С учетом резкого потепления и желания еще покататься в сезоне хотел попросить совета о правильном выборе мази на держание. Есть SWIX практически для всех температур. Но вопрос: поедут ли они в такую погоду? Или поможет только клистер? Я имею ввиду не тот случай, когда в лыжне лед, после ночных заморозков, а катание при плюсовой температуре, когда лыжня просто мокрая.
Катался в субботу 17 марта за городом (группа Сафронова). Намазался VR55 (или 50 - точно не могу вспомнить) 4 слоя, сверху один V40. Поскольку лыжню тропили те, кто шел в голове колонны, получалось так, что едешь практически по свежему снегу. Было торможение, но совсем не большое. Часам к 11 потеплело, лидеры группы убежали вперед, снег стал мокрым, лыжня по внешнему виду как будто бы покрылась тонкой наледью. У всех начались проблемы с отдачей. У меня с собой теплее VR55 ничего не было. Спросил - не мазануть ли чутка серебристого клистера. Кто-то отговаривал, мол сразу встанешь, т.к. снег свежий. Кто-то советовал нанести пару капель. В итоге, намучавшись с отдачей, помазал совсем чуть-чуть (сантиметров 5 прямо под ботинком). Ситуация с отдачей стала лучше, серьезного подлипа не было, кроме моментов, когда где-нибудь останавливался. После остановок лыжи сначала практически не ехали, потом становилось лучше.
После 14 часов солнце вовсю разогрело, снег стал более мокрым. Подмазался тем же серебристым клистером на всю длину колодки. Ситуация аналогичная - отдачи не было, но лыжи подтормаживали, а после попадания на свежий снег вставали.
Хочется понять - спасли бы ситуацию VR 65 или 70? Или в такой ситуации надо либо бороться с отдачей, либо смириться с плохим скольжением после нанесения клистера?
Какие советы для катания в последние недели - особенно если вдруг пройдет сильный снегопад?
Как правильно наносить клистер? Слышал, что клистер для определенной температуры нужно наносить вместе с универсальным (чередующимися шашечками), а сверху все это закрывать тонким слоем серебристого?
Но готовить надо в тепле, а не на улице. Поэтому всегда лучше нанести клистер дома, а собой взять смывку, тряпки и полутвердую мазь на случай снегопада, чем пытаться исправить положение, когда снег не пошел и остался трансформированным. Серебристый K21 вполне можно применять самостоятельно. Он лучше работает при нуле, красный K22 лучше держит при плюсе. Намажьте одну лыжу одним, а другую другим, и смотрите различия.
Теперь о смешивании и слоях. Если кому-то при точно такой же погоде (одновременно ехал с вами) рецепт помог, то не значит, что поможет вам. Разная форма лыжи, жесткость, длина колодки, разная техника, вес, разная сила отталкивания. Некоторые (я не про Вас) вообще шаркают ногой назад вместо толчка, а палки используют для поддержания равновесия. Но еще и разная техника подготовки лыжи: тонкий слой понятие субъективное. Кто-то удачно положил сверху клистера твердую мазь, чтобы лучше скользило и не так собирало грязь, а кто-то с тем же рецептом все перемешал. Поэтому только экспериментировать и пробовать самому.
Самые общие соображения насчет слоев. Грунт (KR20 или KB20) - Промежуточный слой (KR35, KR30, KR40, если сверху будет очень теплый клистер: KR60, KR70, K22N) - Погодный (если это KR50, то промежуток был не нужен, если погодный KR40, то тем более)- Более холодный клистер или твердая мазь очень тонким слоем для лучшего скольжения, уменьшения собирания грязи и для уменьшения вероятностей гадостей при нуле и будущем минусе (но на KR70, например, наносить труднее, чем на KR50). Иногда последним тонким слоем наносят серебряные клистеры или Мультигрейд Rode. Imho, лучше быть проще. KB20 + K22N часто будет достаточно.
на свежий снег - медки (полутвёрдые), на старый зернистый и мокрый снег - клистеры. Но, естественно, это общее правило, из которого есть тысяча исключений. Тем не менее, понимание общего принципа может вам очень и очень помочь.
В вашем случае просто нужно было иметь с собой все медки, вплоть до 75-го, и мазаться ими, постепенно уходя от меньших номеров к бОльшим.
