Unlike aluminum extrusions, where modulus, tensile and other physical properties can be precisely controlled, composite structures can vary substantially. That is why racing skis with the same serial number often have different flex results. Ski companies don't know how to precisely control the composite parameters so the skis must be tested after they have been cured and then matched as closely as possible.
Композитные мтариалы, например, carbon fibres (углеродное волокно пропитанное эпоксидными смолами, у нас называется углепластик у буржуев просто: Карбон), fiberglass (тоже, но стекловолокно пропитанное эпоксидкой, прочнее карбона, но тяжелее), laminate - слоистый пластик - тончайшие слои склеены эпоксидкой. Композиты обладают нестабильными механическими характеристиками, которые врьируются от одной партии материала к другой. Поэтому лыжи одного серийного номера могут отличаться по жесткости.
На самом деле входной контроль композитов возможен - не вижу проблемы измерить жесткость углепластикового листа - измеряется также как жесткость любого листового материала.
Я не спец по конструкции лыж (А.Рязанов, может выскажется), но с материаловедением композ. материалов знаком не понаслышке.
1. Разброс характеристик существует уже в исходном сырье, скажем, углеволоконные нити могут иметь поверхностные микродеффекты - концентраторы напряжений.
2. Современная топовая лыжа - достаточна сложна по конструкции, чтобы можно было полностью механизировать процесс - это не трубки мотать. Об этом писал ЛС в статьях о лыжных фабриках - Фишер, Мадшус. Разница в конструкции обуславливает разную долю ручного труда. Понятно, чем существеннее человеческий фактор, тем большим может быть разброс характеристик лыж. Вероятно, проблема достаточно серьезна.
То что они лыжи выпекают по одной, а потом хватают одну из них и бегают, ищут к ней подходящую пару? Интересно, какие алгоритмы сортировки лыж и поиска они используют?
Что мы можем сделать? Просто нужно помнить, что для лыж вредны удары (об корни, ветки, лыжные палки, багажник на крыше авто), перегибы (на корнях, ямках, в мягком сугробе) и воздействия высокой температуры.
Илья скорее всего имел ввиду жесткость - протестировали при комнатной - а на морозе жесткость изменилась, тогда могут возникнуть проблемы, например, с держанием.
Мы тут уже неделю по мылу с Александром тему обсуждаем - почему на вроде бы грамотно подобранных лыжах (даже с запасом по мягкости) в большинстве случаев приходится иметь проблемы с держанием.
Что это - плохая техника и/или слабый толчок или же влияние внешних факторов?
Хотелось бы узнать, каков возможный вклад в это дело температурных воздействий на композитные материалы, из которых сделаны лыжи.
было известно, что это кот в мешке. Поэтому их применяют там где они по прочностным характеристикам в 10-100 раз перекрывают требуемые нагрузки. Предсказуемые упругие материалы - номекс, кевлар, поликарбонаты (не путать с углепластиком), но их обработка более технологически сложная, трудоемкая и плотность их выше чем углепластиков и ламинатов.
Вы же все умный народ. Этот композиционный материал (карбон, углеволокно, стеклопластик, углепластик и так далее как бы мы его не называли) фирмируется на сковородке. Лыжи - не Формула 1. Какую, сколько, как применили эпоксидную смолу - такой и результат. Если, углеволокно, стекловолокно и стеклоткань укладывается вручную, а затем объединяется смолой, то что за вопрос?. Вспомните про сауну, сколько было, извините, дерьма в мою сторону вылито. Без всякого сомнения жесткость лыж увеличивается при уменьшении температуры и наоборот. Также меняется при эксплуатации. Ею можно управлять простыми способами.
В отличие от прессовки алюминия, где модуль упругости, эластичность и другие физические свойства могут точно контролироваться, композиты могут быть значительно изменчивыми.
Именно поэтому гоночные лыжи с одинаковыми серийными номерами часто имеют разную жесткость.
Производители лыж не знают, каким образом точно контролировать параметры композитов, поэтому лыжи должны быть протестированы после изготовления, а затем подобраны (в пары) настолько точно, насколько это возможно.
В этой рекламке речь идет в основном о палках, лыжи для примера приведены. Типа все не просто так, 100% композитных палок Jenex тестируются и подбираются в пары с особой тщательностью - расхождение при тестировании в паре не более 0.1мм, процент брака очень мал и брак в продажу не идет.
PS У меня на Elan есть алюминиевая подложка под с/п по всей длине. Однажды на приличной скорости наехал на железный штырь - продрал до этой подложки.
Я хотел сбросить снимки по фишерам, чтобы разговор не был беспредметным. На них все видно. Коментарии может сделать любой в форуме. Целиком ведь в форуме такой возможности нет?
В отличие от алюминиевых экструдированных профилей, у которых можно точно регулировать модуль упругости, предел прочности на разрыв и другие физические характеристики, композиционные материалы могут значительно различаться по своим физическим свойствам. Вот почему гоночные лыжи с одним и тем же серийным номером часто имеют различную жесткость. Фирмы-производители лыж не знают какого-либо способа точного регулирования свойств композиционных материалов, и поэтому лыжи после изготовления приходится тестировать и по возможности точно подбирать пары по жесткости.
вляние на эпюру лыжи нестабильности характеристик конструкционных материалов. Например: как изменится эпюра при изменении модуля упругости на 10%.(На это надо минут 30)
Могу посчитать влияние температуры на эпюру лыжи (на это часа три).
Если интересно могу это сделать.
Сейчас пытаюсь расчитывать влияние эпюры на скользящие свойства лыж. Пока не все получается. Но решу - это точно.
В понедельник мне должны привезти лыжи Сергея Башкирова (сборная по биатлону) - говорит "катучие". Все промеряю, сделаю по ним новую цифровую модель и уже с ней будем проводить эксперименты. Хорошо?