Васалоппет начинается на дальних подступах, километров за 500 от места. По трассе Хельсинки-Турку, ведущей к парому в Швецию, идут вереницы машин с немецкими, итальянскими, российскими номерами с лыжными кофрами на крыше. Много лыжников на самом пароме. По мере приближения к Муре, столице Васалоппет в 400 км от Стокгольма, концентрация лыжных автомобилей возрастает. Еще одна волна – 2-3 тысячи человек – движется со стороны Норвегии. И конечно, сами шведы, здоровые лоси из десятков клубов, которые весь год тренируются в этих лесах, оборудуют городки поддержки вдоль трассы – все ради этого единственного дня.
Уровень конкуренции на ВЛ в разы выше, чем на любом другом международном марафоне. В главной воскресной гонке стартует 15 000 человек. Дистанция в 90км и жесткие лимиты по времени на каждом промежуточном финише сильно повышают планку. Я много где стартовал, но волнение перед Васалоппет не сравнимо ни с чем – уже когда тренируешься на трассе, рядом катаются десятки сильных лыжников, с командами, смазчиками, охапками лыж – и все оценивающе косятся друг на друга.
Стартовое поле поделено по группам. Сначала элита, гонщики КМ, обладатели ФИС-номеров (номера с 1 по 150). Затем первая группа (150-500) и дальше 15 групп по тысяче в каждой. Распределение по группам идет по множеству факторов, но основной – результаты гонок текущего сезона. Меня поначалу определили в 3 группу, но я пошел в комиссию по «посеву» (seeding) и добился перевода в первую группу. У них есть результаты 30-40 гонок этого сезона (шведские, норвежские и международные лоппеты) с лимитами по времени для каждой группы. Мои результаты на Финляндии-хиихто неделей ранее давали мне право на первую группу.
Накануне с Сергеем Костынычем откатали лыжи и заодно посмотрели последние километры женского марафона (этапа КМ). Впереди мощно и зло шла одинокая Марит Бьорген, за ней в 2 минутах сзади Хильде Педерсен. Еще в полутора минутах сзади шла группа преследователей, в которой посвежее смотрелась Майдич (она вроде и пришла третьей). Наши Нагейкина и Баранова шли в районе 10 места с большим отставанием и выглядели уставшими. Трасса, кстати, выглядела совсем не кубковой, разбитая, всего один раз прошлись бураном. Такое ощущение, что этот этап никто особо всерьез не рассматривал.
Вечером подготовили лыжи. Прогноз обещал мороз и отсутствие снега, и я основной парой подготовил свиксом жесткие холодные лыжи – вычистил их LF8, потом положил в базу LF4, сверху HF6 и порошок FC7. На держание положил Swix Green Special в базу под утюг и сверху 4 тонких слоя VR40 под пробку. Про запас подготовил мягкую пару HF7, если вдруг потеплеет. Поужинали с Сергеем под бутылку австралийского шираза и разошлись спать по своим домам (оба жили в частном секторе, через Легезо, по 40 евро с носа – очень приличные условия, а цены по меркам ВЛ просто божеские, в средних гостиницах номера по 200 евро).
Я проспал 4 часа. Встал в 3 утра – на улице было -15 и сильная метель. Хозяйка сварила овсянку, я съел ее с молоком и вареньем, оделся, и поехал на машине на другой конец Муры к Сергею. В 4 утра Мура уже кишела людьми, полицией, у финиша собирались люди, чтобы ехать за сто километров на автобусах к старту (автобусы отходят с 4.30 до 5). Я пересел в джип Сергея, и мы втроем с его женой отправились на старт в Сэлен. Метель усиливалась, мы ехали вдоль трассы марафона в караване автобусов. В 6 утра у старта уже была пробка, но еще не смертельная (вот в 7 уже кранты, знаю по прошлым стартам, когда приходилось бросать машину на другой стороне реки и бежать 2 км по льду и сугробам). В 6.40 я подошел к своей группе и обнаружил, что все места уже заняты – 20 рядов по 7-8 пар лыж в каждом. (Тем, кто побежит в будущем – не стесняйтесь, приезжайте на старт в 6-6.15, хотя старт только в 8). Я встал в крайнем правом ряду, занял место чехлом для лыж и пошел откатывать лыжи. (Вперед от старта по ходу через 300м небольшая горочка). Холодная пара катила явно лучше. Один в один как у Рауля Олле, который откатывался рядом. Я его знаю с прошлых марафонов, перекинулись парой слов по-русски.
