Коньковый одновременный двухшажный ход в подъёмы. Действия маховыми ногами и тазом

                                      Михаил  Рудберг

Вынос, выпад и постановка маховых лыж.

Каждое  из отталкиваний опорной лыжей сопряжено с выносом противоположной маховой ноги. Сами по себе её движения на весу  не создают дополнительных импульсов продвигающих сил. Не те скорости. Однако, верными расположениями и своевременными перемещениями  маховых лыж, спортсмены оптимизируют усилия, которые  прикладываются к опорно – толчковым лыжам. 

Поскольку лыжники забегают в подъемы на полусогнутых, перемещения маховых ног на весу требует еще больших сгибаний, необходимых для выноса  лыж на высоте 5-7 см от поверхности склона.

Разведение носков лыж, при значительной длине их задников, ограничивает возможности сведения стоп перед началом очередного выпада. Кроме того, в укороченных прокатах, на приведение маховых ног к опорным просто не хватает времени. Поэтому гонщики отправляют лыжи на выпад напрямую через стороны. 

По мере выноса лыж, маховые стопы подтягиваются и убираются под отведенные колени маятниковым ходом согнутых голеней.  

В предварительном шаге постановка маховых лыж на снег выполняется  их финальным вкатыванием в склон. Избегая вертикального втаптывания в снег, спортсмены в последние мгновения перенаправляют их вперед по ходу и снижают этим начальное трение скольжения, gif 1.

 1.
 2.

 gif 1, 2   Ж. Гайар в конце предварительного шага ставит маховую стопу на снег, не втаптывая её сверху–вниз, а в последний момент вкатывая лыжу в склон (1). В конце основного шага он избегает зашагивания маховой ногой, ставя стопу отвесной голенью, располагая лыжу скользящей поверхностью горизонтально (2). 

В основном шаге лыжники избегают его искусственного удлинения зашагиванием стопой – её заносом вперед из-под согнутого бедра. То есть, независимо от градиента склонов, в моменты постановки на снег голени элитных спортсменов, в их фронтальных проекциях, отвешены практически вертикально, а скользящие поверхности лыж горизонтальны, gif 2

Казалось, зашагивания могли бы удлинить основной шаг в подъем. Но ловушка состоит в том, что маховая лыжа, при этом, будет поставлена на внешний кант. Последующая перекантовка “съест” его часть на пассивное скольжение, но ничего не прибавит к отталкиванию, которое в подъёмы выполняется только с внутреннего канта. Кроме того, в отсутствие опоры на палки, такая перекантовка вызовет кратковременный юз опорной лыжи вниз по склону, что особенно критично на жестких трассах. 

Поэтому удлинение этого шага выполняется только выносом согнутого колена сильнее вперед, стопа   же неизменно приземляется отвесно  под  бедром.

Итак, начальное кантование маховой основной лыжи в конце первого, предварительного шага, соответствует крутизне склона.  Начальное же кантование предварительной лыжи в конце второго, основного, шага аналогично лишь на низких скоростях. По мере увеличения скорости, оно постепенно начинает превышать уклон подъема на несколько градусов. 

То есть, прибавляя скорость в подъем, спортсмены в финале основного шага агрессивнее врезаются в склоны внутренним кантом предварительной лыжи, не успевая убирать стопу под бедро. Оно и понятно – ведь в этом шаге, при постановке очередной лыжи, спортсмены лишены опоры на палки, без которых угроза соскальзывания лыжи вниз по склону возрастает.

Вынос и выпад обеих маховых стоп выполняется прямыми траекториями из точек их отлёта от опоры к местам очередной постановки на снег, носками ботинок по отвесу  боковой проекции подбородка (http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/84021/, gif 5, 6). Увеличение скорости достигается удлинением выпада  и, в этом случае, согнутое колено начинает опережать указанную вертикаль при виде сбоку.

Курсовые углы разворотов лыж и стоп, при этом, обнаруживают Различную динамику. Изменения курсовых углов маховых лыж, во время их выноса и выпада на постановку, становятся наглядны при виде сверху, gif 3, 4.

3.
   4.

gif 3, 4   Т. Могрен предварительном шаге подтягивает стопу сначала пяткой к себе, а затем доворачивает носок лыжи (3). В основном шаге маховая лыжа выносится на выпад практически неизменным курсовым углом от точки отлёта к моменту её постановки (4). 

