Беговые лыжи | Новые фото

Команда Дёминского марафона на Трансжурасьен (La Transjurassienne 2014)


Серия рассказов об участии представителей Дёминского марафона в покорении Worldloppet продолжается отчётом о крупнейшем во Франции лыжном марафоне. Отчёт опять немного запоздал, но полагаю, что информация может быть полезна потенциальным участникам и организаторам спортивных мероприятий.

После успешного завершения лыжного марафона в Германии наша команда направилась в сторону Франции. Мы выбрали автомобильный маршрут с заездом в знаменитый Берн. Мне всегда хотелось посмотреть на этот швейцарский город, где в первом советском телевизионном сериале «Семнадцать мгновений весны» проходили действия с участием пастора Шлага и профессора Плейшнера. Удивительно, но показанный город в сериале очень напоминает Берн. Да и горы Бакуриани очень похожи на швейцарские. Киношники молодцы. Кто не знает, эпизоды фильмы снимались в Риге и окрестностях Дрездена.


Берн поражает своим спокойствием, архитектурными особенностями, своими жителями (в основном старшего поколения) и транспортом. Физкультурить тут можно практически везде. Этим и занимаются местные жители, перемещаясь на велосипедах по городу и шагая по городскому рельефу. В Швейцарии есть свой большой лыжный марафон – Энгадин. Мы там были в 2012 году. А сейчас, нам предстояло принять участие во французском старте. Погуляв по не самому дешёвому для проживания города (бананы стоили около 160 руб/кг), мы отправились в сторону Женевы.

Женева – ближайший крупный город и аэропорт к месту проведения марафона. Многие участники прилетают сюда, а затем по автодороге или поезде добираются до Мореса (Morez. Местные говорят Море). В Моресе расположен оргкомитет марафона, тут же проходит традиционное для Ворлдлоппета Экспо и выдача стартовых пакетов.



Примечательно то, что аэропорт находится на высоте около 400 м над уровнем моря, а старт лыжного марафона примерно на высоте 1100-1200 м. Следовательно, внизу может идти дождь, а наверху будет идти снег.

Зелёная трава рядом с Женевским озером не должна смущать любителей лыжного катания.
Марафон проходит в непосредственной близости от швейцарско-французкой границы. При движении на автомобиле эту границу пересекаешь несколько раз из-за специфики дорог. Только избранный транспорт тут останавливают для проверки.

Впервые Трансжурасьен прошёл в 1980 году, а в 1981 его включили в Ворлдлоппет. Наибольшее число участников было в 1984 году – 3530. Основной марафон проходит свободным стилем по трассе длинной 76 км по маршруту Ламура-ЛеРус-Мут. Но в субботу можно принять участие в классическом марафоне от Ле Рус до Мути. (Сложно адекватно писать французские названия по-русски. Извините меня, если где-то ошибаюсь). Как не сложно догадаться, название марафона означает – переход Юры (регион во Франции. Юрская система гор во Франции и Швейцарии).

Мне удалось принять участие в обоих днях. Такие участники идут по специальному зачёту – Ультрамарафонцы. Их в этом году набралось около 130 человек. А мои попутчики (Вадим и Сергей), как и большинство участников, предпочли только конёк.
Вот клип от организаторов:


Классика 52,5 км прошла в сложных условиях. Под финиш шёл дождь.
На некоторых участках чувствовалось малоснежье, но в целом всё было подготовлено хорошо.

Лыжи не готовил. Намазал перед стартом только VR55 (спасибо приятелю. А то я даже забыл взять с собой мази). Примерно до 16 км мне хватало держания. Потом началась постоянная ёлка и одновременный ход до финиша. На трассе присутствуют подъёмы с разной крутизной и протяжённостью. Самая чувствительная серия подъёмов идёт после первого пункта питания на классике. Это примерно в 10 км от старта. Первый подъём около 1 км со средним градиентом 8 %, потом небольшой отдых и 1200 м аналогичного уклона, опять маленькая передышка и опять аналогичная гора. Старался не перенапрягаться и из-за этого получал огромные потери времени на тягунах. Кроме того, по дороге снимал видео и настраивался на конёк.

Участников было не очень много для подобных стартов. Марафон прошёл практически без происшествий, если только не считать моё валяние в сетке в районе первого пункта питания. У меня застряла лапка палки в сетке, когда подъезжал к контрольному пункту. Меня сразу же развернуло так, что долго не мог встать. Лыжи тоже начали путаться в сетке. Пришлось долго ползать и отстёгивать палку. Обычно для загородок используется пластиковая сетка, тут же была верёвочная. Она хорошо ловит палки и лыжи. Близко лучше к ней не подъезжать.
Все спуски удалось пройти без падений, хотя пару раз чувствовал опасную грань.


Свободный стиль 70 км.
На следующий день нам предстоял конёк. Из-за малоснежья дистанцию с 76 км сократили до 71 (официально было 70 или даже 69 км). Старт был ранним, мы выехали из гостинцы, когда было ещё темно. По сравнению с субботним марафоном, старт был смещён практически на 20 км в юго-западном направлении. Но опять же из-за специфики горных дорог и организации движения нам достаточно долго пришлось покататься в поисках парковки. Автомобиль мы оставили примерно в 500-700 м от старта на дороге, взяли свои вещи и отправились в стартовый загон. Одежду для переодевания и разминку мы сложили в предоставленные пакеты. После старта пакеты с вещами участников организаторы перевозили на финиш.

