Трансляции
  • Нет ни одной трансляции.

История об упущеном "ЗОЛОТЕ"

Опубликовано: Журнал №18

о котором почему-то никто не жалеет,
или интервью с молодым человеком, у которого в этой жизни есть собственный взгляд

Михаил Иванов
Михаил Иванов

Что ни говорите, а Михаил Иванов - человек нахальный. Представьте себе: на пресс-конференции после 30-километровой гонки победителей спросили об их прогнозах на эстафету. Эстонец Андрюс Веерпалу сказал, что Эстонии пока трудно будет рассчитывать на победу, норвежец Фроде Эстил высказался в том духе, что сборной Норвегии хочется побороться за первое место, но победят, как всегда, сильнейшие, а наш Михаил Иванов, не мудрствуя лукаво, заявил:
- Победит Россия.

Зал, до сих пор пока не знакомый с этим молодым человеком, то ли восторженно, то ли возмущённо загудел, и ему тут же задали другой вопрос:

- А кто займёт последующие места?
Михаил, слегка призадумавшись, без тени улыбки на лице и абсолютно серьёзно ответил:


- Я обнял Харри на финише, потому что он мне сильно помог - всю гонку я видел его и тянулся за ним. В какой-то степени своей бронзовой медалью я обязан и Кирвесниеми.

- Вторыми будут норвежцы - они сегодня выглядят предпочтительнее, а за "бронзу" поспорят финны и шведы.

В этом эпизоде - весь Иванов. По-хорошему нахальный, спокойный, уверенный в себе, товарищах и тренере, ведущем их вперёд, он словно бы старается излучать спокойствие и веру, заряжая этими флюидами по возможности большее количество людей вокруг себя. Я украдкой наблюдал в Лахти за реакцией российских журналистов на такое поведение Иванова. Согласитесь, при желании можно было бы и так истолковать Мишины слова: "Зарвавшийся юнец из раза в раз раздаёт направо и налево обещания, которые выполнить не в состоянии". Удивительно, но ни один из российских журналистов поведение Иванова не оценил таким образом. Мы очень стосковались по сильным личностям в российском мужском лыжном спорте и готовы сегодня закрывать глаза на некоторое несоответствие между отдельными словами нынешнего лидера мужской сборной команды и тем, чего в итоге эта команда добивается. Тем более, что и не заметить очевидных шагов вперёд этой команды просто невозможно: места на пьедестале почёта после некоторых этапов Кубка мира в прошлом году, три "бронзы" чемпионата мира в этом году, да и о победе Михаила Иванова на этапе Кубка мира в Фалуне под конец этого сезона тоже не стоит забывать.

Предлагаем вашему вниманию запись беседы обозревателя "Л.С." Михаила Крапина с Михаилом Ивановым, состоявшейся на этапе Кубка мира в Токсово 3 марта 2001 года.

***

- Михаил, я сегодня разговаривал с Грушиным, и он вдруг очень неожиданно прокомментировал 30-километровую гонку: "Миша не ту пару лыж после откатки взял - верное "золото" упустил". Как складывалась для вас эта гонка?

- Разогнался я где-то шестым-седьмым, и примерно на пятом километре был даже двенадцатым. Но, в принципе, это было нормально. Там все в секундах шли, поэтому я даже волноваться по этому поводу не стал. На этапе Кубка мира в Давосе, когда начинал, даже дальше был - где-то 23-м, а финишировал в итоге вторым.

- А почему лыжи-то не те взяли?

- Может, и правда лыжи не те выбрал, не знаю. Я выбрал пару на держание, потому что там хватает подъёмов. Но на круге при этом довольно много и равнины - в общей сложности около двух с половиной километров. Может быть, нужно было выбрать лыжи и на скольжение, но тогда я мог "завязаться" на подъёмах и, возможно, было бы ещё дальше. И всё же, честно говоря, большую часть из того, что я проигрывал лидерам, я проигрывал на равнине, то есть, наверное, действительно из-за лыж. Потому что на подъёмах я чувствовал себя очень хорошо. Впереди меня стартовал Харри Кирвесниеми, и я догонял его только на подъёмах, а на равнине, как ни толкался, никак не мог к нему приблизиться. Так что, может быть, и вправду ушла золотая медаль, потому что работоспособность была хорошая, состояние очень приличное.

