Беговые лыжи | Новые фото

Галина Кулакова: "Я плакала, когда меня обвинили в допинге"

Сегодня исполняется 75 лет одной из самых ярких спортсменок советской эпохи. Корреспондент "СЭ" побеседовал с четырехкратной олимпийской чемпионкой и девятикратной чемпионкой мира в ее доме под Ижевском.

– Незадолго до вашего юбилея Александр Бречалов, временно исполняющий обязанности главы Удмуртии, выступил с идеей дать ваше имя лыжному марафону. Как отнеслись к подобному предложению?

– Нормально. Если здорова, я всегда присутствую на тех соревнованиях, которые проходят в нашем городе. Так что чем могу – помогу.

– Не смущает, что в Удмуртии уже много всего названо в честь Галины Кулаковой?

– Скоро может появиться еще улица Кулаковой. Помню, когда в честь моего хорошего знакомого ижевского оружейника Михаила Калашникова назвали проспект, я подумала, что это здорово. И вот теперь очередь дошла и до меня. Даже бюст мой собираются поставить. Конечно, немного неудобно. Я человек скромный. Но, с другой стороны, в финском Лахти, помню, на стадионе стоят скульптуры известных лыжников. А мы чем хуже?

СТО РУБЛЕЙ ЗА МЕДАЛЬ

– В вашем доме на втором этаже действует музей, посвященный вашим победам. Часто туда приходят люди?

– Часто. Порой я даже не успеваю за всеми уследить. Только вчера приехали два автобуса школьников из какой-то деревни. Вышла к ним, села подписывать открытки. Писала, пока рука не заболела. Детки подходят: "А можно мы вас обнимем?" Как тут откажешь. А потом кричат из автобуса: "Галина Алексеевна, вы вас любим". У меня от этого слезы наворачиваются, и мурашки по коже.

– Какой экспонат в музее дорог вам больше всего?

– Конечно, мои медали, первый в истории Кубок мира и серебряный олимпийский орден. По-моему, я единственная из лыжниц, которая его получила.

– Некоторые из знаменитых чемпионов продают награды ради денег. Вы бы смогли?

– Мне тоже предлагали полторы тысячи рублей за медаль. Я ответила, что с голоду еще не подыхаю, и ни за что не продам. Не понимаю, как это можно расстаться с наградой, которую ты завоевал своим потом и кровью?

– Вы после окончания карьеры не испытывали материальных проблем?

– Ну как… Все деньги, которые я заработала в спорте, вложила в этот дом. Когда закончили строительство, не на что было даже мяса на новоселье купить. Часть работ для того, чтобы сэкономить, сама делала. Сама сидела на крыше, не было денег рабочих нанять.

– Дома за победы в ваше время никто не дарил?

– За золотую медаль на международных стартах платили по сто рублей. В итоге я копила на дом 16 лет. А в 1991-1992 годах выжила только благодаря своему хозяйству. После распада СССР мне отказались платить союзную пенсию. Написали – обращайтесь по месту жительства, и все. В итоге кормилась с огорода, продавала овощи да консервированные огурцы. Но в итоге выжила, опыт выживания был еще с послевоенных лет.

Галина Кулакова
Галина КулаковаАнатолий Бочинин

КОРОЛЕВА ПОДЪЕМОВ

– Смотрите сейчас крупные лыжные соревнования по телевизору?

– Смотрю, но не на что смотреть. В основном за биатлонистов теперь болею.

– А за Устюговым на чемпионате мира в Лахти неужели не следили?

– Следила. Но я в основном переживаю за наших лыжниц, а им до уровня Сергея пока далеко. Причина, на мой взгляд, в том, что они не умеют тренироваться. У нас лыжероллеры весили по пять килограммов – мы на них с Ведениным и Сметаниной на сборах в Бакуриани на перевал ходили. У нас после этого надкостницы буквально отваливались. Вот это были тренировки.

– Это были самые любимые ваши занятия на сборах?

– Мне еще очень нравился бег с имитацией. Это когда с лыжными палками бежишь в гору, отрабатываешь технику. Я всегда была быстрее всех. Тренеры говорили, что у меня словно пропеллер сзади и что на тренировках меня надо сдерживать. Я и зимой на подъемах всегда выигрывала, а равнину терпеть не могла, у меня от нее спина ныла.

– В советские времена наши спортсмены уступали иностранным соперникам в плане экипировки?

– Не думаю. У нас были отличные финские лыжи, иногда даже лучше чем, у самих финнов. Единственное, приходилось покупать за границей мазь. Чтобы найти на нее деньги, брали с собой по две бутылки водки – столько разрешали вывозить из Советского Союза. Их и меняли мазь. Было очень стыдно, а куда денешься?

