НПО «Сатурн»: back in USSR. (О ЦЛС «Дёмино», и не только - по следам Дёминского веломарафона).


…Я снова еду в Рыбинск, в Дёмино. Всё той же знакомой, полюбившейся дорогой: от Москвы сначала по «Дмитровке», потом направо через Талдом, в Квашонках на Т-образном перекрестке повернуть снова направо, проезжаем Спас-Угол, в Нерли – налево, и дальше через Калязин и Углич по прямой и отремонтированной нынче дороге мимо Мышкина (сейчас не надо делать крюк, заезжая в Новое Село), через Николо-Корчму прямо в Рыбинск.
Я еду в милый моему сердцу уголок России, а на душе почему-то тревожно. Не скрою – еду я не столько на веломарафон, сколько в поисках ответа на мучающий меня вопрос.

- …Не исключено, что мы с тобой в последний раз едем в Дёмино, - говорю я жене.

- Да будет каркать, - отвечает мне она. – С чего ты взял?

С чего я взял?..

Несколько дней назад мы опубликовали на сайте сообщение о том, что Юрий Ласточкин заканчивает свою работу в НПО «Сатурн» в качестве генерального директора и будет теперь баллотироваться в мэры города Рыбинска. Ласточкин уходит из «Сатурна» - уходит с предприятия, которому отдал 12 лет жизни и которое (едва ли не единственное в российской авиационной промышленности) сумел поставить в эти лихие годы на ноги. Журнал «Эксперт» констатирует в эти дни: «…Таким образом, короткая, но яркая страница частного двигателестроения в России окончательно перевернута…»

Путин создаёт в России новую экономику, пускает страну по иным рельсам, иным путям развития. Национализация. Это словечко всё чаще и чаще звучит в тех или иных комментариях, оценках происходящего в нашей стране.

Согласно логике этого процесса все более или менее значимые предприятия в России должны быть возвращены под контроль государства. Для этого создан специальный механизм – институт госкорпораций.

Любопытно, что в США сейчас идёт очень похожий процесс: государство там вынуждено забирать крупные пакеты акций частных предприятий, оказавшихся из-за кризиса банкротами. Только если Барак Обама говорит о том, что при первых же признаках оздоровления ситуации и при появлении первого же реального интереса государство будет избавляться от своих пакетов акций в пользу частных покупателей, инвесторов, то Владимир Путин недвусмысленно (и, кстати, задолго до кризиса) начал собирать всю более или менее крупную собственность снова под крыло государства. Back in USSR.

Интересно про госкорпорации сказал в своё время работавший тогда премьер-министром России Михаил Фрадков: «Работать в госкорпорации — все равно что в правительстве, только взятки брать нет необходимости, потому что зарплаты немереные». Эти слова до сих пор то и дело мелькают в СМИ, когда речь заходит о госкорпорациях (многие уверены, что именно это высказывание стало причиной отставки Фрадкова).

НПО «Сатурн» согласно этим планам Путина должно было структурно войти в одну из таких корпораций – «Ростехнологии». Каждая из этих госкорпораций – этакий огромный монстр, который должен объединить внутри себя (читай – поглотить) сотни бывших самостоятельных предприятий. Например, одна только корпорация «Ростехнологии» должна будет в итоге объединить-поглотить 426 российских предприятий. НПО «Сатурн» должно было, просто обязано было «лечь» в этой ситуации под «Ростехнологии», возглавляемые Сергеем Чемезовым – близким другом премьера Путина. Но генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин слишком долго сопротивлялся этому сценарию, слишком долго верил, что успешность «Сатурна» и способность производить конкурентоспособный даже на мировом рынке высокотехнологичный продукт (авиационные двигатели) могут и должны быть оценены государством по достоинству. Увы…

В итоге отъём предприятия произошёл, если верить экспертам, по одному из самых жёстких сценариев – с заведением уголовных дел, широкомасштабным прессингом со стороны чиновников правительства, словами самого премьера Путина о том, что руководство «Сатурна» «оказалось не готово к обслуживанию и своевременному погашению кредитной задолженности в условиях нестабильности на финансовых рынках» и многочисленному цитированию этих слов премьера в СМИ.

