ОТ «КОРОТЫШЕК» - К ДЕТСКИМ КАРВАМ
Опубликовано: Журнал №24
Владимир Преображенский
Издательство «Физкультура и спорт» готовит к выпуску книгу Владимира Сергеевича Преображенского «Азбука горнолыжного спорта». Она адресована детям, подросткам, юношам, родителям для самостоятельного обучения.
В.С. Преображенский — инструктор-тренер, пятикратный чемпион СССР по горным лыжам и пятикратный чемпион мира по лыжам среди журналистов, заслуженный работник культуры, врач (специалист по спортивной медицине и рефлексотерапии), автор пятнадцати книг и многочисленных статей. До сих пор ведет в журнале «Физкультура и спорт» рубрики «Клуб лыжника», «Вас принимает доктор ФиС».
«Из семидесяти девяти лет, — говорит он о себе, — я семьдесят пять катаюсь с гор на лыжах и шестьдесят лет кого-нибудь обучаю поворотам».
С фрагментами этой книги «Л.С.» познакомит своих читателей.
УРОК ПЕРВЫЙ
ОСНОВНАЯ СТОЙКА
На каких бы лыжах вы, ребята, не пришли на горку — на длинных, на коротких или даже на беговых — начните с этой стойки. Что подразумевается под названием «основная»? Лыжи на ширине 5 — 10 — 15 сантиметров. Колени согнуты. Они словно пружины — чутко реагируют на все неровности рельефа. Кисти впереди бедер, едва разведены в стороны, а палки штычками направлены назад (руки и палки страхуют от поперечной потери равновесия).
Рис. 1 |
Если вы начинаете обучение в современных слаломных ботинках с высоким задником — одну из лыж вперед в стойке можете не выдвигать (рис.1). Если же ваши ботинки кожаные низкие, правая или левая лыжа выставляется вперед на полступни для увеличения передне-задней устойчивости.
При выезде с крутой горки на равнину или с упомянутой трассы в целину лыжник, даже в современных слаломных ботинках, притянутых к лыжам автоматическими креплениями, чуть выдвигает вперед одну из лыж, чем увеличивает устойчивость. Не выдвинешь — кувыркнешься через голову!
А почему не следует разводить широко лыжи в стойке? Это в дальнейшем осложнит ваше обучение. На широко расставленных лыжах, например, поперек крутого склона не поедешь — неудобно, а поперек в горах ездить вам придется; при широкой стойке, как это ни странно, ухудшается и поперечная устойчивость — мелкие бугры во время спуска ударяют то по правой, то по левой лыже, выводя тело лыжника из равновесия. При узком же ведении лыж бугор подкидывает в одной плоскости, с чем легче справиться вашей еще не вполне отлаженной «системе равновесия».
Рис. 2 |
Вообще, стоять на лыжах в любой стойке нужно легко, непринужденно, к снегу «не присасываясь», и всегда перпендикулярно склону, меняющему перед вами крутизну (рис. 2). Так стоять, чтобы в любой миг можно было, словно мячик, подлететь над склоном, снова приземлиться и снова подлететь! Это, ребята, очень важно. И потому, с кем бы я ни занимался, рекомендую перед началом спуска на макушке горки (а потом и на ходу) принять основную стойку и легонечко попрыгать за счет неполного распрямления в коленных и тазобедренных суставах.
Очень полезно прыгать в основной стойке и дома перед зеркалом во время утренней зарядки, мысленно надевая на ноги лыжи и отрываясь от пола сразу со ступней, а не с носков (как будто пятки ваших ног притянуты креплениями к лыжам). Ведь наши мышцы и нервная система имеют память и при повторении правильных движений в сознании быстрее протариваются нужные пути и мышечные ощущения.
Встав в основную стойку, еще и покачайтесь вперед-назад, сильнее загружая то пальцы стоп, то пятки. Эти ощущения в дальнейшем вам тоже очень пригодятся.
