Опубликовано: Журнал №56
Время не стоит на месте — спорт активно развивается, совершенствуются методики и технологии, спортивная индустрия приобретает все более отчетливые черты коммерциализации. В конечном итоге спорт становится не только национальной идеей и постоянной статьей государственных расходов, но и сферой бизнеса.
Сегодня спортсмены сражаются не только для того, чтобы выявить сильнейшего на спортивной арене, но и ведут постоянную борьбу за эфирное время и зрительские симпатии, которые являются обязательными спутниками рекламных доходов. Лыжные гонки — пусть и не находятся в авангарде современных тенденций — так или иначе вынуждены шагать в ногу со временем и вступать в это противостояние с другими видами спорта в условиях жесткой конкуренции на «рынке».
Последние годы в лыжных гонках прошли под знаком серьезных преобразований, призванных сделать наш вид спорта более популярным и коммерчески привлекательным. Начиная с конца 90-х годов, Международная федерация лыжного спорта (FIS) прилагала беспрецедентные усилия, имеющие целью популяризацию лыжных гонок в глобальном масштабе. Кульминацией этих усилий стал 48-й Конгресс FIS, прошедший в Южной Корее в мае 2012 года.
О том, какие решения были приняты на последнем Конгрессе FIS, каковы промежуточные итоги развития лыжных гонок и чего нам следует ожидать в ближайшем будущем, вы узнаете из интервью с главным идеологом всех преобразований последних лет — трехкратным олимпийским чемпионом, главой комитета FIS по лыжным гонкам Вегардом Ульвангом.
— Господин Ульванг, вы известны в мире как один из функционеров, чей вклад в развитие лыжных гонок трудно переоценить. Скажите, пожалуйста, какие основные вехи этого развития вы могли бы отметить за последние годы?
— Я мог бы отвечать на этот вопрос очень долго, но все же постараюсь быть как можно более лаконичным. Самое главное изменение за последние пятнадцать лет — это адаптация лыжных гонок под современные требования телевидения, от которого целиком и полностью зависит дальнейшее развитие любого вида спорта. Специально в этих целях в программе международных лыжных соревнований появились такие новые дисциплины, как спринт, масс-старт, дуатлон (с 2012 года — скиатлон — прим. ред.), а также была существенно усовершенствована техническая база для обеспечения наиболее качественной телевизионной картинки.
Я считаю чрезвычайно важным тот факт, что в последние годы мы плотно работаем с телевизионными продюсерами, ведь секрет успеха в нашем деле прост: будут телевизионные трансляции — значит, будут и болельщики — а это, в свою очередь, влечет за собой заинтересованность спонсоров в сотрудничестве. В конечном итоге мы получаем финансирование, без которого в наше время немыслим никакой прогресс.
Вторым важным изменением последних лет стало увеличение количества соревнований, в результате чего календарь международных стартов насчитывает по несколько гонок каждую неделю — это и этапы Кубка мира, и другие соревнования, проводящиеся под эгидой FIS, в которых принимают участие сильнейшие спортсмены мира. Теперь в гонках участвует больше лыжников, и практически у всех есть шанс проявить себя в той или иной дисциплине — в спринте или марафоне, в «классике» или в «коньке», в масс-старте или в индивидуальной гонке.
Логическим завершением всех преобразований, которые осуществлялись FIS в новом тысячелетии, стал Тур де Ски — аналог всемирно известной французской веломногодневки. Этот турнир был создан специально для того, чтобы объединить в себе все последние наработки, повысить телевизионный рейтинг лыжных гонок и выявить наиболее универсальных гонщиков, способных завоевывать медали во всех представленных на сегодняшний день дисциплинах. Уже сейчас с полной уверенностью можно сказать, что Тур де Ски полностью оправдал вложенные в него усилия и средства. Рейтинги трансляций растут с каждым годом и уже сравниваются с футбольными показателями! Отбоя от спонсоров тоже нет, что свидетельствует о правильно выбранной маркетинговой стратегии. Вне всяких сомнений, на сегодняшний день Тур де Ски является самым успешным коммерческим проектом за всю историю лыжных гонок, который вносит очень большой вклад в развитие нашего вида спорта в глобальном масштабе.