* * *

Я лезу в Яндекс, мне интересно, как СМИ оценивают происходящее сегодня.

Вот, например, что пишет на эту тему «Коммерсант»:

«…С одной стороны, господин Ласточкин отдал государству свой пакет "Сатурна" за нерыночную цену и в деньгах потерял, отмечает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. "С другой стороны, судьба господина Ласточкина пока складывается лучше, чем у других предпринимателей, попавших в сферу интересов "Ростехнологий", например, бывшего совладельца "ВСМПО-Ависмы" Вячеслава Брешта, который в ходе сделки по продаже компании не только потерял в деньгах, но и уехал из России",— добавляет господин Пантелеев…»

В переводе на совсем уже понятный язык это означает: да, с одной стороны отобрали компанию, заплатив в качестве отступных гроши, и это плохо. Но ведь с другой стороны, не посадили как Ходорковского и не выдавили из страны, как Гуцериева, Чичваркина, Брешта и многих других. Так что всё для Ласточкина складывается в этой истории по российским меркам не так уж плохо…


* * *

Но что мы всё о госкорпорациях да о госкорпорациях? Всё это большая политика, большая экономика, а мне хотелось понять – что будет дальше с ЦЛС «Дёмино». И поскольку Ласточкина в день Дёминского веломарафона в «Дёмино» не оказалось (видимо, был на МАКСе), я иду к Светлане Владимировне Емелиной, директору специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва №4 города Рыбинска.

- Светлана Владимировна, скажу вам честно, ехал сюда с тревожными чувствами. Было такое чувство, что еду сюда в последний раз. Ломал себя, уговаривал, но не мог избавиться от этого ощущения. Насколько я прав в своих опасениях относительно того, что в Дёмино с уходом Юрия Васильевича Ласточкина с поста генерального директора НПО «Сатурн» многое начнёт слабеть, сворачиваться, замирать?



У модуля сбоку появится пристройка, которая на 300 с лишним посадочных мест увеличит пропускную способность кафе.



- Конечно, вы неправы. Даже после ухода Юрия Васильевича с этой должности Дёмино живёт и создаёт новые проекты. Сейчас строится большой дополнительный комплекс питания на 300 посадочных мест, потому что на этапах Кубка мира не хватает посадочных мест. Этот комплекс сейчас пристраивают к модулю, чтобы во время соревнований не только участники, но и зрители могли покушать в тепле. Существуют проекты строительства и спортивных сооружений и объектов – в частности, крытого многофункционального зала, комплекса бань. Комплекс бань особенно необходим, чтобы спортсменам, живущим в гостинице, было где попариться после соревнований, тренировок. Так что Дёмино как процветало, так и будет процветать. И я не думаю, что с уходом Юрия Васильевича мы что-то потеряем, потому что Юрий Васильевич на самом деле никуда не уходит, он будет главой администрации города Рыбинска, или как мы ещё называем людей на этой должности – мэром. Он очень заинтересованный и увлечённый человек, и я надеюсь, что на новом месте у него будет ещё больше времени заниматься «Дёмино», заниматься развитием спорта, продвижением этапа Кубка мира в дальнейшем. Я не думаю, что будут какие-то изменения в худшую сторону.



Жаль, не было на Дёминском марафоне Плетнёва или Логинова. С каким наслаждением они сорвали бы этот баннер…


- Но деньги-то откуда возьмутся, если он не будет руководителем НПО «Сатурн»? У нового руководства НПО «Сатурн» какое отношение к лыжным гонкам, есть ли уверенность в том, что они тоже будут вкладывать немалые средства в развитие лыжных гонок на Ярославской земле?

- Новый руководитель НПО «Сатурн» – Илья Фёдоров вроде бы встречался с губернатором Ярославской области и подтвердил, что НПО «Сатурн» будет участвовать в проектах по проведению этапов Кубка мира и всероссийских соревнований по лыжным гонкам в Дёмино. Потому что он ведь будет жить в Рыбинске, а спорт – лицо Рыбинска, город у нас спортивный. Я не думаю, что Илья Фёдоров отвернётся от Дёмино. Я вообще уверена, что он в скором времени приедет сюда и скажет: где мои лыжи, я пойду кататься? Он вроде бы лыжными гонками занимался раньше.



