В дни, когда большенство российских любителей лыж обсуждает итоги Деминского марафона. Позволю себе написать несколько строк о прошедшем юбилейном 75 норвежском марафоне Биркеибейнер. О том, что лыжи в Норвегии — это больше чем спорт, написано и сказано уже много. Повторяться не хочется. Бегать на лыжах и не принять участие в таком старте — это лишить себя самого главного удовольствия. На мой взгяд, норвежсий марафон интересней да же, чем Васса и Марча. Здесь не протолкаешься на одних руках. Здесь классика — это именно классика. Встреча с Биркой происходит уже в аэропорту Осло, когда покупаешь билеты до Лиллехамера. Кассир, бросив взгляд на лыжный чехол, с улыбкой спрашивает: “Биркибейнер?” Дорога на электричке занимает чуть меньше двух часов. Снега очень мало, вся надежда, что трасса, которую готовят постоянно, будет в порядке. Есть смутное беспокойство по поводу смазки. Сложная около нулевая погода очень коварна и непредсказуема. Профиль трассы напоминает двугорбого верблюда. Внизу тепло и сыро, наверху холодно и лед. Что положить, как угадать оптимальный баланс между держанием и скольжением? С последним у меня в этом году проблем нет: продолжаю снимать пух с помощью цикли А вот с держанием в такую погоду — вопрос. В огромном спортцентре после получения номера и смены стартовой волны, обхожу стенды основных производителей лыжной смазки. Везде висят прогноз погоды и варианты смазки. Поговорив со специалистами, уточняю подробности. В душе склоняюсь к RODЕ, но смущает неустойчивая весенняя погода. Всю неделю по ночам было ниже нуля и снег прихватывало, а что будет на гонке не известно. Накануне готовим лыжи и отправляемся в Шушон откатывать. Все проходит “на ура”. Погода- солнце, ветра нет совсем, лыжня железобетонная, держание “как на гвоздях”, катят супер. Ну просто праздник какой-то! Снега так много, что сняв лыжи тут же проваливаюсь глубже колена. Состояние эйфории продолжается Зрители уже на местах: выкапывают в снегу что-то похожее на кресла, застилают ветками, устанавливают флаги. Видно, что это событие не только для участников, но и для жителей. И все готовятся основательно, заранее. Возвращаемся в коттедж, чистим лыжи и ждем последний вечерний прогноз. А погода, как ей и положено преподносит сюрприз: ночь теплая, поэтому снег не прихватит. Старый рецепт от RODE не годится. Надо что-то менять. Каждый придумывает что-то свое в надежде на опыт и удачу. Ну что может сравниться с вечерней лихорадкой перед такой гонкой? Колдовство и шаманство продолжается несколько часов. От правильного рецепта зависит очень многое. Сдуешься ты или нет, будешь ползти и мучаться от отдачи или пролетишь на зависть соперникам. Только тот, кто пережил подобное, может понять состояние гонщика перед стартом. Наконец все угомонились. С утра выдвигаемся к автобусам и 2 часа едем до старта. Огромная поляна разбита на загоны. 16000 человек — это не шутка. Каждый занимает отведенное место и спокойно ждет, волны накатываются каждые 5 минут. Никому и в голову не приходит давать общий старт и обрекать людей на давку. Мощь такая, что ее не надо создавать искуственно. Несколько вертолетов снимают с воздуха плюс стационарные камеры вдоль трассы. Отсчет времени происходит в момент пересечения стартовой линии, поэтому не важно, как далеко находится от нее участник в ожидании начала. Наш 4 волна, вообще, оказалась самой последней и до отсечки мы ехали метров 300. Наконец началось. Первые километры — это непрерывный подъем. Лыжней много. Квалификация участников очень высокая. Дураков, мечущихся из лыжни в лыжню с риском сломать инвентарь, нет. Все идут в едином ритме. В каждой волне участники подобраны по результатам, поэтому темп комфортный. Ощущаешь себя частичкой чего-то большого и замечательного. Постепенно влажный рыхлый снег уступает место холодному и заглянцованному. Некоторые начинают испытывать проблемы и на первом смазачном пункте выстроилась небольшая очередь. У меня лыжи работают неплохо, но держание вызывает вопросы. Надеюсь, что с набором высоты все наладится. К сожалению, происходит наоборот. Чем выше поднимаемся, тем хуже держат лыжи. На пологих участках или незаметных