Опубликовано: Журнал №16
Каждый сам определяет чем для него является «точка силы». Каждый сам находит те слова и те действия, которые уместны для «точки силы» и которые являются определением «счастья». Безмятежный покой, страсть, чувства, любовь, абсолютное напряжение... Каждый выбирает сам... Каждый выбирает сам есть ли у него «точка силы». Потому что выбор определяет энергию и вибрации, которые точно будут соотноситься с тем, что просится наружу, с тем, что окружает. Когда человек решается на выбор, на действие, на поступок - тогда приходят в движение многие вещи, и тогда можно управлять временем, пространством и действием. Потому что это легко, на самом деле легко - они становятся союзниками и помощниками. Просто надо позволить проявить им свою суть, назвать их по имени. Например, для пространства очень хорошо подойдет название «Приэльбрусье», для времени - «середина января 2000 г.», для действия - «пилотный чемпионат России по фрирайду». Но знайте точно, что все, что названо по имени становится реальностью, все о чем думаешь рано или поздно приобретает свои ясные очертания. С ледников Эльбруса потянуло холодом, поднялся сумасшедший ветер, CNN начинает передавать прогнозы непогоды... Это имена начинают проявлять свою суть. Совсем скоро пойдет такой снег, закрутит такая метель, налетят такие тучи, завалит Чегет таким слоем «пухляка», что не особо и проедешь на лыжах или «доске». И вот это как раз то, что надо - только для своих, - для тех, у кого с вибрацией определенной частоты все в порядке, кто решил проверить прочность своих представлений о «точке силы».
Проложенную накануне совместными усилиями спасателей и организаторов трассу на Чегете пришлось срочно переносить. Причина - валивший белой стеной всю ночь и все утро снег создал условия для возможного схода лавин и невозможного безопасного старта. Только к полудню спасателям удалось найти более-менее проходимый кусок на северном склоне. Трасса на Чегете - сама классика фрирайда, если конечно можно говорить об устоявшихся традициях и классических канонах в этом очень молодом виде соревнований. Не трасса - снежная поверхность, вытянутая по вертикали, отрезок кривой между двумя точками, которую каждый фрирайдер волен нарисовать как его душе угодно. Проклятье для чайников, чистилище для профессионалов. Старт и финиш поставлены на знаменитой чегетской трассе «доллар» - то узко, то широко, то бугры, то глубокая целина, деревья, крутяк, короче, - занятие для головы и для тела. Стартующих фрирайдеров видно от силы метров двадцать, после этого они пропадают в снежной пелене, отправляясь на поиски идеальной траектории на непростой трассе. Найти ее удается не многим. Начинаешь ехать слишком быстро - улетаешь с треском в кусты, в глубокую целину, не вписавшись в оптимальное направление, не найдя «своего» пути. Думаешь долго - теряешь секунды, а то и вовсе останавливаешься, что фактически равно проигрышу, потому что чегетское снежное «болото», глубиной полтора-два метра почище настоящего: засасывает мгновенно и отпускает крайне неохотно.
Максим Иванов (команда Salomon): «Чегетский» этап был очень сложным. Люди поняли, что все очень серьезно и трассы будут ставиться достаточно непростые, чтобы просто пройти их с закрытыми глазами. Очень мешаются кусты, которые иногда приходится проезжать насквозь. Снега очень много... Он глубокий и невозможно предугадать - то ли мягко будет, то ли бугор поймаешь, который прикрыт тонким слоем пухляка. Завтра будет еще круче - этап на Эльбрусе, по кулуарам, народ уже немного вкатался, короче - будет битва!».
Особо несладко в первый день пришлось судьям, фотографам и видеооператорам, которые выкопав себе по краям трассы настоящие снежные окопы «по грудь», вели оттуда прицельный огонь, снимая каждого фрирайдера на пленку или занося свои впечатления в итоговый протокол. К концу дня их фигуры уже напоминали снеговиков, занесенных снегом и совершенно окаченевших.
Несмотря на плохую погоду «проба склона» прошла удачно. Без травм среди фрирайдеров и серьезных срывов в организации первый день прокатился снежной пургой и спрятался в темный угол поляны Азау.
