Юстина Ковальчик и Александр Веретельный: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"


Юстина Ковальчик: «Чтобы занимать тридцатые места в Кубке мира, надо очень тяжело тренироваться. Я не хочу занимать тридцатые места, поэтому буду тренироваться чуть тяжелее и занимать первые места»

Представляем вашему вниманию прямую линию читателей сайта «Лыжный спорт» с олимпийской чемпионкой, двукратной чемпионкой мира по лыжным гонкам Юстиной Ковальчик и её тренером Александром Веретельным.


Максим Чуриков (sinara@list.ru) , 01-03-2010 12:25
Поздравляю с отличным выступлением на Олимпиаде. Вопрос: не перегрузились ли вы перед Ванкувером, участвуя во всех стартах? Может, стоило пропустить некоторые гонки, как ваши конкурентки?


Юстина: - Тренер лучше скажет (смеется).

Александр: - Многие эксперты у нас в Польше говорили, что после Тур де Ски Юстина перестанет бежать. Ведь уже было несколько подобных примеров: Калла, Куйтунен выигрывали Тур, и потом весь сезон не бежали. Юстина же еще по ходу многодневки говорила, что Тур де Ски для нее – самая лучшая тренировка, и что после Тур де Ски она наконец-то начнет бежать. Это и подтвердилось – на Олимпиаде она была в наилучшей своей форме, сама это чувствовала и очень переживала, что олимпийские трассы ей не подходят. Я все четыре гонки был на трассе и могу вам сказать, что такого я в своей жизни еще никогда не видел – это была борьба на каждом метре! Она отдавала все силы, и была в очень хорошей форме. Но на Олимпиаде Юстине не хватало тяжелых трасс и, конечно, высоты. Если бы в Ванкувере была высота 1600-1800 метров, как это было в Праджелато (Турин-2006), то соперницам было бы очень тяжело с ней бороться. И если бы трассы были такие, как в Отепя, Оберстдорфе, Кэнморе, было то же самое. Думаю, что тогда бы Юстина увезла с Олимпиады не одну золотую медаль.

Александр Голдаев (aag34@mail.ru) , 01-03-2010 12:38
Хочется поздравить красавицу Юстину и ее замечательного тренера с великолепной победой на 30 км и пожелать, чтобы эта победа на Олимпийских играх была у вас не последней!


Юстина: - Большое спасибо (улыбается).

Valentin Rychkov (valkus@gmail.com) , 01-03-2010 12:49
Юстина, Александр, поздравляю с отличным выступлением на ОИ.

Александр, вопросы к вам:

- С какого года вы работаете с Юстиной?


Александр: - Я работаю с ней уже 10 лет.

- Как и сколько тренировалась Юстина до вас, что вы поменяли в первый год, и как эволюционировал тренировочный процесс впоследствии? Если можно, то приведите статистику тренировочного процесса в удобных для вас единицах по зонам интенсивности. Не бойтесь раскрывать тайны, все равно, не зная тонкостей, никто не сможет воспользоваться этой информацией.

Александр: - Как я уже сказал, мы работаем вместе уже 10 лет, и я начал работать с Юстиной, еще когда она была юниоркой. Она была очень быстрой девочкой – на первых 5 км на своих первых стартах в Кубке мира она выигрывала у всех секунд по 10-15. Но потом силы кончались, и она финишировала на 40-50-х местах. Тогда мы начали работать над объемами. Мы работаем над объемами, причем очень большими, и по сегодняшний день. Статистику я привести не могу, у меня нет при себе записей, документов.

А вот насчет того, чтобы не бояться говорить… К нам в этом году пришел новый сервисмен Аре Мэтс, который 10 лет до этого работал с Андрюсом Веерпалу. Он все лето видел, как Юстина тренируется и сказал ей потом: «Юстина, ничего не скрывай! Всем рассказывай, как ты тренируешься. Все начнут тренироваться точно также, умрут, а ты будешь выигрывать!» (улыбается). А ведь он долгое время работал с командой Эстонии, видел, как тренируется Шмигун, как тренируется Веерпалу.

Мы встретились с Александром Веретельным и Юстиной Ковальчик в московской гостинице Метрополь в окне между окончанием
Мы встретились с Александром Веретельным и Юстиной Ковальчик в московской гостинице "Метрополь" в "окне" между окончанием "Спринт-тура" и началом их поездки на Камчатку, на Авачинский марафон. 6 апреля 2010 года. Фото: И.Исаев

Есть ли у вас еще спортсмены, расскажите пожалуйста об их результатах. Что им мешает выйти на уровень Юстины?

Юстина: - Я одна тренируюсь.

Александр: - Еще четыре года назад нас было трое, а когда мы только начинали заниматься, была совсем большая группа спортсменов: молодежи и старших юношей-девушек. Но потихоньку все отпадали: кто-то не проходил по результатам, кто-то не выдерживал нагрузок… В итоге образовалась группа спортсменов, которые могли участвовать в Кубке мира: двое ребят – Кречмер и Крежелок – и Юстина Ковальчик. Естественно, я уже не мог работать с остальными, потому что мы выезжали на этапы Кубка мира и почти всё время находились за пределами Польши.

Когда я работал с этой группой спортсменов, у нас были неплохие результаты: Крежелок выигрывал этап Кубка мира в Тронхейме, один год был на пятом месте в спринтерском зачете Кубка мира, на чемпионате мира в Саппоро ребята заняли пятое место в спринтерской эстафете, проиграв всего 0,3 секунды бронзовым призерам. Так что группа была очень хорошая. Причем, хотя Крежелок был спринтером, один раз он занял пятое место в гонке на 15 км в Бейтостолене – для спринтера это очень неплохой результат. Но после Саппоро ребята не выдержали тренировок с Юстиной, так как она постоянно задавала темп и выполняла очень большой объем работы, да еще и немножко посмеивалась над ними, что они не могут делать столько, сколько она. Поэтому группа распалась – ребята пошли к другому тренеру, а Юстина осталась со мной, и последние три года мы работаем только вдвоем. И я скажу вам, что работа вдвоем на таком уровне требует гораздо больше усилий, чем работа с группой. Раньше бывали такие времена, когда можно было и на пляж пойти, и на экскурсию съездить. Сейчас же ни на пляж, ни на экскурсии времени нет – мы очень много тренируемся, а после тренировки необходимо отдыхать.

Читаете ли вы специальную литературу, посещаете или даете ли семинары?

Александр: - Специальную литературу я, конечно, постоянно читаю, но семинаров не даю.

Русский тренер Александр Веретельный стал настоящей звездой Либереца после того, как его ученица Юстина Ковальчик стала двукратной чемпионкой мира. Фото: И.Исаев
Русский тренер Александр Веретельный стал настоящей "звездой" Либереца после того, как его ученица Юстина Ковальчик стала двукратной чемпионкой мира. Фото: И.Исаев

Какие средства контроля состояния спортсменов вы используете? Пульсометры, лактат, биохимия, насколько часто?

Александр: - Пульсометр мы используем, но не постоянно. С лактатом у нас работы не получилось, поэтому основным средством контроля остается пульсометр. Также все те места, где мы тренируемся, хорошо нам известны, мы ездим туда не первый год. Нам известны дистанции, известно время их прохождения и пульс на них – таким образом из года в год и контролируем. Также раз в году, в конце августа, мы проходим обследование, показывающее функциональное состояние Юстины.