В заключение я хотел бы отметить, что лыжные гонки как вид спорта существуют уже более века, и за годы своего существования они приобрели всем очевидные черты. Мы отдаем себе отчет в том, что, как бы мы ни хотели шагать в ногу со временем, нельзя вносить революционные изменения, которые могли бы кардинально изменить исторический облик нашего вида спорта. Главная задача — найти идеальный баланс между новыми веяниями и традициями, которые складывались десятилетиями. Я считаю, что мы нашли этот баланс. Несмотря на последние преобразования, лыжные гонки до сих пор узнаваемы и не утратили тех характерных черт, которые имели в прошлом веке. В то же время они максимально адаптированы под требования современного спортивного бизнеса, что позволяет с уверенностью смотреть в будущее.
— Каков эффект последних реформ? Известна ли вам динамика увеличения спонсорских вложений и телевизионной аудитории в лыжных гонках в последние годы? Какова статистика по тому и другому показателю?
— Мы имеем по-настоящему прорывные показатели роста в результате предпринимаемых нами усилий. К примеру, прирост телевизионной аудитории за последние три года составил шестьдесят процентов! На сегодняшний день мы имеем намного больше телевизионных трансляций, чем в 2009 году — в том числе и в прямом эфире — а, следовательно, значительно возросло и количество телезрителей. География нашей телевизионной аудитории также стремительно растет: сегодня доступ к трансляциям лыжных соревнований имеется в любой стране мира — либо по спутниковым и кабельным каналам, либо в сети Интернет.
Сравнивая наши показатели роста с аналогичными цифрами в таких «родственных» видах спорта, как прыжки с трамплина и горные лыжи, могу сказать, что на сегодняшний день мы имеем несравнимо бо’льшую долю на рынке, нежели прыгуны и горнолыжники. В принципе, абсолютно по всем показателям — в том числе и по размеру инвестиций со стороны рекламодателей — лыжные гонки демонстрируют уверенное развитие в последние пять лет.
— А если сравнить с биатлоном? Как вы могли бы объяснить такую чудовищную популярность стреляющих лыжников сегодня?
— На самом деле, ситуация с популярностью того или иного вида спорта тесно связана с успехами спортсменов конкретной страны на международной арене, поэтому нельзя однозначно заявлять, что биатлон демонстрирует стремительное развитие по всему миру — это не так. Да, в России и в Германии, например, популярность биатлона очень велика, но в других регионах ситуация иная. Например, в Скандинавии лыжные гонки не уступают, а опережают биатлон в популярности, ведь для скандинавов лыжи испокон веков — это спорт номер один, а чемпионы в лыжных гонках — это настоящие национальные герои!
Вероятно, для широкой непрофессиональной аудитории лыжные гонки менее зрелищны, чем биатлон, потому что соревнования лыжников не предусматривают стрельбу, а ведь именно стрельба делает «картинку» более динамичной и вносит элемент непредсказуемости в борьбу за медали. Данное обстоятельство, безусловно, дает некоторую «фору» биатлону в борьбе за телевизионного зрителя.
Если вы посмотрите на крупнейшие международные соревнования по лыжным гонкам, вы сможете увидеть шесть крупнейших спонсоров: Viesmann, Polar, BMW, Vattenfall, Helvetia и Craft. Именно эти шесть компаний обеспечивают качественную трансляцию соревнований на телевидении, обеспечивают её финансово. Я даже не могу озвучить точные цифры, но именно эти средства позволяют нам не стоять на месте и двигаться дальше. Если бы у нас была ситуация, аналогичная IBU, мы могли бы использовать спонсорские средства на более важные цели — например, на качественное техническое оснащение трасс и улучшение инфраструктуры лыжных стадионов, а также на многое другое.
