Посмотрев на красочные брошюры производителей лыж, можно подумать, что за идеальным скольжением стоят сумасшедшие нано-технологии, суперроботы, куча электроники и т.д. и т.п. Частично - это так, но именно ручной труд, огромный опыт и постоянные тесты позволяют добиться высокого качества. При этом разница в громкой рекламе между топовыми лыжами и вторыми-третьими моделями далеко не такая грандиозная. Во всем этом мне удалось убедиться, заглянув в цеха KSF Sport Oy в городе Китее, где всего в 30 километрах от российской границы изготавливают лыжи Yoko, Karhu и Jarvinen. Ну и, конечно, было интересно оценить новые лыжи, созданные исключительно для даблполинга.
1. В двух минутах езды от центра небольшого города в финской Карелии уже много десятков лет работает фабрика в первую очередь известная по бренду Karhu. С местного конвейера выходят до 50 тысяч пар лыж в год, при этом здесь трудятся чуть больше десяти человек одновременно.
2. Создание лыжи начинается с работы дизайнера. Графику, которую мы видим на поверхности лыжи, распечатывает огромный станок.
3. Другой станок разрезает заготовки с графикой на полоски.
4. Вот так будут выглядеть лыжи Karhu нового модельного года. Если смотреть снизу-вверх: гоночные модели Volcano, знаменитая модель для даблполинга DP Carbon (о разработке которой я уже писал), классические лыжи Skin с камусом под колодкой и сверху вторые модели Spectra.
5. Всё отличие лыж в начинке. Топовые модели используют сверхлегкий и очень дорогой сотовый сердечник практически по всей длине лыжи.
6. Пчелы знают, как из минимума материала создать максимально крепкую структуру.
6. В более простых моделях встречается комбинированный сердечник с полиуретаном и сотами под колодкой, либо используется сердечник чисто из полиуретана, который чуть тяжелее, но заметно дешевле.
7. В детских и охотничьих лыжах использую старую проверенную деревянную основу.
8. Заготовки из сот и/или полиуретана склеиваются большими листами с отборной фанерой под прессом.
9. Получаются вот такие листы-заготовки. Жесткости сот достаточно, а полиуретан усиливается дополнительным слоем фанеры по центру. Меня попросили не фотографировать, но думаю, можно рассказать, что с этого года на топовых коньковых и даблполинговых лыжах фанера также усиливается слоем карбона по всей длине.
10. На следующем этапе специальный станок с алмазной фрезой разрезает огромные листы-заготовки на сердечники для будущей лыжи согласно её профилю и длине. На гоночных моделях полиуретан только на самых концах в самых тонких частях лыж.
11. Следующим этапом "сборки" лыжи является выбор пластика. Для гоночных лыж используется австрийский фторированный Isosport как с графитом, так и прозрачный транспарентный без графита. На вторые модели ставят немецкий Okulen, хотя несколько лет назад он использовался и на топовых.
12. Итак, у нас готова верхняя поверхность с графикой, нижняя со скользящей поверхностью и сердечник. Осталось добавить носок из АБС пластика, и дополнительные слои карбона и других композитов между слоями. И всё это склеить эпоксидным клеем в печке под прессом.
13. Стол для заготовки слоеного пирога лыжи.
14. На фабрике несколько прессов, куда на довольно продолжительное время укладываются заготовки. Именно в этот момент затвердевания эпоксидного клея задаются основные характеристики лыже за счет настройки высоты желтых опор.
15. Температура 76-80 градусов и высокое давление пресса.
16. С пылу с жару работник фабрики производит визуальный контроль заготовок.
17. Заготовки остывают, набирают прочность. На следующем этапе другая фреза срежет всё лишнее с краев, снимет пластик для создания желоба по центру скользящей поверхности, будет нанесен специальный лак на верхнюю поверхность для того, чтобы не налипал снег.
18. На объектив попались кастомные лыжи для Ахво Тайпеле хозяина магазина Finn Sisu - главного дилера Yoko в США.
