Интересно! Очень понравилась повторяемость графика рельефа - я к альтиметру скептически относился, но вижу, что был неправ. Трасса, на мой взгляд, весьма непростая. Результат 3.17 - в общем, небыстро для ср. пульса 160 - или лыжи не ехали?
Так как температура прибора (воздуха в корпусе, где установлен датчик давления) снижалась, изменялось давление (падало), то график имеет тенденцию падения. На ЛР видно, что отметка со временем ушла примерно на 10м. Так что прибор желательно выдерживать на улице достаточно длительное время перед началом измерений. Чем дольше по времени происходит измерение, тем больше могут быть искажения из-за причин перечисленных выше.
Может, просто давление воздуха падало? Мне кажется, температура должна довольно быстро стабилизироваться, тем более, что и подвод тепла от руки присутствует. Мне кажется, что перепады атм. давления здесь играют не меньшую роль, чем температурные,и с этим влиянием в длинной гонке/тренировке просто смириться надо.
В протоколах написано, что ты 1975г.р. Тут возникает вопрос нашим медицинским корифеям о пульсовой стоимости. Бежали рядом, но ты имел крутой номер. Ты, что рвал старт?
Илья, а сколько у тебя fitnesstest в TOP режиме? И предсказание HRmax?
"Крутой" номер достался мне достаточно неожиданно, наверное, как выполнившему норматив Russialoppet-мастера (меня заявляли от города). Стартовал из элитного кармана, но поначалу брел по краю, чтобы пропустить несколько сотен участников - я трезво оцениваю свои силы, и где-то через 1 км попал к равным по силе. Так что со старта я не рвал, ехал в толпе себе подобных, просто обычно на первых км все едут чуть быстрее своей крейсерской скорости.
Ну и старался держать 180 +/-5уд, более-менее для меня комфортно. На 190 и выше могу бежать, но недолго.
На тренировках получается ЧССср ~150-160уд. ЧСС лежа через пару часов после тренировки - 75-80, в день отдыха - 55-60.
Сейчас посмотрел файл с прошлой ЛР, там ехал 1 круг (был после болезни). По времени 1.53, ЧССмах=191, ЧССср=179. Т.е. почти то же самое. Кстати, в 2003г стартовал из последнего ряда - овраг на 3км прошел всего на 4 мин позже, чем теперь.
Предсказания МПК по Polar - вещь тонкая, год назад было ~ 52, сейчас ~47, но это некорректно, поскольку только что заметил, что установки сбились. Пользуюсь редко. Не совсем понял про TOP-режим. Это что?
На ЧССмах даже внимания не обращаю, т.к. предсказывает что-то около 186, а реально разгонялся до 198. Алгоритмы предсказания строились на основании тестов на велоэргометре, думаю, что для лыж они не совсем корректны.
Считаю, что высокая ЧСС в гонке - следствие непроработанных, быстрозакисляющихся мышц - летом ничего не делаю, отращиваю пузо, а также следствие отсутствия интервальной работы. После трудового дня в 9-10 вечера как-то не до ускорений
утверждением, что в твоем случае "высокая ЧСС в гонке - следствие непроработанных, быстрозакисляющихся мышц". Смотри - у тебя ЧСС макс в районе 198, а ты бежал на 180+-5, а недолго можешь на 190. Т.е АнП где-то в районе 190 при макс 198-200. Это не так уж и плохо. Конечно, можно на 190 выдать большую мощность, если проработать мышцы получше, но все равно это неплохо, если учесть, что ты интервалы и скоростную работу не делаешь.
Слушай, а во время сна ты не пробовал измерять ЧСС? Я мерил, так вот там картина очень интересная. У меня абсол. мин. был 37, а максимум 85. За ночь несколько пиков под 80. Может кто объяснит на счёт пиков (историю про сны я слышал в школе). Измерения проводил через 3 дня после нагрузки.
Я вижу, что у тебя сердце работает в очень широком диапазоне. Укажи свой вес и рост.
