Трансляции
  • 28 марта, четверг
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, смешанная эстафета
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, сингл-микст
  • 30 марта, суббота
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 4 х 6 км, эстафета, жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 15 км, масс-старт, муж.
  • 31 марта, воскресенье
    • 09:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 12.5 км, масс-старт, жен.
    • 12:00
      Биатлон
      Чемпионат России, 4 х 7.5 км, эстафета, муж.
МАСТЕРА СМЛР
Кочегарова Елена
26
Кочегарова Елена
Комсомольск-на-Амуре, 1962
Акишина Любовь
25
Акишина Любовь
Комсомольск-на-Амуре, 1956
Новоселова Мария
21
Новоселова Мария
Москва, 1977
Сорокина Мария
20
Сорокина Мария
Москва, 1992
МАСТЕРА СМЛР 175
Кондратюк Анатолий
181
Кондратюк Анатолий
Софрино-1, 1980
Емельянов Сергей
176
Емельянов Сергей
Москва, 1956
МАСТЕРА СМЛР 100
Ингеройнен Владимир
109
Ингеройнен Владимир
Санкт-Петербург, 1968
Конопелько Фёдор
109
Конопелько Фёдор
Москва, 1943
Якимов Виктор
101
Якимов Виктор
Пермь, 1955
МАСТЕРА СМЛР 75
Митрошин Сергей
95
Митрошин Сергей
Инсар, Мордовия, 1975
Пастухов Николай
92
Пастухов Николай
Санкт-Петербург, 1960
Румянцев Иван
91
Румянцев Иван
Пермский край, 1964
Щитов Андрей
89
Щитов Андрей
Балашиха, 1985
Кожин Петр
87
Кожин Петр
Санкт-Петербург, 1961
Лавриненко Владимир
87
Лавриненко Владимир
Москва, 1964
Кривенков Сергей
84
Кривенков Сергей
Москва, 1967
Снедков Денис
84
Снедков Денис
Москва, 1974
Чечёткин Сергей
84
Чечёткин Сергей
Сергиев Посад, 1985
Пушкарев Андрей
82
Пушкарев Андрей
Балашиха, 1977
Тимофеев Дмитрий
81
Тимофеев Дмитрий
Санкт-Петербург, 1974
Акчурин Ринат
79
Акчурин Ринат
Москва, 1973
Трипака Сергей
79
Трипака Сергей
Юбилейный, 1979
Чернов Олег
78
Чернов Олег
Солнечногорск, 1961
Кригер Александр
77
Кригер Александр
Федоскино, 1973
Лютов Алексей
76
Лютов Алексей
Москва, Апрелевка, 1980
Ляпустин Михаил
76
Ляпустин Михаил
Москва, 1958
Коновалов Александр
75
Коновалов Александр
Москва, 1961
Рачинский Сергей
75
Рачинский Сергей
Санкт-Петербург, 1970

WorldLoppet - первое знакомство

Worldloppet – первое знакомство

Серия марафонов Worldloppet (WL) стремительно набирает популярность. В сезоне 2012-2013 установлен рекорд – 135 тыс. участников 15 марафонов на четырех континентах. Главные гонки WL, проходящие в Европе, полностью транслируются по телевидению, а аудитория просмотра составляет несколько миллионов человек. «Подвесив» фишку звания золотого и серебряного мастера WL с вручением соответствующей памятной медали, организаторы этой серии создали неплохую мотивацию многим лыжникам-любителям для участия, как минимум, в десяти гонках, причем одна из них должна быть на другом континенте. Одни это делают планомерно, проезжая одну-две гонки за сезон, другие (экстремалы) успевают охватить все необходимые десять, а то и более гонок за сезон, стремясь к званию многократного мастера WL. Кто-то просто проезжает, не особо напрягаясь, ну а кто-то, как говорят, «рвет когти», ориентируясь на спортивный результат.
Данная заметка предназначена для лыжников-любителей, не имеющих опыта участия в WL. Автор, проехавший 11 марафонов WL, попытался систематизировать некоторые общие моменты, характерные для WL. Конечно, опытным марафонцам все это уже известно, но когда автор начинал сам, то многие, казалось бы, ныне очевидные вопросы, казались непонятными. Много информации можно найти в Интернет, но в большинстве своем на иностранном языке (и не всегда на англ.), что многим россиянам просто недоступно.
