После 4-х летнего комментирования лыжных гонок на НТВ+: 4 полных Кубка мира, Олимпиада, чемпионаты мира - меня уже совершено достало положение дел с подготовкой лыж в профессиональных гонках. Я устал смотреть на мучения великолепно подготовленных атлетов на «стоячих», «не держащих» и прочих неудачно подготовленных лыжах. И еще больше мне терзает сердце зрелище улепетывающих счастливчиков от бедолаг-неудачников, то есть «попавших в мазь» от «не попавших». Меня, бывшего профессионального бегуна, это положение дел возмущает! Все-таки гонщики пытаются определить сильнейшего, а не человека с лучшими связями с TOKO или SWIX и т. д.! После многочисленных бесед со специалистами я понял, что, несмотря на более чем 100-летнию историю развития лыжного спорта, до сих пор изменение любого фактора: будь то колебание температуры хотя бы на 1 градус или влажности на 1% или веса лыжника на 1 кг – драматическим образом сказывается на решении задачи (скольжение + держание) и зачастую определяет исход гонки. ОК, поверим!
Тогда предлагаю: Если нельзя всем сделать хорошо, надо все сделать ОДИНАКОВО!
На каждой отдельной гонке (этапе КМ, ЧМ, ОИ) 1 (одна) фирма своими силами готовит лыжи ВСЕМ участвующим гонщикам.
Все остальное – детали! Контроль полной идентичности подготовки лыж, выбор фирм смазки, допускаемых в пул (ротация по этапам или по сезонам на основе технического (и/или коммерческого) конкурса ФИСа), участие персонала сборных и т. д. Все это можно придумать и продумать. Главное – снимаются вопросы изначального неравенства гонщиков и, более того, зависимости от решений, принимаемых не ими: контракты с фирмами, закупки смазок и т. д. Так что выигрывает сильнейший, и никаких жалоб на смазку: все в равных условиях. Конкуренция фирм-производителей лыж все равно остается. На каждом соревновании название фирмы, смазка которой будет использоваться, должно объявляться заранее, так чтобы фирмы-изготовители лыж могли адаптировать свою продукцию под определенную смазку наилучшим образом. От этого лыжники только выиграют! К тому же, на мой взгляд, это нововведение подстегнет конкуренцию среди «смазочных» фирм, так как можно будет наконец-то реально оценить эффективность их продукции.
Понимаю, что вторгаюсь в святая-святых лыжных гонок, но вопрос назрел! В конце недели уезжаю в Фалун на финал КМ и собираюсь передать свое предложение руководству ФИСа – Ульвангу и Ко – и обсудить со спортсменами.
Готов к любой критике, поправкам, предложениям! Особенно от реально гоняющихся! Хотя и теоретики – велкам!
P. S. Уже высказал свою идею в комментах Холменколлена на НТВ+ и зрителям понравилось!
конкуренция смазчиков - неотъемлемый элемент лыжных гонок, который только усиливает интригу. Почему биатлон популярнее лыж? Потому что там есть стрельба с ее непредсказуемым влиянием на результат. Реализовать такое предложение в лыжных гонках - это все равно что посадить всех гонщиков в Формуле-1 на одинаковые машины. Не думаю, что это поднимет интерес к этим гонкам.
посмотрите формулу А - все машины одинаковые, а по популярности, недавно стартовав, приближается к Ф1. Реально гонщики соревнуются, а не машины. Вопрос в том, что надо зрителю - соревнование людей или автомобилей? Отсюда и делаешь выбор.
в последние годы крайне сомнительна. А уж ФА вряд ли приближается к Ф1 по этому показателю. Возможно телевизионщики смогут прокоментировать/парировать (беспрестрастно, пжста) это при помощи реальной статистики.
> 1 (одна) фирма своими силами готовит лыжи > ВСЕМ участвующим гонщикам.