подъемах неплохо получается толкаться одновременным, удается объезжать соседей по гонке, но чуть круче и приходится переходить на бег трусцой или полуелочку. Силы есть, но впереди вся гонка, и вопрос остановиться и перемазаться повисает в сознании. Продолжаю терпеть и после перевала бросаюсь на спуск. Лыжи летят, спуск долгий и успеваю восстановиться. Решаю не терять время на смазку, просто не уверен, что новый вариант будет лучше. Хорошо организованные пункты питания и взятые гели позволяют поддерживать силы. В крайне правой лыжне неспеша идут ветераны. Люди очень солидного возраста. Они стартуют раньше всех, еще до элиты. Им отдельный почет и уважение. Болельщики постоянно предлагают им чем-то подкрепиться, рукоплещут, что кричат. Очень много детей. Праздничная атмосфера заметно улучшает эмоциональный фон. Нет мыслей: как тяжело, зачем мне все это, скорее бы все кончилось. Даже на фоне плохо держащих лыж в голове — позитив. Наконец добрались до Шушона, после которого серьезный спуск и дорога идет на финиш. Это какой-то рубикон. Приходит осознание, что гонка получилась и откуда-то появляются силы. Начинаю расталкиваться, на рыхлом сыром снегу лыжи работают отлично. Получается обгонять. Правда беспокоят боли в трицепсах, но на коротких спусках удается перевести дыхание и помять их. Наконец слышен голос диктора на олимпийском лыжном стадионе, прохожу знаменитую финишную змейку и даже зарубаюсь с каким-то норгом на последних 100 метрах. Все! Я сделал это! Только тот кто сам перетерпел, может понять состояние, в котором находишься сразу после финиша. Счастье, кайф — это не передать... Постепенно включается голова и появляется легкое чувство неудовлетворенности. Что-то получилось не так, как хотел, где-то можно было пройти лучше. Намазаться иначе. И уже начинаешь задумываться о следующем годе. Почему бы не повторить все это? И приятный бонус на десерт — знаменитая рюмочка из серебра с эмблемой гонки. И уже представляю, как попрошу на очередном застолье с друзьями достать именно эту “боевую”, чтобы выпить за всех немногочисленных любителей лыж и за будущие встречи на замечательных, увы не наших гонках.
Зеленый клистер - база Смешать 50/50 Фиолетовую и фиолетовую специальную Сверху смешать 50/50 фиолетовую с мультигрейд. Я заменил специальную на красную во втором слое, а сверху оставил чуть-чуть мультигрейда. Чтобы положил сам не знаю , я плохо мажусь на переходную погоду. Что-то +- ноль потолще.
Я сделал по Свиксу-жидкий грунт, КР35 и КР22н. Работало очень хорошо почти везде, кроме второй половины третьего подъема. Правда, положил толстовато, и это создало определенные проблемы. Первые км 20 при перестроениях сильно цепляло-несколько раз клюнул носом, с трудом удерживаясь. Стартовал из первой группы, но из дальнего ряда. Первые км 5-6 ехал ниже своих возможностей, шаг в шаг, без обгонов. Потом стало редеть, и стал немножко подбирать народ.На третьем подъеме при попеременном ходе пошел подлип, пришлось ехать безшажным, таким образом избегая подлипа. Из-за этого в конце этого подъема отпустил группу человек 20, возглавляемую С. Боналди, который помогал Сантер. На последнем участке ехалось хорошо, почти их догнал, осталось всего 12 секунд. В итоге, получилось обновить свой рекорд на Биркебайнере по времени и по месту в абсолюте за все 4 года участия. Интересно, что у нас не было весов, и я набил рюкзак чем попало-положил тяжелый фотоаппарат весом за 2кг, пачку спагетти 1кг, фляжку с напитком 750мл, разминку, гидропак с напитком 1л. Напитка я выпил от силы половину, и судья на финише, взвешивая мой рюкзак улыбнулся и похлопал по спине со словами very strong man:)
Ну может кому пригодится из тех, кто ни разу не ездил: контрольные весы (их там с десяток) находятся в зоне сдачи вещей, напротив грузовиков. Насколько я понял, популярно нагружать рюкзак бутылками с водой, для этого в зоне старта есть здоровый бак с краном (пластиковые бутылки свои). Но, на мой взгляд, лучше положить в рюкзак полтора-два килограмма гвоздей в коробках -- они занимают минимум места. Остаток массы добрать требуемыми по правилам предметами: ветровка, термобелье, еда, напиток, мазь.
