Понимаю, что основные события разворачиваются в Турине, и сам с большим интересом слежу за происходящим, но прозвучала просьба рассказать о поездке, поэтому попытаюсь. Прошу отнестись к написанному снисходительно. Это мой первый опыт такого плана. В прошлом году закрыл Worldloppet master и сейчас начал новый круг. Поездка была организованна через РЛЛС и конкретно с помощью Легезо Любовь Владимировны. Мы не первый раз пользуемся ее услугами и в целом довольны. Мы это 4 человека: Чуриковы и Евсины. Жены не отпускают одних. Шутка. Очень удачно, что Аэрофлот проводит свои акции на билеты. Это позволяет экономить на перелете в 2 раза. Перелет долгий Москва-Токио-Саппоро. 9,5 часов + 1,2 ч. Проблем с перевозкой лыж за все время наших путешествий не было ни разу. Про перелет рассказывать особенно нечего кроме того, что Аэрофлот пожалуй самая хлебосольная компания из всех на которых мне довелось летать. Кормят отлично. Из Токио в Саппор летели на "горбатом" Боинге-747. Классно. Рассказывать о самой Японии можно долго. Если кратко, то это просто другая планета. Поэтому, сосредоточусь на марафоне. Мы прибыли в Саппоро во вторник, а гонка в воскресенье. Рассчитывали покататься, изучить трассу аклиматезироваться. Но оказалось, что все не так просто. В описании марафона было сказано, что трасса для просмотра будет открыта в пятницу и субботу. Так и было. Поэтому, пришлось искать где покататься. К моему удивлению, несмотря на обилие снега и прекрасную погоду найти место где можно покататься оказалось не легко. Помогла "шпаргалка", которую распечатал из интернета Олег Евсин. Там был указан лыжный центр не далеко от города с подготовленными лыжными трассами. Но.. добраться туда оказалось не так то просто: английский почти никто не знает. Даже таксист по карте не понимает, что мы от него хотим. Короче в первый день смогли добраться на место только после обеда. Парк действительно отличный: трассы для горных лыж, горки для детей и т.д. Для лыжников проложены 3, 5 и 10 км круги. Все укатано, размечено. Катайся, получай удовольствие. Рельеф очень приличный. Мне показалось, что природа напоминает Мурманск. В общем, мы увлеклись и когда закончили выяснилось, что последний автобус, идущий в город к метро уже ушел. Что делать?! На наше счастье мы встретились с Дмитрием - молодым человеком из Минска, который уже несколько лет живет в Саппоро, а в парке оказался потому, что помогает готовить парк к снежному фестивалю. Как тесен мир. Он услышал родную речь, подошел, мы разговорились и узнав о наших трудностях предложил помощь. Я, честно говоря, думал, что он подбросит нас на своей машине, а выяснилось, что он попросил местного японца и тот совершенно бесплатно доставил нас к конечной станции метро. Хочу сразу сказать, что такое желание помочь иностранцам мы постоянно встречали во время всей поездки. Японцы буквально выстраивались в очередь, чтобы что то объяснить по карте, что то найти. В Японии нет такого количества обменных пунктов валюты как в Москве. Поэтому при обмене денег у наших жен возникли проблемы: где поменять? Тут же, увидив европейцев что то ишущих по карте, подошли местные жители, один из них довел до ближайшего информационного пункта, служащие обзвонили ближайшие банки (не все банки меняют), выяснили где меняют, проводили до банка. Короче, просто обалдеть. На следующий день мы уже разобрались с маршрутом до лыжни и смогли начать тренеровку как положено с утра. По дороге встретились с лыжниками из США и Австралии. Австралиец в свои 76 лет регулярно тренеруется и приезжает в Саппоро уже в 9 раз. В общем второй день прошел на ура. Полноценная тренеровка + замечательная прогулка по вечернему Саппоро. В эти дни там проходит фестиваль снежных фигур. Зрелище фантастическое. Огромные, просто гигантские сооружения из снега и льда размером с 2-3 этажный дом. Все это подсвечивается, а на подиуме где была размещена композиция по фильму "хроники Нарнии" разыгрывалось целое свето и звуковое шоу с лазарами, дымами и т.д. Плюс масса небольших скульптур, часть из которых продолжают делать прямо на глазах у зрителей и кое где можно попробовать самому. Вобщем все для людей. Два дня перед марафоном мы отвели себе для отдыха. В пятницу поехали посмотреть знаменитые японские термальные источники Наборибецу. Организация этой поездки заслуживает особого разговора. В гостиннице на ресепшен жены нашли менеджера, которая говорит по английски. Вместе были изучены различные варианты: автобус, ж/д (время пересадок, стыковок и т.д.).Но как это не странно самым удобным и не самым дорогим оказался вариант путешествия на такси с англоговорящим водителем. На следующий день водитель ждал у входа. Ждал не просто так, а с тремя!!! вариантами маршрута, которые он подготовил для нас. После обсуждения выбрали один и в путь. По дороге посетили расположенный у одного из озер ледяной город. Очень красиво. Такого цвета голубой лед мы видели только в Норвегии. Это говорит о чистейшей воде. Воду насосами качают из озера и намораживают на заранее подготовленные бамбуковые каркасы. Затем все это подсвечиается и в результате все выглядит как что то фантастическое. Исторически остров Хокайдо населяли не японцы, а айны, которых считают пересиленцами из Сибири. Японцы долгие годы вытесняли и воевали с ними, пока не опомнились. Сейчас айнов всячески поддерживают, помогают им сохранить свою культуру. В одном из таких центров мы и побывали. Послушали национальные песни, посмотрели в музее на быт этих людей. Интересно. После обеда в рыбном ресторане отправились собственно на источники. Кстати об обеде. Перед гонкой мы боялись есть чисто японские блюда, поэтому все время возникали трудности, что заказать. Насладиться суси смогли уже после гонки в Токио где задержались на несколько дней. Источники как им и положено находятся в "Адской долине". Это кратер вулкана по краю которого проложена тропа. Сверху видны многочисленные выбросы пара, следы каких то минералов и текущий вниз по склону ручей. Легкий запах сероводорода витает над кратером. Экзотика. По течению ручья находятся многочисленные гостинницы где собственно и расположены термы. Мы посетили одну из них. Внутри 7 бассейнов с разной по составу и температуре водой. Финская и турецкая бани + несколько ванн на улице под открытым небом. Помещение огромное, народу не так много. На меня ванны подействовали очень сильно. Пришлось даже ограничить пребывание. Еще один сюрприз нас ожидал по дороге домой. Договариваясь о стоимости поездки, мы заранее определили сумму, а счетчик набил уже заметно больше. Мы немного волнуемся, и вдруг водитель говорит, что мы не успели посетить еще одно озеро Тойя, поэтому стоимость поездки снижается на 20% и плюс ко всему дарит нам коробку местного печенья, как он объяснил это очень известная выпечка в Японии. Где нибудь у нас вы встретитесь с таким подходом? Продолжение следует...