Да да ! И бежать все должны на лыжах ОДНОЙ фирмы ! И комбинезоны ... и перчатки... и фарма... и тренеры .. и массажисты .. И количество тренировочных часов у всех должно быть одинаковым! И вообще - взять всех участников и в лабораторию.. и в абсолютно идентичных условиях замерить МПК, способность терпеть высокий уровень лактата - и по сумме этих (абсолютно обьективных!) показателей по-честному и определить победителя. Ведь в гонках так много случайностей. В разделке - кто-то за кем то сел, и в паре поработали, кто-то последним стартовал и все расклады знал. В масс-стартах вообще хитростям несть числа. Или погода сменилась ( вспомним Саппоро ) или еще что нибудь.
А если серьезно, почему вы воспринимаете спорт только как соревнования тренированных организмов? Если сделать так как вы предлагаете, то лыжи лишатся элемента из-за которого они мне интересны.
оригинальна и имеет свои веские аргументы, НО... 1. Смазка есть элемент индивидуальной и творческой работы команды, представляющей страну, в целом, в этом смысле шажок к победе или обратно зависит от взаимодействия сервисменов, спортсменов, тренеров и других. 2. На уровне сборной страны теоретически и практически должны быть сервисмены-профессионалы, которые о смазках/параметрах спортсмена/внешней среде и условиях знают ВСЁ. Вопрос лишь в тестировании и комбинировании смазок/лыж. 3. Индивидуальная техника, особенности биомеханики, стратегические и тактические соображения в гонке и т.п. требуют исключительно индивидуального подхода к смазкам. 4. Для попадания в мазь в подавляющем числе гонок есть: время и силы на откатку, опыт в прогнозировании условий, чутье и пожелания самих гонщиков, в конце концов - сервис фирм-производителей в смысле консультаций. 5. Предполагаемые возражения на Ваши предложения: - у нас всегда катит/держит, это у вас... - мы пользуемся проверенными комбинациями от разных фирм, это вы... - наш спортсмен проиграл, потому что любит короткую колодку и Холменколь, а вы намазали длинно и Свиксом... - это есть ограничение свободы выбора... - Старту дали этап кубка мира на 50км, а Токо - только 5км... - и многое-многое другое
Тем не менее, желаю Вам успехов! С уважением, немого практик и чуть теоретик, любитель лыж, Игорь.
Примерно за неделю до ЧМ, в газете "Хельсингин Саномат" (примерно наша "Известия") была довольно большая статья, о том, что спринт пройдет в сложных условиях - частично под крышей, частично на улице. Было отмечено, что для сервисеров ставится весьма сложная задача. Тут же было и интервью с финской сервис-группой, где они сказали, что вопрос изучен, к бою готовы и все будет ОК. Результат мы видели... Так что любое "случайное попадание в мазь", видимо все-таки в первую очередь зависит от ресурсов в это вложенных.
есть уже одна хорошая единая организация - WADA называется. многие от нее тихо пруцца. и кому нужна такая же канитель, но со смазкой? как медиков купили, так и сервисеров купят - чего уж там...
Конечно все гонки на таких условиях, ИМХО это утопия, но как вариант, одна гонка в середине или в конце сезона, дуатлон, типа "Гамбургский счет", было-бы интересно. Лыжные гонки развиваются, Тур де ски мы увидели, так что все может быть
6. Во многих случаях лучшая комбинация смазок получается при использовании компонентов от разных производителей. 7. Некоторые смазчики сами "варят" мази, опять же, иногда с компонентами от разных производителей 8. Иногда именно наши, отечественные смазки дают 100 очков вперед всем остальным . За слова отвечаю, живой пример с нашим известным соотечественником-лыжебежцем и его сервисменом, с которым знаком.
Василий, а кто Вам сказал что гонщики пытаются определить сильнейшего?
Спортивная борьба на дистанции и не только важна сама по себе. Спорт - это ЗРЕЛИЩЕ!
Везде есть элемент случайности, это же прекрасно. Но если много работать, то все случайные факторы будут сведены на нет. Как в жизни, так и в спорте. Захотел денег срубить по легкому - посадили, захотел на халяву на фармакологии выехать - дисквалифицировали. Вот такая арифметика...
