Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Татьяна Секридова

Юрий Каминский. "От школьной скамьи до олимпийской медали". Глава 18. Многолетняя подготовка.

Опубликовано: Юрий Каминский. Книга "От школьной скамьи до олимпийской медали"

«Никакая инструкция не может перечислить всех обязанностей должностного лица, предусмотреть все отдельные случаи и дать вперёд соответствующие указания, а поэтому инженеры должны проявлять инициативу и, руководствуясь знаниями своей специальности и пользою для дела, прилагать все усилия для оправдания своего назначения».

(Из циркуляра морского технического комитета № 15 от 29.11.1910 г. для корабельных инженеров)

Меня часто спрашивают: что главное в подготовке юного спортсмена? Есть хорошая греческая поговорка: «У старых грехов длинные тени». Так и в многолетней системе подготовки спортсмена высокого класса: все ошибки, совершённые в подготовке юного лыжника, могут оказаться веригами, которые не дадут спортсмену реализоваться в спорте высших достижений. В то же время морфофункциональная база, заложенная в юном возрасте, может послужить базисом, с помощью которого спортсмен сможет эффективно реализовать свой талант в спорте. Например, недостаток гибкости и координации, заложенный в период начальной подготовки в первые годы обучения в спортивной школе, очень осложнит во взрослом возрасте овладение современной техникой передвижения, что ограничит результат в большом спорте.
В процессе многолетней подготовки существует много различных методов и средств для спортивного совершенствования. Никита Крюков выполняет одно из самых сложных, но и самых действенных упражнений — ​передвижение на лыжероллерах с автомобильной покрышкой за спиной одновременным бесшажным ходом.
В процессе многолетней подготовки существует много различных методов и средств для спортивного совершенствования. Никита Крюков выполняет одно из самых сложных, но и самых действенных упражнений — ​передвижение на лыжероллерах с автомобильной покрышкой за спиной одновременным бесшажным ходом.Татьяна Секридова

«Успех в современном спорте — ​это не единичный факт случайно показанного результата. Это итог длительного пути совершенствования физических и нравственных качеств, овладение огромным богатством системы спортивной тренировки», — ​подчёркивают Н. А. Фомина и В. П. Филин в своей книге «На пути к спортивному совершенству».

В этой книге я не пытаюсь предлагать тренерам какие-то конкретные рецепты или методические приёмы спортивной тренировки. Хочу всего лишь показать возможные направления развития ваших спортсменов, оценить, как это делают в передовых лыжных странах. На сегодня существует множество методов и средств развития физических качеств, из которых нужно выбрать те, что могут быть наиболее эффективными в конкретных условиях для конкретных спортсменов. Плагиат никогда не бывает лучше оригинала. Главное — ​тренеру нужно понимать, к чему стремиться, какие трудности могут подстерегать его воспитанников на тернистом пути спортивного совершенствования.

На сегодняшний день одна из наиболее эффективных систем многолетней подготовки спортсменов в лыжных гонках реализована в Норвегии. Суть её состоит в поэтапном совершенствовании спортсмена от юного до зрелого возраста. На начальном этапе в возрасте до двенадцати лет стоит задача привлечения детей к систематическим занятиям спортом на базе многоборной подготовки. Непосредственно лыжная подготовка проводится в виде зимней активности, акцент в ней делается на развлечениях и играх (в том числе проводятся и скоростные тренировки). Занятия проводятся с тренером не более 2–3 раз в неделю. Соревнуются дети этой возрастной группы на дистанциях не более 3 км, причём до 11 лет — ​без секундомера. Поощряются все ребятишки, дошедшие до финиша.
В 13–14 лет с подростками также проводятся многоборные тренировки. Лыжной подготовке уже отдаётся осенне-зимний период. Занятия с тренером 3–4 раза в неделю плюс домашние задания — ​самостоятельно. В тренировочный процесс включаются интервальные тренировки в третьей зоне интенсивности. Скоростные тренировки проводятся также в виде игр. Один-два раза в неделю тренер выполняет с юными спортсменами силовые тренировки, главная задача которых — ​обучение основам силового тренинга. Юные спортсмены в этом возрасте начинают принимать участие в районных и региональных стартах на дистанциях до 4 км.