Кстати, обучая основной стойке совсем маленьких детей, я предлагаю им легонечко подпрыгивать на маленьком ходу и легонечко покачиваться вперед-назад, но палки в руки не даю. Без палок, во-первых, безопасней, а во-вторых, лучше развивается устойчивость, чувство равновесия.
А где осваивать основную стойку? На маленькой равномерной горке с постепенным выкатом на плоскую площадку, где без труда вы можете остановиться. Почему нужна именно такая горка?
Если склон для начала выбрать чересчур крутой, косой с узким или неудобным, либо резким выкатом внизу, где вы можете упасть, обучение затянется, а то и вовсе оборвется из-за травм. Страх будет вам мешать — вы не научитесь стоять свободно и скользить, а станете тормозить и упираться. Более того, начинать самостоятельное обучение гораздо лучше на маленьких холмиках, пригорках, каких у нас в России несметное количество, а не в больших горах и не на больших склонах. В большие горы и на большие склоны вы направитесь попозже, когда научитесь многочисленным премудростям и «оседлаете пока неоседланную скорость».
Разумеется, ребята, на вашей первой горке для разучивания основной стойки не должно быть деревьев и кустов, столбов или большого скопления катающихся лыжников, с которыми вы можете столкнуться. А освоили вы одну горку, переходите на другую, чуть подлиннее, чуть покруче, с небольшими бугорками. Постепенность и еще раз постепенность — обязательное условие прогресса. Только никогда не начинайте спуск напрямую, не глядя, с макушки незнакомой горки. Любую горку вначале осваивайте снизу: немножко забрались — спустились, еще повыше забрались — опять спустились и так до самого верха. Тогда и дурацких травм, падений избежите! Мастера и те, поднявшись на канатке, сразу быстро по незнакомой горке не поедут: ее хорошенечко просмотрят, спускаясь с остановками, прощупают лыжами-ногами, а уж потом мчатся!
ОБТЕКАЕМАЯ СТОЙКА
Рис. 3 |
Лыжи на ширине плеч, колени согнуты сильнее, чем в основной стойке, бедра и туловище горизонтальны, палки подобраны под мышки, кисти сведены, локти провалены впереди коленей (рис. 3). Тут все направлено к тому, чтобы уменьшить сопротивление встречного потока воздуха. Пока, ребята, вам эту стойку серьезно осваивать не надо. Рано. Съехали разочек-два ради любопытства, и достаточно. Рассказываю здесь о ней лишь для ознакомления. Главная же задача ваша, повторяю, основная стойка.
Ну, а сколько времени необходимо вам кататься в основной стойке с разных горок? Все зависит от окружающих условий, конкретной цели, стоящей перед вами, от времени, которым вы располагаете (например, до поездки в горы) и, конечно, от инвентаря, который у вас есть. Одно могу сказать определенно: перекататься вы не бойтесь. Чем больше спуститесь в стойке с разных горок — тем и лучше! Основная стойка — это крепкая основа.
УРОК ВТОРОЙ
ТОРМОЖЕНИЕ «ПЛУГОМ»
С моей точки зрения, это в обучении очень важный элемент. Да и вообще, каждый горнолыжник должен в совершенстве владеть торможением «плугом».
Рис. 4 |
Вспоминаю, как олимпийский чемпион и чемпион мира норвежец Стейн Эриксон применял мгновенный тормоз «плугом». В Нюрофиеле (в узком месте) на одной из труднейших в мире трасс скоростного спуска: перед глубокой «люлькой» раздвинет пятки лыж и затормозит, сомкнет лыжи — ринется в провал, вылетит из «люльки» на 30 — 40 метров, как из катапульты, приземлится и скроется за поворотом!
