На этой неделе
  • Нет ни одной трансляции.

РАЙД – 04 или драма в пяти частях с прологом и эпилогом

Опубликовано: Журнал №24

Георгий Дубенецкий

Другими словами: чего ожидать в следующем сезоне, покупать новые внетрассовые лыжи сейчас или подождать еще годик?..

ПРОЛОГ


Георгий ДУБЕНЕЦКИЙ. Осень 2002 г.
     Каждый год очередным десяти (или меньше) процентам от общей массы любителей горных лыж приходится ломать голову. Какие лыжи купить, что предпочесть, не промахнешься ли, выбрав лыжи для слалома с ростовкой 164,5 см фирмы ЫЫЫ, и не лучше ли, задавив жабу, отдать пачку скопленных трудовых “усталых ёжиков” за экспертные лыжи с тем же радиусом выреза, но длиннее (короче) на 17 мм, сделанные на заводе компании ЮЮЮ… Кошмар! Вот если бы можно было все эти многочисленные, блистающие лаковыми слоями или не блистающие матовыми покрытиями — да на склон, да не торопясь, вдумчиво, погонять их “во всех режимах, включая экстремальные” — тогда дело другое. И не только ЫЫЫ и ЮЮЮ, а ещё и ААА, БББ,… и так вплоть до ЯЯЯ, да нужной ростовки, да если вдруг червячок сомнения зародился — ещё и чуток короче и чуток длиннее… Такого счастья, увы, нигде и никому не достаётся.
     А достаётся эдакое “рагу по-ирландски”: мучительный выбор по каталогам и обрывочным малодостоверным сведениям, полученным от знакомых или продавцов в магазине, сдобренный короткими сведениями о результатах тестов — в лучшем случае. В лучшем — потому, что не все лыжи участвуют в тестах, не у всех есть знакомые владельцы интересующих моделей, не всем продавцам хочется верить, не все покупатели добираются до каталогов и журналов… И всё это осложняется расширением лыж в талии, в сочетании с изменением радиуса и формы бокового выреза и, в довершение всех этих бед, ежегодным возникновением новых технологий и классов лыж: производители словно сговорились окончательно запутать бедолагу-покупателя.

Увеличить
     Когда года три назад начали успокаиваться волны “великой карвинговой революции”, на фоне действительно ярких экспериментов с формой и глубиной бокового выреза мало-помалу высветилась еще одна “беда”: модели, особенно входящие в группы универсальных и фрирайдовых лыж, по утверждениям некоторых производителей, начали очень заметно “полнеть”. При беглом взгляде на новые коллекции создается впечатление, что такое пополнение является общей тенденцией чуть ли не всех известных производителей. На самом деле это не совсем так, или даже совсем не так. Каждый производитель должен ежегодно уверять потенциальных покупателей в том, что уж в этом-то году они та-а-акие универсальные лыжи выпустили, что вот яичницу жарить на них нельзя, а все остальное — просто супер. А ширина лыж — отличный фактор, позволяющий привлечь внимание к моделям новой коллекции. Геометрия — это важно и серьезно, но ведь большинство владельцев лыж не то что геометрию — ширину своих лыж, и то не знает. Вот вы, например, читающий эти строки, знаете ширину талии своих верных друзей? А ведь если вы это читаете — значит, интересуетесь снаряжением, иначе уже закрыли бы эту страницу. Попробуем разобраться с шириной райдовых моделей, ведь каждая группа лыж “толстеет” для чего-то своего и толстеет по-своему.

СОБСТВЕННО, ДРАМА

А ЧТО, У КОГО-ТО РАССТАВАНИЕ С ДЕНЬГАМИ ПРОИСХОДИТ РАДОСТНО???

