Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Иван Исаев
  • Пётр Кузнецов

Патрик Филд: в первый же год после вступления Дёминского марафона в WL к вам приедет как минимум несколько сотен иностранных участников

Опубликовано: Журнал №53

Эти люди развезут по всему свету свои впечатления, они расскажут о вашей стране на лыжных сайтах, в блогах и Фейсбуке – вам нужно быть готовыми к этому наплыву, нужно суметь показать и Дёмино, и Рыбинск, и Ярославль с самой лучшей стороны.

Патрик Филд.
Патрик Филд.Иван Исаев
 С почетным членом комиссии FIS по массовым марафонским гонкам и членом исполкома «Worldloppet» Патриком Филдом (Patrick Field) мы познакомились более 12 лет назад — в 1999 году он приезжал в Россию на Марафон Праздника Севера с целью понять — может ли стать эта гонка членом «Worldloppet». Помню, мы опубликовали в «Л.С.» №14 полный отчёт инспекторов WL о гонке 1999 года, опубликовали список пожеланий инспекторов WL из пяти пунктов, суть которых сводилась к следующему:

1.            Гонка должна проходить не по двум, а по одному кругу;

2.            Нужен дополнительный пункт питания на 10-м километре;

3.            На старте и на трассе необходимо организовать сервис по смазке лыж и замене поломанного инвентаря;

4.            На старте необходимо информировать участников о состоянии погоды — как текущем, так и о прогнозе на ближайшие часы;

5.            На финише гонки должно быть не менее 1.000 человек на протяжении, как минимум, трёх лет подряд перед включением гонки в календарь «Worldloppet».

С первыми четырьмя пунктами мурманчане расправились играючи, а вот последний, пятый, оказался самым трудным — без привлечения каких-то серьёзных дополнительных ресурсов иметь на финише столь удалённой от центра европейской части России гонки более тысячи человек...

«Марафону Праздника Севера нужен поезд». Публикация в «Л.С.» за 1999 год. Как много воды с тех пор утекло. Увы, ни бесплатного поезда, ни членства в «Worldloppet» мурманский марафон так и не увидел...
«Марафону Праздника Севера нужен поезд». Публикация в «Л.С.» за 1999 год. Как много воды с тех пор утекло. Увы, ни бесплатного поезда, ни членства в «Worldloppet» мурманский марафон так и не увидел... "Л.С." № 3-4 за 1999 год.
*

На трассу марафона ушла самая первая волна. Три следующих волны пока томятся в стартовых загонах в ожидании своей очереди.
На трассу марафона ушла самая первая волна. Три следующих волны пока томятся в стартовых загонах в ожидании своей очереди. Иван Исаев

*

Раньше такой кадр невозможно было сделать ни при каких обстоятельствах. Но после урагана склоны реки Колокши, на которой накручены петли лыжных трасс, стали почти прозрачными.
Раньше такой кадр невозможно было сделать ни при каких обстоятельствах. Но после урагана склоны реки Колокши, на которой накручены петли лыжных трасс, стали почти прозрачными. Иван Исаев
*
Почти полторы тысячи мешков с вещами марафонцев ждут своих владельцев на финише гонки.
Почти полторы тысячи мешков с вещами марафонцев ждут своих владельцев на финише гонки. Иван Исаев

— Педи, вы хоть помните нашу прошлую встречу в Мурманске, наш журнал? — улыбаюсь я.

— Конечно, помню. Я тогда по глупости увязался с вами на просмотр трассы, — улыбается Педи. — Ох и укатали вы меня в тот раз. А потом вы прислали мне домой номер журнала со статьёй и моими фотографиями в журнале — он до сих пор хранится у меня в доме.

Мы оба смеёмся. Столько лет прошло, но Педи, получается, не забывает старых знакомых.

— Вы впервые в Дёмино? На Кубок мира сюда ни разу не приезжали?

— Нет, не приезжал, здесь я впервые, хотя много читал о Дёмино и видел телевизионные трансляции с соревнований Кубка мира.

