Биатлон | Новые фото

Валерий Польховский: "Тихонов и ветераны уничтожили тренерский корпус в России"


Специалист, с 2001 по 2007 год возглавлявший женскую сборную России и выигравший с ней массу медалей, сейчас работает тренером-консультантом команды Казахстана. Но за нашими биатлонистами следит и имеет об их проблемах собственное мнение.

Казахстанские хроники

– Как вам работается у наших географических соседей?

– Нормально. Сначала консультировал, сотрудничал, в августе прошлого года заключил контракт. До ноября готовились все вместе – молодежь и взрослые, 20 человек. Потом разделились.

– Кто руководит биатлонной федерацией страны?

– Айталап Кургамбаев, начальник спорткомитета министерства обороны и казахстанского ЦСКА. Контакт хороший, сотрудничаем. Минспорта тоже поддерживает команду. В прошлом году в зачете Кубка наций женщины были 21, мужчины 19. Передо мной поставили цель: увеличить квоту на участие в гонках Кубка мира с трех до четырех представителей Кахазстана. А это 17 место в Кубке наций. Продвигаемся в нужном направлении: сейчас мужчины как раз 17, женщины 14. Думаю, до конца сезона не сдадим позиций.

– Чем себя мотивировали для работы на таких высотах?

– Горящими глазами ребят. Увидел, решил: стоит попробовать. Ну и ответить хотелось на все эти разговоры: «Польховский не тренер, Польховский организатор…» Начинали не без ошибок. На гонки, было дело, выходили с неприкрученными стволами после ремонта оружия, из-за чего провалили этап в Хохфильцене. Такое объяснимо: у мужчин только Ян Савицкий опытный спортсмен, остальные – вчерашние юниоры. Раньше в масс-старт порой никто не попадал. И в эстафете снимали за круговое отставание. Думаю, дай попробую, почему нет? Кое-что получается, пусть и не все. Была боязнь, скажем, увеличить нагрузки, ребят-то я не знал. Работали очень осторожно. 

– У вас контракт до 31 марта. Будете продлевать?

– Доработаю, посмотрим. Зависит не от меня.

– С инфраструктурой в Казахстане как?

– Есть приличная база в 30 километрах от Алма-Аты. Универсиада и Азиада там проводились. Высота – 1400 метров.

– Ух ты.

– Белорусы там проводили предолимпийский сбор, много россиян приезжает. Мы тоже провели два сбора.

– Чем сейчас занимается серебряный призер Ванкувера Елена Хрусталева?

– Договорились с ней: если достойно выступит на чемпионате Европы, добро пожаловать в сборную. Нет – без взаимных претензий. Лена выступила, претензий не возникло. Сейчас развивает биатлон в стране, тренируется.



«Женские тренеры работают достойно»

– Как вам видится из Казахстана то, что происходит в российском биатлоне?

– Интересный вопрос. Смотреть, честно говоря, некогда.

– Или не на что?

– Ну почему? Пересекались на сборах несколько раз, вижу россиян на соревнованиях. В последний раз совместно тренировались на сборах в Бейтостолене. С норвежками и китаянками. Могу сказать, что работа российских тренеров мне понравилась. Детально – с каждым спортсменом. Ежедневно, плотно. Это про Сергея Ефимова. И Коновалов на рубеже глубоко подошел. Эстафетную стрельбу нарабатывал, над первым выстрелом корпел. Видно было, что в первые дни команда немного разобрана, а к концу сбора появился приличный функционал. Таня Акимова второй пришла в контрольном старте, опередив норвежку Хорн и нашу Усанову. Двигались, стреляли, скоростили. Были хорошо готовы к чемпионату мира, потому что тренеры сработали достойно! Что с россиянками случилось в Холменколлене, понять не могу. Понурые, поникшие.

– Ну, если уж вы не понимаете…

– Нужен глубокий анализ. Сейчас работа тренеров выстроена следующим образом. Допустим, пишет Коновалов план. Отдает его в аналитический отдел Центра подготовки сборных. Получает встречные рекомендации. То есть ЦСП и тренеры работают совместно.

– Но глава ЦСП и так возглавляет СБР, куда уж совместнее.

– Аналитическим отделом руководит Андрей Крючков, личный тренер Волкова и Шипулина. Но я о другом. После сезона сядьте, разберитесь. И прежде чем резать головы тренерам признайте: ребята, вы тоже во всем этом участвовали. Так разделите ответственность!

– Думаете, разделят?

– Думаю, что вообще не нужно тренерам мешать, дергать их за веревочки. Каждый спец по-своему видит работу с командой. Почему он должен получать дополнения и указания, если ответственность только на нем и тренерская концепция – его собственная? Сюда не иди, это не делай.… У тренера есть мысль, а ее начинают корректировать. Не так надо, ребята. Вы его сначала выучите года два где-нибудь в другом месте, а потом доверяйте и уже не лезьте.