Вспомним, что толчковая нога в основном шаге предыдущего цикла выполнила акцентированное отталкивание лыжника вперед–вбок. Продольный импульс силы такого отталкивания помог гонщику переместиться вперед в прокате следующего шага. Приведение этой лыжи начинается с пятки, пока носок, позже отрабатывая сгибание стопы, успевает довернуться лишь перед самой постановкой на снег  (gif 3).

Отталкивание предварительного шага было равномерно приложено к лыже. Поэтому она отошла от опоры параллельными траекториями носка и пятки, и приводится лыжником без какой–либо борьбы с инерцией неравномерного отлета (gif 4)

Еще одна особенность: увеличивая скорость забегания в подъем, гонщик начинает ставить маховую лыжу основного шага курсом на несколько градусов меньше к общему направлению движения по трассе. Маховая же лыжа в предварительном шаге вкатывается в подъем неизменным от скорости  курсовым углом, посильным гонщику для данной крутизны склона. 

Действия тазом

Во время отталкиваний ногами косые мышцы живота лыжника сначала “заряжаются” поворотом плечевого пояса в замахе на постановку палок, а затем, возвратным торсионным скручиванием, поддерживают отталкивание опорной палкой (http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/83587/).  

Одновременно, отталкиваясь ногами, гонщики отправляют маховые лыжи на вынос  встречными поворотами таза. В раскадровке Т. Могрена хорошо читаются такие скрестные вращения плечевого и тазового поясов в предварительном шаге, рис.1.     

рис.1 Т. Могрен в предварительном шаге выносит и ставит маховую ногу продольным доворотом таза в её сторону (6–10). При этом, плечевой пояс, вращаясь на постановку палок закручивается навстречу (6–8, gif 3).
рис.1 Т. Могрен в предварительном шаге выносит и ставит маховую ногу продольным доворотом таза в её сторону (6–10). При этом, плечевой пояс, вращаясь на постановку палок закручивается навстречу (6–8, gif 3).

Логика таких скрестных движений очевидна: мышцы, прикрепленные к сопряженным костям, вызывают своими сокращениями их встречные движения. Это относится и к  становым мышцам, сопрягающим плечевой и тазовый пояса (те, что модно именовать мышцами кора)

Возвращаясь к видеозакольцовкам, в предварительном шаге на gif 3 лыжник, выполняет отворот плечевым поясом на замах и постановку палок, а вращением таза навстречу поддерживает выпад маховой основной лыжей.

В основном шаге на gif 4, обратное вращение таза создает опору встречному торсионному довороту плечевого пояса в сторону отталкивания опорной палкой, которое мы рассмотрели в статье о действиях туловищем в подъемном КОДХ.  При этом таз возвращается в положение, перпендикулярное общему направлению движения по трассе, и этим же ходом дорабатывает финальное отталкивание ногой и выпад маховой (http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/84021/, gif 6). 

      Напоследок отметим, что увеличивая скорость прохождения подъемов, лыжники сохраняют фазовую структуру хода, но начинают по-разному выполнять отдельные действия. Если в равнинном КОДХ и в шаге КООХ характерно определяются дистанционный и скоростной варианты отталкиваний и переходов на очередные опорные лыжи, то в подъемном КОДХ просматривается еще и менее затратный экономный вариант. 

К эконом варианту спортсмены прибегают, минимизируя энергозатраты на самых низких своих скоростях, будь то любитель или элитный гонщик. Для примера, сравним переходы на основную маховую лыжу дистанционным и скоростным вариантами (gif 5 и gif 6 соответственно).

5.
 6.

gif 5, 6     С.Турышев выполняет переход на основную лыжу  в состоянии усталости на подъеме Альпе де Чермиз, шагая “падением” вперед со скользящей предварительной лыжи (5). М. Фуркад, на подъеме не меньшей крутизны и в той же фазе движения, но действуя с максимальной интенсивностью, переходит на основную лыжу прыжком (6). 

Обратим внимание, что и в дистанционном и в скоростном вариантах оба гонщика ставят палки на опору поочередно, удлиняя этим предварительный шаг и оптимизируя последующий начальный разгон на основной лыже.  