- То есть каждый день с пульсометром не тренируетесь?

- Нет, каждый день нет.

Вопрос Юстине: Скажите, как вы проводите свободное от тренировок время, где и когда выучили английский язык? Есть ли у вас задумки на постспортивную карьеру, получаете/получили ли вы высшее образование? Вникаете ли вы в тренировочный процесс или что Александр сказал, то и делаете?

Спасибо большое за ответы.


Юстина: - Конечно, что сказал тренер, то я и делаю. Я закончила институт физкультуры. Свободного времени у меня немного. В основном я читаю книжки, хожу по магазинам. Кем я буду по окончании карьеры, еще не могу сказать. Сейчас у меня есть диплом тренера по лыжным гонкам, но пока все мои мысли связаны с продолжением карьеры, хочу еще побегать.

- До Сочи?

- До Сочи, конечно, а потом посмотрим.

Александр: - Хочу сказать, что Юстина немного лукавит, когда говорит, что делает то, что говорит тренер. Последние три года мы вместе работаем над тренировочным планом, консультируемся, обсуждаем друг с другом. Особенно это касается выбора мест для тренировок, сборов. Нагрузки тоже постоянно обсуждаем вместе, часто изменяем тренировки по ходу сбора, чтобы это были не просто слова, написанные на бумаге, а чтобы сделать тренировку как можно лучше и получить от неё максимальный результат.

:) Забыл еще несколько вопросов Юстине:

Юстина, конечно я все это могу и сам найти в Интернете, но приятнее получить ответы на эти вопросы от вас:

Откуда вы родом, как далеко до лыжных мест и снега было от вашего дома? Кто ваши родители, чем занимаются, как они вас поддерживают?


Юстина: - Я из Польши, из деревни Касина Велька (Велька – польск. – «большая»). Ближайшее лыжное место – это Закопане, до него от моей деревни 70 км. Снега зимой у нас не очень много, и своего лыжного клуба в моей деревне нет.

Александр: - Недалеко от её деревни есть слаломная гора, Юстина её довольно часто посещает, но ездить там больше приходится на пятой точке, чем на лыжах. Поэтому Юстина так хорошо проходит спуски (смеются).

Юстина: - Моя мама – учитель польского языка, папа сейчас на пенсии, а до этого работал директором туристической базы. Они часто ездят на соревнования, на этапы Кубка мира – болеть за меня.

Александр: - Только на Олимпиаду мы их уговорили не ездить, потому что там увидишь гораздо меньше, чем по телевизору.

Я слышал, что вы поздно пришли в лыжи, в каком возрасте? Каким спортом занимались до этого?

- Действительно, я начала кататься на лыжах довольно поздно, в 15 лет. Я хорошо бегала кроссы, и поэтому меня взяли в спортивную школу в Закопане. Там я и начала на лыжах работать.

al_al (4al-al@mail.ru) , 01-03-2010 12:58
Расскажите, пожалуйста, вкратце о традициях беговых лыж в Польше: популярен ли вид, много ли народу катается, много ли трасс? Спасибо, больших Вам спортивных успехов.


Александр: - Народу катается много, но трасс не очень много. Три-четыре на всю страну. Самое хорошее место – Якушицы – это там, где проходит марафон Worldloppet Bieg Piastow. Там пять-шесть лет назад проводился чемпионат мира среди юниоров. От дома Юстины туда около 60 км. Второе место, где есть хорошие трассы – Висла, оттуда наш известный прыгун с трамплина Адам Малыш. Какие-то трассы также есть в Закопане. На трассах, особенно в Якушицах, людей очень много, причем, не только поляков. Приезжает очень много немцев, чехов, потому что трассы действительно очень хорошие и протяженные. Можно 50 км спокойно погулять в лесу, на природе. Рельеф там спокойный: затяжные пологие подъемы и длинные несложные спуски.

Юстина: - Но вид спорта непопулярный…

Александр: - Можно сказать, был непопулярный. Потому что после успехов Юстины продажи беговых лыж в нашей стране выросли на 200%. Порой лыж даже не хватает. Очень много детей и взрослых просто ходят на лыжах, очень многие болеют, смотрят гонки по телевизору. Когда мы приехали с Олимпиады, нам рассказывали, как все плакали перед телевизорами, переживали за Юстину.

- По улицам удается спокойно ходить?

Юстина: - В Москве удается (улыбается). А в Польше никак.

- А как же вы там живете?

- Не живу, вот поехала в Россию, на Спринт-Тур (смеется).

Константин Парфёнов (konstantin-parfyonov@yandex.ru) , 01-03-2010 12:59
Поздравляю с отличным выступлением на ОИ.
Вопрос Юстине и Александру:

Какой годовой объём вы выполняете на лыжероллерах, кроссом, на лыжах, если можно в километрах.
Спасибо!


Александр: - Мы не меряем объём в километрах. Я все время повторяю, что проехать километр на велосипеде и проплыть километр в бассейне – это очень большая разница. На велосипеде – это две минуты, в бассейне надо проплавать 15-20 минут.

Юстина: - Да и ездить на роллерах можно на START, а можно на PRO SKI…

Александр: - Да, совершенно верно, одни роллеры быстрые, другие медленные. На лыжах то же самое: бывают такие условия, что можно проехать 20 км и измучиться, а можно 30 км и быть свежим. Так что мы считаем работу в часах. Многие не верят и удивляются, но Юстина в год работает до 1400 часов.

Юстина: - 1400 было в год туринской Олимпиады, в этот год будет около 1200 часов.

Александр: - Она делает 3 тренировки в день. Полтора часа – утренняя зарядка, потом первая тренировка – минимум три часа, и вторая тренировка – минимум два часа. Очень просто посчитать, что в день она делает 6-7 часов. И если даже тренироваться 300 дней в году, все равно выходит очень большая цифра. Сейчас еще во время сборов мы стали делать дни отдыха, уговорил ее, в конце концов. Помню, перед Турином мы заезжали на 20-дневный сбор, и она говорила: «Тренер, когда будем ехать обратно на машине – будет день отдыха, а сюда мы приехали тренироваться!» Иногда делали полдня отдыха, а так – тренировки, тренировки и еще раз тренировки. Такой уж у неё организм – выдерживает, а значит надо работать.

Виктор Кнутов (uralsp8@gmail.com) , 01-03-2010 13:33
Вопросы к А.Веретельному:
1. Слышал, что первый предсезонный сбор Юстина проводит в Литве. Интересно, а где еще (в каких именно местах) она тренируется перед сезоном. Почему выбраны именно эти места?


Александр: - Мы два раза были в Литве в санатории, это было в апреле-месяце. Но это были не сборы, а первый сбор мы обычно стараемся проводить в горах. Причем, уже с мая мы начинаем делать очень тяжелую работу. Последнее время мы ездим в Сьерра Невада, это в Испании, рядом с Гранадой. Там высота около 2300 метров. Там очень хорошая гостиница, а такого спортивного комплекса, как там, я не видел нигде в мире. Мы приезжаем туда на 20-24 дня, живем на высоте 2300 метров, а тренировки проводим на высотах до 3500 метров. Ходим в кросс-походы, катаемся на роллерах, очень много ездим на велосипеде, много плаваем (там есть 50-метровый бассейн). Причем, если погода плохая, то можно неделю тренироваться, не выходя из комплекса: там два огромных силовых зала, а над силой мы тоже очень много работаем.

