На этой неделе
  • Нет ни одной трансляции.
  • Андрей Краснов

Мастер спорта — в 47 лет! А вам слабо?

Опубликовано: Журнал №66

...В будни подъем в 5:00. Это самое трудное. Иногда разлепить глаза и встать нет никаких сил. Порой приходится себя убеждать, что эту тренировку надо выполнить именно сегодня, а не завтра.

До роллерной трассы ехать 25 км на машине, ранним утром это расстояние без пробок преодолевается быстро. Начало тренировки в 6:30, продолжительность — 1,5–2 часа. В 10.00 я должен быть в офисе, до которого от роллерной трассы около 30 км. Окончание трудового дня в 18:00 если нет срочной работы.

В 19:00 вторая тренировка (1:10–1:30). Отбой в 22 ч. В крайнем случае, не позже 23 ч. Если лечь позже, то на тренировку на следующее утро встать нереально...

Этим летом на чемпионате России по лыжероллерам произошло поистине знаменательное событие. Норматив мастера спорта выполнил 47-летний Алексей Щепёткин — активный участник форума skisport.ru и известный в Москве и области лыжероллерист и лыжник-любитель.

Его достижение тем более серьезно, что заветный норматив он выполнил впервые в своей жизни. Ветка на форуме нашего сайта, посвященная данному событию, набрала больше сотни поздравлений, и, конечно, все читатели захотели узнать, как такое весомое достижение покорилось «такому же, как они», обычному человеку, да еще и в весьма серьезном возрасте. Тем более что слухов про него было предостаточно! Вроде бы, он когда-то в молодости выигрывал Битцевский марафон, потом бросил, набрал вес и стал весить на 20 кг больше, потом вернулся в спорт… 

Мы попросили Алексея рассказать о себе, о своем образе жизни, тренировках, лыжах, лыжероллерах и многом-многом другом и помочь читателям понять, что из этих многочисленных слухов правда, а что — нет.

— Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Когда начали заниматься лыжными гонками, какого уровня достигли, какие были результаты? Правда ли, что в конце 90-х выигрывали Битцевский лыжный марафон?

— Впервые я встал на лыжи в первом классе школы, став обладателем джентльменского набора: деревянные лыжи, мягкие крепления, валенки, деревянные палки. Первые шаги делал с родителями. Сначала ничего не получалось, хоть плачь. Но потом катание на лыжах стало нравиться. Апгрейд валенок до ботинок «черные буйволы» на жестких креплениях создал мне новый стимул.

Первую лыжную гонку пробежал в четвертом классе. Выиграл у всех сверстников по школе. Никакой лыжной секции в «городке» (так мы называли Голицыно-2, а впоследствии Краснознаменск) у нас тогда не было. Катались с друзьями просто в удовольствие. 

В Голицыно-2 мы переехали с Дальнего Востока, где отец служил в войсковой части, обеспечивающей управление космическими аппаратами. Климат в той местности жесткий: холодные зимы, сильные ветра, мало снега. В раннем детстве несколько раз переболел воспалением легких. Однажды, когда я схватил двустороннюю пневмонию, меня едва спасли, потому что в тех краях было непросто достать пенициллин. Следы тех болезней, к сожалению, сохранились в легких до сих пор. Три года назад в нагрузочном тесте опытный спортивный кардиолог это сумел увидеть по графикам, составляемым с помощью специальной аппаратуры. Даже такие давние повреждения легких сейчас не позволяют организму получать максимально возможное количество кислорода в предельных режимах работы.

В седьмом классе познакомился с Андреем Смирновым, парнем на два года старше меня, который уже был призером первенства Московской области по лыжам. В моих глазах это было очень круто. А еще у него были пластиковые лыжи «Спринт». Я смотрел на эти лыжи, и у меня перехватывало дыхание. Это был 1982 год. Андрея на общественных началах тренировал Николай Александрович Казак. Классикой тренер катался просто божественно (конек еще не пришел в ту пору). Шел мощно и раскатисто. По технике могу сравнить его с Ульвангом. С тех пор Казак и Смирнов начали тренировать меня вместе. В моих занятиях появилась четкая система и осмысленность. Тогда эта система казалась мне самой продуманной и совершенной в мире.

