МАСТЕРА СМЛР 100
Кондратюк Анатолий
122
Кондратюк Анатолий
Софрино-1 1980
Емельянов Сергей
113
Емельянов Сергей
Москва 1956
Конопелько Фёдор
100
Конопелько Фёдор
Москва 1943
МАСТЕРА СМЛР 75
Якимов Виктор
87
Якимов Виктор
Пермь 1955
Ляпустин Михаил
76
Ляпустин Михаил
Москва 1958
ПОЧЁТНЫЕ МАСТЕРА СМЛР
Кривенков Сергей
59
Кривенков Сергей
Москва 1967
Румянцев Иван
57
Румянцев Иван
Пермский край 1964
Фомичев Дмитрий
57
Фомичев Дмитрий
Москва 1962
Ахмеров Шамиль
53
Ахмеров Шамиль
Москва 1950
Трипака Сергей
51
Трипака Сергей
Юбилейный 1979
Чернов Олег
51
Чернов Олег
Солнечногорск 1961
Слесарев Евгений
50
Слесарев Евгений
Московская обл. 1950
Чечёткин Сергей
50
Чечёткин Сергей
Сергиев Посад 1985
Полный список мастеров

Коньковый ход с необычной стороны. Часть 3

12.03.2013 00:00
Техника конькового хода.
Подъемы.

Уважаемые читатели! Еще раз хочу подчеркнуть – данная работа – не учебник и не инструкция по применению. Это – мысли вслух. Размышления. Перечитывая уже написанный материал, я вижу, что в некоторых моментах был не точен, в некоторых – излишне категоричен, но в целом, как показало обсуждение с читателями, выбранное направление и форма имеют место быть.
Также необходимо иметь в ввиду, что мои описания верны только для каких-то моментов, они статичны, они не универсальны и не являются полным описанием техники. Это отдельные фрагменты, своего рода дифференциал функции множества переменных, каковой является техника конькового хода. Если вы хотите, что бы я был точен, то подробность нашего описания будет стремиться к бесконечности, а как говорил Козьма Прутков – «Нельзя объять необъятное» и он же – «Узкий специалист подобен флюсу, полнота его одностороння».
Итак, подъемы. Пока нам удавалось оставаться в рамках заявленной в начале эссе корабельной модели и если мы будем последовательны и дальше, то тогда подъемы надо объявить ничем иным как… волной. Волной на водной глади, по которой движется наш корабль и он же лыжник. Что дает нам это сравнение? Какие общие, очевидные или не очевидные, на первый взгляд, закономерности?
Лично мне на ум приходит только одно – нос корабля должен быть максимально поднят, а корма – загружена и чем короче наш корпус, тем легче мы будем взбираться на встающую перед нами водяную гору – если мы идем на нее в лоб. В переводе на лыжную терминологию, это означает - надо садиться на пятки и разгружать концы лыж.
Второе – заход на волну по диагонали, это как заход в вираж, сильно профилированный вираж. Это надо делать на скорости, и чем круче вираж, тем больше должна быть скорость и тем более перпендикулярно к этой поверхности вы можете двигаться. Не к поверхности земли, а к поверхности волны! Т.е. корабль должен не врезаться в волну бортом, держа киль вертикально вниз, а идти по ней на плоском дне, параллельно поверхности волны, наклонившись в бок всеми своими мачтами!
Был в моем детстве такой аттракцион, который кочевал по городам Союза и назывался он «Мотогонки по вертикальной стене». Завораживающее зрелище, доложу я вам. Брезентовый шатер, в нем – огромная дощатая бочка, диаметром метров 15 и высотой метров 5 Ты стоишь наверху, смотришь в низ, в эту бочку, а в ней дядьки на таких трескучих мотоциклетах. Они сначала по наклонной приступочке по кругу поездят, поездят, а потом р-р-а-з-з и уже по вертикали едут Звук грохочущих досок волной сначала на тебя накатывает, а потом под ногами у тебя пол зашатается, а звук уже дальше – у-у-у и доски на той стороне грохочут и вся эта конструкция под тобой раскачивается и снова на тебя - р-р-р-р. Интересно!
