Опубликовано: Журнал №24
Сейчас уже очевидно, что на старте лыжной Супер-сотни 8 марта мы увидим байкеров, на старте Вело-супер-сотни 14 сентября — лыжников, на старте «Тридцаточки» 12 июня — лыжников, байкеров и ориентировщиков и т.д. Мы попросили нескольких участников первой Вело-супер-сотни на призы журнала «Лыжный спорт» — Алексея Хоменко, Дмитрия Короткова и Владимира Гришечко — поделиться простейшими рекомендациями по прохождению трассы, выбору байка и т.д.
Идея организаторов сделать соревнования в трех разных дисциплинах этапами одного кубка вызвала большой интерес как среди лыжников, так и среди велосипедистов. В глубине души, что греха таить, каждый мечтает видеть себя победителем или одним из сильнейших спортсменов-универсалов на сверхмарафонских дистанциях. Велосипедисты взялись срочно осваивать технику конькового хода, в то время как лыжники стали проявлять повышенный интерес к байку. Объяснение этому найти несложно.
Перед марафоном следует медленно проехать весь круг, продумывая способы преодоления каждого поворота, спуска, подъема. Трудные для вас участки можно пройти несколько раз, выбирая наиболее эффективные способы их прохождения.
На финише I Вело-супер-сотни участникам есть что обсудить. |
Требования к питанию. Оно должно быть сбалансированным, калорийным, хорошо усваиваться, содержать в качестве энергетического компонента смесь простых и сложных сахаридов, а также витамины, минеральные соли, жиры и белки для нормального функционирования организма. Это может быть гель в тюбиках или батончики. Входящие в состав углеводы с разной длиной молекулярной цепи обеспечивают длительную и равномерную подпитку спортсмена энергией. Для питья используйте напитки, способные не только утолить жажду, но и восстановить солевой баланс в организме, нарушающийся в процессе интенсивной физической работы.
Успешное выступление в веломарафоне во многом зависит не только от вашей хорошей физической формы, но в равной степени и от того, на чем вы едете. Если вы чувствуете себя на велосипеде комфортно, надежно и красиво, ваши шансы взойти на пьедестал вполне реальны. Чтобы слиться с велосипедом в одно целое, ощутить его частью себя, ваш двухколесный друг должен во многом соответствовать вам.
— Сева, ты хочешь сказать, что это все надо успеть снять? |
Постарайтесь добиться полного согласия с велосипедом, полюбите его и он приведет вас к лучшим победам в вашей жизни.
Именно байка, а не велосипеда. Не знаю кому как, а мне при слове "велосипед" сразу вспоминается нечто ржавое и скрипучее. Байк — это нечто большее. Это лёгкий, послушный и чудовищно прочный спортивный снаряд. В длинной гонке очень важен вес байка — ведь его приходится затаскивать на каждую из этих горок! Так что долой стальные рамы и тяжёлые колеса!
Если ваша цель — победа, пусть даже над однокашником или соседом, дешёвым байком обойтись не удастся. А байки победителей гонок, как правило, собраны под конкретного гонщика с учётом анатомических особенностей, темперамента и привычек либо им самим, либо профессиональным механиком. Если же ваша цель — проехать весь марафон и приехать не последним, то вполне можно рассмотреть варианты "бюджетных" байков. Причём "бюждетный" не всегда значит — плохой. Просто он будет быстрее изнашиваться и больше весить.
Двухподвес или хардтейл? Споры на эту тему бесконечны, однако пока ни одна гонка в Москве не была выиграна на двухподвесе (возможно это не вся правда, но очень на неё похоже). Двухподвес дороже при покупке и в эксплуатации, требует регулярного ухода, кроме того, "не все двухподвесы одинаковы". Прежде чем купить двухподвес в качестве первого байка, стоит десять раз подумать и несколько раз посоветоваться. Но есть и другая точка зрения: двухподвес создан для азартных гонщиков! Если вам хочется обогнать соперника на позднем торможении в конце спуска, срезать поворот по корням и колдобинам не снижая скорости — подумайте о двухподвесе и дисковых тормозах. На марафонской дистанции наличие задней подвески может быть оправдано также из соображений комфорта, да и спину стоит поберечь. Появится возможность немного передохнуть на спусках сидя в седле, когда едущие рядом с вами будут вынуждены привставать с седла из-за тряски и тратить драгоценные силы.
Баланс веса, надёжности и цены. К сожалению, нет возможности дать исчерпывающий совет по выбору байка. Каждый сам решает, что важнее — вес, надёжность или цена. Если нацеливаться на победу — приоритеты выглядят более определённо — сначала надёжность, потом вес и в последнюю очередь цена.
Тормоза. В марафонской гонке по спокойному рельефу тормоза используются один-два раза на круг. Они могут быть любыми, лишь бы работали. Но в случае очень плохой погоды дисковые тормоза дают преимущество — они не забиваются грязью и работают по прежнему эффективно.
Колёса. Колёса должны быть лёгкими и прочными. Здесь даже маленькая экономия веса даёт хорошую прибавку в скорости и динамике.
Покрышки. Покрышки должны соответствовать погоде, профилю трассы и темпераменту гонщика. И опять же — они должы быть лёгкими.