Естественно, мне непременно захотелось сменить свои раздолбанные и многократно ремонтированные деревяшки на пластик. Родители, решив, что это баловство, мою просьбу о приобретении пластика отклонили. Тогда я стал ездить летом на велосипеде по окрестностям и собирать пустые бутылки. Дома отмывал их от грязи. Каждую субботу в 6 утра занимал очередь в пункт стеклотары. Это занятие было довольно выгодным. Бутылка из-под пива или водки, к примеру, стоила 20 коп. Бомжей тогда не было, конкуренция отсутствовала, мне удавалось делать «неплохой бизнес». Однако через месяц моему «бизнесу» пришел конец, потому что приемщице стеклотары, видимо, надоело выплачивать несовершеннолетнему такие деньги. Она отказалась принимать у меня бутылки. Какой-то мужик из очереди проявил сочувствие, сдал за меня мои бутылки и передал мне деньги. За месяц я заработал 70 р.

Лыжи «Спринт» стоили 65 р. Только вот беда — в магазинах их не было. Я выписал телефоны всех московских спортмагазинов и оставшуюся часть лета каждый день их обзванивал. «Спринты» в продаже так и не появились. В конце августа в одном из магазинов обнаружился белый «Элан». Но он стоил 115 р. Обратился к родителям. Они, увидев мою целеустремленность, добавили денег и купили мне лыжи. Вот оно, счастье!

В 1983 г. в «городке» была создана лыжная секция при ДЮСШ. Тренером был один из последователей Казака — Курашов Николай Михайлович. Занятия проходили по методике Казака. Поскольку я уже в достаточной степени ею овладел, то планированием своей подготовки в основном занимался самостоятельно.

В девятом классе катался по I разряду. Было желание наращивать результаты, но постоянные болезни, появляющиеся на почве хронической пневмонии и хронического тонзиллита, не давали возможности тренироваться систематически. В 10-м классе в городке среди школьников конкурентов мне уже не было. Один раз удалось выступить на первенстве Московской области среди сверстников. Десятку классикой в Одинцово пробежал за 30 мин. Среди двух сотен спортсменов стал 20-м. И опять заболел...

Это был 1985 год. Эпохальный ЧМ в Зеефельде. Триумф Гунде Свана. Повальное увлечение коньком. После болезни встал на лыжи и обалдел: все вокруг катаются коньком! Как правильно кататься этим новым стилем, никто толком не понимал. Смотрели телевизор и пытались скопировать. Глядя на кадры хроники тех лет, сейчас становится понятно, что и профессионалы-то не отличались техническим совершенством, многие катались в раскоряку. Ну а мы — тем более. Научились кататься с чудовищными ошибками, потом многие годы работали над их исправлением.

После окончания школы вернулся в город своего рождения — Ленинград. Поступил в военный институт имени А.Ф.Можайского («Можайку»), на тот же факультет радиоэлектроники, который закончил отец. Первые три года была жесткая муштра и казарменное положение. Младшие командиры (сержанты) и курсовые офицеры совсем не горели желанием отпускать меня на тренировки. По этой причине спортом занимался крайне не систематически. Ну и, конечно, понимал, что главное для меня — это учеба. На сессии поблажки за спортивные успехи никто бы не предоставил. Тем не менее я входил в сборную факультета и института по лыжам. За нерегулярность посещения тренировок неоднократно изгонялся из сборной института. На факультете был почти всегда первым. В институте один раз стал третьим. Иногда выступал на первенстве ЛенВО, но до лидеров было далеко. Сейчас жалею, что не смог сразу поставить себя так, чтобы меня без проблем отпускали на тренировки. А ведь у нас в Можайке были преподаватели кафедры физподготовки с блестящим лыжным прошлым — Сибирцев Михаил Георгиевич (МС, чемпион Союза в патрульной гонке, чуть позже — в 2000-е годы — смазчик сборной России) и Ушаков Александр Андреевич (ЗМС, трехкратный чемпион мира по биатлону). Мог бы научиться у них большему...