PC. Ваше предложение разумно, но тогда и сами соревнования можно проводить на велотренажере - кто большую мощьность разовьет....
Баскетболистам ноги пообрезать, пловцам - одинаковые плавки, головы, туловища отформовать - мидель выровнять. Бобслеистам, саночникам - одни санки на всех. Трамплины лыжные в залах строить, а то, знаете-ли, ветер... Вообще, у меня голова пухнет от таких полезных идей, могу в почту, если что.
... комментаторов заставить вести трансляции по стандарту, а то один орет как оглашенный, другой грузит на лыжной гонке подробностями жизни биатлониста Пуаре. О! И голос чтоб был у всех одиноковый.
Болельщиков должно быть одинаковое количество. И кричать они должны фразы по бумажке в строго обозначенное время. За нарушение - лишать их права быть зрителем на 2 года, после чего должны сдавать экзамен.
но практически, по-моему, неосуществима. Слишком сложна система лыжник-лыжи-смазка, даже если отвлечься от неизбежного человеческого фактора. Вот роллеры можно было бы стандартизировать и выдавать непосредственно перед гонокй, что на некоторых соревнованиях и делается и интереса это не убавляет. Велосипед вот достаточно популярен, а ведь там эффект неожиданности только в "попал завал или нет" (ну и "попался или нет" ) И различия в инвентаре там, на мой чайницкий взгляд, на топ-уровне не дают принципиального преимущества - именно "организмы" и соревнуются.
Некоторые приведут возражения фирм, необходимость изменения контрактов и пр. Самым разумным было предложения Андрея Олейникова. Как и в любом деле, главное начать. Во всяком случае организацией таких соревнований привлечение дополнительного внимания к лыжным гонкам гарантировано.
ВОт пятиборцам же дают случайных лошадей, так и лыжникам надо. Хотя понятно, что эта же идея в рафинированном виде будет выглядеть как в остроумном посте Эд. Иванова)))
Зря набросились на автора с велотренажерами и лабораториями. Идея здравая, но очень сырая. Часть этой идеи очень неплоха, но как быть с: 1. Если на лыжах Ф в данных погодных условиях отлично работает смазка Сф, то совсем не факт, что на лыжах М смазка Сф также покажет отличные результаты. 2. Допустим всем гонцам приготовили лыжи абс одинаково, НО по ходу гонки одни на спусках уезжают от других, то что делать? Думаете такого не бывает? Да сплошь и рядом. 3. Да и запретительные меры в этом вопросе вообще недопустимы. Получится ещё похлеще всеми на этом сайте любомой ВАДЫ. А вот исключить залёты со смазкой было бы неплохо, вот только как? Из Вашего письма такого решения не видно.
подставы будет легко организовать. Будут подмазывать снег перед "ненужными" спортсменами чтоб ДК схлопотали
автоспорт - очень многие серии - моноклассовые, из-за этого они зрелищнее. Но верхние классы, т.е Ф1, WRC, CART, MotoGP монокубковыми не являются, как-раз по причине конкуренции производителей. Надо же где-то доказывать правоту. И рекламу еще в мире никто не отменял
Кстати проводятся же многие лыжероллерные соревнования на одинаковых, предоставленных организаторами роллерах. И автогонки например серия WV Golf или какие там. Можно начать с малого, договорится с фирмой производителем о предоставлении одинаковых лыж для соревновааний и проводить на них гонки. Не уверен правда, что кто-то на это согласится.
Цитата /..К тому же, на мой взгляд, это нововведение подстегнет конкуренцию среди «смазочных» фирм, так как можно будет наконец-то реально оценить эффективность их продукции. .../
1.эффективность продукции можно оценить по скольжению одного лыжника относительно другого при ПРОЧИХ РАВНЫХ условиях, но здесь все намазаны одинаково, поэтому никакой эффективности так не оценить. 2.с учетом п.1 эффективность продукции можно оценить по времени прохождения дистанции, но в лыжах не фиксируются РЕКОРДЫ, поэтому так тоже ничего не оценишь. 3.по рекорду конкретной трассы не получится - погода всегда разная...