Увеличить
     Пожалуй, самым заметным “потолстением” отмечена группа лыж для фрирайда. Конечно, широкие лыжи выпускались давно: например, журнал американских райдеров Powder в далеком 1996 году уже оценивал и лыжи Fat (жирные, а на самом деле — широкие), в название которых практически у всех производителей тогда входило слово Powder, и лыжи Mid-Fat (не слишком жирные). В те годы подобные лыжи были настолько “далеки от народа” даже в США, что журналы Ski и Skiing не только не тестировали подобные модели, но даже (страшно подумать, но это было!) не указывали геометрию моделей, которые участвовали в проводимых этими популярными журналами тестах 1996 года. Да и отнюдь не все компании выпускали оружие соответствующего калибра: так, Salomon даже три года спустя (осенью 1999) всё ещё предлагал “самые широкие лыжи в коллекции” с шириной в талии всего…78 мм. Так что сейчас мы имеем дело, скорее, не просто с потолстением лыж, а с переориентацией всё возрастающей части населения склонов на внетрассовое катание. А вслед за возросшим интересом народа — и увеличением объемов предложения в мире, а заодно — с задержкой на пару-тройку лет — и в России более широких моделей и постепенным расширением производимых лыж. Посудите сами: “…эталоном, самыми верхними моделями в группе, …” райдовых моделей ещё два года назад у нас в стране считались X-Scream Series и Atomic Beta Ride 10.20 с совершенно несерьёзной сегодня талией в 68 мм. Более широкие лыжи практически не завозились в страну — спроса не было! А Fischer (привожу эту компанию в пример потому, что она как выпускала 4 модели, так и выпускает их сейчас) выпускал модели Alltrax Big Stix 84 (ширина в талии 84 мм), Alltrax Freeride 74 (название — фрирайд, а ширина в талии 74 мм) и (внимание — опять в названии слово фрирайд!) Alltrax Freeride 68 (68 мм в талии), отдавая дань спросу, видимо. Год назад опять-таки “топовые” райдовые модели имели в талии ширину 68 — 70 мм -Beta Ride 11.20 или Blizzard Sigma FR 22, к примеру. То есть, по-прежнему 68 мм — некий стандарт, а 74 мм — уже широко? А Fischer продолжал выпускать модели Alltrax Big Stix 84 и Alltrax Freeride 74 и опять: Alltrax Freeride 68. Но уже появились в России и начали встречаться на склонах и Dynastar Intuitiv AD 74, и Rossignol Bandit XX. Правда, лыжи шириной более 80 мм по-прежнему воспринимались как нечто выходящее за рамки привычных понятий. Но уже взорвали сознание, особенно молодежи, Salomon Pocket Rocket с их агрессивной кампанией по продвижению “в широкие народные массы” столь необычную модель.

Увеличить
     А сегодня? Сегодня 68 мм — это, с точки зрения молодежи, пару раз канты как следует поточил — и получил лыжи для гиганта с их 66 мм ширины. Но не только молодежи. Если среди моих знакомых приверженцев 68 мм ширины талии было много, то, начиная с прошлого года их число начало стремительно падать — люди переходят на более широкие лыжи. Мода? Не думаю: возраст большинства моих знакомых во многих случаях “за 40”, так что за модой они не гонятся. Дело, видимо, в том, что с запуском четвертой очереди канатки в Красной Поляне хорошим лыжникам стало доступно и в нашей стране тако-о-ое катание… Да и внетрассовые просторы регионов Северного Кавказа привлекают в последние пару — тройку лет всё больше любителей не только Прохладненской водки и знаменитых Чегетских бугров, но и глубокого свежего снега.

Вернемся к миллиметрам. Кстати, Fischer в каталоге этого года относительно Big Stix 69 — модели, сменившей Freeride 68, написал, что это — универсальная модель, или — для легкого фрирайда. А если хотите настоящие внетрассовые лыжи — извольте модель шириной хотя бы 72 — 74 мм иметь. Хотя, если приглядеться повнимательнее, что такое 74 мм? Лыжи с такой талией, претендовавшие вслед за X-Scream-ами на звание “внетрассовых монстров”, перебрались в целевую группу лыж экспертных универсальных, а выбирающие их граждане объясняют свой выбор необходимостью кататься и в малых горах тоже. Здрассьте, приехали! Тогда на чём же “настоящие” райдеры катаются? В той же Красной Поляне или на Чегетских “дальних югах”, или не менее дальних “северах”, к примеру? И чего же ожидать в следующем году? А то купишь в этом году “самую распоследнюю модель”, а она в следующем году уже и с производства будет снята? Попытаемся спрогнозировать — чего ждать от производителей в следующем сезоне. Рассмотрим группу лыж для внетрассового катания несколько подробнее. Точнее, не группу, а целых пять (!!!) групп, которые ориентированы на катание вне трасс.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ —

ЛЕГКО УНИВЕРСАЛЬНАЯ

Первая группа лыж для внетрассового катания — скорее, модели для тех, кто только-только начинает выбираться за пределы размеченных и подготовленных трасс. Производители иногда эти лыжи называют лыжами универсальными, иногда — для легкого фрирайда. Ширина в талии — порядка 68 — 72 мм. Но такую ширину в талии у части производителей имеют и мощные модели для скоростного внетрассового катания по любому состоянию снега, кроме целины. Как же отличить более мягкую и спокойную по характеру модель? Основной признак — в гамме предложений производителя должна быть ещё одна модель с шириной от 68 до 74 мм, но позиционирующаяся выше в этой же целевой группе. Например, у Atomic есть лыжи для легкого фрирайда R 8.18 и чуть мощнее — R 9.22, а гораздо более мощные модели — 10.20 и 11.20, а ширина в талии у всех этих четырех (!) моделей — 70 — 72 мм. Цифры 18, 20 и 22 указывают на примерный радиус бокового выреза, а буква R обозначает целевую группу Ride. Rossignol присвоил своим семидесятимиллиметровым “Бандитам”, входящим в эту группу, один “Икс”, а более мощным, шириной 74 мм — уже два. Удобно ориентироваться и в лыжах Fischer: модели Big Stix 69 и Big Stix 75 также отличаются шириной: более мощная, “75-ая” модель (75 мм в талии), шире на 6 мм. Изменений в этой группе лыж, скорее всего, не будет: легкие райдовые модели, которые фактически являются универсальными лыжами для тех, кто не интересуется карвингом и иногда выходит на неглубокую целину чтобы попробовать, что это такое, уже “устоялись”. Их характеристики: геометрия, ширина, длина, распределение жесткости — меняться вряд ли будут. Если вы планируете приобретать лыжи такого класса — смело идите в магазин в этом году. Главное — не промахнуться с дизайном, чтобы ваши лыжи не выглядели устаревшими как можно дольше.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ —

УНИВЕРСАЛЬНО-ЭКСПЕРТНАЯ

Увеличить
     Вторая группа лыж для внетрассового катания — это группа, зачастую называемая All Mountain Expert — экспертные лыжи для катания везде в горах. Еще пару лет назад такие лыжи относили к “настоящим райдовым моделям”, а теперь уже нет. Скорее можно сказать, что для вас эти лыжи — мощная райдовая модель, если вы выбираетесь в горы на неделю в сезон. Каков райд, такие и лыжи. Ширина в талии — порядка 68 — 75 мм. Эти модели ориентированы на тех, кто катается на одной паре лыж везде: и по подготовленным склонам, и по нераскатанным просторам, отдавая предпочтение вторым. Лыжи этой группы стали несколько мощнее своих предшественников, сохранив приличную маневренность, хотя для катания в малых горах они заведомо чрезмерно мощные. А вот ширина моделей, входящих в эту группу, не превысит 74 — 75 мм. В этой группе уже два-три года ситуация с шириной остается стабильной: у части производителей — ежегодный прирост ширины моделей от привычных 68 мм по 2 мм в год, у остальных — эксперименты закончены, и число миллиметров в талии не изменяется. Радиус бокового выреза, общепринятый для лыж этой группы, около 19 — 22 м, а эксперименты с ним и, следовательно, с геометрией, практически прекратились, так что в этой группе сильных изменений не будет. Думаю, уже не уменьшится и максимальная ростовка, которая сейчас в большинстве случаев ограничена 191 см. Atomic Beta Ride R:10.20 — 11.20, Fischer Big Stix 75, Rossignol Bandit XX, Salomon Scream 10 Pilot, Volkl Vertigo G3… все эти модели появляются на склонах сейчас, и, похоже, будут и в магазинах мелькать ещё долго — только дизайн да названия будут немного меняться от года к году. Если вы планируете покупать лыжи этой группы — думаю, вы уже сами всё хорошо знаете, и вряд ли мои советы вам нужны. Единственное, что я посоветовал бы не забывать: в этой группе ряд компаний настойчиво выпускают модели 74 — 75 мм шириной, а еще некоторые компании или удерживают ширину 68 — 70 мм или постепенно “подползают” к 74 мм. Если у вас есть еще одна пара — для свежего снега — можно не обращать внимание на ширину. Если же идет выбор единственной пары для гор, то наверное, имеет смысл остановиться на моделях шириной 74 — 75 мм или даже перейти к ещё более широкой — третьей группе.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ —

РАЙДОВАЯ

Третья группа лыж, всё более популярная в среде лыжников опытных, предпочитающих внетрассовые спуски и выходящих на трассы только если нет другого пути — лыжи с шириной в талии более 80 мм. В Америке их называют “полужирными” — Mid Fat, а на самом деле это именно то, что необходимо для настоящего скоростного фрирайда. Любительские, а не райдерские журналы даже считают, что свыше 80 мм в талии достаточно и для целины, и именно по величине 80 мм проходит граница между моделями для трассы укатанной и целинными моделями. Но о целинных моделях — чуть позже. Радиус бокового выреза сразу расставляет “точки над i”: порядка 30 метров. Что это значит? Для лыж этой группы маневренность — не главное. Скорость высокая, максимальная неразборчивость к состоянию снега по принципу “чем хуже — тем лучше”, большая ростовка — до 195 см, достаточно мягкая пятка, обеспечивающая комфорт при приземлении и катании по целине, большая ширина обеспечивает плавучесть при любом состоянии снега, за исключением метрового пуха, разлетающегося при малейшем дуновении ветерка. Распространение моделей этой группы сдерживается банальными причинами, первая из которых — деньги, поскольку далеко не всякий любитель горных лыж может себе позволить иметь вторую пару лыж специально для катания вне трасс. Вторая причина на фоне первой просто ничтожна: лень. Мало кто даже из имеющих две пары лыж, потащит обе в горы: одну для трасс, вторую для внетрассового катания… Atomic Beta Ride R:EX, Fischer Big Stix 84, Rossignol Bandit XX, Salomon AK Rocket, Volkl Vertigo G4 — сомневаюсь, что эти модели претерпят кардинальные изменения. Эти и им подобные модели с максимальной ростовкой порядка 190…195 см — для стабильности на высокой скорости, — так же, как и их “меньшие братья”, сохранятся в неизменном виде и в следующем сезоне. Если вы катаетесь в наших горах, делаете это давно, поддерживаете физическую форму и при первой возможности уходите с раскатанного склона на местами разбитый, местами надутый ветром, местами рыхлый снег, а в малых горах катаетесь на другой паре лыж, и в этом году деньги, наконец, есть — идите в магазин: модели этой группы можно брать смело, они выпускаются далеко не первый год, грядущие изменения минимальны.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ —

ЦЕЛИННО-ШИРОКАЯ

Увеличить
     Четвертая группа, которая до настоящего времени является крайне экзотичной на склонах России — лыжи FAT (“жирные”), на которых на раскатанные склоны люди просто не выходят, поскольку кататься на лыжах шириной до 110 мм по чему-либо кроме глубокого снега просто бессмысленно. А поскольку такого снега даже в горах не так много, то и лыжи эти настолько редки, что только ширина, скорее всего, и является критерием, по которому можно эту группу втиснуть в какие-то рамки. Уже и в нашу страну забрались эти, ещё недавно считавшиеся прерогативой зажравшихся американцев, широченные “внедорожники” типа Big Stix 106, на которых бросивший свои излюбленные Radarc небезызвестный широким массам Комаров за лавинами гоняется, по пути легко обходя на глубоченном целинном снегу офигевших от такого зрелища редких на Чегете бордеров. Радиус выреза колеблется у разных производителей от 25 до 35 и больше метров. Раньше выпускались лыжи и 120 мм шириной. Сейчас уже практически все производители (а их число не так уж и велико), выпускающие подобные экзотические инструменты, сошлись на том, что ширина подобных монстров больше 107 мм не нужна. Максимальная длина — так же, как и у предыдущей группы — составляет величину порядка 195 см. Atomic Big Daddy, Fischer Big Stix 106... Лыжи этой группы меняться не будут, а вот выпускаться они будут: пока есть снегопады, целина и такие регионы катания как Whistler, La Grave и Красная Поляна, такие лыжи будут востребованы, пусть и единицами. Если уж вы доросли до таких лыж, то неужели вы их покупаете? Я думал, что на них катаются только про-райдеры. Если не так — покупайте. Эти модели всеми производителями выпускаются давно, конструкция и геометрия целинных лыж отработаны и изменяться не будут. Просто их до последнего времени в Россию никто не завозил. Да и сейчас не все завозят: таких лыж на всю страну нужно пар десять или двадцать в год, не думаю, чтобы намного больше.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ —

НЬЮСКУЛЬНО-ТВИНТИПНАЯ,НО ШИРОКАЯ

Увеличить
     Пятая группа лыж для внетрассовых просторов возникла только в прошлом сезоне, с появлением первенца — Pocket Rocket. Группа настолько нарушает все каноны “привычных” горных лыж, что даже название у неё совершенно неудобоваримое: twin tip freeride back country new school. В прошлом году я услышал фразу: “Эти лыжи предназначены для тех…, которые и на сноуборде тоже кататься не умеют.” Сейчас, думаю, подобные разговоры уже стихли… Спустя всего год после появления первенца — twin-tip с талией “за 80 мм”, воспринятого молодыми райдерами с ажиотажем, сразу несколько производителей выпустили широкие модели для катания везде, а также трюков и прыжков как в хаф-пайпе, так и с естественных препятствий — наддувов, карнизов, деревьев. Границы группы пока размыты: видимо, она будет меняться. Пока у лыж, входящих в группу, ширина талии от 80 до 95 мм, максимальная длина колеблется у разных производителей от 185 до 190 см, радиус выреза от 21 до 34 м, жесткость разная, соответственно и характер лыж также довольно сильно различается, в отличие от остальных трех групп “внедорожников”. Возможно, через год-другой характеристики лыж, входящих в эту группу, стабилизируются, и она разделится на две или три. А сегодня в этой группе есть, например, лыжи, более ориентированные на внетрассовое катание — типа уже упоминавшихся Pocket Rocket, то есть лыжи для фрирайда с небольшим уклоном в сторону фристайла. Также в этой группе и лыжи Rossignol Scratch BC, которые скорее являются лыжами для фристайла новой школы с возможностью погонять по целине. Они, при абсолютно одинаковой с “ракетами” геометрии, более мягкие, с более мягкой пяткой, что позволяет комфортнее приземляться после прыжков. Конструкция — не как у лыж, а как у сноуборда. В этой же группе Atomic AFT: Stomp с шириной в талии 88 мм и радиусом выреза 24 м, Volkl V-Pro (83 мм и 26 м) и V-Explosive (95 мм и 34 м) — очень разные по характеру и характеристикам модели. Похоже, что в ближайшие годы именно эта группа (из тех, которые ориентированы на катание вне трасс) будет претерпевать самые сильные изменения. Выбирающему лыжи именно подобного типа надо быть очень и очень внимательным — слишком широкий разброс пока еще между моделями, в неё входящими. С другой стороны, модели этой группы ориентированы на молодежь, которая любит часто менять всё, включая и лыжи. Вообще-то, после того, как эта группа лыж появилась, можно и задуматься: а не появится ли — по примеру появившегося в виндсерфинге нововведения, тут же получившего гордую кличку “тазик” (широченной коротышки StarBoard Go) — новейшая модель лыж шириной 150 мм и длиной 150 см со ски-стопами, выскакивающими сквозь специально для этого предусмотренную производителем дырочку? Думаю, это вряд ли.

ЭПИЛОГ

Основной вывод: покупать новые лыжи для внетрассового катания нужно. Не откладывая еще на год. Срочно. Потому как:
     Во-первых, каждый год происходит что-то новое, и ждать, пока прогресс прекратится — гиблое дело;
     Во-вторых, купленные лыжи будут просто потрясающими;
     В-третьих, если отложить еще на год, то целый год ты не будешь получать fun — ведь новые лыжи будут дарить совершенно фантастические ощущения не тебе;
     В-четвертых, та самая целина после снегопада, который ты застанешь в горах именно в этом году, в сочетании с новыми лыжами — это то, что невозможно описать словами, и если ты окажешься там на старых лыжах, то возможно, упустишь самый счастливый день в своей жизни;
     В-пятых, если каждый год откладывать покупку чего-то, можно накопить на что-то еще более хорошее и современное, но затем и покупка этого, нового, тоже будет отложена “на потом”, и так всё время — можешь не сомневаться. А жизнь — она одна. Не надо её откладывать “на потом”.
     Иди в магазин. А жаба, которая душит, потом замолкнет и уползет в нору.

Рейтинг: 0 0 0