Думаю твой материал с фотографиями достоин публикации в очередном Лыжном Спорте. Внимание Ивану Исаеву! Про европейские марафоны мы слышали и читали много, а про японский первый раз.
Добрался до компа, попробую продолжить. Итак суббота, день накануне старта. Едем в оргкомитет на регистрацию. Попутно решили взять лыжи и станок в надежде подготовить лыжи там. В отеле найти место не удалось, а готовить в номере не хотелось. Все происходит в удивительном сооружении под названием "Саппоро дом". Об этом здании надо сказать отдельно. Словно гигантское облако опустилось на землю, вобрав в себя и футбольное поле, и корты и массу других площадок. Внутри в холле расставлены столики. Подходишь, платишь стартовый взнос и идешь получать номер. Во время этой процедуры к нам подходит японец и хорошем русском языке спрашивает как у нас дела, все ли хорошо и т.д. Выясняется, что организаторы специально пригласили переводчиков для гостей из других стран. Наконец формальности позади, идем прогуляться по магазинчикам со спортивными товарами. Ассортимент не очень большой, но мы сюда не за шмотками приехали. Кроме того фирменные сувениры, посвещенные марафону есть, ну что еще нужно? За несколько дней в Японии перестал удивляться их отношению к друг другу. Но опять приятный момент: вдоль здания образовалась наледь, и несколько человек шлепнулось. Тут же прибежали волонтеры, газовой горелкой растопили лед, все счистили ну просто душа радуется. Накануне поездки многие говорили нам, что в Японии всегда возникают проблемы со смазкой лыж. Мы внимательно изучили рекомендации вывешенные у стенда местных смазчиков. Ничего сложного, но в душе сомнения: делать лыжи самим или отдать местным спецам? Нашли место где можно расположться со станком и поработать над лыжами. И тут выясняется, что забыли в отеле переходник для утюга. Полный облом. Все есть, а работать нельзя. Додумались найти переводчика, который подходил к нам в самом начале. Объяснили ситуацию. Он спрашивает у одного, другого, но нет переходника. В итоге, нас ведут к ребятам, которые за деньги делают лыжи всем желающим. Что то обсуждают и вот нам выставляют стол, дают станок, дают утюг и предлагают готовить лыжи рядом с ними. Я просто обалдел. Все бесплатно. Я решил разделить риск, т.е. одну пару лыж отдал местным ребятам. Они готовили ТОКО, а вторую пару делал сам SWIXом. Во время работы с лыжами подходили местные спортсмены, смотрели, и я почуствовал себя настоящим сервисменом. Шутка. В итоге, одна пара лыж готова, вторую заберу перед стартом и на откатке можно будет выбрать лучшую. Настроение отличное, возвращаемся в отель. Вечером запасаемся калориями в итальянском ресторане. Все готовы, завтра старт. Изучаю диаграмму трассы. Жаль, что не удалось посмотреть в живую. Это потом даст себя знать. Общее впечатление: трасса не простая, но поборемся. Подъем рано утром, завтрак, дорога до старта. Все как обычно. Получаем лыжи, и пробую одну и другую пару. По ощущениям пара, которую делал сам едет лучше. Выбираю ее. По ходу гонки не разочаровался. Олег остался доволен, как подготовили лыжи местные спецы. В общем, со скольжением проблем не было. Сам старт находится недалеко метрах в 800. Японцы интересно организовали стартовый коридор: слева в узкой части - иностранцы, справа - местные. Причем номера у них начинаются с 1000 кроме прошлогодних победителей. У тех: 1,2 и 3. Все стоят спокойно, желания сорвать старт не у кого не возникает. Рядом оказывается несколько россиян. Приятно, что побежим не одни. И вот старт. Спокойно, без суеты и криков вытягивается караван. Оцениваю позицию как 15-20. Нормально. Идем плотно, несколько человек пытаются сбоку обойти. Трасса широкая, проблем это не вызывает. Солнечно, ветра почти нет просто праздник. Настроение отличное. Немного смущает приличный темп, нашем группы. Не слишком ли быстро я бегу? Но гоню от себя эти мысли, а зря. Трасса проложена по сильно пересеченной местности, причем подъемы долгие, а вот спуски на мой взгляд в основном короткие и крутые. Не успеваешь восстанавливаться. Правда, после гонки Олег не согласился с моей оценкой, но у каждого свои впечатления.
Трасса все дальше уходит вверх. Нас образовалась группа из 4-5 человек. Идем ровно, темп приличный. Про себя думаю и надеюсь, что предсезонная подготовка поможет выдержать такой темп. Нас догоняет и обходят несколько человек. Нормально. На пункте питания очень удивляет, что все питье холодное. При подходе съел гель и взяв стаканчик был буквально шокирован, что в напитке ледяная кашица. Делать нечего, глотаю, откашливаюсь, но контакт со "своей" группой потерян. Решил не дергаться иду в своем темпе. На подъеме разрыв сокращается, вливаюсь и едем опять все вместе. Но про себя понимаю, что не выдержу эту скорость. И постепенно отпускаю ребят. А дальше идет обычная гонка: терпеть и терпеть. Пытаюсь отвлекаться на окружающую природу, отвечаю на крики местных болельщиков. Пытаюсь сбросить монотонность. Трасса выходит на лыжный стадион, где проходила олимпиада. Опять новые впечатления. Хорошо. Рядом видны участники, бегущие другие дистанции, наверно 10 или 25 км. Главное, что у них своя трасса, у нас своя. Питье попрежнему со льдом. Организм воспринимает это нормально, перестаю переживать из-за возможных проблем с желудком. И вот для меня наступает момент истины: с 35 км начинается пологий подъем, который идет и идет. Еду один. Трасса проходит по лесу, поэтому за поворотами и за деревьями не видно попутчиков. Приклеится не к кому. В очередной раз съел гель и попил. Состояние близкое к автопилоту. По диаграмме помню, что к 43 км начнуться самые крутые подъемы. Мысленно готовлюсь, жду-жду, но реальность оказалась хуже моих прогнозов. Долгожданные спуски - это очень крутые нырки, где не расслабиться, ни дух перевести. Ноги закислились. После такого нырка карабкаешься вверх и думаешь: ну все, сейчас на спуске отдышусь. Но нет торчок переходит в пологий подъем, а затем опять торчок. Про себя думаю: когда же это кончится. Прохожу мимо снегомобиля, который ждет сломавшихся. Не дождетесь. Наконец перевал, помню, что дальше уклон вниз. Пытаюсь раскатываться. Где то впереди мелькает комбинезон и вот что интересно: минуту назад "помирал", а сейчас думаю как бы его зацепить. Глотаю коктель со льдом на последнем пункте и за деревьями уже мелькает "Саппоро дом". Все таки заставил себя догнать идущего впереди японца и финиширую впереди него. Очень приятно слышать как диктор пусть и неправильно, но все равно узнаваемо объявляет мою фамилию. Жены звонят колокольчиками. Интересно, что никто из зрителей по ходу трассы не использовал ни колокольчики, ни трещетки. Может наш пример окажется заразительным? Одновременно на огромном табло показывают спортсменов. Вручают памятные медали финиширующим. Стою отдыхаю. На экране вижу как накатывает на финиш Олег. Движения странные. Выясняется, что буквально за 200 метров до финиша при попытке обогнать соперника Олег спотыкается, падает и ломает обе!! палки. Вот это финал. Да есть, что вспомнить. Дальше идем внутрь, по пути в обмен на чипы выдают полотенце и коробочку с памятным значком. Здорово: и медаль, и значок и фирменное полотенце с символикой марафона. Тут же распечатывают диплом с временем, но почему то без указания итогового места, говорят, что посмотрите в интернете. Все равно приятная оперативность. Находим столик Worldloppet ставим печати. Все формальности соблюдены. Можно расслабиться, идем в душ. Организм попрежнему колбасит. На предложение жен поесть местного супчика, который раздают всем желающим отвечаю отказом. Марафон дался не легко. Сравниваю свои ощущения с французким Трансжурасьеном: там и дистанция длиннее: 70 км, и рельеф не простой, но кажется, что здесь измочалился сильнее. Во Франции был 102, а здесь в итоге - 32. Вот и ответ. По итоговому результату это лучший марафон. Что еще сказать поездка удалась. После марафона задержались в Токио, съездили в Киото. Когда еще окажешься в Японии? Впечатлений масса. Все таки японцы это удивительный народ и построили у себя замечательное государство.