Так я это к чему – не важно, куда тебя сила тяжести тянет, важно, куда ты давишь, создавая свою силу тяжести, это, во-первых, а во вторых, не важно, как расположена плоскость, по которой ты едешь относительно плоскости земли, ибо от перемены системы координат, физические законы остаются неизменными и именно в этом состоит суть теории относительности! Не в том, что все относительно и истины нет, а в том, что истина, она и есть истина, с какой бы стороны ты на нее не смотри, движешься ли ты ей на встречу или наоборот, уезжаешь от нее вверх и в сторону. Правда, при перемене системы координат приходится вводить специальные коэффициенты и дело доходит до того, что время может замедляться, а предметы уменьшаться в размерах. Или увеличиваться. Но в целом – все остается в гармоническом равновесии.
Вывод из этого не обязательного к прочтению монолога – он прост - в подъем надо заезжать на максимальной скорости. Изо всех сил. И чем больше будет ваша инерция, тем более свободны вы будете в своем движении. Вы будете хозяин своей техники, какое-то время, ибо наши лыжи идут в подъем по диагонали, а мы, все-таки в лоб и начальная скорость здесь имеет принципиальное значение – но об этом мы поговорим позже.
Итак, мы взбираемся на встающую перед нами водяную гору, но ветер, ветер дуем нам не просто в бок, он же дует еще и сверху! Со стороны гребня волны! Оттуда, куда мы хотим забраться! Это при движении на плоскости мы пренебрегали еще одной степенью свободы – возможностью утопить наш корабль или вдавить лыжу в снег. Но на склоне! На склоне, как только мы загружаем лыжу боковым толчком, она, как мы помним, едет вперед, но одновременно она поедет и назад! Потому, что толчок наш идет не только сбоку, но и сверху и как бы мы ни старались, нам не удастся найти такое положение корпуса, при котором наша нога толкала бы лыжу одновременно вбок и вверх. Впрочем, такое положение есть – лежа на спине, хотя это я погорячился – хотя бы зависнув корпусом горизонтально поверхности земли и откинувшись назад, естественно. В лучшем случае, откинувшись назад и опираясь на палки, мы сведем эту силу, направленную вниз до минимума. Не силу тяжести, а нашу, порожденную нашим же толчком силу! Получается, что во время толчка вбок, нашего любимого и универсального движения , оно теперь уже раскладывается на два разнонаправленных вектора силы – вперед и назад и сделать мы с этим ничего не можем и это не зависимо от нашего положения корпуса и угла толчка, а только от крутизны склона. Впрочем, если толчок будет вбок и назад, то будет еще хуже. То есть, кто победит, какой вектор окажется больше, в ту сторону мы и поедем или будем стоять в случае равновесия.
И что же делать, спросите вы? Как всегда в коньковом ходе, надо выбирать просто плохое из совсем никуда не годного.
Если внимательно присмотреться к практике и к теории, то вектор обратного движения можно уменьшить, если увеличить угол разворота наших лыж относительно линии подъема, т.е. фактически уменьшить крутизну подъема. Чем больше в поперечном направлении будет развернута лыжа, тем меньше будет смещение назад, но, как расплата за это - меньше движение вверх, в нужную нам в конечном итоге сторону. И кроме того, что бы так развернуть лыжи – ноги придется раздвинуть широко, а из такого положения уже никаким толчком наш центр тяжести не поднять вверх, что бы подвести под него опорную ногу. Какой вверх – вбок, только вбок! В таком положении невозможно сведение, подсед, группировка перед толчком, выход на прокат на одной ноге с заездом и потом выход на плоский прокат и так далее. Одним словом, мы теряем всю технику, которой мы так долго учились.
В качестве эксперимента, проделайте такую вещь – примите упор лежа, руки поставьте на ширине плеч и начните отжиматься. Сколько раз сможете? А теперь, в этом же положении перенесите центр тяжести на одну руку, а вторую освободите и поманипулируйте ею. Получилось? Легко и свободно, как не трудно убедиться и даже отжаться на одной руке – без особых проблем. Вот ровно это положение мы занимаем при сведении ног в подседе. А теперь раздвиньте руки шире, более горизонтально и попробуйте отжаться. Ну как? Правильно, никак. А теперь попробуйте кистями, по очереди, пораскачивать ваш корпус, с отрывом ладоней от пола – вот это движение мы делаем, когда разводим ноги и идем в постоянном противоходе. И обратите внимание, если отжаться вы можете – ограниченное количество раз и достаточно медленно, то вот так «дрыгаться» - можно очень часто и очень долго. О чем мы ранее уже говорили – очень экономичный ход.
