Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Андрей Кондрашов

Командная тактика - новый допинг, или новая эра в лыжных гонках?

Опубликовано: Журнал №53

Александр Легков без страха и упрёка бросается в погоню за Йоханом Улссоном, и тащит, тащит на себе группу преследователей всё вперёд и вперёд, чтобы... (см. следующие фото ниже)
Александр Легков без страха и упрёка бросается в погоню за Йоханом Улссоном, и тащит, тащит на себе группу преследователей всё вперёд и вперёд, чтобы... (см. следующие фото ниже) Рейтерс

Среди прочих значений английского слова «doping» есть и такие: 1) является возбуждающим средством, что придает энергию, прилив сил; 2) секретная информация; предсказание на основании тайной информации (на скачках, бегах).  Так вот, новый допинг в лыжных гонках, который можно описать представленными определениями, к запрещенным не относится. Более того, он уже неоднократно показал свою эффективность на практике, то есть в соревновательных условиях. Самые заметные примеры демонстрировали шведские спортсмены. 
Вспомним:
- мужское преследование в олимпийском Ванкувере 2010 г. Шведские лыжники сначала «прикрывали» побег Юхана Улссона от основной группы. А когда стало понятно, что беглецу не удержаться лидером до финиша, шведы отрядили в борьбу за победу Маркуса Хеллнера, который и стал чемпионом;
- чемпионат мира 2011г. в Осло. Снова преследование 30 км. Когда один из главных фаворитов Хеллнер отстал от лидеров после первой половины дистанции, на помощь ему был делегирован олимпийский чемпион Даниэль Рикардссон, имевший реальные шансы на медальное место в этой гонке. В ущерб собственному результату Рикардссон «подтащил» отставшего компаньона к основной группе. Хеллнер был очень близок к призовому месту. Не повезло. Но командные взаимодействия сборной Швеции вызвали уважение и даже восхищение. 
Другие примеры командных взаимодействий лыжников не первый год наблюдаются в марафонских гонках. И совсем неслучайно первые настоящие клубные лыжные команды появились в известной серии сверхмарафонов  WORLDLOPPET.  Успехи в этих соревнованиях чаще стали приходить к тем, кто подстраховывается командными приемами. Например, сопровождением своего лидера, «прикрытием» его или «разгоном» капитана, то есть выполнением функций пэйсмейкеров (pace-maker) и т.п.
Понятно, что командная тактика «работает» в гонках с общего старта. Но ведь программа соревнований по лыжным гонкам отличается теперь значительным преобладанием масс-стартов и его разновидностей: преследование со стартовым гандикапом, эстафеты, спринты.  На долю стандартных «разделок» (гонок с интервальным стартом)  приходится всего  четвертая часть расписания Кубка мира, а на чемпионатах мира и Олимпийских играх — и того меньше. Таким образом, господство масс-стартов вместе с другим фактором — ростом соревновательных скоростей — рождает необходимость использования командных маневров на лыжне по примеру велосипедных гонок.   
Пора признать, что современные лыжные гонки подстраиваются под велосипедные форматы, и весьма успешно в том смысле, что телевизионные рейтинги (а это — основной объективный показатель популярности среди зрителей, болельщиков) растут стремительно как раз у многоэтапных соревнований. Новогодняя многодневка ТOUR de SKI с каждым годом бьет свои же рекордные показатели ТВ-привлекательности. 
...Оказаться на финише снова лишь четвёртым. Быть может, сумей россияне в этой гонке сработать командой, побереги они Легкова, он и смог бы оказаться в этой гонке на пьедестале почёта? С другой стороны, где взять в России гонщиков, которые согласились бы (а самое главное — смогли!) в этой или какой-то другой гонке выполнить для Легкова роль грегари, помощников, чернорабочих? Сложный вопрос... // Справа изображение того, кто лидировал в этой гонке всего лишь на протяжении 500 метров. Зато — самых последних метров. Справа — изображение человека, за которого всю черновую работу на трассе проделали другие, а олимпийским чемпионом при этом стал всё-таки именно он. // А слева изображение человека, который лидировал в этой гонке гораздо больше победителя, несомненно, проделал объём работы на трассе — едва ли не больше всех и которому, увы, как мы с вами знаем, не нашлось места на пьедестале почёта.
...Оказаться на финише снова лишь четвёртым. Быть может, сумей россияне в этой гонке сработать командой, побереги они Легкова, он и смог бы оказаться в этой гонке на пьедестале почёта? С другой стороны, где взять в России гонщиков, которые согласились бы (а самое главное — смогли!) в этой или какой-то другой гонке выполнить для Легкова роль грегари, помощников, чернорабочих? Сложный вопрос... // Справа изображение того, кто лидировал в этой гонке всего лишь на протяжении 500 метров. Зато — самых последних метров. Справа — изображение человека, за которого всю черновую работу на трассе проделали другие, а олимпийским чемпионом при этом стал всё-таки именно он. // А слева изображение человека, который лидировал в этой гонке гораздо больше победителя, несомненно, проделал объём работы на трассе — едва ли не больше всех и которому, увы, как мы с вами знаем, не нашлось места на пьедестале почёта.Рейтерс и Алексей Панфилов