Рис. 5 |
Так вот, склон для разучивания торможения «плугом» тот же — пологий ровный, где вы разучивали основную стойку. Только теперь, ребята, вам его надо не только утрамбовать, поднимаясь вверх «лесенкой», но и хорошенько загладить «юзом», то есть соскальзывая с горы боком… Итак, когда склон готов, встаньте наверху горушки в основную стойку, толкнитесь палками, слегка присядьте, выпрямьтесь — разгрузите от своего веса лыжи, как будто сильная рука вас приподняла за воротник (рис. 4), — и плавно, скользящим движением, раздвиньте пятки лыж в стороны (пятки раздвинуты, а носки лыж вместе, отсюда и название — «плуг»), силы трения «постараются» поставить ваши лыжи параллельно, а вы сопротивляйтесь, давите на каблуки и мышцами ног держите лыжи в «плуге». Потом расслабьте мышцы и сомкните лыжи. В дальнейшем выполняйте разведение и сведение пяток лыж активно, быстро, энергично (словно Эриксон).
Поворот "«плугом", как выполнить его? Да очень просто: затормозили энергично «плугом» и надавите посильнее на каблук левого ботинка — поверните вправо, надавите на правый, поверните влево (рис. 5).
Но сегодня поворот «плугом» разучивать вам необязательно. Его разучите попозже без труда. Позже даже лучше. Торможение «плугом» на этом этапе обучения, на мой взгляд, в сто раз важнее.
УРОК ТРЕТИЙ
ПОДНЫРИВАНИЕ
Рис. 6 |
Поставьте на пологом склоне тоненькие скрещенные веточки-ворота, штук пять — шесть, на расстоянии (ворота от ворот) 3 — 5 метров. И, спускаясь в основной стойке, неглубоко подныривайте под них: поднырнули — выпрямились, поднырнули — выпрямились (рис. 6). Упражнение можете делать без палок или с палками, но, когда подныриваете, руки сводите вместе, а скорость разгона перед скрещенными ветками постепенно увеличивайте.
Рис. 7 |
Для чего нужны эти самые подныривания? Для того, чтобы научиться еще одному чрезвычайно важному элементу — разгрузке и перегрузке лыж во время поворота! При разгрузке ваши лыжи легко входят в поворот, при перегрузке — прогибаются и выписывают слаломные дуги (рис. 7). Вот эти-то разгрузки двух видов (при резком приседании и почти полном выпрямлении) вам и придется в будущем использовать для входа в поворот, а перегрузки — для прогибания лыжи и ведения дуги.
Для проверки, встаньте, ребята, на весы. И глядя на показатель-стрелку, то присядьте, то распрямитесь энергично… Увидите — вес вашего тела (допустим, 50 кг) изменяется в пределах от 0 до 80 кг (рис. 8).
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ
"УКУС"
Рис. 8 |
Это упражнение снова ключевое, которое, однако, многие тренеры недооценивают и редко применяют. Как выполнить его?
Положите на склоне тоненькие ветки поперек движения на расстоянии 5 — 10 метров друг от друга и, хорошенько разогнавшись, попробуйте перепрыгнуть через них носками лыж. Только носками, я подчеркиваю, а не всеми лыжами — за счет короткого быстрого неполного распрямления в коленных и тазобедренных суставах, которое основную стойку не меняет. Точнее, это даже не подскоки, а мгновенные отдергивания носков лыж от веточек, которые вас жалят за лыжи, словно пчелы (рис. 9).
Рис. 9 |
Зачем нужны эти мгновенные отдергивания? О, тут сразу обо всем не расскажешь. Во-первых, для того же мгновенного облегчения лыж и входа в поворот одним из эффективных способов. Во-вторых, для свободного и легкого стояния на лыжах. Когда вы будете спускаться по трассам скоростного спуска на бешеном ходу, микроскопические бугорки и рытвины начнут вас снизу бить по лыжам, от ударов лыжи «загуляют», могут и перекреститься, а вы не бойтесь, не сопротивляйтесь — подлетайте вверх как мячик и в воздухе выравнивайте лыжи, «собирайте» их, как выражаются специалисты (рис. 10). Ведь в воздухе, кроме встречного воздушного потока, вам ничто не помешает «собрать» лыжи и ничто не выведет вас из равновесия! В-третьих, в воздухе ваши уставшие ноги отдыхают.