Известно, что основу WL, в отличие, например, от многочисленных российских марафонов, составляют обычные люди, просто катающиеся на лыжах. На спортивный результат ориентируются примерно 15-30% участников: 100-200 профи из полутора десятков профессиональных команд (иногда к ним добавляются и профи из участников чемпионатов и этапов кубка мира), остальные несколько сотен, а иногда и тысяч – продвинутые любители. Профэлита ведет борьбу за денежные призы, за победу (личную и командную) в кубке WL, в престижном кубке Ski Classic. Причем лидеры WL, такие как братья Оклунды (Андерс и Йорген) из Норвегии, Станислав Резач из Чехии, Серджио Бональди из Италии, Сандра Хансон из Швеции и др., известны и популярны не менее, а может и даже более, чем победители чемпионатов и этапов кубка мира.  Что и понятно, ведь это те великие гонщики, с которыми многие лыжники-любители выходят на старт и едут одну и ту же гонку. Ну а продвинутые любители ведут спор за призовые и высокие места в своей возрастной группе, за другие фишки, которые предлагают организаторы различных гонок, чтобы стимулировать таких «спортсменов».
Каждое соревнование WL обычно проходит в 2-3 дня, некоторые, как Васа, целую неделю. Есть главная гонка (Main Race) и несколько спутниковых: более короткие, чем главная, гонки тем же стилем и такая же, либо более короткие гонки, иным стилем. Некоторые экстремалы гоняются оба дня, проезжая по две гонки: главную и такую же по длине, либо более короткую, иным стилем. Наибольшее число участников собирают, конечно же, главные гонки, хотя бывают и редкие исключения. Например, такое случается на Доломитен Лауф, когда число участников коньковой гонки, считающейся здесь главной, оказывается существенно меньше количества участников в классике. Особо популярные марафоны, собирающие около 20 тыс. человек в главной гонке (Vasaloppet, Birkebeinerrennet, American Birkebeiner) имеют гонки-дублеры в иные, нежели главные гонки, сроки. В зачет звания золотого мастера WL идут 10 длинных марафонов (главных гонок или их дублеров). Звание серебряного мастера можно получить, проехав 10 более коротких спутниковых гонок. Одиннадцать из числа проводящихся в Европе главных гонок входят в марафонский кубок (FIS Marahton Cup). Именно в этих гонках участвует профессиональная элита из коммерческих марафонских команд. Календарь WL уже сложился: 14 гонок занимают промежуток времени со второго воскресенья января по третье воскресенье марта, причем для некоторых марафонов даты совпадают. Исключением является лишь австралийский Kangaroo, проводящийся в конце августа.
Зарегистрироваться на марафоны WL проще всего по Интернет. Во время регистрации обычно проходит и оплата стартового взноса, для чего требуется кредитная или депозитная карта Visa или MasterCard. Сроки начала регистрации, как и сроки ее окончания, свои для каждого марафона. На многие гонки, особенно спутниковые, можно зарегистрироваться буквально за день до старта, но за больший (порой вдвое), чем в  
начале регистрации, стартовый взнос. Но регистрация на главные гонки популярных марафонов длится недолго. Так на Марчалонгу-2013 выложенные в открытый онлайновый доступ порядка тысячи вакансий были в буквальном смысле слова расхватаны за два часа. Остальные шесть из семи тысяч вакансий были распроданы организаторами еще ранее пакетами через скандинавские (в основном норвежские и шведские) турфирмы. Заметим,  что и в России есть люди и организации, имеющие налаженные связи с оргами, в частности, Марчалонги, получающие карт-бланш на регистрацию пакетом (списком), но очень заблаговременно, еще ранней весной.
При регистрации вы сразу получаете конкретный номер лишь в слабо наполненных гонках, например на Доломитен, Кениг, Хиихто. На больших марафонах проводится так называемый посев – в соответствии с рейтингом (вашей предысторией марафонов WL) вам определяют стартовый карман и номер. Важно указать эту предысторию при регистрации, или, если регистрационная форма ее не предусматривает, отправить соответствующую информацию по электронной почте. Получив номер и стартовый карман, вы можете улучшить свою стартовую позицию марафонами текущего сезона, своевременно отправляя их результаты по электронной почте организаторам следующей своей гонки. Или можете сделать это при получении стартового пакета. Самая большая очередь при получении стартовых пакетов именно к стойке перепосева. Если ваши претензии обоснованы, орги обычно идут навстречу, меняя номер и стартовый карман, либо соответствующим образом перепрограммируя чип – ведь за это действо они получают от вас дополнительную оплату (порядка 20 евро). Поэтому, если вы хотите найти своих земляков-россиян, шанс обнаружить  их в этой очереди наиболее вероятен, поскольку привычка все делать в последний момент у нас и здесь неистребима. Начать «зарабатывать» высокий рейтинг удобнее всего на малочисленных гонках (Доломитен Лауф, Хиихто). На них, даже если вас поставят как новичка в последний карман, много времени на стартовую толкотню не потеряете. А если вы новичком поедете на Васу и вас поставят в последний карман, то потери времени составят не один десяток минут.
