Опубликовано: Журнал №24
— В августе и сентябре я отдыхаю от тренировок и соревнований.
— Как?
— Катаюсь на лыжах.
Из интервью с Карлом Шранцем.
Для начала подробнее остановимся на особенностях, прелестях и тягостях летнего backcountry. Увы, в нашем языке понятия аналогичного, выраженного одним словом, нет, посему далее будем использовать заморское, так же, как и "райдер" вместо "лыжник", дабы подчеркнуть специфику катания, затронутого в теме, и чтобы не обижать сноубордистов.
Итак, лето плюс неистребимое желание кататься по СНЕГУ.
Летнее катание — это цветы и жаркое солнце. Это — бесконечное разнообразие типов снега за один спуск. Возможны ВСЕ варианты зимнего плюс специфического летнего, когда глубина откисшего, послушного, как глина в руках гончара, снега регулируется более или менее ранним выходом на склон. Это — нетронутая девственность снегов ввиду почти полного отсутствия конкурентов-райдеров в одно время в одном месте, вкупе со способностью летнего солнца нивелировать в течение суток склон лучше всякого ратрака. Это — свойство летнего снега будучи скользким, не разгонять, дающее возможность уверенно передвигаться по крутым пересеченным узким маршрутам, требующим зимой филигранной техники. Это — приятная прогулка к местам, технически недосягаемым зимой, когда на "ски-туре" не пройдешь: очень круто, узко, густой лес, кусты хуже проволочных заграждений и т.д., а пешком — снег по пояс и выше. Это — житье в палаточном лагере в удовольствие, не "борясь за существование". Это — подъезды на машине туда, куда зимой и на ратраке не доберешься. Это, в конце концов, — летний загар, купание в речках и озерах без претензии на моржевание, пение птиц и вечерние туманы, посиделки у костра на травке, а не в сугробе, скольжение по снегу в обрамлении цветущих альпийских лугов.
Остановимся на Северном Кавказе, российских "рукавицах за поясом", на самом впечатляющем и перспективном районе Кавказа, в интересующем нас аспекте, — Приэльбрусье.
Для большинства это Баксанская долина от поселка Эльбрус до поляны Азау и южный склон Эльбруса в секторе ледников Гара-баши и Малый Азау.
Коротко о наиболее интересных маршрутах, "прокатанных" в течение последних десяти лет.
Прежде всего, сам массив Эльбруса. Уникальный дар природы российским райдерам. Существует по крайней мере пять путей спуска с его вершин, отвечающих самым строгим требованиям неэкстремального летнего катания.
ДЛИНА маршрутов спусков колеблется от 8 до 12 км (!), пригодных для эксплуатации в течение ВСЕГО лета, укорачивающихся к августу не более, чем на 10-20% в зависимости от складывавшихся погодных условий.
Наиболее просты спуски с Западной и Восточной вершин по южному склону, достаточно популярные среди иностранных и отечественных альпинистов, ски-туристов. Подъем облегчен наличием канатных дорог до высоты 3700 м над уровнем моря, возможностью относительно комфортного проживания на базе "Гара-Баши» ("Бочки"), "Приюте 11-ти", отстроенном ниже уничтоженного пожаром в 1998г. "Приюта", хижине, расположенной на 200м выше него.
Возможность использования восходителями ратрака для быстрого подъема к скалам Пастухова резко увеличивает вероятность благополучного восхождения.
Наличие канатных дорог, ратраков, катание до 2900м над уровнем моря в июне, до 3500 м в июле, 3700 м в августе, делают южный вариант чрезвычайно привлекательным.
Северный склон Эльбруса отличается от южного примерно так же, как Тибет от Савойи. Полное отсутствие каких-либо проявлений цивилизации в этом районе, возможность добраться до подножия только на автотранспорте повышенной проходимости, более суровый климат делают северную лыжную экспедицию значительно более сложной физически и организационно по сравнению с южной, но неизмеримо более насыщенной впечатлениями. Хотите побывать в преддверии легендарной Шамбалы? Не надо лететь за тридевять земель. Оно — между Кисловодском и Эльбрусом.