Метель не прекращалась, и на открытом стартовом поле лыжней практически не осталось. Держание по сыпухе было на четверку, но и подмерзало немного. Я закрыл свою VR40 фтористым Блэк мэджиком, и проблемы ушли.
До старта оставалось 15 минут. Грохотала музыка из динамиков, сверху зависли несколько вертолетов, работали операторские краны. Температура так и осталась -15, и когда я скинул разминку, пришлось прыгать в такт музыке, как и всем вокруг меня. Разминку, термофляги и прочее барахло можно оставить в цветных мешках прямо в стартовой зоне, что я и сделал.
Выстрела не услышал, просто все ломанулись. Я, как обычно, вышел из своей крайней лыжни, и пошел бесшажным по целине. И поскольку лыжни тоже были засыпаны, я довольно быстро обогнал своих и приблизился к элите, которая уже начала штурмовать первый подъем.
Профиль Васалоппет очень простой. Первые 3 км узкий подъем на 150м в высоту, а дальше в основном простой рельеф с тягунами перед каждым промежуточным финишем. При хорошем плечевом поясе можно и без мази пройти, что некоторые и делают, и едва не выигрывают (как некогда Стаффан Ларссон). Но – первый подъем. Для тех, кто сзади, он обернется 30-40 минутами простоя в очереди. Для тех, кто спереди, тоже непросто, но есть возможность его грамотно отработать. После стартовой прямой трасса пересекает шоссе и разделяется красным домиком (а какой домик в Швеции не красный?) на два рукава. Слева – пошире и поплоще, справа – поуже и покруче. Через 300м оба рукава соединяются, и начинается извилистый подъем. Я всегда иду в правом рукаве, в самом краю, чтобы минимизировать риск завалов – и всем тоже рекомендую справа. Можно выиграть не один десяток мест. В этот раз тоже получилось, я вышел из правого рукава в сильной группе, и стал работать в подъем с ними. Держало отлично, сердце легко разогналось, но не зашкаливало за 175-180.
Подъем кончается на отметке 87 км (до финиша), и дальше начинается бесшажный ход. Я выкатился на равнину на хорошей скорости и продолжал обгонять. Думаю, что на отметке 5 км я был в районе 200-250 места, рядом были элитные номера. Но тут обнаружились два пренеприятных обстоятельства. Во-первых, когда пошли первые легкие спуски, мои лыжи начали серьезно отставать, что к 20 км вылилось в полную потерю скольжения. А во-вторых, еще через пару километров я понял, что гонка не сложится. Еще не капнул, но накатила усталость, дрожь, ушла скорость. Гонка кончилась. Впереди представало 80км выживания.
Сейчас, анализируя это задним числом, я понимаю, что все так и должно было быть. Я был банально не готов – пропустил из-за травмы всю осень, с августа по декабрь, встал на лыжи в январе, прошел по снегу меньше 1000 км, от усердия повредил сухожилие, и в феврале не тренировался вообще, а только пробежал на заморозке Тарту и Финляндию. И с этим сомнительным багажом намеревался войти в 500 или даже в 300 на ВЛ. Так не бывает. На фу-фу можно пробежать десятку, тридцатку, даже полтинник, но не 90.
Ошибся и с лыжами. Взял новую пару, Атомик с завода под заказ, на которой пробежал несколько коротких тренировочных гонок по январским морозам в Москве (10-15 км). На этих дистанциях они работали прилично, но я ни разу не опробовал их на длинных дистанциях. А мазь-то они, как выяснилось, не держали. Надо было брать старые проверенные Мадшусы, на которых я уже дважды пробежал ВЛ в похожих условиях. А я повелся на гламур новых лыж. (Вообще к Атому претензий никаких, все остальные пары работают на 5+).
Но в тот момент было тяжко. Я прикинул, что предстоит еще пять часов мучений, и поначалу несколько раз появлялась предательская мысль сойти. Но я ее гнал, а когда осталось 70, потом 60 км, понял, что пройду, просто надо бороться с каждым километром и с каждым, кто тебя обгоняет.
А обгоняли многие. Сначала, естественно, ушла элита (трехзначные номера), потом первая группа, потянулись номера из второй, третьей тысячи, желтые женские номера, оранжевые номера ветеранов (более 30 раз в ВЛ). На глазах ухудшалось качество лыж и комбинезонов вокруг меня, появились типы в разминках и болоньевых куртках, мужик со здоровым пузом. Всего меня обошло около тысячи человек.