На всякий случай выдержка из правил по поводу рюкзака:
Clothing/backpack You must be dressed and equipped for the eventuality of severe mountain weather. All participants must carry a backpack weighing at least 3.5 kilos throughout the race (hip packs are not allowed). The pack shall contain a windbreaker, warm clothing, wax, food and drinks. Packs will be checked. It is your own responsibility that the backpack has the prescribed weight at the finish.
В 2007-м Бирку остановили из-за бурана в горах, когда первые группы уже успели подняться наверх. Участникам пришлось возвращаться к старту на лыжах (а там светило солнце!), при этом грузовики с вещами уже успели уехать в Лиллехаммер. Полтора-два часа ожидания для вспотевшего человека в одном гоночном комбезе - не самое здоровое времяпровождение. Многие тогда пожалели, что не прислушались к совету организаторов: класть в рюкзак дополнительную одежду, шапку и перчатки.
А правили, прописанное в положении-должны быть вещи и еда-питье. В первое свое участие я набил гравием и на финише меня заставили вскрыть подозрительно маленький рюкзак. Хотели дисквалифицировать, но пожалели, когда сказал, что в первый раз и не знал.
Сейчас просчитал свой (одиночная поездка из Москвы - туда 16.03 обратно 18.03). 1130 крон - старт взнос 275 крон - автобус аэропорт-Рена 380 крон - ночевка в Рене (завтрак, ужин был с собой) 770 крон - ночевка в Лиллехаммере (ужин, завтрак) 265 крон - поезд Лиллехаммер-аэропорт 8437р самолет Москва-Осло-Москва (аэрофлот) Итого, не считая визы, по текущему курсу кроны 22816р. Отчет попозже напишу.
Бирка для меня – как хадж для мусульманина Заряжает лыжными флюидами до состояния насыщения Ездил один, попутчиков по объявлению на форуме не нашлось, зря только время потерял на ожидание. В итоге с бронированием жилья было туго – пришлось воспользоваться “матрасным размещением” в Рене от организаторов и еле нашел приемлемый вариант в Лиллехаммере. “Ночлежка” оказалась вполне пристойной – я жил в доме для престарелых (нашим бы старикам такой ) прямо рядом с ДК. В комнате человек 10-12, чисто, сухо, атмосфера во всех смыслах отличная. Все удобства в наличии. Единственный косяк – нет помещения для лыж, в буквальном смысле – лыжи пришлось оставить на ночь на улице! Так и стояли себе спокойно несколько десятков чехлов без присмотра. Хранение – ладно, но и клистер пришлось наносить на улице. Я подумывал взять туристскую газовую горелку, но потом постеснялся, а зря – народ пользовался. Кое-как нагрел тюбики на батарее при входе и бегом на улицу наносить. Положил вариант Роде – мультигрейд с россой. Как-то вроде получилось. Я немного потренировался спать в спальнике дома – с маской и берушами – так что выспался отлично, проснулся за 2 часа до старта. Завтрак простой, но сытный – овсянка, яйца, джемы, нарезка, соки. Гонка. Надо сказать, что в посевных гонках в этом году не участвовал, наивно полагаясь на посев по результату 2010г, когда я приехал точнехонько со средним временем своей волны (вроде 7). Увы, сдвинули ощутимо назад, в 11-ю волну. Разница оказалась огромной - дело даже не в толпе (которую теоретически надо обгонять), а в состоянии лыжни. Стоя на старте сразу почувствовал, что держание на 3-4. Так и оказалось На 1-м подъеме домазался россой, пропустил всю свою волну и большую