Велосипед. Велоликбез журнала "Лыжный спорт"

Опубликовано: Журнал №24

Сейчас уже очевидно, что на старте лыжной Супер-сотни 8 марта мы увидим байкеров, на старте Вело-супер-сотни 14 сентября — лыжников, на старте «Тридцаточки» 12 июня — лыжников, байкеров и ориентировщиков и т.д. Мы попросили нескольких участников первой Вело-супер-сотни на призы журнала «Лыжный спорт» — Алексея Хоменко, Дмитрия Короткова и Владимира Гришечко — поделиться простейшими рекомендациями по прохождению трассы, выбору байка и т.д.

     Идея организаторов сделать соревнования в трех разных дисциплинах этапами одного кубка вызвала большой интерес как среди лыжников, так и среди велосипедистов. В глубине души, что греха таить, каждый мечтает видеть себя победителем или одним из сильнейших спортсменов-универсалов на сверхмарафонских дистанциях. Велосипедисты взялись срочно осваивать технику конькового хода, в то время как лыжники стали проявлять повышенный интерес к байку. Объяснение этому найти несложно.

Дмитрий КОРОТКОВ


     Начнем с педалирования, одного из самых важных элементов, целью которого является создание необходимого крутящего момента при минимальных для данной скорости усилиях и затратах энергии. Идея кругового педалирования заключается в одновременном надавливании на одну педаль и подтягивании второй педали другой ногой. Очень полезное упражнение для приобретения навыков кругового педалирования — поочередное вращение педалей одной левой и одной правой ногой. Его можно выполнять и на велостанке, и при езде на велосипеде. Следите за такими ошибками, как неравномерное вращение, опускание пятки, отведение коленей в стороны. Необходимо подобрать упражнения на укрепление мышц задней поверхности бедра, чтобы производить подтягивание с большей силой. При езде по ровному участку дистанции следует избегать неоправданных замедлений и ускорений, поскольку даже в высоком темпе при равномерном вращении педалей организму легче справиться с нагрузкой, чем при неравномерном движении. Если вам тяжело проворачивать высокую передачу, перейдите на меньшую, старайтесь работать в пределах усилий, к которым вы готовы в настоящее время. Рекомендуемая частота вращения — около 90 об/мин. Крутые короткие подъемы преодолеваются с хода после предварительного разгона на той же передаче, на которой вы шли по прямой. Иногда бывает полезным отработать вершину подъема стоя.
     На пологом подъеме вы плотно сидите в седле, верхняя часть туловища расслаблена, одна нога давит на педаль, другая сильно подтягивает педаль вверх. Если подъем длинный, то работу в седле можно чередовать с педалированием способом «танцовщица», используя вес тела при давлении на педаль. На более крутом подъеме, когда сопротивление резко возрастает, очень важно подобрать оптимальную передачу, которая бы обеспечивала поддержание необходимой скорости, и в то же время позволяла организму справляться с возрастающей нагрузкой. Правильное дыхание при педалировании стоя имеет огромное значение.
     Как правило, частота дыхания соответствует ритму движения ног: выдох делается во время нажатия на одну педаль, вдох — в момент переноса веса тела на другую педаль. Существует мнение, что гору предпочтительней преодолевать, используя малые и легкие передачи. Действительно, легче, но для поддержания нужной скорости вам придется резко увеличить частоту педалирования, что быстрее приведет вас к утомлению.
     После взятия горы в высоком темпе используйте спуски для отдыха. С приходом усталости ухудшаются реакция и координация движений. Помните об этом при выборе скорости на спуске. Беспечность может привести к серьезному падению.Тормозить надо уметь сразу двумя тормозами, сдвигаясь в седле назад, чтобы не перевернуться через руль. Во время поворота тормозить нельзя, тормозящее колесо пойдет юзом, и вернуть управляемость велосипеду будет крайне сложно. Снижение скорости до оптимальной должно быть закончено до начала движения по дуге. Проходя поворот на большой скорости, нужно сместиться в седле назад, загружая заднее колесо, и, по возможности, упереться колесами в контруклон. В сырую погоду на крутых глинистых поворотах для подстраховки целесообразно отстегнуть от педали ближнюю к центру поворота ногу.

