Опубликовано: Журнал №43
Чем занимаются лыжники летом? У обычного человека, вспоминающего о зарядке разве что в понедельник, после бурных выходных, вопрос о лыжниках летом вызывает массу сальных шуток. Не будем принимать во внимание людей в возрасте с их воспоминаниями о лыжах как о походе на Голгофу. Ни для кого не секрет, что климат в средней полосе последнее время пошёл странный: зима короткая с частыми оттепелями, снежный покров незначительный — в общем, сезон полноценных лыж становится всё короче и короче. Как же в таких условиях подойти к соревнованиям в форме?
Профи сразу оставим в покое — у них свои методики, а у любителей, разрывающихся между семьёй и работой — свои. Бег не вызывает никаких сомнений, поэтому на этом даже не будем останавливаться, но бег — не лыжи — мышцы плечевого пояса нагружаются не так, как зимой. Вариантов, известных мне для того, чтобы задействовать эту группу мышц в тренировочном процессе, четыре: лыжероллеры, имитация, «резина» и профессиональный лыжный тренажёр. Название «лыжероллеры» говорит само за себя — ни убавить, ни прибавить. Это идеальный вариант тренировок летом, но есть маленькое «но»: живём мы не в Финляндии, а в России — на машине ездить и то страшно, не говоря уже о том, чтобы найти безопасный кусок ровного асфальта для тренировок. Имитация в отсутствии лыжероллерных трасс, на мой взгляд, становится одним из основных методов тренировки. Тренажёры, самый простой и доступный из которых, безусловно, резина — ещё один из методов поддержания физической формы. Особенность заключается в том, что резину мы тянем на себя, и усилие возрастает по мере натяжения, то есть совсем наоборот, нежели при отталкивании на лыжах. Профессиональные лыжные тренажёры лишены подобного недостатка, но вот цена «кусается», да и появились они в свободной продаже совсем недавно.
Как раз безуспешные попытки купить тренажёр плюс немалая его цена заставили автора задуматься о том, можно ли заполнить нишу между дешёвой резиной и дорогим лыжным станком. Так как я работаю в автосалоне, и мне часто приходится сталкиваться с разными марками автомобилей и запчастями для них, у меня внезапно родилась идея использовать гидроцилиндры от багажника ВАЗ 2108 для создания собственного дешёвого лыжного тренажёра.
Тренажёр выглядит следующим образом… К стене крепится основание, представляющее собой два уголка 25х25х4 мм длиной 800 мм, сваренных таким образом, чтобы между ними поместился рычаг длиной 980 мм с приваренным подшипником и двумя втулками. Рычаг — профильная труба 30x15x1.5 мм — с одной стороны зажимается болтом, к другой привариваются карабины, на которые подвешиваются ручки от лыжных палок. Между основанием и рычагом крепится «амортизатор»: к нижней части основания жёстко, а к рычагу — с возможностью менять точку крепления, тем самым меняя момент начального усилия на сжатие.
Основное преимущество тренажёра, на мой взгляд, заключается в том, что с помощью амортизаторов можно сымитировать достоверный лыжный толчок, к тому же амортизатор сам возвращается в исходное положение. Усилие, которое необходимо приложить для одного толчка, похоже на усилие при тренировке с двумя тройными резинами, сложенными вместе. Минусов, к сожалению, больше, чем плюсов: это и ненадёжность амортизаторов, и их перегрев при длительной работе и т.д., но зато каждый желающий может сделать подобный станок в домашних условиях при наличии необходимой технической базы. Мой самодельный лыжный тренажёр находится на даче, и я тренируюсь на нём 3–4 раза в неделю в зависимости от того, сколько раз бываю за городом.