часть следующей. Легче стало ненамного. В горах клистер стал подмерзать, остановился снова, соскреб, доехал до спуска. В Кварстаде остановился у сервиса свикса, благо очереди не было. Интересна технология – лыжу прокатали по валику со смазкой (вспомнился валик с обойным клеем). Что-то очень вязкое, держание стало на 4, но и скольжение ухудшилось. Лыжни в этих эшелонах уже прилично разбиты, четко толкнуться трудно. Клистера в лыжне тоже уже прилично, грязь потом смывал со всей скользячки. Жалею, что так и не рискнул бежать на ворсе - прогноз не исключал лбда в лыжне в горах. Физически гонка далась гораздо легче, чем в прошлый раз, время – чуть хуже. С обгонами не очень напрягался, ехал в удовольствие, глазел по сторонам, понимая, что результат хорошим уже не будет. На финише посмотрел на время рюмки (3:38) – моя самая смелая раскладка предполагала 3:40 . Так повода для расстройства не было – с этой стартовой позиции шансов у меня не было. Вечером в старомодном частном отельчике на той стороне Мьосы меня ожидал очень радушный прием. Долго рассказывал – как долго лежит снег в Москве, сколько часто тренируюсь в неделю, много ли гонок в Мосрегионе и т.п. и т.д.
И спасибо за отчет! Нам с Володей Житеневым не повезло с рюмками. Мало въехать во время - у Володи 03:35.13 у меня 03:35.36 и это почти на 3 минуты укладывается "в призы". Но в нашей группе М45 было 1652 участников, и следовательно еще одно правило: нужно попадать в 25% финишировавших. Т.е место не ниже 413 и результат 03:32.29 Да, кстати бежал я на зеро. Просто великолепно! Никогда бы так намазаться не смог.
Время лидера в группе М45 Jevne, Erling Øyer/Tretten 02:37:40 ! А время лидера среди девушек в возрасте старше 60 лет .... Tennøe, Birgit Øverby 03:14:23 !!! И еще принимал участие Бйорн Дейли (номер 888, пока не могу найти результатов)и Филипп Бойт. По телевизору показывали участника на финише в возрасте 93 года!!
ОЧ, 2хЧМ, призер ОИ и ЧМ в личных гонках. http://en.wikipedia.org/wiki/Erling_Jevne В огромном проигрыше такому нет ничего удивительного, а вот тому, что я со своим результатом был бы лишь 4-м в группе М 70-74 лет и 2-м в М 75-79 даже непонятно: стыдиться, или радоваться. Я даже не выиграл бы среди женщин возраста 60-64!!!
5-я группа перла со старта так, что я чувствовал себя натуральным торомозом. Киборги, одно слово!
Максим очень душевно написал. А за Володю обидно с рюмкой. Значит надо ехать снова. Бирка это что-то особенное и загадочное. Но больше всего мне нравится, что это единственная гонка, где нет как такового абсолюта. Каждый возраст разбирается сам с собой. Результаты и конкуренция в подгруппах лишний раз показывают уровень норгов в лыжах. Десйствительно из загонов идет не паровозик, а целый "товарняк". Для некоторых рюмка остается мечтой.
Опять ты на Зеро и опять удачно. Я Зеро брал на Хиихто и Вассу - не пригодились. А в Норвегию не взял. У меня четко сидит в мозгах, что Зеро на льду не удержит. Но твой опыт в Чехии и здесь говорит об обратном. Кстати, некоторые ехали на Зеро, но мазали как обычные лыжи. Все в одном флаконе В нашей группе 45+ Юра Кардашев по времени уложился, а по месту нет. Придется еще раз ехать. Володя Кочетов с седьмого раза добыл заветную рюмку. Не гонка - мечта! Кстати, с удачным почином. Я имею ввиду Невскую классику.