Между прочим, как посчитали, на всемирно известной трассе скоростного спуска в Шамони горнолыжник только одну треть пути скользит на лыжах по снегу, а две третьих (больше половины!) летит по воздуху. Едва прикоснется и снова подлетает!
Вот для того, чтобы в будущем чувствовать себя в воздухе хозяином, с самого начала обучения и кладите поперек склона тоненькие веточки — учитесь отдергивать от них носки лыж, точно вас за них жалят пчелы!
Рис. 10 |
И, наконец, это самое упражнение, ребята, сослужит вам неоценимую услугу, когда вы будете овладевать полетами на скорости через большие спады методом «опережающего толчка-полета» или смягчать бугры помельче приемом «авальман» — «проглатыванием». Но об этом позже. Сейчас два слова о соединении первого упражнения со вторым.
Если вдруг в будущем у вас прогресс обучения поворотам приостановится оттого, что вы потеряли эластичность, мягкость в коленных и тазобедренных суставах (а это случается на разных этапах обучения нередко), я советую: поставьте скрещенные «шалашики» из веток и за каждым «шалашом» (через три — четыре метра от него) бросьте поперек тоненькую ветку (всего штук 8 — 10). Поднырнули под «шалаш» — отдернули носки, подпрыгнули — и отдернули… Прекраснейшее упражнение! Только, повторяю, подныривание должно быть неглубоким — колени и тазобедренные суставы сгибаются не сильно.
УРОК ПЯТЫЙ
«КОРОТЫШКИ»
Ну вот мы с вами и добрались до очень важного урока — обучения поворотам. И не каким-нибудь простейшим «переступанием» и «плугом», а самым удобным, заветным, совершенным — на чисто параллельных лыжах!
Но можно ли им быстро научиться? Отвечаю: да!
Рис. 11 |
Революцию, иного слова и не подберу, свершили укороченные лыжи — «коротышки». Что значит «коротышки»? Если их поставить на пол рядом, они достанут носками вам до пояса или чуть повыше (для совсем маленьких детей длина лыж 50, 80, 100 см, для подростков и юношей — 100, 120, 140 см) (рис. 11). А в чем смысл обучения на коротышках?
Вспомните (особенно те ребята, которые играют клюшками в хоккей) — на коньках ведь повернуть ничего не стоит, можно и не думать: подал согнутые колени вправо — и повернул вправо, подал влево — и поехал влево! То же и на длинных лыжах на большом ходу — мастера это отлично знают — чем выше скорость, тем легче ввести длинные лыжи в поворот!
А вот повернуть на длинных лыжах на маленьком ходу — чрезвычайно трудно. Семь потов сойдет! Для этого надо сделать целую серию очень сложных взаимосвязанных движений, доступных лишь мастеру, а не новичку. Противоречие? Еще какое! Оно обострено и тем, что новичок не может ехать с горы быстро — он разобьется! Верно?
Рис. 12 |
В чем же выход? Ставь новичка на короткие лыжи, почти что как на коньки и учи его поворотам на маленьком ходу. А научился он, поехал быстрее — ставь его на лыжи немножко подлиннее… и так до лыж нормального размера.
Просто? Очень просто! Однако в жизни, ребята, получилось по-другому: до этой гениальной простоты взрослые дяди во всем мире не могли додуматься больше полувека. Они обучали новичков на длинных лыжах на маленьком ходу, а для того, чтобы новичок мог повернуть в этих условиях, придумали целую серию подводящих упражнений в виде «плуга», «упора», «боковых соскальзываний» и прочего, которые как нудные гаммы в музыке отпугивали сотни непоседливых мальчишек и девчонок.
Рис. 13 |
Клиф Тайлор — бывший американский летчик, а позже инструктор горнолыжной подготовки — первый отбросил эти надуманные «гаммы»: стал обучать новичков на коротышках поворотам всего за 3, 5, 10 дней. Как он это делал?