В работе с юными спортсменами 15–16 лет продолжает сохраняться акцент на многоборной системе подготовки. Лыжная подготовка в этом возрасте осуществляется уже на протяжении всего года, то есть вводится специализированная система лыжной подготовки. В течение недели 5–7 занятий проводятся с тренером, плюс — ​самостоятельные тренировки. За этот период используются 1–2 интервальные тренировки, 1–2 — ​силовые, 1–2 — ​скоростные. Спортсмены участвуют в региональных и национальных стартах на дистанциях до 15 км.

И только в 17–20 лет юноши и девушки уже окончательно выбирают основной спортивной деятельностью лыжные гонки. Они поступают в спортивные колледжи, тренируются по два раза в день, проводится активная самообразовательная программа. Силовые тренировки включаются в подготовку до 2 раз в неделю, скоростные — ​до 2 раз в неделю. Десять процентов тренировочного объёма отдаётся интервальным тренировкам. Суммарный годовой тренировочный объём у этой возрастной группы получается от 450 до 700 часов. Разброс, как мы видим, очень большой.

2010 год. Москва. Во ВНИИФКе был проведен «круглый стол» по итогам Олимпийских игр в Ванкувере. Интересен не только опыт победителей, но и тех тренеров, у которых не получилось выполнить задуманное. К сожалению, больше таких аналитических совещаний не проводилось. А ведь только изучая опыт побед и поражений, можно двигаться вперед, к новым вершинам.
2010 год. Москва. Во ВНИИФКе был проведен «круглый стол» по итогам Олимпийских игр в Ванкувере. Интересен не только опыт победителей, но и тех тренеров, у которых не получилось выполнить задуманное. К сожалению, больше таких аналитических совещаний не проводилось. А ведь только изучая опыт побед и поражений, можно двигаться вперед, к новым вершинам.Иван Исаев

Думаю, это связано с тем, что подходят к юным норвежским спортсменам очень дифференцировано, с учётом биологического возраста и индивидуальных особенностей развития каждого лыжника. При этом в тренировочном процессе предлагается определённая идеология. Норвежцы рекомендуют, на что прежде всего необходимо обращать внимание:

  1. Терпение. Тяжёлая работа в течение нескольких лет в конце концов окупится.
  2. Непрерывная тренировочная деятельность.
  3. Наиболее важные тренировки — ​на выносливость.
  4. Фокус на базовом тренинге. KISS принцип (чаще всего самое простое является самым лучшим).
  5. Прислушивайся к организму. Нет тренировкам с болезнью.
  6. Ты — ​то, что ты ешь! Диета очень важна.
  7. Всё время акцент на технике. «Если и делать что-то, то делать это правильно». Исключение только начинающим детям.
  8. Отдых и сон очень важны. Не оставляй без внимания любую форму стресса (тренировка, перелёт, семья, учёба, работа и т. д.).
  9. Учитесь у успешных, НО не копируйте их.
  10. Тренировки в группе или с друзьями всегда легче с точки зрения мотивации.
  11. Ухаживайте и следите за своим инвентарём.
  12. В любой ситуации ищите новый вызов и возможность, а не проблему.
  13. Ставьте новые цели (оптимизация тренировок и тестирование).

В этих принципах я обращаю особое внимание на единство функциональной (физической), психической и технической подготовки в системе формирования личности и организма молодого спортсмена. Система подготовки направлена на формирование необходимых двигательных навыков к 20–22 годам как базовых для формирования атлетов экстра-класса.

У нас в стране сегодня, как я уже говорил ранее, вся подготовка строится на достижение ранних юниорских результатов. А дальше — ​как получится… При таком подходе начиная с 14–15 лет общая физическая подготовка в развитии юных спортсменов отходит на второй план. А иногда это происходит и с более раннего возраста. В итоге в основной состав сборной России приходят спортсмены, достигшие своего функционального потолка, но при этом имеющие большое количество ошибок в технике лыжных ходов. Как следствие этого — ​им не удаётся эффективно использовать имеющийся функциональный потенциал в условиях соревновательной деятельности, и, соответственно, уровень результатов таких спортсменов в крупных состязаниях не является конкурентоспособным.