По времени Юра в рюмку попал легко,Но я так понимаю они ввели новые ограничения от занятого места в группе.Короче,рюмок им жалко.Будет стимул еще поехать))
можно обратиться в http://www.storearnestad.no/ Осенью 2010г общался с хозяйкой - предлагала 2-местн номер 1000 крон за чел с завтраком, в 250м от старта. В центре расценки немного ниже.
Мадщус, она у меня на холод. Скажу честно, что на ней пару лет назад я бежал МунЛайтКлассик, и лыжи просто летели и держали фантастически. Готовил традиционно с парафином и порошком. И если бы не заблудился в темноте, то был бы в призах. Этой зимой только циклю. Скольжения хуже чем на 4+ не было. Возможно кто-то порошками готовит лучше. Но это вопрос денег, времени и вредности от испарений. А результат по скольжению очень близкий. Просто надоело несколько часов возиться с лыжами перед каждой гонкой. Бирку бежал на теплых Фишках, на них это была первая серьезная гонка. По кату результатом доволен. Особенно в конце гонки, когда лыжи у большей части участников набрали грязь. Но, конечно, циклевка - это панацея. Это несложный, быстрый и экономный вариант приготовить лыжи на гонку Вариант, подходящий для тех, кто хочет получать удовольствие от катания на лыжах, а не тратить часы для их подготовки.
Биркенбейнеры за 75 лет сильно шагнули вперед. Теперь на сайте гонки можно по номеру или фамилии участника посмотреть видео с 3-х промежуточных точек и на финише. Очень впечатляет - ощущение возвращения: http://birken.vgtv.no/rennet12/?do=rider&id=4895
Всегда приятно сильно улучшить свою позицию. Однако есть такая грустная истина, что чем хуже стартовая позиция, тем больше народу обгоняешь, но одновременно и тем хуже место на финише.
и подтверждается цифрами и в этом случае - уже сравнил со своим 2010г. Реально сильные биркемэны умудряются совершать удивительные прорывы. С форума kondis.no: * Не смог пробежать посевные гонки, попал в 21-ю группу. Хочу показать 3:30-3:45, есть шансы? * Забудь, каждая группа стоит дополнительных 2-3мин. Ты будешь очень крут, если сможешь выбежать из 4час ... * /после гонки/ Не уверен насчет 2-3 мин, результат 3:40, очень доволен, чуть не хватило до рюмки, занимался слаломом между лыжнями всю гонку.
Взгляд со стороны хорошо остужает собственные амбиции. Сам-то думаешь, что летишь, а камера фиксирует спокойно, если не сказать что-то похуже, передвигающихся людей. Да, мы мало похожи на гонщиков с КМ
да, бирка, это как библия классического хода, хотя должен сказать, что только в этом году заметил, как много там пологих участков. Бегаю ее уже 4 год подряд и с каждым разом становится все легче и легче. После того, как в этом году перешел окончательно на свикс, проблем с держанием нет вообще. На все основные гонки(Марча, васа) они пишут рекомендации, которые мне в этом году идеально подошли, больше не надо вообще ломать голову, проблемы не существует. Только делай так, как они пишут. В предыдущие дни перед гонкой общался с тестировщиками свикса на первом подъеме, все , что они говорили, работало идеально ( у них), лично наблюдал. Сам клал, как серега иванов, только также чуть переложил к22, в итоге держание было мертвое, а наверху на сухом снегу, как у сереги, прихватывало. А вот скольжение не очень, особенно после третьего подъема на пологом выкате перед шушеном. Гонка для меня прошла очень быстро, настроение замечательное, слава богу, после шушена не свалился, так как плужил конкретно(боюсь этого спуска после падения 3-х летней давности). В итоге одна хорошая новость, одна плохая. Хорошая -попал в 200 по своей группе, плохая- по группе М-70 не попал на пьедестал, планирую в ближайшие 23 года исправить это недоразумение.