У Гордона была передачка про сон. В ней приглашенные спецы рассказывали, что ночью сердце (и организм) проходят через несколько режимов. Сердце гоняет себя (или мозг его гоняет) через "нагрузку" - проверяет себя на работоспособность. Именно в такие моменты и умирают люди во сне, если сердце не выдерживает. В таком режиме и повышается пульс и, наоборот, большие и резкие сокращения тоже присутствуют.
Рост 180см, с весом интереснее. Два года держался на уровне 90-92, а вот вчера уже 82 Три недели без сладкого, жареной картошки и пр
Насчет TOP понял. Никогда его не ставил, сейчас medium.
PS Ребята, я извиняюсь, что тема "Обсудим характеристики трасс" превратилась в мой ЧСС-эксгибиционизм, но ужасно интересно послушать комментарии. Скажете "харе" - закроем тему.
Гонки ты проходишь достаточно грамотно (Средняя пульсовая линия растёт). Сон у тебя, я думаю, более эмоционален, чем у меня. Ты спать обычно во сколько ложишься?
Забыл добавить в Polar’е есть уровни активности. Нужно изучать внимательнее. В инструкции написано (по памяти): TOP – если 5 и более раз в неделю тренировка (соревнования); HIGH – если 3 раза и т.д.
Короче если сравнивать OwnerFitnessTest, то нужно сравнивать его в одном режиме активности (он выставляется в настройках User). Пример в TOP у меня 62-66 (давая считать по TOP), в HIGH 50-54. Пишут, что у крутых может достигать 80-90.
На счёт твоего широкого пульсового диапазона должен сказать специалист. Но у меня есть мнение обратное твоему. Ты напротив очень резок, мышцы мало развиты (если с техникой и лыжами всё в порядке) поэтому сердце работает на предельных оборотах. Интервалы насколько я полагаю тебе делать как раз не надо.
Если АнП близок к ЧСС макс, то мышцы развиты соответственно или выше возможностей сердца.
Очень просто - представим себе, что мы еще накачали мышцы, можем бежать еще быстрее. Но сердце и так работает на пределе, оно не сможет больше перекачивать кислорода к мышцам. Значит, и незачем наращивать мышцы, пока что надо сердце качать. Или гемоглобин повысить, если есть резерв. Опять же, я не спец, но тут простая логика : кислород в единицу времени=ударный объем сердца*пульс*процент кислорода в крови.
С другой стороны в лыжных гонках при одинаковых возможностях сердца может увеличить скорость увеличение КПД. Например, работа ногами и руками должна иметь разный КПД (правда, я не знаю, какая именно и насколько). Тогда, например, если руками КПД больше, можно подкачать мышцы туловища и изменить стиль в пользу толчков руками.
Как говорил один уважаемый академик, - "Жизнь сложна, потому что конкретна." Про мышцы и сердце. На самом деле очень много факторов в этом деле. Если АнП близок к ЧСС макс - это неплохой критерий, но может быть и ошибочным в плане того достиг ли человек своего максимума по мышцам или сердцу или нет.
Пример 1. У меня окислительных очень мало от природы. И хотя на данный момент АнП где-то на ЧСС 175-177 при ЧСС макс 184, но аэробный порог все равно остается на уровне ЧСС 100. Поэтому после ЧСС 100 я все равно начинаю потихоньку закисляться, и мощность на АнП относительно низкая. Поэтому чем больше я буду работать над мышцами делая их более окислительными - тем большую мощность на той же ЧСС 175 я выдам. А выше 175-180 ЧСС АнП может мне и нет большого смысла поднимать - там уже ударный объем начнет падать.
Пример 2. Некто имеет много окислительных волокон. У таких людей АэП и АнП могут быть очень близко. Соответственно при тех же пульсовых параметрах он на ЧСС 175 выдаст большую мощность чем я. Потому что у меня ЧСС будет расти в основном из-за закисления, а у него будет в большей мере соответствовать выполняемой мощности. Он все равно на АнП будет немного закисляться - поэтому перейдет в основном на окисление углеводов, что в плане мощности даже более выгодно.
Короче нужно учитывать индивидуальные особенности, а соответственно их знать.
А вообще, удаленность или близость ЧСС АнП к ЧСС макс для каждого в отдельности (кроме талантливых супер монстров) т.е. любителя - хороший показатель роста спортивной формы.