- А когда поверили, что можете побороться за медаль?

- Километра к двадцатому. Потому что именно с этой отметки я начал резко отыгрывать у остальных. Сначала я шёл двенадцатым, и мне кричали, что проигрываю 6, потом 8 секунд.

- Какому месту?

- Третьему. Ну, а такая информация - это как дополнительный адреналин в кровь - значит, ещё можно побороться. А когда стали говорить, что у третьего выигрываю секунду, две, потом - шесть, восемь, тогда я понял, что медаль - это уже реально. За второе и первое место - было видно, что никак, потому что двое лидеров шли очень плотно приблизительно в полуминуте, а за третье можно было побороться. Потому что на последней "десятке" очень многие "подзавязались".

- А вы сохранили напор до последних километров?

- Я не знаю, как я шёл каждый, круг, падала ли скорость, но мне кажется, что я прошёл все круги очень ровно.* И даже на финише, может быть, добавил. Во всяком случае, по своим ощущениям я точно добавил. Хотя, если глянуть в протокол, может быть, вырисуется иная картина. Потому что за пару километров до финиша я выигрывал у Йевне 15 секунд, а на финише между нами оказалось только 8, то есть на заключительной, спусковой части я проиграл ему 7 секунд.
( После беседы с Михаилом мы заглянули в официальный финишный протокол, чтобы сравнить график прохождения трассы М.Иванова с графиком победителя - эстонца А.Веерпалу. На отметке 7,5 км отставание Иванова от будущего победителя составляло 24 секунды, на отметке 20 км - 33 секунды, на 24,9 км - 25 секунд, на финише - 31 секунду. Нетрудно заметить, что, проиграв Андрюсу на первых 7,5 километрах 24 секунды, далее Михаил двигался с ним практически в одном графике.)

- А что с вами случилось в эстафете?


Российским гонщикам нечего бояться - Михаил смело открывает дверь, на которой написано "Антидопинговый контроль" и "Контроль гемоглобина".

- Честно говоря, я не понимаю, как ребята так быстро восстанавливаются. Взять того же Хьельмесета. На "тридцатке" я ему на всех отметках уступал, и только на последних пяти-шести километрах он "завязался" и проиграл мне около полуминуты. А на эстафете он бежал очень лихо. Уж не знаю, как их так готовят... ("Л.С.": на втором этапе эстафеты норвежец Одд-Бьорн Хьельмесет выиграл у Михаила Иванова более минуты, показав лучшее время на этапе).

- А вы, видимо, не "отошли" от "тридцатки"?

- Не знаю. Мне казалось по ощущениям, что я начал очень быстро. А наши болельщики мне потом рассказали, что я уже на первом подъёме шёл не так активно, как обычно, движения были вялыми. Может быть, не отошёл... Может быть, народ сильнее.

- Но ведь до этого на "тридцатке" вы смогли разобраться чуть ли не со всеми…

- Но тридцать и десять километров - две разные вещи, там скорости, характер работы совершенно разные. Кроме того, в эстафете скорость была выше ещё и из-за хорошего скольжения - это была единственная гонка, когда мы бежали в лыжне, до этого всё время бежали рядом с лыжнёй, может, ещё и поэтому? Но, скорее всего, просто сил не хватило, не отошёл от "тридцатки".

- Расстроились?

- Конечно, расстроился, особенно из-за того, что команду подвёл -откровенно говоря, мы рассчитывали на большее. А чисто для себя… спорт есть спорт, сегодня ты, завтра другой.

- После финиша "тридцатки" вы с Харри Кирвесниеми обнялись, по-моему, вы его поблагодарили за что-то.