После окончания Можайки получил распределение в Москву. Появилась хоть какая-то возможность заниматься лыжами. Нельзя сказать, что условия были хорошие, но, по крайней мере, ни у кого отпрашиваться на тренировки в свободное время не требовалось. Из инвентаря имел пластиковые лыжи «Карелия», низкие ботинки «Адидас» с креплениями «СДС», дешевые отечественные углепластиковые палки. В 1993-м обзавелся коньковыми ботинками и лыжами «Атомик».

В 1994-м после прочтения книг про Артура Лидьярда кардинально поменял методику тренировок. Результаты сразу улучшились. Стал занимать призовые места на ведомственных военных соревнованиях. В 1995-м приобрел свой первый автомобиль — старенькую «шаху». Это позволило регулярно ездить на тренировки на серьезный рельеф — в Красногорск. Я наслаждался катанием по старому Утробинскому кругу в 10 км. Находясь в хорошей форме, мог кататься на тренировке по 50–55 км, периодически делая скоростные включения. После этого переодевался, садился в машину, пил чай, а по телу разливалась приятная эйфория...

В 1996-м с результатом 2:16 выиграл Битцевский марафон в своей возрастной группе, а в абсолюте заехал вторым. После марафона ехал домой в приподнятом настроении, весело поддавливая педальку газа. На МКАДе был отловлен гаишниками «за скорость». Треть призовых денег ушла на уплату штрафа. Это меня даже позабавило: «заработал — поделись».

В том сезоне удалось выдать еще несколько отличных гонок. Многих сильных соперников, к их удивлению, удалось огорчить.

— Почему решили прекратить тренироваться? Чем занимались, когда бросили?

— Летом 1996-го женился, через год родилась дочь. Мизерной зарплаты, выплачиваемой на военной службе в те годы, не хватало для содержания семьи, приходилось подрабатывать ночами — охранять магазины. Помимо этого, пошел платно учиться на юрфак — получать второе высшее. Учился почти круглосуточно — в электричке, на службе, на подработках, дома ночами. Помимо этого постоянно приходилось решать какие-то бытовые проблемы. На спорт времени толком не оставалось. Результаты упали ниже плинтуса. Положение лузера меня не устраивало, и я практически прекратил участвовать в соревнованиях.

В 1999-м закончил юрфак с отличием и стал пробовать силы на новом профессиональном поприще. Было явно не до спорта. Стал вопрос ребром: или армия, или гражданка. После долгих раздумий ушел из армии. До военной пенсии не дослужился. До сих пор мне жаль, что не смог до конца пройти путь, о котором мечтал еще со школы. А ведь к этому времени в моем активе была законченная адъюнктура, ученая степень и ученое звание старший научный сотрудник (в вузах этому соответствует доцент). Задел на перспективу по военной службе был сделан хороший. Но все оказалось зря...

После ухода на гражданку через некоторое время дорос до должности руководителя юридической службы холдинга. Моя компания занималась разработкой программных продуктов для комплексной автоматизации деятельности предприятия. Ни в чем себя не ограничивал и буквально за 3 года набрал 18 кг. Спортом заниматься желания и времени не было.

— Когда и почему решили вернуться в лыжные гонки? 

— В какой-то момент в 2003-м я встал перед зеркалом и осознал, что мне неприятно смотреть на свое отражение. Предпринимал многочисленные попытки сбросить лишний вес. Но все это заканчивалось неудачей. Никакие диеты не помогали.

Осенью 2004-го после семилетнего перерыва снова стал автовладельцем. Теперь все тренировки на нормальных лыжных трассах стали «жестко схвачены». Наметилась какая-то регулярность. Занятия стали круглогодичными. Вес стал медленно снижаться. Стал бегать лыжные гонки, правда, без особых успехов.

— Когда и почему решили бегать на лыжероллерах? Как случилось ваше первое знакомство с лыжероллерным спортом?

— Первое знакомство состоялось летом 2004 года в Одинцово. В центре города проводилась лыжероллерная гонка. Бежало очень много спортсменов. Зрителей тоже было много, и я был одним из них. Тогда бежали такие «монстры», как победитель и призер этапов Кубка мира по лыжероллерам Андрей Кукрус (основная возрастная группа), ветераны Алексей Ильвовский и Сергей Гришин (из Назарьево) и многие другие. Я смотрел на этих гонщиков с восхищением. Они делали то, чего не умел я. Впоследствии Сергей Гришин неоднократно уговаривал меня заняться лыжероллерами. Но меня пугали высокие скорости и опасность падения. Каждый раз я отвечал категорическим отказом.