Светлана Владимировна Емелина за работой на питательном пункте Дёминского веломарафона.


- А каковы шансы Ласточкина стать мэром Рыбинска?

- Я думаю, что Ласточкин - это шанс для Рыбинска, шанс выйти из той дыры, в которой мы сейчас находимся. Сейчас очень плохое положение с бюджетом в Рыбинске, в плохом состоянии спортивные школы. У нас есть деньги только на коммуналку, никаких командировок, никаких учебно-тренировочных сборов, никакого инвентаря. Я думаю, что Юрий Васильевич сможет навести порядок. Он идёт со своей командой, команда очень сильная, все профессионалы, и я думаю, что порядок будет. И я уверена на 100 процентов, что все горожане пойдут на выборы и будут голосовать за Юрия Васильевича. Он болеет душой за Рыбинск. Он рыбинец сам, и родной город ему… Ну, понимаете, он всё время и Евгения Николаевича, и Хмелёва как бы поддергивал: что там грязь, здесь непорядок. Я думаю, что он наведет порядок, и Рыбинск у нас будет не только спортивным, но и общественно-культурным центром.



Лидеры после разгонной петли прошли по стадиону и уходят на первый круг.



- Кому теперь будет принадлежать ЦЛС «Дёмино»? Он принадлежит НПО «Сатурн», или это отдельная компания?

- Это абсолютно отдельное акционерное общество, самостоятельная единица. Как мы работали раньше, так и работаем. Тут не только коммерческая часть, тут и муниципальные объекты. Кстати, на этом берегу (мы сидим со Светланой Владимировной в её директорском кабинете в здании СДЮСШОР №4) располагается именно муниципальная лыжная школа, и я уверена, что с приходом Юрия Васильевича оживится спортивная жизнь в городе, и внимание этому он уделит повышенное. Сейчас ведь с этим в городе очень плохо. Сейчас в связи с кризисом у нас в городе только две статьи закрываются: зарплата и коммуналка. Бюджета катастрофически не хватает. А он человек амбициозный и поставил, наверное, себе цель вытащить город из этой ямы. Если честно, давно такого руководителя мы здесь ждали. Конечно, это очень сильный лидер, самое главное – я уверена в том, что за ним люди пойдут. У него глаза горят. У кого глаза не горят, за тем люди не идут. А у него душа болит за наш город.



Не всем оказалось по силам преодолеть в толчее крошечный стартовый подъёмчик сразу после резкого поворота на 90 градусов.




- Дёминский веломарафон. Впервые ведь такие соревнования проходят на территории Дёмино? Ваши впечатления как одного из организаторов этих соревнований?

- Мы решили, что в этом году в рамках Дёминского лыжного марафона добавим веломарафон и беговой полумарафон. Интересно, что спортивная жизнь здесь бурлит. И дети наши – кто-то после этого, может быть, отдаст предпочтение лыжам, кто-то велосипеду, и это очень хорошо – чем больше детей у нас будет заниматься спортом, тем лучше и для города, и приезжих. Сюда приезжает много людей, живёт здесь, в Дёмино, участвует в соревнованиях, смотрит, уезжает и, наверное, эти люди потом кому-то рассказывают о Дёмино. Это интересно. Приличное количество участников приехало, и погода не подвела. И на полумарафон беговой приезжайте, посмотрите, я уверена, чт ои на него приедет много людей. И будем совершенствоваться. Я поделюс с вами даже одной нашей задумкой: мы хотим для тех, кто постоянно участвует в наших соревнованиях, даже именные майки-номера сделать. Если человек любит Дёмино, любит сюда приезжать, участвовать в соревнованиях, и делал это уже не один раз, почему нам его имя и фамилию не написать на майке?



Как только участники ушли на первый круг, я оглянулся и… Ахнул! По Волге скользил белоснежный красавец-теплоход. Едва слышно где-то в утробе трюма урчал могучий дизель, с верхней палубы отлетала музыка. Сразу вспомнился Паратов из "Жестокого романса" Н.Михалкова, его изящная "Ласточка", бороздившая просторы Волги в середине XIX века…





* * *

На финише встречаюсь с известным лыжником, родным братом чемпиона мира Василия Рочева – Анатолием Рочевым.