Вывод: при такой постановке вопроса, как это делает автор зачем вообще лыжи МАЗАТЬ?
В середине 80-ых, на полном серьезе, руководство зимних видов спорта Госкомспорта пыталось организовать проведение первенства СССР среди юношей по биатлону на лыжах одной фабрики - ТИСА. Но даже у всемогущих чиновников это не получилось.
Важны не мнения, а идеи : ))) Нужны Оценки того что вы предлагаете- экономические в первую очередь. Чтобы всем было лучше- должно быть лучше Объективно. Объективность в современном мире измеряется деньгами. Именно деньгами измерятеся зрелищность, популярность, престижность данного вида спорта. Возможности по привлечению в данный вид самой талантливой спортивной молодёжи, спонсоров, рост числа трансляций. Интерес болельщиков, интерес любителей практикующих этот вид, интерес производителей инвентаря. Совершенно очевидно что "смазочная проблема" действительно в лыжах находится как-то "сбоку" от основного вида деятельности т.е бега на лыжах. КТО заинтересован в смазочных хитростях? Только те кто может больше ресурсов потратить на эти хитрости! Причем это происходит тайно, с секретами от других стран- участниц и даже внутри команды одной страны, попросту это НЕ коммерция. По крайней мере- это какая-то слишком частная коммерция внутри большого объединения. Как-бы левый цех по производству водки не зависящий от хозяев большого завода на территории которого он прячется : ))) Речь щас не о законности- а именно о том что Хозяева вида спорта ничего от "смазочной проблемы" не получают. Хозяин конечно же коллективный- это и сами спортсмены которые как бы ни были хорошо подготовлены не могут противостоять на равных более "продвинутым" в области смазки. Это и зрители не понимающие толи тренер плохой, толи вся федерация, толи и впрямь какие-то секреты изобрели конкуренты например норвежские смазчики, или финские не суть важно. Это и организаторы не заинтересованные в гегемонии каих-то одних "изобретателей" а как тут верно подметили- скорее уж в постоянном элементе случайности который как раз нивелируется смазкой. А должен нивелироваться- например участием в большом количестве стартов! Букмекеров можно привлечь к обсуждению проблемы- наверняка им не очень приятно когда некие "знатоки" делают почти беспроигрышные ставки основываясь не на открытых данных о спортсменах а на закрытых дынных о самзке : ))) Даже производители смазки НЕ заинтересованы, ведь из ихних составов делают какие-то загадочные смеси, применяют свои добавки, а то и полностью свои составы- попросту доход от смазки имеют только смазчики : ))) А надо совершенно не так- доход от Любого момента в деятельности соревнований по данному виду спорта должен принадлежать именно Хозяевам, и потом распределяться так как они договорились между собой. Поэтому проблему все равно нужно как-то делать "прозрачной" и равноправной для всех участников.
Возможные варианты направленные на уничтожение возможного перекоса- 1) Совсем отменить смазку 2) Менять лыжи по ходу гонки (что уже и делается) чтобы исправлять неточности смазчиков прямо по месту. 3) Сертифицировать виды смазки (немного, только самых крутых производителей заплативших например крупный взнос) и заключить договора Федерации лыж и производителей смазки (возможно и лыж тоже). При этом составы наверное (тут я не спец, это уже юридические тонкости) должны быть открытыми для изучения и получения сертификата от организаторов гонок. НЕсертифицированные, самопальные составы- должны быть запрещены. Это самая обычная стандартизация инвентаря, она есть во многих видах спорта где возможные "ноу-хау" слишком сильно влияют на результат. Например метатели копья не пытаются соревноваться в методах превращения копья в самолётик : ))) Да и в Формуле-1 тоже есть стандарты, и вовсе не любые "изобретения" там разрешены как в случае со смазкой у лыж, "смазочная проблема" это действительно просто дикость какая то- секретная и невыгодная спорту в целом! Производители смазки думаю будут скорее рады чем нет, именно в случае открытости и стандартизации для них будет реклама и возможность явного сравнения. Попросту надо прописать бизнесс- процессы чтобы не было злоупотреблений. 4) Какой-то смешанный вариант, например одновременно 1 и 2, или 2 и 3.