готов ответить лично или по мылу. Всем успехов на лыжне. Главное будьте добрее и внимательнее. Лично меня очень радует, что количество катающихся на лыжах в Битце и не только постоянно увеличивается. А болезни роста пройдут. Надеюсь.
Помню, что узнал, но звучало это с таким японским калоритом, что не повторить. Что касается бюджета, то наш не показатель. Мы рассматриваем участие в таких марафонах как полноценный отпуск, поэтому и расходы соответствующие. Если сосредоточиться на гонке, то 14000 рублей билет туда-обратно до Токио, 400 долларов Токио-Саппоро-Токио. В Токио между аэропортами 30 долларов с человека туда, плюс 30 обратно, в Саппоро из аэропорта до отеля электричка - 300 рублей. Отель у нас был дорогой - Шератон 200 баксов 2-х местный номер без завтрака в сутки. Мы решили не связываться с местными отелями с их национальным калоритом. Но можно найти прилично дешевле. Плюс местные поездки на метро минимум 80-90 рублей одна поездка. Транспорт там дорогой. Плюс еда. Мы не постеснялись и часть продуктов взяли с собой, а часть покупали в супермаркетах. Цены там вполне доступные. А дальше все зависит от Вашей фантазии.
Это я про перелет. Только что из Питера в Мюнхен и обратно летали за 12500, а расстояние слегка разное! А между Токио и Саппоро другого варианта нет? А как визу оформляли?
Мы уже не первый зимний сезон летаем по этой акции. Что касается перелета Токио-Саппоро, то чесно говоря, не знаю. Нам организовали, мы согласились. Есть вариант на ж/д, но не уверен, что дешевле и однозначно намного дольше. Здесь 1,2 ч и на месте. Что касается визы, то это довольно долгая процедура. И все вопросы для нас решала Легезо Л.В. За это мы ее и ценим.
с синкансеном, но тут загвоздка: Токио - это остров Хоккайдо, Саппоро - Хоккайдо, расстояние свыше 800км. Хорошо, если есть подводный тоннель, а иначе - только паром. Так что самолет проще.
В этом году едем и мы. В Питере снега, похоже, не будет - приходится искать на чужбине Подготовка, конечно, скомкана...
Пара вопросов по самому Саппоро и катанию там. Сохранилась ли у вас ссылка на сайт того лыжного центра? Мы будем жить на юге города, возле конечной станции зеленой линии метро (Makomanai, N16) - где лучше кататься: у Доума, или в этом центре?. Еще вопрос: где переодеваться и оставлять вещи при катании? Во время марафона, похоже, вопрос решен, а в птн и сбт? Есть ли в Доуме доступные раздевалки, камера хранения и душ? Спасибо!
У нас было так - поехали в первый день в Доум - там лыжни не было, нашли там Информацию и стали в информации расспрашивать где можно покататься. Они рассказали про лыжный центр. После этого, узнав дорогу, мы взяли такси и поехали туда на такси. В следующие разы ездили общественным транспортом на метро и дальше автобус ходит по моему раз в час. В самом центре все удобства в наличии: шкафчики, душ, сувенирный магазин, ресторанчик и пр. Один раз мы опоздали на автобус и нас сотрудники центра на своей Тойоте до метро подбросили.
Буду дома загляну в бумажки, что после Японии остались может название и координаты центра сохранились - отпишу.
Вообще завидую - мне поездка в Японию очень понравилась, пожалуй это был сымый интересный выезд на марафоны Worldloppet
The course used for the Sapporo Ski marathon is not a permanent ski trail. It is prepared explicitly for the race. Because of this the course is not useful for practice if you arrive several days before the race, which is recommended. The organizers prepare the trail the week before the race and it is open for practice on the Friday and Saturday before the race. Even on the Friday you may encounter machinery preparing the course and there may be small gaps that are not ready yet.
An excellent place for skiing in Sapporo is the Takino Snow Park. It has well groomed XC trails with a profile that is similar to the Ski Marathon. It is located 10 km from the Makomanai subway station from where it can be reached in 40 minutes by bus number 102. The entry is free; restaurant, cafe and rest-place are available as well as several well-groomed tracks from 5 to 15 km. Web-site www.takinopark.com. With the bounty of snow that is usually available in Sapporo it is a place not to be missed.
Using the subway in Sapporo is easy since stations and procedures are displayed in English as well. Using the buses takes a little more preparation since the signs are only in Japanese and the driver usually knows little English and the system seems different from many other countries. You enter the bus by the back door and you don't pay until you exit through the front door. The cost depends on the distance you travel. It currently costs 430 yen from Makomanai subway station to the Takino Snow Park. You will see an electronic board at the front of the bus that shows the cost from the bus stop where you entered the bus to the current location. This number will be updated as the bus progresses. When you exit you must pay the driver cash for the trip. The bus also has a changing machine used for coins and 1000 yen bills that is combined with the machine where you deposit the fee. If you need change, then you first use the changing machine and after that you deposit the correct fare.
Поскольку мы прилетаем в С. только в четверг вечером - наверное, можно рассчитывать, что уже в пятницу можно будет кататься по трассе марафона, начинающейся у Доума. Я прав? А вы там катались? Если да - как там с раздевалкой и камерой хранения?