В первый день клал на паркетный скользкий пол вязаные коврики и предлагал новичкам встать на них, согнуть колени и покрутить ими вправо — влево «твист» (рис. 12). На следующий день новички надевали коротенькие лыжи (рис. 13), выходили на пологий и умятый склон, где по бокам стояли 5 — 6 тоненьких веточек (рис. 14): одна слева, а другая справа и т.д. И (по предложению Тайлора) лыжники пытались объехать эти ветки любым способом. Сначала повороты у них выходили корявые, потом все лучше, лучше, потому что (невольно, на ходу) они вспоминали вчерашние движения коленок в «твисте» и начинали так же, коленками, поворачивать на лыжах!
Через день-два, когда новичок неплохо осваивал повороты на параллельных коротышках, Тайлор переставлял его на лыжи сантиметров на 10 подлиннее, потом еще длиннее… И так до лыж нормального размера. Вот и все. Курс обучения окончен. Дальше — совершенствуйтесь сами. Катайтесь с гор, используя для подъемов канатные дороги!
ОНИ ПОВОРАЧИВАЮТ САМИ
Рис. 14 |
Любопытно, что еще перед войной и сразу после ее окончания наши воробьевские и кавголовские мальчишки были очень близки к этому открытию. Они сами делали коротышки из досок от бочек и без труда выучивались на них, как на коньках, виртуозным слаломным поворотам. Многие из них потом, попав в спортшколу, быстро становились чемпионами и мастерами — например, 29-кратный чемпион СССР Александр Филатов, 20-кратный Виктор Тальянов и другие. Многие, но далеко не все. Почему? В спортшколах взрослые дяди-тренеры сразу ставили ребят на длинные лыжи, которые ломали технику виртуозных поворотов. Не все мальчишки могли перескочить через этот искусственный барьер. Заслуга Тайлора в том и состоит, что он создал систему — постепенный переход с коротких лыж на лыжи немножко подлиннее!
К сегодняшнему дню метод Тайлора усовершенствовали другие тренеры. Он разошелся широко по свету. Но можно ли сказать, что он всюду нашел признание? Нет! Представители старой классической школы то и дело нападают на него (не так просто добровольно отказаться от того, чему тебя самого когда-то научили!).
Как бы то ни было, а я этот метод давно и сразу принял. Боролся за него, усовершенствовал и беспрерывно повторял его на практике — обучал ради интереса (по выходным дням, когда свободен) то маленьких детей, подростков, юношей, то совсем взрослых, физически неразвитых.
Первые лыжи — коротышки для своего 11-летнего сына я тоже сделал из своих старых деревянных горных лыж фирмы «Россиньол» со сломанной пяткой: пятки до креплений отпилил и выбросил, а на середину метровых коротышек установил крепления. До этого сын катался с разных горок на длинных лыжах и повороты у него не получались, а тут, два воскресенья — и пошло! Мы с ним накануне поехали в Карпаты, где крутились длинные канатные дороги. И там сын спустился за мной след в след без остановок по разным кручам и по целине. Взрослые дяди на него со стороны смотрели, удивлялись, спрашивали: как я научил его? Наши дети, мол, так не умеют поворачивать — торчат с мамами внизу горы Тростян и падают. Однажды и я спросил у сына, когда мы остановились на какой-то круче дух перевести:
— Алешка, как ты, в самом деле, поворачиваешь?
Он пожал плечами:
— Не знаю, папа. Коленками туда-сюда кручу, и лыжи сами подо мной поворачиваются.
УРОК ШЕСТОЙ
ПРЕОДОЛЕНИЕ БУГРОВ И КРУПНЫХ СПАДОВ
Рис. 15 |
Смягчение впадин и бугров на маленьком ходу, как выражаются, «коленками» (на самом деле в работе участвуют и тазобедренные, и голеностопные суставы). Прием этот, ребята, ничего хитрого из себя не представляет: наверху бугра присели, с него съезжая, распрямите ноги, как будто спрыгиваете со стола и боитесь отшибить о пол ступни (рис. 15).