Но я честно боролся. В подъемы даже шел наравне со всеми, кого-то, бывало, обгонял, зарубался. Впервые понял значение названий промежуточных финишей – Рисберг, Хокберг, Эвертсберг, Оксберг – это все берги (по-шведски «бери»), горки, тягуны, которых раньше я не замечал. На ПП я останавливался и заправлялся свежими булочками («пулле»), бульоном и знаменитым «блоберсоппа», горячим черничным киселем. Еще давали теплый PowerBar и их же гели.
Но потом начинались спуски, равнина, и меня снова обходили десятками, справа и слева. На последних трех километрах, когда уже замаячил впереди шпиль церкви в Муре, меня вдруг охватила злость за проваленную гонку, откуда-то взялись силы, и я обогнал человек двадцать. Табло на финише показало 1210 место и время 5:57. Я проиграл своему времени 2004 года 1 час 15 мин.
Победил швед Даниел Тюнелл (4:34, что на 40 минут медленнее лучшего времени ВЛ, т.е гонка в принципе была очень медленной), второй Йерри Арлин, тоже местный, из Даларны, третий Андерс Окланд. Лучший из россиян Андрей Нутрихин (19й), далее Сергей Иванов (37 место – поздравляю, это сильнейший результат, через неделю после 11 места в Лахти), 63 – Юрий Фролин, во второй сотне, кажется Вячеслав Зуев и Олег Терентьев, сорри если кого не углядел в протоколах.
По статистике, если кому интересно, время 5:57, ср. пульс 144, макс. 186, подъем 1050 м, сжег калорий 6500.
Вот такая вот королевская гонка и маленькая трагедия отдельного лыжника. Впрочем, я доволен. Доволен, что переломал себя и все-таки дотащился до финиша, доволен, что вообще был там, самом большом в мире празднике лыж. Сделал выводы – относительно экспериментов с лыжами, относительно собственной подготовки (в частности, не уверен, что ВЛ хорошо бежать третьим марафоном подряд за две недели… надо его или бежать вторым (оптимальный вариант) или сделать двухнедельный перерыв). И вернусь в будущем году, чтобы еще раз попробовать войти в эти заветные 300. Уезжая следующим утром в 3 часа, чтобы успеть на паром в Стокгольм, я остановился в Муре на мосту над рекой Далавен и бросил в нее монетку в 50 эре. До следующего марта.
Талантливый человек талантлив во всем. Сергей, браво! И выступление ничего, и отчет хорош! Если честно, у меня было подозрение, что 3-й марафон подряд может даться тяжело. Точнее, не так: я хотел обратить внимание на блестящее выступление Иванова - блестящее уже в третьем подряд марафоне. Здоров, чертяка! А почему в Муре жили, а не в Салене? Ведь это минимум лишний час сна!
Спасибо, Владимир. Я еще раз хочу подивиться Иванову. Главное, он нам, всем любителям и полу-любителям, дает надежду -- при надлежащей организации жизни (и, конечно, его таланте) можно бороться на равных с грандами.
Дважды жил в Салене и решил теперь перебраться в Муру. В Салене имет смысл жить только на самом старте. А эти места забиты на два года вперед. А если даже в 10 км -- это уже машина, утром пробки, парковка, и возврат вечером за машиной. Вернее тек, может, я и поеду в Сален, если буду с кем-то, кто перегонит мою машину на финиш (и покормит по дороге )))
Жили в Салене (отель "Бугельхоф, ок. 10 км от старта). Один недостаток: ДОРОГО, блин! Никаких пробок утром не было, доехали влёт до стартовой поляны. Потом девушки наши вернулись в гостиницу, собрали вещи и поехали в Муру. После "встречи на Эльбе" сразу рванули в Стокгольм, и уже часов в 10 были в забронированной "Ариадне". На паром, как и Вы, садились на следующий день.
Очень яркий отчет! Как и остальные ) Сергей просто молодец что не сдался и добежал до завершения!!! Это достойно огромного уважения! ДЕйствительно принимая во внимания сложившуюся ситуацию было очень трудно рассчитывать на хороший результат! Смотря трансляцию пытался высмотрнеть знакомый комбенизон и лицо )) К сожалению неувидел ) Хотя пару раз показалось что мелькнул ) Но в таком количестве участников ) что уж и говорить . Желаю скорейшего восстановления и дальннейших успехо в на лыжне )!!
