В гостях у устьянских бобров


Какая долгая в этом году зима! Обычно приезжаешь из Мурманска, а тут, в Москве – снега нет совсем, пригревает апрельское солнышко, и на тебя с лыжами все смотрят как, скажем мягко, на музейный экспонат. В этом году всё не так: за окном приближающегося к столице нашей Родины поезда кружила метель, а мы уже знали, что Праздник Севера не будет в этом году нашим последним стартом, потому что уже решили ехать на 50 км классикой в Архангельскую область, в Малиновку.
Об этом месте поначалу я знал немного. Слышал, что там есть энтузиасты, что проводят 50-километровый лыжный марафон, что в прошлом году участвовали звёзды: Михаил Девятьяров, Сергей Новиков – а награждали тоже звёзды: Николай Зимятов, Александр Завьялов, Ольга Завьялова. Потом, прошлым летом, прошла информация о том, что в Малиновке тренируется сборная ХМАО по лыжным гонкам, в составе которой – олимпийский чемпион Евгений Дементьев, что для тренировок спортсменов там построен горный дом, что есть пусть и простенькая, но лыжероллерная трасса. И вот совсем недавно, в последнем номере нашего журнала, вышел большой материал Татьяны Секридовой о Малиновке и о тех людях, которые там работают, которые проводят все эти мероприятия. Материал назывался «Счастливые – это не только фамилия», и речь в нём шла о семье Счастливых – местных тренеров и больших энтузиастов лыжного спорта.

Естественно, вся эта информация, длинная зима, а также, что совсем не маловажно, отличные отзывы моих друзей из сборной команды МГУ по лыжам, неоднократно бывавших на марафоне «Кубок Устьи», проходящем в Малиновке, заставили меня задуматься о том, чтобы закрыть сезон именно этой гонкой. А тут ещё последовал звонок от одного из спонсоров марафона Вадима Хромова, который обещал посодействовать с размещением. Тут уж вопросов больше не возникало никаких – надо ехать. Точнее один вопрос всё-таки был: смогу ли я преодолеть 50 км классическим стилем, не катавшись перед этим классикой целый месяц? Но было решено спортивных целей перед собой не ставить, а просто получить удовольствие от закрытия сезона.

БЕЖИТ ДОРОГА ОТ ВОРОТ…

Деревня Малиновка расположена в Устьянском районе Архангельской области. Район этот расположен на самом её юге, центр его – поселок городского типа Октябрьский с населением 20 тысяч человек. Малиновка расположена приблизительно в 15 км от райцентра. Добираться туда можно двумя способами: на поезде до станции Костылево, что в 4 км от Октябрьского, и на машине по федеральной трассе М8 «Холмогоры», то есть по Ярославскому шоссе. Узнав у Вадима, что состояние дороги не просто неплохое, а даже хорошее за исключением небольшого куска в 30-40 километров, принимаем решение ехать на машине. Расстояние от Москвы приблизительно 800 километров, то есть за день должны доехать. Кладем в бокс классические лыжи, станок для подготовки, в багажник – чемодан с мазями, все необходимые вещи и выезжаем. Погода в день отъезда стояла великолепная и весенняя: яркое тёплое солнце, белый снег, легкий ветерок, сухие дороги. Немножко толкаемся в московских пробках, но, в конце концов, добираемся до Ярославки и начинаем наш маршрут. Дорога действительно хорошая в плане покрытия, а также проходит через древние города. Один из них, Переславль Залесский, мы решили не объезжать по объездной, а проехать напрямую. Город старый, с деревянными домами на главной улице, с городскими валами, со старинным монастырями и храмами – здорово было оказаться там, да ещё в такую погоду!

Переславль-Залесский:








Ростов Великий, Ярославль, Вологду объехали по объездным. Кстати, в Ярославле и Вологде объездные дороги просто в ужасном состоянии, и если от и до трасса находится в более-менее приличном состоянии, то в самих городах, особенно в Ярославле, она, мягко говоря, так себе. В Вологде пришлось пообщаться с местными гаишниками, как известно, самыми неподкупными в стране. Меня взяли за скорость 82 км/ч в черте города и впаяли мне по всей строгости закона штраф в 300 рублей! Я поначалу расстроился, что на каких-то два километра превысил допустимый 80-километровый рубеж, до которого обычно ограничиваются только предупреждением, однако когда следующую за мной девушку остановили за 79 км/ч и написали ей штраф на 100 рублей, я понял, что правы были создатели «Нашей Раши», поселившие своего неподкупного гаишника именно в Вологду.

