Малиновка приглашает на сборы!
  • О журнале "Лыжный спорт"
  • Архив номеров
Беговые лыжи | Новые фото

Иматра. Путевые заметки

Недавние соревнования на естественном снегу в финском городке Иматра проводились в третий раз. «Лыжный спорт» информировал о спортивных итогах этого турнира с участием лыжных «звезд» Финляндии и Петера Нуртуга. А два года назад участниками летней лыжной премьеры в Иматра были российские спринтеры. И поддержать их, а заодно и покататься на настоящей лыжне приехало немало российских болельщиков. Быть может, путевые заметки того путешествия подвигнут кого-то съездить туда через год.

Июль. Так хочется черешни. Клубники. Малосольных огурцов. Лето в самом разгаре.

Выходим из подъезда к машине с сумками и с лыжами. Соседи в недоумении. Ребята, вы куда? Наверное, в Питер в снежную трубу? - Нет. Не угадали. Мы в Финляндию на "живой" снег.

 - Где-нибудь за Полярным кругом?  

- Да, нет. Недалеко от Питера. В трёх километрах от границы. В Иматре. От Москвы, конечно, не ближний свет. Километров 900 получается. Но уж больно охота посмотреть на настоящие лыжные гонки в середине лета, на лыжных звезд. Ну и, если получится, самим катнуться.

Выехали из Москвы утром, в семь. По дороге не смогли проехать мимо Выборга, в котором были около 5 часов вечера. Место очень красивое. Наполненное исторической глубиной. Это часть Южной Карелии, отошедшей к нам после 1944 года.

С середины 13 века город, вернее средневековая крепость, постоянно переходил из рук в руки. Сперва шведы, под предводительством Кнутссона, сломив сопротивление карелов, входивших в Новгородское государство, основали там форпост, чтобы беспрепятственно мотаться "из варяг в греки". 400 лет новгородцы пытались вернуть себе эти земли, но шведы очень крепко засели. А Выборг вошёл в союз Ганзейских городов и давай процветать. Потом Пётр 1 затеял войну со Швецией, ведь к Балтийскому морю надо было как-то выходить и в 1710 году после трехмесячной осады взял город и прилегающие к нему территории. После заключения Фридрихсгамского мира в 1809 году к России отошла Финляндия.

Почти 100 лет королевство Финляндское входило в состав Российской Империи, пока Ленин своим указом не отпустил её восвояси. Правда, потом Сталин попытался захватить всё обратно, но финны под началом бывшего российского генерала Манергейма сумели отстоять свою страну. В результате имеем, что имеем. И Южная Карелия вместе с Карельским перешейком Финского залива у нас в совместном пользовании.  

Решили переходить границу в Брусничном. Очень красивая дорога через лес вдоль канала. В полседьмого вечера желающих переходить границу было мало и весь процесс занял минут 10. Машина была набита, но пограничники не стали нас трясти, обрадовавшись нашему ответу "Иматра, хиихто" на вопрос "с какой целью и куда?".

Минут 30 ехали по трассе в сторону Иматра. Сразу по приезде отправились осматривать окрестности в предвкушении белой ночи - начало июля, всё-таки. Солнце надолго застряло в верхушках сосен и в половину двенадцатого ночи всё никак не хотело заходить. Решили поехать посмотреть, как готовят трассу для завтрашних соревнований.          

На территории нового мульти спортивного комплекса Арена-Иматра мы обнаружили снегохранилище. Поскольку зимы капризные не только в Москве, руководством спортивного комплекса были закуплены снежные пушки в достаточном количестве и для оснежения горнолыжной трассы, и для лыжных гонок. Ну, плюс ещё аккуратно собранный натуральный, экологически чистый снег.

Огромные курганы, кубов на много, заготовленного и законсервированного снега были растревожены двумя бодрыми экскаваторами. Работали споро. Подъезжавшие за своей порцией прошлогоднего снега грузовики подолгу не задерживались.

5-10 минут погрузка и, сверкая огнями, они растворялись в прозрачной глубине карельской ночи. Полазив по опилкам, прикрывавшим белоснежное богатство, решили посмотреть завтрашнюю трассу.         

Трасса устроена на стадионе для бейсбола. Круг метров 500. Деревянные мостики для придания трассе хоть небольшого рельефа были расставлены в нужных местах.

Ещё два приятно жёлтых экскаватора укладывали привезённый снег довольно толстым слоем. Никаких страдающих волонтёров в помокших сапогах нам не встретились, только начальник трассы с тщательно просчитанным планом. Лыжный спринт планировалось начать в три часа по полудни. А по прогнозу ожидался дождь. Оставалось надеяться, что лыжня продержится до назначенного времени. 

На следующий день после завтрака из машины были извлечены лыжероллеры и прочая необходимая амуниция. Свежая тамошняя лыжероллерка вызывала неподдельный интерес. Впрочем и безлюдные велодорожки не менее пригодны для ролллерных утех.