О выборе стиля. В WL преобладает классика: восемь главных гонок из пятнадцати проводят классическим стилем, из них самые престижные и наиболее массовые (Васа, Бирка, Марча). В ряде классических гонок много времени приходится идти одновременными ходами. Некоторые гонщики (среди них есть и лидеры WL, такие как братья Оклунды, С. Резач и др.) нередко не мажут колодку и едут всю гонку бесшажным, на руках. «Ручная» классика (Double Poling – англ.) в последние годы получает все большее распространение. В 2013 году на Васе впервые победил лыжник, ехавший всю дистанцию на руках (Йорген Оклунд). В этом же сезоне он «заехал» без мази под колодкой четвертым и на Бирке, известной своим сложным рельефом.
Автор этих строк вынужден был перейти на «ручную» классику, решив проехать главные гонки своих марафонов WL. Последствия давней травмы коленного сустава позволяли достаточно успешно использовать больную ногу (в основном, как опорную) только в моем  «профильном» коньке, а в традиционной классике, где требуется акцентированное сгибание-разгибание и толчок ногой, было трудно конкурировать с соперниками, особенно на длинных дистанциях. Резюме моих  личных впечатлений от использования «ручной» классики в WL таково. Если нет каких-либо физиологических ограничений, то колодку лучше мазать и ехать традиционной классикой. Преимущество по скольжению можно получить лишь в сложную погоду и то не всегда. Мне «повезло» лишь на Джизерке-2012 (свежий снег, температура около нуля), где многим не удалось удачно подобрать мазь, остальные же семь моих классических марафонов прошли в простую для смазки погоду. Рельеф, благоприятствующий  классике на руках, имеют трассы Марчалонги, Кенига, Тарту, Васы. Сложней в смысле рельефа «ручная» классика на Джизерке, Доломитен, Хиихте и особенно на Бирке.
Подъезд к старту, развоз участников по местам проживания после финиша обычно не вызывает проблем, если вы не живете уж совсем в необычном для традиций данного марафона месте. Традиционные маршруты движения автобусов организаторов отработаны многолетним опытом, где-то проезд входит в стартовый взнос, но на некоторых марафонах приходится покупать билет в автобус за проезд к месту старта или к месту проживания за отдельные, хоть и небольшие деньги. Кстати место проживания желательно бронировать заранее, сканируя Интернет, либо следуя рекомендациям организаторов (от суперэкономичных вариантов коллективной ночевки в больших помещениях типа спортзалов до комфортабельных гостиничных, но значительно более дорогих номеров). На популярных марафонах типа Васы, Бирки, Марчи наиболее удобное и приемлемое по цене жилье в местах старта и финиша бронируется уже за год до гонки. Но всегда можно найти неплохой приют и в окрестностях старта и финиша. Придется лишь немного раньше проснуться в день гонки.
О подготовке лыж. Здесь поступают по-разному. Кто-то готовит сам, многие отдают сервисерам фирм, производящих смазки (Свикс, Старт, Токо, Холменколь), коих на марафонах WL обычно много. Только на Бирке их не сразу найдешь – вероятно, норвежцы, которых подавляющее большинство на этой гонке, предпочитают готовить лыжи самостоятельно. Преимущества и достоинства каждого подхода очевидны. При самостоятельной подготовке надо возить с собой станок, инструменты, парафины, мази. Отдавая лыжи сервисерам, ездишь налегке, но тратишь больше денег. Результаты тоже бывают разные при любом из этих  подходов. Автор всегда готовил лыжи самостоятельно, но слышал от других лыжников как о хороших, так  и не очень, результатах при подготовке лыж  у сервисеров. Говорят, что С. Резач, один из лидеров WL, не доверяет свои лыжи сервисерам своей команды и готовит их сам.
