Добрый день! Есть у меня две хорошие пары лыж: Rossi X-ium S2 11/12 с ювентовской 729 структурой, работают на -6 и теплее и RedLine Cold 15/16 с магазинной М5, работают от -5 до -13 и холоднее иногда. Катаю в Москве. Вот задумался я взять себе новую пару лыж и в раздумьях на какую погоду брать? На воду с прозрачным пластиком? На морозный бетон? Или что-то из существующего диапазона просто с другой структурой и другого бренда (бывает что две пары на одну погода, но в одном случае одна едет, а в другом другая). При этом очевидной необходимости в лыжах на лютый мороз/бетон не вижу. Любительские старты редко устраивают на такую погоду, да и в Московских широтах редко такое бывает. В профессиональных стартах, не участвую, когда приходится бежать практически в любых условиях. В лыжах на воду вроде бы есть смысл, так как с конца февраля и март зачастую погода - водная каша. Вспомнить хотя бы последние пару Битцевских марафона. Или может ну его этот конёк и классику нужно брать? Но блин, её ещё меньше с нашим отсутствием снег... В общем кто сталкивался с такой делемой, поделитесь опытом. P.S. А! И если исходить из этого какую пару лыж держать четвёртой в планах на будущее?
Ответ очевиден: лыжи на воду! Но только не с белым пластиком
18.01.2018 19:01
Те едут только по старому плюсовому снегу, а по любому свежаку встают колом. Надо искать черные, но со структурой и эпюрой на воду. Но найти их трудно.
Проверенный (у Фишек и Атомиков - белый, серый). Про Росси точно
19.01.2018 01:26
не знаю, но вроде, тоже. Там графита нет - а если помнишь, Фишки 86-87 гг (примерно) произвели революцию именно для свежака с черным пластиком. Все модные до того полосатые Фишки, Карху Матрикс с разного цвета медведями, Кнесселя и т.д. стали получать по полспуска на свежаке. С тех пор ничего не поменялось: просто несколько лет назад сообразили (в Росси, по-моему, первыми), что по воде графит не нужен - и стали маркетинговую революцию № 2 устраивать. Можешь у Темы Онищенко спросить, как у бывшего Атомик-эксперта - он подтвердит .
если 3-4пары, то белый пластик вполне уместен почти все весенние гонки имел опыт с двумя парами и обоими доволен * три пары: плюсовая прозрачная +1-8 -9-20 4пары: плюсовая прозрачная плюсминус -2-10 -11-20
В вашей схеме у меня сейчас так: +1-6 -6-15 Холоднее -15 особо гонять не собирался, а потренить можно и на более тёплой структуре. Теплее +1 использую накатку на пару +1-6 Соответственно плюсовая прозрачная ложится вполне разумно в эту схему.
Снять статический заряд, образующийся при трении о снег. Чем морозней, тем суше под лыжей и потому в морозные базы графита кладут больше. Так в теории, на практике сплошное шаманство.
Ещё и тепло проводник втеплую погоду он отводит излишнюю влагу чтобы не было подсоса, а в более холодную погоду кладут меньше чтобы больше образовалось водяной плёнки - 4,5 % вместо 8-9%на тёплых, ну и не убирают графит совсем, да, это антистатик. Вот и ищут золотую середину.
Я толстый, потому тут наверняка трудно определить. Но обычно я на спуске частенько обгонял тех с кем был в группе, то есть лыжников моего уровня. По крайней мере меня мало кто накатывал на спуске.
Да вроде едут они в плюс нормально. Я обычно токовскую накатку сверху и вполне приемлемо. Главная проблема это вода каша. То что было в битце на марафонах. Обратил внимание народу в первом кармане было много как раз на таких же Росси S2, ещё оранжевых. Либо уже на прозрачном пластике. Снег то этот уже в основном грязный.
Как уже здесь посоветовали, берите на воду с чёрным пластиком, да по жестче немного, чем нужно. Белый пластик в России не особо по отзывам, для него нужен искусственный мокрый снег.