Итак, обратный вектор мы уменьшили разворотом лыжи, а еще чем можно? Можно уменьшить вертикальную составляющую бокового толчка, сделать его более горизонтальным – что само по себе всегда было нашей целью, между прочим. На равнине, чем более полого в бок вы будете толкаться, чем более горизонтально будет находиться ваша нога, тем эффективнее будет смещение вперед и это достигается глубоким заездом и постановкой опорной ноги под центром тяжести. Но на склоне, при падении скорости ниже определенного предела, у нас не будет никакого заезда и никакой опорной ноги под собой. Отжиматься от груди мы не сможем. Мы можем только опять же садиться в поперечный шпагат, раздвигать ноги как можно шире. Впрочем, мы, кажется, уже начали это делать в предыдущем пункте, т.е. мы идем в верном направлении.
В итоге, мы инстинктивно выйдем на ту самую, первичную, физкультурную технику езды в «растопырку», на лыжах, закантованных в противоход и широко разведенных. Прямо скажем, не этстетично, но зато очень экономично, без закисления, на прямых ногах, за счет работы голеностопа, а это практически вечный двигатель. Скорости не будет – это да, какая тут может быть скорость, но зато и не устанем, а продвижения вверх можно добавить за счет темпа! Главное, не останавливаться, не разворачивтаь корпус и руки по диагонали, не переходить на шаг и не валиться вперед, не повисать на руках. Хоть коротенько, но часто, медленно вверх и непрерывно в бок. Впрочем – шагом тоже можно, в нашем физкультурном деле надо без фанатизма. Руку вперед , повыше, повиснуть на ней и боком, боком...
Но на этом наши ухищрения не заканчиваются. Вот этого голеностопного или кистевого, толчка из нашего эксперимента, явно недостаточно для поддержания высокой скорости, явно. Вот если бы включить в работу еще и коленный сустав, задействовать свободный ход голени! Тогда, да, это значительно лучше и амплитуднее. Проделывается это следующим образом. Колени разворачиваются наружу, бедро – горизонтально, голени – вертикально и именно в коленном суставе начинается ровно та работа, которая происходит при полноценном коньке – т.е. толчок голеностопом, система наша приподнимается и зависает в инерционном положении, нога в коленном суставе сгибается и голень заводится под бедро и лыжа ставится – НА ВНЕШНИЙ кант! Потом загружается, выходит на плоский прокат – очень короткий – снова закантовывается и толчок идет уже в лыжу, опирающуюся на внутренний кант, т.е. вот в этом «крабе», а по русски говоря, в раскоряку, мы голенью и стопой должны воспроизвести все ИДЕАЛЬНЫЕ компоненты лыжного хода. И мы их делаем. Только надо прочувствовать, как опираясь на пятки широко разведенных ног, лыжи под собой надо «выкручивать», вдоль их оси, это прямо чувствуется, как напряжением мышц бедра и голени она сначала на внешнем канте и это и есть то идеальное, казалось бы недостижимое – когда мы толкаемся снизу вверх, почти снизу верх, конечно. Потом давишь ее и вот она уже на плоском прокате, выворачиваешь на внешний кант и дальше уже толчок голеностопом – вон какое длинное и правильное движение у нас получилось! Причем, когда мы голень подгибаем под себя, заходя на внешний кант, вторая лыжа едет на внутреннем и получается опять же то самое, идеальное, когда и палки и ноги все толкаются в одну сторону. Но только внешне это выглядит несуразно, нелепо. Но если вы почувствуете вот это силовое «выкручивание» лыжи под собой, то вы пойдете с набором скорости и будете сводить ноги все ближе и ближе и стоять все выше и в какой-то момент, снова выйдете на полноценный коньковый ход. Точнее, подгибая голень под себя при широко разведенных коленях, вы все-таки максимально подводите опорную ногу под центр тяжести, но не так, как при движении на равнине, ботинки не сводятся, конечно, между собой и амплитуда поперечного движения – она равна возможностям нашей голени, но не всей ноги, но тем не менее, это аналогичные по своей сути движения. Свели – оперлись, проехали, толкнулись. И самое главное – лыжи крутим ОДНОВРЕМЕННО, обоими ногами! И толкаемся строго в бок, как не трудно догадаться.