Зачем мы приседаем на столе, даже не думая об этом? Чтобы пониже опустить центр тяжести. Зачем, соскочив, интуитивно распрямляем ноги? Чтобы скорее «поймать» ногами пол, не дать центру тяжести (нашему падающему телу) разогнаться!
Чем слабее «ударится» центр тяжести при выезде с бугра на ровную площадку, тем меньше врежутся в снег лыжи, тем легче устоять на них, тем лучше, кстати, и скольжение.
Опережающий толчок-полет — следующий прием в нашей системе обучения. И прием невероятно важный. Его освоите — и сразу почувствуете себя хозяином, мастером, волшебником на быстрой скорости.
Да, в горах, на бешеном ходу, на трассе скоростного спуска, например, без этого приема — шагу не шагнешь! Но учиться основам этого приема нужно заранее на небольшой скорости, у дома, на маленькой горушке.
Рис. 16 |
Итак, прежде чем спад-бугор швырнет вас донизу на горизонтальную площадку, вы сами, не доезжая до макушки, легонечко подпрыгиваете — «подбираете ноги-лыжи» — и перелетаете бугор (рис. 16 и 17). Удара нет, он сглажен приземлением на кручу — до плоского места вы не долетели и расстояние выиграли: представьте, что за первым бугром — второй бугор или поворот, времени на раздумье у вас больше.
Удачное приземление на бешеном ходу воспринимается, ребята, как сказочный сон, в котором все дивно удается!
Рис. 17 |
А в чем сложность и уязвимость этого приема? Во-первых, толкнуться надо коротко, мгновенно, не поднимая центр тяжести над макушкой спада. Во-вторых, толкнуться необходимо во-время — не раньше и не позже. Толкнешься рано — до бугра не долетишь, и он тебя швырнет с макушки второй раз! Толкнешься поздно, с самого бугра — еще хуже: силы суммируются, из трассы улетишь, как птица!
Умелому короткому, мгновенному отдергиванию лыж без подъема центра тяжести нас надежно учит на маленькой горушке то самое перепрыгивание через веточки носками лыж, которому мы обучались в начале нашей «школы». Помните «укус» (рис. 9)? Кто мало в этом упражнялся, придется наверстать. Кто много, тому в сто раз легче освоить опережающий толчок-полет.
Мгновенное отдергивание лыж от веток (точно за них жалят пчелы) еще учит вас вовремя толкаться от бугра — не раньше и не позже, хотя некоторая уязвимость всё же остается. В чем она? При опережающем толчке нагрузка целиком ложится на наше зрение (на глазомер). Зрению ничто не помогает. А если снегопад, рассеянный свет, туман, плохая видимость? Вероятность ошибки возрастает. Верно?
«Авальман» — другой прием в ступеньке мастерства. Дословный перевод этого слова с французского языка на русский означает: «проглатывание». Чего? Бугров! Каких? Помельче, выступающих, а не крупных спадов. И главное, «авальман» служит для обработки бугров при плохой видимости. Почему? Да потому что тут к нашему зрению, ребята, присоединяется надежный помощник — чувствительный рефлекс с мышц, сухожилий, стоп (точнее — с лыж, так как у опытного горнолыжника лыжа, словно продолжение ноги, как у теннисиста — продолжение руки!).
Рис. 18 |
Итак, едва ваши лыжи надавят носками на бугор (рис. 18), вы тут же их отдергиваете, будто за носки лыж вас ужалила пчела. Отдерните ступни ног — не под себя, а перед собой (что тоже очень важно).
