У кого какие соображения по достоверности такого ступенчатого теста?
Чтобы его провести, у меня не хватает такой информации:
1. В статье Селуянова написано, что длительность ступеньки должна быть не менее 2 минут. А сколько по максимуму? Иначе говоря, в каких пределах должна быть длина круга?
2. В конце каждого круга нужно фиксировать время круга и пульс. Как я понял, это должен быть именно пульс на данный момент, а не средний пульс по кругу. Пока у меня нет пульсомера. Возможны два варианта: отсчеты пульса в конце круга и время наговаривать на постоянно включенный диктофон или на диктофон включаемый голосом или кричать помощнику, либо пульсомер должен сам запоминать время и пульс в конце каждого круга по нажатию кнопки и сразу начинать следующий отсчет. Правда, нажимать кнопку, когда тестируется мощность рук, наверное будет неудобно. Какой пульсомер подойдет?
3. Нужно знать силу сопротивления колес + сопротивления воздуха для данной скорости, модели лыжероллеров и человека данных размеров. Насколько влияет качество асфальта?
Наверное, можно было бы узнать силу сопротивления, привязавшись через динамометр к велосипеду со спидометром, причем ехать надо по тому самому кругу, где будет тестирование, чтобы учесть все переменные. Если я правильно посчитал, то шкала динамометра должна быть килограмм до 20. Я видел в магазине такие рыбацкие весы. Другой вариант: померить силу резинки от эспандера при данном растяжении, привязать к концам одной или нескольких параллельных резинок веревку такой длины, привязаться к велосипеду и фиксировать скорость, когда веревка полностью распрямится.
Да, и если моя идея не кажется совсем бредовой и есть
желание помочь друг другу провести такой тест в Питере, дайте знать. Подходящий круг, наверное, можно найти в Приморском парке, или вокруг СКК.
1. спидометр прекрасно можно поставить и на роллеры.
2. пульсомер самый простенький
3. длина мерного участка должна быть такой, чтобы пульс успевал "устаканиваться", на байке получилось около километра - полутора. если участок дороги горизонтальный - то можно туда-обратно ступеньки делать, если нет - то обратно отдыхать а потом ДО мерного участка разгоняться.
4. Как рисовать график! шкалу скорости надо делать нелинейную, т.к. сопротивление воздуха растёт примерно как 0,7*квадрат скорости. Мощность по скорости можно достаточно точно посчитать (если ветра нету), но это и не нужно, важна лишь форма кривой по большому счёту.
5. А вот правильно интерпретировать кривульку - это самому трудновато, ИМХО это как с кардиограммой. Но если график получится незатейливый, то всё получится.
6. тест можно гонять только после разминки, иначе черт знает что в первые 15 минут получается.
7. Польза от самопального теста сомнительна без данных о потреблении кислорода. И улучшившаяся техника может всё смазать при след. тесте. Даже от одежды и погоды всё очень сильно шатается.
Я думаю, что получится кривая типа красной сплошной на рис.1 (с.65,номер 23 ЛС). Из нее можно получить максимальную полезную мощность и полезную мощность на АнП. Потребление кислорода для велосипеда равно 1л/мин на 75 вт (с.71), но там другой КПД. Так что нужно еще узнать КПД работающих мышц на велосипеде и на лыжах, причем для разных стилей.
Честно говоря, никогда не знал, что есть спидометр для роллеров. В принципе, подойдет GPS. Другое дело, что его как-то надо укрепить, чтобы было видно, и потом все равно это будет отвлекать.
Да, график можно построить, но похоже, из него ничего не увидишь.
Дело в том что, как я понял, на велоэргометре мощность работы задается силой сопротивления, а она определяет количество рекрутированных мышечных волокон. А мощность при лыжном ходе сильно зависит от частоты толчков (руками или ногами), и трудно определить, какова сила толчка в процентах от максимальной при данной скорости, к тому же сила толчка изменяется по времени толчка.
Все же я думаю, что если заменить в тесте роллеры на велосипед, то уже можно получить какую-то информацию, хотя и только для мышц ног (уже неплохо). В принципе велосипед со спидометром и пульсометром - это и есть велоэргометр, не хватает только информации, какая сила сопротивления воздуха+трения на данной скорости. Дальше подставляем в формулу диаметр колеса, передаточное отношение, длину шатунов и получаем нагрузку на педаль. По идее, такие расчеты уже давным-давно должно быть кем-то и где-то сделаны с тех пор, как люди начали всерьез гоняться на велосипедах.
"он у большинства с двумя перегибами получается" - прости, но сразу стало интересно, сколько графиков ты видел? И где эти люди тестировались?
Хорошо, я еду на байке 2 км в гору. А на какой передаче? Предположим, на любой передаче пульс ниже максимума, силы ног не хватает ехать быстрее - тут все ясно, у меня только ОМВ в ногах, надо ноги качать, делать статодинамические упражнения (вряд ли это мой случай). А если пульс по максимуму, а у ног есть резервы, что это - сердце не пускает, или много ГМВ и из-за этого пульс быстрее растет (наверное и то и другое вместе)? А если передача маленькая, то на больших оборотах уже КПД не оптимальный. Хорошо бы где-то узнать зависимость КПД от частоты педалирования.
>Да, график можно построить, но похоже, из него ничего не увидишь.
Скорее не больше чем просто прислушавшись к своим ощущениям.
>Дело в том что, как я понял, на велоэргометре мощность работы задается силой
>сопротивления, а она определяет количество рекрутированных мышечных волокон.
