Я новичок в коньковом ходе, там что прошу прощения за, вероятно, дитлетанский вопрос. Во время просмотра лыжных гонок и биатлона по ТВ начал замечать, что спортсмены при передвижении переносят вес тела на *согнутую* в колене ногу. Есть ощущение, что это совершенно не эффективно с точки зрения нагрузки на мышцы ног. Просьба специалистов прояснить этот вопрос (вероятно, так только кажется и вес переносится на самом деле на прямую ногу)
толчок ногой заканчивает прямая нога она в конце толчка находится под углом т.е. тело находится НИЖЕ, чем стоя на прямых ногах соотв-но подставляя ногу, ее можно подставить только согнутой
1) Конечность всегда расслаблена в чуть согнутом положение. Попробуйте пять минут подержать руки вытянутыми в разные стороны. 2) После фазы толчка всегда идет фаза расслабления, если вы ее не ощущаете хотя бы на доли секунды, что-то не так. 3) Чтобы посмотреть технику конькового хода найдите запись с Ниной Гаврилюк и Пер Элофсоном. 4) Нет ничего в том, что вы себе технику будете ставить как в замедленном повторе, катясь по 10 метров на 1 лыже. А лучше всего ставить себе технику дома, стоя перед зеркалом во весь рост. Мышцы надо только обучить движению, потом они будут их воспроизводить сами, без вашего участия. 5) На обучение может уйти не один год. Так что запаситесь терпением.
принимающей вес после толчка, определяется или соответствует глубине подседа толчковой ноги перед началом толчка. Тогда эффективность толчка будет максимальной, так как положение центра тяжести по вертикали по отношению к направлению движения не изменится. Т. е. вся энергия толчка уйдет на продвижение лыжника строго вперед. Для расслабления и отдыха в дальнейшем продвижении несущая нога может быть выпрямлена полностью или частично перед следующим подседом, если фаза проката достаточна для этого.
выпрямление опорной ноги в фазе скольжения уже считается ошибкой -на это нет времени(сравните, скольжение-подсед-толчок, выпрямление-скольжение-подсед-толчок), мышцы отдыхают во время переноса неопорной ноги
толчок - это есть выпрямление ноги, то "сравните, скольжение-подсед-толчок, выпрямление-скольжение-подсед-толчок" получим одну и туже картину, или поясните свою точку зрения. Если учитывать, что вес переносится сразу на согнутю ногу, то зачем вообще делать "выпрямление-подсед" или просто "подсест" на скользящей ноге, она ведь и так будет согнута?
"начал замечать, что спортсмены при передвижении переносят вес тела на *согнутую* в колене ногу. Есть ощущение, что это совершенно не эффективно с точки зрения нагрузки на мышцы ног"- отвечаю - сначала выпрямить(в т.ч.отдохнуть) и поскользить , а потом снова согнуть для подседа некогда=потере скорости.
"- Как относитесь к передвижению на лыжах или лыжероллерах без палок?
- Я стремлюсь к гармонии. Дело в том, что упражнение это нужное, но им нельзя злоупотреблять. Сейчас многие, например Юрий Викторович Бородавко, применяют упражнения без палок с длинным прокатом, и это, конечно, ошибка. Потому что, когда спортсмен катится, он инстинктивно выпрямляет опорную ногу. А есть такой термин «активное выпрямление опорной ноги», что является довольно грубой ошибкой. Сейчас я мало применяю ход без палок, и стараюсь добиться от своих воспитанников резких маятниковых движений, чтобы не было пауз."
Давно не было по технике вопросов, давно не появлялся Модест 1. При езде без палок по равнине никаких подседов нет. Прокат осуществляется на согнутой ноге, по завершении отталкивания нога распрямляется и отдыхает (даже при высокой частоте и маятниковых движениях, просто это не так заметно). 2. При езде с палками подсед осуществляется, но - он происходит из-за того, что лыжник перед этим выпрямляется, чтобы уронить вес тела на палки (это хорошо заметно, напр. у Нуртуга на финише). Можно этого не делать, тогда, я считаю, подсед также не требуется - ты просто сидишь "как на стуле" и перед отталкиванием "роняешь" таз в сторону...