Мы накануне в субботу лыжи готовили и, насколько я помню, трасса была закрыта.
В пятницу не была готова - 100%
Но если трасса будет, то японцы народ чрезвычайно дружелюбный, все организуют. Тем более, что Доум это типа нашего Олимпийского, там все есть.
А камера хранения в Японии не нужна, это не Европа ))
Но вы же будете жить на станции откуда как раз автобус идет, вам до парка элементарно будет добираться. Очень советую туда съездить - красиво! Там можно и на горных - это в основном горнолыжный центр. А Доум в черте города - еще насмотритесь.
Мы довольно короткую поездку запланировали: прилетаем в Токио в среду утром, в четв. вечером - перелет в Саппоро, а уже в понедельник рано утром летим прямо в Нариту (в "лист ожидания" а/к АНА на этот рейс я записался еще в октябре, но только на прошлой неделе появились на него билеты), и в 12ч Финэйром в Хельсинки. В общем, боюсь, будем потом жалеть о том, что сами себя в жесткие рамки поставили. Информацию о том, что трасса должна быть открыта с пятницы, я взял из твоего и Максима соообщений. Хочется все же кататься и пробовать лыжи именно там, где предстоит бежать.
Там ножи, как в Америке, а напряжение - 100 В. Утюг работать будет, но греться будет хуже. Когда мы в субботу пошли готовить лыжи переходник забыли в гостинице.Попросили в оргкомитете. В результате организаторы провели нас в скисервис и дали стол, станок, лыжный утюг на 100 В и удлинитель. Я только почистил лыжи (поскольку видел, что они лыжи перед тем как класть парафин не чистят) и отдал в сервис. Макс подготовил лыжи полностью сам. И у него и у меня на марафоне лыжи ехали отлично.
Кроме нас никто там лыжи не готовил (кроме сервисменов конечно) - на нас смотрели как на ... героев )).
Кстати, большинство японцев горные лыжи на выходные в горнолыжные центры не возят, они посылают их по почте. Приезжают, а лыжи уже у них а номере.
Просто ребята в Канаде втыкались: утюг с переходником отказался греться совсем. Возможно, с-ма управления (термореле, к примеру) при низком напряжении не срабатывает.
В Японии нет. В Канаде и Америке Макс пользовался, но у него плохо грелся, он жаловался
А я по Канаде и Америке писал в одной из веток:
При поездке на марафоны в Канаду и США встал вопрос о пригодности лыжного утуга при переходе на напряжение 110 В. После недолгих раздумий было сделано следующее: - Взят тестер с термопарой - Лыжный утюг прокалиброван по температуре(Деления Toko vc T). - Походный утюг Philips прокалиброван по температуре (Деления Philips vc T). - Сделан вывод: Колебания по Т (при данной установке в делениях) и повторяемость установки Т у Toko и Philips одинаковые (колебания, кстати, неслабые, в районе 20 градусов), т.е. разница в точности установки температуры лыжных и хороших бытовых утюгов - миф. - Построена зависимость Деления Toko от Деления Philips. - Походный утюг переключен на напряжение 110 В и засунут в чехол. - Утюг успешно использован для подготовки лыж в тяжелых полевых условиях США и Канады. ))
Для интереса собираюсь прокалибровать большой утюг которым глажу брюки- о результатах сообщу.
Кстати о дискуссии чуть ниже про подготовку лыж в -25. В Канаде было аккурат -25, готовил - Toko молибден в качестве базы, сверху Toko Cold Extreme. Катило очень прилично. Поморозился только на спусках... ))
Как там с этим? Реально накануне гонки привычных макарон или картошки наесться? Или этот ресторан был при отеле? Не перегружены ли рестораны субботним вечером - в пятницу столик еще закажем? Аригато
У меня в прошлом году аккурат на Кениге аллергия была, так повар специально мне приносил блюдо картошки или макарон.
А японцы тем более, я думаю, войдут в положение, им даже это в кайф будет помочь ближнему. Философия жизненная понимаешь такая.
Еще один факт из жизни японцев: У них в ДТП никогда одна сторона не бывает виновной на 100%, хоть 10% но невиновный берет на себя. Это потому, что признать виновной на 100% противоположную сторону, значить тем самым намекнуть, что этот человек - недалекий, он не смог предвидеть последствия своих действий. А это нельзя - обижает ))
Что ты имеешь в виду и на основании чего такой вывод? ) По рассказам бывалых (вашим с Максом в том числе) я понял, что проникнуться, куда едешь, в примере с Японией попросту невозможно. Неспроста же ты использовал выражение "планета Япония". Тот факт, что страна была практически полностью изолирована от внешнего мира до середины XIX века и общество там развивалось там само собой, можно сравнить с изоляцией Австралии, благодаря которой там выжили уникальные животные Так и в Японии - биологически вид тот же, но в остальном... А раз проникнуться заведомо невозможно - напрягаться по этому поводу бессмыссленно, так ведь?
Kstati bilo bi mozet neploho esse odin razdel forumov otkritj. Kasaemo marafonov. Bilo bi o4enj interesno po4itatj o poezdkah. Uznatj popodrobnee o stoimosti kakih to melo4ah neobhodimih pervii raz educhemu...
Привет Сергею. Почему не бываете в Битце?Спасибо за оценку рассказа. Это первая проба пера. Со школы не люблю писать сочинения, но тут не удержался уж больно много впечатлений. Конечно, все не напишешь, но хотелось передать восторженное отношение к японцам, сложившееся вовремя поездки.
И Сереге! Мне передавали он давно уже катается, а жаль... И я и Макс тоже в свое время бросили, а потом вернулись и не жалеем. Цели сейчас другие, в основном рассматриваем это как туризм, но нам кажется это интереснее по жизни, чем лежать на пляже вверх пузом.
Так что - присоединяйтесь! Приезжаете в Битцу, пообщаемся!