После юношеских соревнований в Драммене. Юные норвежцы всегда веселые, независимо от того, как прошла у них гонка. Психологический настрой — ​великая штука.
После юношеских соревнований в Драммене. Юные норвежцы всегда веселые, независимо от того, как прошла у них гонка. Психологический настрой — ​великая штука.Татьяна Секридова

Считаю, что этого можно избежать, если идеология подготовки будет примерно такой:

  • До 14–15 лет проводится многоборная подготовка с учётом сенситивных периодов развития детей. Зимой акцент делается на формирование разнообразных двигательных умений и навыков перемещения на лыжах. Должны присутствовать все элементы физической подготовки — ​чем многообразнее, тем лучше. В этот период на результаты спортсменов непосредственно в лыжных гонках не стоит обращать особого внимания.

  • Юноши и девушки 15–17 лет — ​спортивные школы, интернаты, училища олимпийского резерва. Эффективность тренировочного процесса с точки зрения результата — ​примерно 50 процентов. Общефизической, специальной физической и тактико-технической подготовке уделяется примерно одинаковое внимание. Главная особенность тренировочного процесса состоит в его многоборном характере.

  • Юниорская и молодёжная сборные команды России и их ближайший резерв. Оценка эффективности тренировочного процесса составляет 70–80 процентов. Акцент уже делается на специальную физическую и тактико-техническую подготовку. Особенность: темпо-ритмовая структура формируется под имеющийся физический потенциал спортсмена.

  • В основном составе сборной команды России подготовка, как и в молодёжной команде, строится на специальной физической и тактико-технической подготовке, однако, учитывая, что для эффективного выступления спортсменов на главных стартах сезона им желательно находиться в состоянии спортивной формы, одно из важнейших мест на данном этапе многолетней подготовки начинает занимать психологическая подготовка спортсмена. Известно, что спортивная форма является многофакторным состоянием со сложной иерархической структурой, имеющей специфический характер и зависящей от особенностей соревновательной деятельности. Для первого её уровня характерны устойчивые показатели физической и технической подготовленности, а для второго уровня ведущее значение имеют оперативные компоненты: психическая и тактическая готовность спортсмена. Вот почему от уровня психической надёжности и устойчивости спортсмена, его умения владеть приёмами саморегуляции зависит, сможет ли он эффективно реализовываться на главных стартах сезона. Иначе говоря, спортсмен должен продемонстрировать в условиях предельной психической напряженности наработанный в подготовительном сезоне двигательный потенциал или показать посредственный для себя уровень специальной работоспособности. Главная особенность тренировочного процесса состоит в том, что мы должны всю подготовку выстроить под формирование у спортсмена биодинамически целесообразной структуры движений, позволяющей предельно эффективно использовать имеющийся функциональный потенциал в направлении решения конкретных двигательных задач в конкретных условиях соревновательной деятельности (конкретного старта). Оценка эффективности построения тренировочного процесса на 100% определяется качеством выступления спортсмена в соревновательном периоде.

2015, Раубичи (Белоруссия). Тренировка на лыжном тренажере для рук, позволяющем работать как одновременным, так и попеременным ходом. Слева от шведской стенки (слева направо) — ​Дарья Вяткина, Светлана Заборская. Справа от стенки (слева направо) Ольга Кучерук, Анна Жеребятьева и Екатерина Смирнова.
2015, Раубичи (Белоруссия). Тренировка на лыжном тренажере для рук, позволяющем работать как одновременным, так и попеременным ходом. Слева от шведской стенки (слева направо) — ​Дарья Вяткина, Светлана Заборская. Справа от стенки (слева направо) Ольга Кучерук, Анна Жеребятьева и Екатерина Смирнова.Татьяна Секридова

*

2014 год, Бельмекен (Болгария). Растяжка и хорошо проведенная разминка позволяют улучшить результат до 10 процентов. Никита и Саша знают это, поэтому всегда тщательно проводят как разминку, так и заминку, которая помогает после тренировки улучшить восстановление.
2014 год, Бельмекен (Болгария). Растяжка и хорошо проведенная разминка позволяют улучшить результат до 10 процентов. Никита и Саша знают это, поэтому всегда тщательно проводят как разминку, так и заминку, которая помогает после тренировки улучшить восстановление.Татьяна Секридова

