С ноября начал тренировать детей 5-6 лет. Первоначально, ввиду отсутствия снега, тренировки проходили в зале 2 раза в неделю в спортивном зале. С декабря добавилась одна тренировка в неделю на лыжах. С января по середину февраля тренировки проводились 3 раза в неделю на лыжах, за редким исключением. Спортивный зал Изначально планировалось проводить в зале тренировки как ОФП в игровой форме с большой долей упражнений, направленных на развитие общей выносливости, внимания, равновесия. Сразу встала проблема с организацией: дети не реагируют на свисток, команды, даже на свое имя. При наполняемости больше 12 человек – устраивали мне «ад». Впрочем, не всегда – оказался очень актуален закон «день на день не приходится». При хорошем стечении обстоятельств, удавалось организовать эстафеты. При плохом – простейшие игры со всеми, упражнения с теми, кто хочет. После 4-5 занятий дети поутихли, выровнялся состав занимающихся.
Схема № 1 (наполняемость более 12 человек) 1. Усадить, поздороваться, рассказать план занятий – 8 мин.; 2. Построение, бег по кругу (5 кругов по полкруга) – 4 мин.; 3. Построение, расчет на 1-й 2-й – разминка ОРУ (в простой, игровой форме; проводит тренер) – 5 мин.; 4. Эстафеты/простые игры («салки-замерзайки», «колдунчик», салки мячом, футбол, салки-«невод», золотая рыбка) – 20-25 мин.; 5. Простые заключительные игры («болото», «замри») – 5-10 мин.; 6. По возможности подведение итогов занятий, построение – 5 мин.
Схема № 2 (наполняемость 8-12 человек) 1. Усадить, поздороваться, рассказать план занятий – 5 мин.; 2. Разминка в кругу (дети поочередно показывают упражнения) – 5 мин.; 3. Бег по кругу (4 кругов по полкруга) – 4 мин.; 4. Имитационные упражнения в шаге по кругу (показать зайца, медведя, кенгуру, каракатицу, черепаху, слона + многоскоки, бег спиной вперед, коньковый ход, прыжки на одной ноге) - желательно чередовать – 8 мин.; 5. Игра «рыбак и рыбка» - 4 мин.; 6. Упражнения на внимание в ходьбе по кругу (на один «свисток» - сесть, на два – лечь, на три - побежать) – 6 мин.; 7. Салки, «болото» - 15 мин.; 8. Подвести итоги занятий – 3 мин.
Схема № 3 (наполняемость 5-8 человек) 1. Усадить, поздороваться, рассказать план занятий – 5 мин. 2. Бег по кругу (4 кругов по полкруга) – 4 мин. 3. Разминка в кругу (дети поочередно показывают упражнения) – 5 мин. 4. Выполнение комплекса упражнений направленных на развитие равновесия (на длинной лавке: ласточка, пройти по лавке, повороты на одной ноге, выпады, прыжки на одной ноге). По бокам – маты – 8 мин. 5. Упражнения на развитие воображение (показать предмет, явление) – 4 мин. 6. Полоса препятствий – 20 мин. 7. Подведение итогов занятий – 2 мин.
Схемы, конечно, примерные и усредненные. Главной задачей стало поддерживание высокого уровня моторной плотности занятий. Упражнения, направленные на развитие и гибкости ставились в разминке и, по возможности, в игровой форме в основной части. Пульсометрию оказалось проводить проблематично, ориентировался на внешние признаки утомления. Впрочем, дети сами прекращают выполнение упражнений при появлении усталости. Хорошо идут простые игры вроде «болота», «салок-замерзаек», «колдунчика». Плохо пошли чуть более сложные игры: «горячая картошка», «саджо». «Очевидное – невероятно!» =) практически всегда помогает «игра»: «молчанка» - при объяснении, «замри!» - при построении и т.д. Беседуя с детьми, начинаешь «врубаться» в их простые и логичные проблемы, это открывает пути к их мотивации. К сожалению, эмпатия у меня пока хромает.