19. Дальше судьба лыж складывается по-разному. Например, традиционные лыжи проходят процедуру нанесения структуры на скользящую поверхность. И после этого на многофункциональном станке за один проход наносится смесь высокофтористого порошка и ультратвердого парафина Optiwax Glidetape на ленте и тут же снимается щеткой. Современный пластик не нужно пропитывать парафином - он готов к гонкам сразу после штайншлифта.
На этом видео понятно как происходит эта процедура. По горячему барабану проходит проходит лента со смесью порошка и парафина, который необходимо снять щёткой в теплом состоянии.
20. Лыжи с прозрачным транспарентным пластиком ни в коем случае нельзя парафинить. Они используются в теплых сырых условиях только с порошками.
21. На лыжах с камусом Skin после нанесения штайншлифта и высокофтористого парафина-порошка Optiwax срезается часть пластика под колодкой и вклеивается вот такая искусственная кожа с начесом.
22. Но главной "фишкой" завода в Китее является технология Optigrip, позволяющая ездить классикой без мазей держания. На гоночные лыжи запатентованный состав наносится под колодку. А на массовых лыжах Optigrip вся поверхность лыжи покрыта составом, который благодаря своим химическим свойствам работает под высоким давлением (при задавливании колодки) на держание, а при равномерном на скольжение. Звучит удивительно, но эти лыжи - настоящий бестселлер в Финляндии, примерно 75% лыж выходят с фабрики именно с покрытием Optigrip. Снимать процесс нанесения состава мне категорически запретили. По секрету мне сказали, что такие лыжи с лейблом Vylegzhanin есть у одного российского лыжника и он на них катается весной.
23. Лыжи для даблполинга прошли три серии тестов и сейчас готовы для выхода на рынок. Elpex их будет продавать в Скандинавии и рассчитывает на успех. Кстати, лыжи Карху будут маркировать их на 10 (холодные) и 20 (на сырую погоду). Лыжи отличаются эпюрой - на холодных более длинная зона скольжения. Лыжи очень жесткие в колодке, примерно на 110-130 килограмм. При этом носки достаточно мягкие, при сжимании они расходятся, а пятки плотно прилегают друг к другу.
24. Все лыжи проходят быстрый тест на жесткость на старой установке, которой управляет компьютер на Windows 95 - как говорится, работает вещь и не трогай. Но гоночные лыжи проходят еще исследование на Ski Selector - прорисовывается эпюра и бирка с данными наклеивается на каждую лыжу, таким образом, подбираются пары.
25. Имея доступ к этому хранилищу можно подобрать идеальную пару для любых условий.
Как можно заметить, технология производства дорогих и не очень лыж на фабрике в Китее не сильно отличается. Все они проходят одинаковые процедуры, разве что внутренняя начинка может быть легче и пластик на гоночные лыжи чуть более эксклюзивным. При выборе лыж я бы советовал исходить из ваших амбиций: для тренировок и неспешного катания достаточно второй или третьей модели. Это более чем полноценные лыжи - главное подобрать их под себя.
На старт гонки, конечно, приятно выйти на топовом инвентаре, и быть уверенным, что эта часть оборудования тебя точно не лимитирует. Но часто бывает так, что без "колдовства" со смазкой, лыжи не покажут максимальный результат. Поэтому покупая гоночные лыжи надо также научиться их готовить.
Интересный материал!Несколько вопросов: -Почему прозрачный пластик так категорически нельзя парафинить( есть ведь смывки если что)? -Работа с частными клиентами. Нельзя-ли заказать пару "под себя"(как на Саломоне)? Такому небольшому заводу наверное выгодно было-бы работать со спортсменами- любителями, а там, глядишь, и массовость подтянется.Ну и отпускная цена с завода конечно интересна. -Если держали в руках- на что похожи(Фиш, Сало, Мадшус)???