- Как вы оказались на старте этой гонки? Лыжникам же опасно участвовать в таких гонках – можно травмироваться?


- Конечно, на свой страх и риск. Но я участвовал в Дёминском лыжном марафоне, и мне понравилось. Поэтому и приехал поучаствовать в веломарафоне. Я уже один раз участвовать в «Велосотне в Битце» в 2005 году, и у меня остались только одни только положительные эмоции. И потом всё как-то не удавалось съездить на какие-нибудь другие велосоревнования, а вот сейчас всё сложилось: я приехал на марафон, и заодно с женой увидеться – Ольга ведь сейчас здесь, в Дёмино, на сборах. Два дня здесь побуду, и а после этого поедем на сбор в Бильмекен, в Болгарию.



Потом я ушёл к броду и стал снимать там.




А там – красота невероятная. Брызги и веером...






И в разные стороны.




- А вы велосипед вообще используете в своей лыжной подготовке к сезону?

- Да. И некоторые ребята из нашей команды тоже используют. Но не так, чтобы у нас в плане стояли велосипедные тренировки, а просто иногда мы меняем кросс или кросс-походы на велосипед, чтобы отвлечься от монотонной работы. Всё-таки велосипед дарит более приятные эмоции.

А насчёт опасностей – тут вы правы. Тут трасса такая… Для велосипедистов она, может быть, и простая, но для любителей и лыжников она была весьма хорошего уровня. У меня, например, было несколько моментов в гонке, когда я был уже на грани вылета. Но всё обошлось, техника не подвела, и я доволен своим сегодняшним результатом.



Там была тонкость. На дне реки были уложены плиты, но как-то странно. В середине русла они исчезали под левым колесом (если говорить об автомобиле), зато появлялись под правым. Некоторые спортсмены пытались в середине русла совершить прыжок с одной плиты на другую. Одному даже удалось это сделать весьма удачно (снять не успел), зато остальные, пытавшиеся совершить этот манёвр, в основном падали. Как, например, вот этот участник…





Или вот этот.



- То есть вы сегодня не падали?

- Нет, я сегодня не падал. Один раз чуть заблудился, разметка, конечно, была не очень – местами её не было на поворотах, и я знаю, что на первой петле некоторые люди уезжали прямо, мимо поворота. Как бы маленькая табличка там стоит, конечно, и на этой табличке и стрелка есть, но люди едут, смотрят в землю, на трассу, поэтому нужна более внятная разметка. Так вот, один раз я заблудился, и один раз намоталась на кассету ветка, цепь начала проскакивать, пришлось остановиться. А так всё прошло просто здорово. Как старт прошёл – мне тоже понравилось, не было такого, как на «Велосотне», где все толкались на старте. Всё культурно, спокойно стартовали и поехали.



Или вот этот.



- Наверное, потому, что здесь более просторно на старте?

- Ну да, и в этом тоже видимо, дело. Хотя и тут потом сужение было, но всё равно все спокойно ехали, обошлось без толкотни.

- 14-е место среди велосипедистов – это круто для лыжника?

- Я не скажу, что среди велосипедистов. Всё-таки здесь соревнования не уровня чемпионата или Кубка России, были, конечно, и здесь элитные гонщики, но всё же состав здесь был весьма демократичным. Я, правда, думал, что буду дальше. А тут – в «двадцатке». Хорошо.



А этот участник пытается сохранить сухими ноги.




* * *

После финиша подхожу к директору гонки, Дмитрию Коровкину.

- Довольны? Какие впечатления? Устали?


- Да нет, наша усталость – дело проходящее. Ждём отзывов участников. Я думаю, будет много рекомендаций и советов. Но, тем не менее, гонка состоялась и я думаю, что самое важное мы сделали, несмотря на все трудности.



Директор марафона Дмитрий Коровкин



- Сколько человек было на старте?

- 219.

- Много это, мало?