Однажды летом 2007 года я потянул ахилл, бегать и делать имитацию стало невозможно. Взял у друга старенькие коньковые лыжероллеры и поехал на Поклонку покататься. Понравилось. Купил новые гоночные роллеры Ski Way. Стал кататься регулярно. Первую гонку (в Обнинске) решил пробежать спонтанно. Едва успел на старт, даже не успел сменить тугие тренировочные колеса на гоночные. Естественно, к финишу приехал одним из последних. После этого в том же сезоне пробежал еще несколько гонок, но от лидирующей группы, как правило, отваливался уже через 1 км. Бывалые лыжероллеристы говорили мне, что я еду не как лыжероллерист, а как лыжник. Но меня это не смущало. Лыжероллеры мне нравились, я чувствовал, что это мое.

— На чем основывалось это чувство? 

— Скоростные лыжероллеры требуют быстрого резкого толчка, умения прогибаться как тетива лука, чтобы сделать хороший замах и мощный толчок. Нужно тонко чувствовать равновесие, добиваться максимального проката, уметь расслаблять мышцы после толчка. Хорошей техникой можно в какой-то мере нивелировать функциональные недостатки.

Конечно же, на оттачивание этих навыков ушли годы. Но уже в 2007-м я почувствовал, что у меня все получится. Сейчас мои друзья-лыжники говорят, что я катаюсь зимой на лыжах по-роллерному. Для меня это высшая похвала! 

В скоростных роллерах нужно одновременно просчитывать много факторов, в том числе профиль трассы, ветер, качество покрытия, позиции соперников, их сильные и слабые стороны и т.д. Нужно мгновенно принимать решения, например, вовремя начинать перемещение в голову группы, правильно выбирать удобную позицию для рывка, вовремя начинать финишное ускорение. Малейшая ошибка может дорого стоить. Нужно как гроссмейстеру просчитывать многоходовые комбинации. С этой точки зрения, как бы ни ругали Петера Нортуга за его рюкзачество, а следует признать, что он гений. Никто, кроме него, так не умеет просчитывать ситуацию. Его победы в Фалуне-2015 и в масс-старте на роллерном фестивале Блинк-2015 можно назвать шедеврами. Среди лыжероллеристов подобным чутьем и умением обладает, пожалуй, только Игорь Глушков, чемпион мира по лыжероллерам. Это наш российский «лыжероллерный Нортуг».

Лыжероллеры и лыжи, по сути, разные виды спорта. Но их объединяет одна федерация — ФЛГР. Соответственно, звания присваиваются по лыжным гонкам, что служит поводом для постоянных упреков лыжников в адрес лыжероллеристов. Считаю, это, по меньшей мере — незрелая позиция. Ведь никакой вины спортсменов-лыжероллеристов в этом нет. Не каждый хороший лыжник может обыграть хорошего лыжероллериста и наоборот. У каждого вида спорта по-хорошему должна быть «своя поляна», своя федерация. Но у лыжероллеров её пока нет.

— Когда пришли первые успехи? Когда поставили себе цель выполнить норматив МС?

— Через год после первой гонки в том же Обнинске я одержал свою первую победу на роллерах (в группе М1). Среди поверженных оказался сам Ильвовский! В группе М0 тогда победил Кукрус.

В 2009 попробовал свои силы в Кубке Москвы и Роллер-Туре. Это многоэтапные любительские соревнования. В обоих занял в генерале (в группе М1 — 41–50 лет) вторые места и решил на следующий год во что бы то ни стало выиграть. 