- Да, потому что он впереди меня стартовал, я его всё время видел, и у меня был огромный стимул догнать его. Этот человек на 20 лет старше меня, можно сказать, в отцы мне годится, проигрывать ему было бы стыдно, и я тянулся за ним. На первом круге я визуально у него около 15 секунд выиграл. Второй круг мы ровно прошли, отрыв практически сохранился. А на третьем круге я почему-то очень быстро его "взял". Поэтому, можно сказать, что благодаря и ему в том числе я на третье место вышел.

- А изменилось ваше отношение к этому человеку после того, как вы узнали о его дисквалификации?

- Нет, отношение у меня ни к кому не изменилось, спорт есть спорт, борьба есть борьба - здесь многое делается на грани фола. Видимо, финны очень хотели выиграть у себя дома, а может быть, и всё время так бегали. Но то, что финны действительно в чём-то "химичили", это 100%. Потому что на этом чемпионате вся финская команда выступила очень ярко, никто от них не ожидал таких результатов, особенно от девочек. Так что отношение не изменилось, но то, что за такие вещи нужно наказывать, это точно, с этим я согласен.

- Два года дисквалификации в этой ситуации - это справедливое наказание, по вашему мнению, или слишком жестокое?

- Я не считаю, что слишком жестокое. Потому что мы же с ними боремся чисто, бежим на здоровье. Пусть побегают так, как мы бегаем - безо всего. Посмотрим, кто тогда будет сильнее. Так что можно давать и больше, чем два года.

- А вы безо всего бегаете?

- Ну, как? Есть вот витамины - Эндур В, Эндур Е. Кому-то, например, нужен магний - чтобы мышцы не сводило. Но это не запрещено. Мы, когда сдаём медицинскую декларацию, всё, что принимаем, указываем. Да у нас и денег не хватит на те вещи, на которых они попались, потому что стоит это очень дорого. У нас денег иногда на порошки не хватает, не то что… Да я бы и сам не стал применять чего-то запрещённого, даже если б были деньги, возможность. Потому что это потом неизбежно скажется на твоём здоровье.

- Юлия Чепалова сегодня здесь удивила всех журналистов. Один из корреспондентов (а речь на пресс-конференции шла о дисквалификации финнов) задал вопрос о том, не применяет ли кто-то в российской сборной запрещённые препараты. Кому-то, возможно, вопрос покажется наивным, но, тем не менее, вопрос прозвучал, и спортсменка вынуждена была на него отвечать. Юля ответила: "Я не применяю, и могу дать гарантию, что и во всей российской команде никто ничего из запрещённых препаратов не применяет". Её ещё переспросили: "А почему вы даёте гарантию за других, вы за себя ответьте", на что она ответила: "А я могу дать гарантию и за других российских лыжников".
Это высказывание Чепаловой оставило у журналистов двойственное впечатление, потому что, например, финский тренер Кари-Пекка Киро в ответ на обвинения в том, что, по-видимому, все (а не только пойманные за руку в Лахти) финские спортсмены в той или иной степени применяли запрещённые препараты, ответил: "Да все применяют, не только финны. Практически все спортсмены всех сборных команд мира". Как вы понимаете, это обвинение косвенно адресовано и российской сборной в том числе. Как вы можете прокомментировать высказывание финского тренера, и как - Юлии Чепаловой?

