Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.
  • Андрей Кондрашов

Андрей Кондрашов: Секреты популярности и популярность секретов

Опубликовано: Журнал №35

Можно ли поставить лыжные гонки в один ряд с наиболее популярными видами спорта в нашей стране: футболом, хоккеем, теннисом, баскетболом и т.п.? Будем объективны — НЕТ. Интерес к лыжным дисциплинам просыпается у российского обывателя (подчеркну — не любителя, болельщика или фаната зимнего спорта, а рядового гражданина) один раз в четыре года, во время Олимпийских игр. Но почему в странах Скандинавии, в Финляндии, в Канаде и даже в Германии репутация лыж (причём — не только горных) сопоставима с ведущими народными спортивными пристрастиями, а у нас — НЕТ? 

О всемогуществе информационных технологий ходят легенды. Ограничусь собственным опытом. Как-то в ожидании рейса во Франкфурте я остановился у газетного киоска и стал пересчитывать специализированные велосипедные издания. Насчитав два десятка (!) журналов, вынужден был поспешить на объявленную посадку. Велосипедная периодика по популярности и тиражам конкурирует с эротическими изданиями. А про засилье велоспорта на европейском ТВ легко узнать, взглянув на программу лидера спортивных трансляций — канала «Евроспорт». По суммарному эфирному времени велодисциплины претендуют на ведущие позиции, конкурируя с теннисом, футболом. Телевизионные рейтинги самой известной велогонки «Тур де Франс» уступают в Европе только Олимпийским играм и футбольным мировым чемпионатам. 

К чему все эти примеры, не имеющие прямого отношения к зиме? Ну, во-первых, лыжные гонки — тот же самый вид «на выносливость». Во-вторых, велоспорт — самый преуспевающий циклический спорт в мире, и потому функционеры Международной лыжной федерации видят стратегию развития лыж в «велосипедной ориентации». А в-третьих, «велогоны» давно осознали общественную силу и влияние СМИ, сделав последние равноправными партнёрами в спортивном бизнесе.

Интерес к зимнему спорту у наших российских СМИ исчезает вместе с весенним таянием льда и снега. Но виноваты в этом не журналисты. Их любопытство нужно разбудить, спровоцировать. На рынке услуг спрос, внимание к себе необходимо формировать. Зайдите в межсезонье на лыжные интернет-сайты Норвегии, и вы обнаружите, что почти каждый день (!) обновляется информация о состоянии дел в сборной команде. Можно узнать практически ВСЁ о тренировках ведущих лыжников. Перспективные и текущие планы сборов, подробные описания отдельных занятий с указанием объёмов и интенсивности упражнений, результаты всех контрольных тестов, не говоря уже о соревнованиях. «Враньё!» — возразят скептики. «Дезинформация» — была первая реакция уважаемых наших тренеров. Да в том-то и дело, господа, что не враньё!! Обманывать своих болельщиков, зрителей, слушателей, читателей, в общем — поклонников, бессмысленно и чревато последствиями. А иногда тренеры и ведущие лыжники устраивают открытые занятия, своеобразные мастер-классы, приглашая всех желающих на свои обычные тренировки. Убеждён, что «дни открытых дверей», например, в рыбинском «Сатурне» у А.Грушина, могли бы превратиться в настоящее лыжное паломничество.

Говорят, на Западе не принято считать чужие деньги, но норвежские газеты со знанием дела, а читатели с интересом обсуждают заработки лыжных кумиров, их рекламные контракты. Причём пользуются при этом не слухами и домыслами, а весьма достоверными сведениями, судя по содержанию статей. Продвинутые знатоки лыж смакуют специальную литературу, которая у нас по инерции от советских времён попадает в разряд «для служебного пользования».

В Норвегии не возводят в ранг государственных секретов результаты научных обследований ведущих лыжников. Наоборот, эта тема становится поводом бурных публичных обсуждений, как было прошедшим летом после измерения рекордного показателя МПК (максимального потребления кислорода) у одного из членов национальной сборной. За всю историю подобных наблюдений только великий Бьорн Дэли имел такие же высокие функциональные характеристики. Нашим отечественным экспертам подобные откровения кажутся информационной «уткой» или провокацией. Надуманные секреты по-прежнему мешают нашему спорту, скрывая порой невежество некоторых специалистов. Норвежские наставники практикуют другой оригинальный малоизвестный тренировочный метод — пресс-уроки, на которых учат спортсменов общаться с репортерами, правильно вести себя перед теле- и фотокамерами и т.п. Поверьте, это не шутка! Просто профессиональные спортсмены должны осознать, что их личное благополучие, как и успешность представляемого ими вида спорта, напрямую зависят от зрительского почтения, от количества тех самых людей, которых немного обидно зовут обывателями, что удостоят своим вниманием спортивное событие. Спонсоры направляют деньги и средства в те проекты, которые интересны большей аудитории. Так что, уважаемые спортсмены и тренеры, берегите своих болельщиков и приумножайте их ряды, памятуя о том, что именно они, зрители, слушатели, читатели обеспечивают вас (пусть и опосредованно, то есть через спонсоров) заработной платой и премиальными. Это главный закон и условие существования современного профессионального спорта. И хотя лыжные гонки в России пока находятся в зачаточном его состоянии, я очень надеюсь, что новое образование «Лига Лыжных Клубов» поможет становлению цивилизованных рыночных отношений в нашем спорте, а значит — и развитию лыжного спорта в стране. 

Сезонность зимних дисциплин — наверное, главный их недостаток. Бесснежное межсезонье растягивается на полгода, и лыжные гонки пропадают из зоны всеобщего внимания. А серьёзному партнёру-рекламодателю необходим постоянный интерес к его имени, продукции или имиджу. Вот почему в летнее время иностранные лыжники стремятся как можно чаще бывать на людях, попадать в объективы фото- и телекамер. Случается, что ведущие скандинавские спортсмены едва ли не еженедельно участвуют в разнообразных соревнованиях. Это и показательные старты на летнем снеге (по примеру «Майской лыжни на Сходне» — см. «Лыжный спорт» №33), гонки на лыжероллерах, маунтинбайках, шоссейных велосипедах (10 место на первенстве Норвегии лыжного чемпиона мира Ларса Бергера), беговые фестивали, соревнования по триатлону и летнему дуатлону (лыжный чемпион мира Андерс Окланд — чемпион Норвегии по легкой атлетике и дуатлону, то есть в двоеборье из велогонки и кросса), горный бег (6 место словацкого лыжника Байчичака на чемпионате Европы), даже гималайские восхождения (чемпион мира из Чехии Мартин Кукал) и т.п. Так может быть, не стоит натужно искать секреты повышения популярности лыжного спорта в нашей стране, а достаточно для начала подглядеть, как это делают другие? Тем более, что у них это получается.
Рейтинг: 0 0 0