В 2010 стал наращивать тренировочные объемы, очень много уделял внимания силовым упражнениям для ног. На одной из тренировок левое колено не выдержало нагрузку. Резкая боль. Несколько месяцев ходил по врачам. Из МРТ выяснилось, что повреждена хрящевая ткань. Спортивные хирурги, к которым я обращался, тащили меня на операцию. Но почему-то предлагали оперировать разное, что меня сильно настораживало. Принял решение лечиться по методике доктора-ревматолога Евдокименко без операции. Однако эта методика мне не помогла. Состояние колена ухудшалось. Через месяц, отчаявшись, несмотря на запрет доктора, стал делать легкие тренировки (шаговая имитация). Сначала было больно, но на последующих занятиях боль стала отступать. Лечебным фактором оказалось обеспечение хорошего кровоснабжения рядом с коленным суставом, но обязательно при щадящих для колена нагрузках. Пришлось навсегда исключить из своего арсенала любую ударную нагрузку, в частности, бег и прыжковую имитацию. С тех пор для профилактики принимаю курсами хондропротекторы (хондроитин+глюкозамин).

Итогом роллерного сезона 2010 стали победы в генерале в Кубке Москвы и в Роллер Туре (в группе М1). В последующие три сезона я повторял этот успех. Выигрывать было непросто. Приезжали сильные спортсмены из разных регионов. Борьба была отчаянная.

Однажды летом 2010-го спонтанно возникла мысль поехать на чемпионат России среди профи (Белгород). Сбегал всего одну гонку — масс-старт 20 км. Гонка проходила по автодороге с очень серьезным рельефом. Отсутствие рейтинга означало место в самом конце стартовой решетки. Не успев выбраться из арьергарда, обнаружил, что лидеры на первом же подъеме сделали рывок, и наша группа словила просвет. Пытался в одиночку догнать, но тщетно. С каждым спуском большая группа лидеров уезжала от меня на десятки метров. По законам физики чем больше вес, тем больше потенциальная энергия, тем больше скорость. Дело в том, что спортсмены в группе постоянно подталкивают на спуске друг друга за палки, за пятую точку, соответственно веса спортсменов в группе суммируются. Окончательно вымотавшись, я снизил скорость. К финишу доехал 39-м.

После такой неудачи даже слышать об участии в ЧР не мог. Гонялся в свое удовольствие в любительских гонках. Почти всегда — в призах. В 2011 году подкорректировал режим труда и отдыха в сторону более раннего отбоя. Это улучшило восстановление организма и облегчило ранний подъем на утреннюю тренировку. Исключил излишества в еде и полностью отказался от алкоголя. Благодаря этому сбросил еще 3 кг веса и обрел оптимальные кондиции — 65–66 кг, которые поддерживаю до сих пор. Мотивация к занятиям спортом значительно возросла. Гоняться хотелось больше, чем в молодости.

В 2013-м опять захотелось посоревноваться с элитой лыжероллеров. Сбегал одну гонку Кубка России (далее — КР) в Пестово. В разделке на 20 км занял 14 место. Это был отбор на домашний этап Кубка мира в Великом Новгороде. Отбирали 10 человек. До 10-го места было всего 10 секунд. Результат посчитал для себя обнадеживающим и задумал на следующий год побегать с элитой поплотнее, при этом постараться выполнить норматив мастера спорта. Для этого надо было заехать в десятку сильнейших на ЧР. Замечу, что на обычных этапах КР спортивные звания не присваиваются.

В 2014-м тренировался с особой отдачей. Мотивация была запредельная. С нуля начал подтягивать лыжероллерную классику. Я знал, что это мое слабое звено, поэтому ему уделял особое внимание. Выступлениями в Кубке Москвы, а точнее, в Фестивале лыжероллерных дисциплин, пришлось пожертвовать. Весь сезон гонялся на КР. Привыкал к скоростям, к соперникам, к накалу борьбы. В своем очередном отпуске провел двухнедельный сбор в среднегорье (Бормио, Италия). Готовился к гонке в гору, для меня это было новым. В Бормио упражнялся в апхиллах по обычным дорогам на горные перевалы — Стельвио, Гавиа. Часть работы делал на местной лыжероллерной трассе. Очень экстремальная и тяжелая трасса.
Несмотря на все мое желание, наращивать нагрузки беспредельно я не мог. Несколько раз соответствующие сигналы подавали мне спина и колени. Приходилось чутко следить за своим состоянием и вовремя себя одергивать.