Если не затруднит, подскажите какие именно "мягко говоря спорные" на ваш взгляд утверждения на этом видео? Возможно это поможет избежать ошибок, особенно новичкам.
Когда то кто то выкладывал таблицу (правда норвежского) сервисного центра с рекомендуемыми структурами в зависимости от того, сколько пар лыж есть в наличии. (от 1-ой до 6-ти).
Мне виделось, что выбирать нужно эпюры, это более менее общее будет, а структуры это от региона зависит. И тут ещё нужно учитывать что те кто рассчитывает на шесть пар, он изначально планирует шесть, а те кто покупает по паре имеет изначально планирование немного другое
Я так... вдруг кто-то прям категорично скажет, что проходил мол такое, что брал и 3 и 4 и 5 пару лыж, а на самом деле из 3 пар лыж одну нужно иметь обязательно классику и на этом стоит весь мир. Тогда бы призадумался...
Прозрачный пластик - это лотерея. Для профи или полупрофи, типа Малекса (выше), это - необходимый вариант для побед . А для любителя важно другое: чтобы не было залетов. А весной часто так: приехал на гонку за тридевять земель, а там - свежак плюсовой! Или еще хуже: на старте вода, а по ходу гонки пошел снег! Если готовить 2-3 пары - нет проблем. Если одну - прозрачный пластик намного рискованней. Но решать Вам!
И еще раз повторю: едет не пластик, а лыжи, с эпюрой и структурой. На воду - одно из самых ценных и редких сочетаний. После того, как у нас с сыном сперли такую пару, все следующие не могли сравниться с ней.
У меня на + как вы говорите "камень" проблем не было. Росси S2 прекрасно справляются с этим. А вот как Вы точно выразились "кисель на воде" особенно в подъёмах доставлял не мало проблем. Да даже на равнине где обычно отдыхаешь, приходилось работать. Вот нужны на такую гадость
Прозрачный пластик на кашу брать имеет смысл в последнюю очередь, а искать прежде всего на воду с черным пластиком. Собственно как и Алексей Ильвовский сразу и сказал
"едет не пластик, а лыжи, с эпюрой и структурой. На воду - одно из самых ценных и редких сочетаний." Согласен полностью с автором поста: Конец марта и весь апрель катался в таких условиях. Лыжи фишер 5/115, вроде теплая база (старый аналог прозрачной 30, не путать с морозной А5). Но лыжи откровенно тормозили, зарывались в каше. Видимо из за конструкции 115. А в мороз наоборот, на плотной трассе летели, не смотря на теплую базу.
А 1,5 месяца это не мало, почти треть сезона. Решил купить лыжи на "воду", и сейчас по моему с прозрачным пластиком делают только 610 конструкции. Очевидно, что с такой конструкцией лыжи будут зарываться меньше, если правильно подобрать под вес. А вот как подобрать не знаю.
На мягкую трассу по таблицам ФА=вес+6~12кг, на жестку трассу ФА=вес+12~22кг. В то же время, очень часто на форумах встречаю фразу, что на воду лыжи надо брать жестче. А вот не понимаю. почему, ведь каша больше похожа на мягкую трассу. И насколько жестче ? Имеется ввиду верхний предел для мягкой трассы (+12кг) или как при жесткой (12-22). А для чего эта жесткость, что дает? Ведь лыжи больше будут зарываться, имея короткие зоны контакта.
А что значит большая жесткость-короткие зоны контакта и и острые пики. Да, пишут, что теплые лыжи должны иметь короткие зоны контакта, чтобы меньше было "подсоса". И чем короткие зоны , тем пики острые. Мне интересно, что больше тормозит скольжению, "подсос" или зарытая своими горбами в кашу лыжа, толкающая или трамбуя снег носками. Почти уверен, что второй случай.
Еще раз цитирую Алексея Ильвовского " На воду - одно из самых ценных и редких сочетаний." Потому что требуется сочетание противоречащих требований, жесткость с острыми пиками и короткими зонами против подсоса, и мягкость с длинными зонами контакта против зарывания.
