Полезно покататься летом на роллерах - по своему опыту могу сказать, что это здорово помогает в плане постановки техники. Главное сразу не отчаиваться и не торопиться.Если на подъемах получается - на равнине тоже все должно стать нормально.
Относительно хода в подъемы - никогда на соревнованиях не видел попеременного конькового, даже на очень крутых буграх. А некоторые здоровые мужики (вроде А.Воропаева-ст.) даже на Битце ВСЕ подъемы заезжают "под каждую ногу", так что все зависит от индивидуальных данных и подготовки.
у Вас определённые проблемы с прокатом на ноге. Когда Вы идёте в подъём, прокат на ноге получается коротким и быстрым (что вполне понятно - круто)и Вашей координации хватает на такой короткий прокат. А на равнине на ноге нужно прокатиться и подольше, и шаг, таким образом, нужно сделать подлиннее. Рекомендации - поработать над прокатом на одной ноге. Очень полезны в этом смысле катание на коньках (лыжероллерах, лыжах) с нарочито затянутым, как при медленной съёмке, прокатом на ноге без палок. В общем, это описывалось достаточно подробно в статье В.Смольянова, К.Волкова и А.Коробова из №17. Жаль, что Вася так и не собрался с силами написать продолжение, хотя и торжественно пообещал читателям, злодей.
Точно, проблемы с прокатом. Я вот потом покатался по озеру, делал длинные прокаты, и толкался нормально под каждую руку. Статью я читал. Но вот такой я фома неверующий - не уверен я, что долго ехать на плоской лыже лучше, потому что во-первых, потом толчок приходится делать резче, во-вторых центр тяжести идет зигзагом, то есть расстояние длиннее, а в третьих, что-то у многих элитных гонщиков "проблемы с техникой" (то есть тоже рано закантовывают? А может тогда это и не проблемы?). В общем, собираюсь научиться и так, и так, а потом сравню скорость на одинаковом пульсе.
Техника хода сугубо индивидуальна и ориентироваться на других спортсменов нет надобности. Правильнее всего снять прокат на видео и с помощью метода видеоциклографии найти ошибки, а потом спокойно их исправлять.
лыжа действительно лучше скользит когда соприкосается со снегом большей своей площадью, в не закантованная. Именно поэтому нужно стремится увеличивать время проката на нормальной лыже и вершиной техники считается прокат, начатый на внешнем канте лыжи, переходящий в нормальное состояние, затем уже идет внутренний кант.
Другими словами если смотреть на лыжника спереди и условно его расчленить пополам вертикильно, то лыжа ставиться на снег перехлестывая эту ось, т.е. когда одна нога заканчивает фазу толчка находясь при этом на максимальном удалении от вертикальной оси лыжника, другая стремится к ней как можно ближе и встает на снег внешним кантом.
Опять же это не всегда эта тонкость заметна, да и не многие это могут. Это действительно совершенство техники.
Есть еще много интересных тонкостей как конькового так и классического стелей.
Главное при тренировках на технику обдумавать свои движения.
Мне кажется, что на очень жесткой, льдистой трассе закантованная лыжа будет скользить лучше. Вспомни бобслей в сравнении с санями... Коньки - зачем их точат? Почему не делают лезвие широким? Любое боковое проскальзывание это потеря поступательного движения и времени.
Наверно, для конкретных условий трассы надо не только подбирать лыжи и смазку, но и технику движений.
Применение его на крутых склонах позволяет значительно экономить силы, другое дело, что передвижение таким способом ощутимо медленее одновременных ходов, поэтому спортсмены высокого уровня его и не применяют. Но для любителя, бегающего марафоны, этот ход стоит освоить.
А вот экономия сил, ИМХО, сомнительна, потому что руки работают не в полную силу, основная нагрузка на ноги. В общем, я укрепился во мнении, что надо всегда стараться идти одновременным.
что мышцы работают не так интенсивно, а разница в скорости такая незначительная, что потом за пару толчков можно отыграть потерянное время.
На действительно тяжелом рельефе меня пару раз накатили спортсмены, которые шли явно лучше, а в ломовой подъем они шли именно попеременным двушажным (в отличие от меня). Сам потом попробовал идти таким ходов на очень тяжелых участках - даже быстрее получается, именно за счет экономии сил.
Как мне кажется экономия в этом способе достигается из-за того, что вес лыжника перемещается с ноги на ногу без активного толчка, лыжник как-бы раскачивается. Фактически более-менее регулярно и на нормальном инвентаре стал кататься в прошлом году (да и то только удается по выходным, но в этом году несколько раз попробывал свои силы в любительских соревнованиях и даже на Лыжне Сибири 50км мне удалось уже показать первый разряд) и как Владимир Ш пока имею такие же проблемы с равнинной техникой, но за счет неплохой физ.подготовки подъемы - это места, где я могу бежать почти наровне со спортсменами. Свой первый марафон я пробежал в Екатеринбурге Европа-Азия, где были неплохие подъемы. И два раз я применял попеременный ход и достаточно успешно, когда не было сил идти одновременным, в то время как те, кто бежал рядом со мной, вообще переходили на "елку". Думаю, что в их случае было бы целесобразным тоже воспользоваться попеременным ходом. Да и в спец. литературе я несколько раз встречал статьи о экономичности и необходимости освоения этого хода.
Тяжелый рельеф был в Финляндии - 148 м перепад высот на 10 км - из первых четырех километров - 2 крутых спуска по 500м, остальное подъем.
Забыл сказать, что там меня обошел японец - единственный японский лыжник, входящий в мировую элиту - он шел одновременным двушажным, причем, с совершенно отрешенным лицом. Очень плохо это сочеталось с его скоростью и рельефом.
Ход у меня, естественно, разный на разном рельефе (сильно отличается). По равнине стараюсь одновременным двушажным не ходить. Мне кажется, это себя не оправдывает, даже на марафонах.
В подъем одношажным без проблем, другое дело, что быстрее устаешь.
Что посоветуете?
Да, и заодно еще вопрос. Применяют ли гонщики на подъемах
когда-нибудь попеременный коньковый или надо всегда стремиться использовать одновременный двухшажный?