В статье использованы  работы:

T.Stogg, H-C.Holmberg "Three-dimentional force and kinematic interactions in V1 skating at high speeds”, 2014

H.Mykleblust, N.Nunes,J.Hallen,H.Gamboa, "Morphologycal análysis of acceleration signals in cross-country skiing”, 2011

M.Paihola, “Analysing effectiveness of force application in ski skating, using force and motion  capture data – a model to support cross–country skiing research and coaching”, 2014

36 20983 Михаил Рудберг 31.01.2017 17:30
Рейтинг: 0 +6 -6

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

31.01.2017 22:17
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
31.01.2017 22:44
угроза соскальзывания лыжи вниз по склону возрастает
На лыжах бегать умею, русский язык знаю, но в статье мало что понял, видимо iq маловат.
Из понятого выделенная фраза выглядит бредово.
Ссылка Рейтинг: +4 +10 -6
01.02.2017 04:05
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов.
01.02.2017 05:15
Что такое "градиент склона"?
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
01.02.2017 06:54
Юрию. Видимо крутизна.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 08:45
В начале 90-х тренера готовы были убить за поочерёдную постановку палок)))
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 12:15
Уважаемое сообщество!

За последние несколько лет   Скиспорту  удалось создать уникальную площадку обсуждения техники лыжных коньковых ходов. Помимо мнений и советов, здесь размещается подробная  аналитика, иллюстрированная фактическим
материалом – раскадровками ведущих гонщиков планеты, подкрепленная исследованиями западных лабораторий. Весь материал скроен из разрозненных источников, собранных,переведенных и отфильтрованных буквально по кусочкам.  

Увы, чтение кинограмм( как и просто чтение) – это труд и он требует определенных навыков и культуры. Которые, к сожалению, практически отмерли в современной профессиональной лыжной среде. Поэтому, три крайние статьи, где в качестве иллюстраций вывешены видеозакольцовки, на мой взгляд, еще нагляднее демонстрируют мельчайшие детали и особенности рассматриваемых действий. Которые потом должны сложится пазлами в единую картину КОДХ в подъемы.
Материал неоценимый с точки зрения профессионалов и тех любителей, что не уступают им в преданности и любви к нашему виду спорта. Нигде, кроме как в нашем "Моссельпроме"...

Мне известно, что многие спецы и спортсмены регулярно посещают нашу рубрику, другое дело, по долгу работы и обязанностей не светятся. Их работа творческая : нашел, "утащил на  кухню" – и молчок. Конкуренция. Поэтому, собственно, по сути статей полемики не ведется.  Ни одно из движений или действий пока ни разу не вызвало споров и  обсуждений. Оно и понятно, материал  фактический, куда попрешь?

Зато, время от времени, выплывают и заныривают обратно на дно типажи  с "кризисом оригинальности". Считающие своим долгом обозначить свое отрицание формы подачи материала, литературного" дарования" автора, целесообразности отвлечения всеобщего внимания на пустяшные, по их мнению, технические изыски лыжников мирового уровня.

Как гостеприимный хозяин нашего маленького домика на сайте – блога техники лыжных ходов,  я буду вынужден пользоваться кнопочкой и скрывать такие комментарии, типа  нескольких размещенных здесь. Разбредайтесь по соседним веткам! Вы пытаетесь увести обсуждение в сторону.

Глубокомысленные изречения типа "бред", "чушь" и т.п.  буду прятать, если далее не последуют объяснения - какие именно действие, какая иллюстрация вызывает отторжение и почему. Согласитесь, у нас такая уникальная тема, что обсуждать способы подачи и степень одаренности автора как–то несопоставимо с её величием :D.

Предлагаю всем, не имеющим сказать что-нибудь по существу и сути прочитанного, элементарно "слушать и молчать". Или как там, "молчать и слушать"? Согласитесь некрасиво, когда человек, раз в неделю выбирающийся на часик продышаться при помощи "палочек и дощечек" (правильно я рассчитал, Евгений Астанин, Ваши тысячу километров наката в год?) требует от автора уникальных исследований  бросить всю эту "чушь" и лучше поскорее разработать ему комплекс упражнений для обучения устойчивому прокату в равновесной стойке.  Было смешно. Но на этом стоп, Евгений, Вы здесь в гостях. И не умеете разобрать элементарное предложение, где "угроза соскальзывания лыжи вниз по склону нарастает", при неумении активно кантовать её. А это уже  пострашнее "Фауста" Гете будет.