Удивительно, как с такой смазанной, мягко говоря, подготовкой удается так прилично выступать! Рассказ классный, спасибо. Примеряя на себя не представляю только одну вещь - как можно что-то бежать, встав в 3 утра.. По поводу Сергея Иванова. Вот уж действительно пример так пример - сколь многого можно достичь и при ограниченном времени на тренировки. Жаль, сам Иванов тут редко пишет.
Спасибо за добрые слова. Я собственно никуда не прячусь. Просто очень часто мои реплики вырастают в ненужные дискуссии. Гонка в этом году действительно была медленнее. Погода подкинула сюрприз в виде выпавшего в ночь свежака. На старт чуть не опоздали. Лыжи маркировал за 10 минут до старта. Хорошо, что в автобусе одел ботинки и отмазал лыжи. Естественно попробовать мазь времени не осталось. Я никогда не откатываю лыжи на скольжение. Поэтому в общем-то на старт успел. Лыжи работали хорошо, из первой пачки не выпадал. Бежал на Мадшусе. VASA начинается после 70-го километра. Там основные разборки. Конечно местные ребятки имеют огромное преимущество перед нами. Бегут команды, где всё отлажено - питание, подбор мазей. Они ничего не теряют на пунктах питания. Нам же приходится уходить к столикам. Это задержка в 10 секунд минимум. Сразу выпадаешь из пачки. Потом приходится нагонять. Ну а в общем гонка сложилась нормально. Результатом скорее доволен. Есть определённые моменты над которыми можно будет поработать к следующей гонке.
Немного удивлен замечанием о подготовке лыж в автобусе. Как удалось "на бегу" попасть в мазь? Или это просто чутье и опыт? По промежуточным результатам мне показалось, что ты был подальше, как удалось подтянуться к лидерам?
За день до гонки пробовал два варианта. Выбрал лучший. Все мы ехали до 70 км одной большой пачкой, примерно 100 человек. Я болтался в хвосте этой пачки, так было проще с организацией питания, можно было свободно уходить влево или вправо. Ну а после 70 км началась основная гонка. Все сорвались с места как ужаленные. Темп гонки вырос, народ начал сдуваться и сыпаться.
"Встал в три утра..." Далее 90 км дистанции, 6 часов борьбы. Без комментариев. Просто снимаю шляпу.
А потом был этот рассказ. И были эмоции в момент его написания, которые наполнили каждый абзац, каждое предложение тем, без чего в принципе нельзя достучаться до читательской души, без чего нельзя вызвать в ней эмоциональный ответ.
Уровень конкуренции на ВЛ в разы выше, чем на любом другом международном марафоне. В главной воскресной гонке стартует 15 000 человек. Дистанция в 90км и жесткие лимиты по времени на каждом промежуточном финише сильно повышают планку. Я много где стартовал, но волнение перед Васалоппет не сравнимо ни с чем – уже когда тренируешься на трассе, рядом катаются десятки сильных лыжников, с командами, смазчиками, охапками лыж – и все оценивающе косятся друг на друга.
Стартовое поле поделено по группам. Сначала элита, гонщики КМ, обладатели ФИС-номеров (номера с 1 по 150). Затем первая группа (150-500) и дальше 15 групп по тысяче в каждой. Распределение по группам идет по множеству факторов, но основной – результаты гонок текущего сезона. Меня поначалу определили в 3 группу, но я пошел в комиссию по «посеву» (seeding) и добился перевода в первую группу. У них есть результаты 30-40 гонок этого сезона (шведские, норвежские и международные лоппеты) с лимитами по времени для каждой группы. Мои результаты на Финляндии-хиихто неделей ранее давали мне право на первую группу.
Накануне с Сергеем Костынычем откатали лыжи и заодно посмотрели последние километры женского марафона (этапа КМ). Впереди мощно и зло шла одинокая Марит Бьорген, за ней в 2 минутах сзади Хильде Педерсен. Еще в полутора минутах сзади шла группа преследователей, в которой посвежее смотрелась Майдич (она вроде и пришла третьей). Наши Нагейкина и Баранова шли в районе 10 места с большим отставанием и выглядели уставшими. Трасса, кстати, выглядела совсем не кубковой, разбитая, всего один раз прошлись бураном. Такое ощущение, что этот этап никто особо всерьез не рассматривал.