Перед марафоном следует медленно проехать весь круг, продумывая способы преодоления каждого поворота, спуска, подъема. Трудные для вас участки можно пройти несколько раз, выбирая наиболее эффективные способы их прохождения.

Увеличить
На финише I Вело-супер-сотни участникам есть что обсудить.
     Несколько слов о старте. Борьба за хорошую позицию разворачивается буквально на первых же метрах дистанции. Очень важно сразу оторваться от группы. Если момент упущен, обогнать соперников на узких лесных тропинках гораздо сложнее. Кроме того, темп, навязанный гонщиками, идущими впереди, отсекает вас от лидеров.
     Предстартовое волнение — абсолютно нормальное и даже полезное состояние. Кто не испытывает страха перед стартом и дрожь перед финишем, никогда не станет великим чемпионом. Мой приятель по спортшколе рассуждал по-другому: пусть волнуются те, кто в себе не уверен. Чувство беспокойства обратно пропорционально продолжительности гонки: на стокилометровой дистанции у вас есть возможность исправить допущенную на старте техническую ошибку. Скоростная гонка из-за своей быстротечности такой возможности не дает.

Требования к питанию. Оно должно быть сбалансированным, калорийным, хорошо усваиваться, содержать в качестве энергетического компонента смесь простых и сложных сахаридов, а также витамины, минеральные соли, жиры и белки для нормального функционирования организма. Это может быть гель в тюбиках или батончики. Входящие в состав углеводы с разной длиной молекулярной цепи обеспечивают длительную и равномерную подпитку спортсмена энергией. Для питья используйте напитки, способные не только утолить жажду, но и восстановить солевой баланс в организме, нарушающийся в процессе интенсивной физической работы.

Успешное выступление в веломарафоне во многом зависит не только от вашей хорошей физической формы, но в равной степени и от того, на чем вы едете. Если вы чувствуете себя на велосипеде комфортно, надежно и красиво, ваши шансы взойти на пьедестал вполне реальны. Чтобы слиться с велосипедом в одно целое, ощутить его частью себя, ваш двухколесный друг должен во многом соответствовать вам.

Увеличить
— Сева, ты хочешь сказать, что это все надо успеть снять?
     Во-первых, размер рамы. Чем выше рост человека, тем больший размер рамы ему нужен. Это важно для посадки. Учитывайте ваши анатомические особенности при выборе геометрии рамы. Правильная посадка позволит вам экономно расходовать силы во время езды. Желательно, чтобы рама была изготовлена из труб легких сплавов. Велосипед не должен быть тяжелым.
     Соответствие велосипеда человеку заключается не только в размере, но и в самой идее, какой стиль человек исповедует. Одни видят себя на аскетичном хардтейле, другие — на роскошном двухподвесном байке. Существуют разные конструкции задних подвесок, но главное правило при выборе двухподвеса остается одно: на дешевом показать что-то сложно. В меньшей степени это касается жестких байков.
     Отдельно нужно сказать об амортизационных вилках. Tак же, как и задняя подвеска, вилка позволяет сохранить педалирование, защищает суставы, позвоночник, а заодно и детали велосипеда от вредных ударных нагрузок, обрабатывая неровности дороги. Выбор или настройка вилки и задней подвески, если она есть, зависят от вашего собственного темперамента. Если вы настроены на победу решительно и бескомпромиссно, подвеска должна быть жесткой и короткоходной. Удобное седло плюс велотрусы с прокладкой помогут вам чувствовать себя комфортно на протяжении всей дистанции. Особое внимание к колесам. Это то, что может не доехать до финиша напряженного многочасового марафона. Дешевые колеса с одностенными ободами для агрессивной езды не годятся. Отсюда вывод: вам нужны легкие, прочные, накатистые колеса — непременное условие высокого результата.
     Несколько слов о навесном оборудовании велосипеда. Сюда входят тормоза, переключатели передач, передние и задние звезды цепи, шатуны, каретка и так далее. Все эти компоненты различаются по группам, имеющим свои названия. Чем выше группа, тем качественнее, легче и надежней деталь, но, соответственно, и дороже. Что выбрать, каждый решает сам исходя из своих возможностей и степени мотивации. При этом помните: есть группы, ниже которых опускаться не стоит. Что касается тормозов: решающей роли в марафоне, в отличие от, скажем, скоростного спуска, они не играют. Однако дисковые тормоза дадут вам ощутимое преимущество перед теми, кто едет с ободными тормозами в грязную погоду. Сырая глина вперемеш