Просьба ко всем.  Смотрите картинки, читайте подписи, делайте выводы. Делитесь замечаниями по технике. Долой срач из нашего дома!
Ссылка Рейтинг: +10 +15 -5
01.02.2017 13:03
Михаил, спасибо за этот материал. Понравился gif 5,6. , где наглядно демонстрируется Фуркадовский выпад с перекатом на ногу и после этого - хорроший толчек. У всех нынешних наших биатлонисток этого нет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 13:32
V.Tildum
Согласен, что некоторые из  наших сборников взяли моду на укороченный прыжок. Это притоптывание  "в пол-ноги", практически на месте:  вертикальный взлет есть, а продвижение вперед – на уровне обычного вкатывания дистанционным ходом. На одних и тех же подъемах конкуренты закатывают, а наши в укороченную припрыжку скачут. Давеча Логинов наглядно  демонстрировал на Европе.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 16:07
Вообще-то освоить коньковые хода по кинограммам сложно. Лучше смотреть видео сильнейших лыжников с идеальной техникой. Снимать свою и потом анализировать. делать выводы и совершенствовать свою технику. Материал очень интересный и его надо читать вдумчиво.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 16:08
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
Евгений, из того что вы про себя написали, вы - обычный малотренирующийся перворазрядник с существенными ошибками в технике, иного среди спортсменов вашего уровня я за свои 30-летние наблюдения не видел. впрочем, может быть вы тренер, тогда где ваши ученики с идеальной техникой? хотя и это неважно, может быть вы исследователь как М. Рудберг, где почитать ваши работы, статьи, хотя бы сообщения в интернете? нет их!  стало быть ваше утверждение о глубоком знании вами техники голословно.
в критике статьи рудберга вы не привели ни одного конкретного возражения, в чем он не прав? может надо голень не отвесно ставить а под углом, отклоняться не вперед, а назад, ногу проносить не прямо, а подводить к пятка к пятке? где ошибка, укажите ее, предложите свой вариант.
вы даже не поняли смысла простой фразы
"угроза соскальзывания лыжи вниз по склону возрастает"
которая означает, что если лыжу в предварительном шаге поставить под тем же углом, что и в основном, то на крутом склоне вы не сможете толком опереться на внутренний кант и без опоры на палки соскользнете назад.
то есть угроза соскальзывания действительно возрастает, вот ведь как, а?
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
01.02.2017 18:01
Карен, так и есть, я обычный малотренирующийся перворазрядник, т.к. приходится работать в офисе по 10-12 часов в день.
Утверждение "...с существенными ошибками в технике..." с Вашей стороны голословно.
У перворазрядников "ошибки" связаны с огромной разницей в уровне физической подготовки в сравнении с элитой мировых лыж. Это как раз и было одним из моих "замечаний", что в статьях не учитывается уровень подготовленности лыжников - любой лыжник не входящий в первые 30 КМ будет демонстрировать "неправильную" технику в сравнении с элитой, просто потому, что не хватает "физухи", чтобы ехать так как элита.
Так в чем же ценность статьи о технике, которая достижима по уровню физической подготовки, только 30-40 лыжникам в мире?

Конкретные возражения я приводил к прошлым статьям, их Михаил помнит, так как "о 1000 км в год" как раз из прошлых обсуждений.