Версия 2008/02/10. В общем, типа обещанный в другой теме типа отчОт… Как я уже высказывался, о поездке в Японию я мечтал давненько, и этом сезоне наконец-то удалось мечту реализовать. Готовиться к поездке начал чуть ли не с конца лета: читал, прикидывал маршрут и бюджет, собирал компанию. К середине октября состав группы (5 чел) определился. К сожалению, мы изначально не запланировали повторить путешествие Чуриковых и Евсиных и не смогли организовать себе сколько-нибудь приемлемого знакомства с этой очень и очень интересной страной. Как говорится, надо лучше работать. Запланировали перелет Финэйром из Хельсинки: туда – вечером 5 февраля, обратно – днем 11-го. Планировали полтора дня провести в Токио (в Саппоро прямых рейсов нет), вечером 7-го перелететь в С., там по возможности акклиматизироваться, 10-го пробежать марафон и уже наутро прямым рейсом вылететь в Нариту (международный аэропорт г. Токио). Питерская зима сделала все, чтобы испортить подготовку. Практически все тренировки прошли в борьбе с погодой, которая продемонстрировала все неподходящие для нашего брата варианты… То дождь, то голый лед, то липкий снег поверх льда – нормальные тренировки, когда можно было не пропихивать вперед упирающиеся лыжи и не выбирать место, куда поставить ногу, за два месяца можно пересчитать по пальцам. Пару раз на уикенды уезжал кататься в Иматру - спасибо Вадиму Присивко, предоставлявшему ночлег и компанию. До отъезда накатал (точнее, намучил) чуть меньше тысячи км. В общем, собственную готовность оценивал на 4-. Для облегчения предстоящей поясной акклиматизации в последнюю неделю вставал около 7, но ложиться рано, увы, не получалось. В общем, 5-го утром стартанули. Кирилл Горев бережно доставил нас в аэропорт Вантаа, мы поставили машину на стоянку, зарегистрировались, добросовестно сдали ВСЕ ЛИШНЕЕ в багаж, прошли паспортный контроль. Дождались начала посадки, подошли к выходу к самолету, и … увидели на мониторе напротив своего рейса CANCELLED. Откровенно говоря, я впал в ступор. Полгода подготовки, оформленные визы, 730 евро за билет – и CANCELLED. DELAYED я бы еще понял… Вышла дама в форме Finnair, обрисовала перспективы. Мы, мол, сожалеем, но вот так. Некоторых из вас мы посадим на рейс на Осаку – его для этого задержали, но там очень мало свободных мест, и достанутся они пассажирам бизнес-класса и организованным тургруппам вашего рейса. Остальные через 4 часа полетят в Пекин, там 4 часа ожидания, и потом перелет JAL’ом в Токио. На месте будете в 18:30. Мы в шоке: из полутора дней, отведенных на Токио, теряется половина, причем на эту половину мы заказали гида с экскурсией, да и время на акклиматизацию, которого и так мало, сжимается, как шагреневая кожа. Но в самолет на Осаку все равно не попадаем. Сидим, ждем. Выясняется, что и через Пекин полетят не все: многим опять не хватит мест – их отвезут в гостиницу, на следующий день «везунчики» полетят в Лондон, а до места назначения доберутся только во второй половине дня 7-го. Все дружно захотели в Пекин… На этот раз нам «повезло», и мы летим. Самолет старенький, понятно, что набит битком, шумно, не очень чисто… Этот этап путешествия мне совсем не понравился. На подлете к столице ОИ-2008 из самолета внимательно рассматривал окрестности аэропорта: ребятам еще работать и работать, но большой активности я не увидел. К примеру, на обрывающихся дорогах в никуда в 10 утра не было ни техники, ни людей. Олимпийский терминал построен, и с конца марта должен начать принимать гостей из-за границы. В общем, прилетели в Пекин – нас, «токийцев», встретили, повели по аэропорту на перерегистрацию. Я оказался у стойки первым – почти не говорящий по-английски парень в форме взял у меня паспорт и выданный финнами электронный билет, сказал нечто вроде “YOU a problem”, и ушел. С моим паспортом. - Нормально, думаю. - Наверное, за охраной… Пришел со старшим. С английским у старшего не лучше. Минут 10 они общались друг с другом, поочередно названивали кому-то по телефону (угадайте: на каком языке?), но в итоге все же распечатали посадочный талон и вручили мне вместе с паспортом. Отлегло. Пошли дальше. Паспортный контроль перед транзитной зоной (даже в паспорт печать шлепнули) – зачем, непонятно: о выходе в город все равно речи не было. Попадаем в зал ожидания аэропорта. Я купил домашним сувениры Олимпиады-2008 – наверное, первым из «Скиспортовцев». Пришло время садиться в самолет. Здесь все прошло без приключений. Между П. и Т. летают новехонькие 767-е, тут нам понравилось. Вот так мы между делом побывали в Китае. Прилетели в Токио. Вечер 6 февраля, мы в пути вторые сутки. Высаживаемся – паспортный контроль там, туда-сюда, проходим на выдачу багажа – а там в уголке стоят несколько сумок, но не наших. И никаких лыж… Мы с вопросом в Luggage Service, а нам говорят, что вас-то самолет привез, а багажа вашего нет, и мы (JAL) понятия не имеем, где он. Может, в Хельсинки, а может, в Пекине… Будем искать – скорее, всего багаж ваш пришлют послезавтра, 08.02 (!) следующим рейсом Финэйра. Такой расклад нас не очень устраивает: 7-го мы летим в Саппоро, и нам очень хотелось бы лететь с лыжами. Да и зубные щетки, сменное белье и косметика для девушек были бы не лишними (последнее – их точка зрения, мы были вполне готовы общаться с ними и без оной)… Пытаемся найти представителя Финэйр – но он чисто по-фински работает до 16:30, и в аэропорту его давно нет. Чувствуем разницу: японцы трудятся до 22:00. В общем, делать все равно нечего, и мы сообщаем представителям JAL’а свои планы по пребыванию в Японии, обмениваемся телефонами и преисполненные оптимизма, налегке отправляемся в гостиницу. Вечерний Токио на меня, неизбалованного дальними странствованиями, впечатление произвел: круто... Заселились, поужинали. Постирали белье. До отбоя дозвонился гиду, извинился за срыв экскурсии, назначили новую встречу. Договорились с Олегом Петровым, что для ускорения акклиматизации (а я для этого планировал утром, как дома, продолжать бегать на зарядку) надо сделать утром хорошую интенсивную прогулку – так сказать, не мытьем, так катаньем. Долгий (33 часа) день закончился. Хорошо, что в японских гостиницах дают зубные щетки и бритвенные принадлежности! Хотя бы с этим проблемы нет. Утром звоню в токийское представительство Финэйр и слышу нечто в духе: А чего вы ОТ НАС хотите? Вас кто в Токио привез? ДЖАЛ? Все господа, они за ваш багаж и отвечают. Финэйр ни при чем. Слегка ох…реневаем (модераторы, простите: ТЕ эмоции другими словами будут переданы неадекватно). Звоню в ДЖАЛ. Говорят, что минимум у двоих из нас багаж найден – в Хельсинки, откуда его доставят в Токио в