Да простит меня Иван Исаев, которому я примерно два месяца назад отправил письмо о дефектах новых лыж фишер, связанных с технологией их изготовления и применяемых материалах. Письмо направлялось с надеждой, что возможно он, как очень авторитетный человек в лыжном мире найдет возможным или целесообразным передать мои замечания диллеру фишеров Александру Завьялову. Иван промолчал, и я понял - скандалы ему не к чему. Но у меня у самого терпение закончилось, когда вчера мне позвонил мой приятель, очередной потерпевший, отдавший предпочтение фишерам при их покупке.
Я прошу прощения, у меня сейчас не будет столько времени, чтобы все подробно объяснить, только тезисно.
1. Что находится прямо под колодкой, где мы устанавливаем крепления, что ухудшилось в конструкции фишеров 01 года в этом месте?
По слоям: 1. бумага, покрытая лаком.
2.Стекловолокно-примерно 0,5 мм
3.Графит (углеволокно)-примерно 0,2 мм
4.К графиту сразу премыкают соты
5.Опилки в эпоксидной смоле - висят как сопли
Это то, что мы сверлим.
Дальше:
6. Соты, а между ними ребра жесткости из того же материала, по виду напоминающего гетинакс(бумагу, протитанную компаундными материалами).
7. Подложка, примерно 0,5 мм вместе со стекловолокном.
8. Собственно пластик.
2. Что из себя представляют боковые ребра жесткости?
Это трехслойный синтетический материал, толщиной около 2 мм, волокна двух слоев которого расположены вертикально, а одного горизонтально.
3. Длина графитового слоя, на котором еще размещена крупная сеточка из стеклоткани, для поперечной прочности в связи с тем, что применяются волокнистые продольные материалы составляет примерно 90 см ( по 50 в каждую сторону от центра тяжести).
Какие проблемы по п. 1.
Для того, чтобы не срывались крепления они применяют опилки. Опилки с клеем напыляются похоже через соты, снизу. Затем лыжа переворачивается и стоит в сушилке в нормальном состоянии. В это время опилки начинают провисать еще до того, пока они встали, образуя висячий рельеф. И те, кто часто ставит крепления это замечают - одна дырка 4 мм толщиной, другая 2. Вот это первая проблема. При установке креплений вы еще добовляете клея, бугорки объединяются и образуется жесткость. Когда она стоит в худшем положении, то по дыркам образуется опасное сечение. Лыжи медленно, но верно ломаются при каждом толчке. И когда они полностью переламываются как проволока никаких и никуда вспучиваний нет - только ниточка перелома. Такая же ниточка образуется если мы сверлим дырки тонким сверлом, 3,5 как написано в инструкции по установке креплений. Саморез все деформирует вокруг, по кольцу. Прочность сильно ухудшается, а учитывая что уже по оси есть две дыры, то шанс потерять лыжи имеется у каждого, кто сверлил 3,5 мм.
Применение химических материалов, взамен деревянной фанеры, на ребрах жесткости также не добовляет оптимизма. В холодную погоду он дубеет и теряет эластичность. Это опасно тогда, когда жесткость лыж не соответствует весу. И второе.
Графитовая накладка заканчивается, а перехода жесткости нет.
Появляется опасное сечение и лыжи ломаются прямо по графитовой накладке.
На первых снимках видно: как уложено углеволокно, четко видно как оно заканчивается, т.е. также как и начиналось.
До границы - одна жесткость, после границы - другая. Вот и сломалось. Плохо разбираюсь в сопромате, но пахнет здесь, как бы сказали радисты - отсутствием согласования. В этом случае в конструкцию можно было заложить на переход дополнительные ребра жесткости, расчитанные на компенсацию той силы веса, которая вызвала поломку. Или слой углепластика должен постепенно уменьшаться по толщине и сходить на нет.
Что в лыжах о1 года в этом месте хуже, чем в отодранных "глобусах"? Хуже боковые ребра жесткости. Если бы я знал заранее, что Святослав так четко обработает снимки, то эти ребра я бы тоже снял, хотя что-то все-таки видно. Немного к этим ребрам пристало стекловолокно. Это многослойная фанера, высокого качества, типа бакелитовой. Она и принимала на себя этот удар, предохраняя лыжи от поломки. А когда поставили химию - все пропало.
На вторых снимках будет видно все без дополнительных коментариев. Но на снимках имеются продольные полосы. Вы на них не обращайте внимание - это фрезеровка бормашинкой. Снимок сделан тогда, когда я уже начал ремонт лыж и пусть это вас не смущает. В эти канавки затем будут вставлены ребра жесткости и результат ремонта у меня тоже есть. Если Святослав возьмет, и кого-то это интересует, то без проблем. Но коментировать этот ремонт я не буду, так как это все будет в новом журнале опубликовано.
Что ухудшилось в этой части? В фишерах предыдущих моделей поверхность напыления опилок была ровной. Я не знаю почему. Может лыжи сушились перевернутыми, модет опилки не так наносились. Хотя я и сейчас не знаю как они находятся.
Уважаемые ребята. Вся информация, которая здесь напечатана мной, это только мое мнение и не является претензией к производителям лыж, а также не является официальной.