Я воздержусь от дальнейших обсуждений статей Михаила, чтобы не вызывать праведного гнева аналитиков.
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
01.02.2017 20:14
Евгений Астанин во многом прав.  Лыжник-любитель не в силах продемонстрировать идеальную технику на дистанции в силу слабой физической подготовки.  На коротком участке - да.  Даже у спортсменов экстра класса техника хода изменяется по мере прохождения дистанции.
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
01.02.2017 20:26
Юрий Зюзин. Во всех сферах деятельности человека   существуют эталоны. Почему музыканты не канючат - ой, у нас пальчики короче, да слух потуже? Ты лыжник? – значит обязан развивать то, то и то. Но не Это! Это – только единоборцы.
Имея на глазах стандарты техники, тренеры могут планировать многолетнее формирование мышечных групп ОДА,  с тем, чтобы приблизить спортсмена к бимеханически детерминированным действиям и движениям на лыжне.
Ноги у Вашей внучки слабые, не тянет? - так качайте! Руки не поднимает? – развивайте! Вы что считаете кто-то будет разрабатывать технику под все виды диспропорций физического развития? Их миллионы. А наглядное пособие одно – элита.
А Вы правда не в курсе значения термина "градиент", или троллите?
Ссылка Рейтинг: -2 0 -2
01.02.2017 21:11
Юрий, аккуратнее! Тут посты инакомыслящих удаляют!
Статьи к сожалению не для нас любителей. Чтобы так бежать нужно не 1000 км в год делать, а 7000-8000 км. То что мы не Фуркады.. это наши проблемы.:)
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
01.02.2017 22:49
Вообще-то малотренирующийся "перворазрядник" должен обладать определенной физподготовкой, которой должно быть достаточно для отработки техники.
Не можете одолеть на разумном пульсе рельеф или плохое скольжение? Смените ход! На горный, на попеременный, в конце концов. Но пусть он будет технически правильным! Нечего лезть в подъемы под каждый шаг, если сил не хватает - только ошибки наживете. Не стыдитесь начать с пологого спуска, если это необходимо.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
01.02.2017 22:53
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
01.02.2017 22:59
Статьи Михаила Рудберга интересны и заслуживают внимания,но делать однозначные выводы я бы не стал.Михаил говорит,что элита является наглядным пособием и сам себе противоречит.Например он указывал на существенные ошибки того же Устюгова,но он с такой (неидеальной со слов Рудберга)техникой "выкосил в одну калитку" ТДС.Получается будь она идеальной,он привез бы пол-дня?Сомневаюсь...не все так просто,как в теории.Пример из легкой атлетики.Михаил,вы помните кому принадлежит мировой рекорд на 400м у мужчин.?И какая у этого рекордсмена техника бега?;)
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
Евгений и николо, нет ни у кого идеальной техники, ни у разрядников, ни у элиты, ни у торгни, и нет предела совершенству, но надо к этому стремиться, для того и существуют подобные статьи чтобы помочь. и они реально помогают многим, если тут для вас ничего нового - пройдите мимо, заметили ошибку - укажите, давайте содержательно дискутировать, а не писать "бред и самдурак".
сложновато и путано написано?  возможно, так это не научпоп для ширнармасс - "подсед глубже - ноги шырше", а выдержано на определенном научном уровне. я вот почитываю переводные обзоры медицинских статей здесь http://medach.pro/ несмотря на то что у меня биолого-химическое образование, иную небольшую статью читаю 2 недели, до того сложно написано - но интересно, про самые новейшие разработки.
и потом, какая альтернатива статьям рудберга на русском? что имеете предложить вместо него в качестве серьезного разбора техники? загляните ради интереса в учебник для институтов физкультуры, там до сих пор подъем в гору лесенкой описывают.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
01.02.2017 23:19
Равиль. Ну, в статистике всегда отбрасываются крайние значения. Исключений и флуктуаций  не избежать.
И Юстина, и Тора Бергер, и Ханевольд... много спортсменов бежали не благодаря, а вопреки своей технике.   Нортуг кривляется в КОДХ подъемном, но хорош в КООХ. Устюгов – та же тема.
Мне кажется ни у кого не вызовут сомнений такие эталоны как Колонья, Крог, Сундбю... Что "малыш" Рёте, что "универсальный солдат" Рикардссон идут одним рисунком. Хеллнер тот же... Много их, с кого можно брать пример. По каждому ходу свои красавцы.
Есть желание забегать, как Устюгов, в подъемы? Вперед! Было бы здоровье.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 23:27
А вот, кстати тема.
Наблюдаю иногда юношей/девушек, не обремененных мышечным дисбалансом. Не из серии " все закачено", а –  ничего  нет. На вид, конечно. Но "ничего нет" гармонично. Ни руки, ни ноги "не тянут одеяло на себя" и очень технично ходят.
То есть, гармония правильной техники у них с детства  поставлена от невозможности сделать упор на своих сильных сторонах. Нет у них этих сильных сторон. А рисунок хода верный.
Что думаете?
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
01.02.2017 23:37
Уважаемый, Михаил!  Конечно, я знаю, что такое градиент.  Просто есть русский язык и им нужно уметь пользоваться.  А вообще, я не ваш противник.  Наоборот, с интересом читаю ваши статьи.    
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
01.02.2017 23:39
Михаил,правильно,во всех приведенных вами примерах еще раз подтверждается ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ каждого спортсмена!Вы говорите-надо тренеру формировать мышечные группы ОДА,это все верно,но генетику не "переработаешь".Взять два антагониста и великих лыжника-Владимир Смирнов и Маурильо Де Зольт.Они настолько разные антропометрически и вообще,что безусловно,бежали по-разному.Поэтому,конечно,надо изучать,совершенствовать технику,но "преломлять" ее все таки,учитывая индивидуальные особенности,а не тупо копируя Фуркада,Хелнера или Колонью.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.02.2017 08:03
Какой-то странный спор. На 200% статья полезная! Скорее, это учебное пособие. Как раз перворазрядникам и нужен этот анализ. Только раздел "Новости" тут при чем? Больше пользы будет, если ее поместить в раздел "Статьи".
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
02.02.2017 08:55
Алексей Жилин, то что у меня техника не правильная сделал заключение Карен. И это при том, что он ни меня, ни моей техники не видел никогда.
Я свою технику, для моего уровня подготовки считаю идеальной. При этом постоянно думаю о КПД передачи силы в перемещение. Ведь в этом же смысл эффективной техники - меньше силы, больше скорость (за исключением рывков/ускорений, когда скорость на коротком участке важнее эффективности и КПД).
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
02.02.2017 09:41
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
02.02.2017 10:03
Присоединяюсь к пожеланиям даже не упростить... - тут впору предложить автору подумать о полном пересмотре языка изложения.
Естественно, это на тот случай если среднестатистический читатель ЛС (он же лыжник-спортсмен-любитель) входит в целевую аудиторию.
Если же статья размещена в ЛС как элемент научных изысканий и как одна из публикаций с последующим выходом на диссертацию - тогда кончено простым лыжникам не светит :))