- эти лыжи с прозрачным пластиком на воду. Насколько я понял, парафин будет выдавливаться на поверхность и сильно ухудшать скольжение. Возможно это связано и с отсутствием графита. Современный фторированный пластик не нужно "пропитывать" после штайншлифта. На воду лучше всего едут лыжи сразу после станка - обработали камнем, положили порошок и вперед. Перед следующей гонкой опять снимают слой пластика, кладут порошок и вперед. Так у лыжным сборных. На холодную погоду свежей структуры хватает на 2-4 старта, после чего её надо обновлять.
- Как я понял, российский дистрибьютор Yoko - Триал-спорт не готов заниматься такими продажами. Хотя, конечно, стоило бы. Напишите мне в личку, может получится привезти.
- Я детстве ездил на разных и в Фишер и Росси и Мадчус. Были и Карху, с которыми даже подписал небольшой контракт лет 10 назад. Но потом перешел в велосипед, лыжи забросил. Две года назад вернулся и ни секунды не задумываясь приобрел две пары Yoko - конек и классику. В прошлом году еще докупил одну пару классики. И все они отлично едут в различных условиях и менять их не собираюсь, сейчас только обновил структуру. Попадание, получилось 100%, чему очень рад.
два сезона живут кастомные лыжи "Ярвинен"..Это был юбилейный год фирмы "Ярвинен - 75 лет. Точное маркетинговое попадание в "десятку". Детство и молодость провел на этой фирме. Я когда увидел их, меня прямо "затрясло". .Воспоминания нахлынули и купил...Купил просто в магазине PRIZMA в Кайяни. Выбор был моей ростовки из пяти пар. Несмотря на то, что у нас в семье лыж пар 12, а прошло через нас конечно больше намного, эта пара оказалась лучшей классической парой у меня и по работе и скольжению. Универсальность потрясающая, я только в гололед беру Фишер из-за более жестких носков и в залепуху беру "ZERO" ну это понятно...Хорошие лыжи делают в Китти. Пожелаем им успеха в борьбе за место на рынке. Денису огромный респект за хороший репортаж и выбор темы.
Карху не было на фабрике три года, пришлось им придумать лыжи Йоко. Теперь два "топовых" бренда. И как я понял, Карху будут продавать другие дистребьютеры в разных странах. Самому интересно к чему придут в итоге
Я не заметил большого количества ручного труда. От силы 11-12 человек одновременно работают - загружают станки, которые автоматически работают. А стоимость лыж в России, как уже было замечено - результат ценовой политики ТС, к сожалению.
- Как я понял, российский дистрибьютор Yoko - Триал-спорт не готов заниматься такими продажами. Хотя, конечно, стоило бы. Напишите мне в личку, может получится привезти
вы меня не поняли. Меня переубеждать не надо. Я то понимаю о чем говорю. А говорю я именно о МАРКЕ, не о производителе, как Вы, а именно о МАРКЕ! Торговой марке, Trademark, торговом знаке, товарной марке... Увы, марка Yoko, пока совсем на нашем рынке не известна. И рядовому лыжнику сложно объяснить стоимость, как у лыж из топ пула ЕВВ и даже Парфенов на них сейчас не гоняется.
Сам, всегда предпочитаю, при равном качестве, бренды "не как у всех", и на Yoko, давно смотрю... в коллекции имею и OW и Kneissl времен их "реанимации в конце 2000".
вся информация появилась и на скиспорте. Я лично писал об этом. А скиспорт читают везде и информация доходит до всех. Конечно, может дойти и в искажённом виде, но основная мысль, думаю, дошла до всех.
у меня тоже есть. Как я слышал был спонсор, который обратился к старикам с фирмы, с целью сделать выставочную партию к какому то событию. Ну они конечно не очень...жёлтой модели в "пол звезды" уступают прежде всего по весу и эластичности у меня были все выпуски, но по воде едут традиционно для Kneissl хорошо. А вот этот Ярвинен (см пост выше) настоящие современные гоночные лыжи, насчет Yoko тоже подумываю...