Почему при одинаковом пульсе (и одинаковом ударном объеме и гемоглобине) разная мощность в зависимости от того, какая доля окислительных мышц? Конечно, я имею в виду устойчивое состояние, когда уровень молочной кислоты не растет и не падает.
Но дело даже не в этом. Какая бы не была доля окислительных мышц у конкретного человека, на АнП РАБОТАЕТ у всех одинаковый их процент - по определению, потому что АнП -это пульс при конкретном уровне молочной кислоты. Так что если АнП близок к ЧСС макс, я не вижу резервов в проработке мышц.
Хотя...
Это если иметь в виду, что этот АнП достигнут на самом крутом подъеме, когда работает максимальное количество МВ.
Вообще-то лыжник выдает при одинаковом пульсе примерно одинаковую мощность на равнине и на подъеме, но при этом на подъеме больше усилие. (Но скорость сокращения медленнее, так что мощность одинакова).
То что я выше писал - пока только мои догадки, или домыслы - как кому больше нравится. Я не гуру, могу и ошибаться. Предположение сделано на основе графиков тестов. Если удастся съездить на следующей неделе в OlympicLab - обязательно поинтересуюсь. У них огромное количество данных, что нибудь можно будет подобрать для сравнения. А закон сохранения энергии тут не причем. Доставка кислорода (сердце+кровь) может быть и одинаковой, а сколько из этого съедают мышцы - вопрос.
- Куда может деваться кислород, недоставленный к мышцам?
- Когда мы волнуемся, адреналин заставляет биться сердце сильнее и чаще, дыхание тоже чаще и глубже. Куда девается кислород в этом случае?
- Даже самый элитный лыжник в со 100% ОМВ в конце концов выходит на АнП. По крайней мере норвежская система подготовки лыжников предусматривает его наличие как порог интенсивности для тренировок. Откуда у этого лыжника молочная кислота, если нет ГМВ?
- Почему, когда растет уровень молочной кислоты, график пульс/мощность становится круче? То есть молочная кислота действует на сердце как адреналин, и при этом, как в случае с адреналином, часть кислорода расходуется впустую?
- Я читал, что молочная кислота утилизируется в мышцах с образованием энергии. Но я не понял - это происходит только в работающих мышцах, или во всех. Например, помогут ли байкеру мощные спинные мышцы для сжигания молочной кислоты?
- Как Селуянов относится к норвежской системе подготовки лыжников
- Куда может деваться кислород, недоставленный к мышцам?
Он просто остается в крови. Разница содержания кислорода в артериальной (до мышц) и венозной крови (после мышц) становится меньше. Соответственно диффузия кислорода в кровь в легких тоже снижается.
- Даже самый элитный лыжник в со 100% ОМВ в конце концов выходит на АнП. По крайней мере норвежская система подготовки лыжников предусматривает его наличие как порог интенсивности для тренировок. Откуда у этого лыжника молочная кислота, если нет ГМВ?
Если ОМВ не хватает кислорода для поддержания заданной мощности, то там тоже разворачивается анаэробный гликолиз – отсюда и молочная кислота и АнП. Сердце и кровь не могут обеспечить мышцы кислородом на пиковых нагрузках – будет гликолиз. В тех же статодинамических упражнениях – ОМВ еще как закисляются. Только недостаток кислорода обеспечивается другим способом – затруднением кровотока в напряженных мышцах.
- Почему, когда растет уровень молочной кислоты, график пульс/мощность становится круче? То есть молочная кислота действует на сердце как адреналин, и при этом, как в случае с адреналином, часть кислорода расходуется впустую?
Ну там на самом деле очень много факторов действует на ЧСС, молочная кислота – один из них. Круче график становится обычно при переходе аэробного порога. А если АэП близок к АнП и они на достаточно высокой ЧСС – то этого даже заметно не будет.
- Я читал, что молочная кислота утилизируется в мышцах с образованием энергии. Но я не понял - это происходит только в работающих мышцах, или во всех. Например, помогут ли байкеру мощные спинные мышцы для сжигания молочной кислоты?