Расстановку на старте производят по уже упомянутым выше карманам: начальный карман – профэлита (порядка 100-150 человек), далее располагаются карманы, вмещающие участников числом 500 и более (до 1,5 тыс.) в соответствии с рейтинговым посевом. Каждый карман огорожен сеткой и имеет ворота, через которые судьи пропускают по номеру, осуществляя визуальный, либо цифровой (по чипу) контроль. Проникнуть в более близкий карман, при большом желании, конечно, можно (это же не тюрьма), но за такое неспортивное поведение (особенно некрасиво, когда старт карманов разделен по времени) могут и дисквалифицировать. Кое-где на гонках с общим стартом, например на Доломитен, это особо не контролируют, свободные места впереди обычно есть, поэтому  некоторые лыжники, получившие дальние номера и чувствующие себя сильнее окружения, передвигаются вперед. Но здесь это практически не дает преимущества, поскольку народу стартует немного (несколько сотен человек), стартовая поляна и трасса после нее достаточно широки, «пробок» обычно не возникает. Но кое-где (например на Васе) важно даже и в кармане занять место поближе. Можно заранее положить что-либо (обычно лыжи) в свободном ряду, а самому пойти, например, разминаться вне кармана.
За занятое место вы можете не беспокоиться. Как правило, оно свято для окружающих. И халява здесь тоже не всегда проходит. Один знакомый мне лыжник-марафонец рассказывал случай на Васе-2013. Занял он место в первом ряду своего кармана ранним утром, отстояв в очереди на ветру более часа. За десять минут до старта подходит к нему знакомый россиянин и просится встать рядом, благо промежуток между лыжнями позволяет это сделать. Получив согласие, пытается разместиться. Окружающие с интересом, но молча, наблюдают. Все это заметил судья и потребовал, чтобы нарушитель перешел в последний ряд. Наш человек, конечно, начал препираться, мол это же мой друг. Препирательства закончились очень быстро – судья достал блокнот, записал номер и сказал, что если не перейдешь в последний ряд, будешь дисквалифицирован. Вернуться на занятое место достаточно за 10-15 минут до старта. Элита (наблюдал за ней из первого ряда следующего кармана в нескольких гонках) обычно не торопится – многие профи являются в свой просторный карман непосредственно с лыжами менее чем за пять минут до старта. Мешки с одеждой организаторы рекомендуют сдавать заблаговременно либо в специальное хранилище (если финиш гонки там же, где старт), либо в грузовики (каждый для определенных номеров), если гонка проходит из точки в точку. Некоторые, возможно новички, либо рисковые и очень  опытные участники, оставляют их здесь же непосредственно в кармане, бросая вдоль боковых сеток. Но основная часть гонщиков сдает мешки заблаговременно, резонно считая, что лучше померзнуть на старте, но гарантированно и быстро получить одежду и переодеться на финише. Лучше всего в этом отношении на Васе, где внутри каждого кармана выгорожена специальная площадка для складирования мешков. Чтобы сохранить тепло в холодную и ветреную погоду, ожидая старт внутри кармана, можно использовать большие (60 или 100 литровые) мусорные мешки, либо мешки для одежды от предыдущих марафонов. Вырезаешь три дырки и надеваешь мешок на себя. За три минуты до старта снимаешь мешок и бросаешь к боковому ограждению, либо передаешь по шеренге на выброс (народ обычно легко понимает, что нужно сделать).
Старт на разных гонках дают по-разному: либо общий для всех карманов, либо раздельный по карманам с интервалом в 2, 5, 10, иногда более минут. Если есть нацеленность на спортивный результат, то важно стартовать из соответствующего по силам кармана. Как это сделать, уже рассказывалось выше. Иначе будешь долго и медленно выбираться из стартовой толпы в гонках с общим стартом, либо быстро нагонишь более слабых участников из предыдущих карманов при раздельном старте и будешь «продираться» через них, теряя время и силы.