В обед нас ждала официальная встреча с организаторами соревнований. Что приятно в общении с финнами - это полная демократичность. Никакого пафоса. Никто не надевает на встречу с журналистами ботинки за 500 евро. Люди пришли делать дело. Представители муниципалитета, инвесторы и спонсоры положили себе еды с общего стола, весело поели и перешли к презентации плана спортивно-туристического развития региона.

В этом плане: новый биатлонный и лыжногоночный стадион со стрельбищем и трибунами, как минимум, на 3 тысячи зрителей. Собственно, вышеупомянутая роллерная трасса и стала первым шагом на пути продвижения к намеченной цели. Финансовые затраты в размере 2,5 млн. евро делятся пополам между муниципалитетом и частными инвесторами. Заламывать цены за пользование трассой и прочей инфраструктурой не планируется изначально. Люди хотят сделать свой город привлекательным для туристов и спортсменов, прекрасно понимая, что, несмотря на близость от границы, при нынешнем валютном курсе немногие россияне могут позволить себе уровень среднеевропейских цен. Кроме возведения мощного снежного кластера, в проекте окончание строительства (даже и не строительства, а, скорее, "надувательства") огромного воздушного купола, размером с футбольное поле для игровых мероприятий.

Для оснащения этого комплекса были привлечены новейшие разработки в области создания искусственных травяных покрытий.

В прежние годы в основу таких покрытий добавляли переработанный каучук или резину, измельчая отработанные автомобильные покрышки. Однако исследования показали, что такая основа небезопасна для здоровья игроков в силу своей повышенной канцерогенности.

При падении спортсмен получает множественные микротравмы и зловредные вещества начинают беспрепятственно проникать в организм. Кроме того, при повышенной температуре испарения от таких покрытий также несут в себе возможность неприятных последствий. 

С гордостью и удовольствием финны показывали нам свои достижения. Мультикомплекс поражал своими размерами, хайтековостью и продуманностью до самых мелочей. Директора комплекса было не остановить с его подробными объяснениями о том, что будет вот здесь, вот здесь и вот здесь.

Размеры лыжно-биатлонного стадиона были внушающими. Однако трибуны для зрителей смотрелись намного скромней.

 - А как же тысячи зрителей, где вы планируете их разместить?  

- Будем использовать сборные конструкции по мере надобности. Много народа - соберём. Прошло мероприятие - разберём, чтобы не пачкалось и не портилось.

Экологичность процесса и любовь к собственной природе вызывала восторг и лёгкую грусть. Думаю, не нужно объяснять почему.

Следующим номером нашей программы было посещение мероприятия для Очень Важных Персон. В небольшом зале собрались человек 100 активных горожан с жёнами и детьми. Был приготовлен обстоятельный фуршет с горячим и пивом. Каждый подходил и выбирал себе угощение и напитки. Популярный финский телеведущий представил восторженной публике финских лыжников, членов национальной команды, напутствовал на удачное выступление.  

После окончания торжественной части все дружно двинулись к стадиону, чтобы насладиться лыжногоночным соперничеством финских атлетов и зарубежных спортивных звезд. 

Все до одного VIP-гостя при входе на стадион купили себе билеты по той же цене, что и другие зрители. И трибуна их не была никак не отделена от прочих трибун. Видимо, понятие «VIP» у финнов отличается от нашего. Это не те, кто с понтами и на халяву, а те, кто готов вкладываться в дело материально и морально, не требуя к себе при этом особого отношения.  

До встречи, Иматра, в следующем году! 

4 1802 Андрей Кондрашов 11.07.2018 10:12
Рейтинг: +3 +3 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

11.07.2018 12:17
Последний абзац - самый важный
Ссылка Рейтинг: +3 +3 0
Спасибо за заметки!
А в этом году уже трибуны есть, судя по видео с гонки.

А что касается Выборга... Были там впервые этой зимой, по дороге в Москву из Вуокатти. Что сказать... Вспоминается Сергей Медведев с его максимой "отнять у России Арктику и отдать ее под международное управление". Многие тогда осудили Сережу - а ведь он отдал Арктике многие годы жизни и знает, о чем говорит.
По счастью, я не финн и не швед - а то бы в Выборге мне бы стало плохо. Остатки красивых зданий, монастырей, церквей, штук 10 из них на весь город отреставрировано (или нагло перестроено под себя гордыми спонсорами, типа Сбера и ВТБ), парадный портрет кандидата в президенты РФ на грядущих выборах под одним из них (догадайтесь, как его зовут) - и дикое разрушение остального исторического центра. Я до поездки за год читал блог Ильи Варламова про Выборг и его разрушение, с кучей фото - но действительность превосходит ожидания.

А новая часть города вполне ничего, кстати, если не считать дорог.
Ссылка Рейтинг: +1 +2 -1
11.07.2018 17:23
Когда-то фирма "Fazer" проводила беговой марафон от пограничного перехода до Выборга по красивейшим местам вдоль канала. Приглашали Лассе Вирена, с которым я и познакомился в сауне после марафона.
А Выборг любимый мой город, где в детстве провел не одно лето у многочисленных родственников.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
24.07.2018 23:43
А почему в России таких условий нет?
Ссылка Рейтинг: 0 0 0