Ответ malex-у из Наро-Фоминска по технике конькового катания.
Вы утверждаете, что возможна постановка лыжи сразу на внешний кант и прокат на внешнем канте.
Из механики хорошо известно, что сумма сил действующая на тело в любой момент времени равна нулю. Рассмотрим лыжника в начале постановки опорной лыжи на снег. На ЦТ лыжника действует сила разгибания бедра толчковой ноги, направленная вперед и в сторону опрорной лыжи, то есть под углом к основному направлению продвижения. Вектор этой силы имет две составляющие - одна в направлении скольжения и другая в поперечном направлении. Составляющая силы в направлении скольжения уравновешивается ускоренным движением лыжника, сила ускоренного движение = m * a (m - масса, a - ускорение). Составляющая силы перпендикулярная направлению скольжения уравновешивается реакцией опоры - "опорная нога + лыжа". Реакция опоры всегда действует перпендикулярно поверхности, на которую опираются, в нашем случае это скользящая поверхность опорной лыжи. В рассматриваемом случае, это условие препендикулярности выполняется путем закантовки на внутренний кант. Чем больше боковая составляющая силы, тем больше закантовка. При закантовке на внешний кант, в лучшем случае, реакция опоры прикладывается к самому внешнему канту, а не к с\п, то есть скольжение происходит именно на канте и частично на боковине, а не на пластике. В худшем случае произойдет боковое соскальзывание лыжи с потерей скорости.
Боковую составляющую силы можно уменьшить, если ЦТ будет все время следовать строго за опорной лыжей. В этом случае возможно скольжение на всей с\п без закантовки. Однако, за это придется "расплачиваться" большим усилием разгибания опорной ноги в момент перехода из фазы проката в фазу толчка, чтобы развернуть ЦТ в другую сторону.
Компромиссное решение - траектория ЦТ сотавляет меньший зигзаг, чем зигзаг лыж: ЦТ находится все время между лыж и никогда не находится непосредственно над лыжами. Возникающее при этом боковое усилие компенсируется закантовкой на внутренний кант. Задача рациональной техники найти оптимальный компромисс между зигзагообразным движением лыж, зигзагообразным движением ЦТ лыжника и закантовкой на внутренний кант.
На хорошо подготовленной трассе с рыхлым слоем снега 1-3 см, закантовка не ухудшает скольжение. Лыжа, независимо от закантовки, из рыхлого снега формирует своей трек, внутри которого скользит.
Примерно тоже происходит при скольжении на коньках: конек прорезает во льду трек и скользит в нем, для облегчения прорезания трека у коньков затачивают лезвия, чтобы углы были острыми.
На сильно укатанных жетских трассах без рыхлого снега, лыжа не может сформировать свой трек. В этом случае приходиться ЦТ следовать строго за опорной лыже и катить без закантовки. Безсмысленно обсуждать технику и эффективность катания свободным стилем по такой "трассе".
тренеров. У меня есть диплом спортивного техникума (специальности: л\а, спортивный массаж) плюс 8 лет в спорте, плюс универ. Но извините, мне за такую з\п себя не прокормить. Так что это вопросы к государству. Как по состоянию трасс. Если ратрак есть, но не выезжает, потому что его берегут, а берегут потому что елси сломается, то не на что чинить, то что, вообще, можно обсуждать.
Извини, дорогой! Я не имел ввиду конкретно этот пост. Я вообще. Отправил, а потом вспомнил про п.с.
п.с. никого обидеть не хотел. Просто почитаешь/посмотришь, сплошные великие тренеры. я и своих вспоминаю, но только ОДНОГо добрым словом. Все все знают, понимают, умеют, стратеги великие, но вот "Сливаем".
Я не писал о том, что так невозможно кататься. Я написал, только что в таком случае зигзаг ЦТ гонщика должен совпадать с зигзагом лыж, если за точку на лыжах взять крепление. А расплачиваться за то, что корпус все время следует строго то за одной то за другой лыжей, придется бОльшим училием разгибания бедра, прилагаемого чтобы развернуть корпус в другую сторону. Если выигрыш от проката на незакантованной лыже больше проигрыша от качания корпуса, то эффект положительный, если меньше - отрицательный. В любом случае это вопрос компромисса, то есть оптимизации.