Теперь, как и обещано, мысленный эксперимент. Мы едем по плоскости, как учили, толкаемся в бок, контролируем корпус, стараемся вперед не заваливаться, а если делаем это, то компенсируем палкой, поставленной впереди ботинка и идем высоко, раскатисто. И вдруг, у нас появляется участок рыхлого снега, очень рыхлого – проката почти нет, скорость падает - что вы делаете? Вы добавляете мощности толчка, увеличиваете амплитуду заезда., но скорость падает и вы уже не можете заехать на закантованную лыжу, не можете, использовать инерцию и наращивать или поддерживать скорость переносом центра тяжести, а постепенно убираете фазу плоского проката, толчок делается силовой, мышцами бедра, ботинки будут не доходить друг до друга все больше и в какой-то момент, когда станет совсем туго, разведете колени и поедете «крабом». Кстати, есть любители, которые всегда так и только так ездят – и шустро, надо сказать, приспособились. Особенно мужчины в возрасте, почему-то. Может, потому что ноги у них по жизни кривые?
Хорошо, а если это не снег, а ветер? Или песок на лыжне? Или какая-то неведомая сила? Да какая разница, скажете вы, результат должен быть один и способ его достижения – тоже один. А если я предложу вам в такой ситуации повалиться вперед, повиснуть на руках, а ноги широко развести в стороны и оставить их сзади? Изобразить этакую фигуру цыпленка-табака? Или развернуться корпусом по диагонали, одну руку выдвинуть вперед, вторую оставить сзади и пойти половинчатым коньком, т.е., каждый раз начинать шаг с одной ноги, но правильно начинать, надо сказать, с близко подведенной и поднятой ноги и даже, не побоюсь этого слова, на внешний кант лыжи. Т.е. одна нога шагает, а вторая – все-таки едет. Ну что ж, скажете вы – второй вариант, это нормально, большинство только так и умеет, а вот первый – вообще не понятно, зачем это диковинное положение? Правильно, валиться вперед, на палки – нам это совершенно ни к чему.
А теперь замените эту неведомую силу - силой…тяжести. Наклоните нашу плоскость, по отношению к линию горизонта. Сделайте ее подъемом. Но как мы помним, от замены системы координат, законы физики и лыжная техника, в том числе, не должны меняться. Какая разница, снег-сыпун или сила, которая не дает вам двигаться вперед? Сила тяжести в случае подъема? Так зачем же нам виснуть на вытянутых вперед палках и раздвигать ноги, занимать позицию скалолаза, ползущего вверх по отвесной стене? Если забыть, что это подъем, а просто почувствовать сопротивление своему ходу, то надо садиться ниже, откидываться назад – ведь нас интересует плоскость подъема, а не линия горизонта! - и сводить ноги после толчка максимально близко, поднимать ботинок максимально высоко, так, что ступня подворачивается внутрь и лыжа в воздухе занимает положение, при котором кажется, что она встанет на внешний кант или на плоский прокат, как минимум. И чем круче подъем, тем чаще и короче нам придется идти и тем мощнее толкаться. Иначе ноги не сможете свести обратно. И тем более короткой у нас будет фаза проката на закантованной лыже, с заездом вбок и использованием переноса центра тяжести. Но все-таки – будет! Пока вы не перейдете на шаг, пока не опуститесь на четыре конечности (полностью повисните на палках) и пойдете как животное, а не как человек. Животное – в хорошем смысле слова.