Ночью усилился ветер, вместе с ним усилился и снегопад. Зашуршали, как ядовитые змеи лавины. Эльбрус начисто перемешался с небом. В баре на «Мире» предбанник завален снегом по колено, на стенах - ледовые узоры и сосульки. В самом баре бродят приведения сноубордистов и горнолыжников расчитывающих пересидеть непогоду за стаканчиком глинтвейна. Двести метров направо по хребту от «Мира» и ты уже на другой планете. Ничего не видно. «Молоко» абсолютное. Земля летит мимо тебя, расправив свои белые крылья. Пурга царапает снежными кристалликами лицо, залепляет очки, забирается в рукава и под куртку, сбивает направление движения. «Макс, помоги надеть капюшон, а то у меня его ветром вырывает». Передвижение по хребту и далее по скалам и кулуарам вниз - к месту старта, почти на ощупь. На ветер можно лечь и некоторое время побыть с ним в союзниках. Юрий Борисович Триста, прикрывая ладонью рацию от ветра: «Находимся на хребте, начинаем спускаться. Спасатель, который шел с нами потерялся». Через две минуты как сквозь белую вату, проваливаемся по склону вниз и видим темные фигуры - это судьи и участники уже снимают рекламные банеры. Маркировочная лента, задающая направление движения гудит, вибрируя на ветру, как проносящийся мимо «товарняк». Потерявшийся спасатель попал в лавину, потерял лыжу, но, слава Богу, выбрался живым и невредимым. Соревнования второго дня на Эльбрусе загублены непогодой. Все едут вниз.
На третий день погода, похоже выяснила все отношения с чемпионатом и небо над Чегетом немного прояснилось. Разлетелись по другим долинам снежные тучи, ветер нашел себе другое занятие, чем испытывать терпение фрирайдеров и журналистов и даже на некоторое время показалась ледовая голова Донгуз-Оруна. Такими оптимистичным обстоятельствами решили воспользоваться организаторы и провели в заключительный день чемпионата сразу две попытки по двум трассам, выполнив всю программу чемпионата и определив российских чемпионов по фирайду.
Первая трасса - открытый участок склона, слева от подъемников. Разгоняйся и пиши мелкие средние, большие дуги как душе угодно! Простор для хорошей скорости, открытое пространство, свежий, мягкий снег...
И полная противоположность ей - трасса вторая, поставленная прямо под чегетскими подъемниками. «Харакири с разбега», «Супер-черная», «Смерть на лыжах» - все эти эпитеты - детский лепет по сравнению с тем, что ожидало фрирайдеров в последней попытке чемпионата. Представьте себе узкую - не более двух-трех метров снежную полоску, уже изрядно перепаханную и разбитую, проходящую по густому лесу. Время от времени эта полоска упирается то в кусты, то в стволы поваленных деревьев, то в огромные сугробы. Траектория трассы изобилует крутыми поворотами и резкими спадами. И вот по такой «поверхности» сливки российской фрирайда, финалисты чемпионата проехали и проехали весьма успешно!
Антонин Летяги (гость чемпионата, прорайдер фирмы Eider) делясь своими впечатлениями от последнего дня и от чемпионата в целом: «Ваши ребята катаются просто фантастически! Я уверен, будь у них побольше опыта выступлений за границей, они прочно вошли бы в элиту мирового фрирайда!»
Последние участники пробирались по «сумасшедшей» трассе уже в сумерках. Как подарок после всех мучений и замерзаний под пронизывающим ветром, на фоне нежно голубого, закатного неба показался Эльбрус, «весь пошит из красных облаков». В поселке Терскол в окнах зажглись звезды и вскоре их отражение появилось на небе. Еще кто-то из сноубордистов прыгал внизу «на камеру», обеспечивая «крутые» съемки телевизионщикам, еще организаторы собирали вешки и контролеров на трассе, еще горнолыжники толкаясь палками, медленно скользили к входу в гостиницу «Чегет», а уже ложе Баксанской долины заливали чернила ночи.
Первый в истории России чемпионат по фрирайду закончился. Его события стали историей. Участники, организаторы - все приобрели после этих, немного сумасшедших дней, свой личный опыт. Каков он? - можно только догадываться и ждать следующего года, следующего сезона и еще надеятся, что тех кто был здесь счастлив, кто считает свой опыт положительным, тех кто обязательно сюда приедет еще раз будет достаточно для проведения нового чемпионата здесь, в Приэльбрусье, во фрирайдной «точке силы».