Соответственно, правило номер два (точнее, наблюдение): медки, как правило, не провоцируют подлип, но со временем закатываются, то есть перестают работать. То есть клистер может прекрасно работать и 50, и 70, и даже 100 км, а медок нужно периодически под колодкой обновлять.
лыжне в субботу 17-го пробежал попозже, с 10.30 до 13.00, от Ивашева до дач под Михайловским. С вечера намазал 0...-3, отдача - снег уже сырой при +2 *C тепла; намазал тонко V60 - держит слабо; добавил тонко Start +2...+0.5 (желтая полутвердая) - отдача; толсто положил снова V60 - отличное держание, причем и в туристской лыжне, и на свежем снегу.
Но твердую лыжню из-под резака неверно сравнивать с проторенной туристами; на первой (условно чистой) наверняка лучше клистер, на второй (с растительным мусором) - полутвердые, для которых нужен скребок.
мази очень вязкие и клейкие, тем более еще и смоляной серии (Start), и когда необходимо быстро намазать лыжи уже на лыжне, дополнительно к пробке нужен скребок - разложить мазь ровно, определенной толщины, снять излишек. Возможно, через 15-30 км скребком придется снимать грязный или просто ухудшивший держание слой медка (см. выше И. Исаева) и снова наносить полутвердую мазь.
Для полутвердых мазей лучше иметь отдельную синтетическую пробку. Если закрываете на холоде клистеры, то хорошо иметь третью пробку. Ну и четвертая, натуральная, нужна для работы с порошками и ускорителями.
Толщина слоев важна не только для полутвердых мазей, но и для твердых, и для клистеров. Если плохо держит твердая мазь, то в первую очередь наносят дополнительные слои (лучше несколько тонких, чем один толстый), затем удлиняют колодку (если есть куда), и только потом переходят на более теплую мазь. У меня были плохие отношения с клистерами после того, как как-то после гонки (в Сокольниках!) обнаружил на сп бычок папиросы. Клистер был ВИСТИ красный с издевательской надписью "на новый и старый снег при температуре воздуха +1 и выше". Сейчас другие времена, но чтобы положить ровный и тонкий слой, очень полезно заиметь фен. Иногда не сам клистер, а только его слишком толстый слой может быть причиной обмерзания.
Подтверждаю, для полутвердой мази важна толщина слоя - одна и таже мазь при тонком слое может практически не держать, при более толстом слое - держать хорошо (и ехать, при подходящей жесткости лыж)
Есть SWIX практически для всех температур.
Но вопрос: поедут ли они в такую погоду?
Или поможет только клистер?
Я имею ввиду не тот случай, когда в лыжне лед, после ночных заморозков, а катание при плюсовой температуре, когда лыжня просто мокрая.
Катался в субботу 17 марта за городом (группа Сафронова).
Намазался VR55 (или 50 - точно не могу вспомнить) 4 слоя, сверху один V40.
Поскольку лыжню тропили те, кто шел в голове колонны, получалось так, что едешь практически по свежему снегу. Было торможение, но совсем не большое.
Часам к 11 потеплело, лидеры группы убежали вперед, снег стал мокрым, лыжня по внешнему виду как будто бы покрылась тонкой наледью.
У всех начались проблемы с отдачей.
У меня с собой теплее VR55 ничего не было.
Спросил - не мазануть ли чутка серебристого клистера. Кто-то отговаривал, мол сразу встанешь, т.к. снег свежий. Кто-то советовал нанести пару капель.
В итоге, намучавшись с отдачей, помазал совсем чуть-чуть (сантиметров 5 прямо под ботинком). Ситуация с отдачей стала лучше, серьезного подлипа не было, кроме моментов, когда где-нибудь останавливался. После остановок лыжи сначала практически не ехали, потом становилось лучше.
После 14 часов солнце вовсю разогрело, снег стал более мокрым. Подмазался тем же серебристым клистером на всю длину колодки. Ситуация аналогичная - отдачи не было, но лыжи подтормаживали, а после попадания на свежий снег вставали.
Хочется понять - спасли бы ситуацию VR 65 или 70? Или в такой ситуации надо либо бороться с отдачей, либо смириться с плохим скольжением после нанесения клистера?
Какие советы для катания в последние недели - особенно если вдруг пройдет сильный снегопад?
Как правильно наносить клистер? Слышал, что клистер для определенной температуры нужно наносить вместе с универсальным (чередующимися шашечками), а сверху все это закрывать тонким слоем серебристого?