>А мощность при лыжном ходе сильно зависит от частоты толчков (руками или
>ногами), и трудно определить, какова сила толчка в процентах от максимальной >при данной скорости, к тому же сила толчка изменяется по времени толчка.
>Все же я думаю, что если заменить в тесте роллеры на велосипед, то уже можно
>получить какую-то информацию, хотя и только для мышц ног (уже неплохо). В
>принципе велосипед со спидометром и пульсометром - это и есть велоэргометр, >не хватает только информации, какая сила сопротивления воздуха+трения на
>данной скорости. Дальше подставляем в формулу диаметр колеса, передаточное
>отношение, длину шатунов и получаем нагрузку на педаль. По идее, такие
>расчеты уже давным-давно должно быть кем-то и где-то сделаны с тех пор, как
>люди начали всерьез гоняться на велосипедах.
Расчёты такие конечно делали. Это и самому недолго. Но это всё картинки, графики... цыферки. Вон Селуянов даже приводит КПД велосипедиста на уровне 23%. Но тут настолько всё запутано... Вот, к примеру у гонщиков "в возрасте" функционалка падает, а едут они так, что молодым завидно! Почему? Да у них за 15, скажем, лет занятий велоспортом настолько нервная система адаптировалась к этим движениям, что ни одной калории впустую не идёт.
>"он у большинства с двумя перегибами получается" - прости, но сразу стало
>интересно, сколько графиков ты видел? И где эти люди тестировались?
Пока штук шесть графиков снятых любителями. Очень все похожи. А тестировались просто на ровном шоссе. Сначала полого, потом после 110 уд/мин покруче и после 150-170 опять положе, после 190(у меня) или 200-210(у нормальных людей) - стоп.
>Хорошо, я еду на байке 2 км в гору. А на какой передаче? Предположим, на
>любой передаче пульс ниже максимума, силы ног не хватает ехать быстрее - тут
>все ясно, у меня только ОМВ в ногах, надо ноги качать, делать
>статодинамические упражнения (вряд ли это мой случай). А если пульс по
>максимуму, а у ног есть резервы, что это - сердце не пускает, или много ГМВ
>и из-за этого пульс быстрее растет (наверное и то и другое вместе)? А если
>передача маленькая, то на больших оборотах уже КПД не оптимальный. Хорошо бы
>где-то узнать зависимость КПД от частоты педалирования.
Наибольший КПД получается при частоте около 70 об/мин но оптимальная частота считается 80-90, иногда до 110. кпд немного падает, но растёт мощность, при меньшей закисленности мышц (ГМВ не рекрутируются). Хотя это тоже индивидуально очень. В общем случае - передача должна обеспечивать максимальную скорость на данном пульсе. Это на тесте. В гонке - можно пульс и "пошкалить".
Да, если повторить тест через месяц, скажем, то будет видно на какой части пульсовой кривульки пошёл рост скорости. Вот и информация к размышлению.
Ещё раз повторюсь - ИМХО тесты нужны, когда надо выжать последние полпроцента мощИ (но тут уж со всеми прибамбасами типа измерения лёгочной вентиляции, уровня кислорода и т.п.). А у любителей как правило можно "прибавить" вполовину на простейших вещах (типа не простудиться лишний раз, спать побольше, координацией движений заняться. Я серьёзно!).
Вот, к примеру:
>А если пульс по
>максимуму, а у ног есть резервы, что это - сердце не пускает, или много ГМВ
>и из-за этого пульс быстрее растет (наверное и то и другое вместе)?
Это и без тестов понять можно. Надо подольше покатать - если мышцы закиснут, заболят (это через пару минут будет), значит ГМВ "виноваты", а если ноги крутят и крутят, а скорость маленькая на пульсе 190 - мотор надо "раскачивать" (вот такой вариант мало у кого бывает, если после болезни только).
К сожалению, не могу ничего полезного рассказать именно про лыжи, потому как не лыжник. Вот.
Чтобы его провести, у меня не хватает такой информации:
1. В статье Селуянова написано, что длительность ступеньки должна быть не менее 2 минут. А сколько по максимуму? Иначе говоря, в каких пределах должна быть длина круга?
2. В конце каждого круга нужно фиксировать время круга и пульс. Как я понял, это должен быть именно пульс на данный момент, а не средний пульс по кругу. Пока у меня нет пульсомера. Возможны два варианта: отсчеты пульса в конце круга и время наговаривать на постоянно включенный диктофон или на диктофон включаемый голосом или кричать помощнику, либо пульсомер должен сам запоминать время и пульс в конце каждого круга по нажатию кнопки и сразу начинать следующий отсчет. Правда, нажимать кнопку, когда тестируется мощность рук, наверное будет неудобно. Какой пульсомер подойдет?
3. Нужно знать силу сопротивления колес + сопротивления воздуха для данной скорости, модели лыжероллеров и человека данных размеров. Насколько влияет качество асфальта?
Наверное, можно было бы узнать силу сопротивления, привязавшись через динамометр к велосипеду со спидометром, причем ехать надо по тому самому кругу, где будет тестирование, чтобы учесть все переменные. Если я правильно посчитал, то шкала динамометра должна быть килограмм до 20. Я видел в магазине такие рыбацкие весы. Другой вариант: померить силу резинки от эспандера при данном растяжении, привязать к концам одной или нескольких параллельных резинок веревку такой длины, привязаться к велосипеду и фиксировать скорость, когда веревка полностью распрямится.
Да, и если моя идея не кажется совсем бредовой и есть
желание помочь друг другу провести такой тест в Питере, дайте знать. Подходящий круг, наверное, можно найти в Приморском парке, или вокруг СКК.