— И каковы ваши впечатления от этого места применительно именно к марафону?

— Мне кажется, что в России сейчас нет другого места, где бы могло проходить столь масштабное событие. Великолепная стартовая площадка, хорошо продуманные и организованные транзитная зона, старт и финиш — всё понятно и логично. Довольно широкие и хорошо подготовленные трассы, насколько я заметил — у участников не было проблем с обгоном. То есть все необходимые базовые условия для того, чтобы гонка росла, развивалась, здесь есть.

— 13 лет назад мы с вами встречались в Мурманске на Марафоне Праздника Севера, который тогда так же, как сегодня Дёминский, рассматривался как наиболее вероятный кандидат в «Worldloppet». Что, по вашему мнению, у Мурманска тогда не получилось?

— Я не могу точно сказать вам, почему Мурманск всё же не стал членом «Worldloppet», но одна из проблем, с которой, по-видимому, столкнулся оргкомитет, лежит на поверхности и заключается она в том, что доехать до Мурманска не так-то просто. Что касается каких-то сугубо лыжных, спортивных составляющих, то там тоже хороший стадион, тоже хорошая трасса, и тот марафон вполне мог развиваться и стать в итоге членом «Worldloppet». Скорее всего, оргкомитет столкнулся с комплексом проблем, связанных с финансами, логистикой, большой удалённостью от центра России и Европы. Не думаю, что это связано с самой гонкой — она была прекрасно организована.

— У нас в России сейчас идёт дискуссия — каким быть Дёминскому марафону — то ли ему оставаться коньковым в расчёте на основную российскую массу лыжников, которая предпочитает именно этот стиль передвижения, то ли проводить эту гонку классикой в расчёте на норвежцев и других скандинавов, которые гипотетически могут сюда приехать. Ведь скандинавам нужна именно классика и, поговаривают, именно из-за классики сюда их могут приехать тысячи, если эта гонка станет этапом WL.

— Я анализировал количество участников в «Worldloppet» в прошлом году. Всего в этапах WL приняло участие около 100.000 человек, и 75.000 из них были классистами. Правда, я понимаю, что эта пропорция носит несколько искусственный характер, потому что значительный процент приверженцев классики даёт всего-навсего один этап — Васалоппет. То есть в странах Скандинавии, Финляндии классика очень популярна и, если вы хотите видеть здесь тысячи лыжников из этих стран, вам надо ориентироваться на проведение ещё и классической гонки. Но если брать не по количеству участников, а по самим этапам, то сейчас в «Worldloppet» коньковых и классических гонок проводится поровну, примерно по 50%. Если в Дёмино проводится коньковая гонка, и в России наиболее популярен коньковый стиль, то, видимо, именно коньковая гонка и имеет право на существование? Или работать в том же направлении, что и организаторы польской «Bieg Piastov»: они в субботу проводят классическую гонку, а в воскресенье — коньковую.