Вспомню ещё другую многодневку — российскую — «Спринт-Тур». Её премьерный показ на отечественном ТВ в неудобное рабочее время на буднях  собирал аудиторию, превосходящую другие спортивные трансляции в прайм-тайм.

Разумеется, зрительский интерес напрямую зависит от регламентов соревнований. Так вот, измерения показывают, что телерейтинги благоволят масс-стартам. Умелые командные взаимодействия по примеру велогонок  лишь добавят интригу в лыжных состязаниях.

А какие созидательные перспективы по образу и подобию тех, что демонстрируют велосипедисты в своих гонках, открываются  у командной стратегии в лыжных многодневках!  Совсем скоро, в 2016 году, состоится первый многоэтапный чемпионат мира по лыжным гонкам (чемпионат-многодневка). У меня нет сомнений в том, что его сможет выиграть только тот лыжник, который будет пользоваться поддержкой своих сокомандников.  Другими словами, чемпиона сделает сильная команда, мотивированная на победу своего лидера.

Конечно, новая тактика гонок заставит пересмотреть тренировочные схемы, заставит менять психологию спортсменов и повлечет другие существенные изменения в подготовке лыжников. Но это — тема другого обсуждения.  А пока следует задуматься над тем, что командная тактика в лыжах — уже не миф, а реальность. Пока ею умело пользуются немногие, и потому её использование на фоне бездействия конкурентов может оказаться допинговым  воздействием. Но только такой допинг не запрещён. А если и другие возьмут на вооружение новые тактические приемы в масс-стартах, то тогда мы станем свидетелями новой эпохи в лыжных гонках, требующей других методических, тренировочных подходов. Надо признать, что это время уже наступило! И теперь нам нужно от него не отстать, потому что ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ СТАНОВЯТСЯ КОМАНДНЫМ ВИДОМ СПОРТА.

*   *   *

Кондрашов — хитрец. Когда он предложил разместить практически один и тот же материал и в журнале, и на сайте, я запротестовал: «Для журнала нам нужны только эксклюзивные, ещё нигде не печатавшиеся материалы».

На что он ответил:

— Ну неужели не интересно посмотреть, что об этом люди думают?

Интересно. Опубликовали. Посмотрели. Получилась одна из самых комментируемых новостей месяца. А комментарии? Вот они, ниже. Мы постарались скомпоновать их таким образом, чтобы был паритет, баланс между теми, кто не приняли эту идею Андрея, и теми, кто его безоговорочно поддержал.

Иван Исаев,

главный редактор журнала «Лыжный спорт»

+             Александр Кулешов:

Огромное спасибо автору за интересную и нужную статью. Тренерам сборной пора призадуматься об этом, принять на вооружение. Лыжные гонки все больше и больше напоминают велоспорт и шорттрек.

