Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Андрей Кондрашов

Андрей Кондрашов: там, где заканчивается спортивный принцип, начинаются протекция, покровительство, коррупция и кумовство

Опубликовано: Журнал №49

РОССИЯ ВЫБИРАЕТ ЭТОТ ПУТЬ?

Андрей Кондрашов
Андрей Кондрашов

Почему люди выбирают спорт, будь то болельщики или спортсмены? Потому что в нем понятные и чаще всего честные правила, а потому и побеждает, действительно, сильнейший. 

Почему спортсмены выбирают лыжные гонки? Потому что в этом виде спорта, как в большинстве других циклических дисциплин, совсем простые, предельно ясные «правила игры»: опередил соперников — значит, ты лучший! Но обогнать конкурентов  надобно на трассе, на лыжне, в соревнованиях, а не в заочном и уж тем более не в словесном соперничестве. 

К чему эти прописные истины? Да к тому, что в российских лыжных гонках кроме (а может быть  вместо) этого самого спортивного принципа существуют и другие. А вот какие, я пытался узнать у тренеров, спортсменов и руководителей сначала осенью 2010 года в Острове Псковской области после традиционного «большого» тренерского совета, потом в декабре на Красногорской гонке. Однако ответов не было, потому что не было и никаких принципов.

«Красногорка» почти всегда за 40 лет проведения считалась своеобразным неофициальным чемпионатом страны. Состав участников соответствовал её другому названию — гонка сильнейших лыжников. Всегда на ней комплектовалась по спортивному принципу сборная команда для  участия в основных международных стартах. И эти отборочные критерии были всем хорошо известны задолго до самой селекции. Название и место соревнований не изменились за четыре десятка лет, а вот участие ведущих лыжников, как и отбор в национальную сборную уже редко сопутствуют «Красногорской лыжне». Одни  сборники освобождены от подмосковных разборок, другим позволено стартовать не по полной программе.   

Никаких вразумительных критериев отбора известно не было. Ещё до начала соревнований в Красногорске была отправлена заявка с фамилиями российских участников многодневного этапа Кубка мира Tour de Ski, который стартовал сразу после «Красногорки». Позже мы узнали от ФЛГР (Федерации лыжных гонок России), что условия отбора в основную команду будут обнародованы в январе 2011 года. А чемпионат мира, между прочим, всегда проходит в феврале.     

Допускаю, что мои представления о формировании главной команды устарели вместе с Красногорской гонкой. Допускаю, что нынешние тренеры и руководители сборной России по лыжным гонкам идут в ногу со временем, проповедуя и воплощая свежие  идеи. Допускаю, что мои недовольства выглядят банальным брюзжанием. Но я бы не ворчал, если перед глазами не было другого примера из смежного вида спорта — биатлона, в котором все правила и принципы отбора не только давно продекларированы, но ещё и выполняются. А про зарубежные примеры как-то неловко упоминать. Как известно, заграница нам не указ.    

Однако никто меня не убедит в том, что есть альтернатива спортивному принципу. Если «лучший» спортсмен определяется не в очном соперничестве, то название такому принципу — протекция, покровительство, коррупция, кумовство, беспредел. И это уже не спорт. Даже в так называемых субъективных видах спорта стараются уйти от судейского субъективизма, предлагая упрощенные и обоснованные критерии оценки выступлений. Таким подходом в фигурном катании, например, стала шкала оценки трудности элементов, придуманная великим тренером Станиславом Жуком.

Знаю не понаслышке, что некоторые лыжники  «завязали» с большим спортом из-за «непроходимости» в сборную команду страны, из-за отсутствия понятных и честных правил этой самой «проходимости». Твердо убежден в том, что хроническое увядание российских лыжников на главных турнирах последнего десятилетия напрямую связано с неэффективной системой селекции, с отсутствием настоящей конкуренции на внутрироссийских соревнованиях.     
Эта реплика написана до чемпионата мира 2011 года. Независимо от выступления российской команды в Норвегии вряд ли найдется противник ещё одного общепринятого спортивного принципа: правила игры должны быть известны участникам, а хорошо бы ещё и наблюдателям до её начала. 
Так вот, если бы ФЛГР заранее оповестила все заинтересованные стороны о том, что формированием национальной команды займётся... исполком федерации по своему усмотрению (как это бывало не раз в предшествующие годы), то всё равно общественность молча согласилась и приняла бы эти свежие критерии отбора. А что? По крайней мере, было бы честно и своевременно.   
Рейтинг: 0 0 0