Про подвернутый ботинок и сведенные ноги – здесь требуется пояснение. Принципиальные. Если при гладком прокате, на высокой стойке, заезжая в бок и закантовываясь, мы сводим вместе именно БОТИНКИ, то в каком положении находится колено? Если стоим высоко и соответственно, идем на лыжах с небольшим углом отклонения от направления движения, то колено – если на него посмотреть сверху – слегка выходит за внешний край ботинка, нависает над центральной линией лыжни, т.е. нога в колене вывернута наружу – как у мотоциклистов на гонках, при прохождении поворотов. Но чем ниже мы садимся – в силу тех или иных причин и чем ближе мы сводим ПЯТКИ ботинок и разводим лыжи до оптимального угла в 45 градусов, тем сильнее нам приходится отводить колено наружу. При езде в подъем – сидя на пятках и толкаясь практически «под себя» - что бы приподняться и получить возможность завалиться на опорной ноге и пойти в боковом скольжении – именно в этом смысл толчка при коньковом ходе в подъем – не продвинуть тело вперед и вверх, а получить возможность ПОЕХАТЬ в бок и соответственно, вверх – мы же помним, что наше продвижение к цели – финишу – оно не прямое, как в классике, а опосредованное, через прокат в сторону и толчок в сторону – то колени мы вывернем еще более не эстетично, но что делать…
Итак, сводим – пятки ботинок, а колени – разводим и толкаемся в пятку вбок, акцентировано, мощно и это движение, в силу наличия угла подъема превращается в движение в бок и вверх! На хорошем ходу мы не успеваем палками поддержать свое падающее назад тело, а при езде в подъем – можем. Если толкаясь в развернутую под углом к направлению движения лыжу строго в бок, мы преобразуем это движение в движение по диагонали, вбок и вперед, то и при появлении еще одной степени свободы – возможности ехать не только в вперед но и вверх, логика должна оставаться та же самая – для движения вперед – строго в бок, Лыжа сама разложит наше усилие и преобразует его, точно также, как при боковом толчке. Не надо толкать тело вперед и вверх по склону – это вызовет мгновенную остановку и переход на шаг Палками же в этот момент, оттолкнувшись, подхватываем наше заваливающееся назад туловище и снова приводим его в вертикальное положение. Лыжи при этом, даже при самом медленно движении – НЕ ОСТАНАВЛИВАЮТСЯ и не исчезает фаза проката для ноги, оставшейся сзади. Это трудно? Конечно. Но мы же не про легко, а про быстро.
И если вы хотите все-таки катиться, а не идти, то палками надо работать по прежнему – ОДНОВРЕМЕННО, а не по очереди и даже если вы перейдете на «полуконек» - все равно руками надо работать одновременно и держать их по возможности, на одной линии, не разворачивать корпус по диагонали. Как только выведете руку вперед и повисните на ней – все, образовалась задняя, опорная, неподвижная лыжа. Непрерывность хода исчезла.
Тут я должен сделать некоторое пояснение. Дело в том, что трасса, на которой я катаюсь, она хоть и длинная – круг 25 километров в лесном массиве, содержится в хорошем и отличном состоянии, построены два специальных моста для перехода через автодороги – но она РОВНАЯ, точнее, равнинная. . Не абсолютно, конечно, так не бывает, но не считая общего повышения и понижения профиля, в целом – подъемы на ней не больше …э-э-э. Короче, если не бояться и при определенной сноровке, то заехать на них можно без палок и именно в режиме проката. Так, пупки. И именно без палок надо отрабатывать технику езды в подъемы.
Кстати, построил это чудо и содержит уже который год, бывший тренер по лыжам и сам когда-то классный лыжник, а ныне крупный бизнесмен – Ракшин Александр Фёдорович, низкий поклон ему за это. И даже более того – каждую субботу и воскресенье, на трассе организуются несколько – точнее, три, пункта питания, где каждый может выпить горячего витаминного чаю, съесть пряник, печенье, какие-нибудь другие сладости – БЕСПЛАТНО и сколько сможет. ВСЮ ЗИМУ. Каждый год закрытие и открытие сезона с подарками ВСЕМ, кто принял участие и проехал или половинку или всю трассу. В марте этого года, для тех, кто регулярно катался по вечерам и вообще регулярно катался на лыжах – разыграли призы – КВАРТИРУ И МАШИНУ и другие ценные и нужные в спортивном хозяйстве вещи. Спортсмены пытались к Ракшину подъехать, давайте, дескать, мы тут забеги на ваши призы устроим, на что он ответил – «Вам надо, вы и бегайте, а мне нужно, что бы люди здоровые были и на лыжах катались как можно больше и как можно чаще». Понятно, что не в деньгах дело было, а в принципе. Вот так мы и живем в городе Барнауле. Трассу укатывают, кстати, ратраком, опять же специально купленным для этого дела.
К чему я это клоню. В силу объективных причин, не могу быть каким-то особенным специалистом по подъемам коньковым ходом. Может быть сейчас, столкнувшись с проблемой написания этого текста и в ходе его обсуждения – если оно будет, конечно, присмотрюсь внимательно и , соответственно, изложу сделанные наблюдения. А пока вот так – коротенько и сумбурно. Не судите строго - как могу. Так что прошу общественность подключаться к теме по мере сил и желания.