На второй сбор мы снова едем в горы, катаемся на лыжах на Дахштайне («Л.С.»: в Рамзау), а уже потом спускаемся вниз: едем в Раубичи, едем в Отепя. А затем снова поднимаемся в горы на два месяца. Примерно так.

2. Почему кроме Юстины других лыжниц Польши не видно и не слышно?

Юстина: - Нема тренера такого! (улыбается)

Александр: - Потому что Юстина – это талант, и к тому же она очень трудолюбивая. Она говорит: «Чтобы занимать тридцатые места в Кубке мира, надо очень тяжело тренироваться. Я не хочу занимать тридцатые места, поэтому буду тренироваться чуть тяжелее и занимать первые места». У неё такой лозунг.

3. Как долго вы учили польский язык?

- Когда я учился в аспирантуре в Москве, то целый год жил в одной комнате с поляком Адамом Мареком, который приехал из Гданьска. И за этот год я не выучил и слова по-польски, не понимал ничего. А потом приехала девушка-полячка, я с ней познакомился и уже через неделю отлично знал польский язык (улыбается): что-то уже умел говорить, а понимал почти всё.

Известный российский тележурналист Андрей Кондрашов и тренер Юстины Ковальчик Александр Веретельный - выходцы из одной и той же Школы Виктора Николаевича Манжосова, его ученики. Их очень, очень многое связывает. Потому и с ученицей Александра Веретельного Юстиной Ковальчик Андрея Кондрашова связывают давние неформальные отношения. Фото: И.Исаев
Известный российский тележурналист Андрей Кондрашов и тренер Юстины Ковальчик Александр Веретельный - выходцы из одной и той же Школы Виктора Николаевича Манжосова, его ученики. Их очень, очень многое связывает. Потому и с ученицей Александра Веретельного Юстиной Ковальчик Андрея Кондрашова связывают давние неформальные отношения. Фото: И.Исаев

Вопросы Ю.Ковальчик:
1. Как сильно изменилось отношение к вам сотрудников ВАДА за последние два-три года (стали больше брать допинг-проб во время соревнований? стали чаще наведываться домой и на сборы?)?


Юстина: - Да, стали больше брать проб, чаще проверять. В этом году, начиная с первого этапа Кубка мира, меня проверяли 28 раз. Приезжали и ко мне домой в Касину Велку, и на сборы. Но думаю, что у российских атлетов всё то же самое. Но это и хорошо, я за чистый спорт.

2. Какое у вас впечатление от системы АДАМС?

Юстина: - Это очень серьезная и нужная система, но с ней очень тяжело работать. Вот, например, сейчас мы уже второй день сидим в гостинице, и я никак не могу включить АДАМС, чтобы сообщить, где нахожусь и что делаю. Она, на мой взгляд, отнимает у спортсменов слишком много времени, поэтому мы с Вирпи Куйтунен даже предложили, чтобы нам вшили чипы, которые позволят найти нас в любое время дня и ночи. Это было бы намного легче, чем постоянно связываться с ВАДА и рассказывать им, что я хочу делать и где я буду в такое-то время. По этой системе есть один час в день, когда ты должен находиться в определенном конкретном месте, а случись что – или зуб заболит, или забудешь просто, или выйдешь куда-то, а тебя в этот момент проверят – потом очень трудно будет доказать свою невиновность. Так что система хорошая, но её надо совершенствовать.

3. Не тяжело ли бежать по 50-55 гонок за сезон?

Юстина: - Не тяжело. Мне очень тяжело летом – тогда мы очень много и упорно работаем, а когда начинается зима, то я просто получаю удовольствие.

Александр: - Я к этому могу добавить, что когда тренировочный сезон осенью подходит к концу, она считает дни, как солдаты считают дни до дембеля: «Тренер, скорей бы уже закончились эти тренировки, уже хочу стартовать, хочу отдохнуть». Летом мы делаем огромные объемы и почти не делаем интенсивных тренировок. А зимой так: старт, на следующий день легкая тренировка, потом переезд – день отдыха, которых почти не бывает летом, потом снова легкая тренировка, контрольная, лыжи тестирует, потом снова старт. Так что зимой она, в конце концов, отдыхает, а лета боится.

Как расслабляетесь между стартами?

Юстина: - Сплю, читаю книжки, хожу по магазинам.

4. Кто входит в вашу команду (сколько спортсменов, тренеров, смазчиков, врачей, обслуживающего персонала) или же вы работаете отдельно от других спортсменок только с тренером?

Юстина: - Спортсменка только одна я, тренер, четыре смазчика, физиотерапевт, и доктор, только он с нами не ездит, с ним держим связь по телефону.

5. Откуда вы так хорошо знаете русский язык?

Юстина: - Учила в школе.

- А с тренером вы на каком языке общаетесь?

Юстина: - На польском.

6. Русские спортсмены и тренера жалуются, что они получают лыжи и мазь из "остатков" после норвежцев, шведов, немцев и т.д. Перед вами стоит такая проблема или вы уверены, что фирмы-производители вам дают только самые лучшие лыжи и мази?

Юстина: - Я уверена, что у меня самые лучшие лыжи.

Александр: - Это немного не так. В мае-июне в Норвегию приезжают фирмы, представляющие основные лыжные бренды: FISCHER, ATOMIC, MADSHUS, ROSSIGNOL. Они привозят с собой огромное количество лыж. И туда же приезжают сервисмены всех сборных команд. Поскольку у нас есть свой сервисмен Аре Мэтс, то он вместе с еще одним нашим сервисером тоже едет туда. Они приходят к представителям FISCHER, берут у них 100 пар лыж, тестируют их на месте, выбирают из них 10 лучших пар, а остальные отдают обратно. И так делаем не только мы, так делают все: шведы, норвежцы и так далее. И мне кажется, что нет никаких проблем, чтобы туда приехал кто-то из российских сервисменов или тренеров.

Что касается смазки, то это уже мастерство, искусство сервисеров. А материалы мы получаем точно такие же, как и все остальные. Может быть, что, конечно, у SWIX есть какие-то секреты с норвежцами или у SKI GO со шведами, но мы об этом ничего не знаем.

7. Есть ли у вас трасса уровня Кубка мира, по которой приятнее всего бегать?

Юстина: - Я думаю, что в Якушицах.

Александр: - Там, конечно, мягкая трасса, но Кубки мира тоже разные бывают.

8. Собираетесь ли соревноваться до Сочи или уйдёте/сделаете перерыв на годик?

Спасибо за ваши победы!


Юстина: - Еще не знаю, буду ли делать перерыв, но до Сочи надеюсь побегать. А может быть и дольше.

MAKC . (max.ivanovich@mail.ru) , 01-03-2010 15:19
Вопросы по подготовке:

Какую тренировочную работу предпочитаете и в какие сезоны?


Александр: - Не могу сейчас точно ответить в процентах, какую работу мы больше делаем и в какое время. Но мы много катаемся на роллерах, катаемся на велосипеде, бегаем кроссов, делаем силовой работы – все приблизительно в равном объеме. И если есть возможность, особенно весной, мы много плаваем. Это очень сильно помогает, особенно, если правильно плавать, дышать в воду – легкие развивает очень сильно.