К ЧР в Сочи подошел в хорошей форме. Однако первая гонка — в гору с переобуванием (конек+классика, именно в таком необычном порядке) — стала разочарованием. Тяжелее гонки не припомню. До первой десятки было как до Луны. Заехал лишь 19-м. Это норматив КМС.

В масс-старте на 30 км в невероятную жару реально боролся за место в десятке, но немного не повезло. Не смог в этой толчее пробиться поближе и стал 11-м, проиграв 10-му месту всего 0,2 с. Было очень досадно, потому что силы на финише оставались. Немного не сложилось по тактике. На последних трех километрах надо было вести себя несколько иначе.

Кубок России 2014 года в генерале завершил с 16-м рейтингом, что посчитал для себя неплохим результатом.

Весной 2015 принял решение еще раз подготовиться и выступить на ЧР. Друзья по-доброму советовали посмотреть в паспорт. Действительно, в 47 лет уже практически никто не выполняет ВПЕРВЫЕ норматив мастера спорта, особенно в циклических видах спорта. Подготовка требовала выполнения серьезных нагрузок, что небезопасно для здоровья в таком возрасте.

— Как вы тренируетесь? Опишите ваш стандартный тренировочный день. Как совмещаете тренировки с работой?

— В будни подъем в 5.00. Это самое трудное. Иногда разлепить глаза и встать нет никаких сил. Порой приходится себя убеждать, что эту тренировку надо выполнить именно сегодня, а не завтра. До роллерной трассы ехать 25 км на машине, ранним утром это расстояние без пробок преодолевается быстро. Начало тренировки в 6.30, продолжительность — 1,5–2 часа. В 10.00 я должен быть в офисе, до которого от роллерной трассы около 30 км.

Окончание трудового дня в 18.00 (если нет срочной работы). В 19.00 вторая тренировка (1:10–1:30). Отбой в 22 ч. В крайнем случае, не позже 23 ч. Если лечь позже, то на тренировку на следующее утро встать нереально.

Первая тренировка (обычно — роллеры) хорошо идет на свежую голову, когда легче мобилизовать нервную систему и выполнить качественную работу. Пешего народа на роллерной трассе мало, ничто не отвлекает, можно сосредоточиться на работе.
На второй тренировке роллеры никогда не делаю, т.к. слишком долго ехать по пробкам до роллерки и слишком много гуляющих на трассе. К тому же после утренней тренировки и трудовых будней сил на вторую тренировку уже иногда нет. Приходится буквально себя уговаривать. Поэтому чаще всего это либо шаговая имитация на горнолыжке, либо силовая тренировка (верхняя часть тела) в парке или дома. Использую тренажер Эрколина, резину и обычные снаряды — турник, брусья, скамью для пресса.

В выходные начало первой тренировки чуть позже — в 8–10 ч. Позже нельзя, потому что на дорогах будут пробки, а на роллерке — много гуляющих. Вторая тренировка — в 17–18 ч.

Конечно, не каждый день получается выполнить 2 тренировки. Организму в таком возрасте, с напряженным режимом работы в офисе, с постоянными ранними подъемами трудно восстанавливаться. Если слишком плохая погода, если чувствую усталость и сонливость, тренировку отменяю или переношу.

На неделе предусмотрен как минимум один полный день отдыха (пятница). Утром пятницы (до работы) посещаю баню. Перед важными гонками хожу на массаж.
Стараюсь серьезно не грузить одни и те же мышцы чаще 1 раза в 2–3 дня. Виды работ чередую. Чутко прислушиваюсь к организму, стараюсь не допускать состояния перетренированности. Если выхожу на тренировку и чувствую, что организм не может или не хочет работать, снижаю объем и/или интенсивность. На скоростные тренировки вообще не выхожу, если я в неоптимальном, не отдохнувшем состоянии. Стараюсь поймать момент суперкомпенсации. При необходимости могу сделать дополнительный день отдыха. Лучше много недоделать, чем немного переделать.