Самое интересное началось километрах в 100 от Вологды, на подъезде в городку Сямжа. Великолепная свежеотремонтированная дорога с новенькой разметкой внезапно, как это всегда и бывает в нашей стране, закончилась, и мы увидели информационный щит, предупреждающий о 30-километровом ремонте. Ну и началась бомбежка, по которой транспорт двигался в основном змейкой со скоростью в районе 30-40 км/ч. И как ни странно, после 30 километров, когда закончился ремонтируемый кусок, разбомбленная дорога не спешила заканчиваться. Один знак дорожных неровностей в течение 5 километров сменял другой, и казалось, что этому не будет конца, и лишь въехав в Архангельскую область, я вздохнул с облегчением. Путь наш лежал в город Вельск, в котором мы должны были свернуть с федеральной трассы на дорогу местного значения, о чем я думал с ужасом. И самые плохие ожидания начали оправдываться, едва мы повернули: те же ямы, лужи и все остальные прелести российских дорог. Однако выйдя за пределы города, дорога неожиданно обрела человеческий облик, и даже в темноте я без труда поддерживал скорость в районе 100-110 км/ч. Причем, когда мы добрались до Октябрьского, а это 64 км от Вельска, ситуация повторилась. Почему самые убитые дороги были именно в границах населенных пунктов, я так и не понял. Возможно, наши читатели смогут разоблачить этот феномен.

No comments:











ТОРБА-НА-КРУЧЕ

Проехав Октябрьский, мы стали ждать указателя «Малиновка», и вскоре оный обнаружился. С более крупной дороги мы вновь свернули на менее крупные и поехали дальше. И вот, совсем скоро, видим в свете фар даже не указатель, а большой рекламный щит, на котором написано слово «Малиновка», фамилия «Счастливая» и нарисована стрелочка, недвусмысленно указывающая по направлению в лес, куда ведет заснеженная дорога с колеями, где вряд ли разъедутся две встречные машины. Звоним, но оказывается, нам надо не туда. Оказывается, Малиновки, на самом деле, две, и нам нужна та Малиновка, которая горнолыжный центр, а дорога в лес введет как раз на стадион и базу Счастливых, про которую мы публиковали наш журнальный материал. Жмём плечами и едем дальше. По дороге нас встречает Вадим Хромов.

Размещаемся мы в недавно построенной гостиничной деревне «Круча», представляющей собой несколько десятков одноэтажных бревенчатых домиков, разбитых на четыре отделения каждый. В каждых апартаментах отдельный вход, туалет, душ, холодильник, телевизор, чайник, две кровати, теплый пол при входе, но самое главное – там потрясающе, незабываемо пахнет свежим деревом. Входя в такой домик, выходить из него больше совсем не хочется, настолько там уютно и комфортно себя чувствуешь. Стоимость такого номера – 2600 рублей в сутки, но специально для спортсменов есть номера эконом-класса: там всё точно так же, но кровати – двужэтажные, поэтому в комнатах могут жить по четыре человека за 600 рублей с каждого. В стоимость входит завтрак в кафе, расположенном у подножия горнолыжного склона в 300 метрах от деревни.


Собственно "Круча"

Кстати, кафе – это второе место, где мы оказались в комплексе, отправившись туда утром на завтрак. По талонам мы получали на выбор йогурт или творог, кашу или яичницу из двух яиц, чай, сладкое, а также хлеб, мясную нарезку и овощи в неограниченных количествах. Само кафе тоже довольно уютное, а главное его особенностью являются панорамные окна во всю высоту стен. В темное время суток оно подсвечивается гирляндами с иллюминацией и напоминает волшебную избушку, заметенную снегом. Сам горнолыжный склон довольно большой: перепад высот на нем – более 90 метров, он оборудован бугельным подъемником и укатывается двумя тяжелыми ретраками весом по 9 тонн каждый. Также на горе есть отдельный бугель для ватрушек-тюбингов, для которых специально подготовлен вираж, предотвращающий вылет с трассы. В левой части горы – сноупарк с тремя огромными трамплинами для прыжков и трюков на горных лыжах и сноуборде.


Внутри кафе


Гирлянды иллюминации


Вид на гору из кафе


Избушка внизу бугельного подъемника и ретраки


Вид на гору снаружи


Вираж для тюбинга

После завтрака мажем лыжи и идем смотреть трассу марафона. Она начинается прямо у дверей кафе и ежедневно прокатывается ретраком. Забыл сказать, что мы приехали всего лишь за день до марафона, и это был для нас фактически единственный шанс, чтобы попробовать смазку. На улице солнечно, и замерзшая за ночь лыжня начинает постепенно раскисать, поэтому использую переходные клистеры, и, вроде бы, со смазкой справляюсь. Держание хорошее, скольжение – тоже более-менее, однако периодически мазь цепляет на замусоренной хвойными иголками лыжне. С самого начала трассы вдоль лыжни видим фонарные столбы – оказывается, в комплексе функционирует и 2,5-километровая освещенная лыжня, по которой можно кататься в темное время суток! Откуда всё это великолепие в довольно глухом сельском районе, отдаленном от областного центра? Не само же по себе оно выросло, как грибы или ягоды, обильно растущие в местных лесах. История же очень интересная, и её лучше расскажет директор комплекса Олег Васильевич Воробьев, интервью с которым я предлагаю вашему вниманию.



Начало трассы в горнолыжном комплексе


Освещенка


Просто лыжня)))




Просторы! Представляете, какой круг можно проложить по этим холмам! 50 км одной петлей? Пожалуйста!