Постарайтесь добиться полного согласия с велосипедом, полюбите его и он приведет вас к лучшим победам в вашей жизни.

СТРАШИЛКИ

Алексей ХОМЕНКО


     Вы успешно добрались до финиша Вело-Супер-Сотни и считаете, что это оказалось не слишком трудно? Тогда напишите на стене большими буквами волшебные слова: "ПОВЕЗЛО С ПОГОДОЙ". И это не шутка — всё лето не было дождей, и трасса была в идеально сухом, хоть и не сказать, чтобы в ровном состоянии. Кроме того, организаторы проявили удивительную гуманность — не стали делать по восемь хороших подъёмов на каждом круге и убрали все поваленные деревья. А теперь представьте следующую ситуацию — неделю шёл дождь и трассу развезло. В тех местах, где появлялась сельхозтехника, проехать можно только напрягаясь изо всех сил, битцевская глина известна своей липучестью. В лесу всё не так грустно, но на подъёмах будут попадаться мокрые и очень скользкие корни, а на спусках придётся постараться, чтобы вписаться в поворот на хорошей скорости.
     Вы скажете — нас пугают, а нам не страшно! Не пугают, а предупреждают. Лыжный марафон тоже требует серьёзной подготовки, но это никого не пугает. Просто веломарафон имеет некоторые особенности, о которых мы и постараемся рассказать.

НАЧНЕМ С БАЙКА

Именно байка, а не велосипеда. Не знаю кому как, а мне при слове "велосипед" сразу вспоминается нечто ржавое и скрипучее. Байк — это нечто большее. Это лёгкий, послушный и чудовищно прочный спортивный снаряд. В длинной гонке очень важен вес байка — ведь его приходится затаскивать на каждую из этих горок! Так что долой стальные рамы и тяжёлые колеса!
     Если ваша цель — победа, пусть даже над однокашником или соседом, дешёвым байком обойтись не удастся. А байки победителей гонок, как правило, собраны под конкретного гонщика с учётом анатомических особенностей, темперамента и привычек либо им самим, либо профессиональным механиком. Если же ваша цель — проехать весь марафон и приехать не последним, то вполне можно рассмотреть варианты "бюджетных" байков. Причём "бюждетный" не всегда значит — плохой. Просто он будет быстрее изнашиваться и больше весить.

Двухподвес или хардтейл? Споры на эту тему бесконечны, однако пока ни одна гонка в Москве не была выиграна на двухподвесе (возможно это не вся правда, но очень на неё похоже). Двухподвес дороже при покупке и в эксплуатации, требует регулярного ухода, кроме того, "не все двухподвесы одинаковы". Прежде чем купить двухподвес в качестве первого байка, стоит десять раз подумать и несколько раз посоветоваться. Но есть и другая точка зрения: двухподвес создан для азартных гонщиков! Если вам хочется обогнать соперника на позднем торможении в конце спуска, срезать поворот по корням и колдобинам не снижая скорости — подумайте о двухподвесе и дисковых тормозах. На марафонской дистанции наличие задней подвески может быть оправдано также из соображений комфорта, да и спину стоит поберечь. Появится возможность немного передохнуть на спусках сидя в седле, когда едущие рядом с вами будут вынуждены привставать с седла из-за тряски и тратить драгоценные силы.

Баланс веса, надёжности и цены. К сожалению, нет возможности дать исчерпывающий совет по выбору байка. Каждый сам решает, что важнее — вес, надёжность или цена. Если нацеливаться на победу — приоритеты выглядят более определённо — сначала надёжность, потом вес и в последнюю очередь цена.

ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ

Тормоза. В марафонской гонке по спокойному рельефу тормоза используются один-два раза на круг. Они могут быть любыми, лишь бы работали. Но в случае очень плохой погоды дисковые тормоза дают преимущество — они не забиваются грязью и работают по прежнему эффективно.

Колёса. Колёса должны быть лёгкими и прочными. Здесь даже маленькая экономия веса даёт хорошую прибавку в скорости и динамике.

Покрышки. Покрышки должны соответствовать погоде, профилю трассы и темпераменту гонщика. И опять же — они должы быть лёгкими.

Контактные педали. Абсолютно необходимое условие для достижения хоть сколько-нибудь заметного результата. И не забудьте про велотуфли!

ПИТАНИЕ НА ГОНКЕ

Проехать 100 километров за три с половиной — четыре часа невозможно без дополнительного питания. Лыжникам-марафонцам не стоит объяснять почему, верно? А вот есть и пить приходится немного по-другому, чем на лыжах...

Что пить и сколько. Только не "пустую" воду. Затраты энергии за несколько часов гонки способны довести до голодного обморока даже мамонта. Питьё должно быть калорийным. Очень калорийным. И его должно быть много, пусть лучше останется. При жаркой погоде некоторые гонщики могут выпить до литра энергетического напитка в час. Осенью, когда проводится велосотня, редко бывает жарко, однако пить всё равно придётся. Также имеет смысл дополнять энергетические напитки изотоником, чтобы компенсировать потери солей с потом и уменьшить вероятность судорог.

Что есть. Рекомендуется есть немного твёрдой (относительно) пищи — в основном бананы, энергетические батончики, иногда можно кусок сдобной булки сжевать. Попытки жевать заметно мешают быстро ехать, так что бананы лучше глотать только для балласта, чтобы не ввести желудок в заблуждение высококалорийными напитками.

Увеличить
Кто волка съел?
     Как и когда. В гонке желудок находится в скрюченном состоянии, к тому же кровообращение в нём почти отсутствует. Так что попытка выпить залпом стакан воды на питательном пункте или сжевать пару бананов за раз может окончиться дикой болью в желудке и сходом с дистанции. Поэтому пить лучше всего часто и понемногу. Пара глотков через примерно одинаковые интервалы времени — даже если пока не хочется. Если вы точно всё рассчитаете — чувства жажды не будет до самого финиша.

"Дозаправка в воздухе". По приведённым выше причинам большинство байкеров везут питьё с собой. Но им нет необходимости тащить на горбу 4-6 литров жидкости всю гонку. С собой имеет смысл брать одну флягу, максимум две. А остальное брать у "заправщика" по мере надобности. Схема проста — ваш "заправщик" встаёт на заранее намеченном удобном участке трассы, на подходе к нему вы выбрасываете пустую (или не пустую) флягу и забираете у него полную.

Что стоит сделать до марафона
     Проехать хоть раз 100 - 120 км за один присест. Это позволит подобрать режим питания и научиться распределять силы на всю дистанцию. Кроме того, это необходимо для окончательной отработки посадки и проверки надёжности байка.
     Проехать одну — две короткие гонки. Для начала очень полезно поучаствовать в Кубке Модина (www.velogon.ru) — серии соревнований для любителей, чтобы отработать общий старт и технику прохождения трассы. Прочесть об этом недостаточно, надо попробовать самому.
     Научиться проезжать сложные места трассы.
     В последнюю неделю перед марафоном обычно применяют стандартную для многих видов спорта методику "углеводного насыщения".

ГОНКА

Стратегия. Поставьте себе задачу на гонку. Скажем, не отстать от лидера больше, чем на круг. :-) Или на два... Цель должна быть труднодостижимой, иначе будет неинтересно! Поскольку в марафонах опыт гонок значит не меньше, чем мышцы — накапливайте опыт дальних поездок, желательно в компании, это сильно поможет в дальнейшем.