Лыжи Занятия на лыжах оказалось проводить значительно легче. Судя по всему детей что-то сковывает (то ли присутствие родителей, то ли обстановка и обмундирование). Практически каждое занятие начинается с выполнения упражнений «школы лыжника» (шаги на месте, подъемы носков/пяток лыж, приставные шаги, раскачивание, разножка, «солнышко» и т.д.), направленных на развитие способности управления лыжами, переноса веса и т. п. Лыжи каждое занятие смазываются мазью держания под колодкой. Декабрь катались по равнине (стадион), январь-февраль – по пересеченке в лесу.
Схема № 1 1. Построение, объявление задач занятия – 3 мин.; 2. Упражнения «школы лыжника» - 8 мин.; 3. Подводящие упражнения (самокат, передвижение без палок, колесница, имитационные упражнения на месте) – 5 мин.; 4. Освоение элемента техники (перемещение без палок, одновременным четырехшажным/двухшажным ходом) – 5 мин. 5. Упражнения на горке (обучение падениям, торможению, поворотам, технике подъемов «елочкой» или «лесенкой») – 15 мин.; 6. Круг 300 метров – 5 мин.
Схема № 2 (мороз) Ввиду морозов стоять на месте не приходиться, разве что ждать отстающих и делать махи руками-ногами, чтобы кровь прилила к конечностям. Делал большой круг (0,8 – 1,5 км), давая методические указания по ходу дистанции. По-возможности схема круга менялась, чтобы поддержать интерес у детей.
В период с декабря по февраль дети приняли участие в трех соревнованиях (а планируется еще 3). Бежали 100-300 метров, запускались толпой перед основными группами. Награждались шоколадками или ламинированными картонными медальками. Малыши очень здорово восприняли эти соревнования.
Выводы Результаты занятий можно оценить как позитивные. Дети научились: держаться на лыжах, спускаться/подниматься с горки/на горку, выполнять перестроения на лыжах, поворачивать, тормозить, появилась согласованная работа рук и ног и даже небольшой прокат после толчка ногой, также поднялся уровень выполнения упражнений в зале. Но недоработок остается много. К следующему циклу собираюсь составить какой-никакой учебный план, адаптированный под этот возраст. В качестве средств промежуточного контроля буду использовать пробу Ромберга, тест Розенталя, двигательные тесты. В качестве итогового контроля будут служить оценка элементов техники и соревновательные результаты.
Собственно, приближается весеннее-летний период, а я пока мало представляю что делать. Может кто чего подскажет, а заодно подвергнет объективной критике мою работу)
спецобразование? Можете наипсать, как собираетесь "использовать пробу Ромберга, тест Розенталя, двигательные тесты"... И для чего? "...собираюсь составить какой-никакой учебный план"...Т.е., сеичас плана нет, и тренировки проходят сумбурно?... ".. В качестве итогового контроля будут служить оценка элементов техники"... Вы разработали критерии оценки?
да, высшее специальное. 1) Через каждые три месяца буду проводить контрольные тестирования, оценивать динамику результатов. - проба Ромберга оценивает устойчивость; - тест Розенталя - уровень физической работоспособности (для детей этого возраста самое то); - в качестве двигательных тестов стандартный набор: наклон из положения сидя, бег 30 метров, отжимания, прыжок в длинну с места. 2) Да, на сегодня тренировки проходят больше сумборно. Примерный план в голове, планируется под ситуацию. Я должен на чем-то основываться, чтобы составить подробный годичный план. Работаю 1-й год, набираюсь опыта; 3) Пока нет, согласно Годику, абсолютным показателем техники служит длинна проката. Думаю оценка будет объективно-субъективная; 4) Там есть нечто вроде названий разделов: спортивный зал и лыжи. В разделе "спортивный зал" - круги в зале, в разделе "лыжи" - декабрь по стадиону, январь-февраль - лес.
Они ведь разные, в одном 2х2 не поиграть, а в другом и манеж с 200м кругом разместится. На мой взглд, не будут выбранные тесты информативны:один для сложно-координационных видов спорта, другой-больше к ДЮСШ применим, да и то с натяжкой.
1) зал стандартный, где-то 30*15; 2) - относительно большая доля подготовки будет ориентирована на развитие равновесия, т.ч. считаю, что проба Розенталя будет информативна. Конечно встает проблема нечеткой взаимосвязи статического и динамического равновесия, но это дело второе; - тест Розенталя под сомнением, надо изучить; 3) что предложите?