- Давайте возьмём сборные Украины, Белоруссии. Я очень хорошо знаю, что у этих команд зачастую нет денег, чтобы выехать на этапы Кубка мира, взять на чемпионат мира лишнего смазчика. Финский тренер хоть знает, чем живут эти люди? А там только один укол, как я слышал, стоит 300$. Финский тренер белорусов и украинцев тоже обвиняет? Пусть съездит в Белоруссию и посмотрит, чем живут эти люди. И потом, как можно ему верить, если всего за несколько дней до скандала, после дисквалификации Изометсы, тот же Кари-Пекка Киро очень убедительно рассказывал на пресс-конференции, что никто из руководства команды, в том числе и он, и врач, ничего не знали о манипуляциях Яри, и что все предпринятые Изометсой шаги были совершены им, исключительно им, и только им по собственной воле? А уже через несколько дней мы убедились, что всё, что говорил Кари-Пекка Киро, было ложью. И после этого он заявляет, что ВСЕ применяют? Ну как человек может брать на себя такую ответственность?
Но я считаю, что и Юля не права, когда говорит, что может дать гарантию, что в российской сборной никто не применяет запрещённых препаратов. Так нельзя говорить, никто на 100% не знает, кто что делает. Мы вот сейчас сидим с вами, разговариваем, а в это время в соседней комнате кто-то, предположим, что-то достал из тумбочки и съел, правильно? Или вы вот ушли, а я достал после вашего ухода и съел. И кто может об этом что-то знать? Так что я на месте Юли говорил бы только за себя.

- И всё же, используются ли в российской сборной какие-то фармакологические средства поддержки?

- Я могу сказать, что ничего серьёзного, запрещённого мы не принимаем. Может быть, там для гемоглобина что-то.

- А что-то - это что?


Андрюс Веерпалу в одночасье сделал счастливой всю свою маленькую родину. Ещё никто и никогда из эстонцев не покорял такой вершины на чемпионатах мира или Олимпиадах. Он, Андрюс, поднявшийся на высшую ступень пьедестала почёта после 30-километровой гонки чемпионата мира 2001 года в Лахти, навсегда останется первым.

- Например, пантогематоген попить можно - у нас вот Виталик привез хороший пантогематоген, мы его попили.

- Пантогематоген - это что такое? Это что-то из рогов оленей?

- Да, из рогов марала. Их спиливают в определённое время года, когда эти рога богаты какими-то веществами. Вообще, это всё в магазине, аптеке можно купить, но лучше всё же взять у тех, кто знает, что делает. Потому что Виталик говорит - всё, что продаётся в аптеке, это всё-таки не такого высокого качества, как то, что он привозит.

- Но это всё абсолютно легальные вещи, доктор в курсе дела?

- Естественно, у нас же доктор в курсе абсолютно всех этих дел. Даже вот эти витамины - Эндур В, Эндур Е я не буду применять до тех пор, пока доктор не даст мне на это "добро". Потому что я только в прошлом году дважды проходил процедуру допинг-контроля на этапах Кубка мира, и один раз в Австрии во время учебно-тренировочного сбора, когда к нам вообще неожиданно приехала эта комиссия, так что я со спокойной совестью могу сказать, что я чист.

- После 30-километровой гонки по окончании пресс-конференции в кругу уже российских журналистов вы рассказали о том, что многие зарубежные гонщики во время классических гонок используют коньковый стиль, то есть нарушают правила соревнований. Кто-то из журналистов спросил вас: почему в таком случае руководители российской команды не подадут протест? Вы ответили - по-видимому, потому, что российская команда и сама не без греха.
На следующий день в одной из крупнейших российских газет появилась заметка, в которой было написано, что многие зарубежные гонщики применяют в классических гонках коньковый ход, но, как сказал призёр 30-километровой гонки Михаил Иванов, российская команда не подаёт протеста потому, что наши гонщики тоже не без греха, то есть так же применяют коньковый ход.

- Нет, я, конечно, не имел в виду, что мы используем коньковый ход в классических гонках, это меня абсолютно неправильно поняли.

- Что же всё-таки вы имели в виду, когда сказали, "…мы и сами не без греха"?

- Я имел в виду эпизод со Светланой Нагейкиной, когда она в Швейцарии на спринтерском этапе Кубка мира в один день сгоряча дважды нарушила правила соревнований: сначала на старте, раньше времени выйдя из своего коридора, а потом на финише, перейдя кому-то дорогу. Но там нам ситуация помогла, шёл сильный снег, и мы смогли убедить организаторов, что она не заметила занесённой снегом разметки. И хотя представители других команд тоже подавали протест, инцидент удалось замять. Поэтому я и сказал, что мы и сами не без греха и, возможно, именно по этой причине наши руководители в Лахти не захотели подавать протеста. А чтобы самим использовать коньковый стиль в классических гонках… Нет, я имел в виду совсем другое.