Юстина: - И если болит колено, то мы убираем кросс по максимуму, добавляем роллеры, если болит ахиллесово сухожилие, то больше на велосипеде тренируемся.

На ваш взгляд, как лучше подходить к пику формы?
Спасибо, удачи, здоровья и многочисленных будущих побед!


Юстина: - Стартами.

Александр: - Летом мы вообще не делаем скоростной работы, поэтому форму набираем только стартами. Зимой мы стартуем, стартуем, стартуем. Перед Либерецом у Юстины было 25 стартов в гонках ФИС и на этапах Кубка мира. И в Либереце она была в отличной форме, а после Либереца - в еще лучшей. На этапе в Лахти она выиграла гонку на 10 км с улыбкой на лице, привезя второй больше 20 секунд. В этом году перед Олимпиадой у Юстины было ровно 25 стартов, и в Ванкувере Юстина была в отличной форме. И после Ванкувера тоже. Правда, в этом году после Олимпиады не обошлось без болезни.

Наталия Илюхина (maximys@comch.ru) , 01-03-2010 15:26
Юстина, я восхищена вашей волей к победе. И не верила в вашу победу до последнего метра. Вы дали нам надежду на веру в справедливость.

Мой вопрос такой:
Когда вы почувствовали и к вам пришла уверенность в том, что не отдадите 1 место?


Юстина: - Когда Бьорген поравнялась со мной за 100 метров до финиша, я посмотрела на неё и подумала: «Не в этот раз!» - и выиграла.

До финиша женской тридцатки остается несколько сот метров. Пока лидирует Бьорген. Фото Reuters
До финиша женской тридцатки остается несколько сот метров. Пока лидирует Бьорген. Фото Reuters

Когда Бьорген поравнялась со мной за 100 метров до финиша, я посмотрела на неё и подумала: «Не в этот раз!» - и выиграла. Фото Reuters
Когда Бьорген поравнялась со мной за 100 метров до финиша, я посмотрела на неё и подумала: «Не в этот раз!» - и выиграла. Фото Reuters

Вопрос к тренеру:
1.Александр, какие условия для подготовки Юстины есть в Польше? И сколько времени вы проводите в тренировках на выезде? Каким базам отдаете предпочтение?


Александр: - Все тренировки мы проводим на выезде, в Польше мы не тренируемся и бываем там только по 6-8 дней между сборами. Отдаем предпочтение следующим базам: Сьерра Невада, Рамзау-Дахштайн, Раубичи, Отепя, Санкт-Мориц. Это основные места, где мы проводим сборы. Иногда осенью мы выезжаем в Италию, в Валь-Сеналес. Там мы живем на высоте 2000 метров под самым подъемником и тренируемся на 2700 метров на леднике.

2. Расскажите о роли смазчиков в победе Юстины.

Александр: - Конечно, смазчики в этой победе сыграли огромную роль. Но говорить, что победы Юстины – целиком заслуга смазчиков, тоже неправильно. Например, когда Юстина завоевала бронзовую медаль в Турине, лыжи ей готовил я сам. Правда, мне помогал еще один молодой парень, поляк, который неплохо разбирался в смазке. Он тестировал, а я подбирал варианты. Сейчас же у нас очень сильная группа из четырех смазчиков. Особенно хорошо мы мажемся на классику. Это мастера высшего класса, и поэтому с Юстиной в этом году в классическом стиле практически никто не мог соревноваться. Все гонки классикой кроме спринтов на Олимпиаде и на этапе в Рогле Юстина в этом году выиграла. Так что роль смазчиков, конечно, огромна: надо подобрать лыжи, подобрать смазку, подобрать структуры, ускорители. Надо очень много работать и иметь большой опыт.

Александр Коробков (kaa@latec.ru) , 01-03-2010 17:36

Юстина, большое спасибо за борьбу и за победу. Вы даже представить себе не можете, сколько народу в России за Вас болело. Вопросы Юстине и Александру:
1. В нашей стране в основном придерживаются централизованной системы подготовки сборной команды. Как это происходит в Польше, и что Вы об этом думаете?


Александр: - Централизованная подготовка была и раньше, в те года, когда российским спортсменкам не было равных. Так что я думаю, что это хорошая и правильная система. Но мы с Юстиной сейчас находимся в гораздо более хороших условиях, чем россиянки. Во-первых, мы живем в самом центре Европы, где проходит большая часть соревнований: у нас нет проблем с визами, нет проблем с Шенгеном и количеством дней, которые мы можем находиться за границей. Но в то же время у нас в Польше нет такой спортивной базы, как в России. Так что здесь ситуация выравнивается: у вас есть проблемы с переездами, у нас – с базой. Но в целом – система правильная, просто её начали дробить, разбивать. У каждого личным тренером стали папа, мама и т.д. Это ни к чему хорошему не привело. Когда у Грушина была группа, были высокие результаты, так что надо что-то исправлять.

- То есть то, что Чепалова всегда тренировалась с отцом – это плохо?

Александр: - Возможно, как раз им эта система подходила. Юстина долгое время тренируется со мной, и ей уже не хочется, чтобы она ждала, пока кто-то придет на тренировку, или кто-то ждал, пока она придет на тренировку. Чтобы кто-то бежал за ней, терпел, держался или она за кем-то тянулась. Так что Чепаловым, наверное, тоже такая система подходила. Но согласитесь, что группа Грушина была очень сильна. И я думаю, что на сегодняшний день вполне реально создать такую группу, как была у Грушина, и показывать такие же результаты, как в те времена.

2. Кто был Вашим предыдущим тренером(ми), и каких результатов Вы добились под его(их) руководством?

Юстина: - Я занималась в спортивной школе в Закопане, где моим тренером была Барбара Собаньска. Потом она стала директором школы, и меня стал тренировать пан Токаж. А потом я попала в сборную команду и с тех пор тренируюсь с Александром Веретельным.

3. Есть ли у Вас подруги или приятельницы среди лыжниц мировой элиты?

Юстина: - Очень много, и в основном, это девчонки и ребята из России, а также другие гонщики из Восточной Европы, например, Валя Шевченко. Не могу сказать, что я сильно дружу с норвежками и шведками, но отношения у нас неплохие. Мы общаемся и с Куйтунен, и с Сааринен, и даже с Бьорген. Несмотря на то, что у нас были перепалки в прессе.

Александр: - Могу сказать, что Юстину очень любят и спортсмены, и тренеры. Говорят, что она – единственная спортсменка, которая не пройдет мимо, чтобы не поздороваться. Всегда поздоровается, улыбнется – так воспитана.

4. Ходят ли в кулуарах разговоры о том, почему русские девочки "не бегут"? Имею в виду резкое падение конкурентоспособности в последние 2-4 года.


Александр: - Не знаю. Во-первых, мои кулуары – это как раз русские и другие славянские тренеры. Мы общаемся в основном между собой, а с немцами, норвежцами, шведами я не контактирую. Во-первых, я не знаю языка, а во-вторых, они ходят с задранным носом, чувствуют себя выше нас и не всегда кивнут, чтобы поздороваться, хотя по годам я немного старше большинства из них.

Еще раз огромная благодарность! Здоровья, успехов и помните: русские - за Вас!