- Олег Васильевич, расскажите, пожалуйста, немного о себе?

- Всё детство я провел здесь, в Октябрьском. Ходил тут сначала в детский сад, потом в школу, а после школы уехал в специализированную группу по лыжным гонкам в Северодвинск. Но уже в 16 лет я перешел из лыж в легкую атлетику. У меня была хорошая выносливость, неплохо получался бег по шоссе. Бегал я по уровню кандидата в мастера спорта. Правда, и из легкой атлетики я ушел довольно рано – в конце 80-х начал заниматься бизнесом. Лет пять-шесть я активно включился в поддержку нашего Кубка Устьи, потому что мероприятие стало набирать обороты, да и самому мне это интересно было – видимо, остались нереализованные спортивные амбиции.

Тогда же, пять лет назад мне пришла идея построить в нашем районе горнолыжный комплекс. Четыре года назад мы подготовили проект, и сегодня уже имеем то, что вы могли видеть. На сегодняшний день наша основная задача – строительство лыжно-биатлонного центра федерального уровня. Мы уже вошли в федеральную целевую программу, позавчера к нам приезжал новый губернатор Архангельской области, с которым мы уже в неплохом контакте. А вот в предыдущее четырехлетие контакта не было никакого. Предыдущее руководство не то что не помогало, а ещё и палки в колёса ставило. Мы сами от муниципалитета вошли в ФЦП – это прецедент для всей России – и 23 апреля должен пройти координационный совет, где по нам должно быть принято, надеюсь, положительное решение, так как все документы подтверждены решением зампредседателя Правительства Козака.

Так что на следующий год мы уже начнем получать бюджетные средства, которые в первую очередь пойдут на постройку лыжероллерной трассы длиной 6,2 км. Когда она будет готова, то и все остальные вопросы нам будет решать гораздо легче. Исходя из всего того, что я видел, у нас будет одна из лучших лыжероллерных трасс в стране.

- А каким конкретно бизнесом вы занимаетесь, что он позволяет вам вкладывать такие большие средства в развитие комплекса?

- С конца 90-х годов я занимаюсь строительством рубленных деревянных домов.

- А как вам вообще пришла в голову идея строительства здесь горнолыжного центра?

- То место, где сейчас расположен центр, всегда притягивало меня своей красотой. Правда, тогда верхняя часть была покрыта лесом, который для создания горнолыжного склона пришлось вырубить. А вот нижняя часть и пойма реки – это были поля. Весной мы туда ездили на беговых лыжах кататься по насту, и я подумал: «А чем у нас хуже, чем в том же Подмосковье: Волене, Сорочанах, том же Переделкино? Надо и здесь построить что-то подобное». Проект, конечно, был авантюрный. Многие товарищи меня резонно спрашивали, кто будет сюда ездить?

- Бывали ли вы в аналогичных центрах за границей: в той же Эстонии, Финляндии? У наших северных соседей всегда лыжные центры растут вместе с горнолыжными…

- В Финляндии я побывал в Рукке в позапрошлом году и увидел, что у нас, оказывается, то же самое. Но опыта у них я не перенимал, дошел до всего сам. Также побывал в известных биатлонных центрах: Рупольдинге, Оберхофе – смотрел, как лучше разместить биатлонное стрельбище.

- А трасса марафона всегда проходила через то место, где сейчас горнолыжный склон?

- Нет, раньше круг был короче – 12,5 км, и после захода на рельеф он сразу поворачивал обратно. А два года назад, когда у нас всё построилось, нам стало интересно провести круг между лыжным стадионом и горнолыжным комплексом. И, правда, у нас тут получается такая лыжная Мекка. Особенно здорово там, где лыжня готовится ретраком. К сожалению, к стадиону Счастливых ретраку не пройти – слишком узко. И даже если использовать маленький ретрак, что не факт, что его выдержат мостики через речку, сделанные кустарным способом.

Сейчас мы в том направлении не развиваемся, потому что существуют требования к лыжным трассам, в которых сказано, что самая дальняя петля должна располагаться максимум в 1700 метрах от старта. Но в любом случае, детско-юношеская спортивная школа останется там, потому что тот рельеф для детей достаточен, а кому будут уже нужны подъемы, те будут сами доходить до них. Совсем сильные спортсмены могут переезжать в новый центр жить и тренироваться только на рельефе. У нас ведь лыжно-биатлонный центра не совсем вплотную к горнолыжному склону будет располагаться, а прямо рядом с крутыми подъемами, как бы на середине между склоном и тем местом, где стадион находится сейчас. Там же будет и лыжедром, к которому мы от горнолыжки проведем асфальтированную дорожку. Те, кто будет жить на «Круче» могут становиться на роллеры и прямо от кафе добираться до трассы 2,5 км. С учетом 6-километрового круга и подхода туда и обратно, круг для роллеров будет больше 10 км. Нам, конечно, эта роллерка очень нужна. Сюда сразу и народу на порядок больше поедет, и узнаваемость будет совсем другая.