– Сами лыжи смазывали?

– Этим в основном занимались тренеры. Но чистили лыжи, и ставили крепления мы самостоятельно, никаких сервисеров у нас не было.

ДО СИХ ПОР НЕ СОГЛАСНА С НАКАЗАНИЕМ

– Много было травм во время вашей карьеры?

– Перед Олимпиадой-1980 в Лейк-Плэсиде упала на сборе в Бакуриани, и так выбила плечо, что кость торчала. Приехала на Олимпиаду – ложку до рта донести не могла. Два года не могла спать на этом плече. Поехала к бабушке-целительнице, она провела по больному месту руками, и все прошло. Вот и не верь после этого в такое лечение.

– Норвежские лыжники сильно жалуются, что у них от мороза начинается астма. Не сталкивались с такой проблемой?

– Бог миловал. Иногда кашляла, часто болела перед ответственными соревнованиями. Помню, перед Олимпиадой-1976 в Инсбруке было очень холодно, минус 20. Мы проводили контрольную тренировку, и надышались. У меня начался насморк, ночью перед гонкой заложило нос. Закапала сосудосуживающее, а у меня после финиша нашли какой-то эфедрин. Но я же больная бежала! У меня язык к небу прилип так, что я плюнуть не могла, а меня обвинили в допинге и отняли медаль. Знаете, как я тогда плакала?

– А я слышал версию, что виной всему были не капли от насморка, а успокоительное. Якобы у вас тогда случились семейные проблемы.

– Это вы путаете меня с конькобежкой Галиной Степанской. У нее перед Олимпиадой-1976 умер отец, и она пила успокоительное. Быть может, из-за этого случая и у меня начали искать этот эфедрин. Никогда не поверю, что с таких капелек у меня вдруг взялась дополнительная сила. До сих пор не согласна с тем наказанием.

– Значит, все-таки можете понять норвежцев?

– Не знаю. Астма – страшная болезнь. У меня брат ей страдал, и умер, когда не успел дотянуться до пузырька с лекарством. Ни за что не поверю, что с таким диагнозом можно бегать. Просто норвежцам все прощается, в этом все дело.

Галина Кулакова
Галина КулаковаАнатолий Бочинин

ПЕРЕВОЗНОЙ БУФЕТ

– В ваши времена не было специального спортивного питания. Получается, бегали на одних натуральных продуктах?

– Ну да. Как-то на соревнованиях в Швеции я даже резко худеть начала, потому что плохо кормили в гостинице. Спасались чаем с сахаром, хлебом и черной икрой, которую мы всегда возили с собой. И еще колбасой – ее тоже брали из СССР. Сделаешь себе бутербродик перед сном – и сразу полегчает.

– Получается, у вас с собой был целый буфет.

– Ну, какой буфет? Баночки две-три икры и палка колбасы. Кстати, хранить это все на соревнованиях было очень непросто. Холодильников не было, а по нашим номерам порой прошаривались. Икра пропадала регулярно.

– Какая страна, из тех, где вы выступали, произвела на вас наибольшее впечатление?

– Япония. Меня там поразил голубой снег. Воткнешь лыжную палку в снег, вытащишь – а там голубые прожилки. И еще идешь там по зимнему лесу – и вдруг попадается куст с зелеными листьями. Так и не узнала, что за удивительное растение, не до этого было.

– А в России какое было ваше любимое место для выступлений?

– Очень запомнилось, когда перевели чемпионат СССР из Мурманска в Сыктывкар. Меня там поражало количество болельщиков. Цветных курток у наших людей еще было. И вот представьте – клубится вдоль трассы огромная черная-черная туча. Тысячи черных пальто. Дети убегали с уроков для того, чтобы посмотреть на нас, олимпийских чемпионок. Через год или два даже каникулы стали подгадывать под чемпионат, чтобы его могли посмотреть школьники. Вот какая была любовь.