Коль мы затронули аспекты технической подготовки спортсменов, хотелось бы кратко остановиться на проблеме «хорошей» и «плохой» техники. Когда мы говорим, что у одного спортсмена техника хорошая, а у другого плохая — ​что это значит? Прежде всего то, что «хорошая техника» — ​это техника, при которой лыжник движется легко, непринуждённо. Движения такого лыжника амплитудны, в них не чувствуется никакой скованности и суеты, он, как мы говорим на своём тренерском языке, при перемещении на любой скорости «не давится». При этом, как правило, внешний рисунок правильного лыжного движения — ​это идеальные линии плеч, туловища, положение таза, вектор направления движения и вектор приложения усилий — ​совпадают. При этом очень важно, чтобы при формировании техники движений тренер пристальное внимание обращал на развитие тех морфофункциональных структур организма, от которых непосредственно зависит воспроизведение требуемой биомеханической и биодинамической структуры движений. В противном случае ошибок при формировании и совершенствовании техники лыжных ходов избежать не удастся.

Простой пример: я часто вижу много юных спортсменов и спортсменок, идущих классическим стилем широким «взрослым» попеременным ходом. Казалось бы, это хорошо: тренер с детства учит спортсменов взрослой технике. Но юный спортсмен не обладает силовыми качествами, которые позволяют эффективно использовать эту структуру движений. В итоге формируется двигательный навык с поздним отталкиванием и затянутым шагом, который мы в сборной команде сначала ломаем, а потом пытаемся научить новому движению. То, что в детском возрасте делается легко, как бы между прочим, во взрослом спорте достигается путём потерянного времени или результата.

Или другой пример. Идёт спортсмен по дистанции с высокой частотой движений, требующей высокого уровня развития сердечно-сосудистой системы, которого у него нет. В результате мышцы спортсмена недополучают кислород и быстро переходят в анаэробный режим функционирования. Накапливаются продукты анаэробного метаболизма, которые снижают сократительные возможности мышц. В результате величина мышечных усилий снижается, к работе подключаются второстепенные мышечные группы, нарушается межмышечная координация, и искажается внешний рисунок движения: снижается амплитуда, уменьшается длина шага, то есть изменяется, а проще будет сказать, «ломается» техника спортсмена. Но самое печальное заключается в том, что наша центральная нервная система запоминает эти ошибочные варианты техники, от которых потом очень сложно избавиться.

2014 год, Отепя (Эстония). Прыжковая и шаговая имитация — ​одно из наиболее действенных упражнений в арсенале лыжников-гонщиков. В Советском Союзе и России эти средства являлись и являются основными развивающими в подготовительном сезоне.
2014 год, Отепя (Эстония). Прыжковая и шаговая имитация — ​одно из наиболее действенных упражнений в арсенале лыжников-гонщиков. В Советском Союзе и России эти средства являлись и являются основными развивающими в подготовительном сезоне.Татьяна Секридова

*
2015, Раубичи (Белоруссия). Спортсменки из юниорской сборной страны на июльском сборе в обновленном спортивном центре «Раубичи». Силовая тренировка с утяжелениями в виде камней.Слева направо: Лидия Дуркина, Светлана Заборская и Ольга Кучерук.
2015, Раубичи (Белоруссия). Спортсменки из юниорской сборной страны на июльском сборе в обновленном спортивном центре «Раубичи». Силовая тренировка с утяжелениями в виде камней.Слева направо: Лидия Дуркина, Светлана Заборская и Ольга Кучерук.Татьяна Секридова