Тот самый кустарный мостик


Отечественная полукота. Что это такое? Спросите у Ивана Ивановича)))






- Какой спортивной инфраструктурой комплекс располагает и будет располагать?

- Сейчас у нас есть горнолыжный спуск с перепадом высот в 96 метров. Нам даже пришлось немного досыпать гору, чтобы трасса была сертифицирована, и на ней можно было выполнять разряды. В лесу рядом со склоном подготовлены трассы для ски-кросса, точнее сами трассы прорублены, но есть определенные вещи, которые должен делать специалист-тренер. Сейчас мы ищем такого специалиста, чтобы эти трассы начали функционировать в полной мере. У нас есть сноубордпарк, включающий в себя три стола, на котором можно проводить соревнования любого уровня. Правда, там ещё не пройдена процедура гомологации, так как один из столов осенью мы не успели доделать, но это чисто технический момент, который будет решен в самое ближайшее время. С постройкой лыжно-биатлонного центра наша Малиновка превратится в самый настоящий центр зимних видов: для юниоров тут будут развиваться горнолыжные дисциплины, а лыжами и биатлоном смогут заниматься спортсмены всех возрастов. Река позволит проводить тренировки на байдарках, а лыжедром – на велосипедах. То есть наш центр позволит лыжникам вести самую разнообразную подготовку.

Не для спортсменов, а для туристов мы развиваем следующие направления. Во-первых, это снегоходный туризм. Буквально три недели назад мы провели региональный снегоходный фестиваль, а сейчас мы претендуем на проведение у нас в районе чемпионата страны по кантри-кроссу на снегоходах. У нас уже определено место под снегоходный стадион, и даже проводились соревнования. А на фестивале мы устраивали 150-километровый пробег на 50 снегоходах с остановкой в одном из красивейших мест района – Святом Источнике. Для соревнований российского уровня по кантри-кроссу нужен круг от 25 до 40 километров, который тоже надо будет отгомологировать. И эти трассы у нас практически подготовлены членами нашего клуба «Устьянские бобры». Их и бобрами назвали, потому что они круглый год ездят по лесу летом на квадроциклах, зимой на снегоходах и рубят эти трассы. К нам даже главный тренер сборной России по снегоходам приезжал, чтобы на эти трассы посмотреть, и если это наше увлечение перерастет хотя бы в один из этапов Кубка страны – мы уже будем очень довольны.

Если же говорить о международных стартах, то тут у нас есть определенные логистические трудности. Играет роль подлётное время, а у нас ближайший аэропорт в Вельске сейчас находится в законсервированном состоянии. Чтобы его расконсервировать и денег-то надо не так много, мы как раз с губернатором этот вопрос позавчера обсуждали. Другое дело, что, чтобы его было оправдано обслуживать, надо, чтобы здесь что-то масштабное происходило, чтобы был поток пассажиров, чтобы аэропорт принимал борта. Это тема будущего, но думаю, что она вполне реальная. Ведь когда мы тут четыре года назад начали что-то строить, об этом месте вообще мало кто знал. А уже два года назад мы построили снежный отель, его показывали по телевизору, написали про него во многих СМИ, и он был даже занесен в книгу рекордов России как самый большой в нашей стране. Его размеры были 60 на 60 метров, 3500 кубов снега на него ушло.

- Скажите, пожалуйста, а оформлены ли ваши лыжные трассы как спортивный объект? Спрашиваю, потому что у нас в Москве и Московской области нередка ситуация, когда кусок трассы отгораживают забором и начинают на ней строить дачи, коттеджи и так далее…

- Да, когда мы оформляли свой проект, то перевели 402 гектара земли в земли рекреации. Без разрешения муниципалитета здесь запрещено любое строительство. Это первое. Второе – все трассы, которые у нас есть на сегодняшний день, гомологированы ФИС. У нас тут два года работал специалист по гомологации Андрей Арсеньев из Рыбинска, всё необходимое тут ходил, замерял. Первый год две недели жил, второй – почти месяц. Итогом его приездов стали три спринтерские трассы, три коньковые и три классические длиной 2,5, 3,3 и 3,75 км. На все эти трассы я уже получил в Олимпийском комитете сертификаты. Да и не думаю я, чтобы у нас начался какой-то беспредел со стороны частников. Что касается нас самих, то мы стараемся максимально в эту красоту вписаться и не нарушить её. Большинство построек в новом лыжно-биатлонном комплексе будет рубленной, выполненной в едином природном стиле.











- Что вы предлагаете посетителям комплекса в плане размещения и питания?