А зачем 5-8 минут рассказывать план занятий, удерживая непосед на одном месте? Не проще ли ограничиться 2-3 фразми (приветствие, план в одном предложении и еще одно про запас). Я не спец, просто интересуюсь таким возрастом.
Моя дочь ходит в спортшколу, ей 6 лет. Группа 5-6 летних девочек, как и Ваши детки. Мне очень импонирует идея тренера завести дневники тренировок (годятся обычные школьные). Родители (или тренер) после каждой тренировки пишут дату, продолжительность, вид (у нас СФП или ледовая), а тренер ставит оценку, и иногда пишет Д/З. На детей замечательно действует)))
Казалось бы, первая мысль насчет оценок -наставить всем 5-к. Однако наша тренер (молоденькая в общем девочка, но как педагог, я считаю, очень талантлива, от природы просто) так не считает. Если кто-то болтает или не старается, она не стесняясь ставит и 3-ки и 2-ки и 4-ки с минусом. И разносит при родителях и других детей этого ребенка, объясняя конечно, за что. И так может продолжаться и месяц и два. Но что удивительно, наступает момент, когда вот такой "непутевый" ребенок вдруг делает что-то лучше других, какое-то отдельное упражнение, например. И получает 5-ку. И это...словами не описать, сколько гордости и радости. Цена такой 5ки совершенно иная, ежели бы ему на каждой тренировке их "рисовали". Вот как-то так)))
Позволю себе пару советов (возможно, не нуждаетесь, но так даже лучше): 1. Если команды не выстраивать у стартовой черты, а усаживать на гимнастические скамейки, мобильность детей будет ограничена и организовать эстафеты будет проще. 2. Победу присуждать не первой финишировавшей команде, а первой ровно севшей на скамейке.
мне кажется не очень велика, у нас малыши 4-8 лет занимаются 2 часа, тренер именно специальный лыжный и очень хороший, дети 8 лет просто летают,особенно налегает на езду без палок, конек и подьем в горку, рельеф позволяет
Спортивный зал
Изначально планировалось проводить в зале тренировки как ОФП в игровой форме с большой долей упражнений, направленных на развитие общей выносливости, внимания, равновесия. Сразу встала проблема с организацией: дети не реагируют на свисток, команды, даже на свое имя. При наполняемости больше 12 человек – устраивали мне «ад». Впрочем, не всегда – оказался очень актуален закон «день на день не приходится». При хорошем стечении обстоятельств, удавалось организовать эстафеты. При плохом – простейшие игры со всеми, упражнения с теми, кто хочет. После 4-5 занятий дети поутихли, выровнялся состав занимающихся.
Схема № 1 (наполняемость более 12 человек)
1. Усадить, поздороваться, рассказать план занятий – 8 мин.;
2. Построение, бег по кругу (5 кругов по полкруга) – 4 мин.;
3. Построение, расчет на 1-й 2-й –
разминка ОРУ (в простой, игровой форме; проводит тренер) – 5 мин.;
4. Эстафеты/простые игры («салки-замерзайки», «колдунчик», салки мячом, футбол, салки-«невод», золотая рыбка) – 20-25 мин.;
5. Простые заключительные игры («болото», «замри») – 5-10 мин.;
6. По возможности подведение итогов занятий, построение – 5 мин.
Схема № 2 (наполняемость 8-12 человек)
1. Усадить, поздороваться, рассказать план занятий – 5 мин.;
2. Разминка в кругу (дети поочередно показывают упражнения) – 5 мин.;
3. Бег по кругу (4 кругов по полкруга) – 4 мин.;
4. Имитационные упражнения в шаге по кругу (показать зайца, медведя, кенгуру, каракатицу, черепаху, слона + многоскоки, бег спиной вперед, коньковый ход, прыжки на одной ноге) - желательно чередовать – 8 мин.;
5. Игра «рыбак и рыбка» - 4 мин.;
6. Упражнения на внимание в ходьбе по кругу (на один «свисток» - сесть, на два – лечь, на три - побежать) – 6 мин.;
7. Салки, «болото» - 15 мин.;
8. Подвести итоги занятий – 3 мин.