Вечером подготовили лыжи. Прогноз обещал мороз и отсутствие снега, и я основной парой подготовил свиксом жесткие холодные лыжи – вычистил их LF8, потом положил в базу LF4, сверху HF6 и порошок FC7. На держание положил Swix Green Special в базу под утюг и сверху 4 тонких слоя VR40 под пробку. Про запас подготовил мягкую пару HF7, если вдруг потеплеет. Поужинали с Сергеем под бутылку австралийского шираза и разошлись спать по своим домам (оба жили в частном секторе, через Легезо, по 40 евро с носа – очень приличные условия, а цены по меркам ВЛ просто божеские, в средних гостиницах номера по 200 евро).
Я проспал 4 часа. Встал в 3 утра – на улице было -15 и сильная метель. Хозяйка сварила овсянку, я съел ее с молоком и вареньем, оделся, и поехал на машине на другой конец Муры к Сергею. В 4 утра Мура уже кишела людьми, полицией, у финиша собирались люди, чтобы ехать за сто километров на автобусах к старту (автобусы отходят с 4.30 до 5). Я пересел в джип Сергея, и мы втроем с его женой отправились на старт в Сэлен. Метель усиливалась, мы ехали вдоль трассы марафона в караване автобусов. В 6 утра у старта уже была пробка, но еще не смертельная (вот в 7 уже кранты, знаю по прошлым стартам, когда приходилось бросать машину на другой стороне реки и бежать 2 км по льду и сугробам). В 6.40 я подошел к своей группе и обнаружил, что все места уже заняты – 20 рядов по 7-8 пар лыж в каждом. (Тем, кто побежит в будущем – не стесняйтесь, приезжайте на старт в 6-6.15, хотя старт только в 8). Я встал в крайнем правом ряду, занял место чехлом для лыж и пошел откатывать лыжи. (Вперед от старта по ходу через 300м небольшая горочка). Холодная пара катила явно лучше. Один в один как у Рауля Олле, который откатывался рядом. Я его знаю с прошлых марафонов, перекинулись парой слов по-русски.
Метель не прекращалась, и на открытом стартовом поле лыжней практически не осталось. Держание по сыпухе было на четверку, но и подмерзало немного. Я закрыл свою VR40 фтористым Блэк мэджиком, и проблемы ушли.
До старта оставалось 15 минут. Грохотала музыка из динамиков, сверху зависли несколько вертолетов, работали операторские краны. Температура так и осталась -15, и когда я скинул разминку, пришлось прыгать в такт музыке, как и всем вокруг меня. Разминку, термофляги и прочее барахло можно оставить в цветных мешках прямо в стартовой зоне, что я и сделал.
Выстрела не услышал, просто все ломанулись. Я, как обычно, вышел из своей крайней лыжни, и пошел бесшажным по целине. И поскольку лыжни тоже были засыпаны, я довольно быстро обогнал своих и приблизился к элите, которая уже начала штурмовать первый подъем.
Профиль Васалоппет очень простой. Первые 3 км узкий подъем на 150м в высоту, а дальше в основном простой рельеф с тягунами перед каждым промежуточным финишем. При хорошем плечевом поясе можно и без мази пройти, что некоторые и делают, и едва не выигрывают (как некогда Стаффан Ларссон). Но – первый подъем. Для тех, кто сзади, он обернется 30-40 минутами простоя в очереди. Для тех, кто спереди, тоже непросто, но есть возможность его грамотно отработать. После стартовой прямой трасса пересекает шоссе и разделяется красным домиком (а какой домик в Швеции не красный?) на два рукава. Слева – пошире и поплоще, справа – поуже и покруче. Через 300м оба рукава соединяются, и начинается извилистый подъем. Я всегда иду в правом рукаве, в самом краю, чтобы минимизировать риск завалов – и всем тоже рекомендую справа. Можно выиграть не один десяток мест. В этот раз тоже получилось, я вышел из правого рукава в сильной группе, и стал работать в подъем с ними. Держало отлично, сердце легко разогналось, но не зашкаливало за 175-180.
Подъем кончается на отметке 87 км (до финиша), и дальше начинается бесшажный ход. Я выкатился на равнину на хорошей скорости и продолжал обгонять. Думаю, что на отметке 5 км я был в районе 200-250 места, рядом были элитные номера. Но тут обнаружились два пренеприятных обстоятельства. Во-первых, когда пошли первые легкие спуски, мои лыжи начали серьезно отставать, что к 20 км вылилось в полную потерю скольжения. А во-вторых, еще через пару километров я понял, что гонка не сложится. Еще не капнул, но накатила усталость, дрожь, ушла скорость. Гонка кончилась. Впереди представало 80км выживания.