Колодка ZERO хорошо очищается от клистера. Пользуюсь не обычной смывкой, а импортным аналогом уайт-спирита без ароматики (практически без запаха).Проверено. Колодка как новая.
в чем заключается сакральный смысл священного действа смазывания лыж Зеро мазью держания? Я вот ну никак это не могу понять.. Ведь если хочется мазать - есть лыжи с обычной колодкой, без вставки...
Просто получается мало-масленное: Есть лыжи для свежака с нулем градусов (ну плюс-минус), а есть обычные классич. лыжи на все остальные условия. И именно это обычные лыжи и нужны для смазки. Зачем огород люди городят?
Катались накануне гонки. Трасса была холоднее и жестче чем на гонке. У меня зеро нахватали клистера с лыжни. Получилась такая халявная намазка и хвостов и колодки. После смыл обычной смывкой. Так что сакральный смысл может быть в непреднамеренной смазке. В связи с этим два вопроса: 1. Какой смывкой и технологией лучше чистить зеро? 2. Как готовить зеро на свежий снег?
то тут уж дело случая. Я тоже получил несколько капель клистера на вставку своих Мадшус. Полностью очистить не получилось - пятна все равно видны. Не представляю, как очищать эту вставку от клистера, специально намазанного толстым слоем...
По вопросам - ответить не могу, ибо опыта мало, пока бежал только 1 гонку на Зеро и несколько раз просто катался. Что касается свежего снега (что уже обсуждалось с Вашей подачи, кстати ): я перед гонкой брызгал силиконовый спрэй. Сработало. Не исключаю, что втертый порошок тоже может помогать при опеределенных условиях.
меня от покупки Зеро отталкивает однозначно жаба ... учитывая, что гонок я на этой паре буду бегать 1-2 в год
с другой стороны Если бы меня спросили : "хочешь ли ты, чтобы на твоей классике точно под твоей колодкой была специальная вставка?" я бы однозначно ответил "почему бы нет!! 2 в 1 !" какие минусы?
Если медленнее, то скорее всего лыжи неправильно подобраны под вес (слишком мягкие). Знаю двоих весьма продвинутых любителей, у которых Зеро нередко едет лучше других их же пар лыж.
про "точно под твоей колодкой", Сам понимаешь, вставка не дает возможности варьировать колодку в зависимости от состояния лыжни/погоды. Это тоже минус, если планировать использовать Зеро в других условиях. А ты пробовал Зеро когда-нить? Если да, то какие ощущения?
Пробовал Атомик Валеры Смутина, впечатление потрясающее: как будто встал на быстрые роллеры - держание именно роллерное, скольжение ничуть не хуже, чем у моих на клистере (а до того мне казалось, что у меня с лыжами все неплохо).
Возможно, это была именно "та" погода, но тем не менее...
Я бы запретил такое издевательство - едешь, чувствуешь себя нормальным человеком, а при просмотре возникают ассоциации с фильмами про войну и беженцев. Думаю, Бирка может потерять немало участников...
Плюс вот в чём: 1. Колодка точно под твой вес. 2. Zero в + работают хорошо, т.е не надо связываться с тёплыми клистерами и не пачкать себя и всё кругом. Да и шаманить надо долго, чтобы правильно намазаться. И не факт, что будет хорошо. 3. На (-) готовишь лыжи как обычные твёрдыми мазями. А почему бы и нет! Грунт уже готов всегда. Т.е получаются универсальные лыжи. А цена как у обычной классики.
В нормальный минус они не едут, потому что структура плюсовая. В нормальный, плюс они не едут, потому что обычно в таких условиях трасса мягкая, продавливается, и колодка сильно тупит. Не ищите универсализма где его нет и не может быть. Так можно любую пару за уши притянуть под любую погоду. Ноувакс-это лыжи для узкого диапазона погодных условий.
Казахскому парню не хватает-возможности ограничены. Кстати, у него есть еще и Ноувакс. Возил везде с собой, но лучше была другая пара. Также и я вожу с собой бывает и по 10 пар, а бегаю в итоге на двух.