Ваши бедра от удара о бугор идут вверх перед вашей грудью и тащут за собой (сгибаясь в тазобедренных суставах) согнутые в коленках ноги, голени и стопы, а на них висят тяжелые слаломные ботинки, лыжи. Удар от встречного бугра расходуется на это поднимание вверх тяжелых лыж, ботинок, ног. Центр тяжести остается непоколебимым — вверх его ничто не подает, не приподнимает… Перелетели вы бугор — лыжи, ботинки, ноги мягко опускаете. Бугор проглочен. А для того, чтобы вас в воздухе назад не опрокинуло, вы (и при «авальмане» и при «опережении») энергично тянете руки вниз-вперед.
К склону же (после полета) стремитесь припечататься всей плоскостью обеих лыж. Вспомните — кошка, откуда бы ни сорвалась, всегда приземляется на все четыре лапы. Лапами в воздухе она словно чувствует землю. Так и горнолыжник, взлетев в воздух, должен всегда чувствовать поверхностями лыж склон, на который будет приземляться. А как все эти чувства развивать?
В летне-осенних тренировках первостепенную роль на этом этапе обучения приобретают упражнения на батуте — сальто вперед и назад. Для отточки глазомера очень хороши прыжки с разбега в группировке с опережающим отталкиванием через края песчаных обрывов в воду или песок.
СТРАНИЧКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Вроде бы совсем недавно я спел оду лыжам-коротышкам, системе обучения на них, которые «сами учат поворотам», и вдруг сообразил: пора остановиться, оглядеться.
Дело в том, что горнолыжный технический прогресс развивается стремительно и неизбежно, влияет на методы обучения, а мы с вами не имеем права от него отстать даже на полшага.
Лыжи «новой геометрии» или «карвы» ворвались в наш обиход сравнительно недавно. И я в один погожий день (еще в начале бума) на Парамоновской горке сумел опробовать две пары таких лыж ведущих зарубежных фирм: «К2» и «Диностар». Ощущения, скажу вам, были невероятные. Казалось: какой частокол из слаломных древок передо мной не поставь — прошью любой без малюсенькой помарки!
При входе в поворот карвы даже не надо разгружать от веса: куда подал колени — туда и повернул!
Впрочем, для подлинного мастерства едва заметная вертикальная работа в коленных и тазобедренных суставах остается в силе. Так что все наши предыдущие уроки-упражнения — «подныривание», «укус» и прочие — осваивали мы не зря.
Ну, а в чем изюминка этих новых лыж? Пятки и носки у них намного шире, чем середина (рис. 19). Иначе говоря, у этих лыж сильнее выражена талия, и когда вы ставите на ребро (на кант) такую лыжу, она цепляется за снег широкими носком и пяткой, а узкая середина ее, словно провалившись, прогибается дугой. Дуга же прямо по снегу не поедет — повернет сама без юза, с носа!
Как это проверить? Очень просто. Возьмите в руку изогнутую дранку, которой прежде покрывали крыши и сильно ткните ее в воду: она опишет в глубине дугу и вынырнет обратно!
Короче говоря, карвы (почти что без усилий, сами) выписывают идеальные «резаные» повороты без торможений, бокового сноса, юза.
Рис. 20 |
А почему прежде не делали такие лыжи?
Пытались делать, но ничего не выходило: деревянные, металлические и прочие лыжи с широким «носом» свертывались пропеллером и соскальзывали по снегу. У них не хватало торсионной (как ныне говорят), то есть продольной прочности. И только новейшие материалы (типа кевлара и других) и новейшие технологии позволили создавать лыжи-карвы, которые не скручиваются пропеллером и прогибаются безукоризненной дугой (рис. 20)!
Итак, лыжи-карвы превосходны. Спора нет. Но весь наш этот разговор шел о лыжах для взрослых, а как ведут себя короткие лыжи-карвы для обучения малышей?
А почему прежде не делали такие лыжи?
Спрашиваю об этом у молодой пары с симпатичным мальчуганом, которые стоят передо мной в очереди на канатную дорогу. Мальчугану лет 5 — 6, не больше. На ногах у него гибкие метровые карвы, каких я прежде не видел.