- На данный момент у нас работают два кафе: у подножия склона и наверху. Пока этого достаточно для того количества людей, которые сюда приезжают. Конечно, в плане питания, да и остального сервиса нам еще есть куда работать. В лыжно-биатлонном комплексе, проект которого мы забираем в мае, будут и магазины, и рестораны, то есть будем развиваться, как и на горнолыжном склоне. В пиковые дни у нас тут нагрузка от 1000 до 1500 человек единовременно. На горных лыжах катается по 300 человек, и люди вынуждены стоять в очереди. Наш бугельный подъемник имеет проходимость 600 человек в час, то есть без очереди могут активно кататься максимум 80 человек. Поэтому для горнолыжного центра первоочередными задачами являются установка кресельного подъемника, который уже нами забронирован, и системы искусственного оснежения. Проект по оснежению уже готов. На данный момент в нашем распоряжении одна мобильная установка, которая и то нам сильно помогает, а будет водовод до самого верха. Наверху будут установлены два снежных ружья, а на горе будет сделано шесть шахт, на которых мы смонтируем снежные пушки. При наступлении минусовых температур это позволит нам за три дня полностью засыпать гору снегом.

- Не планируете ли сделать разводку и на лыжной трассе, как это сделано в ведущих мировых лыжных центрах?

- Планируем, но в ближайшее время нам будет хватать снега с горнолыжного склона. Прямо рядом с горой можно проложить два круга длиной 800-1200 метров. Хотели даже хладохранилище в этом году сделать, чтобы запасать снег с прошлой зимы, но не успели – нельзя объять необъятное. На будущий год сделаем. Мы поэтому и на вкатку сейчас никого не зовем, потому что не уверены, будут ли минусовые температуры в октябре-ноябре. А то начнем сейчас рекламировать, звать людей, они приедут – а снега нет. А вот на будущий год, думаю, мы уже сможем снег гарантировать. Конечно, в будущем и лыжероллерная трасса лыжно-биатлонного центра будет оборудована стационарной системой оснежения, но это уже следующий наш проект.

- Ваш горнолыжный центр – это коммерческий проект?

- Да.

- А он приносит прибыль?

- Пока нет, но обязательно будет приносить. Недавно, 31 декабря прошлого года, были сданы 60 номеров гостиничной деревни «Круча», и как показывают первые месяцы, она начинает сама себя отбивать. А до этого все четыре года мне, даже ничего не строя, приходилось вкладывать по полмиллиона долларов в год на обслуживание комплекса. В апреле раньше мы уже не работали, это первый апрель, когда у нас достаточно снега, а в ноябре ещё не работали. То есть восемь месяцев в году мы не работали, а штат распускать было ни в коем случае нельзя, потому что его потом не соберешь. И так вот что-то тут делали, ковырялись, а по году это в такой минус выползало!

В этом году у нас есть гостиничный комплекс, мы планируем на скорую руку заасфальтировать 2,5-километровую освещенную лыжную трассу, формируем на лето предложения по туризму. Думаю, уже с этим мы привлечем, по крайней мере, ближнее окружение. А это значит, что летом загруженность будет, и, возможно, даже прибыль какую-то с этого поимеем. Так что центр рентабельным будет, это точно. Если же говорить об окупаемости проекта, то это очень далекая перспектива – то есть не ближайшие 10 лет однозначно.

Надеждой на то, что мои вложения хоть как-то ко мне вернутся, является наше вступление в федеральную целевую программу. В её рамках будут проводиться конкурсы, которые должна выиграть наша компания, потому что в таком случае эти деньги не будут разворованы, а пойдут туда, куда надо – на строительство комплекса и на развитие нашей области. По проекту лыжно-биатлонного центра, на который будет выделено порядка 800 миллионов рублей, будет много работ, которые должна будет выполнить моя компания «Деревянное зодчество». Так хотя бы какая-то часть средств может ко мне вернуться. Так что, когда все наши проекты будут реализованы, когда к нам поедет совершенно другое количество народа, тогда, возможно, на горизонте и появится срок окупаемости. Пока же об этом речи не идет.

- Не боитесь, что сейчас государство даст вам деньги на строительство лыжно-биатлонного центра, а завтра отберет его у вас?

- Боюсь, очень сильно боюсь. Мы даже хотим освободить государство от ряда обязательств по строительству. То есть за государственный счет будет построена инфраструктура самого лыжно-биатлонного центра, подведены коммуникации, а необходимую, но коммерческую инфраструктуру: магазины, рестораны, гостиницы – мы построим сами. Мне еще Фетисов, когда он был руководителем Агентства по физкультуре и спорту, задавал вопрос о том, как я вижу частно-государственное партнерство. Я ответил так: «На построенной государством инфраструктуре живет частный бизнес, и если эта инфраструктура будет в ненадлежащем состоянии, то этот бизнес просто не сможет существовать. Именно поэтому в интересах бизнеса, чтобы эта инфраструктура работала. В том же Острове ведь что происходит: не дает государство денег на новый асфальт для трассы, поэтому Мищенков, хорошо он имеет возможность, своими силами там что-то латает, делает. И у него есть заинтересованность в виде своих коммерческих предприятий на базе. Так что я больше всех буду за государственную инфраструктуру переживать и за ней ухаживать, потому что иначе все мои коммерческие сети не будут заполнены, и я недополучу своей прибыли. А если все эти взаимодействия произойдут, то всё будет развиваться так, как оно должно развиваться на самом деле. Мы сейчас входим в это партнерство, и наше мнение как партнеров необходимо будет учитывать. В любом случае все партнерские отношения должны регламентироваться официальными документами.