Во избежание ненужных дискуссий сразу готов признаться, что я тупой и можно на мой коммент не обращать внимания :)
Ссылка Рейтинг: +4 +4 0
02.02.2017 10:05
Равиль, очень с Вами согласен!
Я также много писал замечаний о том, что нельзя пренебрегать индивидуальностью.

И про Майкла Джонсона я тоже хотел написать!
Может уникальные спортсмены бегут не вопреки, а благодаря "неправильной" технике? Может это не их проблема, а их преимущество (повышенный КПД)?

И "неправильность" толчков Устюгова - очень спорное утверждение (я, к примеру, как человек регулярно бегающий на лыжах могу понять откуда эти кивки и почему). Не буду уж тут поднимать еще раз этот спор.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.02.2017 10:32
Евгений, когда мы рассматриваем действие маховой ногой , то отмечаем, что в цепочке "вынос–выпад-постановка лыжи" есть начало, есть финал действий. И наличие маховых/толчковых ног – это альфа и омега циклических локомоций человека. Не являйте свое незнание предмета биомеханики с такой гордостью.
А чередование терминов крутизна/градиент  подъема/склона вызвано нежеланием долдонить на протяжении статьи одно и то же.
Следующий Ваш пост, не относящийся непосредственно к технике действий  – бай!
Демагоги - из класса! А вот о целесообразности мотания головой, метаниях туловищем и разведении рук по сторонам – изложите. Через недельку.
Михаил Воробьев – если не о технике, туда же!
Ссылка Рейтинг: -3 0 -3
02.02.2017 10:36
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
02.02.2017 10:38
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
02.02.2017 10:49
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
02.02.2017 10:50
Комментарий скрыт модератором Михаил Рудберг.
Вот я наверное тот самый лыжник-любитель без физухи с максимум 1000 км. наката.
Поэтому ездить так, как на кинограммах, у меня не получается.
Зато я пытаюсь сделать движения в подъем оптимизированными под свои возможности.

