Ну вот и закончился очередной Праздник Севера. Кто-то оценил этот марафон как лучший в сезоне, для меня же он оказался лучшим в моей непродолжительной лыжегоночной жизни. Погода, трасса, организация, проживание (спасибо Алексею Ильвовскому) все удалось на славу. Утром 5-го апреля прокатив «ритуальный круг» народ разъехался по аэропортам и вокзалам, я же, как и планировалось (см. ветку «А.Ильвовскому – про беломорскую базу»), поехал изучать вопрос пригодности беломорского дайв-центра Подводного клуба МГУ (www.dive.ru, www.ice-diving.ru) для наших лыжных удовольствий. И вот что из этого получилось.
Дорога –350 км на юг по трассе Мурманск-Питер пролетела незаметно благодаря присланной за нами дайверами Audi A6. Далее съезжаем влево на узкий снежный проселок, проложенный по лесам и берегам карельских озер. Ширина дороги - как на подъезде в Битцу, и разъезжаться двум машинам приходится примерно так же, с той лишь разницей, что сдавать назад до ближайшего «кармана» придется несколько километров. Однако, эта проблема относится скорее к разряду теоретических - в этих глухих местах за всю дорогу туда и обратно мы не встретили ни одной машины. Через 30 км (около часа езды) дорога упирается в Чернореченскую губу Белого моря. Здесь и располагается цель нашего путешествия. Аккуратные, только построенные коттеджи из цилиндрованного бревна, котельная, обеспечивающая паровое отопление, подведенная высоковольтка, русская баня, вспомогательные постройки, парк снегоходов и аэросаней выглядят в этой глуши как база инопланетян. Находящаяся в восьмистах метрах полузаброшенная деревня Нильмогуба, зияющая провалами пустых окон и провалившихся крыш, особо подчеркивает нереальность происходящего.
С дороги – в протопленную баню и на ужин. Условия проживания – полный пансион, включающий трехразовое питание и постоянно действующий «чайный столик» с чаем, кофе, соком, компотом, бутербродами, сладостями и фруктами. Видимо, дайверы любят пожрать не меньше нас, лыжников .
Наутро до упаду нагонялся на лыжах по скованным льдами заливам Белого моря. Из плюсов – широкие «буранные» трассы, живописные пейзажи и великолепная погода (повезло). Из минусов – полное отсутствие рельефа. Посмотрел, как ныряют любители подледных погружений. Особо понравилась система жизнеобеспечения. Теплые бытовки на санях, оборудованные системой газового отопления (газовый баллон и каталитическая горелка) несколько километров буксируются за снегоходами до точки погружения. Каждая имеет свою специализацию. Маленькая оснащена биотуалетом, средние используются как раздевалки, а самая большая (примерно 4х3 кв.м) оборудована камбузом и используется как каюткомпания. Этот «кабак на лыжах» мне и удалось задействовать на благо отечественного лыжного спорта . На второй день, оставшись на базе практически один, я попросил ребят (персонал базы) накатать по заливу несколько дополнительных петель. Всего получилось около 20 км. В конце «дистанции» подготовили майну (прорубь), к которой и подогнали этот кабак. До кабака я доехал уже совершенно мокрый – солнце палило нещадно. Разделся, нырнул в прорубь, вынырнул и завернувшись в простыню сел пить чай. Ка-а-а-йф!! До базы - около 2 км – довезли уже на снегоходах.