Важный момент WL – это питание в гонке и после нее. За это, как говорится, уплачено. Обычно питание вполне приемлемо и достаточно. На главных гонках число пунктов питания (ПП) от 7 (на 50 км) до 9-10 на более длинных гонках. Только подумаешь, что неплохо бы и попить, как тут же появляется ПП. Напитки обычно подают, редко когда приходится брать самому со стола. Во время гонок, даже самых длинных, мне не доводилось пользоваться иными, кроме питья прелестями ПП (поторапливался) – только спортивный напиток, иногда перепадал гель, если гелей не попадалось, использовал свой (два-три пакета за гонку). Но доводилось видеть разложенную на столах ПП различную еду, читать описание содержимого ПП в информации о марафоне. Любителям поесть в гонке скучать не придется. Например, на Хиихте дают среди прочего соленые огурцы, а в описании содержимого последнего ПП (за 5 км до финиша) анонсируют даже пиво. И после финиша тоже есть чем закусить. Ассортимент, конечно, зависит от уровня щедрости организаторов, но везде есть своя изюминка. На Джизерке – это традиционное для Чехии гуляшово, на Кениге – пиво без ограничений, на Бирке – томатный суп (очень хорошо идет после гонки), на Доломитен столько всего, что часть (йогурты, пирог) многие не осиливают и складывают в рюкзаки.
Итоги в гонках WL подводят в абсолюте и по возрастным группам. Ветеранские группы начинаются с 30 лет и дифференцируются по 5, а в некоторых гонках по 10 лет. При этом начало границы группы определяется тоже не единообразно: в каких-то гонках отсчет ведется по числу полных лет на конец года, в других просто по году рождения, т.е. фактически годом ранее, чем при первом варианте. Награждение в абсолюте денежными призами (3-6 призеров) проводят во всех гонках WL, причем и в коротких спутниковых гонках. В возрастных группах в последние годы награждают лишь в редких гонках. Проехав на 11 марафонах все 11 главных гонок и две спутниковых гонки, автор этих строк имеет в активе две победы на главных гонках в своей группе после 60 лет (Трансжурасьон 76 км КО; Джизерска 50 КЛ), два вторых места (Геттинау 51 КО, Тарту 63 КЛ), третье место на ВасаЛоппет (90 км КЛ), первое место на спутниковой гонке Кениг Людвиг Лауф (23 км КО) и  второе место на спутниковой гонке Джизерки (30 км КО), но награда (серебряная медаль) получена лишь в Канаде на Геттинау Лоппет, причем за медаль пришлось даже заплатить какую-то небольшую сумму денег. Один из оргов Трансжюрасьона в 2009 году сказал нам так: «Раньше мы награждали, а сейчас экономический кризис, теперь для удовлетворения своих амбиций смотрите протоколы в Интернет». И это не очень хорошо. Хотя бы медали за спортивные достижения в марафоне организаторы должны бы вручать (все-таки знак спортивного отличия для памяти), пусть хотя бы и по списку у стола и за деньги, как это делают в Канаде. Не случайно же организаторы Васы придумали вручать любителям специальные медали, если время их проигрыша победителю не превышает 50%. А норвежцы на Бирке придумали стимул в виде рюмки, которая вручается каждому, кто уложился в некоторое «рюмочное» время, считаемое по какой-то особой формуле. Эти презенты достаточно скромны, но напоминают, что да, не только просто проехал эти трудные гонки, но и с каким-то значимым спортивным результатом.
Протоколы же гонок WL в Интернете действительно интересны. Можно делать различные выборки: в абсолюте, по возрастным группам, по странам, по клубам и т.п. Есть результаты прохождения  (время и место) промежуточных отметок (3-5 пунктов на дистанции). На Бирке вы можете увидеть даже видеоклип на каждой из 5 контрольных отметок, «привязанный» по вашему номеру к вашему прохождению этой отметки, ну и естественно увидеть себя «любимого» в движении. По поиску в Интернет легко можно отыскать полные видео практически всех марафонов WL. Видеотрансляции гонок WL ведут аналогично велотурам типа Тур де Франс, два оператора едут на снегоходах, один на вертолете.