- Сейчас центр повернут лицом к спортсмену: предоставляются скидки на проживание, существует недорогое комплексное питание, каждый день готовится трасса… Сохранится ли это, когда основными посетителями центра станут не спортсмены, а отдыхающие, или произойдет как в Дёмино, где лыжники сейчас не самые желанные гости?

- Пока этот вопрос зависит от того, не сорвет ли планку лично у меня, так как на данный момент я являюсь единственным учредителем проекта. Наше отличие от Дёмино, что тут есть куда развиваться, тут еще 40 гектаров земли свободно, а в Дёмино уже некуда. Мы можем развести туристов и спортсменов в рамках одного комплекса, а там такой возможности нет. Конечно, это потребует дополнительных вложений, но другого пути нет. В той же Финляндии ведь не возникает противоречия между спортсменами и простыми отдыхающими.

Правильно вы спрашиваете, что это сейчас вам каждый человек дорог, а потом, когда вы станете жирными котами, то про всё про это забудете. Но я думаю, а почему завтра с такими же амбициями, как сегодня у меня не выйдет какой-нибудь Вася или Петя? Россия – страна большая. Только дашь слабину – поедут в другие места, и всё. В том же Дёмино рядом большие города: Рыбинск, Ярославль, там живет много людей. А у нас всё равно, чтобы к нам ехали, всё время надо будет высочайший уровень поддерживать. Надо, чтобы туристы ехали на что-то, чтобы они знали, что здесь они могу встретить олимпийского чемпиона или чемпиона мира, например. Вот жила здесь две недели Оля Завьялова, так люди постоянно к ней подходили, спрашивали что-то, фотографировались. Они же тоже потом уедут и будут рассказывать, что видели здесь чемпионку мира.

- Скажите, пожалуйста, помогает ли в плане развития окружающей инфраструктуры область? Вы стоите свой центр, но ведь не будете же вы сами строить вокруг дороги, супермаркеты, туристические объекты…

- Пока что нет такого. Сейчас как раз идет распределение расходования бюджетного фонда на этот год. Я говорю губернатору: «Дайте мне в этом году сюда три километра асфальта, и мы летом уже сможем принимать людей на сборы. Вы сами видели, какой у нас на дороге общего пользования подъем: поставим там таблички «Осторожно! Идёт тренировочный процесс!», полицию привлечем, и будут спортсмены проводить на этой дороге тренировки. Конечно, если я ещё и дороги буду сам строить, то никаких денег не хватит. Я и так на одни только коммуникации (дороги, вода, электричество, канализация) потратил около 70 миллионов рублей. Если бы мне эти деньги, скажем, вернули, я бы и дорогу на них сюда построил… Но вообще я считаю, что страна должна поворачиваться к людям, двигающим такие проекты, не задом, а лицом. Об этом, конечно, можно бесконечно говорить, но пока ситуация вот такая.

Например, у нас в Онеге издавна был крупный лыжный центра в Архангельской области. Оттуда пятикратный чемпион мира среди юниоров, участник Олимпийских игр Александр Чайко. Он сейчас вернулся в свой родной город, и у него есть желание возродить там лыжный спорт. Это здорово, но если у меня несколько коммерческих структур, то он один! Я в какой-то момент для сбора документов под федеральную целевую программу просто перевел на это часть штата. Это ведь реальная работа, потому что есть временные сроки, определенные законом, за которые эти документы надо собрать. А у него сейчас один мастер-план. Я, конечно, от всей души желаю ему удачи, но представляю, какой путь ему еще предстоит пройти. У него ведь там уже на муниципальном уровне бодания начинаются, не хотят землю продавать, ждут откатов. А тут я только на землю посмотрел, мне её сразу же подписали. И так и должно быть, потому что если уж на месте ничего не решается, нет взаимопонимания, то что говорить про региональный или даже федеральный уровни? Нам всё время в пику эту Онегу ставят, но я или те же Счастливые не поедут туда её развивать, пусть там свои люди работают, одного ведь центра на область мало!

Примеры работ компании "Деревянное зодчество": ресторан "Устьянское подворье", в котором, кстати, можно отведать местные северные деликатесы, и деревянная церковь.









Вот вы мне задаете вопросы, а будет ли так, будет ли так. Я вам отвечаю и надеюсь, что будет так, как я отвечаю. Что мне привезут эти три километра асфальта, что положат, что будем тренироваться. Если нет, то придется самому потихоньку делать. Мы ведь 3 Га под форелевое хозяйство вырыли, этнографическую деревню строить собираемся, в общем, стараемся, чтобы туристам было у нас интересно. Конечно, хочется, чтобы регион мне хотя бы с дорогой помог, а они мне говорят: «Это твоя коммерческая земля, почему мы там должны что-то делать?» Я им тогда в ответ предлагаю войти в партнерство, чтобы они какую-то часть из того, что я уже потратил, взяли на себя, а потом привлекли в это дело федеральный бюджет, потому что бюджет региональный этого, конечно, не потянет. Я данный момент я бы с удовольствием разделил своё участие даже в коммерческом горнолыжном проекте.