 

–             Алексей Жилин:

Баян, как говорится. Точка зрения Андрея Кондрашова по этим вопросам давно известна. Тема командной работы в лыжах много обсуждалась и на этом сайте, не хочется повторяться. Но пару слов напишу.

1. Велоспорт — смотрибелен? Я 2 года смотрю Тур де Франс по Евроспорту. Равнинные этапы — невероятная скука, отчасти положение спасает Курдюков (попробуйте выключить звук ради интереса и последить часок за сонным пелетоном и дежурным отрывом). Интерес возникает тогда, когда главные действующие лица начинают бороться друг с другом один на один — в разделке и на горных финишах. Это и есть настоящий спорт.

2. Велосипед — пример для подражания? Тогда почему в программе Тур де Ски есть гонка с гандикапом, в которой лидер с отрывом менее 30 сек почти обречен? Можете представить, например, предпоследний этап ТдФ в таком формате? То-то и оно — преимущество группы в велосипеде несоизмеримо больше, чем в лыжах, и это объективный и неустранимый фактор. Никогда в лыжах не будет такой командной работы, как в вело, и слава богу.

 

+             Андрей Арих:

Читал, разинув рот :) Очень интересно и точно в цель!

 

–             Иван Исаев:

Мне кажется, автор сильно преувеличивает возможности реализации командной тактики в лыжных гонках. Не в первый раз слышу о необходимости ведения командной борьбы в нашем виде спорта и ни разу не видел прямых и точных свидетельств наличия таковой. В том же Ванкувере, будь у Улссона чуть больше сил, он просто приехал бы на финиш первым и стал бы олимпийским чемпионом. И никакой командной тактикой там и не пахло бы, и пели бы мы славу безумству храбрых и умению вести борьбу с открытым забралом в исполнении Улссона.

Кстати, вот вам мнение Максима Вылегжанина на этот счёт:

— Я пересматривал все гонки и с Олимпиады, и с чемпионата мира, и мне не показалось, что где-то шведы специально работают на какого-то одного человека. Если у тебя нет сил, то никакая командная тактика не поможет.

 

+             Венер Закирьянов:

Кондрашов прав абсолютно. Лично мне, перешедшему из лыж в велогонки, видно это невооруженным взглядом. Мои ребята, готовые лучше технически, на более лучшем инвентаре, уверенно разбирались с велосипедистами один на один, но не могли оторваться от группы, вырваться из её объятий. Пришлось приспосабливаться, переучиваться.

Прав Андрей и в том, что революция уже свершилась, хотим мы этого или нет. А наша система подготовки лыжников этого по-прежнему не замечает — а это ведь совсем другой подход к тренировке гонщика. Поэтому таких гонщиков просто нет в мире, ПОКА нет. Реплика Исаева это только подтверждает.

 

–             Леонид Кузьмин:

Разговоры о командной тактике в лыжных гонках — просто золотое дно для ТВ комментатора. Но в реальности преимущества этой тактики (первому труднее, второму легче) находятся только в головах ТВ комментаторов и замороченных ими тренеров и спортсменов. А когда спортсмены искренне в это верят, то и в самом деле им становится трудно лидировать, и легче находиться на эшелонированных позициях. Но эта вера не может изменить законов физики.

В первую очередь, средняя скорость у лыжников примерно в два раза ниже скорости велосипедистов. Влияние аэродинамического сопротивления (при прочих эквивалентных условиях) уменьшается в 4 раза. Например, у марафонцев средняя скорость чуть ниже, чем у лыжников, а дистанция между бегунами может быть значительно меньше, чем у лыжников. Но почему-то глупые бегуны не отсиживаются за спинами друг у друга, не останавливаются перед финишем, предлагая сопернику пройти вперед. Нет на них Андрея Кондрашова.