Александр: - Спасибо! Когда была последняя гонка на Олимпиаде, там за Бьорген болело от силы человек 40-50: было мало норвежских болельщиков – в основном тренеры и сервисмены. А все остальные: немцы, шведы, финны, поляки, ну и, конечно, россияне – все болели за Юстину. Я часто перебегал с одного места трассы на другое и видел, что кричали только ей.

Бьорген на дистанции поддерживали лишь норвежские тренеры и сервисеры. На этой карточке запечатлен как раз тот момент, когда норвежский тренер подгоняет Марит. Фото Reuters
Бьорген на дистанции поддерживали лишь норвежские тренеры и сервисеры. На этой карточке запечатлен как раз тот момент, когда норвежский тренер подгоняет Марит. Фото Reuters

Олимпийская тридцатка в Ванкувере. В левом ряду - четные (4-Штейра, 6-Лонга, 2-Сааринен), в правом - нечетные (1-Ковальчик, 5-Бьорген, 3-Калла). Фото Reuters
Олимпийская тридцатка в Ванкувере. В левом ряду - четные (4-Штейра, 6-Лонга, 2-Сааринен), в правом - нечетные (1-Ковальчик, 5-Бьорген, 3-Калла). Фото Reuters

Александр Голдаев (aag34@mail.ru) , 01-03-2010 17:43
Юстина, а знакомы ли Вы лично с польским чемпионом мира 1978 года Юзефом Лущеком? Чем он сейчас занимается?


Юстина: - Я знакома с ним очень хорошо. Он строитель, а его дочь – Паулина Мачушек – бегает со мной в одной команде. Он часто ездит на соревнования, комментирует.

Скромный (skromnij@yandex.ru) , 01-03-2010 18:19
Юстина, поздравляю Вас с победой!
Звание олимпийской чемпионки теперь с Вами навсегда! Рады за Вас и за ваше плодотворное сотрудничество с нашим соотечественником Александром Веретельным!
А теперь скромные вопросы:
1. Можете ли сравнить свои ощущения после двух побед на чемпионате мира-2009 в Либереце и на Олимпиаде в Ванкувере?


Юстина: - Это только вторая золотая медаль для Польши за всю историю зимних Олимпиад. Первая была 38 лет назад завоевана прыгуном с трамплина Фортуной. И действительно та медаль была завоевана с помощью фортуны. Он попал на Олимпиаду последним номером, его долго не хотели брать в команду, но, в конце концов, взяли, и Фортуна полетел и завоевал для Польши золотую медаль. С тех пор 38 лет золотых медалей не было…

Александр: - Юстина в этом году очень хорошо выступала в Кубке мира, и все, конечно, ждали, что она привезет золотых медалей целую кучу. Но мы постоянно говорили, что эти трассы не для Юстины, и все же эта единственная медаль стала очень большой радостью для всей страны, всех болельщиков, да и для Юстины, конечно, тоже. Помню, на Олимпиаде в Турине Юстина лидировала в гонке на 30 км еще буквально за 100 метров до финиша, но потом её обошли Нейманнова и Чепалова, и она пришла на третьем месте. Тогда мы даже не расстраивались, рады были, что удалось завоевать «бронзу», а «золото», знали, завоюем в Ванкувере. А потом пришел страх, что это была единственная возможность завоевать «золото». Но в этом году Юстина работала особенно сильно, я просто удивлялся на каждой тренировки, сколько она отдавала сил и какое у неё было желание работать.

Юстина Ковальчик с золотой медалью Олимпийских игр. Фото Reuters
Юстина Ковальчик с золотой медалью Олимпийских игр. Фото Reuters

2. Помните ли Вы свой успех в Красногорске 21.12.2005, когда вы выиграли у всех российских гонщиц полминуты на 10км классикой, после чего мы все Вас и запомнили!?!

Юстина: - Помню и очень хорошо, потому что это была первая гонка, когда я вернулась после дисквалификации, которую я получила на два года и которую потом сократили до 6 месяцев. То есть как раз тех месяцев, которые прошли перед тем, как меня фактически оправдали. Мне тогда нужно было зарабатывать очки, чтобы участвовать в Кубке мира, и я должна была приехать на эту гонку. Конечно, я была очень рада и счастлива, что выиграла у всех, потому что в сборной России всегда были ведущие мировые гонщицы. Единственная, кто тогда не стартовала – это Чепалова, а все остальные бежали.

Александр: - Я тоже очень хорошо помню эту гонку. Юстина бежала очень красиво технически, и было видно, что она очень хорошо готова.

Юстина: - Я тогда первый раз была в Москве, и после гонки тренер повез меня на экскурсию. Помню, мы жили за городом, и до города было очень тяжело добраться, было очень много снега. Так что я очень хорошо запомнила и Москву, и ту гонку.

3. Общаетесь ли вы тесно с кем-нибудь из российской сборной?

Юстина: - Да, очень много общаюсь со спринтерами, люблю (по-польски это значит «уважаю» - прим. ред.) Алексея Петухова, Никиту Крюкова, Александра Панжинского. Особенно я удивлялась, когда Панжинский был недоволен своим шестым местом в Кубке мира! А сколько ты выступаешь в Кубке мира, чтобы быть недовольным?!? Дружим с Рочевой, особенно когда собираемся выбраться на дискотеку. Правда, это редко бывает. Со всеми россиянками общаюсь хорошо.

4. Юстина, вы замужем?

Юстина: - Нет.

Skier любитель (skier-2014@mail.ru) , 01-03-2010 18:56
1. Юстина, довольны ли вы результатами на ОИ в Канаде? Или же рассчитывали на большее?


Юстина: - Когда мы приехали в Уистлер, я сказала тренеру: «Если мы уедем отсюда с такой маленькой бронзовой медалькой, это будет огромное счастье!» Так что своими тремя медалями я очень довольна.

Александр: - Трассы на Олимпиаде абсолютно не подходили Юстине. Во-первых, там было очень много поворотов, а она встала на лыжи в 15 лет, и повороты и спуски проходит не очень уверенно, в «раскоряку». Во-вторых, не было тяжелых затяжных подъемов, как в Отепя или в Кэнморе, на которых она всегда очень много выигрывает. Так что я тоже считаю, что надо быть довольной этими тремя медалями.

2. Можно ли, по-вашему, не показывая серьёзных результатов несколько лет, так триумфально провести ОИ (случай с Бьорген), при этом оставаться абсолютно чистой? Уж слабо в это верится.

Александр: - В том, что Бьорген чистая, я не сомневаюсь ни секунды. На Олимпиаде был очень жесткий контроль. Но когда меня еще до Олимпиады спрашивали, кто будут основными конкурентами Юстины, я говорил, что больше всего надо бояться тех, кто болен астмой. Бьорген в этом году получила самые сильные противоастматические препараты, которые для других спортсменов являются очень сильным допингом. И это, наверное, не препятствует выступлению спортсменов, а наоборот очень сильно помогает. Иначе, отчего ему тогда быть в списке допингов? Но, наверное, никому нельзя закрывать дорогу в спорт…

Лада Миргалиева (fenka_1266@mail.ru) , 02-03-2010 10:47
Вопрос Александру Веретельному. Вам, говоря словами Верещагина, "за державу не обидно"? И следите ли Вы за российскими лыжами?