Несмотря на все эти проблемы, у нас есть одно очень важное преимущество над биатлоном: лыжными гонками может заниматься намного большее количество людей по всему миру, что говорит об огромном потенциале нашего вида спорта. В связи с этим одним из основных направлений нашей работы является расширение географии лыжных гонок, включение в нашу большую международную семью как можно большего количества стран, открытие новых трасс и стадионов мирового уровня, поиск новых имен и новых «звезд», которые могли бы потянуть за собой массы. В данном контексте для нас очень показательны примеры таких спортсменов, как Юстина Ковальчик и Дарио Колонья, Дэвон Кершоу и Киккан Рэндэлл, которые одними своими выступлениями вносят огромный вклад в развитие лыжных гонок в своих странах, не демонстрировавших ранее серьезных успехов в нашем виде спорта.
— Польша, Швейцария, Канада, США… Какие еще страны мы увидим среди лидеров в лыжных гонках в ближайшее время? Какие новые географические направления появятся на лыжном небосклоне? Может быть, не исключено и такое развитие событий, когда один из этапов Кубка мира будет проходить в Африке?
— (Смеется) Это было бы, конечно, забавно, но я полагаю, что география развития лыжных гонок все-таки напрямую зависит от снега. Зачем биться головой об стенку и развивать лыжи среди африканских аборигенов, если все эти усилия априори не возымеют должных результатов? Главная задача — распространить лыжное движение на основные «снежные» державы, где любят и уважают лыжные гонки, где чтут лыжные традиции, где есть потенциальные зрители и спонсоры, готовые вкладывать свои деньги в развитие спорта. Это означает, что мы в первую очередь заинтересованы в сотрудничестве с Россией, Центральной, Северной и Восточной Европой, а также с Северной Америкой и Азией. Именно эти страны будут определять ход развития лыжных гонок в ближайшие десятилетия.
— Многие лыжные болельщики и спортсмены «в штыки» воспринимают новые дисциплины и ностальгируют по тем временам, когда в программе соревнований были одни индивидуальные гонки с раздельным стартом. Лично вы не сожалеете о том, что они уступили место более современным дисциплинам?
— По большому счету, если сравнить календарь международных лыжных стартов сегодня с тем календарем, который был раньше, вы увидите абсолютно такое же количество гонок с раздельным стартом, как и в начале 90-х. Новые виды программы — такие как спринт, скиатлон и масс-старт, пришли в XXI веке в дополнение, а не взамен традиционных, но, тем не менее, тема раздельных стартов по сей день является предметом горячих споров, особенно в Скандинавии и России — странах, которые имеют больше всего лыжных традиций. Что касается лично меня, то я родился в Норвегии, вырос на гонках с раздельным стартом и поэтому, конечно, тоже испытываю ностальгию по тем временам, когда они были единственными в программе.
Но как бы мы ни хотели «тряхнуть стариной», мы должны шагать в ногу со временем и преследовать главную цель — популяризацию лыжных гонок в глобальном масштабе. Когда я общаюсь с телевизионными экспертами, я раз за разом слышу от них, что масс-старт проще для понимания неподготовленной публикой, в том числе аудиторией юных болельщиков, которые все реже и реже используют телевизор для просмотра телепередач, имея в своем распоряжении Интернет, телефоны и различные электронные девайсы.
К сожалению или к счастью, большинству «чайников» проще включить трансляцию лыжных гонок и войти в курс дела, если гонщики бегут в общем потоке, а не с интервалом в тридцать секунд. Никто из числа непрофессионалов не хочет ломать голову и высчитывать, кто у кого выигрывает — всем интереснее посмотреть на «живую» борьбу, когда судьба медалей решается в очном противостоянии. В случае же с раздельным стартом необходимо внимательно всматриваться в телеэкран и контролировать ход гонки на протяжении всей трансляции.