- Я считаю, что для первого года для нашего центра, который, как оказалось, совершенно неизвестен велосипедистам, они не знают, ни где находится Рыбинск, ни что такое центр Дёмино, я думаю, что это неплохо. Мы провели достаточно серьёзную рекламную компанию, в том числе и через сайт журнала «Лыжный спорт», и через другие специализированные велосипедные сайты. В общем, люди откликнулись на наш призыв о размещении этой информации, очень приятно, всем спасибо. Я думаю, что мы проведем работу над ошибками и поймём, куда нам двигаться дальше. Сейчас здесь очень много спортсменов, которые сами являются организаторами соревнований. Поговорим с ними, наверняка они что-то подскажут на будущее. И будем прогрессировать.



Москвичка Наталья Сила-Новицкая решила спешиться точно посередине реки. Следующий за ней участник, попытавшись её объехать, поскользнулся на плите.





Итог вполне закономерен. А Наталья лишь удивленно повернула голову:
- Ой, что это он?







Тем временем в упавшего спортсмена втыкается следующий за ним участник. Сцепились намертво?






Нет, расцепились и теперь можно продолжить движение.
В общем, если следуешь за женщиной, будь начеку.






- К чему теперь будете готовиться?

- К традиционному, как я надеюсь, беговому полумарафону 26 сентября.

- Почему традиционному? Он же впервые здесь пройдёт?

- Ну, я же сказал, что надеюсь, что он будет традиционным.

- Но в этом году он будет первым?

- Да, конечно. Мы впервые в этом году проводим и веломарафон, и беговой полумарафон. Очень много нюансов, которых нет в лыжных гонках, поэтому, конечно, немножко было тяжеловато. Хотя многие люди давали нам свои рекомендации, мы старались их учитывать. Но всё равно очень много моментов, над которыми можно работать, очень много нюансов. Но мне лично соревнования очень понравились, прекрасная погода, красивая форма участников, всё очень красочно, участники в прекрасной форме, много элитных спортсменов. Я думаю, что я, как участник многих других подобных соревнований, многому научился, глядя на прохождение дистанции элитными спортсменами. Я поражён, как это возможно – нестись на такой скорости со спуска, крутить педали… Я надеюсь, что всё-таки, несмотря на какие-то шероховатости, все, кто был здесь сегодня, приедут сюда снова и привезут, может быть, в следующий раз своих друзей. Мы будем стараться сделать эту гонку, как и всё, что делается в Дёмино, лучшей в России.



Татьяна Савостьянова из «Ювенты», в отличие от амбициозных мужчин, не стала искушать судьбу – перед рекой она слезает с велосипеда.






Так надёжнее!






- Вы знаете, мне вспоминается мой личный опыт – когда мы взялись за проведение первой «Велосотни на призы журнала «Лыжный спорт», мы ходили с лопатой по трассе и срезали земляные бугры, топорами вырубали торчащие корни. Когда потом на просмотр приехали профессиональные велосипедисты и услышали об этом… Ох, как же они над нами смеялись, говорили: да вы что, в этом весь цимус маунтинбайка: корни, ямки, колеи, нырки – ты должен уметь их перескакивать, проходить, «обрабатывать». Вы проходили здесь, при подготовке своего марафона, через срезание бугров и вырубание корней?

- Нет, мы этого избежали, и не в последнюю очередь благодаря вашему опыту. Потому что соревнования, в которых приняла участие в прошлом году команда дёминского марафона, была как раз «Велосотня в Битце». Это был для нас первый старт, мы не ожидали такого серьёзного впечатления, что будет так тяжело, что будет такой серьёзный рельеф, что это будет такая сложная в целом гонка. Мы получили сильное впечатление. Посмотрели, как там готовится трасса. Мы там многому научились. Провели очень большую работу по подготовке трассы, потому что она практически новая, во многих местах пришлось косить много травы, убирать просеки, дорожки. Но корни мы, могу сказать честно, не вырубали. Убирали какой-то другой мусор, это было, но до корней дело не дошло. И, видимо, во многом благодаря вам нам удалось избежать какой-то героической работы по благоустройству трассы, которую наверняка мы стали бы делать именно как лыжники, которые считают, что трасса должна быть ровной как асфальт.



На этом повороте перед спуском к реке падали многие (видите участника в траве?). А слева стоит спортсмен, для которого после падения в реке гонка уже закончилась.





- С какими-то профессиональными спортсменами уже говорили по поводу трассы? Она, по мнению маунтинбайкеров, какая – сложная, средняя, простая?