Александр: - Слежу. Не обидно, но очень удивительно, потому что девочки очень сильны. Вся та «пятерка», которая была на Олимпийских играх, постоянно в «тридцатке», часто в «десятке» сильнейших на этапах Кубка мира. Но на Олимпиаде почему-то не вышло, особенно в эстафете.

Но не надо забывать, что мы сейчас к тому же конкуренты. Например, на Спринт-Туре Юстина очень боялась вашу Новикову, хотя та у неё ни разу не выигрывала. Особенно в последней гонке, потому что Новикова очень хорошая конькистка. Так что я не завидую, мне не обидно, но просто я немножко удивляюсь, почему у таких сильных девчонок, как россиянки, не получилось удачно выступить на Олимпиаде.

Я Скромный (skromnij@yandex.ru) , 02-03-2010 11:18
Юстина и Александр!
Мы знаем, что у Вас в команде с этого сезона работают эстонские смазчики-
Are Mets и Peep Koidu!
Несколько вопросов:
1.Почему Вы решили пригласить их к себе в команду?
2.От кого исходила инициатива: от Александра, Юстины или кого-то ещё? Когда и при каких обстоятельствах им было сделано предложение о совместной работе?


Александр: - Раньше с нами работал шведский смазчик Ульф Олссон. Он обещал нам свое сотрудничество и в дальнейшем, поэтому мы были спокойны. Это очень хороший сервисмен, он два года очень плодотворно работал с нами, а до этого еще четыре года – с Нойманновой. Он умел очень хорошо подобрать лыжи для конькового хода, да и вообще был хорошим специалистом. Но норвежцы подсмотрели, что у Юстины очень хорошо работают лыжи, и, видимо, они его перекупили. Он декларировал, что остается с нами, даже взял все стартовые лыжи Юстины, чтобы поработать с ними летом, но потом заявил, что уходит от нас и подписывает контракт с норвежцами. Мы были очень удивлены и растеряны, потому что время, когда можно было выбирать сервисмена, ушло – все уже были разобраны. Но всё-таки есть, наверное, Бог на небе. Он увидел наши проблемы, и в один прекрасный момент мне раздался телефонный звонок от Аре Мэтса. Он спросил, не нужен ли нам сервисмен, и я ответил, что подумаю. Думал я, впрочем, недолго – через два часа я перезвонил ему и предложил встретиться, обсудить детали. Нам очень повезло, он очень вовремя позвонил. Тем более что Мэтс – классист, большой мастер подготовки лыж для классики! Мы знаем блестящие результаты в этом стиле у Андрюса Веерпалу, который побеждал на Олимпиадах в Турине, Солт-Лэйк-Сити, не один раз выигрывал чемпионат мира классикой – 15 и 30 км – были его дистанции. В прошлом году в Либереце он тоже выиграл гонку на 15 км, хотя на тот момент был уже возрастным спортсменом и перенес тяжелую травму. Так что сомневаться в квалификации Мэтса нам не приходилось. А потом уже Мэтс сам пригласил Пеэпа Койду, чтобы тот помогал ему. У Юстины он сейчас на первом месте передо мной в её команде. Пеэп очень удачный человек: и как человек, и как смазчик. Мы хотим и дальше с ними работать, да и они изъявляют такое желание. В любом случае, мы будем стараться создать им все условия, чтобы они продолжали с нами работать, потому что в этом году в классике Юстина была непобедима.

3. На каком языке Вы с ними общаетесь? :)

Александр: - Аре и Пеэп неплохо говорят по-русски. Также у нас работают еще двое смазчиков-поляков. Эти парни еще сами соревнуются на наших внутренних польских соревнованиях. Так вот они общаются с ними по-английски. Я сам разговариваю с Аре или по-английски, или по-русски. Так что проблем тут нет. Когда был Ульф, то я общался с ним чуть-чуть по-английски, чуть-чуть по-немецки, чуть-чуть на пальцах, но договаривались также без проблем.

4. Аре и Пеэп работают только с Юстиной или и с другими польскими гонщицами?

Александр: - Только с Юстиной, но бывает и так, что когда мы вместе бываем на Кубке мира, они делятся своими вариантами со смазчиками сборной команды. Но готовят лыжи они только для Юстины.

5.Они присутствуют только на главных соревнованиях или на сборах тоже?

Александр: - Если нужно, то и на сборах тоже. Мы их приглашаем, чтобы они работали с инвентарем. Если едем, например, на Дахштайн, то берем их с собой, чтобы они поработали со смазкой. На Кубках мира, естественно, они всегда с нами, а также мы берем их на первый снег и на фисовские соревнования.

6. В каких условиях они работают? Довольны ли Вы их работой? Продолжите ли Вы с ними сотрудничество?

Александр: - Очень довольны. Условия у них также очень хорошие.

7. Сколько у Юстины пар лыж? А сколько она брала с собой в Ванкувер на Олимпиаду?

Александр: - В Ванкувере у нас было очень много тестовых лыж, то есть тех лыж, с которыми работают сервисмены – наверное, пар 25. А у самой Юстины было с собой около 50 пар. Но бегала она в основном на четырех-пяти парах. Бывает так, что попадаются лыжи, которые хорошо едут и на воду, и на мороз. Эти лыжи она в основном бережёт для стартов. На тренировки ей готовят лыжи, подходящие по жесткости, но не такие скользкие, которые не так хорошо работают, как стартовые пары.

Инга Перминова (inga_perminova@mail.ru) , 04-03-2010 00:21
Юстина, доброго времени!
Спасибо Вам за яркие выступления!!! Поздравляю и желаю дальнейших успехов!!!
Вопросы касаются детского спорта:
1)Не секрет, что в Норвегии кататься на лыжах дети учатся, едва научившись ходить. Сколько лет было Вам, когда встали на лыжи, и с какого возраста Вы бы рекомендовали начинать кататься ребятишкам?


Юстина: - Я встала на лыжи в 15 лет, но надо вставать рано, как только научишься ходить. А у меня теперь из-за этого такие большие проблемы на спусках, в поворотах.

2) В польских школах проходят лыжные занятия в рамках уроков физкультуры? В России раньше лыжи входили в школьную программу, потом во многих школах их отменили, и теперь многие дети, а также их родители искренне не понимают, зачем идти кататься на лыжах, считая, что лучше играть в теплом спортзале. Кому-то удается привить вкус к лыжному спорту, но всей школе не объяснишь. С Вашей точки зрения, имеет ли смысл катание на лыжах на физкультуре или занятия должны быть только в лыжных секциях?

Юстина: - Конечно, это очень нужно. Тем более что не в любой школе есть спортивный зал. В Польше, если есть возможность и инвентарь, уроки физкультуры также проходят на лыжах. Если, конечно, это регион, где нет снега, то тогда дети не могут пойти на лыжах и занимаются чем-то другим. А если есть условия, инвентарь, преподаватель, который сумеет объяснить, как правильно передвигаться на лыжах, то почему нет? Это как раз очень здорово! В основном же в Польше дети тренируются на лыжах в секциях и спортивных школах.

3) Насколько развит детский лыжный спорт в Польше, существуют ли специальные клубы? Покупку инвентаря, выезды на соревнования финансирует государство или родители?
Благодарю Вас за ответы! Желаю всего самого доброго!


Александр: - Частично государство, частично родители. Клубы существовали, но после всех тех перемен, которые произошли в стране, многие клубы прекратили своё существование.

- А какие перемены произошли?