На тренировках не люблю смешивать виды работ. Если катаюсь без палок, то всю тренировку, если одновременным ходом, то тоже всю и т.д. Если делаю силовую, то только либо на верх, либо на низ тела. Стараюсь тренироваться на хорошем рельефе (Одинцово, Головино). Считаю, равнина ничего не дает для развития. На неделе обычно выполняю две скоростных тренировки (чаще всего — интервалы по 2–4 минуты). Всего получается 7–9 тренировок в неделю. С начала октября до середины марта «отдыхаю» и делаю всего 4 тренировки в неделю. Для меня лыжный сезон не является основным. 

По-прежнему совсем не  ис­пользую в подготовке бег и прыжковую имитацию. Прекрасно без этого обхожусь. Берегу колено. Это не значит, что после пробежки я рассыплюсь. Просто не искушаю судьбу и не допускаю возможных неблагоприятных последствий. Кроме того, совсем не использую велосипед, но вовсе не из соображений поберечь колено. Пробовал в середине 2000-х годов, но не пошло. Не понравилось.

— Где сейчас работаете? Пробовали ли договариваться с работодателем о тренировках в рабочее время? Или о гибком графике? 

— Работаю в компании-разработчике справочной правовой системы. В мою компетенцию входит правовое сопровождение деятельности компании при работе с VIP-клиентами. Мы является лидером на рынке СПС. Делаем качественный, глубоко продуманный и самое главное — востребованный на рынке программный продукт. 
К работодателю за поблажками и преференциями из-за спорта я не обращался. Это коммерческая организация, и держать балласт из неработающих сотрудников–спортсменов в таких организациях не принято. Работодатель честен по отношению ко мне, предоставляя все необходимое для работы и своевременно выплачивая вознаграждение, а я должен быть честен по отношению к работодателю, добросовестно выполняя свою работу.

Если мне нужно ехать на соревнования или сборы, я беру дни из своего оплачиваемого отпуска (по закону — 28 календарных дней в год). Если гонка в каком-то другом регионе в субботу, то ехать нужно в пятницу, естественно — оформляя день отпуска. А еще хочется съездить на сборы (естественно, за свои же деньги)... Так что каждый отпускной день — на вес золота.

Гибкий график не очень устроил бы работодателя, потому что я обязан оперативно обслуживать запросы сотрудников своего департамента, контактировать с клиентами, с другими подразделениями нашей компании, а значит, я должен быть доступен (и желательно в офисе) в любой момент времени.

— Кто пишет вам планы? Есть ли тренер?

— Тренера нет. Планы пишу сам. Краткосрочный план составляю на 2–3 недели. Но план подвижен и не является догмой. Могу вносить коррекцию с учетом погодных условий и состояния моего организма. Например, невозможно качественно выполнить работу без палок коньком на скоростных колесах, если асфальт мокрый. Считаю, что это потерянное время и силы. Значит, эту тренировку заменяю на другую, а пропущенную исполняю тогда, когда асфальт будет сухой.

В построении тренировочного процесса в основном использую апробированные годами личные наработки. Периодически пробую что-то новое. Что мне подходит — оставляю, что не дает результата — выбрасываю. Читаю специальную литературу, сайты. Консультируюсь с профессионалами: спортсменами, тренерами. По части техники хода и подготовки инвентаря большую помощь оказывает Валерий Меликов (отец и тренер победителя этапов Кубка мира по лыжероллерам в спринте Андрея Меликова — прим.ред.). 

В условиях постоянного ограничения во времени у меня нет возможности строить тренировочный процесс нерационально.

Самым главным тренером считаю свой организм. Он мне дает информацию об откликах на нагрузку и интуитивно подсказывает, что делать дальше.

— Как готовились в этом году к чемпионату России? Ездили ли на сборы? Куда? Какую выполняли работу? Изменили ли что-то в своей подготовке по сравнению с предыдущими годами?

— Подготовка строилась примерно так же, как и год назад. Изменения — значительно увеличил объем даблполинга и уменьшил объем шаговой имитации. На тренировках катаюсь одновременным бесшажным ходом в пропорции с обычным классическим ходом (с ногой) четыре к одному.

Во время своего очередного отпуска в начале июля ездил в Альпы на двухнедельный сбор в Обертиллиах (Австрия) и Тоблах (Италия). Ежедневно делал по две тренировки. Работу делал разнообразную. Подъемы даблполингом и коньком по шоссе, шаговая имитация на вершину горы, работа на роллерных трассах без палок, с палками, силовая. Первая неделя — акклиматизация, темп старался не завышать. На второй неделе сделал две серьезные интервальные тренировки. За время сбора было два полных дня отдыха.