«Бабы Маши уже столько нарожали!»

– Кому вы в Казахстане представляете на корректировку свои планы?

– Никому. А кому Слуцкий и Знарок представляют планы тренировок? С них спрашивают за результат, требуют отчета о проделанной работе, не продлевают контракт, если что, но не вмешиваются в саму работу. Пихлер недавно сказал при встрече: «Валерий, ты мне не мешал». Правильно, ведь ясно было: человек хочет самореализоваться.

– Но государство потом сказало: отдали все на откуп тренерам и получили провал. Впредь будет контроль.

– Когда СБР назначил тренеров, они узнали о себе много хорошего. Крепкие специалисты, большие профессионалы. А теперь оттуда же доносятся реплики: тренеры делают не то и не так. Но если вы сами их назначили, почему теперь сдаете? Закончится сезон – подведите итоги. Зачем на них сейчас нападать без анализа?

– К критике подталкивает результат.

– Хорошо. Но вот есть, допустим, группа ветеранов: Тихонов, Мелихов, Алексашин. Каждый в биатлоне лет по сорок. Их обязанность – не назначать и снимать тренеров, а готовить их. Но кто, извиняюсь, был подготовлен? Пока мы только слышим в начале сезона «Тренеры хорошие», в конце сезона «Тренеры плохие». Но если вы никого не вырастили, чья вина? Тренерский корпус в российском биатлоне благодаря названным фамилиям просто уничтожен. Новых нет, старые задвинуты. Где Хованцев, Аликин, Пихлер, Ткаченко, Медведцев, Гербулов, Князев, Кабуков? Все плохие. А где тогда хорошие? Если их нет, это ваша вина!
Или вот Прохоров ушел. Обещал подать в отставку, если не будет двух золотых медалей в Сочи, и подал. Это плохо, потому что организационно Прохоров делал для биатлона все и разбирался в нем прекрасно. Но он же не лез тренировать! А эти люди работали и до Прохорова, и при Прохорове, и теперь. Так делайте что-нибудь! Подсказывайте, участвуйте. Если просто сидите и ждете – грош вам цена.

– Вы с одной стороны, хвалите нынешних тренеров, с другой говорите, что их в России нет.

– Не задумывались, по какому принципу тренеры подбираются в сборную?

– Вряд ли кто-то знает ответ на этот вопрос.

– По знакомству? По внешнему виду? По послушности и управляемости? Или все-таки «по счету на табло»? Пришел Пихлер – у него был хороший послужной список, ни у кого не возникло вопросов. А если достижений за плечами нет, вопросы сразу возникают. У нас два великих тренера: Привалов и Маматов. За ними – провал. Нет ни одного большого тренера в стране, не вырастили, куда это годится? И если на этом фоне одним людям говорят: «Костьми лягу, чтобы не было в команде», а потом зовут специалистов без явных причин, это вызывает недоумение. Немцы своих спецов ведут с дальних помощников до главных в сборной, норвежцы – то же самое. А у нас сдвигают слоями: только был человек в биатлоне – и уже нет. Или вот на юниоров бросили ребят, которые едва сошли с лыжни. Категорически нельзя, они попросту не готовы, и никого опытного рядом.

– А вдруг у молодого тренера множество идей?

– Глаза-то у молодых горят. Но слишком велик риск, ведь им вручается биатлонное богатство России – молодежь, с которой нужно быть максимально бережным. Потом раздаются крики: «Баба Маша не родила талант». Да Маши в России столько нарожали! Мы лидеры мирового медального зачета по юношам и юниорам за последние десять лет. Но не можем придать юным талантам нужную огранку. Где они в первой сборной? Один Шипулин?

– И в чем причина?

– Пусть СБР думает, в чем. Прямая обязанность.



«Подчуфарова? Первый раз такое вижу»

– Сборная Казахстана летала на североамериканские этапы?

– Ждал этого вопроса. Готов ответить. В Америку мы улетели на следующий день после Антхольца, 25 января. Провели там недельный сбор, участвовали в двух этапах Кубка мира. Пробыли за океаном дольше всех, за исключением американцев и канадцев. Теперь выступаем здесь и чувствуем себя неплохо. Не надо пугаться Америки.

– А как же лютая акклиматизация?

– Была. Но мы говорили ребятам: в Кэнморе живем по местному времени, в Бейтостолене – по норвежскому. Вскоре все нормализовалось. Но подготовку к чемпионату мира мы фактически начали более чем за месяц до него.

– Почему же Подучфарову так скрутило?

– Точными данными не обладаю. Подчуфарову жалко, выглядит потерянной. Первый раз такое вижу, честно говоря. Хотя с Вилухиной перед Сочи было что-то похожее. В сентябре у нее возникли определенные проблемы, человек не мог нормально тренироваться. Я поднял шум, подключилди медиков. Работали быстро, жестко, слаженно. Справились сообща, Оля взяла на Олимпиаде две медали.