Нет, в основном лактат «съедают» работающие ОМВ. ГМВ его производят, потом он диффундирует в соседние ОМВ или через кровь попадает в другие мышцы, и там служит топливом, окисляется. Неработающие мышцы почти ничего потреблять не будут.
>Интервалы насколько я полагаю тебе делать как раз не надо.
С этим не согласен категорически, ибо на практике, когда все-таки заставлял себя делать интервалы, результаты заметно улучшались. Буквально после 2-3 тренировок.
Также наблюдал улучшение после участия в коротких гонках.
Сейчас не вижу смысла, т.к. нет цели достижения максимально возможного результата, катаюсь для удовольствия. Теоретически могу прибежать на ЛР не в шестой сотне, а в третьей, но стоит ли ради этого напрягать себя скоростной работой по вечерам...
Двигатель по расчетам - самый сложный марафон, а в моем календаре он оказался самым быстрым по времени при том, что скольжение там было не самым лучшим.
почему бы эти расчеты не опубликовать в журнале "Лыжный спорт"? Если учесть, что у Сергея хорошо получается рейтинговать и делать отчеты, получилась бы добротная статья о характеристиках трасс наиболее популярных марафонов в стране.
Интересно было сравнить с МЛ-2004. Трасса немного другая, скорости тоже. Погода была тоже другой.
МЛ-2004 t=-2... -4, V=3-5, узкая трасса, народ, ледянистые спуски и повороты, бугристо
МЛ-2005 t=-10... -17, V=1-3, местами узкая трасса, бугристо, на 80% мягкая трасса
Все эти факторы оказали влияние на характеристики трассы. Изменение перепада атмосферного давления было незначительным в 2005г, но температура на открытых участках и в лесу сильно различалась.
сильно отличалась (С). - Да, я тоже обратил на это внимание. В лесу катило отлично, на полях в тени снег даже поскрипывал под колодкой и тупило, а на солнце тоже катило отлично.
ЛР-2005 t= -10...-12, V=5-9, очень мягкая лыжня 75%, сугробы, сыпучка. Атмосферное давление скакало на первом круге. Второй круг точнее отображает профиль.
Трасса 2005 была подобной 2004, но немного отличалась и погодные условия были разные.
ЛР-2005 t= -5…-3, V=1-5, выглядывало солнце, сильный первый круг был средней жёсткости, а остальные на 75% очень мягкие. Атмосферное давление сильно скакало во время всей гонки. Шестой круг точнее отображает профиль.
Трасса 2005 была подобной 2004, погодные условия были разные.
ГЗ-2005 t= -5…-1, V=1-5, Первая половина круга была несколько жёстче второй, много сыпучих подъёмов. Соответственно покрытие было неоднородным. Погода вносила свои коррективы, однако 3-й круг оказался достаточно ровный (с минимум искажений).
на этом сайте? Мог бы предложить характеристики Екатеринбургского и Тольяттинского марафонов. Остальные, имеющиеся у меня марафоны уже представлены Сергеем.
(это уже достаточно сложная трасса получается, хотя она и была сложной)
Расчёты сделал по 3-му кругу, так как он наиболее точно отражал профиль.
Характеристики отличаются от 2004 года, но достаточно близки. Местность одна, но снега было очень много + порывы ветра (изменение давления). Думаю, что МВТУ-2005 была сложнее МВТУ-2004.
Высокие скорости на дистанции вносят свои коррективы в графики, так как датчик давления обладает инерционностью (не успевает быстро реагировать на изменения перепадов давлений). Опять вырос горб на графике в начале гонки. Что это? Влияние плотной толпы (разрежение пространства) или ещё что-то?
Картинка от 2004 практически мало отлична, однако сумма наборов различается. 2-й и 3-й круги зафиксировались более объективно.
5 февраля 2006г. t=-20... -21, V=1-3, местами узкая трасса, бугристо, свежий снег, ~15% мягкая трасса Скольжение среднее на скоростных спусках и плохое в подъёмах.