Теперь – о самом главном. О настоящей трассе с рельефом. В целом я провел на снегоходе, объезжая ближайшие сопки около пяти часов. То, что я наметил как пригодное для прокладки без сильной чистки леса выглядит следующим образом. Старт от базы и 1,5км по берегу моря (берег слева) практически без рельефа. Дальше поворот налево на 120 градусов и 700-метровый подъем на 60 м. Далее 500 м легкая гребенка, представляющая террасу сопки. После чего выход в самую интересную точку. Прямо вверх – крутой «лоб» на вершину сопки, а вправо вниз вход в настоящий каньон, разрезающий склон сопки пополам. Вертикальные стены высотой 10-15 м, ширина около 10 наверху и около 3 м на дне каньона. По каньону спуск около 300м достаточно плавный но с парой коротких «нырков». Далее опять выход на склон сопки и опять плавный подъем в ту же точку. Опоясав сопку еще раз, выходим к «крутому лбу» на самую вершину. Это 75 м от уровня моря. Вершина плоская, протяженная и покрыта редколесьем. По ней со слабым рельефом «туда сюда» можно накрутить еще километра полтора. Далее спуск по тому же «крутому лбу», честно говоря, не безопасный. Если не впишешься в поворот можно улететь на камни. Далее по плавному склону сопки все время вниз с небольшим рельефом еще около 2 км до базы. Круг замкнулся. Получается 5-6 км, если не найдем более безопасного спуска и, соответственно, не полезем последние 15м перепада на вершину сопки. С петлями по вершине будет соответственно 7-7,5 км. Эту трассу в следующем году начнут катать с первого снега «в три бурана» - так местные меряют ширину трассы. На нашем языке это 2,5 – 3 м. Хотя кое-где будет конечно уже, но таких мест немного и в основном на спусках. Летом планирую съездить к ним и сворганить там на месте какую-нибудь «волокушу». Вот такие дела.
Ну и о наболевшем. Сколько это стоит. Проживание одного человека стоит около 30 баксов в день с полным пансионом. Это по-божески. Может на группу лыжников скинут до 25 – надо говорить. Самое дорогое – трансфер из Мурманска. В один конец – 2500 рублей. Соответственно 5000 туда - обратно. Но это цены на прогон машины. Так что если садится вчетвером, то вроде уже и ничего. Можно ехать на поезде. Тогда трансфер от станции Чупа в один конец стоит 20 баксов. Вот такой расклад. Но у меня есть одна «плодотворная дебютная идея». Думаю, что мне удастся найти спонсора, заинтересованного в раскрутке этой базы, который профинансирует пребывание там 4-6 лыжников в течение 5-7 дней (проживание плюс трансфер, т.е. без билетов из Москвы и обратно). Можно для начала сделать этот тур призом какой-нибудь гонки, а там – посмотрим…
Что скажете, господа форумчане, господин главный редактор и прочие активисты любительского лыжного спорта?
Фото опубликую сегодня попозже. Следите за галереями.
ЗЫ
Единственный минус поездки – приехал только вчера и не успел заявиться на кибер-спринт Но на фуршет точно приду, а может и пораньше – покидать снег. Так что кому интересно – расскажу на месте.
Я попытался сделать из них рассказ в картинках, да только публикуются они в обратном хронологическом порядке, т.е. с последней выложенной. Саша Козлов, ау-у, не хватает сервисов управления галлереей.
Так, что если хотите увидеть, как это было на самом деле, то смотрите галлерею с конца в начало, снизу вверх и слева направо. О как!! :)Позже - пересортирую
Дорога –350 км на юг по трассе Мурманск-Питер пролетела незаметно благодаря присланной за нами дайверами Audi A6. Далее съезжаем влево на узкий снежный проселок, проложенный по лесам и берегам карельских озер. Ширина дороги - как на подъезде в Битцу, и разъезжаться двум машинам приходится примерно так же, с той лишь разницей, что сдавать назад до ближайшего «кармана» придется несколько километров. Однако, эта проблема относится скорее к разряду теоретических - в этих глухих местах за всю дорогу туда и обратно мы не встретили ни одной машины. Через 30 км (около часа езды) дорога упирается в Чернореченскую губу Белого моря. Здесь и располагается цель нашего путешествия. Аккуратные, только построенные коттеджи из цилиндрованного бревна, котельная, обеспечивающая паровое отопление, подведенная высоковольтка, русская баня, вспомогательные постройки, парк снегоходов и аэросаней выглядят в этой глуши как база инопланетян. Находящаяся в восьмистах метрах полузаброшенная деревня Нильмогуба, зияющая провалами пустых окон и провалившихся крыш, особо подчеркивает нереальность происходящего.
С дороги – в протопленную баню и на ужин. Условия проживания – полный пансион, включающий трехразовое питание и постоянно действующий «чайный столик» с чаем, кофе, соком, компотом, бутербродами, сладостями и фруктами. Видимо, дайверы любят пожрать не меньше нас, лыжников .
