Предыстория
У меня в использовании в разное время оказались две пары лыжероллеров от отечественного производителя: модель Lynx (в переводе с английского - рысь) со скоростными колесами и обновленная версия модели для конькового хода Selekta 207 с медленными колесами. Вот как они выглядят «в глянце»:
Первую модель я эксплуатирую с осени 2010 года, вторую – с весны 2017-го. Производитель – нижегородская компания Selekta Sport, работает на российском рынке с 1999 года. Компания обладает собственной научной и производственной базой и может осуществлять механическую обработку металлов. Руководитель – Дмитрий Рулёв, машиностроитель с огромным опытом, очень уважаем лыжероллистами.
Назначение
Лыжероллеры предназначены для передвижения коньковым ходом начинающих и опытных спортсменов. Рекомендуются для тренировок и участия в соревнованиях. Применялись на этапах Кубка России и Кубка мира по лыжероллерам.
Размер
По правилам FIS основными техническими ограничениями для коньковых скоростных лыжероллеров являются: расстояние между осями не менее 530 мм, колеса диаметром не более 100 мм. Lynx и Selekta полностью удовлетворяют этим требованиям.
Ширина Lynx - 45 мм, Selekta – 40 мм. Для сравнения, популярные в России скоростные платформы Roll’x (Франция), Swenor (Норвегия) имеют ширину 40 мм.
Материал
Скоростные платформы всегда изготавливаются из алюминиевого сплава, высокостойкого к динамическим нагрузкам. Selekta и Lynx – не исключение. Однако в Lynx применен особый сплав. Уникальные свойства материалов позволяют при очень низкой массе платформ лыжероллеров Lynx выдерживать особо высокие динамические и статические (более 400 кгс) нагрузки.
Тест автомобилем:
Еще один тест:
Нагрузка на платформу ~1000 кгс. Прогиб ~ 40 мм. После снятия нагрузки платформы выпрямились:
Следует отметить, что у Lynx самая низкая потеря энергии на собственное трение из всех рам. Дело в том, что при каждом изгибе рамы вследствие воздействия ноги или наезда на мельчайший камешек, часть энергии переходит в тепло и назад не возвращается. Чем больше возвращается, тем быстрее едешь.
Если сравнить по жесткости Lynx и популярную итальянскую модель SkiWay, то у первой жесткость на изгиб больше на 12-14%, жесткость на кручение больше на 30%.
Масса
Масса пары рам (без колес) Selekta - 580 гр, Lynx - 460 гр. Для сравнения, Roll’x – 472 гр, Swenor - 480 гр.
Покрытие
Рамы Selekta красятся порошковой краской. Рамы Lynx не красятся, применяется особо твердое, износостойкое и грязезащитное нанопокрытие корундом. Краска - только на логотипе. Таким образом, на высокотехнологичном покрытии достигается экономия около 50 грамм.
Фурнитура
Внутренняя втулка, находящаяся между подшипниками, у Lynx и у Selekta такая же, как у Roll’x. Различия с Roll’x заключаются в разных длинах болта (оси), осевой втулки и внешних шайб. К слову, внешние шайбы Roll’x - 6,2 мм, Lynx - 8,8 мм, Selekta - 5,8 мм (потому что внутренний размер рамы на 1 мм меньше, чем у Roll’x).
Колеса
Роллеры Selekta и Lynx стандартно оснащены колесами диаметром 100 мм, шириной 24 мм. Вилка также позволяет ставить колеса и другого размера – от 82 до 110 мм. Можно устанавливать, как скоростные полиуретановые колеса, так и медленные резиновые. К примеру, на моей Selekta стоят резиновые колеса с замедлением, аналогичным колесам Swenor 2.
Опыт эксплуатации
С тех пор как я начал использовать Lynx, мне довелось покататься на самых разных треках, в т.ч. на скоростных специализированных лыжероллерных трассах в Одинцово, Головино, Планерной, Раубичах, Валь-ди-Дентро, Обервизентале, Обертиллиахе, Тоблахе, Рамзау, Филлахе и др., изобилующих опасными спусками и резкими поворотами.
На моих Lynx изначально отсутствовали брызговики. Эту пару я использую как основную тренировочную для сухого асфальта. Всегда ставлю на нее старые скоростные колеса, на которых уже перестал бегать гонки. По моим оценкам, пробег этой пары - максимальный из моего роллерного парка и составляет свыше 15 тыс. км. За 7 лет сменил немало комплектов колес. С платформами ничего плохого не произошло, даже износ покрытия минимальный (царапины), да и то – после наезда на неровности асфальта, бордюры и прочие жесткие препятствия. Отслоений и сколов покрытия (чем, например, меня огорчил скоростной Swenor) совсем нет.