пятницу, а в Саппоро в субботу вечером. Вас это устроит? Объясняю ситуацию (гонка, блин, в воскресенье!), девушка обещает поговорить с начальством, постараться решить вопрос и перезвонить. Во время разговора слушаю себя со стороны и удивляюсь: откуда что взялось! Стройная английская речь льется ладно и складно Ладно, тут что-либо изменить мы не можем – во всяком случае, из Хельсинки свои шмотки нам не вытащить. Идем на экскурсию. Головы слегка заняты другим, но все равно очень интересно. Виды Токио с высоты 250м (поднимались на телебашню) на время освобождают от нелегких дум. Время ехать в аэропорт. Прощаемся с нашим гидом (Валя Зобнина, студентка из Москвы, получившая грант правительства Японии на обучение в токийском университете), едем. Аэропорт Ханеда, еще круче Нариты – да пожалуй, и Мюнхена. Масштабы нереальные… Вот только из ДЖАЛа не позвонили. Звоню сам. Говорят, что весь багаж все же в Х. и обещают в пятницу доставить его в нашу гостиницу в Саппоро. После варианта с субботой это нас почти радует. Опять же налегке летим, снова едем в гостиницу, размещаемся. Стираем белье. На Хоккайдо натуральная зима, однако, а я в кепочке и пододеть совсем нечего. Бр-р-р. В пятницу ехать в Саппоро Доум бессмысленно: регистрация только в субботу, а кататься нам не на чем. Решаем поехать искупаться в горячих минеральных источниках Ёзенкай: там можно голышом, а к такой форме одежды мы как раз готовы. Предварительно – полуторачасовой заход пешком, причем проходим возле Олимпийского стадиона 72 года. Интересно. Погода прекрасная: мороз, солнце, белый снег! Давно мы такого не видели… Вариант пропустить гонку в случае, если …., отбрасываем, и начинаем думать о прокатных лыжах и покупке спортивных костюмов… В общем, поплескались в ваннах и джакузи с минералкой, на обратной дороге пообедали, зашли в местный универсам, убедились, что макарон в продаже сортов 10 (я по совету Олега Евсина захватил с собой пару пачек ) ), а цены на продукты примерно те же, что и в Питере. Обедали в суши-баре, который заслуживает описания: о таком я читал, но видеть не приходилось. По центру зала крутится транспортерная лента, на которой из кухни выезжают разноцветные тарелочки с суши, супами и десертами. Столики стоят вдоль транспортера – сидишь себе, хватаешь понравившееся блюдо, ешь. Иногда проезжают макеты блюд, которые делаются по заказу, выполненные настолько натурально, что Кирилл даже попытался один надкусить. Суши хвалить не буду – моя речь для этого бедна, а вот основное впечатление от крабового супа – неудобство его поедания. По окончании трапезы официантка считает тарелочки (цена блюда зависит от их цвета), выписывает счет, и на выходе производится расчет. Чаевых японцы не берут совсем, отдавая сдачу до йены. Интересно… Приходим в гостиницу – ЕСТЬ! Стоят в холле наши сумки и лыжи! Жизнь удалась!!! Кстати, по дороге домой наткнулись на итальянский ресторанчик, методом тыкания пальцем в календарь и в часы заказали столик на субботний вечер. Сбегали кроссик, почистили лыжи, перекусили. День закончился. Белье не стираем. Понятно, что с мыслью об откатке парафинов и порошков пришлось расстаться – в субботу я смог только выбрать пару на гонку. Пообщались с парнями из Архангельска, во время катания их Андрей Беляков промчался мимо меня со скоростью снегохода, а мне было тяжеловато. Прогноз обещал в воскресенье чуть более теплый день (-5…-1), и очень низкую влажность – ок. 55% в 9 утра и понижение до 45% к 12. Такого опыта у меня совсем нет. Правда, синоптики, как положено, наврали… Двое из нас – Олег Петров и Алла Усова – отдали лыжи в сервис (6 000 йен самый крутой вариант), а мы с Кириллом по привычке взялись за дело самостоятельно. В пятницу выяснилось, что утюгу Кирилла 100 вольт мало – он попросту не включался, и он купил «местный» Токо – несмотря на то, что канадец из соседнего номера гостиницы пообещал нам на вечер одолжить свой. В общем, вторая половина дня прошла в обычном режиме, безо всякой местной экзотики, в интимном общении с лыжами. Поверив weather.com, я добавил в погодный парафин немного Start HF40 и выбрал порошок TOKO. Первое точно было лишним, второе – не знаю, но под фактическую погоду я взял бы PF550 (в основном потому, что он у меня свой, а ТОКО я брал у Вани). Единственное веселое воспоминание – поход в итальянский ресторан по-японски. На входе висит табличка “Closed”, но мы же столик бронировали! Уверенно входим – нас и правда ждут. В дверях сталкиваемся с пожилым японцем, который радостно заговаривает с нами на корявом (но вполне сносном) английском, а узнав, что мы из России, вспоминает про Сибирь и про Путина… Мы входим, он выходит. Нам дают меню, мы его открываем и видим… Угадайте, что? Да-да, прочитать можно три заголовка разделов меню (Pasta, Antipasta и Pizza), и цены. Все. Остальное – иероглифы. Что брать, как быть? Бросаюсь на выход, вытаскиваю из такси англоговорящего дедушку, зову на помощь. Вместе мы с процедурой заказа справляемся, причем, услышав от всех мужиков “Double”, относящееся к размеру порции, спрашивает, что с нами стряслось, услышав в ответ “Sapporo Marathon, Cross Country” приходит в восторг и передает это обоим служащим (наверное, одновременно и хозяевам) ресторанчика. Они ахают и повторяют фразу “Cross Country” с восторженным придыханием… Прощаемся с невольным переводчиком, жмем друг другу руки. А макароны как макароны, вполне пристойные. Ужин на 4-х человек с вином и обжорством мужской части коллектива стоил 13 000 йен (ок. 3 000р.) – вот вам и японская дороговизна. К слову, бензин там стоит ок. евро за литр, а в Финляндии 1.40. Ночью сплю фигово, но это уже привычно, так что не переживаю. Наконец - долгожданное воскресенье! Мурлыкаю «Сегодня самый лучший день…» из Макаревича. Едем в Доум, Кирилл идет катать лыжи, а мы с Олегом ждем в раздевалке. Полдевятого, пора выдвигаться (до места старта 700м). Идем быстрым шагом, совмещая переход с мини-разминкой. Солнечно. Холодно, градусов 10. Снег перемороженный, вчера такого не было. Встаю на лыжи. Стоят. Блин. Ладно, все равно «сегодня битва с дураками…». Над поляном развевается российский флаг: архангельские ребята приехали поддержать земляков. Выкрикивают кричалки, редкие россияне отзываются. Спасибо, парни, поцарапаемся! Занимаю место где-то в 7-8 ряду (ближе встать опоздал). Раздеваюсь, отдаю мешок волонтеру, одеваю лыжи. Поехали!!! Помню, что узкие места начинаются вскоре после старта, и клювом щелкать некогда. Сбоку от лыжней проскакиваю нескольких участников, прыгаю обратно, перехожу на конек, объезжаю мини-завал из трех человек. Берегу палки, еду. Лыжи сопротивляются. Почти сразу начинается