Еще раз обращаюсь к форумчанам с просьбой, пишущим о необходимости жестких лыж на кашу. Аргументируйте пожалуйста вашу позицию, если можно и теоретическими соображениями и по практическому опыту. Спасибо!
Упоминает, что у Глазыриной на КМ на все погоды одна пара была. Может утрированно, но смысл передает про широкую универсальность реально едущей пары лыж.
У меня все лучшие пары (коньковые) ехали во все погоды (кроме сильного
20.01.2018 14:17
мороза: для этого надо было сцикливать ШШ, а мне было жаль). Таких пар за 38 лет занятий ЛГ было ДВЕ.
Кстати: как и все свои боевые лыжи, я обычно тестирую их перед покупкой у Артема Онищенко, на станке для снятия эпюр (см. про эпюры видео Чуркина выше, только Тема снимает еще больше вариантов эпюр, чем Виктор рассказывает в видео). Так вот: эти две пары никаких "особых" эпюр не дали: добротный универсальный, со сдвигом в тепло и мягкий снег, вариант (пологие горбы, передний вдвое меньше заднего и очень с мягким входом). А при этом одна из них была СУПЕРустойчивой на льду и жестком снеге (хотя сама и не жесткая под мой вес) - и при этом идеально выгребала на подъемах из мягкого свежего снега или водяной каши. На эпюре это соответствовало дальнему расстоянию между горбами и сдвигу заднего горба к пятке, из-под колодки: иначе лыжа "ерзает". Но таких эпюр хватало и у других пар - а результат отличался сильно. Так что "вычислить" такую пару "по заказу" невозможно: можно только отбраковывать по эпюре заведомо неподходящие под вес или целевые условия - и искать, искать, искать... Иногда попадаются. Вот только активно искать я в последние годы перестал: не ставлю теперь таких спортивных целей зимой, как раньше, и сын тоже (у нас все пары на двоих).
ЗЫ: (не реклама) желающие могут обратиться к Артему за эпюрами своих лыж, я думаю. Насколько знаю, сейчас он снова умеренно занимается циклевкой и снятием эпюр (до того был большой перерыв, только для друзей). Собс-но, в Москве два "пионера" по эпюрам: Артем и Володя Щукин. Они первые в стране (или одни из первых) это стали делать, еще лет 20 назад станки сами мастерили и улучшали.
Нет. Обе Фишки: первые желтые с дырками и черно-желтые 5-летней
20.01.2018 15:11
давности (вторые по счету СпидМаксы). Обе пары - спецзаказ, но не от сборной (но другой спецзаказ так не ехал никогда - а их много было). Были еще шедевральные Сало (еще "фишеровские", первые), две пары из одной серии, с одинаковой эпюрой и соседними серийными номерами на боковине. Но только на свежак, воду и мягкую трассу - но там укатывали всех! И выезжали из любого сугроба под моими 88 кг, как будто под ногами бетон. По твердому рыскали - ехать было некомфортно очень. Старый Атомик и глобусы тоже были, и много, ехали ничего - но не универсально. Да много разных пар было - десятки...
Мне думалось что я знаю на какие погоды у меня лыжи, но тут на не совсем стандартных условиях лыжи поехали наоборот. В -3 поехал мадшус по рыхлому снегу в воскресенье 21 января в Битце, а росси зарывался. Вчера же катал по бетону в -10, поехали лучше росси, ну по курсовой устойчивости точно, а по скорости примерно одинаково. Соответственно лыжи работали по эпюре как я понимаю? Исходя из этого по прежнему оптимальный вариант на плюсовую кашу с черным пластиком?
оптимальный вариант на плюсовую кашу с черным пластиком?
25.10.2018 22:28
Оптимальный -да. Но в случае, если вдруг выпадет свежий снег, или на трассе будут участки где снег ниже нуля. У черного преимущество в том плане, что они универсальные, как на старый, так и на свежий снег. Прозрачный по свежаку и особенно в легкий минус "встанет" точно, потому что тепло от давления на снег безграфитная СП будет переводить во внутрь лыжи, образовавшейся воды будет не достаточно, и тогда преобладает "сухое" скольжение.