— Месяц назад мы его взяли с собой в Пампорово, в Болгарию, — говорит отец и ласково треплет взъерошенную белокурую головку: сынишка раскраснелся, снял вязаную шапочку — день безветренный, мартовское солнце припекает.
— В Москве его оставить было не с кем, а научить поворотам на подмосковных горках не успели, — вступает мама в разговор. — Вот мы и рискнули, взяли его в горы. Так он там, не поверите, на второй день поехал за нами по длиннющим трассам. Никаких хлопот!
На следующем спуске я проследил за малышом: шпарит вниз уверенно, дуги закладывает на чисто параллельных лыжах, а перед самой очередью лихо затормозил и точно стал между родителями.
Разумеется, я тут же вспомнил лыжи-коротышки, на которых обучал своего сына и его многочисленных друзей. Вспомнил и нападки строгих специалистов на те лыжи. В каких только пороках их не обвиняли, но жизнь отбросила надуманные опасения. Теперь, позже, пришла пора нападок на «карвы» для детей.
Облегченное и очень быстрое обучение на «карвах» поворотам маленьких детей, — приходится слышать иногда от старых тренеров — ведет к сужению арсенала мастерства, к невольному проглатыванию очень нужных элементов из классической школы обучения, что в целом создает рафинированного горнолыжника, который теряется на склонах, столкнувшись с неожиданными трудностями: тяжелым снегом или разбитой трассой. Словом, кто прошел классическую школу от «а» до «я», тот более приспособлен, крепок. На карвингах бойца не воспитаешь.
Легко отмахиваться от мнения строгих критиков вряд ли стоит, но и полностью согласиться с ними невозможно. Мой сын-подросток, как я уже сказал, поехал за мной след в след на коротышках по Карпатским кручам, а до этого повороты у него не получались. А когда он вырос, никакие пороки, которыми пугали, за ним не потянулись. В повороты он входил изящно, чуть приподняв внутреннюю лыжу, бугры преодолевал как кошка, мягко, а в спусках по целинным склонам стал мастером, класса высочайшего. Глядя на него в Хибинах, Бакуриани, Аше, Таштаголе, Шерегеше я всякий раз испытывал сладостную гордость: «Моя школа, мои гены, моя былая смелость. Нет — на ступеньку выше!».
Про обучение на коротышках я и сейчас сказал бы так: «Путь к вершинам мастерства на них короче. Импульсы, рефлексы поступают в мозг ребенка прямо с лыж, минуя словесные (и порой чрезмерные) назидания педагога.».
Думаю, что путь обучения на новых детских карвах еще короче и естественнее, потому что карвы намного лучше коротышек.
Ну, а чтобы юный горнолыжник из-за более совершенного инвентаря вдруг остановился в росте, в это я не верю. Горы беспредельны. Их простора для раскрытия таланта хватит на любого человека.
Теперь о разнице между коротышками и карвами.
Коротышки, повторяю, мы делали из обрезков старых лыж, и они не гнулись, были «дубовыми» уродцами. И все-таки ребята на них отлично поворачивали. Карвы же — упругие и гибкие.
Короче говоря, они, словно миниатюрные скрипки Страдивари, издают неискаженный «материнский» звук. Вот потому-то беленький малыш в Болгарии и шпарил за родителями, не отставая.
Так что, уважаемые мамы и папы, не бойтесь обучать на карвах поворотам маленьких детей. Если есть возможность, приобретайте для них карвы.
В последние годы мне не раз представлялась возможность опробовать карвы разных фирм. И я убедился: карвы изумительны!
Сейчас же я получил в подарок от президента РОК Леонида Тягачева карвы фирмы «Блицарт» длиной всего 160 см. Я раньше тренировался и соревновался на лыжах 215 — 220 см, а эти — всего 160!
Характер их я изучил еще не досконально. Но уже могу сказать: они устойчивы, они легко выписывают разные повороты (без торможения и сноса), какие мне раньше во сне не снились!