- Да, разговаривали. Общий вывод такой: для тех людей, которые гоняются профессионально, она не очень сложна. Потому что они серьёзно подготовлены. А менее профессиональные участники с какими-то сложностями сталкиваются. С другой стороны, какие-то сложности должны быть – для этого человек и выходит на трассу. Там не должно быть всё легко и просто. Наша задача – избежать совсем уж проблемных мест, прохождение которых может привести к травме или ещё каким-то негативным последствиям. Сложные места должны быть, люди должны готовиться к соревнованиям. Тем более что это длинная гонка, это марафон.



Известного тележурналиста и комментатора Андрея Кондрашова на трассе подкармливает любимая жена Татьяна.





* * *

И напоследок несколько сугубо личных впечатлений. Дёмино есть Дёмино, всё было сделано на очень высоком уровне. Тем не менее, хочется сказать организаторам веломарафона (впрочем, как и будущего бегового полумарафона) о небольшой хитрости в разметке. Штука в том, что полиэтиленовая лента, которой зачастую размечают трассу, в России является небеспроблемным видом разметки. Пять минут назад лента ещё висела, а уже сейчас кто-то из местных жителей или детворы её сорвал и сунул в карман. Куда ехать, непонятно. При проведении летних соревнований идеальным дублирующим (но именно дублирующим, не основным) видом разметки являются стружка или резаная бумага, которыми просыпается каждый поворот и каждый проблемный участок трассы. Поверьте, никому в голову не придёт собирать с земли стружку в ладошки и рассыпать в другом направлении. Эффективность такой разметки близка к 100%. Хорошо помню, как мы с Геннадием Ивановичем Бочаровым ездили по битцевским подъёмам и спускам, рассыпая стружку во всех проблемных местах. Поверьте мне, нареканий в те годы на плохую разметку – не было.



Помните ЖуЖЖащую фразу «Жена муЖа в ПариЖ провоЖала»? Только в данном случае жена мужа на финише встречала. Петра Кузнецова с окончанием марафона поздравляет его жена Анна. Тут же и их сын Никита – как пить дать, будущий марафонец.




И второе. Я понимаю, что, возможно, бюджет Дёминского веломарафона был ограниченным. И всё же, по моим представлениям, комментатор такой гонке абсолютно необходим. Не судья-информатор, который был в этот день на стадионе, а именно комментатор. Ибо без него эта гонка выглядела скорее мёртвой, чем живой. Обидно, когда вложены в проведение соревнований немалые силы и средства, а не хватает самой малости.

И уже совсем напоследок. Я знаю, каких трудов стоило проведение этой гонки Дмитрию Коровкину и Светлане Владимировне Емелиной со всеми их соратниками. Я знаю, как порой остро воспринимаются слова критики после того, как ты душу вложил в проведение соревнований. Но всё же мне верится, что и Дмитрий, и Светлана Владимировна правильно воспримут мои слова. К их абсолютно блестящему продукту ещё бы чуть-чуть перчика и соли… И будет – лучше не бывает. 



Красиво встали, правда? На финише слева направо: Кирилл Горев, Андрей Гудалов, Наталья Сила-Новицкая и Артём Яровиков.
7 4489 Иван Исаев 10.09.2009 13:13
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

10.09.2009 13:55
Отличные фотки, как всегда :) Красота!
Эх, когда же я в Демино доеду...

Вроде ЧИчваркин, Товарищ Чи
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
10.09.2009 14:07
Да, ЧИчваркин, сейчас поправлю, спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
10.09.2009 17:00
В продолжение темы:
http://www.biserplus.fromru.com/otchet/2009/velo_1.htm

Внизу есть ссылки на фотографии, видео, отчёты-отзывы
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
10.09.2009 18:47
Абаму поправьте, г-н Исаев.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
10.09.2009 19:09
Поправил и Абаму, спасибо.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
10.09.2009 22:22
Фотки супер!!!
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
3 v
14.09.2009 11:12
Исаев, если пытаетесь побелить клиента, делайте это не так топорно!

А то он прям "узник совести" и "жертва кровавой гэбни". Уж кто угодно, только не ласточкин.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Лыжные гонки (беговые лыжи) | Новые сообщения