И снег. Снег северных склонов. Искушенный райдер поймет, о чем это я.
Помимо этого существует еще минимум два варианта направлений спусков, освоение которых — дело ближайшего будущего.
Следует признать, что в мире отыщется достаточно мест с летними спусками аналогичной протяженности. Но все они обладают существенными недостатками:
1. Чрезмерно большие абсолютные высоты;
2. Большая удаленность от цивилизации со всеми исходящими проблемами. Другими словами, сложность и дороговизна перемещения к "местам обетованным", отсутствие возможности экстренной эвакуации, прочей незамедлительной помощи спасательных служб;
3. Объективная опасность склонов — наличие лавино- и камнеопасных участков, большого количества ледниковых трещин.
Для сравнения: до самого удаленного района Эльбруса — Северных склонов — 4-5 часов езды от аэропорта "Минеральные Воды" и еще меньше — от фешенебельного курорта Кисловодск. Из всех точек маршрута возможна уверенная радиосвязь в УКВ диапазоне, с Севера и Юга — мобильная телефонная в стандарте GSM. На рассмотренных выше маршрутах ледниковые трещины редки, перекрыты в летнее время прочными снежными мостами, лавино- и камнеопасные участки практически отсутствуют.
По мнению многих экспертов международного уровня Приэльбрусье — самое перспективное место для массового летнего backcountry-катания в мире!
Все эти преимущества могут быть отнесены к июньским, июльским спускам с вершин и перевалов главного и боковых хребтов Приэльбрусья. Подходы к базовым лагерям непродолжительны (1-3 часа), перепады высот спусков часто более километра с длиной до четырех километров: ущелье Адыл-Су, хребет Чегет, ущелье Адыр-Су, множество малоисследованных в лыжном отношении боковых ущелий — Донгуз-Орун, Айю-Чат, Когутай, Юсеньги, Курмычи и другие. Большинство потенциальных трасс простые и средней сложности, в интересующее нас время года объективно безопасных.
У западного склона Эльбруса расположились ущелья верховьев Кубани: Уллукам, Уллуозень, Узункол. Красивейшие долины, изобилующие спусками от простых до экстремальных, с мягким климатом, удобным подъездом со стороны Черкесска и Карачаевска, и комфортабельной альпинистской базой "Узункол" в качестве отправной точки радиальных выходов.
Следует знать, что опыт катания на горнолыжных курортах зимой может создать превратное представление о своих физических возможностях. Да, вы с успехом и в удовольствие гоняли по трассам всех цветов радуги целый день. Но "целый день" — это чаще всего не более трех — пяти часов. При этом вы не делаете, зачастую, ни шага пешком вверх. А пяти- пятнадцатиминутные спуски перемежаются отдыхом в кресле, гондоле, вагончике канатки по меньшей мере такой же продолжительности. Поэтому, помимо обычного физического здоровья, о котором вы можете справиться дома у компетентных специалистов, очень желателен предварительный тест в походе, восхождении, длительном кроссе, марафоне на устойчивость к длительным нагрузкам. Ведь помимо погружения в пленительную красоту гор, вам предстоят подъемы с большими грузами в базовые лагери (ваш груз будет превышать на 10-12 кг груз обычного туриста!) и дальнейшие длительные подъемы пешком (либо в стиле ски-тур) с перепадами высот в километр и более. А уж сходив разок в пеший поход по горам, вы наверняка выясните, нравятся ли вам многочасовые переходы ради "прекрасного мига".
Далее. Необходимое специальное снаряжение (горнолыжное, сноубордическое). Оно практически ничем не отличается от того, которому вы отдаете предпочтение во фрирайде зимой. Лишь одно замечание: если зимой вас все же могли устраивать рейсинговые лыжи и крепеж того же класса, то для лета все это не годится совсем. На то множество веских (в переносном и прямом смысле) причин.