Схема № 3 (наполняемость 5-8 человек)
1. Усадить, поздороваться, рассказать план занятий – 5 мин.
2. Бег по кругу (4 кругов по полкруга) – 4 мин.
3. Разминка в кругу (дети поочередно показывают упражнения) – 5 мин.
4. Выполнение комплекса упражнений направленных на развитие равновесия (на длинной лавке: ласточка, пройти по лавке, повороты на одной ноге, выпады, прыжки на одной ноге). По бокам – маты – 8 мин.
5. Упражнения на развитие воображение (показать предмет, явление) – 4 мин.
6. Полоса препятствий – 20 мин.
7. Подведение итогов занятий – 2 мин.
Схемы, конечно, примерные и усредненные. Главной задачей стало поддерживание высокого уровня моторной плотности занятий. Упражнения, направленные на развитие и гибкости ставились в разминке и, по возможности, в игровой форме в основной части. Пульсометрию оказалось проводить проблематично, ориентировался на внешние признаки утомления. Впрочем, дети сами прекращают выполнение упражнений при появлении усталости. Хорошо идут простые игры вроде «болота», «салок-замерзаек», «колдунчика». Плохо пошли чуть более сложные игры: «горячая картошка», «саджо».
«Очевидное – невероятно!» =) практически всегда помогает «игра»: «молчанка» - при объяснении, «замри!» - при построении и т.д.
Беседуя с детьми, начинаешь «врубаться» в их простые и логичные проблемы, это открывает пути к их мотивации. К сожалению, эмпатия у меня пока хромает.
Лыжи
Занятия на лыжах оказалось проводить значительно легче. Судя по всему детей что-то сковывает (то ли присутствие родителей, то ли обстановка и обмундирование). Практически каждое занятие начинается с выполнения упражнений «школы лыжника» (шаги на месте, подъемы носков/пяток лыж, приставные шаги, раскачивание, разножка, «солнышко» и т.д.), направленных на развитие способности управления лыжами, переноса веса и т. п. Лыжи каждое занятие смазываются мазью держания под колодкой. Декабрь катались по равнине (стадион), январь-февраль – по пересеченке в лесу.
Схема № 1
1. Построение, объявление задач занятия – 3 мин.;
2. Упражнения «школы лыжника» - 8 мин.;
3. Подводящие упражнения (самокат, передвижение без палок, колесница, имитационные упражнения на месте) – 5 мин.;
4. Освоение элемента техники (перемещение без палок, одновременным четырехшажным/двухшажным ходом) – 5 мин.
5. Упражнения на горке (обучение падениям, торможению, поворотам, технике подъемов «елочкой» или «лесенкой») – 15 мин.;
6. Круг 300 метров – 5 мин.
Схема № 2 (мороз)
Ввиду морозов стоять на месте не приходиться, разве что ждать отстающих и делать махи руками-ногами, чтобы кровь прилила к конечностям. Делал большой круг (0,8 – 1,5 км), давая методические указания по ходу дистанции. По-возможности схема круга менялась, чтобы поддержать интерес у детей.
В период с декабря по февраль дети приняли участие в трех соревнованиях (а планируется еще 3). Бежали 100-300 метров, запускались толпой перед основными группами. Награждались шоколадками или ламинированными картонными медальками. Малыши очень здорово восприняли эти соревнования.
Выводы
Результаты занятий можно оценить как позитивные. Дети научились: держаться на лыжах, спускаться/подниматься с горки/на горку, выполнять перестроения на лыжах, поворачивать, тормозить, появилась согласованная работа рук и ног и даже небольшой прокат после толчка ногой, также поднялся уровень выполнения упражнений в зале. Но недоработок остается много.
К следующему циклу собираюсь составить какой-никакой учебный план, адаптированный под этот возраст. В качестве средств промежуточного контроля буду использовать пробу Ромберга, тест Розенталя, двигательные тесты. В качестве итогового контроля будут служить оценка элементов техники и соревновательные результаты.
Собственно, приближается весеннее-летний период, а я пока мало представляю что делать. Может кто чего подскажет, а заодно подвергнет объективной критике мою работу)