Катался мало, впечатления двойственные. "Их" погода - мокрый, свежепадающий снег, намазаться на такую нереально. На "весенней" лыжне (старый, мокрый снег) не пробовал, но в такую погоду и клистерами нетрудно намазаться.
На весеннем кр.зернистом и мокром снегу они может и будут держать, но тупить будут очень сильно (колодка очень-очень нескользкая). Гораздо проще и эффективнее намазаться клистерами.
Если так, то чем объяснишь, что никто из элиты на них не бежал. Там же есть возможность и подобрать четко пару и откатать варианты. Через меня за две последние зимы прошли уже 4 пары Зеро Фишер. Еще ни разу при откатке они не были лучше обычных.
Свои ощущения описал, однако Валера Смутин говорил, что при старте в элите по льду лыжи у него не держали. Понятно, что если бы все было так просто - никаких рецептов смазки (да и мазей держания) на подобные условия не существовало бы.
В такую погоду поверх мази всегда лью Фокс-гель Ваухти.Эффект отличный.Есть у Ваухти ещё и порошок,но его предпочитаю в мороз.В 99 г.тоже бежал Бирку.На старте был+,а наверху -.Рекомендаций Свикса не послушались.Положили чуток жидкой.Вроде бы всё хорошо-отдачи нет.Но на 10км.стало сводить икры(единст.раз в жизни).Ну думаю-приехали.И только на фин спусках понял,что сглупили со смазкой.Обходили меня группами.Правда,зато не упал,в отличие от многих.В своей группе попал в сотню(35-39)чему был крайне удивлён,но не расстроился.С тех пор не удивляюсь ничему норвежскому.
О том, что лыжи в Норвегии — это больше чем спорт, написано и сказано уже много. Повторяться не хочется.
Бегать на лыжах и не принять участие в таком старте — это лишить себя самого главного удовольствия. На мой взгяд, норвежсий марафон интересней да же, чем Васса и Марча. Здесь не протолкаешься на одних руках. Здесь классика — это именно классика.
Встреча с Биркой происходит уже в аэропорту Осло, когда покупаешь билеты до Лиллехамера. Кассир, бросив взгляд на лыжный чехол, с улыбкой спрашивает: “Биркибейнер?”
Дорога на электричке занимает чуть меньше двух часов. Снега очень мало, вся надежда, что трасса, которую готовят постоянно, будет в порядке. Есть смутное беспокойство по поводу смазки. Сложная около нулевая погода очень коварна и непредсказуема. Профиль трассы напоминает двугорбого верблюда. Внизу тепло и сыро, наверху холодно и лед. Что положить, как угадать оптимальный баланс между держанием и скольжением? С последним у меня в этом году проблем нет: продолжаю снимать пух с помощью цикли А вот с держанием в такую погоду — вопрос. В огромном спортцентре после получения номера и смены стартовой волны, обхожу стенды основных производителей лыжной смазки. Везде висят прогноз погоды и варианты смазки. Поговорив со специалистами, уточняю подробности. В душе склоняюсь к RODЕ, но смущает неустойчивая весенняя погода. Всю неделю по ночам было ниже нуля и снег прихватывало, а что будет на гонке не известно.
Накануне готовим лыжи и отправляемся в Шушон откатывать. Все проходит “на ура”. Погода- солнце, ветра нет совсем, лыжня железобетонная, держание “как на гвоздях”, катят супер. Ну просто праздник какой-то! Снега так много, что сняв лыжи тут же проваливаюсь глубже колена. Состояние эйфории продолжается
Зрители уже на местах: выкапывают в снегу что-то похожее на кресла, застилают ветками, устанавливают флаги. Видно, что это событие не только для участников, но и для жителей. И все готовятся основательно, заранее.
Возвращаемся в коттедж, чистим лыжи и ждем последний вечерний прогноз. А погода, как ей и положено преподносит сюрприз: ночь теплая, поэтому снег не прихватит. Старый рецепт от RODE не годится. Надо что-то менять. Каждый придумывает что-то свое в надежде на опыт и удачу. Ну что может сравниться с вечерней лихорадкой перед такой гонкой? Колдовство и шаманство продолжается несколько часов. От правильного рецепта зависит очень многое. Сдуешься ты или нет, будешь ползти и мучаться от отдачи или пролетишь на зависть соперникам. Только тот, кто пережил подобное, может понять состояние гонщика перед стартом.