Один из первых спусков на «гребенке» после равнинной части дистанции. Позади около 10 км, но, как видите, участники идут пока довольно плотным потоком.
Один из первых спусков на «гребенке» после равнинной части дистанции. Позади около 10 км, но, как видите, участники идут пока довольно плотным потоком. Иван Исаев
*
Заместитель генерального директора НПО «Сатурн» Анатолий Вешняков со своей супругой — одни из самых преданных поклонников Дёминского марафона.
Заместитель генерального директора НПО «Сатурн» Анатолий Вешняков со своей супругой — одни из самых преданных поклонников Дёминского марафона.Иван Исаев
*
Пункт питания на лыжном стадионе. Сюда гонка заглядывала три раза, чтобы на четвёртый прикатиться уже окончательно, на финиш.
Пункт питания на лыжном стадионе. Сюда гонка заглядывала три раза, чтобы на четвёртый прикатиться уже окончательно, на финиш. Иван Исаев
*
Каюсь, идея снимка не моя, подсмотрел в фотогалереях skisport.ru. Согласитесь, при таком ракурсе 22-метровая поленница выглядит очень эффектно.Напомню, что такое большое количество дров в Дёмино возникло после 6-минутного урагана, прокатившегося над Рыбинским районом прошлым летом. Деревьев тогда повалило — видимо-невидимо. А когда их попилили и убрали, оказалось, что в Рыбинском районе они никому не нужны — у всех тем летом из-за урагана образовалось немало дров. И тогда у дёминцев родилась идея сложить поленницу. И не просто поленницу, а самую высокую в мире. В итоге эта поленница стала символом не покорившегося стихии Дёмино. Её и летние, и зимние изображения обошли большое количество изданий, лыжники мировой элиты скользили по трассам дёминского этапа Кубка мира на виду поленницы, а зрители всего мира, наблюдавшие за трансляциями из Дёмино в прямом эфире, имели возможность подивиться этому рукотворному чуду.
Каюсь, идея снимка не моя, подсмотрел в фотогалереях skisport.ru. Согласитесь, при таком ракурсе 22-метровая поленница выглядит очень эффектно.Напомню, что такое большое количество дров в Дёмино возникло после 6-минутного урагана, прокатившегося над Рыбинским районом прошлым летом. Деревьев тогда повалило — видимо-невидимо. А когда их попилили и убрали, оказалось, что в Рыбинском районе они никому не нужны — у всех тем летом из-за урагана образовалось немало дров. И тогда у дёминцев родилась идея сложить поленницу. И не просто поленницу, а самую высокую в мире. В итоге эта поленница стала символом не покорившегося стихии Дёмино. Её и летние, и зимние изображения обошли большое количество изданий, лыжники мировой элиты скользили по трассам дёминского этапа Кубка мира на виду поленницы, а зрители всего мира, наблюдавшие за трансляциями из Дёмино в прямом эфире, имели возможность подивиться этому рукотворному чуду. Иван Исаев

— Есть ли в WL аналог такой же закрытой для иностранцев страны, как Россия? Не станет ли проблема получения виз непреодолимой преградой на пути увеличения количества иностранных участников?

— Россия известна трудностью получения виз, и эти визы довольно дорогие. Сейчас идёт большая дискуссия по поводу зарубежных зрителей в Сочи-2014 и на чемпионате мира по футболу 2018 года — возможно, из-за этих двух событий у вас в стране скоро что-то поменяется, и всё будет гораздо проще. Может быть, появится какой-то инструмент упрощённого получения виз именно для спортсменов? Я не знаю. Но это, конечно, очень важно. Причём не только для Дёминского марафона, но и для организаторов соревнований в других городах России, в том числе и по другим видам спорта. Мы, например, перед этой поездкой очень долго получали свои визы, и от нас это потребовало много времени и сил. Конечно, это проблема. Но мы понимаем, что оргкомитет Дёминского марафона сам по себе не решит эту проблему — это проблема государства в целом.

— Вам удалось прокатиться по трассе марафона?

— Да, я проехал вчера весь круг.

— Сколько вам лет?

— 76.

— Ого! Это не было трудно?

— Ну, на самом деле трасса довольно простая, немножко было подъёмов на второй части гонки, но я в этом году уже проехал три марафона, так что я подготовлен.

— Каким стилем вы прошли этот круг?

— Конечно, классическим (улыбается).

— Получается, вы стали нарушителем регламента нынешнего Дёминского марафона?

— Почему? Гонка ведь проводится свободным стилем, который подразумевает возможность использовать и классику (мы все смеемся).

— Это нормально, что круг идёт одной петлёй, возвращается на стадион, снова уходит и снова возвращается к стадиону? Всего, получается, гонка делает четыре петли вокруг стадиона. Это плохо или хорошо для марафона уровня WL?

— В прошлом я всегда рекомендовал, чтобы трасса была сделана одним кругом. Если у тебя принимает участие в гонке большое количество людей, всегда возникает ситуация, при которой быстрые гонщики настигают медленных, и тогда-то на трассе и начинаются неприятности. Но здесь я был удивлен тем, что этой проблемы практически не возникло, поскольку трасса раскатана довольно широко: медленные лыжники спокойно идут в транзитный коридор и уходят на следующий круг, быстрые — проходят на финиш. И, конечно, для зрителей такой вариант гораздо интереснее.