Сейчас, анализируя это задним числом, я понимаю, что все так и должно было быть. Я был банально не готов – пропустил из-за травмы всю осень, с августа по декабрь, встал на лыжи в январе, прошел по снегу меньше 1000 км, от усердия повредил сухожилие, и в феврале не тренировался вообще, а только пробежал на заморозке Тарту и Финляндию. И с этим сомнительным багажом намеревался войти в 500 или даже в 300 на ВЛ. Так не бывает. На фу-фу можно пробежать десятку, тридцатку, даже полтинник, но не 90.
Ошибся и с лыжами. Взял новую пару, Атомик с завода под заказ, на которой пробежал несколько коротких тренировочных гонок по январским морозам в Москве (10-15 км). На этих дистанциях они работали прилично, но я ни разу не опробовал их на длинных дистанциях. А мазь-то они, как выяснилось, не держали. Надо было брать старые проверенные Мадшусы, на которых я уже дважды пробежал ВЛ в похожих условиях. А я повелся на гламур новых лыж. (Вообще к Атому претензий никаких, все остальные пары работают на 5+).
Но в тот момент было тяжко. Я прикинул, что предстоит еще пять часов мучений, и поначалу несколько раз появлялась предательская мысль сойти. Но я ее гнал, а когда осталось 70, потом 60 км, понял, что пройду, просто надо бороться с каждым километром и с каждым, кто тебя обгоняет.
А обгоняли многие. Сначала, естественно, ушла элита (трехзначные номера), потом первая группа, потянулись номера из второй, третьей тысячи, желтые женские номера, оранжевые номера ветеранов (более 30 раз в ВЛ). На глазах ухудшалось качество лыж и комбинезонов вокруг меня, появились типы в разминках и болоньевых куртках, мужик со здоровым пузом. Всего меня обошло около тысячи человек.
Но я честно боролся. В подъемы даже шел наравне со всеми, кого-то, бывало, обгонял, зарубался. Впервые понял значение названий промежуточных финишей – Рисберг, Хокберг, Эвертсберг, Оксберг – это все берги (по-шведски «бери»), горки, тягуны, которых раньше я не замечал. На ПП я останавливался и заправлялся свежими булочками («пулле»), бульоном и знаменитым «блоберсоппа», горячим черничным киселем. Еще давали теплый PowerBar и их же гели.
Но потом начинались спуски, равнина, и меня снова обходили десятками, справа и слева. На последних трех километрах, когда уже замаячил впереди шпиль церкви в Муре, меня вдруг охватила злость за проваленную гонку, откуда-то взялись силы, и я обогнал человек двадцать. Табло на финише показало 1210 место и время 5:57. Я проиграл своему времени 2004 года 1 час 15 мин.
Победил швед Даниел Тюнелл (4:34, что на 40 минут медленнее лучшего времени ВЛ, т.е гонка в принципе была очень медленной), второй Йерри Арлин, тоже местный, из Даларны, третий Андерс Окланд. Лучший из россиян Андрей Нутрихин (19й), далее Сергей Иванов (37 место – поздравляю, это сильнейший результат, через неделю после 11 места в Лахти), 63 – Юрий Фролин, во второй сотне, кажется Вячеслав Зуев и Олег Терентьев, сорри если кого не углядел в протоколах.
По статистике, если кому интересно, время 5:57, ср. пульс 144, макс. 186, подъем 1050 м, сжег калорий 6500.
Вот такая вот королевская гонка и маленькая трагедия отдельного лыжника. Впрочем, я доволен. Доволен, что переломал себя и все-таки дотащился до финиша, доволен, что вообще был там, самом большом в мире празднике лыж. Сделал выводы – относительно экспериментов с лыжами, относительно собственной подготовки (в частности, не уверен, что ВЛ хорошо бежать третьим марафоном подряд за две недели… надо его или бежать вторым (оптимальный вариант) или сделать двухнедельный перерыв). И вернусь в будущем году, чтобы еще раз попробовать войти в эти заветные 300. Уезжая следующим утром в 3 часа, чтобы успеть на паром в Стокгольм, я остановился в Муре на мосту над рекой Далавен и бросил в нее монетку в 50 эре. До следующего марта.