Наконец все угомонились. С утра выдвигаемся к автобусам и 2 часа едем до старта. Огромная поляна разбита на загоны. 16000 человек — это не шутка. Каждый занимает отведенное место и спокойно ждет, волны накатываются каждые 5 минут. Никому и в голову не приходит давать общий старт и обрекать людей на давку. Мощь такая, что ее не надо создавать искуственно. Несколько вертолетов снимают с воздуха плюс стационарные камеры вдоль трассы. Отсчет времени происходит в момент пересечения стартовой линии, поэтому не важно, как далеко находится от нее участник в ожидании начала. Наш 4 волна, вообще, оказалась самой последней и до отсечки мы ехали метров 300.
Наконец началось. Первые километры — это непрерывный подъем. Лыжней много. Квалификация участников очень высокая. Дураков, мечущихся из лыжни в лыжню с риском сломать инвентарь, нет. Все идут в едином ритме. В каждой волне участники подобраны по результатам, поэтому темп комфортный. Ощущаешь себя частичкой чего-то большого и замечательного. Постепенно влажный рыхлый снег уступает место холодному и заглянцованному. Некоторые начинают испытывать проблемы и на первом смазачном пункте выстроилась небольшая очередь. У меня лыжи работают неплохо, но держание вызывает вопросы. Надеюсь, что с набором высоты все наладится. К сожалению, происходит наоборот. Чем выше поднимаемся, тем хуже держат лыжи. На пологих участках или незаметных подъемах неплохо получается толкаться одновременным, удается объезжать соседей по гонке, но чуть круче и приходится переходить на бег трусцой или полуелочку. Силы есть, но впереди вся гонка, и вопрос остановиться и перемазаться повисает в сознании. Продолжаю терпеть и после перевала бросаюсь на спуск. Лыжи летят, спуск долгий и успеваю восстановиться. Решаю не терять время на смазку, просто не уверен, что новый вариант будет лучше. Хорошо организованные пункты питания и взятые гели позволяют поддерживать силы.
В крайне правой лыжне неспеша идут ветераны. Люди очень солидного возраста. Они стартуют раньше всех, еще до элиты. Им отдельный почет и уважение. Болельщики постоянно предлагают им чем-то подкрепиться, рукоплещут, что кричат. Очень много детей. Праздничная атмосфера заметно улучшает эмоциональный фон. Нет мыслей: как тяжело, зачем мне все это, скорее бы все кончилось. Даже на фоне плохо держащих лыж в голове — позитив.
Наконец добрались до Шушона, после которого серьезный спуск и дорога идет на финиш. Это какой-то рубикон. Приходит осознание, что гонка получилась и откуда-то появляются силы. Начинаю расталкиваться, на рыхлом сыром снегу лыжи работают отлично. Получается обгонять. Правда беспокоят боли в трицепсах, но на коротких спусках удается перевести дыхание и помять их. Наконец слышен голос диктора на олимпийском лыжном стадионе, прохожу знаменитую финишную змейку и даже зарубаюсь с каким-то норгом на последних 100 метрах.
Все! Я сделал это!
Только тот кто сам перетерпел, может понять состояние, в котором находишься сразу после финиша. Счастье, кайф — это не передать...
Постепенно включается голова и появляется легкое чувство неудовлетворенности. Что-то получилось не так, как хотел, где-то можно было пройти лучше. Намазаться иначе. И уже начинаешь задумываться о следующем годе. Почему бы не повторить все это?
И приятный бонус на десерт — знаменитая рюмочка из серебра с эмблемой гонки. И уже представляю, как попрошу на очередном застолье с друзьями достать именно эту “боевую”, чтобы выпить за всех немногочисленных любителей лыж и за будущие встречи на замечательных, увы не наших гонках.