Накануне вечером с лыжами я опять же ничего особого не делал. Разве только протёр туалетной бумагой со смывкой и сделал накатку. Хотелось больше отдыха, да и посмотреть Олимпиаду (она уже началась в эти дни).

Наши стартовые номера соответствовали второй волне, то есть через 5 минут после первого кармана. Это было сделано для того, чтобы минимизировать простой участников на подъёме в Ле Руссе. Стартовали нормально. Более-менее все разобрались, катило у всех хорошо. Но Вадим пострадал. Ему на первых километрах сломали палку. Кто-то из болельщиков предоставил ему свою палку, но после финиша они так и не смогли друг друга найти и сделать обратный обмен.

У меня тоже были инциденты. Впереди меня в тоннеле на левом повороте упал чел, я стал его обходить справа и застрял в сугробе. Чуть сбило мою настройку, но до городского подъёма доехал нормально. Там отстоял в очереди 2,5 минуты и поехал дальше.

Через некоторое время трасса стала знакомой, ехать стало проще. Проблему вызвал левый скоростной поворот, где сильно расплужили. Устоять не смог, слегка приложился. Потом был правый поворот на 180, но тут справился. Для массового катания скорости были высокими, а иногда и опасными, тем и интереснее был марафон.

По ходу движения ловил все пункты, старался нажимать на апельсины. Местное питьё меня не совсем устраивало. Со старта шёл небольшой снег, но к финишу вышло солнце. Условия скольжения изменились. Мои лыжи лучше работали в тени. Где-то за 20 км до финиша почувствовал усталость и серьёзное ухудшение скольжения на солнечных участках.

Руки отказывали, ноги тоже. Мучался около 10 км, энергии не хватало. Многие знакомые участники меня тут обгоняли без больших усилий. За 7 км стало легче, в теневой зоне скольжение улучшилось, а профиль пошёл на спуск. Многим запомнился финишный спуск, который расплужили по центру. Приходилось выползать на бровку, чтобы кого-то опередить.

Максимальная скорость за марафон более 57 км/ч (у лидеров наверняка ещё больше). На финише было много поломанного инвентаря и окровавленных лиц. Многие опытные лыжники также не смогли избежать падений. Но это никак не должно отпугивать от участия. После финиша опять захотелось прокатиться по трассе.

Посмотрите усечённое видео. Пусть оно не качественное и нудное, но тут есть кадры с финишных спусков на классике и коньке. Вроде всё просто, но когда ты сам катишь на лыжах, то вокруг всё кажется очень страшным и опасным. Полное видео содержит кадры с поездкой на автомобиле и с послефинишных мероприятий. Оно будет опубликовано позже, как только удасться решить несколько возникших вопросов с кодированием большого фильма.



Само мероприятие нам очень понравилось. Не знаю, какие должны были быть по сложности ещё на бесснежных 5-6 км. Осилили ли? Да.



P.S.
Жаль, что Дёминский марафон-2014 из-за малоснежья отменён. Хочется верить, что в 2015 году никаких отмен не будет и организаторы Дёминского марафона-2015 смогут реализовать все лучшие свои задумки.

Фотографии
Телеметрия
Результаты
Новость о марафоне
Видео в полной редакции ч. 1
Видео в полной редакции ч. 2

Отчёты о предыдущих поездках:
TARTU MARATHON-2011
FINLANDIA HIIHTO-2011
JIZERSKA PADESATKA-2012
GATINEAU LOPPET-2013
AMERICAN BIRKEBEINER-2013
KÖNIG LUDWIG LAUF-2014
7 6038 Sergey Birukov 09.03.2014 22:47
Рейтинг: 0 0 0

Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.

10.03.2014 01:31
Спасибо! Как всегда, интересный отчёт.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Спасибо, Сергей. Интересно пишешь.  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
10.03.2014 15:38
Отличная видеосъемка!  Как сам прокатился.  Молодец, пиши еще!  
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
10.03.2014 20:51
Для меня очень важна оценка пастора Шлага. Хороший киношный эпизод.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18 d 1380
11.03.2014 00:07
А только я ВИДЕО не могу посмотреть?
"Уважаемый абонент!
Данный ресурс заблокирован
Доступ к сайту ограничен в соответствии с Федеральными законами №114-ФЗ от 25.07.2002 (О противодействии экстремистской деятельности), №436-ФЗ от 29.12.2010 (О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию), №149-ФЗ от 27.07.2006 (Об информации, информационных технологиях и о защите информации) и Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101."
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
18 d 1380
11.03.2014 00:10
Ну да, мой оператор ИнтерЗет (в Питере) заблокировал ЮТуб. Как то так. Видимо, я слишком много роликов из Украины просмотрел.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0
Правила написания и чтения во французском языке, конечно, сложные и, на первый взгляд, нелогичные, но все же гонка называется Трансжурасьен. Так, как озаглавлено писалось бы TransjurassiОnnе. Опять же Morez на русском - Морэ (с ударением на последний слог).  
А сам репортаж хороший.
Есть, правда,нюанс. Т.к. снега в Муте было мало, то основную трассу в конце довольно значительно изменили. Она стала более опасной и тяжелой, а в классике еще и длиннее обычной. По совсем запасному варианту тоже бегал дважды. Он проще базового и короче. Вся гонка умещается до Ле Русса и обычно насчитывает порядка 40 км. Оригинал, на мой взгляд-одна из самых лучших мировых гонок и по организации, и по впечатлениям от самой трассы и от ощущения пройденной длинной, тяжелой дистанции - победы над самим собой.
Ссылка Рейтинг: 0 0 0