Роллеры Selekta внешне выглядят даже более убедительно. Ощущение такое, что чтобы сломать эти роллеры, по ним надо проехать КАМАЗОМ. В свое время (2012 год) на Selekta бегал победитель этапа Кубка мира по лыжероллерам Евгений Абдурахманов, а его вес около 100 кг. И это в спринте 200 м, где нагрузка на роллеры запредельная!
На Selekta я катаюсь первый сезон, но уже успел их опробовать на нескольких экстремальных лыжероллерных трассах. Впечатления очень хорошие. Из недостатков: брызговики, которые были в комплекте, во-первых, коротковаты, во-вторых, слишком высоко возвышаются над колесами. Пришлось немного доработать (нарастить кусочком пластика) задние брызговики. Передние оставил без изменения, они со своей функцией справляются.
На спусках, в крутых поворотах обе модели роллеров отлично управляются, стабильны, предсказуемы, нет ухода с намеченной траектории, нет кручения. Ощущение монолитного снаряда. На спусках на Lynx я разгонялся до 75 км/ч, на Selekta немного поменьше - до 60 км/ч (в силу медленных колес). Езда по грубому асфальту, наезды в ямки на большой скорости не привели к деформации или разрушению платформ. Само собой, на платформы обеих марок были установлены лыжероллерные (с металлической ступицей), а не роликовые (с пластмассовой ступицей) колеса. Мягкие колеса Selekta хорошо вели себя на грубом асфальте. Сцепление с мокрым покрытием не уступало фирменным резиновым колесам Swenor 2.
Скептики скажут: мой вес в снаряжении невелик (68-70 кг), любая платформа покажет себя надежной. Однако это не так: даже с таким «бараньим» весом я однажды сломал роллеры другого производителя (иностранного) пополам после 5 лет использования.
Фото лыжероллеров, находящихся у меня в использовании:
Поклонка-2011 (гонщик с нагрудным номером 164):
Бормио-2014:
Обертиллиах-2015:
Обервизенталь-2016:
Филлах-2017:
Головино-2017:
Попытка модернизации. Однажды я решил соорудить «колхозный» тормоз. Для этого просверлил в передней части платформ Lynx по одной дырке (насквозь - через верхний и нижний профиль), вставил туда длинный болт и прикрутил толстенный кусок резины, который в начале крутого спуска накладывал поверх переднего колеса. Тормоз работал отменно и позволял безопасно съезжать с самых крутых спусков. Однако, при этом и резина тормоза, и колеса очень сильно нагревались и истирались. Появлялся жуткий запах горелой резины. Стало жалко колеса. Пришлось конструкцию разобрать, но дырки в платформах остались как напоминание об этом неудачном эксперименте. Торможение Т-стопом, хоть и не так эффективно, но зато не так убивает колеса, да и запаха нет. Поэтому для себя посчитал это более практичным вариантом.
Резюме
Считаю, что обе пары роллеров являются очень качественными и надежными спортивными снарядами, пригодными для использования спортсменами с любой массой.
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Установить можно любые колеса, в т ч. Марве.
Из наших есть похожие,но на алюминиевом диске.
Я лишь откатывал, то, что было установлено изначально. На Lynx впоследствии ставил гоночные колеса Roll'x.
Кстати, совсем недавно Сергей Есаков поделился со мной тем, что поставил на какую-то из своих гоночных платформ (или Свенор, или Ролкс) колеса Марве. Правда, ему пришлось немного подточить внешние шайбы. Доволен как слон! Роллеры получились чумовые!
супер платформа-Бомба
И написал ее грамотнейший человек. Теперь буду тучи страждущих, звонящих мне по выбору роллеров, отправлять к этой статье. Раньше устно им рассказывал и отправлял к Диме. Не в обиду Диме будь сказано, сайт у него на порядок хуже роллеров - сразу видно, что сделан не маркетологом, а именно что "машиностроителем с огромным опытом" . Статья Алексея выгодно отличается по уровню от Диминого сайта .