Увеличить
Петр Ухов — на выходе из трудного подъема
     Тактика. Что выгоднее — "упираться" на подъёмах и отдыхать на спусках, или равномерно крутить всю дистанцию? Периодически отсиживаться за спиной у более сильных гонщиков или ломить всю дистанцию? Как обогнать соперника с наименьшей затратой сил? Ответы на эти вопросы зависят от вашей комплекции, подготовки и темперамента. Попробуйте разные варианты, последите за ощущениями. Лыжный опыт тоже может пригодиться...

Безопасность. Без шлема вас на гонку не выпустят, даже не надейтесь. Но это лишь пассивная защита вашей драгоценной головы, не более того. Для действительно безопасной езды надо научиться владеть байком в экстремальных ситуациях. К примеру, если вы на старте случайно столкнётесь с опытным гонщиком, он, скорее всего, обопрётся на вас плечом и устоит, а вот вы можете и не удержаться.

ХАРДТЕЙЛ ИЛИ ДВУХПОДВЕС?

Владимир ГРИШЕЧКО,
Главный редактор журнала «ВелоТемпо»


     Каждый из них имеет свои «ЗА» и «ПРОТИВ». В обоих случаях в производстве используются высокие технологии и самые современные материалы (о дешевых моделях мы не говорим). И на том и на другом можно прекрасно ездить, получать удовольствие, тренироваться, выигрывать соревнования. Но двухподвес, в отличие от хардтейла, ближе к совершенству. Он представляет собой наукоёмкий продукт, в разработку которого на протяжении многих лет разными компаниями вкладывались большие деньги. Сегодняшний двухподвес — это универсальная умная машина, дающая вам возможность больше времени проводить в седле, помогая экономить силы на дистанции. В отличие от своих собратьев прежних поколений он легкий, надежный, имеющий всевозможные регулировки под любой профиль трассы. В таком байке нравится всё, кроме одного — цены.
Увеличить
     На хардтейл также можно потратить тысячи долларов, но двухподвес того же уровня будет всегда дороже. Если на поиски приличного хардтейла можно отправляться, имея около 700 USD, то цена приличного двухподвеса начинается от тысячи с хвостиком.

В апреле выходит свежий номер журнала «ВелоТемпо», в котором ожидается подробная обзорно-тестовая статья по велосипедам для марафонов кросс-кантри.
     Не дожидаясь апреля, вы можете посетить ежегодную выставку "Cпорт и отдых" на Красной Пресне с 13 по 16 марта. Уникальная возможность в одном месте увидеть и потрогать последние модели велосипедов от разных производителей, поговорить с консультантами.

После того, как вы решили, что купить, встает следующий вопрос: где купить?
     Лучше всего это сделать у дилеров в специализированных магазинах. Причин несколько:
     1. Большой выбор;
     2. Доброжелательный квалифицированный персонал;
     3. Защищены ваши права покупателя;
     4. Цена. Ошибочно считать, что на рынке вам удастся купить дешевле.
     Зимой дилеры обычно устраивают распродажу прошлогодних моделей. Можно очень выгодно приобрести самый хороший байк. Как вариант можно рассматривать покупку ненового байка по объявлению на Интернет-сайте velozona.ru, но при обязательном условии, что у вас есть квалифицированный консультант.
     Не стоит покупать велосипеды на рынках, в различных палатках вдоль дорог. Как правило, при своей внешней привлекательности это продукция низкого качества, которую вам настойчиво будут пытаться продать за высокую цену. Продавцы на рынках абсолютно случайные люди, не имеющие к велосипеду никакого отношения. При других обстоятельствах они с успехом могли бы торговать, например, картошкой. Правду вы от них не услышите никогда, поэтому советоваться с ними, обсуждать предстоящую покупку — занятие совершенно бессмысленное.
     Также не советуем отправляться за байком в торговые павильоны, что у магазина "Зенит" (метро "Сокольники") — там продавцы с умным видом попытаются из вас просто выудить максимум денег и всучить любой байк даже не вашей ростовки.

Редакция журнала «ВелоТемпо» предлагает всем своим читателям и членам клуба консультации и помощь в приобретении байка со скидками. Экономьте ваше время и деньги.

Связаться с редакций можно по тел. 926-59-38,
либо по e-mail velotempo@inbox.ru

Рейтинг: 0 0 0