Олег ШАМОНАЕВ, "Спорт Экспресс"

26 10271 Андрей Краснов 29.04.2017 15:31
Рейтинг: +10 +10 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

Забанен пожизненно.
Побольше бы порасспрашивать таких легендарных  людей об их спортивной, и не только, жизни ! Интересное интервью , но мало.
Ссылка Рейтинг: +6 +6 0
Интересовался  я как то спортивной деятельностью у Раисы Петровны, прекрасный в общении человек и в прошлом как спортсмен, но в определенный момент она осеклась и о подготовке разговор был завершен. Что-то там было не так.
А интервью Галины Алексеевны,  конечно, интересное.
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
29.04.2017 19:09
Невозможно представить, если бы сейчас платили за победу на ОИ 15 тыс. руб
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
29.04.2017 20:30
Забанен пожизненно.
Кулакова сказала:"За золотую медаль на международных стартах платили по сто рублей." Об ОИ речь не шла.
Ссылка Рейтинг: 0 +1 -1
30.04.2017 00:43
Комментарий скрыт модератором Бойков Александр.Использование заменителя оскорбления с точками
30.04.2017 08:20
Забанен пожизненно.
Кстати, Кулакова же обвинила норвежцев в допинге под видом борьбы с астмой:

"Ни за что не поверю, что с таким диагнозом (астма) можно бегать. Просто норвежцам все прощается, в этом все дело."
Где обычные в этом случае потоки аргументов, "у моего Димы астма", вот это вот всё? Страшно с Кулаковой спорить?
Ссылка Рейтинг: -2 +1 -3
30.04.2017 09:06
Черную икру за свой счет покупали или выдавали?
Ссылка Рейтинг: -5 0 -5
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов.
30.04.2017 12:25
Забанен пожизненно.
Да, вороватые горничные в финляндиях-швециях...
Ссылка Рейтинг: -1 +2 -3
30.04.2017 12:40
Очень хорошее интервью давно такое не читал по больше бы с великими лыжниками и лыжницами печатали взгляд на сегодня, и как было у них.печально одно все свое здоровье и молодость положила на благо великой Родины, а родина в благодарность
отправила на огород зарабатывать на жизнь очень печально.    
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
30.04.2017 12:49
Забанен пожизненно.
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов. Пользователь Артур забанен пожизненно.Троллинг
30.04.2017 17:57
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов.
Нет, не бюст надо поставить этому Человеку, навеки вписавшему свое Славное Имя золотыми буквами в Летопись Спорта(и лыжного спорта - отдельно) и Олимпийских Игр, одному из Кумиров Детства, а золотой же памятник!

С Юбилеем Вас, Галина Алексеевна, самого крепкого Здоровья и Удачи во всех делах!

Помню лыжероллеры примерно 5 кг, смоленские(такие вот в ДЮСШ выдали), длинные, без "усов", но тут, наверное, имелись в виду те, на которых по земле ездили? У нас их звали "трактора".

"Астма – страшная болезнь. У меня брат ей страдал, и умер, когда не успел дотянуться до пузырька с лекарством. Ни за что не поверю, что с таким диагнозом можно бегать."