Да,тоже было замечено,что с прозрачным пластиком лыжи лучше не портить парафином.Интересно ,кузьминская технология работает ли на прозрачный пластик....!?
Думаю, что надо с десяток лет делать дрова, а потом уже начнет что-то получаться. Ну и выход на рентабельность, сами понимаете, такой большое, что в России такой бизнес никто не потянет.
По сути это сверхдолгосрочная инвестиция в хайэнд сектор. В России и так производится больше половины лыж в мире - это массовый рынок. Если сравнивать с автотранспортом, то у нас сейчас подтягивается автоваз со вестой и локализациями рено, что не может не радовать. Но будут ли покупать ладу за 3-4 млн рублей или для соревнований WRX или F1? Это ж не приносит таких прибылей производителям, скорее для имиджа марки.
"Каждая вторая пара беговых лыж, проданных во всем мире, производится в России на Балабановской фабрике в Калужской области. Все эти лыжи проданы под чужими торговыми марками. Только фирма Fischer имеет собственное производство лыж, сопоставимое по объему выпускаемой продукции с Балабановской фабрикой. Основные производственные мощности Fischer находятся на Украине на бывшей советской фабрике по производству лыж в Мукачево. Балабановская лыжная фабрика имеет договоры с фирмами Madshus, Rossignol, Atomic, Karhu, Peltonen, Germina."
Как всегда, скромно, без понтов, лишних затрат, но все что нужно, работает как надо. Видавшее виды оборудование, качественные материалы, ответственные рабочие, знание своего дела.. На выходе - достойный продукт. Офф. Интересно, стенд Рязанова (пусть в упрощенном варианте) дойдет когда-нибудь до магазинов или, страшно подумать 8), балабановской фабрики, или так и останется секретным оружием сборных команд?
Наш стенд работает уже год. На УСБ Динамо в Екатеринбурге. Для всех желающих. Школа биатлоне ком 25. Для сборной по лыжным гонкам стало уже традицией тестировать лыжи на нашем стенде перед началом сезона Откачик использует сборная свердловской области по биатлону с прошлого сезона. Москвичи пока присматриваются.
Лет 15 назад купил за тысячу Карху, как асфальтовые. Очень удивился, что за эти деньги они еще и ехали неплохо (классика). И оказались настолько прочными, что несмотря на камни, корни и все, что торчит весной и осенью, до сих пор целы и почти невредимы (немного скользяк поцарапан, но на скольжение не влияет). А в советские времена, помнится, чтобы тебе дали Карху, надо было быть крепким перворазрядником или кмс'ом.
Действительно информации мало. Все что смотрел в Триале - очень понравилось. Пока были только велоперчатки Yoko, супер, не растянулись и не порвались за три сезона + удобные. Хотелось бы подробней про ботинки и другую экипировку. Спасибо.
я финишировал однажды на Хиихте с двуми огрызками верхних палок йоко - свое название они полностью, считаю, оправдали. Больше не смотрю в их сторону. Финны тоже молодцы - около последних 15 км ни одной замены палок не было. Палки внизу очень тонкие 7-8 мм, много меньше ванвея, мадшуза и прочих. А темляки и ручки изначально никакущие стояли.
Новые 9100 очень жёсткие, диаметр под лапку 10мм. За год не удалось сломать, хотя дважды на них падал на роллерах, в том числе и на Аллианслоппете. После финиша только заметил трещины.
Пару лет назад в Европе сгорел цех по производству сот, где Харри их закупал. Поставки сот остановились. Фабрика перестала выпускать лыжи под брендом Карху, продавали остатки. Коньковые лыжи Йоко поменяли конструкцию и соответственно цену. Теперь закупают соты в другом месте, проблема исчезла. Возобновили производство Карху, которые тоже поменяли конструкцию. Но, появилась другая проблема - поставки пластика(скользящей поверхности). Вроде бы, сократилось количество фабрик. Вместо 2-х недель, теперь приходит заказ через 2 месяца. Никак не могут начать производство Карху-мини, а лыжи очень востребованы. А так, фабрика работает. Осенью, как всегда, работы очень много - поставки по договорам с дистрибьюторами многих стран.