Я почему про Онегу-то вспомнил. Просто губернатор меня стал спрашивать, как я отношусь к проекту Онеги, что там Чайко уже 10 миллионов своих денег потратил на строительство. Я ему тогда ответил, что замечательно отношусь, но как же тогда вы должны относиться ко мне, если я сюда своих денег вложил не 10, а 300 миллионов! Он мне тогда отвечает: «Сколько-сколько???» «Триста», - говорю. «Ты потратил 300 миллионов??? Рублей??? Разве это реально?» «А вы, - говорю, - приезжайте и сами всё увидите». Я готов предоставить всю проектно-сметную документацию, пусть она пройдёт экспертизу – просто же так никто тоже не будет денег давать. Сами понимаете, почему я готов своё участие в проекте поделить. Главное только, чтобы наши юридические отношения были в документах четко прописаны, и меня потом из моего же центра не выставили.

Если быть абсолютно честным, то у меня тот факт, что кто-то может сюда приехать и всё отнять, пусть даже это будет государство, просто в голове не укладывается. И, возможно, именно это позволяет мне идти вперед и развиваться.


ТУДА И ОБРАТНО

Ну а теперь вернемся к нашим баранам, то есть к трассе. Длина марафонского круга – 16,6 км, и состоит он из двух частей: одна из них, которая ближе к горнолыжному комплексу, проложена по сильнейшему рельефу и готовится тяжелым ретраком. Вторая, которая ближе к лыжному стадиону, имеет довольно плоский рельеф и готовится бураном, потому что ретрак не проходит там по ширине, а лес для расширения трассы рубить там запрещено. По ходу круга рельефная часть расположена в его середине. Таким образом, круг состоит из подхода, подъемной части и возврата на стадион. На мой взгляд, круг очень приятный и сбалансированный: есть, где поработать, и есть, где перевести дух.


Стартовая поляна марафона


Стенд с историей марафона и портретами победителей


В этой избушке перед стартом вешали на ногу чипы


Я сделал это фото просто для того, чтобы было понятно, сколько снега было в Малиновке в эти дни


Противоход. Во время гонки в обе стороны было нарезано по две лыжни

После возвращения перекусили, и я начал готовить лыжи. Одна из особенностей марафона – разрешенная после каждого из трех кругов смена лыж. Если бы погода в день старта была такой же, как и днём раньше, то по ходу гонки, которая специально начинается пораньше – в 10 утра – должно было бы серьезно отпускать. Поэтому на первые круги я решил приготовить лыжи переходным порошком Swix, а на последний – теплым полимерным порошком Start (у нас с Юлей есть только по две гоночных пары классики). Парафин на все четыре пары решил положить одинаковый – отлично зарекомендовавший себя в Мурманске Swix Marathon. Он достаточно жесткий, что хорошо для влажной лыжни, а также содержит грязеотталкивающие добавки, что актуально для весны. Однако на следующий день синоптики обещали изменение погоды –температуру около ноля градусов и свежий снег. При такой погоде здорово было бы иметь пару лыж NoWax, но, увы, в нашей семье таковых пока не имеется. В любом случае, была надежда, что прогноз не оправдается и свежий снег не пойдет. Пошёл.


Какая хорошая погода была накануне старта: яркое весеннее солнце, легкий свежий ветерок... Но посмотрите на эти перистые облака. Это явный признак того, что совсем скоро погода переменится


Утром я обнаружил на машине несколько сантиметров свежака. Что делать – непонятно. Лыжню, по агентурным данным, ретрак должен был выехать резать в 8 утра, то есть совсем свежака в лыжне не будет, но снег всё ещё продолжал идти и грозил тем, что жидкие мази будут серьезно прилипать. Что делать в такой ситуации с мазями Swix, я не знал, поэтому решил прибегнуть к варианту с клистерами Start, смешав жидкие мази special +2/-2 и universal wide +10/-5, причем универсального в смеси было больше – соотношение составило где-то 60 к 40. Попробовав этот вариант на свежепрорезанной лыжне около кафе, я всё-таки с некоторым удивлением обнаружил, что он работает: не прилипает и довольно неплохо едет. Сюда бы добавить еще специального стартовского смоляного клистера на свежий снег, но его в моем арсенале не оказывается. Ох, забыл сказать, что ещё с вечера на всех парах в качестве грунта лежал тонкий слой синего ледового клистера Swix.