Но если все время кататься только по воде, и не предвидятся осадки в виде снега, исключены "холодные" участки в тени, что вполне вероятно при температурах +5 и выше, тогда безграфитовый пластик будет идеальным вариантом, потому что смачиваемость водой меньше, чем у графитосодержащих пластиков.
В теории скользящие поверхности по содержанию графита бывают нескольких видов:
Графит около 5%. В основном морозные лыжи. Это оптимальное количество, когда графит снижает статический электрический заряд, в то же время не отводит тепло внутрь лыжи и образуется водяная пленка. Меньшее количество хуже справляется со статикой, большее -теплопроводность СП становится выше и при сильных морозах пленка может не образоваться или ничтожное количество-что называется сухим скольжением. Примерно такое количество графита содержат и самые недорогие лыжи в линейке некоторых производителей, скорее всего в целях экономии.
Графит около 7,5%. В основном универсальные, не топовые лыжи, 3-4 сверху и ниже, но и не последние снизу. Оптимальный процент, чтобы и в мороз, и в тепло катили удовлетворительно.
Графит около 10%. Как правило это теплые лыжи условно до +5 гр. Данное количество графита хорошо отводит тепло к внутренним элементам лыжи, чтобы не образовалась лишняя вода и не было эффекта подсасывания. При этом, увеличение процентного содержания графита не целесообразно, потому что в промежутке от 0 до +5 гр. вода и так присутствует в снеге в большом количестве, соответственно препятствование к образованию излишка воды теряет смысла, и в то же время лишний графит увеличивает смачиваемость пластика.
Графит около 25% Так называемые супер-теплые лыжи или супер теплая база. Хорошо работает в основном на лед в околонулевых температурах. Отлично проводит тепло вглубь к сотам лыж., тем самым не дает образоваться под СП лишней воды. Некоторые производители постепенно отказываются от такого содержания графита, причин может быть несколько-мало востребованные лыжи из за узких условий применения, проблемы с смачиваемостью графита, что больше, чем у полиэтилена, что особенно актуально по каше, или банальная экономия.
Графит 0% Супер-теплые лыжи на воду и кашу. Нет сухого скольжения и статики, нет проблемы образования лишней воды, лыжа и так едет по воде, соответственно графит не нужен вообще, в то же время ее отсутствие уменьшает смачиваемость водой и эффект подсасывания, к последнему способствует и достаточно крупная структура на таких лыжах. Что такие лыжи больше набирают грязи, на мой взгляд вопрос спорный. Во первых, на прозрачном пластике грязи лучше видно, во вторых катаются на таких лыжах в основном весной, когда процентное содержание грязи в тающем снеге максимальное.
Но это все в теории. Были и встречаются у многих производителей лыжи топового уровня с одинаковым содержанием графита как в холодных, так и в теплых базах, например до 25%. Каждый мировой бренд видимо нашел свои пути решения взаимоисключающих требований к содержанию графита в СП для оптимального скольжения в разных условиях. Это может быть в виде других добавок, о которых обычно меньше пишут.
У меня мадшус на воду. Заказывал у Николая. Черный пластик, по воде плывет очень хорошо. И тут же полностью согласен, когда выпадает свежак, они продолжают катить хорошо, так же и в 0 -2 . колом не встают.
Вообще много противоречий. Например люди, которые катаются на креплениях с поднятым носком ( или с проставками) в основном пишут, что по ощущениям скольжение улучшается, однако реальной прибавки скорости не наблюдается (или мизерное).
Но чудес не бывает, каждое явление имеет свое объяснение, если даже мы до конца не можем понять.
Не зря я начал предыдущий пост со слов "В теории..."
Что касается Мадшуса - всего несколько лет назад лыжи на воду выпускались с прозрачным пластиком, потом стали добавлять графит. Что будет через пару лет неизвестно-может опять перейдут на безграфитовую, может что то другое придумают .
За последние десятилетия этот цикл повторяется несколько раз. Идет борьба за покупателя, конкуренция. В одной половине цикла делают лыжи более узкодиапазонные, в другой начинают уходить в сторону универсальности. И каждый раз находят и приводят нужные аргументы, чтобы подтолкнуть к покупке новых лыж.