Отвечу тут на очевиднейший вопрос, который косвенно задал Алексей Жилин выше (отвечу ВМЕСТО Димы, поскольку Диме гордость не позволяет отвечать на него честно - а зря!). Вопрос такой: в чем плюсы Диминых изделий, кроме рамы Линкс, и какие "Best solutions" можно рекомендовать покупателям Диминой продукции? Мой ответ: главный плюс - это возможность получить от первоисточника оптимальные сочетания "рама-колеса" для разных целей, причем в сборе, что ценно для новичков (и не только). И рама тут - всегда Димина (см. выше похвалы Алексея, к которым я присоединяюсь). А вот колеса и фурнитура - по выбору, зависят от цели.
Варианты:
- Лучший гоночный вариант: рама Линкс + колеса Роликс (Дима ими легально торгует в составе роллеров) + фурнитура в сборе.
- Лучший тренировочный вариант для тяжелых гонцов: рама Линкс короткая или длинная + колеса Марве + фурнитура под них.
- Лучший НЕДОРОГОЙ тренировочный вариант (точнее, конкурентоспособный с еще несколькими, типа Свенор 2 в Скиваксе) - это платформа Селекта (подороже для тяжелых - Линкс) + Димины колеса "а-ля Свенор 2" по скорости + фурнитура.
И т.д. - есть еще масса сочетаний, и все очень достойные. Почему я критикую Димин маркетинг и сайт? Потому что оттуда про наличие таких ГОТОВЫХ вариантов, упорядоченных по целевым группам, узнать НЕВОЗМОЖНО! Вместо этого там 100500 неразличимых для непрофессионала, очень похожих внешне вариантов - и люди в растерянности уходят к понятным им готовым роллерам Марве, Свенор, Роликс, и т.д. А зря!ЗЫ: во мне почти 90 кг, в отличие от Щепеткина, и я большинство гонок последние годы бегаю именно на варианте Линкс-Роликс-Димина фурнитура. Очень доволен.
ЗЫ2: очень рекомендую также штырьки от Димы. Прочные, не скалываются, долго не тупятся.
Мощность лыжника ~300 Вт.
Все эти 300 Вт при торможении будут выделяться на колесе и тормозе.
При торможении с горы мощность ещё выше.
В определенный момент начинается износ с катастрофической скоростью.
Проблему решить дёшево сложно из-за многочисленных факторов.
Спрошу про тормоз. Может материал не подходящий был выбран? Может помягче чего надо, чтобы он стирался значительно быстрее чем колеса.
"Больно похожи" - не аргумент. Такую форму делают многие производители.
Мне доводилось нынешней весной видеть очень похожие наконечники, но изготовленные ТОЧНО не Дмитрием. Я видел, что с этими наконечниками стало в ходе гонки. Пластмасса деформировалась, наконечник вертелся вокруг своей оси, странно, что не вылетел.
Что касается Start, то по своим качествам он даже близко не стоит рядом с продукцией Рулёва. Мне в свое время доводилось попользовать Start.
Константин, простите, если я немного резко про "аргументы", обидеть не хотел.
Если решите попробовать штыри от Д.Рулёва, найдите возможность приобрести оригинал, а не похожие по виду штыри. Весной, увидев у одного спортсмена погнутый штырь (ну уж сильно был похож на Димин, как 2 капли воды!), я расстроился, подумав, что продукция Димы ненадежная. Но потом выяснил, что это "левый" штырь.
У Димы есть мейл, телефон, свяжитесь с ним, чтобы узнать как и где получить штыри.
Зря мы тут все явки слили, чую ,что скоро запахнет на толкучках модным словом реплика:)
Мощность лыжника ~300 Вт.
Все эти 300 Вт при торможении будут выделяться на колесе и тормозе.
При торможении с горы мощность ещё выше.
В определенный момент начинается износ с катастрофической скоростью."
Про тормоз не совсем так. И я и дочка им с успехом пользовались, всё зависит от целей которые перед ним стоят. Если притормозить себя до безопасной скорости (не все те ваты, которые спортсмен имеет) например в Одинцово, то проблем нет, от одного опасного спуска до второго всё тепло рассеивается.
Если взять отдельный подъём с перепадом от 30 метров и серьёзным уклоном и задачей гасить скорость очень сильно, то да, палёной резиной может запахнуть и истирается рездор, не полиуретан.
По второму варианту нужны сверхмедленные роллеры (Куаныш например пробовал), тогда тоже рассеиваться тепло не успевало и шёл износ.
палёной резиной может запахнуть и истирается рездор, не полиуретан.