В детско-юношеском спорте обязательно нужно учитывать неравномерность физического развития детей. Есть определённые сенситивные периоды, в рамках которых организм наиболее чувствителен к внешним воздействиям, в том числе педагогическим. Соответственно, для каждого возрастного периода должны быть подобраны такие по направленности нагрузки, которые согласуются с естественным периодом развития тех или иных систем организма юных спортсменов. Поэтому подготовку юных спортсменов нужно обязательно строить с учётом сенситивных периодов. Норвежцы, например, до 16 лет закладывают в основу многоборный характер подготовки с превалированием игрового метода. Основной акцент в тренировочном процессе в эти годы делается на развитие гибкости, ловкости, быстроты. А силовую подготовку в полном объёме они начинают не ранее 15 лет. Объёмные тренировки на выносливость — ​с 17–18 лет. При этом они всегда концентрируются на качестве выполнения упражнений. Норвежские тренеры формируют в детском и юношеском возрасте большое количество моторных программ, которые помогут в будущем реализовать физический потенциал спортсмена в спорте высших достижений. С этим сложно не согласиться, ведь чем больше моторных программ мы заложим в центральной нервной системе юного спортсмена, тем легче ему овладеть новыми движениями, и он более эффективно сможет изменять (варьировать) технику передвижения в зависимости от внешних условий (рельефа, погоды, смазки) и текущего физического состояния.

Еще одно упражнение из разряда новых и давно забытых старых — ​передвижение на лыжах по опилочной лыжне или по траве. Я его перенял у лыжников 70-х годов. Для улучшения скольжения лыжня поливается мыльным раствором. Этот способ позволяет решить проблемы переноса веса тела и махового движения в попеременном двухшажном ходе.
Еще одно упражнение из разряда новых и давно забытых старых — ​передвижение на лыжах по опилочной лыжне или по траве. Я его перенял у лыжников 70-х годов. Для улучшения скольжения лыжня поливается мыльным раствором. Этот способ позволяет решить проблемы переноса веса тела и махового движения в попеременном двухшажном ходе.Иван Исаев
*
2014 год, Отепя (Эстония). В арсенале российских лыжников есть очень хороший набор силовых упражнений: отжимания на параллельных брусьях (выполняет Денис Спицов) и передвижение на тележке по наклонной доске (Дмитрий Орехов). ​Спортсмены юниорской сборной России на силовой тренировке.
2014 год, Отепя (Эстония). В арсенале российских лыжников есть очень хороший набор силовых упражнений: отжимания на параллельных брусьях (выполняет Денис Спицов) и передвижение на тележке по наклонной доске (Дмитрий Орехов). ​Спортсмены юниорской сборной России на силовой тренировке.Татьяна Секридова

С точки зрения планирования тренировочного процесса самое сложное в работе тренера –научиться методически грамотно планировать микроцикл. В построении микроцикла необходимо не только учесть его главную направленность по развитию определённых качеств, но и расставить отдельные тренировки таким образом, чтобы каждая нагрузка не снижала эффект предыдущего и последующего занятий, а в идеале усиливала их. Эти проблемы построения тренировочного микроцикла очень хорошо рассмотрены в книге В. Б. Иссурина «Блоковая периодизация спортивной тренировки». В ней показано, как соотносятся нагрузки различной направленности между собой, на каком уровне физического утомления и какого объёма эффективно выполнять определённую работу, сколько времени потребуется на восстановление после её выполнения и когда ожидать максимальный тренировочный эффект. Конечно, каждый человек индивидуален, но общие принципы должны выполняться для всех.

В заключение хотелось бы отметить, что детскому тренеру в своей работе нужно чётко понимать, к какой цели он должен стремиться, иметь представление о тех требованиях к организму спортсмена, которые предъявляются к нему со стороны спорта высших достижений, какие модельные параметры должны быть достигнуты. Не хочу приводить конкретные цифры по отдельным показателям, поскольку они зависят от методов и оборудования, на котором получены, но остановлюсь на качественном понимании того, что собой представляет спортсмен высшей квалификации, способный побеждать на соревнованиях по лыжным гонкам самого высокого ранга. Это лыжник, обладающий высокими кислородно-транспортными функциями организма, большой локальной мышечной выносливостью, а также хорошими силовыми показателями задействованных в движении мышц. Техника передвижения такого спортсмена должна быть высокоэкономичной, а уровень психической надёжности и выносливости должен позволять эффективно воспринимать и перерабатывать «нагрузочные раздражители» и сохранять должный уровень работоспособности на фоне высокой психической напряжённости тренировочной и соревновательной деятельности. ■


Читать далее:

Глава 19. Психология победителя.

К оглавлению книги

Иван Исаев 290 14.08.2024
Рейтинг: 0 0 0