Лыжникам спортсменам проще, у них есть возможность протестировать большое количество лыж и оставлять самые катучие. Любителям в первое время остается полагаться либо на теорию, либо на чужой опыт.
Очень правильно описал эту ситуацию выше Алексей Дервиш, приведу цитату из его поста : "И тут ещё нужно учитывать что те кто рассчитывает на шесть пар, он изначально планирует шесть, а те кто покупает по паре имеет изначально планирование немного другое".
Смысл в том, что если человек изначально планирует закрыть все погодные условия большим количеством пар, то следует отдавать предпочтение к более узконаправленным лыжам, ибо в своей погоде они будут вне конкуренции.
Ну и наоборот, если надо ограничиваться двумя-тремя парами, а это 90% любителей, то универсальные лыжи будут в приоритете, и там вряд ли будет место прозрачному пластику. Но после определенного количества пар безграфитка вполне уместна. Но даже при этом, любитель, катающийся на сравнительно небольших скоростях, не всегда в состоянии уловить эту разницу. Некоторые свойства лыж полностью расскрываются на больших гоночных скоростях.
Йоко/Карху начали выпускать лыжи с комбинированной СП. Верх черный, низ прозрачный. Если лыжи с прозрачным пластиком лучше на воду, то с комбинированным лучше на переходку и плюс, но когда снег не очень сырой.
При подготовке лыж есть такие рекомендации: наносить более теплую мазь скольжения на пятку лыжи, а более холодную на носок. Также при работе с накатками рекомендуют на пятку давить сильнее, или структуру покрупнее.
Возможно в будущем появятся и лыжи с теплой базой на пятке и холодной в носке. Прогресс не остановить...
Тут главное не превратиться из любителя лыжника в коллекционера лыж.
Что, когда диаметрально меняют подходы - что-то здесь не так... Когда-то здесь обсуждали оригинал патента Фишера на прозрачный носок, где доказывалось, что он улучшает скольжение, а оказывается прозрачная пятка улучшает...
Согласен, это немножко сбивает. И не всегда понятно, изменение подходов связаны с реальными новыми исследованиями, открытиями, имеющими научную основу, или на самом деле это маркетинговый ход. Некоторые изменения даже если и могут менять к лучшему, то только в теоретической плоскости, а на практике роль в улучшении скольжения мизерная, доли процента, что не каждый любитель в состоянии уловить разницу.
А почему бы и нет, если есть возможности и место где хранить. Сам грешу этим...хотя считаю, что для нашего с супругой любительского уровня катания имеем пар больше, чем нужно на самом деле. Еще дна полезная сторона большого количества лыж-не надо перемазаться каждый раз под погоду.
Есть у меня две хорошие пары лыж: Rossi X-ium S2 11/12 с ювентовской 729 структурой, работают на -6 и теплее и RedLine Cold 15/16 с магазинной М5, работают от -5 до -13 и холоднее иногда.
Катаю в Москве. Вот задумался я взять себе новую пару лыж и в раздумьях на какую погоду брать?
На воду с прозрачным пластиком? На морозный бетон? Или что-то из существующего диапазона просто с другой структурой и другого бренда (бывает что две пары на одну погода, но в одном случае одна едет, а в другом другая).
При этом очевидной необходимости в лыжах на лютый мороз/бетон не вижу. Любительские старты редко устраивают на такую погоду, да и в Московских широтах редко такое бывает. В профессиональных стартах, не участвую, когда приходится бежать практически в любых условиях.
В лыжах на воду вроде бы есть смысл, так как с конца февраля и март зачастую погода - водная каша. Вспомнить хотя бы последние пару Битцевских марафона.
Или может ну его этот конёк и классику нужно брать? Но блин, её ещё меньше с нашим отсутствием снег...
В общем кто сталкивался с такой делемой, поделитесь опытом.
P.S. А! И если исходить из этого какую пару лыж держать четвёртой в планах на будущее?