Контактные педали. Абсолютно необходимое условие для достижения хоть сколько-нибудь заметного результата. И не забудьте про велотуфли!
Проехать 100 километров за три с половиной — четыре часа невозможно без дополнительного питания. Лыжникам-марафонцам не стоит объяснять почему, верно? А вот есть и пить приходится немного по-другому, чем на лыжах...
Что пить и сколько. Только не "пустую" воду. Затраты энергии за несколько часов гонки способны довести до голодного обморока даже мамонта. Питьё должно быть калорийным. Очень калорийным. И его должно быть много, пусть лучше останется. При жаркой погоде некоторые гонщики могут выпить до литра энергетического напитка в час. Осенью, когда проводится велосотня, редко бывает жарко, однако пить всё равно придётся. Также имеет смысл дополнять энергетические напитки изотоником, чтобы компенсировать потери солей с потом и уменьшить вероятность судорог.
Что есть. Рекомендуется есть немного твёрдой (относительно) пищи — в основном бананы, энергетические батончики, иногда можно кусок сдобной булки сжевать. Попытки жевать заметно мешают быстро ехать, так что бананы лучше глотать только для балласта, чтобы не ввести желудок в заблуждение высококалорийными напитками.
Кто волка съел? |
"Дозаправка в воздухе". По приведённым выше причинам большинство байкеров везут питьё с собой. Но им нет необходимости тащить на горбу 4-6 литров жидкости всю гонку. С собой имеет смысл брать одну флягу, максимум две. А остальное брать у "заправщика" по мере надобности. Схема проста — ваш "заправщик" встаёт на заранее намеченном удобном участке трассы, на подходе к нему вы выбрасываете пустую (или не пустую) флягу и забираете у него полную.
Что стоит сделать до марафона
Проехать хоть раз 100 - 120 км за один присест. Это позволит подобрать режим питания и научиться распределять силы на всю дистанцию. Кроме того, это необходимо для окончательной отработки посадки и проверки надёжности байка.
Проехать одну — две короткие гонки. Для начала очень полезно поучаствовать в Кубке Модина (www.velogon.ru) — серии соревнований для любителей, чтобы отработать общий старт и технику прохождения трассы. Прочесть об этом недостаточно, надо попробовать самому.
Научиться проезжать сложные места трассы.
В последнюю неделю перед марафоном обычно применяют стандартную для многих видов спорта методику "углеводного насыщения".
Стратегия. Поставьте себе задачу на гонку. Скажем, не отстать от лидера больше, чем на круг. :-) Или на два... Цель должна быть труднодостижимой, иначе будет неинтересно! Поскольку в марафонах опыт гонок значит не меньше, чем мышцы — накапливайте опыт дальних поездок, желательно в компании, это сильно поможет в дальнейшем.
Петр Ухов — на выходе из трудного подъема |
Безопасность. Без шлема вас на гонку не выпустят, даже не надейтесь. Но это лишь пассивная защита вашей драгоценной головы, не более того. Для действительно безопасной езды надо научиться владеть байком в экстремальных ситуациях. К примеру, если вы на старте случайно столкнётесь с опытным гонщиком, он, скорее всего, обопрётся на вас плечом и устоит, а вот вы можете и не удержаться.
В апреле выходит свежий номер журнала «ВелоТемпо», в котором ожидается подробная обзорно-тестовая статья по велосипедам для марафонов кросс-кантри.
Не дожидаясь апреля, вы можете посетить ежегодную выставку "Cпорт и отдых" на Красной Пресне с 13 по 16 марта. Уникальная возможность в одном месте увидеть и потрогать последние модели велосипедов от разных производителей, поговорить с консультантами.
После того, как вы решили, что купить, встает следующий вопрос: где купить?
Лучше всего это сделать у дилеров в специализированных магазинах. Причин несколько:
1. Большой выбор;
2. Доброжелательный квалифицированный персонал;
3. Защищены ваши права покупателя;
4. Цена. Ошибочно считать, что на рынке вам удастся купить дешевле.
Зимой дилеры обычно устраивают распродажу прошлогодних моделей. Можно очень выгодно приобрести самый хороший байк. Как вариант можно рассматривать покупку ненового байка по объявлению на Интернет-сайте velozona.ru, но при обязательном условии, что у вас есть квалифицированный консультант.
Не стоит покупать велосипеды на рынках, в различных палатках вдоль дорог. Как правило, при своей внешней привлекательности это продукция низкого качества, которую вам настойчиво будут пытаться продать за высокую цену. Продавцы на рынках абсолютно случайные люди, не имеющие к велосипеду никакого отношения. При других обстоятельствах они с успехом могли бы торговать, например, картошкой. Правду вы от них не услышите никогда, поэтому советоваться с ними, обсуждать предстоящую покупку — занятие совершенно бессмысленное.
Также не советуем отправляться за байком в торговые павильоны, что у магазина "Зенит" (метро "Сокольники") — там продавцы с умным видом попытаются из вас просто выудить максимум денег и всучить любой байк даже не вашей ростовки.
Редакция журнала «ВелоТемпо» предлагает всем своим читателям и членам клуба консультации и помощь в приобретении байка со скидками. Экономьте ваше время и деньги.