Эффективность такой техники будет тем ниже, чем круче подъем, так как в подъем качание корпусом стоит тем больших усилий, чем подъем круче. По равнине угол между треками острый и катить без закантовки не составляет труда. На пологом спуске, вообще, достаточно немного перебирать ногами, если скорость на грани возможности сохранять равновесие. На еще более крутых спусках работать ногами уже не нужно, да и опасно для потери равновесия.
Большой сноровки катить на внешнем канте не нужно - подал корпус сильнее в сторону - лыжа сама встанет на внешний кант. Я пробовал, для меня с моим ростом 185 такая техника неэффективна - быстро забиваются мышцы бедер. Не знаю, может мало тренировался, 10-ку бегу за 35 минут.
Про их марафон ничего не слышал. Катаюсь там периодически. Если народу немного, то полагаю там с организацией проблем нет. Трасса очень хорошая, есть гардероб, теплые помещения переодеться, чаю попить. Ехать от ФИнляндского вокзала около часа до станции Зеленогорск, затем от станции пройти назад откуда приехала электричка 100 метров и налево будет уходить шосейная дорога, через 200-250 метров справа будет лыжная база сос транным названием "Прибой".
завода Двигатель проводится в рамках RussiaLoppet. Дистанция 51 км свободным стилем. В этом году будет проводиться 28 марта. Просто я подумал, что ты, как питерец, об этом лучше осведомлен.
Может быть побегу в этом году, если за 20 дней успею набегать приличный объем. Я уже бежал токсовский без набеганного объема. Если есть какие-то вопросы я могу выяснить: телефоны Двигателя и базы Прибой у меня есть.
Вы утверждаете, что возможна постановка лыжи сразу на внешний кант и прокат на внешнем канте.
Из механики хорошо известно, что сумма сил действующая на тело в любой момент времени равна нулю. Рассмотрим лыжника в начале постановки опорной лыжи на снег. На ЦТ лыжника действует сила разгибания бедра толчковой ноги, направленная вперед и в сторону опрорной лыжи, то есть под углом к основному направлению продвижения. Вектор этой силы имет две составляющие - одна в направлении скольжения и другая в поперечном направлении. Составляющая силы в направлении скольжения уравновешивается ускоренным движением лыжника, сила ускоренного движение = m * a (m - масса, a - ускорение). Составляющая силы перпендикулярная направлению скольжения уравновешивается реакцией опоры - "опорная нога + лыжа". Реакция опоры всегда действует перпендикулярно поверхности, на которую опираются, в нашем случае это скользящая поверхность опорной лыжи. В рассматриваемом случае, это условие препендикулярности выполняется путем закантовки на внутренний кант. Чем больше боковая составляющая силы, тем больше закантовка. При закантовке на внешний кант, в лучшем случае, реакция опоры прикладывается к самому внешнему канту, а не к с\п, то есть скольжение происходит именно на канте и частично на боковине, а не на пластике. В худшем случае произойдет боковое соскальзывание лыжи с потерей скорости.
Боковую составляющую силы можно уменьшить, если ЦТ будет все время следовать строго за опорной лыжей. В этом случае возможно скольжение на всей с\п без закантовки. Однако, за это придется "расплачиваться" большим усилием разгибания опорной ноги в момент перехода из фазы проката в фазу толчка, чтобы развернуть ЦТ в другую сторону.
Компромиссное решение - траектория ЦТ сотавляет меньший зигзаг, чем зигзаг лыж: ЦТ находится все время между лыж и никогда не находится непосредственно над лыжами. Возникающее при этом боковое усилие компенсируется закантовкой на внутренний кант. Задача рациональной техники найти оптимальный компромисс между зигзагообразным движением лыж, зигзагообразным движением ЦТ лыжника и закантовкой на внутренний кант.
На хорошо подготовленной трассе с рыхлым слоем снега 1-3 см, закантовка не ухудшает скольжение. Лыжа, независимо от закантовки, из рыхлого снега формирует своей трек, внутри которого скользит.
Примерно тоже происходит при скольжении на коньках: конек прорезает во льду трек и скользит в нем, для облегчения прорезания трека у коньков затачивают лезвия, чтобы углы были острыми.
На сильно укатанных жетских трассах без рыхлого снега, лыжа не может сформировать свой трек. В этом случае приходиться ЦТ следовать строго за опорной лыже и катить без закантовки. Безсмысленно обсуждать технику и эффективность катания свободным стилем по такой "трассе".