– Подчуфарова не спала, выглядела перетренированной.

– Значит, домой надо было отправить вместо Америки. Смотрите, как в других командах: Дальмайер, Шемпп приболели – домой. Фуркад недельку дома посидел после болезни – смотрите, что здесь творит.

– Надо ли в период подготовки разбиваться на группы?

– Не вижу тут проблем. Если адекватный тренер – почему нет? Посмотрите на лыжников – для них это норма. Кому-то подходит одна методика, кому-то другая. Одна группа ошиблась – вторая полетела. Главное, чтобы была четкая программа, организация и уверенность федерации в тренере.

– Важна еще система отбора. Чтобы разные группы не сталкивались лбами друг с другом вплоть до специально несмазанных лыж.

– К сожалению, такое имеет место. Сервисная группа при отборе должна быть нейтральной. А сама система отбора – понятной и честной. 

– Как вам работа Рико Гросса с мужской командой?

– Если уж взяли его, нужно дать время и не дергать.

– Вы Гросса как тренера хорошо знаете?

– Лидером он никогда не был. Старший тренер – это лидер. Гросс же был помощником у Мюссиганга и Хенига. Как он проявит себя самостоятельно, покажет время.

– Что думаете по историю с «Милдронатом», который обрушился вдруг на Россию?

– Мне по душе позиция ФМБА, которое собирается методично и научно обосновать влияние препарата на организм.

– Почему так поздно?

– С этим не поспоришь. Должны быть люди, способные держать руку на пульсе событий, происходящих в WADA, и вовремя бить в колокола.

Евгений Дзичковский, "Советский Спорт"

3 6054 Елена Копылова 13.03.2016 09:55
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

13.03.2016 11:43
Так и хочется сказать уважаемому Валерию Николаевичу.
"Не трогайте Совет Теней!" Они ни в чем не виноваты.
Кому-то тоже нужно торговать перспективными спортсменами, играть на тотализаторе, шептать спортсменам перед стартом всякие корректирующие слова, по своему усмотрению проводить ротацию тренеров, спортсменов, смазчиков, аналитиков, врачей. Сдавать всех неугодных или "с характером" прямым соперникам "за допинг" или просто экзотическим, "булыгинским" способом.

У них всегда есть стрелочник. И это не тренер. Это - я, болельщик. Слишком резко критиковал, слишком сильно кричал на трибуне, не дал сконцентрироваться на профессии, подразумевающей концентрацию и умение абстрагироваться от всего на свете.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Чтобы там не говорили про ПВН, всё же в голове у него конструктив, а не злопыхательство. Уж точно, не только время и возраст делает людей мудрыми, но и удары судьбы.

Хошь не хошь, а у немцев действует некий армейский  Устав, по умолчанию, с времен Бисмарка,  в вопросе подготовки и обновления кадров. Ведь действительно в корень мыслит Польховский. Кадры нужно готовить!  К примеру заканчивает Черезов. Почему не подключают?  Почему Драчёв оказался не удел. Много бывших биатлонистов могkи бы попробовать. Медведцев, уж точно, должен быть на переднем фронте. Но видно там не фронтальная война, а окопная.... между собой на выживаемость....

Ранее  на эту тему, были и свои мысли как реанимировать свою  школу биатлона. Ведь она была (!) Из прошлого опыта в лыжах, биатлоне , да и по жизни, всё великое просто. В любом деле должен быть дед, умудрённый опытом, внук, отслеживающий текущий прогресс, и отец, сын деда, который тянет паровоз, внимая и своего отца и своего сына. Смена поколений должна быть естественной, уж точно, без чиновников,  К примеру, Привалов передал бразды  Маматову. Уж точно,  не случайно. Маматов под занавес СССР раскрутил все зимние виды спорта и спортбазы, Спортсмены, которые достигли всеобщего признания, не могут работать спустя рукава.
Другой вопрос, могут наломать дров... Но для этого должен совет ветеранов спорта, и действующих  профессионалов спорта. Именно их решения тогда  были первичными и окончательными. Кстати, в советские времена КПСС, понимая, что всё и вся не отследишь, даже председателей спорткомитетов выставляло на спортактив тренеров, спортсменов, ветеранов. Чем не институт гражданского общества?!...о котором так много сейчас говорят....а решают подковёрно.

Об этом и речь. Для чего нам контрактные  иностранцы с миллионами евро в контракте?  Разгадка простая - своему тренеру нужно платить по российским меркам, привязанным к МРОТу.? А из МРОта даже суп не сваришь, какие Канары?!
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
13.03.2016 16:50
del
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Биатлон | Новые сообщения форума