Оптимизированными за счет чего?
За счет того же проката, когда зашагиваешь ногой вперед и лыжа сознательно ставится на внешний кант и делается попытка на ней проехать, как минимум на толчковой ноге.
Или заводя голень перед толчком под корпус и тем самым увеличивая амплитуду проката.
Насколько я не прав и какие еще идеи в эту сторону можно предложить?
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
02.02.2017 19:12
Дмитрий, смотрите:
Если Вы идете в пологий подъём по мягкой трассе, (а по крутым и обледенелым бегать  не обязательно), то зашагивая маховой стопой подальше вперед,  Вы не рискуете пойти юзом. Но заставляете себя сильнее выталкиваться толчковой ногой. Иначе, как дотянетесь начать следующий шаг? То есть выгадывая по десять см на зашагивании вы все равно увеличиваете свою нагрузку.
С точки зрения энергетической эффективности, руками налегать на палки дешевле для Сердечно Сосудистой Системы. У элиты КПД  рук двухшажным в средние подъемы – 60% ,  а ног – 15%. Доля рук в продвижении в подъем – 40% от общего ИПС.
Даже, учитывая, что Ваш плечевой пояс не так эффективен, порядок "цен" очевиден.Лучше не ноги подгружать, шагая "ширше", а руки припахивать, разгоняя себя во втором шаге. Что то вроде gif 2 в статье http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/84021/
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
03.02.2017 12:21
Михаил, спасибо за Ваш труд. Конечно, он очень нужен, у кого другое мнение - "все в сад"(С)
По теме в Вашем посте про девочек и мальчиков, технично катящих коньком  -  совершенно в точку. Физухи еще нет, а бегут красиво и быстро. То есть техникой закрывают тот факт, что пока еще нет сил, по физиологической молодости и незрелости.
Если повернуть на себя, то сейчас в моем возрасте over50 я уже совсем не тот, что в 25, бегаю ногами и со штангой работаю на очень низком уровне, соответственно, стараюсь использовать выгоды лучшей техники по максимуму, и ЭТО РАБОТАЕТ!
В молодости был в сборной области по конькам, МС, но, если все наши спринтеры в команде спокойно могли сесть со штангой 150 кг и выше, я больше 110 кг. никогда присесть (полный присед) не мог, а на дистанции их выигрывал. Что это, если не техника?
В лыжах тоже, после Ваших статей, многое понял, над чем работать, и постепенно прогрессирую, сам чувствую, что еду более профессионально. Время на трассе и пульсовые показатели объективно это отражают.  
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0
03.02.2017 18:58
Лучше не ноги подгружать, шагая "ширше", а руки припахивать, разгоняя себя во втором шаге. Что то вроде gif 2 в статье http://www.skisport.ru/news/blog-rudberg/84021/
А на 5 и 6 гифке той же статьи шаг очень даже широкий.
Так как все же правильно?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
03.02.2017 22:50
Vigdoc. Мой совет Дмитрию Черноморскому относится к лыжникам-любителям, чья задача – выживание КОД ходом в подъемы. Сам такой же.
Сборникам совсем другие рекомендации. Там и шагнуть по полной, и руками себя разогнать как следует. И еще во втором шаге  наподдать.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
03.02.2017 23:25
Понятно. Но если в ногах сила есть, а ручки слабенькие, то можно и пошагать наверное?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
03.02.2017 23:49
Сегодня – как можете. Но за лето плечевой пояс подкачаете – поможете СС Системе обеспечивать  свой КОДХ в подъемы большей скоростью.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
04.02.2017 20:28
Статью, как и предшествующие публикации Михаила Рутберга читал с большим интересом. Огромное спасибо автору.

Но в этом, как и в выпуске от 26 декабря меня дико напрягли GIFы. Мозг отказывается воспринимать столь короткие ролики с перескоком обратно. С покадровым воспроизведением, скоростной съемкой в разных вариантах замедления-ускоренного воспроизведения на разном материале (от волейбола и айкидо до лыж и лыжероллеров). Проблем с восприятием не было. Тут есть. Но, gif 5 и 6 проблем не вызывают. По времени - они чуть подлиннее, ну и расположены не рядом. Повторное возвращение к невоспринимаемым GIFам ничего, кроме серьезной головной боли не дает. Может лучше кинограммы, все таки наглядность - великая сила?
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
04.02.2017 20:43
ppv_orient.  
Gif - ки монтировались чуть медленнее, чем в реальном времени. Но они не перескакивают, а собраны туда-обратно. С тем чтобы Вы могли воспроизвести это короткое движение в зале. Так называемое "сухое плавание". Мысленно настройтесь и представляйте, что это Ваши ноги, туловище... Так формируется "двигательный образ" – первый этап обучения правильным движениям перед тем как собрать их в полноценное действие..
Во всяком случае, демонстрация спортсменам движений в таком виде  воспринимается ими легче, чем в раскадровках. Сборниками!!!
В книге конечно будут раскадровки (по понятным причинам)  
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
05.02.2017 19:25
По восприятию. Пояснение про сборку  gif-ов "туда-обратно" помогло. Спасибо!
Но, все равно, для комфортного просмотра приходится масштабировать до одного gif-а в экран.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
05.02.2017 22:50
Да, чем крупнее, тем лучше. И обязательно по одной. В моих редакторах они работают по клику, а все остальные стоят, не отвлекают. К сожалению, движок на сайте так не позволяет.
Ссылка Рейтинг: +1 +1 0