перепад высоты (HD) 57 м. максимальный подъем (MC) ~44 м. сумма перепадов высот (TC) ~480 м
Трасса несколько отличалась концовкой большого круга от 2005 года. Длина кругов предварительно 42+8=50км Отметки на дистанции, км: 10, 21, 30, 42 (мостик перед подъёмом на малый круг)
Поездка на этот марафон планировалась с прошлого года после ряда положительных отзывов и откликов о значительном улучшении организации о данном соревновании. Решение ехать в любую погоду укрепилось после пропуска предыдущего старта – марафона чемпионата СССР, помимо этого еще и удалось дистанционно заявится через Катерину В. (за что ей огромное спасибо) без всяких справок и проволочек, номера мы получили у нее уже на месте страта, куда добрались в ослабленном составе в количестве двух человек вместо четырех (остальных сразил недуг накануне старта) поспав в поезде целых 4 часа и подготовив лыжи еще дома Swix CH4. Ехал на Rossi F3, работали как у всех, иногда меня какатывали, иногда я… что и свойственно этим лыжам они сильно тупили в сыпучке, которой, к счастью, было немного. Лыжня в целом была подготовлена на 5 с минусом (провинциальный взгляд на подготовку), разочаровали местами сильные бугры на трассе и… все. Самым большим отрицательным моментов я бы назвал организацию питания в плане разнообразия… (поправьте, если я не прав) из питья – только чай, иногда совсем не сладкий! В общем на таком питании, в такой мороз и по такому небыстрому снегу бежалось тяжело. Гонка: на место старта мы прибыли в упор не успев даже размяться сразу договорились о том что каждый сам за себя и встречаемся в "раздевалке". Я без проблем прополз в третий ряд и только потом поднял глаза и увидел… стену в которую предлагалось стартовать, причем страховать никто не обещал, но испугаться даже толком не удалось, потому что был дан старт… началось! Уже к вершине начали гудеть голени, болеть бедра, а маска (аля ОМОН) жутко мешала дышать… наконец-то поправив маску начал осознавать, что в таком состоянии я ни то что 50, 5 километров не преодолею, но твердо продолжал следить, чтобы в идущем поезде не образовывались разрывы и временами их закрывал, но видимо плохо я следил (тут промелькнул и уехал номер 62, который еще встертится в этой гонке), потому что скоро оказался в поезде, с которым и ехал потом долго и счастливо до первого пункта питания на 12 км, кстати забыл отметить, что с собой вез термофлягу с 1л. Энергии и изюм в кармашке, но покушать никак не удавалось… тогда я еще не знал, что покушать из собственных запасов удастся 3 раза, а попить 2, причем второй на том самом 42 километре, когда уже начнет сводить ноги! но пока я мчал по лесам в своей сформировавшейся группке, как потом выяснилось была 4, начиная от лидеров, впереди, метра в 300-400 временами маячила 3 группа, но она предательски шла в том же темпе и приблизится к ней не удавалось; велосипедная тактика приживалась крайне плохо. Где-то в полях я оказался локомотивом своей группы и тащил ее по полям, причем группа, идущая впереди начала неумолимо приближаться, оглянувшись назад отметил, что группа подрастянулась, попытался пропустить идущего за спиной номера… скажу какого, когда загляну в протокол (он ехал в комбинезоне с флягой)… но тот, тяжело дыша, отказался и любезно предложил свою посильную помощь как гида; он в отличие от меня знал трассу, и предупредил о подъеме в лесу, но это был не подъем, а… скала с небольшим положительным уклоном J , забрался на нее со звериным рыком, распугав стоявших на вершине кормильцев. Наконец, путем неимоверных усилий и начавшегося закисления ног, при входе в лес мы вдвоем достали третью группу, в которой шел тот самый, 62 номер. Достоточно продолжительное время я отходил в ее хвосте, пока в один из моментов локомотив решил сменится и впереди оказался… я :/… чтож работать, так работать…едим дальше, но протянуть долго я не успел, уже