- Михаил, и всё же я не очень понимаю, как можно идти свободным стилем во время классической гонки - ведь кругом зрители, телекамеры. Как на практике это выглядит?

- А они и не скрываются от зрителей и телекамер. Идёт, например, спортсмен по левой лыжне и перескакивает в правую (якобы). При этом он выходит из лыжни, делает несколько шагов коньковым ходом, и встаёт в соседнюю колею. Проходит небольшой отрезок, и снова таким же образом перебирается назад, на старую лыжню. И так на протяжении всей гонки. Кто-нибудь может сосчитать, сколько на протяжении 15-километровой гонки он таким образом совершит коньковых движений? Мы смотрели трансляцию по "Евроспорту", и там явно было видно, что многие так делают.
Да вот даже взять стадион. Там перед выходом на финишную прямую весьма пологий поворот, который весь можно пройти на параллельных лыжах. А они весь этот поворот "засаживают" коньком. Так мало того, уже после выхода на финишную прямую умудряются сделать ещё несколько коньковых движений на виду у всех зрителей и телекамер, прежде чем встанут на параллельные лыжи. Можете себе представить, что делается в лесу, где нет телевизионщиков? Не знаю, куда технические делегаты FIS смотрят.

Но, может быть, мы сами виноваты в том, что не учимся так же бежать по трассе? В конце концов, если FIS позволяют так бежать по трассе и не дисквалифицирует нарушителей, значит, может быть, так и надо бежать?

Например, тренер немецкой молодёжной команды, когда приезжал к нам в Россию в Остров, вечером на банкете оказался за столом напротив меня, Виталия Денисова и Володи Вилисова. Так вот он сказал, что "…вам, русским, не хватает во время соревнований наглости. Я вот провожу специальные тренировки: для эстафет, для спринтов учу своих спортсменов, где надо - поработать локтями, где надо - быть пожёстче, понаглее. У вас, заметил, таких тренировок не проводится".

Может, и правда пора настала учиться этому?

Драма II-го Этапа

1
Наверное, Михаил Иванов надолго запомнит эту эстафету. Позади - шесть километров второго этапа и Миша всё ещё пытается изо всех сил удержаться с лидерами. Приблизительно в 50 метрах перед Ивановым - возглавляющие гонку финн Харри Кирвесниеми (это он оглянулся на соперников) и эстонец Яак Мэй. Непосредственно перед Ивановым - норвежец Одд-Бьорн Хьельмесет, позади - швед Матиас Фредрикссон и немец Андреас Шлюттер. Нам всё ещё хочется верить, что ситуация далеко не безнадёжная, и Миша сможет прибежать неподалёку от лидеров.
2
Фредрикссон видит, что Иванов "отваливается" от Хьельмесета, и начинает его обгонять. Однако швед не стал вставать для этого в свободную левую (по ходу) лыжню, а предпочёл выйти на "обочину", с тем, чтобы уйти на подъём по наименьшей дуге.
3
Хьельмесет продолжает бег в довольно крутой подъём по лыжне, в то время как идущий в 10 метрах позади него Иванов уже вышел из колеи и начал бег "ёлочкой" - верный признак огромной усталости, навалившейся на нашего гонщика.
4
Этот кадр даже и комментировать не хочется. Страдание и недоумение одновременно выражает это лицо - похоже, Михаил никак не может понять, что же с ним происходит: не только пять вышеперечисленных спортсменов обгонят российского гонщика и уедут от него, но и сзади очень прилично подкатятся Михаил Ботвинов (Австрия) и Фабио Мэй (Италия). В итоге Михаил покажет в этот день восьмое время на этапе.


Беседовал Михаил Крапин,
Токсово, 3 марта 2001 г.

Skisport 5166 28.01.2002
Рейтинг: 0 0 0