Александр: - Раньше строили коммунизм, а сейчас капитализм. Когда-то у нас спортсмен с первым разрядом получал стипендию. А сейчас стипендию получают только спортсмены уровня олимпийской сборной, уровня Юстины, а все остальные, даже мастера спорта, стипендии не получают.

Spartanus (spartanus-mail@yandex.ru) , 11-03-2010 16:44
Юстина, поздравляю вас с вашими многочисленными победами в этом сезоне: Тур де Ски, олимпийское золото, Кубки мира! В России у вас очень много преданных болельщиков!

Вопросы.

1. Вы принадлежите к относительно небольшой группе лыжников и лыжниц-универсалов, которые могут бежать и побеждать на любой дистанции современных лыжных гонок, будь то 1.5 км спринт или 30 км марафонская гонка. К тому же вы одинаково хорошо бегаете как коньком, так и классикой. Как вам удаётся одинаково хорошо бегать и спринты, и средние, и длинные дистанции?


Юстина: - Наверное, потому что у меня очень хорошие врожденные качества быстроты. Мне нужно было очень много работать над выносливостью, а качества быстроты я постоянно поддерживаю в силовом зале. Сила дает быстроту, поэтому в течение соревновательного сезона я не пропускаю тренировки в зале, хожу туда два раза в неделю. Это дает возможность поддерживать быстроту, скорость, поэтому, наверное, мне удается хорошо выступать в спринте.

Александр: - Раньше у Юстины были проблемы с техникой в гонках свободным стилем, и я не скрывал, что я не большой специалист в технике конькового хода. Я года три-четыре приглашал на сборы на пять-шесть дней тренера конькобежцев, работавшего со спортсменами уровня сборной команды. Он показывал нам упражнения, объяснял технику. И так три сбора подряд: май-июнь-июль.

- И это было полезно?

Александр: - Да, это было очень полезно. Мы работали с ним на протяжении четырех лет, и он поставил технику как Юстине, так и ребятам, которые с нами тогда еще тренировались. Но, тем не менее, я бы не сказал, что на сегодняшний день у Юстины эталонная коньковая техника. Намного лучше у неё идет классика, её классической техникой я просто любуюсь. По разработанной методике Гросса её можно снимать в учебники, чтобы по ней учить, как надо бегать классическим стилем. Считаю, что правильно было, что я не застеснялся и не загордился, что я такой великий тренер, а признал, что не знаю техники конькового стиля. Ну не знаю, и не знаю. Пригласил специалистов, и они помогли. Вот и хорошо.

Юстина Ковальчик и Кристин Штейра на олимпийском дуатлоне. Юстина выиграет в этой гонке свою вторую олимпийскую бронзу, а Кристин в очередной останется с деревянной медалью. Фото Reuters
Юстина Ковальчик и Кристин Штейра на олимпийском дуатлоне. Юстина выиграет в этой гонке свою вторую олимпийскую бронзу, а Кристин в очередной останется с деревянной медалью. Фото Reuters

2. Какой вид гонок (классика или конёк; спринт, дуатлон, разделка, марафон) и какая дистанция ваши любимые? Или вам одинаково нравится бежать любые гонки?

Юстина: - Я ненавижу спринт. Это постоянное нервное напряжение. Я каждый раз говорю тренеру, что это последний спринт, в котором я стартую. Но потом приходит следующая гонка, и я снова стартую и снова переживаю. Особенно у меня не получается стартовать: классикой в этом году еще получше, а вот коньком вообще никак – всегда проигрываю стартовую поляну, и потом приходится выбираться. А люблю бегать все дистанционные гонки, особенно в Отепя, потому что там на 5 км – три тяжелейших подъема и три спуска – вот и вся дистанция. То же самое в Кэнморе. А то, что было в Ванкувере – это для меня просто катастрофа.

- И, тем не менее, вы привезли оттуда золотую медаль…

Александр: - Просто в Ванкувере она была в высочайшей форме. Если посмотреть статистику предыдущих чемпионатов мира или Олимпиад, то уже давно не было такого, чтобы двое лидеров уехали от бронзового призера на целую минуту. Они вдвоем с Бьорген были на голову выше остальных, и убежали на минуту от Сааринен, а от четвертой еще дальше.

3. Вы почти не пропускаете гонок. В чём секрет? Как вам удаётся поддерживать такую работоспособность в течение всего сезона? Не хочется ли вам иногда всё бросить: тяжёлые тренировки летом, тяжёлый сезон зимой? Хотя, зная ваш характер и ваше стремление к победам, наверное, не хочется. :)


Юстина: - Да, лето у нас очень тяжелое. В конце я уже считаю дни, когда же, наконец, кончатся эти страшные тренировки, и начнется соревновательный сезон. Осенью я очень жду, когда же придет зима. 55 стартов за зиму для меня – отдых.

4. Планируете ли вы к следующему сезону подтянуть "горнолыжную" подготовку? :) Обидно было видеть, как на олимпийских гонках вы не очень уверенно проходите крутые повороты, и соперницы вас обходят.

Александр: - Конечно, это нужно, но её очень трудно уговорить, чтобы она спускалась с горки. Больше всего она любит бегать в горку. Например, когда мы приезжаем на Дахштайн, я ей всегда предлагаю еще до тренировки сходить на горнолыжную трассу – съехать раза три-четыре вниз. Но нет – ей сначала нужно три часа набегаться, а только потом идти, а потом-то уже поздно, она – уставшая, и работы над техникой не получается. Упрямая она, трудно её уговорить, но придет время, думаю, уговорю. Но всё равно её будет трудно научить проходить спуски так, как проходит Калла, Бьорген, потому что эти девчонки стоят на лыжах с малых лет. А если ты встал на лыжи в 15 лет, а до этого спускался с горки только на попе, тогда научить съезжать с нее на лыжах тяжело.

Желаю дальнейших успехов! Надеемся увидеть вас на Спринт-туре в начале апреля!

Юстина Ковальчик на классическом спринте в Ванкувере, февраль 2010. Фото: Н.Бурмистрова
Юстина Ковальчик на классическом спринте в Ванкувере, февраль 2010. Фото: Н.Бурмистрова

Денис Городнов (gordenk@mail.ru) , 14-03-2010 17:54
Юстина, здравствуйте! Примите поздравление с заслуженной победой на Олимпийских играх! Вы - умничка, молодчина, настоящий боец! Всегда болеем за вас! Приятно было смотреть за гонками с вашим участием у нас в Рыбинске (ЦЛС "Дёмино").
Вопросы:

На этапах Кубка мира, вы, как единственный представитель Польши, в одиночку ведёте борьбу за призовое место с лыжницами из других стран. А они, используя командную тактику, могут "зажать", перекрыть лыжню. Как вы с этим справляетесь? Что можете им противопоставить?


Юстина: - Я очень нервничаю, потому что соперницы, особенно норвежки, часто нетактично ведут себя на дистанции. Много раз в этом сезоне Бьорген наезжала мне на лыжу, а потом рассказывала, что это моя лыжа подъехала под её. Очень плохо себя ведет на трассе Йохауг, Сааринен постоянно прыгает из лыжни в лыжню, и это очень мешает.