И последнее, на мой взгляд, самое важное. Мой тренер, Сотников Валентин Михайлович, долгих лет ему жизни и здоровья в славном городе Томске, где он сейчас живет, в свое время, на наши вопросы по поводы езды в подъем отвечал так – «В подъем надо начинать быстро, а заканчивать… еще быстрее!» и весело при этом хохотал.
Как я теперь понимаю, езда в подъем, она состоит не только в технике, но и в состоянии духа. Чтобы проверить, все ли вы правильно делаете, перед подъемом разгонитесь изо всех сил и на полном ходу заезжайте в него и как шли, так и идите изо всех сил, но только еще резче и короче толкайтесь и вкладывайтесь в каждый толчок, как в последний раз и катитесь, сколько можете держать баланс и скорость, а потом снова врубайтесь палками и всем своим существом в этот снег и должны вы почувствовать, как волосы у вас на руках встанут дыбом и по коже побегут мурашки и все внутри похолодеет, а мыщцы ваши зазвенят и заноют и возникнет чувство, что еще чуть-чуть и вы взлетите. А потом, когда скорость все-таки упадет и вы начнете вкручивать лыжи в склон и опять пойдете с набором скорости и дышать уже будет нечем, вот тут нужно в голос захрипеть под каждый шаг и почувствовать в себе ярость и свободу и нестерпимую радость от ощущения - Ж-И-З-Н- Ь.!!!!
Вот если все так у вас получается, значит, техника у вас правильная.
Ответить
Просмотров:7019 Комментариев:9 Рейтинг: 0   0 0
впечатление от прочитанного
18.03.2013 19:35
Браво! Талантливо написано и с любовью к предмету. Буду перечитывать и пытаться применять на практике. Спасибо!
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
подъемы
08.10.2013 22:18
Добрый день! есть ли у кого детальное видео по технике конькового хода в подъемы? раньше встречался зарубежный ролик, где спортсмен зимой тренировал подъемы без палок, используя только махи руками с переходами под левую/правую ноги (может у кого это видео есть, т.к. ютубе не дал результатов).
либо аналогичные видео с разных ракурсов, например такое https://www.youtube.com/watch?v=s2iqi3i3QC4

заранее спасибо!
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Сейчас много всякого видео
09.10.2013 12:15
Например, плейлист:
http://www.youtube.com/playlist?list=PL4B345533944588AB
там где-то было

А в поиске можно набрать, например, "Ski technique offset V1"
(ход в продъем у них обычно называют offset V1)
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
спасибо
09.10.2013 20:46
Алексей, спасибо за ссылку, но это не то, я обсмотрел наверное 90% ютубе по технике, и, к сожалению, там больше половины "мусора". Хотя буду пробовать искать V1.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
*********************
08.10.2013 23:26
без картинок очень трудно воспринимать :(
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
с трудом
09.10.2013 10:12
прочел с третьего раза, кажется прочел все. Не понял ничего!
Как только мысль касается непосредственно техники, она сразу же уходит в сторону и теряется, возвращается уже в другом месте. Те мысли от технике, которые удалось понять - весьма спорны.


Техника в подъем может быть очень разной!
Все зависит от: крутизны и длины подъема, качества трассы, жесткости трассы и катухи, работы лыж, развитости и готовности групп мышц, скорости: гоночной или тренировочной, задачами: выложится на полную или сберечь больше сил.
Поэтому для себя вывел главное правило: каждый раз даже на знакомом подъеме надо искать эффективную технику данного момента, и не бояться менять ее по ходу подъема - искать. Нащупанная сверхэффективная техника может вообще не сработать на том же подъеме уже на следующем круге.
Ссылка Рейтинг: 0   0 0
Это не вы не поняли - это я плохо написал)))
09.10.2013 13:38
Максим - ваше суждение о технике лыжного хода - это именно то, что я хотел сказать так длинно и путанно))) Полностью согласен с каждым вашим словом и к тому же, как известно, краткость - сестра таланта.
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
спасибо всем
09.10.2013 20:55
кто делится своими идеями на счет лыжной техники, это очень помогает новичкам и чем больше вариантов изложения, тем больше возможностей применять их на практике в различных условиях.
Вот если бы авторы еще и видео или фото своих идей прилагали - было бы вообще отлично =)

хотя у Виктора все три части довольно понятны моему пытливому уму, спасибо!
Вверх Ссылка Рейтинг: 0   0 0
********************
09.10.2013 10:50
проверьте почту плиз
Ссылка Рейтинг: 0   0 0