Тренировочный план сбора выполнил почти на 100%. Погода была замечательной — тепло, сухо, что позволило выполнить качественную работу на роллерах. От каждой минуты пребывания в горах получал громадное удовольствие. И что немаловажно — от проделанной работы я не перегрузился. Сбором очень доволен. Жаль, что в остальное время - время обычных трудовых будней в офисе - невозможно так качественно тренироваться и хорошо отдыхать. Ведь на сборе вставать в 5 утра не требуется. В этом плане спортсмены, которые не работают, а только тренируются, имеют большое преимущество. Бороться с ними по этой причине очень сложно, но в ряде случаев возможно, и я это не раз доказывал.

— Как складывалась та самая мастерская гонка на ЧР, расскажите поподробнее?

— Это был масс-старт в г. Сарове Нижегородской области на 30 км (номинально). Реально было 12 кругов по 2,4 км по городу. На кругу — один подъем высотой 20 м, один спуск. Гонка выдалась очень плотной. Ехали бодро, средняя скорость 34 км/ч. Эта гонка была последним этапом отбора на ЧМ, собрались практически все сильнейшие лыжероллеристы России. Поучаствовал даже известный местный лыжник Петр Седов. В основном я ехал во второй части пелотона. Пробраться в голову удалось только один раз, в середине гонки, в этот момент лидеры попытались убежать. Сделали отрыв на подъеме, я отъехал вместе с ними. Сзади образовался некоторый просвет. Но к концу спуска пелотон подкатился, обладая большей суммарной массой. Больше никто не дергался, ждали последнего круга.
Последний круг поначалу мало чего мне обещал хорошего. На спуск уходил в районе 20-го места. Всего в лидирующей группе на тот момент оставалось 27 человек, остальные по ходу отстали. В середине спуска длинная цепочка спортсменов стала распадаться на более мелкие. В какой-то момент я отцепился от впереди едущих и направил свой «поезд» в свободную точку трассы. Сзади меня подталкивали несколько человек. Расчет оказался верным, и я волшебным образом оказался в первой пятерке гонщиков. Но всё рядом, от первого до 27-го места расстояние совсем небольшое. За километр до финиша начинается спурт. Толкотня. Падение трех человек в предпоследнем повороте (на 180 градусов). Сломанная палка у Димы Плосконосова. Моя позиция за эти пару минут менялась кардинально несколько раз. То я в первой десятке, то за ее пределами. Но на финише боролся до конца. Как заклинание в голове проносится девиз главного героя фильма «Рокки»: «Бой не проигран, пока не прозвучал гонг». Этот девиз меня уже не раз выручал. Пока не пересечена финишная черта — борись, еще не все потеряно. На финиш заехал в плотной группе, выбросил вперед ногу с чипом. То ли я попал в десятку, то ли в одном шаге от нее. С нетерпением ждал протокол... и увидел свою фамилию на 10-й строчке. Все подходили и поздравляли с выполнением норматива мастера спорта. Не верилось... Все сложилось волшебно. Все звезды сошлись. Удача наконец-то повернулась ко мне лицом...

— Какие дальнейшие цели ставите перед собой?

— О более серьезных спортивных целях имело бы смысл говорить в более молодые годы. В моем возрасте разумнее говорить о поддержании высокой формы, отыскании новых резервов путем совершенствования техники, минимизации травм, заездах в призы на любительских соревнованиях. Возможно, иногда буду принимать участие в гонках на этапах Кубка России.

— Что посоветуете тем, кто захочет пойти по вашим стопам?

— Не бояться ставить высокие цели и последовательно к ним идти. Быть внутренне дисциплинированными и мотивированными. Для достижения высокого спортивного результата не упускать из внимания ничего, даже бытовые мелочи. Чутко прислушиваться к своему организму. Совершенствовать технику и тактику. Ну и конечно, получать удовольствие от тренировочного процесса и соревнований. Успехов на асфальте!
Елена Копылова 3532 28.06.2019
Рейтинг: +2 +2 0