Как часто имеет смысл участвовать в марафонах WL на протяжении лыжного сезона. Не затрагивая очевидные финансовые соображения и ограничения по времени, остановимся на возможностях организма. Здесь многое зависит от ваших амбиций и спортивного уровня. Одно дело, если вы, не особо напрягаясь, просто едете в гонке и  не претендуете на высокий спортивный результат. При таком подходе можно стартовать практически еженедельно, не опасаясь неблагоприятных физиологических последствий. Характерный пример – 20-кратный мастер WL Ян Ватлейч, занимающий второе место в рейтинге многократных мастеров WL. Довелось познакомиться и обстоятельно поговорить с ним (неплохо владеет русским) в дороге с Марчалонги-2013. Израильтянин, чешского происхождения (эмигрировал  в Израиль в 1969 году. К своим 68 годам проехал 34 раза Васу, 20 раз Марчу. Выглядит достаточно молодо, на здоровье не жалуется, продолжает работать в организации, финансирующей его поездки. Ежегодно проезжает порядка 6-10 марафонов. Но он ездит достаточно неторопливо, со скоростью порой менее 10 км в час. Другое дело, если ваши амбиции заставляют вас терпеть «по-настоящему». Это касается прежде всего спортсменов высокого уровня, входящих в группу лидеров в своей возрастной группе на чемпионатах Мира, России и у которых уровень терпения и напряга относительно возможностей своего организма обычно гораздо выше, чем у основной массы участников WL. Таким лыжникам следует проявлять осторожность в планировании количества марафонов в сезоне, особенно после 55-60 лет.
При всей своей общности гонок WL, некоторые черты которой автор попытался систематизировано изложить в этой заметке, каждый марафон имеет свои особенности и изюминки. Кратко характеризуя, например, Марчалонгу, можно сказать, что это праздник жизни. Не случайно же проехавшие этот марафон лыжники, возвращаются сюда вновь и вновь. Тартусский марафон явно претендует ныне на звание образцово-показательного – так хорошо подготовленной трассы, широкой, с нарезанными на всем протяжении 63 км шестью лыжнями, мне не встречалось нигде. Васа – это коллективное сумасшествие. Где вы еще встретите восемнадцать тысяч чудаков, многие из которых встают в 4 утра и идут или едут к месту старта, стоят по 1,5 часа на ветру и морозе в огромных очередях в свои карманы, дожидаясь их открытия. И все это для того, чтобы положить лыжи поближе к стартовой линии всего лишь своего кармана и после старта в 9.00, возможно, сэкономить несколько минут в толкотне первого подъема 90-километровой гонки. Ну а Бирка – это суровое испытание. Все здесь говорит об этом: рюкзачки с грузом за плечами, труднейший рельеф, смена погоды на трассе (внизу тепло, наверху в тундре значительно холодней, пронзительный встречный ветер, белесая туманная мгла). Да и сами норвежцы, как современные викинги, порой удручают своей выносливостью и мощью на этой гонке (автор со своей «ручной» классикой сумел заехать только  десятым в своей группе, лишь слегка проредив монолитный норвежский ряд в верхней части протокола группы).
К сожалению, формат публикации не позволяет рассказать о каждом марафоне более конкретно и детально. Если кто-то захочет почитать о деталях трансфера, местах проживания, о самих гонках, можно рекомендовать подробные, иллюстрированные фотографиями отчеты автора и его партнеров на http://www.ski63.ru/links/reports/. Ну а решившим начать ездить на WL, нужно обязательно знать ссылку на сайт федерации WL http://www.worldloppet.com/, а уж на этом сайте вы найдете ссылки и на сайты интересующих вас марафонов. Добро пожаловать в волшебную и притягательную лыжную «страну» WorldLoppet!

А.В. Соловов, председатель Самарского городского лыжного клуба, двухкратный победитель КММ, мастер спорта РЛЛС, профессор.
  • Просмотров:4254
  • Комментариев:3
  • Рейтинг: 0 0 0
У вас получилась хорошая энциклопедическая статья
11.06.2013 07:54
Кстати, сейчас глянул - в англоязычной Википедии статья о Worldloppet весьма лаконичная. А в русскоязычной Википедии такой статьи вообще нет. Почему бы вам не создать новую статью в русской Википедии и не разместить свой текст в ней? Мне кажется, это было бы полезно для людей.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо, может быть
11.06.2013 08:22
и сделаю это, почистив некоторые личные моменты. Писал вообще-то для своего самарского сайта www.ski63.ru, как обобщение своих отчетов по марафонам WL. Последние годы все больше наших ветеранов проявляют интерес к гонкам за границей, причем не только к специфическим гонкам КММ. Подрастает ветеранская "молодежь", умеющая не только гоняться, но зарабатывать.  
Вверх Ссылка Рейтинг: 0 0 0
рад знакомству
20.10.2013 16:02
Александр, спасибо за такой объемный материал!
Еще, рад знакомству с вами. А фото с вами не нашел в камере((( Увидимся еще!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0