Но справедливости ради, должен заметить, что в последнее время ситуация немного меняется. Говоря о той бесспорной роли, которую играют масс-старты в популяризации лыжных гонок на телевидении, не стоит забывать о том, что в гонках с массовым стартом есть и свои недостатки. Как ни странно, сегодня появляется тенденция к уменьшению лояльности аудитории к этому виду программы, потому что масс-старты уже приелись многим телезрителям и даже кажутся скучными. Некоторым болельщикам, не говоря уже о профессионалах и продвинутых любителях, утомительно следить за тем, как долгое время события в гонке не меняются — все идут друг за другом, берегут силы для финишных разборок — и только под конец дистанции начинается настоящая зрелищная борьба.
Пожалуй, единственной страной, которая абстрагировалась от всех этих жарких дискуссий, является Германия, где лыжные болельщики целиком и полностью на стороне гонок с массовым стартом. Тем временем, телезрители в Германии составляют львиную долю лыжной телевизионной аудитории по всему миру, и именно немецкая компания Viesmann вот уже на протяжении многих лет является главным спонсором всех лыжных и биатлонных соревнований. Выводы делайте сами.
Подводя итог всему вышесказанному, на примере раздельных и массовых стартов можно судить о том, как неоднородна аудитория лыжных «фанатов» сегодня. Лыжные соревнования смотрят не только активные спортсмены-эксперты, но и обычные интересующиеся, которые как раз составляют большинство. Они тоже представляют определенную ценность для спонсоров и рекламодателей, поэтому их нельзя списывать со счетов.
В целом, я верю, что мы должны находить компромисс в данном вопросе и включать в программу соревнований гонки как с раздельным, так и с массовым стартом — именно в этом кроется секрет успеха.
— На 48-м Конгрессе FIS, который прошел недавно в Южной Корее, был принят ряд решений о внесении изменений в правила проведения соревнований: в частности, была сокращена дистанция эстафет у мужчин и, наоборот, увеличена максимальная дистанция спринта у женщин. Скажите, пожалуйста, чем продиктованы эти изменения?
— Давайте по порядку. С появлением новых видов программы и ростом количества стартов кубковые соревновательные уикенды стали чересчур утомительными для спортсменов, в результате чего многие из них жертвуют эстафетами, чтобы сэкономить больше сил для личных гонок. Кроме того, в последнее время мы видим, что эстафеты превращаются в скучное зрелище, когда представители команд большую часть дистанции идут друг за другом, а на последних метрах начинают ускоряться что есть силы, чтобы передать эстафету «с запасом».
Данная тема широко обсуждалась на прошедшем Конгрессе в рамках встречи с представителями телевизионных компаний. Именно телевизионные продюсеры выступили с инициативой сократить длину дистанции у мужчин для того, чтобы борьба в эстафете стала еще агрессивнее, скорости возросли и, как следствие, повысилась зрелищность для болельщиков. Кроме того, благодаря сокращению длины дистанции можно сделать телевизионную трансляцию более компактной по времени и динамичной. Мы решили прислушаться к этим доводам и принять изменения в тестовом режиме на предстоящий предолимпийский сезон. Прошу заметить, эти изменения коснутся только Кубка мира — на чемпионате мира в Валь ди Фиемме дистанция эстафеты для мужчин останется неизменной — 4х10 километров.
Что касается женских спринтов, то решение увеличить максимальную дистанцию до мужских значений — 1,6 километров — было принято для того, что упростить работу организаторов на местах, ведь не всегда существует возможность проложить идентичные по рельефу спринтерские круги разной протяженности на маленьком пятачке земли. В частности, нам необходимо подстраиваться под те условия, которые ждут нас на чемпионате мира в Валь ди Фиемме — там и мужчинам, и женщинам придется соревноваться на одном и том же круге. Если бы правила проведения соревнований по данному пункту остались неизменными, то это создало бы дополнительные сложности не только организаторам, но и телевизионщикам, которые вынуждены были бы ломать голову над правильным расположением телекамер и качественным ведением трансляции.