Александр: - Действительно, ей очень тяжело бороться со скандинавками, но когда есть возможность работать вместе с россиянками, Валей Шевченко, Петрой Майдич, тогда они могут что-то им противопоставить. А когда такой возможности нет, то, конечно, ей приходится трудно, и она это ощущает, нервничает. Но она сильна и борется.

Можете прояснить, откуда появились две даты с вашим Днём рождения? С чем это связано?

Спасибо за ответы. Желаю дальнейших побед! Приезжайте летом на тренировки в Дёмино. Рыбинск всегда болеет за вас!


Юстина: - Дело в том, что я родилась 19 января, а зарегистрировали меня только 23. Но это даже хорошо, я пять дней праздную! (улыбается) 19-го начинаем, 23-го заканчиваем, и нам это совсем не мешает.

Юстина Ковальчик и ее праздничный торт к дню рождения в Рыбинске, январь 2010. Фото: А.Федоров
Юстина Ковальчик и ее праздничный торт к дню рождения в Рыбинске, январь 2010. Фото: А.Федоров


Михаил Хакимов (arthouse87@mail.ru) , 24-03-2010 04:35
Здравствуйте! Огромный привет вам от всех российских болельщиков, очень активно за вас моя бабушка болеет, говори: «Юстина, как подсолнух – солнечная вся, светится счастьем всегда!»))) А вопрос такой: ваши выдающиеся успехи способствуют ли росту популярности лыж в Польше, и как вы как гонщица это чувствуете?


Юстина: - Да, способствуют. Даже во время чемпионата мира в Либереце мы на один день уехали оттуда в Якушицы, чтобы отдохнуть от чемпионата мира. Мы пошли на трассу вдвоем с тренером и удивились, как много там было людей. Причем, в основном это были как раз бабушки и дедушки. Я думаю, что моя популярность тут сыграла свою роль.

Александр: - Юстина в Польше очень популярная спортсменка.

konstantin shkhalahov (konstanta1982@mail.ru) , 30-03-2010 17:14
Спасибо за вашу победу, очень хотел, чтобы вы выиграли. Ощущение такое, что вы наша – русская девушка.
Хотелось бы узнать ваше жизненное кредо?


Юстина: - Работать, не лениться и иметь цель в жизни.

Александр: - Я уже говорил про её слова, которые она мне однажды произнесла: «Чтобы занимать тридцатые места в Кубке мира, надо очень тяжело тренироваться. Я не хочу занимать тридцатые места, поэтому буду тренироваться чуть тяжелее и занимать первые места». Причем она всё делает очень сознательно. Расскажу такой случай. Когда Юстина была ещё юниоркой, ей было лет 19, мы проводили сбор на Дахштайне. Тренировались мы на леднике, провели там двухчасовую тренировку, устали, спустились вниз, поели и легли отдыхать перед второй тренировкой. А я решил выбраться в город на машине. Еду и вдруг смотрю – идет Юстина с рюкзачком. Спрашиваю:
- Куда идешь?
- В магазин.
А это 5 км туда и 5 км обратно. Я:
- Садись, я туда как раз еду, подвезу тебя.
Она:
- Нет, тренер, я очень люблю шоколад, но чтобы купить его там и съесть, мне надо пройти пешком 5 км туда и 5 – обратно. Если я этого не сделаю, то я не имею права его съесть.
Вот такая сознательность у девчонки! Ведь девочки обычно предрасположены к полноте, и тренеры обычно запрещают им его есть. Поэтому, чтобы съесть плитку шоколада, она идет пешком в магазин, покупает там шоколад, ест его, возвращается обратно, а потом еще идет на вторую тренировку.

Ваша заветная мечта?

Юстина: - Я мечтаю, чтобы у меня была хорошая семья, дети, чтобы здоровье было, в общем, чтобы всё было хорошо.

Что бы вы еще хотели сделать в жизни? Заранее спасибо за ответы!
С уважением Константин.

- Хотела бы еще поработать в университете, позаниматься наукой.

Беседовал Иван Исаев
Подготовил Андрей Краснов


Другие прямые линии:
(Лыжные гонки / тренеры)

Александр Грушин: Лыжный спорт должен жить не по понятиям, а по законам
Юрий Бородавко: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
Татьяна Ревина (Новикова): «Я хочу, чтобы играл гимн России, поднимался наш государственный флаг, и на первой ступеньке пьедестала почёта стояла моя воспитанница»
Анатолий Чепалов: прямая линия с читателями журнала "Лыжный спорт"
Андрей Бояринов: «Интереснее работать с мужчинами, потому что я хочу составить конкуренцию Бородавко»
Василий Рочев-старший: «Если есть хорошая песня, давайте споём её от души»
Николай Лопухов: «У нас нет системы»

Юрий Каминский: Не хочется раскачивать лодку - надо попытаться поднять парус и поймать попутный ветер
Николай Седов: Я получил от руководства полную свободу действий
12 16969 Андрей Краснов 20.04.2010 23:41
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

21.04.2010 01:52
Вах!

Супер-спасибо всем! Юстине, Александру и Ивану с Андреем.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Позитивная девушка. Тренировки на 3500 - это сурово!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Здоровья Юстины на всю сборную России хватит,и женскую, и мужску...
С таким здоровьем рождаются раз в 50лет.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Здорово! Отличная прямая линия.

Юстину ещё раз поздравляем со всеми её победами в этом сезоне и желаем так же радовать себя и своих болельщиков на протяжении всего следующего олимпийского цикла!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2010 12:15
Спасибо, очень приятно почитать.
И очень понравилось высказывание про отказ от постоянного использования Полара. У меня складывается впечатление, что все уже просто "съехали" с этим датчиком. Похоже наши стартуют, потом по ходу смотрят на показания и при превышении сбрасывают темп. Т.е в ситуации когда надо упираться "через не могу" спортсмен просто не может себя заставить, бережется. Надо отказаться от использования во время соревнований. Правильно Дели говорил: надо слушать свое тело, а не пульсометр. Может на тренеровках и необходимо использование Полара и т.п. датчиков, но на гонках от них один вред.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Если Веретельного поставить на нашу сборную,то она вся умрёт.
Пучскай над поляками издевается.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2010 14:35
Фанатичного монстра природа вселила в хрупкую девушку.  Немеряное приборами здоровье, любовь к лыжам дал ошеломительный результат. В Рыбинске Юстина уходила от соперниц как от стоячих. Порвать Бьерген на глазах всего мира дорогого стоит. А ведь тридцатка, это венец олимпиады. Норги выли...рыдали.
А мне было приятно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
21.04.2010 21:46
Молодец Юстина! Она ещё покажет более мощные результаты. Впереди ЧМ в Норвегии. Вот уж где страсти разгорятся! Будем болеть за Юстину. Терпения и упорства ей в летнем тренировочном процессе!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
22.04.2010 12:44
спасибо за интервью, аж настроение поднялось:)
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Очень хорошая прямая линия!
Спасибо всем, кто сделал ее появление возможной!
1400 часов и тренировки на 2,5-3,5 тыщах - это круто.
С пульсометрами тоже интересно.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
24.04.2010 22:25
Cпасибо, Юстина!
Вы- самая популярная "зимняя" спортсменка из Восточной Европы! Мы болеем всегда за Вас! Успехов!
Спасибо, Александр! Есть ещё русские тренеры!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Классная прямая линия, спасибо большое организовавшим ее - и спасибо Юстине и Александру Веретельному.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0