Из архива Леонида Кузьмина

Второй момент — это дистанция между лыжниками. Момент этот даже более важный, чем скорость. По причине применения лыж и палок дистанция между лыжниками много больше, чем между велосипедистами и бегунами, и уменьшить эту дистанцию практически невозможно. Есть такая хорошая книга: Bicycling Science, 3rd Edition. На стр. 199 в этой книге есть Figure 5.20. И этот график очень наглядно демонстрирует, почему командная тактика в лыжных гонках есть плод воображения Кондрашова и Ко. Да и плод этот не так безобиден, как кажется. Успешное зомбирование спортсменов привело уже к весьма унылому зрелищу.

 

+             В. Белов:

Кондрашов на 100% прав в своих мыслях. По-другому не получится. Скорости другие, трассы другие, лыжники вообще другие, и выигрывать на топ уровне можно, только умножая высокие индивидуальные качества на высокоэффективную командную тактику.

 

–             Александр Будник:

Я согласен с Леонидом, согласен, что для комментатора это золотое дно. В велоспорте (который везде ставится в пример) есть подвид — маунтинбайк. Вид, кстати, по своей рваной и техничной работе похожий на лыжи; так вот, даже в байке вопрос командной тактики уже уходит на второй план, на первый — индивидуальные действия спортсмена, его тактическая и техническая готовность и возможность победного ускорения незадолго до финиша или в финишном створе. Что уж говорить про лыжи? Пример — тот же Долидович, какая у него команда? Есть у него грегари во время гонки? Правильно, нет. Он, тем не менее, с успехом заезжает в «десятку» на мире. Про Нуртуга даже говорить не буду. Наши Вылегжанин и Черноусов то же самое — торили себе дорогу к медалям каждый сам. А Евгений Дементьев, кто ему помогал в Турине? А кто мог остановить Петухова в Рыбинске в этом году? Ни одна команда бы этого не сделала.

 

+             Венер Закирьянов:

Александр Будник, посмотрите финиш Дементьева в Турине. Перед Женей как будто специально все расступались на последних километрах. Такого больше не повторится никогда, потому что иностранцы тоже учатся на своих ошибках. Будь в Турине хоть один лыжник с велосипедным мышлением, Женя вряд ли выбрался бы даже из «двадцатки»...

 

–             Горячев Евгений:

При всём уважении к Кондрашову, не могу согласиться с ним! Пересматривал десятки раз упомянутые трансляции, НЕТ там никакой командной тактики! Нет гонщиков, которые приносят себя в «жертву» :) Если шведы набрали хорошую форму и ехали в головке, так это ещё ни о чём не говорит! Драфтинг в лыжных гонках не работает! «...Рикардссон «подтащил» отставшего компаньона...» Да ерунда всё это! В лыжных гонках подтащить нельзя! В велоспорте, да, а в лыжах нет! Сомневаюсь, что кто то из мировой или российской элиты захочет быть грегари :)

+             Кузьма Кузьмич:

Кондрашову респект за умение видеть новые и перспективные тенденции!

 

–             Я Скромный:

Не напомните мне, кто «грегари» у Нуртуга?

 

+             Андрей Краснов:

Леонид Кузьмин напоминает мне Зенона Элейского, который математически доказал, что движения нет, а его оппонент встал и начал перед ним ходить...

Я не столь подкован в математике и физике, но точно знаю, что сзади — накатываешь, что, особенно если ветер, что довольно часто бывает в лыжных гонках, задние едут и «курят», а передний упахивается. Думаешь — что же он еле едет, выходишь вперед и всё понимаешь. Если будет группа, которая будет лидировать и тащить своего капитана, а тот будет только сидеть сзади, то у него сохранится гораздо больше сил, чем у остальных на финише.

 

–             Наст Настов:

Да это Андрей Кондрашов воспаляет публику. Лыжники понимают — наш спорт индивидуальный. Дотерпишь, ускоришься, и ты в призах. Может, Андрей думал про волейбол — там кто мяч сильнее заколачивает, на того и играют? А в лыжах терпилы-одиночки. В этом и интерес.



Иван Исаев 7806 11.05.2024
Рейтинг: 0 0 0