На 48-м Конгрессе FIS было также принято решение изменить конфигурацию лыжных стадионов таким образом, чтобы дистанция прохода через зону смены инвентаря на масс-стартах стала длиннее. Эта мера позволит как комментаторам на стадионе, так и телевизионным комментаторам в комментаторских кабинах рассказать про спортсменов, собирающихся поменять инвентарь, более подробно. Количество замен будет зависеть от дистанции и длины кругов, но не должно превышать одного раза на скиатлоне, трех раз — на дистанциях до 30 километров включительно, и пяти раз — на марафонах.
Кстати, если уж речь зашла о замене лыж, то в гонках на 30 и 50 км в Холменколлене в следующем сезоне будет применено ещё одно новшество: каждая смена лыж повлечёт за собой своеобразный «штраф». Если раньше гонщики могли безболезненно поменять лыжи и наслаждаться отличной работой новой пары, то теперь им придется после смены инвентаря преодолеть «штрафной» круг по стадиону. Это нововведение заставит гонщиков более тщательно взвешивать, что лучше: свежая пара лыж и дополнительная дистанция, или старая смазка, но трасса без «пенальти».
Как видите, большинство изменений так или иначе связано с требованиями, предъявляемыми нам телевидением. В целом, от встреч с телевизионными экспертами мы получили большое количество информации к размышлению: например, как приблизить спортсменов к телекамерам во время разминки, как передать напряженную атмосферу, царящую накануне старта в смазочных кабинах, болельщикам на стадионе и телезрителям, и многое другое. От наших «звезд» также требуется больше эмоций, чтобы сделать «картинку» более красочной и зрелищной, но это, конечно, не должно мешать их подготовке к старту, поэтому каждый сам для себя выбирает — сосредотачиваться наедине с самим собой или приветствовать публику и позировать телеоператорам.
Подводя итог последним преобразованиям, я бы хотел сказать, что в последние годы лыжные гонки сделали колоссальный шаг вперед — теперь нам надо пожинать плоды и максимально грамотно использовать все наработанное ранее. Лично я не предвижу никаких серьезных реформ в ближайшем будущем.
— Скажите, пожалуйста, каково будущее российского этапа Кубка мира по лыжным гонкам? Будет ли он проводиться исключительно в Демино или, может быть, обсуждается возможность проведения соревнований в Москве (Красногорске — прим. ред.), Санкт-Петербурге, Мурманске, Сыктывкаре, Тюмени или в других лыжных центрах России? В нашей стране продолжают ходить слухи о том, что рано или поздно этап Кубка мира должен состояться на Красной площади — действительно ли эта версия имеет право на жизнь?
— В первую очередь, я хотел бы сказать, что Россия является одной из крупнейших лыжных держав мира, поэтому исключительно в наших интересах проводить этапы Кубка мира в России ежегодно. К сожалению, мы стараемся не давать по два этапа Кубка мира одной стране, потому что нам важно развивать географию лыжных гонок, важно открывать для мирового лыжного сообщества новые места и новые страны. Хотя и из этого правила есть исключения. Например, по два этапа имеют Финляндия, Норвегия и Швеция, но мы относимся к этим примерам именно как к исключению.
Выбор места проведения соревнований находится исключительно в компетенции национальной федерации. Мы можем только принять или отклонить предложение «хозяев» в зависимости от того, соответствует ли предлагаемый для проведения этапа Кубка мира лыжный центр требованиям FIS.
Если говорить о требованиях FIS, то они весьма привычны для всех: лыжный центр должен иметь технически оснащенный стадион с трибунами, пресс-центр, условия для проживания и транспортировки участников, инфраструктуру для телевизионных трансляций, а также лыжные трассы, соответствующие по набору высоты и качеству подготовки мировым стандартам.