— Есть ли в WL хоть одна гонка, которая проходила бы дважды по одному кругу?

— Такое случается, когда организаторы тех или иных марафонов имеют проблемы со снегом. Например, «Konig Ludvig Lauf» из-за бесснежья иногда проводится по одному кругу дважды.

— Это нормально, или это всё же вещь, от которой марафону надо избавляться?

— На самом деле, вся проблема двух кругов связана только с одним аспектом — не мешают ли быстрые гонщики медленным и наоборот, когда они начинают пересекаться на втором круге. Если эта ситуация не возникает, то тогда и проблемы нет. Поскольку здесь, в Дёмино, эту проблему смогли решить, трасса здесь реально широкая, и транзитная зона хорошо оборудована, здесь есть нормальный уход на второй круг, то я в этом проблемы не вижу. Я всегда был против двух кругов, но в Дёмино был приятно удивлен тем, что здесь эта проблема сведена к минимуму.

— Я видел, как вы сегодня на старте брали разделительные фишки и переставляли их, расширяя стартовый коридор, который, оказывается, был слишком узким для участников. Какие ещё недостатки вы заметили при проведении этого марафона? Приоткройте нам немножечко завесу над тайной — что вы будете писать в своём отчёте после этой поездки в Россию?

— Я напишу, конечно, положительный отчёт об этой гонке. Есть небольшие детали, нюансы, которые мы обязательно ещё будем обсуждать с организаторами. Если ещё поработать над этими мелочами, какими-то второстепенными деталями, тогда у вас будет классный продукт.

— Сегодня на старт этой гонки вышло около 1.300 человек, на финише было 1.193. Каковы ближайшие шаги WL по включению Дёминского марафона в WL, и на что можем рассчитывать мы, россияне?

— Оргкомитет Дёминского марафона уже сделал формальную заявку на членство в WL. В этом году в июне на нашей встрече всё это будет серьёзно обсуждаться, представители всех 15 гонок-членов WL после моего доклада должны будут принять совместное решение по поводу Дёминского марафона. Но я уже сегодня могу поделиться с вами своим мнением и наблюдениями: конечно же, «Worldloppet» очень хочет, чтобы Россия была в этой большой интернациональной семье лучших лыжных марафонов мира. И если мой доклад будет воспринят положительно, мы, вероятно, в следующем году пришлём в Рыбинск инспектирующую группу из 3–4 человек, представляющих разные оргкомитеты и разные страны. И если не случится чего-то форс-мажорного, чрезвычайного, с большой долей вероятности в 2013 году Дёминский марафон станет членом WL.

Но вам нужно ещё поработать над вопросами размещения иностранцев, продумать схему перемещения участников между аэропортами и гостиницами, между гостиницами и местом старта, между местом старта и местами проведения экскурсий. Но если все эти вопросы будут решены, я думаю, Дёмино сразу очень добавит в количестве участников, особенно в первые годы. 100.000 человек мира «Worldloppet» увидят в календаре WL новую гонку и, конечно же, многие из них сразу захотят сюда приехать, посмотреть, что это такое. Например, польская «Bieg Piastov» после того, как стала членом Worldloppet, в первый же год после вступления в эту организацию получила дополнительных 2.000 иностранных участников. Возможно, в Дёмино 2.000 человек сразу же не приедет по причинам, которые мы с вами обсудили чуть раньше, но в том, что это будет как минимум несколько сотен человек со всех концов света, я не сомневаюсь. Эти люди сразу же развезут по всей планете свои впечатления, они расскажут о Дёминском марафоне на лыжных сайтах, в блогах и Фейсбуке, и вам очень важно суметь быть готовыми к этому наплыву иностранных участников, нужно суметь показать и Дёмино, и Рыбинск, и Ярославль в самом лучшем свете.

 

Дёмино, март 2011

Иван Исаев 820 12.05.2024
Рейтинг: 0 0 0