БОССТом; тестом Конкони; тренировал по лактату...Николай Петрович очень грамотный и любозначельный специалисть.не знаю, но вроде его это заинтересовало. может мы и завяжемся с ним. Алексей, если Вас устраивает мой такой отве, то позвольте мне больше перед Вами не исповедоваться-Вы не Священник и не Николай Петрович Лопухов, корый хорошо усвоил такие философии, как-век живи век учись; я только знаю то, что ничего не знаю ( Сократ )
 
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Леша, это вас с Мжаном Лопухов спросил: "А судьи кто?" Да никто - проэтому и ответа никакого не получил. Теоретизировать можно с умным фэйсом сколько угодно, но докажет истину только практика - ваша практика где?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Слава Богу, что в своё время Н.Лопухов не пошёл во ВНИИФК к доктору Сергееву и не задал ему этот банальный вопрос: где ваша практика, которая тогда была только на крысах ( а наша уже на людях-и частью нашей системы чвляется методика Сергеева ), а молча, без лишних вопросов взял и опробировал его методику. результаты его девчонок все знают. к сожалению таких тренеров сегодня не осталось. свои выдумки сразу начинают внедрять в тренировочный процесс без лишних советов, а к тому, без чего тренировочный процесс, всё равно, химия без таблицы Менделеева, а математика без таблицы умножения вопрос один: ваша практика где ?  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Леша, проповедовать собственные и чужие идеи, а тем более научные разработки - две большие разницы, потому что за теоретическими выводами стоит огромный научный труд, подтвержденный на практике и основанный на знаниях, которых у вас нет. Вы ведь не Бойко, не Верхошанский и не Сергеев. Вот и вся разница. Вас спросили деликатно, кто вы, чтобы нас поучать и критиковать таких настоящих спциалистов своего дела, как Н.П. Лопухов, а вы все упираетсь, так и не ответив на поставленный вопрос. Вы просто фантазеры.






Ссылка Рейтинг: 0 0 0
принципиальнее, не кто ты такой, а с чем человек пришёл. в данном случае я пропагандист идей Сергеева, Верхошанского и Бойко. концепция этих учёных связана не с планированием пульса, а скорости. Илюков это назвал хренью. Я больше не хочу метать перед ним бисер...
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Да, и Н.П. Лопухова поучать методике и биомеханике вам тоже не к лицу.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
никто никого не будет поучать-все и так всё знают-будем дальше скатываться к результатам женских сборных по лыжам и биатлону.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0