может быть и более выпрямленной, чем толчковая, за счет отведения таза назад и приема веса на пятку. Тогда подсед неизбежен. В этом случае сумма сил рук и ноги передается через каркас по направлению таз-колено стопа и таз-плечи. Особенно это выражено при одновременном двухшажном. Состояние лыжни может значительно изменить структуру движений для получения наиболее эффективной. Поэтому на роллерах техника менее вариативна(если нет проскальзывания)
для длинных палок точка толчка смещается назад (речь фактически о десятке сантиметров) - иначе руки пойдут слишком вверх, что неэффективно. однако в результате продолжительность, а значит и суммарная сила толчка может даже увеличиться.
Спортсмен переносит вес тела на согнутую в колене ногу по той простой причине, что через некоторое время ему придется выполнять толчок этой ногой, а прямой ногой толкнуться невозможно. Если же он будет переносить вес на прямую ногу, то ему необходимо будет после переноса выполнить разгибание этой ноги, а затем выполнить сгибание этой ноги перед толчком (двойной подсед). Это приводит к постоянным вертикальным колебаниям ЦТ, что не оправдано, поскольку требует определенных энергетических затрат на подъем и опускание ЦТ.
А каким образом вы тазом на прямых ногах толкаться собираетесь? На прямых ногах можно толкаться только отчасти задействуя мышцы голени и стопу. То есть таким образом вы исключаете из работы одну из самых сильных мышц - переднюю мышцу бедра.
Я в общем понимаю ваш вопрос так: на прямых ногах идти действительно легче. И действительно можно наблюдать что многие при сильной усталости и закислении мышц ног начинают распрямлять ноги, чтобы дать отдых мышцам бедра. Но легче - не всегда эффективнее.
==через некоторое время ему придется выполнять толчок этой ногой== и почему тогда не прокатиться на прямой и перед толчком не подсесть?
==сгибание этой ноги перед толчком (двойной подсед)== это не двойной подсед если ты едешь на прямой ноге с самого начала (ты это предположил), то подсед будет один
а двойной это когда нога сгибается при постановке (1й подсед) потом выпрямляется и сгибается перед толчком снова (2й)
спасибо Вам за Селекту, ролерами доволен. Может еще подскажите, как добиться такого равновесия? Какими упражнениями? А еще как победить страх перед падением на асфальт?
Нужно работать над равновесием. Не торопиться с "накачиванием" мышц роллерами. Работать над прокатом. Катиться на одной ноге долго. Можно прыгать с ноги на ногу с фиксацией положения тела некоторое время на той ноге, на которую приземлились (без роллеров, естественно). Страх перед асфальтом побеждать не надо. Он еще пригодится. Не катайтесь со страшных спусков. Одевайте шлем, наколенники и налокотники. Не очень удобно, но они спасут вас от серьезных повреждений. Тем более, что есть мягкие наколенники и налокотники. От удара не сильно спасают. От протирания ценной шкурки помогают очень серьезно.
1. Вначале нужно выбрать скорость передвижения, лучше начинать с медленных 2. Выбрать максимально безопасный маршрут по рельефу и наличию машин-пешеходов 3. Постоянно работать над равновесием и координацией. Например, смотрите TV не сидя на диване, а стоя на одной ноге, как во время проката. 4. Страх закрепляет вредные ошибки, портит технику, прокат. 5. ТРЕНЕР нужен.
С п.1 не совсем согласен. Начинать нужно не быстро, но на роллерах с легким или средним ходом. Не на медленных колесах! Медленные угробят неустоявшуюся технику.
Наблюдая за гонщиками, заметил, что очень часто, как минимум, все же распрямление опорной ноги перед подседом наблюдается. Если только частота высокая или ускорение, то его нет. А если прокат приличный, то есть. Зачем? Видимо, на фиксированной ноге стоять труднее, чем в динамике. По аналогии со сжатой пружиной. Представим, что мышцы-пружина. Тогда держать их в сжатом состоянии труднее, чем разжать. Чтобы выполнить хороший толчок мышцам удобнее работать в динамичном режиме пружины. Представим себе толчок штанги. Чтобы толкнуть есть, конечно, специальная техника. Но, в первом приближении, хочется как бы сначала замахнуться. Может и выпрямление тогда оправдано? Надо еще опробовать.