Остальные три пары решено было домазать на старте, потому что время уже поджимало. Погрузив лыжи в машину, мы выдвигаемся на старт. С нами едет наша хорошая знакомая – одна из сильнейших московских лыжниц Елена Веденеева, которая решила не выезжать к месту старта на специальном автобусе, потому что он шел довольно рано. И вот на первой же горке (а от деревни нам надо взобраться на тот самый водораздел, на склонах которого и расположен горнолыжный комплекс) нас подстерегает неожиданность. Не доехав несколько десятков метров до перегиба, машина останавливается и буксует. Несколько сантиметров влажного свежего снега превратили дорогу в каток, и шансов проехать дальше не было никаких. Телефоны были оставлены дома, и что было делать – непонятно. Нас выручил случай. Пока мы стояли и думали, что делать, мимо проезжала женщина на трехколесном мотоцикле, но на развилке, до которой мы как раз и не доехали те самые метры, она поехала прямо. К счастью, она заметила, что мы попали в беду и, не сбавляя ходу, прокричала: «Дорога через деревню есть!» Задом я начал сдавать по склону, затем на одном из подъездов развернулся и поехал в деревню. Юля же побежала в домик за телефоном и должна была перехватить нас на развилке. Но в деревне было совсем не лучше: глубокая колея, на которой можно было спокойно сесть на брюхо, и кто и как долго будет нас там вытаскивать – уже не поддавалось описанию и представлению. Стараясь не перегазовывать, но и не терять скорость, мы поехали по деревне. Скоро нам удалось выехать на более чищеную улицу, а затем и на нужную дорогу, шедшую в тот же подъем, но не так круто. Однако и сейчас был страх, что заехать не удастся. Но дороги назад не было, и я стал разгоняться. Подъем всё приближался и приближался, и вот уже скорость начала падать, а колеса, несмотря на плавное нажатие на педаль газа, начали периодически прокручиваться вхолостую. И тут мы увидели, что по нашему подъему едет большой внедорожник Ford – машина Андрея и Татьяны Кирилловых, известных лыжников и наших знакомых, приехавших на марафон в качестве почетных гостей. В машине с ними также была Юля. Это придало увере
18 13730 Андрей Краснов 13.04.2012 23:29
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Да, Андрей...
Отличный репортаж.
А я и не думал, что у нас такие люди есть, как этот мужик. Прям захотелось туда поехать. А мне мало куда хочется уже.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 08:26
Спасибо, очень интересный репортаж! Интересный человек - этот Воробьёв.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Андрей, отличный репортаж!
Молодец!
Судя по описанию (и результатам тех, кто там занимается), место очень интересное!

О гонке: Приехать на старт за 20 минут - это жесть! Как вы вообще все успели сделать!
Круты!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 10:55
Андрей, спасибо. Действительно зацепило. Захотелось через год приехать, поучаствовать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 11:21
(голосом зануды): Андрей, на первых трех фотографиях горизонт безбожно, безбожно завален!!! :)
А если серьезно - очень здорово! Прям по-настоящему красиво и интересно! Спасибо!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 12:30
"- Не боитесь, что сейчас государство даст вам деньги на строительство лыжно-биатлонного центра, а завтра отберет его у вас?" - да, как это произошло с Бондаревым в Хантах :(  Правда, своих денег он не вкладывал, насколько я знаю, но 20 лет труда, всё это придумать, пробить, организовать  - тоже не мало.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 13:16
Да, шикарно и поближе Камчатки, если считать от Москвы :)  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
00
14.04.2012 16:35
Прекрасное место,замечательные люди,отличный марафон,большое спасибо за праздник.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 16:57
Спасибо, здорово!
А вот таким устройством готовят лыжню:
http://www.skisport.ru/photos/picture.php?v=2&w=2&id=39867&page=&choice=1
http://www.skisport.ru/photos/picture.php?v=2&w=2&id=39868&page=&choice=1
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 17:49
Интересно, это особенность человеков по имени Вадим - не ставить пробелов после запятой? Знаю ещё одного, кто так пишет )))))))))))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 19:32
Сергей Мешков: спасибо за отзыв! По фотографиям помимо того, что мы не особо это умеем делать, есть такой момент, что они были сделаны на ходу из открытого окна машины)))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
14.04.2012 20:38
Спасибо, Андрей! Просто удивительно! После такого репортажа мне уже захотелось стартовать в Малиновке! Обязательно запланирую на следующий сезон!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
15.04.2012 01:30
Добавил в конец статьи с десяток фотографий от местного фотографа Виктора Антуфьева, любезно присланных им в редакцию.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.04.2012 12:23
"Какой хороший символ придумали себе ребята из Устьи – бобёр! Животное это трудолюбивое, неутомимое... !"

Бобёр - это шкура бобра )). Но мы же лыжники, а не зоологи и не промысловики.

А если без шуток, то за краеведение спасибо, очень интересный и развивающий материал, я понятия не имел, что в Арх. области есть еще крупные лыжные центры кроме М. Карел и Онеги.    
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Интересный репортаж - спасибо !
Радует, что такие центры появляются благодаря бизнесменам.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
16.04.2012 14:30
Андрею, спасибо за интересный рассказ,Антону -за технические подробности, думаю , многим интересно увидеть подобное,Елене тоже спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2012 13:27
Отличный репортаж! я и не верила, что у нас в регионах есть что-то аналогичное (и даже лучше) Европы! Да, а Воробьёв, конечно, человек с большой буквы!
в следующем году в Малиновку!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Андрей, поправь под одной из фотографий "Александр Селянинов 1984 г.р." на 1994 г.р.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0