Достаточно распространенные для подъема вверх снегоступы также практически неприменимы. Снег в среднем значительно жестче, чем зимой, что практически не дает возможности траверсировать на них склон.
Обязательны альпинистские кошки, которые гарантированно подходят к вашему ботинку, предпочтительно, если вместо эксцентрической клеммы они оснащены ременными "фитилями" (такие кошки более универсальны в отношении обуви, вероятность неожиданного отстегивания исключена). Помните: передвижение по жесткому снегу, особенно на траверсах, без кошек — крайне опасно!
О ботинках. На высотах до 4 — 4,5 км можно поднять ботинки, предназначенные для спуска, в рюкзаке, используя для подъема полноценный альпинистский треккинговый ботинок, и переобувшись перед спуском. Но на больших высотах это невозможно — мороз. Чрезвычайно трудно надеть промерзший за время восхождения пластиковый башмак, но, даже если вам это удалось, вы рискуете на спуске отморозить стопы. Так что хорош только тот ботинок, в котором вы будете чувствовать себя комфортно, проходив весь световой день в нем. Удобство должно превалировать над техническим превосходством модели.
То же касается и лыж. Ваш снаряд должен быть приспособлен ко встрече со всеми мыслимыми типами снега, а также с фирном и глетчерным льдом. Надежность, малый вес, простота креплений должны стоять выше конструктивных «наворотов».
И еще. На Западе чрезвычайно распространены путешествия в стиле "ски-тур". Этому есть веское основание. Нудный и тяжелый подъем становится неизмеримо легче и приятнее. Ски-турист не привязан намертво к пробитой тропе. Особый тип креплений, в котором при подъеме пятка ботинка свободно отрывается от лыжи, фиксируясь на спусках, использование "камуса"- особой ворсистой ленты, прикрепляемой на скользящую поверхность лыжи, не дающей при подъеме лыже проскальзывать вниз (назад) и не мешающей скольжению вперед и вверх, превращает тяжкое ковыляние по колено в снегу в почти библейское "хождение по водам Галилейским", да еще снизу вверх. Выпускаются и специальные ботинки класса "ски-тур" на подошве типа vibram, позволяющей использовать их как альпинистские для подъема по разнообразному рельефу, а затем и для спуска на лыжах.
Ски-тур техника открывает целый новый мир в горах, рождая неиспытанные ранее ощущения, делая досягаемым недостижимое. Но, увы, мало кто из россиян согласится выложить (да немногие и в состоянии это сделать) враз сумму восемьсот — тысячу долларов за вещь, о которой знает только понаслышке. А проката "на попробовать" такого снаряжения у нас в стране просто не существует. Без "полевых испытаний" сложно заставить себя серьезно потратиться на удовольствие, занимающее неделю-две в год, учитывая, что ски-тур снаряжение уступает по техническим показателям обычному горнолыжному.
Но есть выход. Применение ски-тур адаптеров, вщелкиваемых в обычные лыжные крепления и работающих при подъеме как крепления "ски-тур". Стоимость их относительно невысока, для непрофессионалов это приемлемый вариант для горных путешествий на лыжах. Лучшие на данный момент адаптеры производятся фирмой Backcountry access, США. Дилер на российском рынке — фирма Mountech.
Следующее. Очень желателен опытный гид, хорошо знающий специфику летнего катания, маршруты, альпинистскую, экспедиционную стороны дела.
В одном из предыдущих номеров журнал уже писал об организаторах и акциях, проводимых летом в районе Приэльбрусья, в частности, в рамках программы "Summer Backcountry".
И последнее. Помните, что ключ к вашему успеху в вас самих. Лучшее снаряжение — то, к которому вы привыкли. А на спуске никто не даст вам взаймы свой опыт и технику. Готовьтесь к лету зимой. На трассах и вне их. Самостоятельно и с опытными гидами фрирайдинга. Да и на Приэльбрусье свет клином не сошелся. Кавказ велик. Нетронутой целиной лежат летние снега Чегема, Безенги, Дигории, Караугома, Цея, Тепли, Мидаграбина, Майли…