без малого трехкилометровый тягун с набором высоты 145 м. Заталкиваю в него лыжи, с удивлением отмечая, что мне-то работается полегче, чем накануне. Перед вершинкой мимо проскакивает Кирилл – я жалуюсь ему на лыжи, пытаюсь зацепиться – с трудом получается. Въезжаем в еловую аллею, и с лыжами происходит метаморфоза: ПРОРВАЛО! Обгоняю Кирюху, еще человек 5, на длинном спуске прошиваю еще группу ребят, уезжая от них. Жизнь налаживается, но ненадолго: спуск (как выяснилось по ходу пьесы) резко заканчивается поворотом на 120 градусов практически в пределах ширины трассы. Хорошо, что я не первый и вижу забавные телодвижения едущих впереди. Оттормаживаюсь, вписываюсь. Нормально, думаю. Так и будет, что ли? Следующие километров 10 напоминают родное Липово, где я вырос: такие же торчки, нырки, повороты туда-сюда. Чувствую себя как дома, да еще помолодевшим, но постепенно подъемы становятся длиннее и плавнее, к таким я готов хуже. Еду в группе с тремя японцами, Кирилл потихоньку отстал. Ребята серьезные, трудятся вовсю, но мне пока легко. Однако к концу второго десятка легкость уходит, и где-то на 21-м км на подъеме, где лыжи мои вновь тормозят, парни меня покидают. После подъема лыжи оживают, я пытаюсь догнать группу, но бесполезно: спуск пологий, и в группе им едется лучше. Отстаю совсем. Уже потом в протоколе увидел, что соседи мои замкнули первую десятку. Жаль, что не удержался! Перекусываю гелем, царапаюсь в одиночку. Лыжи едут очень по-разному: на одних участках прут так, что душа поет, на тягунах с перемороженным снегом тупят. Качусь, терплю, стараюсь контролировать технику и расслабление, при этом еще и поглядываю по сторонам: интересно же! На 31-м километре проходим по лыжному стадиону – похоже, именно здесь блистал Веденин. А мне уже фигово, и слегка неудобно, что не могу поддержать славу земляка. Мимо проносится одинокий японец, да так, что я и не пытаюсь зацепиться: то ли парень на старт опоздал, то ли стартовал во второй группе в 10 мин позади нас. Съедаю очередной гель, слегка отпускает. Обгоняет еще один потомок самураев, я пытаюсь удержаться, но потихоньку отваливаюсь. Обидно. Километру к 40-му мини-праздник приходит на мою улицу, и я обгоняю первого уставшего участника. Счет 1:2. Перекусываю и подкатываюсь к основному подъему гонки. 80 м набора, по схеме – где-то за полкилометра. Черт оказывается не таким страшным, как обещали: фактически набор этот растянут на километр с лишним, имеет несколько полок, где можно перевести дух, а главное – крутизна мне привычна. В общем, сейчас кажется, что там я не доработал – особенно с учетом того, что сразу за вершиной подъема следовал длинный спуск, где можно было восстановиться, а я ждал равнинного участка и берег силы. Ладно, помчались вниз. На открытом месте увидел метрах в 300 впереди одного из бросивших меня раньше парней. Вспомнил Макса Чурикова: надо, думаю, попробовать! Осталось уже 5 км. Отрабатываю спуск, кусочек равнинки – 4 км. К оппоненту если и приблизился, то совсем чуть-чуть. На 47-м км – длиннющий тягун (Полар показал 20 м набора за 2.5 мин, ок. 800 м), прохожу его равнинным ходом, засаживая от души. Теперь парень точно ближе. На вершине прихватывает пресс – перетерпел, на спуске расслабился, но настроение на погоню сбито. 3 км и метров 100. На крутом повороте соперник оглядывается и добавляет. 2 км, расстояние не меняется. Силы стремительно тают, и, выйдя на последнем километре навстречу ветру, я ломаюсь. Японец оглядывается уже часто, и похоже, понимает ситуацию. Едет, контролируя дистанцию, я по инерции пытаюсь подтянуться - это получается, но не более. На прямой оба бросаем борьбу и докатываемся, после финиша жмем друг другу руки, он спрашивает меня (наконец нашелся человек, знающий английский!), какой раз я в Саппоро. Честный ответ вызывает повторное рукопожатие. Все: гонка, подготовка к которой далась очень тяжело (про финансирование поездки печально промолчу) позади. Доволен, как слон, даже не зная своего места (думал, как у Макса, где-то 4-й десяток). Нигде не сдался, трудные места перетерпел, отработал на совесть. Концовка проходит там же, где финишируют участники коротких гонок (от 1 до 25 км) – при этом этих участников на трассе немного, и они совсем не мешают. На обгонах пытался подбадривать детвору - но похоже, меня не понимали. Вообще, праздник японцам удался, и трасса была в неплохом состоянии – а для меня это главное. Интересно, что к 12 часам влажность воздуха упала вообще до 30%! А говорили: остров, море со всех сторон… Меня встречают архангельские ребята: их парень был 4-м, отстал от группы лидеров на пункте питания. Наверное, общепит – чуть ли не единственный прокол организаторов, причем претензии Максим изложил два года назад, но ничего не изменилось. Даже лидерам все доставалось холодным, а уж тем, кто шел позади, совсем лед… Дожидаюсь своих – все, кроме заголодавшего Кирилла, счастливы. Мы молодцы! Выпрашиваю протоколы, моемся, едем обедать и смотреть фестиваль ледовых скульптур. Интересно, красиво! Висят плакаты с призывом остановить глобальное потепление. Как же это актуально для нас, питерцев… Вот и все, в понедельник утром подъем в 5:00 (23:00 воскресенья по Москве) – и в путь. Такси, автобус, самолет, шаттл-бас между терминалами Нариты, самолет, машина… При посадке в Финэйровский самолет с нас попытались слупить 790 евро за перевес (15 кг на пятерых, при этом почти все излишки были у нас с Кириллом), но мы отбились. Наконец, мы дома. Саёнара, Ниппон! Вот такая поездка. Спасибо за компанию Ольге и Кириллу Горевым, Алле Усовой и Олегу Петрову! Япония оставила глубокое впечатление – воистину, «Стамбул – город контрастов». Жаль, что поездка была запланирована слишком короткой (впрочем, Кирилл по возвращении уже в тот же вечер умчался в Москву на выставку, да и остальных ждали дела - так что времени гулять все равно не было). Жаль, что то и без того короткое путешествие нам подскомкали. Но тем не менее, я бы повторил! Фотографии и сканы протоколов я разместил в галерее, только последовательность не очень выдержал. Лучше смотреть страницы в след. порядке: 3-2-4-1.
Поздравляю с классным результатом и спасибо за отчет. Просто шокирован ситуацией с Финэйр. Я как-то привык, что у фиников все ОК. Конечно, для знакомства с Японией нужно побольше времени, но думаю, впечатления получились хорошие. Кстати, что там с марафоном завода Двигатель?
Отличный результат - поздравляю! Акклиматизация штука тонкая - может и хорошо, что не укатались накануне, я например чуть не умер там после старта и ехал с одной мыслью догрести до финиша и получить заветный штампик в паспорте Worldloppet.