Должен сказать, что Рыбинск во всех отношениях идеально подходит для проведения лыжных соревнований самого высокого уровня, но я знаю, что в то же время все или почти все необходимые условия есть и в других российских городах. Таким образом, у России есть свобода выбора. Конечно, идеально менять место проведения этапа Кубка мира в каждой конкретной стране один раз в два года, но мы прекрасно понимаем, что для этого нужны опытные кадры на местах, а это зачастую представляет сложность. В целом, мы очень довольны тем уровнем организации, который демонстрирует Рыбинск в последние годы, поэтому хотели бы продолжить наше сотрудничество в будущем. Правда, мы вынуждены будем сделать небольшую паузу, ведь следующий российский этап Кубка мира в сезоне 2012-2013 гг. должен пройти в столице Олимпийских игр-2014 — в Сочи…
— А какова судьба этапа Кубка мира в Москве? Как вы оцените уровень его организации? Вернутся ли кубковые соревнования в «Лужники» после Олимпийских игр?
— Все будет зависеть от того, как подготовится российская сторона, но в целом я хотел бы отметить, что в предстоящем сезоне будет решаться судьба городских спринтов. Жизнеспособность данного формата находится под большим вопросом: с одной стороны, для популяризации нашего вида спорта городские спринты — это очень хорошее подспорье, но такие гонки часто становятся слишком трудными для организаторов. Будущей зимой FIS даст окончательную оценку — быть таким соревнованиям в программе Кубка мира или нет. На фоне того, что качество проведения международных соревнований под эгидой FIS с каждым годом растет, наиболее негативные отзывы — и это неудивительно — связаны как раз с однодневными городскими спринтами. Это очень тяжелая работа — провести соревнования в условиях города, особенно для тех организаторов, которые занимаются этим впервые.
— Знаете ли вы о том, что в России проводятся такие популярные соревнования, как «Спринт Тур» и «Дуталон-Трофи»? Как вы оцениваете усилия энтузиастов по развитию лыжных гонок на местах таким образом? Практикуете ли вы поддержку подобных соревнований в разных странах от лица Международной федерации?
— Разумеется, я слышал о «Спринт Туре», и мы высоко ценим те усилия, которые предпринимаются организаторами по проведению подобных соревнований. Я неоднократно смотрел видео с российской многодневки, общался со спортсменами, которые принимали в ней участие, и слышал только положительные отзывы. Я считаю вполне закономерным, что Россия, будучи огромной лыжной державой, в которой проводится, пожалуй, наибольшее количество лыжных соревнований, является одной из законодательниц мод и стоит у истоков появления новых соревновательных форматов. На текущий момент у нас нет возможности включить «Спринт Тур» в официальный календарь FIS, потому что этот календарь перенасыщен другими гонками, но жизнеспособные форматы всегда имеют большое будущее и привлекают внимание спортсменов из разных стран мира. Я бы хотел, чтобы организаторы «Спринт Тура» не останавливались на достигнутом и продолжали двигаться в правильном направлении. Не исключено, что в ближайшем будущем мы примем решение о проведении чемпионатов мира в новом формате каждые четыре года и не исключено, что первый такой турнир пройдет именно в России.
— Вы уже бывали в Сочи? Как вы оцениваете будущую олимпийскую трассу?
— Лично мне не довелось еще побывать в Сочи, но там были многие инспекторы FIS. Я видел карты олимпийской трассы, общался со своими коллегами, и все сходятся во мнении, что трасса будет просто потрясающей по рельефу и по окружающим ее живописным пейзажам.
— Каковы, на ваш взгляд, шансы России на медали высшего достоинства на предстоящей Олимпиаде?
— Я рассчитываю на то, что медали будут завоеваны как можно большим количеством стран, среди которых, разумеется, будет и Россия. Считаю, что российские лыжники просто не могут ударить в грязь лицом перед своими болельщиками на домашней Олимпиаде, но как представитель FIS я бы не хотел, чтобы на пьедестале почета доминировала какая-то одна нация. Это сказывается отрицательно на популяризации нашего вида спорта, и мы неминуемо теряем зрительский интерес, а значит — и большинство спонсоров. Я бы хотел, чтобы олимпийский Сочи открыл миру новые имена!
Андрей АРИХ,
Специально для журнала «Лыжный спорт»
Москва, июль 2012