Вот именно так! Сам в детстве болел, до 12 лет, до сих пор помню эти ужасные приступы! Какой уж там спорт!
Ссылка Рейтинг: +5 +5 0
30.04.2017 18:43
Забанен пожизненно.
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов. Пользователь Артур забанен пожизненно.Троллинг
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов.
Забанен пожизненно.
Комментарий скрыт модератором Иван Исаев. Пользователь Вячеслав ,Нижний Новгород забанен пожизненно.Повторная регистрация ранее забаненного на месяц пользователя.
Ни фига себе, пока встречал весну столько событий произошло. Даже мой коммент удалили. :)
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
Николай, а почему - "даже"? Все с политическим оттенком удалили(да и правильно).
И что значит - "встречал весну"?
Ссылка Рейтинг: -1 +1 -2
Правду говорят, что история идет по спирали. Вот Терезу обвинили, та тоже плакала.
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
Александр, а что политического в моём комментарии? Гэбешники всегда рылись в грязном белье и это все знали. Артур пошутил на счёт горничных. Зачем это было удалять?
"Встречал весну" это значит в Финляндии встречать 1 мая т.е. "День весны".
Ссылка Рейтинг: -1 +3 -4
Николай - а кто конкретно "все"? Вы лично вот знали? И абсолютно все это делали? Я, конечно, допускаю такое, но вот так, чтобы огульно, на основании каких-то слухов... C другой стороны, Вы никогда не обвините никого из "своего" политического лагеря, вот и политическая предвзятость налицо.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
01.05.2017 00:44
В одном из интервью Владимир Винокур (регулярно выезжавший на крупные соревнования в группе поддержки из артистов) рассказывал как они заходили в номер к Колоскову (президенту федерации футбола СССР) когда того там не было и безвозмездно одалживали икру и напитки не чего ему в последствии не говоря….  уверен гэбешники проверяли все… но что бы взять... тем более себе то, что не запрещено и не влияет на политическую атмосферу в команде… очень сомневаюсь…
Ссылка Рейтинг: +6 +8 -2
Здоровья,всего самого наилучшего ВЕЛИКОМУ и просто хорошему человеку и лыжнице!
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Александр, конечно, лично вы ничего не знаете. Но я вам по секрету скажу, что им даже выдают индульгенцию на убийство сразу по заключению контракта. Это, естественно, государственная тайна и вы не можете её знать. Но, можете попытаться опровергнуть. :)
Ссылка Рейтинг: -4 +3 -7
Николай, так и Вы этого(про индульгенцию абсолютно всем сотрудникам КГБ на любое, по собственной инициативе, убийство, вплоть до убийства соседа во время бытовой ссоры) лично знать не можете, коли это - государственная тайна, поскольку Вы там - не служили. Так что и опровергать нечего. При всей неприязни к спецслужбам, оперируйте реальными фактами. Что до икры, так это вообще из другой оперы(одно дело - убийство политического противника советской власти, причем, конечно уж, с санкции руководства, другое - мелкое воровство) и трудно не согласиться со Счетоводом, тем более, что сами эти люди были достаточно обеспечены. Хотя, отдельные случаи такого рода, возможно и могли быть, а раздуть это недолго.
Вряд-ли стоит признать продуктивным такой подход, когда своих противников наделяют всеми мыслимыми и не мыслимыми пороками.  
Ссылка Рейтинг: 0 +3 -3
Александр, я давно подозревал, а теперь полностью убеждён, что с чувством юмора у вас проблемы. Не понять сарказм Счетовода! )))))
Ссылка Рейтинг: 0 +4 -4
Ну хорошо, не понял я Счетовода, возможно, невнимательно прочитал. Однако, в силу Вашей логики(в КГБ служат абсолютные негодяи, человеконенавистники, а еще и воры и им разрешено по любому поводу убивать всех людей подряд, вероятно, кроме сослуживцев и партийного начальства). Если бы так было, то любой гэбист мог бы не таскать что-то там тайком из тумбочки, а просто запросто ворваться в какую угодно квартиру, взять там что угодно и пристрелить хозяев(раз уж "индульгенция" и нет никаких моральных сдерживающих факторов). Или просто любого, кто на него косо посмотрел. Еще раз - не стоит пытаться вешать всех собак на тех, кто Вам не нравится. Это в старых советских фильмах, или книжках так было -  если белогвардеец, то непременно не только негодяй, но при этом еще и морально опустившийся, часто еще и дурак. И то попозже от такого подхода отошли. Более того, советские со временем стали даже признавать какую-то частичную правоту(!) своих былых врагов, не говоря о том, что их облик в советском искусстве зачастую был уже довольно привлекателен. Вот и у вас, демократов, такой же чисто большевицкий подход к своим политическим недругам. Если уж кто плохой, то плохой во всем.
Ссылка Рейтинг: +2 +4 -2
01.05.2017 11:39
Да свои же ноги икре приделывали - нужно же было на что то шмотки менять, валюты то не давали. Никакой политики, чисто бизнес:D
Ссылка Рейтинг: +5 +6 -1
Александр, очень много букв, можно и короче и без политических терминов.
Могу немного объяснить свой первый комментарий. В те годы существовал следующий способ товарообмена в заграничных отелях - оставляешь водку на видном месте, а когда возвращаешься в номер находишь на этом месте деньги. Горничные не воровали. Они знали, что это несмываемое пятно на всю жизнь. А те, кто брал эту икорку, пытались вбить нашим товарищам в голову дезинформацию и у них это хорошо получалось. И икрой закусывали, и работу выполняли. Ну, методы такие. Что тут поделаешь?
Ссылка Рейтинг: +2 +6 -4
Комментарий скрыт модератором Андрей Краснов.
Александр, ну зачем вы так всё раздули, в политику полезли? За меня додумываете, приписываете мне всякую всячину. Зачем? Я не стал отвечать Артуру, хотя он это хотел и его понесло. Вам отвечаю только по старой дружбе:). Но и вас понесло тоже. Знаю, что вы стараетесь остановиться, но у вас не получается. Ещё раз постарайтесь, пожалуйста.
Ссылка Рейтинг: -1 +3 -4
Николай,  соглашусь, что меня тоже понесло, теперь уже останавливаюсь, хотя, наверное, с запозданием. И было бы из-за чего, в общем-то...
С началом Вас Весны!
Ссылка Рейтинг: +2 +2 0
01.05.2017 19:25
Ну что,граждане? С вещами, на выход! Я, старший опер 5 отдела КГБ СССР по Алтайскому краю и говорю вам - гражданин Кобанен - говорит пустое. Не слушайте его.  
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3
Александр, и вас с праздником! :)

Как только мою фамилию не исковеркивали за всю жизнь. :)
Ссылка Рейтинг: +1 +4 -3