где-то на подходах к концу первого круга рывком вперед отъехал один из участников нашего коллектива №3… достать его я уже не имел сил, мы скатились к стартовой поляне и… опять я не ожидал того кошмарного самого подъема, в который меня обошли 3 ребят из группы и умчались своей маленькой группой вдаль, когда я начал жадно ловить влагу из своей фляги, идя только на ногах под спуск. Но не успел я восстановиться, началось оно – последний подъем при уходе на последний круг, причем в него лыжи просто колом стояли, в одном месте я даже пошел пешком; выехав на вершину я еще наделся достать впереди идущих ребят, но мое упорство разбилось о стену, когда у меня начало сводить то правую, то левую ногу; я налег на руки… и тут же отозвались широчайшие мышцы спины, сжавшись в комок… пришлось резко сбавить темп, но за спиной никого из соперников не было видно и я докатывал дистанцию на бреющем полете. Километра за 3 до финиша меня достал еще один участник, номер которого, как водится, я не помню; попытался пойти за ним, но мышцы ответили дружным позывом к судороге… после чего я окончательно успокоился и докатывал до финиша. Где-то за 300 м до финиша даже удалось обогнать еще кого-то… ФИНИШ! Вот оно счастье! Так не выкладывался я давно! Время у меня где-то 2.45, точно не скажу, т.к. запустил секундомер на вершине стартового подъема. Судя по времени мы ехали в одной группе с Юрием С., что особенно приятно… что ж дождемся протокола. После финиша встретил человека-шапку… в количестве две штуки J
P.S. Я кого-то завалил на лыжне, за что прошу прощения! Ничего не отморозил и не замерз… ехал в жилете, лицо обильно мазал детским кремом. Спасибо Сергею за выложенную инфу практически по всем марафонам.
ТМ-2006 19 февраля 2006г. Классика По моим данным: Длина дистанции чуть больше 53км Длина трассы (примерно) 2+26+26км, Жаль, что GPS нет. Хотелось бы точную длину знать!
6-й лыжный марафон памяти погибших сотрудников ЦСН ФСБ России Владимирская обл., г. Киржач, пос. Красный Октябрь, ул. Садовая, 51, средняя школа №7 23 февраля 2006г. Классика
Длина дистанции около 5х10км=50км Хотелось бы точную длину знать! Опять нужен GPS…
t= 0...+2, V=0, мягкая лыжня, одна рабочая колея (глянец), разбитая лыжня на 50%
Полный перепад (HD) ~32м Сумма подъёмов (TC) ~584м
8 марта 2006г. г. Ивантеевка, Моск. обл. 5х10км=50. Свободный стиль. t= -3...-5, V=0-5,25% мягкой лыжни. Солнечно. 2-4 круги были более мягкими по покрытию.
Полный перепад (HD) ~18м Сумма подъёмов (TC) ~550м
пос. Горный, Солнечный р-он, рядом с Комсомольском-на Амуре.
Трасса удивляет! Первое впечатление - равнина, почти Дубна. Однако, если верить приборам, то рельеф есть! Обилие крутых гор рядом с трассой могут создавать иллюзию пологости и простоты (есть такое мнение).
Скорости на трассе очень сильно зависят от скольжения, так как крутых и длинных (одновременно) подъёмов нет.
Профиль дистанции очень скоростной (сочетание равнины, длинных пологих спусков и достаточно крутых подъёмов на большой перепад). Скорости на 60км практически как на 50
В некоторых местах, при сильном ветре, возникает переметёнка и сыпучка, что тормозит движение.
Сумма подъёмов ~860м (по данным организаторов 704м), Максимальный перепад: ~155м (по данным организаторов 150м).
А не подскажете, какой у Вас вес и какой получился расход килокалорий? Просто увидел данные 1254kcal/60min и удивился. Это средний показатель или максимальный? Вчера катался с Polar S210, при среднем пульсе 153 получилось 900kcal/60min. Интересно, в Polar поменяли формулы рассчёта или это различия в весе и т.д...
В протоколах дана характеристика трассы:
перепад высоты (HD) 35,8 м.
максимальный подъем (MC) 29,2 м.
сумма перепадов высот (TC) 1247,3 м.
По моим данным получилось:
перепад высоты (HD) 52 м.
максимальный подъем (MC) 39 м.
сумма перепадов высот (TC) 490 м.
Кто прав? Кто-нибудь занимался измерениями?