Денис, я так не разберусь, запутаюсь. У вас 26 фото в стартовом топике (причём два шестых номера, то есть на самом деле 27). Нужно каким-то образом чётко идентифицировать, какие именно фотки куда ставить. Возможно, просто сделайте скриншот превьюшек из фотогалерей и на них напишите. Сможете? Или каким-то иным способом это сделайте - например, киньте мне в почту те самые 27 фоток с названиями-номерами - тогда точно не запутаюсь.
С учетом что ФАРМС стоит почти весь от 50 тыс р. то акутально для многих стало или станет финны с более низкой ценой. Скрытая такая реклама?!)))))))))))))))
Тама старая.Но фотки добавили недавно и недавние.И мне интересно.И я не против никаких фирм. И я высказал реальность... когда лыжи скоро будут стоить 100тыс р а финны будут стоить хотя бы 70-80 то многие задумаются о финнских лыжах.Да и сейчас многие задумываются из-за цены фармс
1. В двух минутах езды от центра небольшого города в финской Карелии уже много десятков лет работает фабрика в первую очередь известная по бренду Karhu. С местного конвейера выходят до 50 тысяч пар лыж в год, при этом здесь трудятся чуть больше десяти человек одновременно.
2. Создание лыжи начинается с работы дизайнера.
Графику, которую мы видим на поверхности лыжи, распечатывает огромный станок.
3. Другой станок разрезает заготовки с графикой на полоски.
4. Вот так будут выглядеть лыжи Karhu нового модельного года.
Если смотреть снизу-вверх: гоночные модели Volcano, знаменитая модель для даблполинга DP Carbon (о разработке которой я уже
5. Всё отличие лыж в начинке. Топовые модели используют сверхлегкий и очень дорогой сотовый сердечник практически по всей длине лыжи.
6. Пчелы знают, как из минимума материала создать максимально крепкую структуру.
6. В более простых моделях встречается комбинированный сердечник с полиуретаном и сотами под колодкой, либо используется сердечник чисто из полиуретана, который чуть тяжелее, но заметно дешевле.
7. В детских и охотничьих лыжах использую старую проверенную деревянную основу.
8. Заготовки из сот и/или полиуретана склеиваются большими листами с отборной фанерой под прессом.
9. Получаются вот такие листы-заготовки. Жесткости сот достаточно, а полиуретан усиливается дополнительным слоем фанеры по центру.
Меня попросили не фотографировать, но думаю, можно рассказать, что с этого года на топовых коньковых и даблполинговых лыжах фанера также усиливается слоем карбона по всей длине.
10. На следующем этапе специальный станок с алмазной фрезой разрезает огромные листы-заготовки на сердечники для будущей лыжи согласно её профилю и длине. На гоночных моделях полиуретан только на самых концах в самых тонких частях лыж.
11. Следующим этапом "сборки" лыжи является выбор пластика. Для гоночных лыж используется австрийский фторированный Isosport как с графитом, так и прозрачный транспарентный без графита. На вторые модели ставят немецкий Okulen, хотя несколько лет назад он использовался и на топовых.
12. Итак, у нас готова верхняя поверхность с графикой, нижняя со скользящей поверхностью и сердечник. Осталось добавить носок из АБС пластика, и дополнительные слои карбона и других композитов между слоями. И всё это склеить эпоксидным клеем в печке под прессом.
13. Стол для заготовки слоеного пирога лыжи.
14. На фабрике несколько прессов, куда на довольно продолжительное время укладываются заготовки. Именно в этот момент затвердевания эпоксидного клея задаются основные характеристики лыже за счет настройки высоты желтых опор.
15. Температура 76-80 градусов и высокое давление пресса.