Устанавливал крепления на три пары. При сверлении сразу пошел графит, звук при сверлении очень высокий. Это косвенно говорит о том, что, возможно, конструкция площадки изменена в лучшую сторону.
У меня новых SCS жены и RCS мои. Сравнение показвает, что SCS более прочные. У них есть углепластик на концах, на RCS углепластика на концах нет (может только посередине в утолщении) концы тонкие. По колодкой углепластика и стекловолокна в SCS визуально более тостые слои. Отверстия в SCS по крепления - такое впечатление что там не соты, а самое настоящее дерево (может в местах где крепления так оно и есть?). В RCS - сопли какие-то и труха. В SCS под с\п, кажется есть какая-то подложка, в RCS она много тоньше. И те и те сделаны в Австрии.
Получается, что топовые лыжи сделаны с фнкуиональным коэффициэнтом в пользу веса (если кто знаком с функционально-стоимостным анализом) и меньшеми коэффициэнтом прочности, в не топопых приоритеты противоположные.
Понятно что SCS работают по другому и спортсменам на них тренироваться не стоит, так как чувство лыж и техника сформируются не под топовые. Но для любителей, ИМХО, лучше все же нетоповые.
выпущенные в 2001 году, коньковые.О братите, пожалуйста, внимание на то, в каком месте сломаны лыжи - в самом узком (там стоит специальный значек, указывающий на это).
Вчера пригляделся к ним и мне показалось что они приталены еще сильнее, чем предыдущие модели. И точно: замер показал в самом узком месте 37 мм, как спереди так и сзади, против 39 мм у предудущих моделей. Попутно заметил еще одно отличие: боковины у новых какие-то неровные корявые. Не удержался - взял сверло 2 мм и просверлил под колодкой боковину - инженер победил лыжника. Оказалось, что боковины из какого-то плотного дерева (береза или бук - не разобрал) толщиной 2-3 мм - сверло шло туго как по плотной фанере и выкрашивались мелкие опилки. Дырку потом заделал буковым чопиком с эпоксидкой.
но после того как уважаемый Назаров показал что он делает с лыжами, руки зачесались. Потом, такое сверление повышает скорость лыж (или понижает). В моем случае лыжи будут катить быстрее, так как убедившись что они из фанеры меньше буду бояться крутых горок.
то мне бы хотелось сначала вернуться к маркировкам(уже в который раз) и попросить двух человек:Святослава Иванова принять фотографии, а Илью Евсеева прокоментировать их.
Я прошу прощения, у меня сейчас не будет столько времени, чтобы все подробно объяснить, только тезисно.
1. Что находится прямо под колодкой, где мы устанавливаем крепления, что ухудшилось в конструкции фишеров 01 года в этом месте?
По слоям: 1. бумага, покрытая лаком.
2.Стекловолокно-примерно 0,5 мм
3.Графит (углеволокно)-примерно 0,2 мм
4.К графиту сразу премыкают соты
5.Опилки в эпоксидной смоле - висят как сопли
Это то, что мы сверлим.
Дальше:
6. Соты, а между ними ребра жесткости из того же материала, по виду напоминающего гетинакс(бумагу, протитанную компаундными материалами).
7. Подложка, примерно 0,5 мм вместе со стекловолокном.
8. Собственно пластик.
2. Что из себя представляют боковые ребра жесткости?
Это трехслойный синтетический материал, толщиной около 2 мм, волокна двух слоев которого расположены вертикально, а одного горизонтально.
3. Длина графитового слоя, на котором еще размещена крупная сеточка из стеклоткани, для поперечной прочности в связи с тем, что применяются волокнистые продольные материалы составляет примерно 90 см ( по 50 в каждую сторону от центра тяжести).
Какие проблемы по п. 1.
Для того, чтобы не срывались крепления они применяют опилки. Опилки с клеем напыляются похоже через соты, снизу. Затем лыжа переворачивается и стоит в сушилке в нормальном состоянии. В это время опилки начинают провисать еще до того, пока они встали, образуя висячий рельеф. И те, кто часто ставит крепления это замечают - одна дырка 4 мм толщиной, другая 2. Вот это первая проблема. При установке креплений вы еще добовляете клея, бугорки объединяются и образуется жесткость. Когда она стоит в худшем положении, то по дыркам образуется опасное сечение. Лыжи медленно, но верно ломаются при каждом толчке. И когда они полностью переламываются как проволока никаких и никуда вспучиваний нет - только ниточка перелома. Такая же ниточка образуется если мы сверлим дырки тонким сверлом, 3,5 как написано в инструкции по установке креплений. Саморез все деформирует вокруг, по кольцу. Прочность сильно ухудшается, а учитывая что уже по оси есть две дыры, то шанс потерять лыжи имеется у каждого, кто сверлил 3,5 мм.
Применение химических материалов, взамен деревянной фанеры, на ребрах жесткости также не добовляет оптимизма. В холодную погоду он дубеет и теряет эластичность. Это опасно тогда, когда жесткость лыж не соответствует весу. И второе.
Графитовая накладка заканчивается, а перехода жесткости нет.
Появляется опасное сечение и лыжи ломаются прямо по графитовой накладке.
Пока все, больше нет времени.
Анатолий Назаров.