Наутро до упаду нагонялся на лыжах по скованным льдами заливам Белого моря. Из плюсов – широкие «буранные» трассы, живописные пейзажи и великолепная погода (повезло). Из минусов – полное отсутствие рельефа. Посмотрел, как ныряют любители подледных погружений. Особо понравилась система жизнеобеспечения. Теплые бытовки на санях, оборудованные системой газового отопления (газовый баллон и каталитическая горелка) несколько километров буксируются за снегоходами до точки погружения. Каждая имеет свою специализацию. Маленькая оснащена биотуалетом, средние используются как раздевалки, а самая большая (примерно 4х3 кв.м) оборудована камбузом и используется как каюткомпания. Этот «кабак на лыжах» мне и удалось задействовать на благо отечественного лыжного спорта . На второй день, оставшись на базе практически один, я попросил ребят (персонал базы) накатать по заливу несколько дополнительных петель. Всего получилось около 20 км. В конце «дистанции» подготовили майну (прорубь), к которой и подогнали этот кабак. До кабака я доехал уже совершенно мокрый – солнце палило нещадно. Разделся, нырнул в прорубь, вынырнул и завернувшись в простыню сел пить чай. Ка-а-а-йф!! До базы - около 2 км – довезли уже на снегоходах.
Теперь – о самом главном. О настоящей трассе с рельефом. В целом я провел на снегоходе, объезжая ближайшие сопки около пяти часов. То, что я наметил как пригодное для прокладки без сильной чистки леса выглядит следующим образом. Старт от базы и 1,5км по берегу моря (берег слева) практически без рельефа. Дальше поворот налево на 120 градусов и 700-метровый подъем на 60 м. Далее 500 м легкая гребенка, представляющая террасу сопки. После чего выход в самую интересную точку. Прямо вверх – крутой «лоб» на вершину сопки, а вправо вниз вход в настоящий каньон, разрезающий склон сопки пополам. Вертикальные стены высотой 10-15 м, ширина около 10 наверху и около 3 м на дне каньона. По каньону спуск около 300м достаточно плавный но с парой коротких «нырков». Далее опять выход на склон сопки и опять плавный подъем в ту же точку. Опоясав сопку еще раз, выходим к «крутому лбу» на самую вершину. Это 75 м от уровня моря. Вершина плоская, протяженная и покрыта редколесьем. По ней со слабым рельефом «туда сюда» можно накрутить еще километра полтора. Далее спуск по тому же «крутому лбу», честно говоря, не безопасный. Если не впишешься в поворот можно улететь на камни. Далее по плавному склону сопки все время вниз с небольшим рельефом еще около 2 км до базы. Круг замкнулся. Получается 5-6 км, если не найдем более безопасного спуска и, соответственно, не полезем последние 15м перепада на вершину сопки. С петлями по вершине будет соответственно 7-7,5 км. Эту трассу в следующем году начнут катать с первого снега «в три бурана» - так местные меряют ширину трассы. На нашем языке это 2,5 – 3 м. Хотя кое-где будет конечно уже, но таких мест немного и в основном на спусках. Летом планирую съездить к ним и сворганить там на месте какую-нибудь «волокушу». Вот такие дела.
Ну и о наболевшем. Сколько это стоит. Проживание одного человека стоит около 30 баксов в день с полным пансионом. Это по-божески. Может на группу лыжников скинут до 25 – надо говорить. Самое дорогое – трансфер из Мурманска. В один конец – 2500 рублей. Соответственно 5000 туда - обратно. Но это цены на прогон машины. Так что если садится вчетвером, то вроде уже и ничего. Можно ехать на поезде. Тогда трансфер от станции Чупа в один конец стоит 20 баксов. Вот такой расклад. Но у меня есть одна «плодотворная дебютная идея». Думаю, что мне удастся найти спонсора, заинтересованного в раскрутке этой базы, который профинансирует пребывание там 4-6 лыжников в течение 5-7 дней (проживание плюс трансфер, т.е. без билетов из Москвы и обратно). Можно для начала сделать этот тур призом какой-нибудь гонки, а там – посмотрим…
Что скажете, господа форумчане, господин главный редактор и прочие активисты любительского лыжного спорта?
Фото опубликую сегодня попозже. Следите за галереями.
ЗЫ
Единственный минус поездки – приехал только вчера и не успел заявиться на кибер-спринт Но на фуршет точно приду, а может и пораньше – покидать снег. Так что кому интересно – расскажу на месте.