16. С пылу с жару работник фабрики производит визуальный контроль заготовок.
17. Заготовки остывают, набирают прочность. На следующем этапе другая фреза срежет всё лишнее с краев, снимет пластик для создания желоба по центру скользящей поверхности, будет нанесен специальный лак на верхнюю поверхность для того, чтобы не налипал снег.
18. На объектив попались кастомные лыжи для Ахво Тайпеле хозяина магазина Finn Sisu - главного дилера Yoko в США.
19. Дальше судьба лыж складывается по-разному. Например, традиционные лыжи проходят процедуру нанесения структуры на скользящую поверхность. И после этого на многофункциональном станке за один проход наносится смесь высокофтористого порошка и ультратвердого парафина Optiwax Glidetape на ленте и тут же снимается щеткой. Современный пластик не нужно пропитывать парафином - он готов к гонкам сразу после штайншлифта.
На этом видео понятно как происходит эта процедура. По горячему барабану проходит проходит лента со смесью порошка и парафина, который необходимо снять щёткой в теплом состоянии.
20. Лыжи с прозрачным транспарентным пластиком ни в коем случае нельзя парафинить. Они используются в теплых сырых условиях только с порошками.
21. На лыжах с камусом Skin после нанесения штайншлифта и высокофтористого парафина-порошка Optiwax срезается часть пластика под колодкой и вклеивается вот такая искусственная кожа с начесом.
22. Но главной "фишкой" завода в Китее является технология Optigrip, позволяющая ездить классикой без мазей держания. На гоночные лыжи запатентованный состав наносится под колодку. А на массовых лыжах Optigrip вся поверхность лыжи покрыта составом, который благодаря своим химическим свойствам работает под высоким давлением (при задавливании колодки) на держание, а при равномерном на скольжение. Звучит удивительно, но эти лыжи - настоящий бестселлер в Финляндии, примерно 75% лыж выходят с фабрики именно с покрытием Optigrip. Снимать процесс нанесения состава мне категорически запретили.
По секрету мне сказали, что такие лыжи с лейблом Vylegzhanin есть у одного российского лыжника и он на них катается весной.
23. Лыжи для даблполинга прошли три серии тестов и сейчас готовы для выхода на рынок. Elpex их будет продавать в Скандинавии и рассчитывает на успех.
Кстати, лыжи Карху будут маркировать их на 10 (холодные) и 20 (на сырую погоду). Лыжи отличаются эпюрой - на холодных более длинная зона скольжения.
Лыжи очень жесткие в колодке, примерно на 110-130 килограмм. При этом носки достаточно мягкие, при сжимании они расходятся, а пятки плотно прилегают друг к другу.
24. Все лыжи проходят быстрый тест на жесткость на старой установке, которой управляет компьютер на Windows 95 - как говорится, работает вещь и не трогай. Но гоночные лыжи проходят еще исследование на Ski Selector - прорисовывается эпюра и бирка с данными наклеивается на каждую лыжу, таким образом, подбираются пары.
25. Имея доступ к этому хранилищу можно подобрать идеальную пару для любых условий.
26. Отдельно стояли кастомные лыжи, в том числе и ретро Ярвинен.
Как можно заметить, технология производства дорогих и не очень лыж на фабрике в Китее не сильно отличается. Все они проходят одинаковые процедуры, разве что внутренняя начинка может быть легче и пластик на гоночные лыжи чуть более эксклюзивным. При выборе лыж я бы советовал исходить из ваших амбиций: для тренировок и неспешного катания достаточно второй или третьей модели. Это более чем полноценные лыжи - главное подобрать их под себя.
На старт гонки, конечно, приятно выйти на топовом инвентаре, и быть уверенным, что эта часть оборудования тебя точно не лимитирует. Но часто бывает так, что без "колдовства" со смазкой, лыжи не покажут максимальный результат. Поэтому покупая гоночные лыжи надо также научиться их готовить.
источник