Я, как настоящий скупердяй, привез их обратно в Питер, при этом во время объяснений по поводу перевеса в Нарите совершенно забыл, что везу с собой балласт, который легко можно выбросить. Если бы мне пришлось бы все же заплатить - привез бы домой макароны по 50+ евро/кг
Поездка была организованна через РЛЛС и конкретно с помощью Легезо Любовь Владимировны. Мы не первый раз пользуемся ее услугами и в целом довольны. Мы это 4 человека: Чуриковы и Евсины. Жены не отпускают одних. Шутка.
Очень удачно, что Аэрофлот проводит свои акции на билеты. Это позволяет экономить на перелете в 2 раза. Перелет долгий Москва-Токио-Саппоро. 9,5 часов + 1,2 ч. Проблем с перевозкой лыж за все время наших путешествий не было ни разу. Про перелет рассказывать особенно нечего кроме того, что Аэрофлот пожалуй самая хлебосольная компания из всех на которых мне довелось летать. Кормят отлично. Из Токио в Саппор летели на "горбатом" Боинге-747. Классно.
Рассказывать о самой Японии можно долго. Если кратко, то это просто другая планета. Поэтому, сосредоточусь на марафоне. Мы прибыли в Саппоро во вторник, а гонка в воскресенье. Рассчитывали покататься, изучить трассу аклиматезироваться. Но оказалось, что все не так просто. В описании марафона было сказано, что трасса для просмотра будет открыта в пятницу и субботу. Так и было. Поэтому, пришлось искать где покататься. К моему удивлению, несмотря на обилие снега и прекрасную погоду найти место где можно покататься оказалось не легко. Помогла "шпаргалка", которую распечатал из интернета Олег Евсин. Там был указан лыжный центр не далеко от города с подготовленными лыжными трассами. Но.. добраться туда оказалось не так то просто: английский почти никто не знает. Даже таксист по карте не понимает, что мы от него хотим. Короче в первый день смогли добраться на место только после обеда. Парк действительно отличный: трассы для горных лыж, горки для детей и т.д. Для лыжников проложены 3, 5 и 10 км круги. Все укатано, размечено. Катайся, получай удовольствие. Рельеф очень приличный. Мне показалось, что природа напоминает Мурманск. В общем, мы увлеклись и когда закончили выяснилось, что последний автобус, идущий в город к метро уже ушел. Что делать?! На наше счастье мы встретились с Дмитрием - молодым человеком из Минска, который уже несколько лет живет в Саппоро, а в парке оказался потому, что помогает готовить парк к снежному фестивалю. Как тесен мир. Он услышал родную речь, подошел, мы разговорились и узнав о наших трудностях предложил помощь. Я, честно говоря, думал, что он подбросит нас на своей машине, а выяснилось, что он попросил местного японца и тот совершенно бесплатно доставил нас к конечной станции метро.
Хочу сразу сказать, что такое желание помочь иностранцам мы постоянно встречали во время всей поездки. Японцы буквально выстраивались в очередь, чтобы что то объяснить по карте, что то найти. В Японии нет такого количества обменных пунктов валюты как в Москве. Поэтому при обмене денег у наших жен возникли проблемы: где поменять? Тут же, увидив европейцев что то ишущих по карте, подошли местные жители, один из них довел до ближайшего информационного пункта, служащие обзвонили ближайшие банки (не все банки меняют), выяснили где меняют, проводили до банка. Короче, просто обалдеть.
На следующий день мы уже разобрались с маршрутом до лыжни и смогли начать тренеровку как положено с утра. По дороге встретились с лыжниками из США и Австралии. Австралиец в свои 76 лет регулярно тренеруется и приезжает в Саппоро уже в 9 раз. В общем второй день прошел на ура. Полноценная тренеровка + замечательная прогулка по вечернему Саппоро. В эти дни там проходит фестиваль снежных фигур. Зрелище фантастическое. Огромные, просто гигантские сооружения из снега и льда размером с 2-3 этажный дом. Все это подсвечивается, а на подиуме где была размещена композиция по фильму "хроники Нарнии" разыгрывалось целое свето и звуковое шоу с лазарами, дымами и т.д. Плюс масса небольших скульптур, часть из которых продолжают делать прямо на глазах у зрителей и кое где можно попробовать самому. Вобщем все для людей.
Два дня перед марафоном мы отвели себе для отдыха. В пятницу поехали посмотреть знаменитые японские термальные источники Наборибецу. Организация этой поездки заслуживает особого разговора. В гостиннице на ресепшен жены нашли менеджера, которая говорит по английски. Вместе были изучены различные варианты: автобус, ж/д (время пересадок, стыковок и т.д.).Но как это не странно самым удобным и не самым дорогим оказался вариант путешествия на такси с англоговорящим водителем. На следующий день водитель ждал у входа. Ждал не просто так, а с тремя!!! вариантами маршрута, которые он подготовил для нас. После обсуждения выбрали один и в путь. По дороге посетили расположенный у одного из озер ледяной город. Очень красиво. Такого цвета голубой лед мы видели только в Норвегии. Это говорит о чистейшей воде. Воду насосами качают из озера и намораживают на заранее подготовленные бамбуковые каркасы. Затем все это подсвечиается и в результате все выглядит как что то фантастическое.
Исторически остров Хокайдо населяли не японцы, а айны, которых считают пересиленцами из Сибири. Японцы долгие годы вытесняли и воевали с ними, пока не опомнились. Сейчас айнов всячески поддерживают, помогают им сохранить свою культуру. В одном из таких центров мы и побывали. Послушали национальные песни, посмотрели в музее на быт этих людей. Интересно.
После обеда в рыбном ресторане отправились собственно на источники. Кстати об обеде. Перед гонкой мы боялись есть чисто японские блюда, поэтому все время возникали трудности, что заказать. Насладиться суси смогли уже после гонки в Токио где задержались на несколько дней.
Источники как им и положено находятся в "Адской долине". Это кратер вулкана по краю которого проложена тропа. Сверху видны многочисленные выбросы пара, следы каких то минералов и текущий вниз по склону ручей. Легкий запах сероводорода витает над кратером. Экзотика. По течению ручья находятся многочисленные гостинницы где собственно и расположены термы. Мы посетили одну из них. Внутри 7 бассейнов с разной по составу и температуре водой. Финская и турецкая бани + несколько ванн на улице под открытым небом. Помещение огромное, народу не так много. На меня ванны подействовали очень сильно. Пришлось даже ограничить пребывание.
Еще один сюрприз нас ожидал по дороге домой. Договариваясь о стоимости поездки, мы заранее определили сумму, а счетчик набил уже заметно больше. Мы немного волнуемся, и вдруг водитель говорит, что мы не успели посетить еще одно озеро Тойя, поэтому стоимость поездки снижается на 20% и плюс ко всему дарит нам коробку местного печенья, как он объяснил это очень известная выпечка в Японии. Где нибудь у нас вы встретитесь с таким подходом?
Продолжение следует...