Возможно еще есть какие-то варианты типа разделения гонок на "смазочный стиль" и "классический", но суть надеюсь вполне понятна : ))) Ни в одном виде спорта кроме лыж нет такого влияния на этот спорт со стороны неконтролируемого организаторами фактора! Зато во всех видах спорта борются с гегемонией "умников" мешающих зрелищности и разделяющих учатников не по спортивному принципу. Не только в копье и "Формуле" есть ограничения на инвентарь! И не только с инвентарём борются (и правильно делают!) ради пресечения гегемонии тех у кого больше денег на данный момент. Ведь однобокое усиление каких-то участников приводит к ослаблению вида спорта в целом. Можно вспомнить и то как в НХЛ отменяли обоюдное удаление (точнее стали оставлять команды 5 на 5) чтобы тройка Грецки не имела подавляющего преимущества : ))) И то что прямо сейчас синхронное плавание пытается увеличением числа видов хоть какие-то золотые медали сделать не российскими. И это- правильно, должна быть борьба и интрига заключающаяся именно в борьбе спортсменов. А не в том попали наконец-то в смазку или нет.
Вы знаете то о чем вы говорите утопия.Ни один профи особо не задумывается о подобных вещах,подбор хороших лыж и смазки часть работы. У лидеров лыжи едут приблезительно одинаково.А ощибок у смазчиков не так много, тяжелые условия когда бывает сложная погода и трудно намазаться не так часты поэтому,не кто не задумывается о таких вещах!
Даже если предположить, что такое когда нибудь случиться в лыжах и биатлоне, лидеры будут все те же.Ну не побежит от этого бразилец быстрее норвега. Смазка - важная составляющяя в успехе, но не настолько что бы этот сыр-бор затевать. К тому же в командах работают профессионалы и не бывает такого, чтобы у одних прет а у других совсем плохо. И вообще это разговор в "пользу бедных", бывает , что у лыжника выигравшего гонку лыжи катили хуже чем у десятого, но почему то про это никто не знает....
объяснить японцам, что чай в результате их чайной церемонии получается совсем невкусным и ты знаешь, как заварить чай гораздо вкуснее. Пойми, что процедура подготовки лыж для большинства лыжников имеет, прежде всего, ритуально-эстетический характер.Сам Иван Исаев, как-то раз, на форуме осудил использование для подготовки лыж обычных тисков вместо профильного станка, как эстетически неприемлемое действо. Во-вторых, подготовка лыж - это народное техническое творчество, т.е. кроме спорта, лыжные гонки удовлетворяют потребность в рукодельном хобби. И ты хочешь всё это отнять ради, смешно сказать - справедливого спортивного результата ?
После многочисленных бесед со специалистами я понял, что, несмотря на более чем 100-летнию историю развития лыжного спорта, до сих пор изменение любого фактора: будь то колебание температуры хотя бы на 1 градус или влажности на 1% или веса лыжника на 1 кг – драматическим образом сказывается на решении задачи (скольжение + держание) и зачастую определяет исход гонки. ОК, поверим!
Тогда предлагаю:
Если нельзя всем сделать хорошо, надо все сделать ОДИНАКОВО!
На каждой отдельной гонке (этапе КМ, ЧМ, ОИ) 1 (одна) фирма своими силами готовит лыжи ВСЕМ участвующим гонщикам.
Все остальное – детали!
Контроль полной идентичности подготовки лыж,
выбор фирм смазки, допускаемых в пул (ротация по этапам или по сезонам на основе технического (и/или коммерческого) конкурса ФИСа),
участие персонала сборных и т. д.
Все это можно придумать и продумать.
Главное – снимаются вопросы изначального неравенства гонщиков и, более того, зависимости от решений, принимаемых не ими: контракты с фирмами, закупки смазок и т. д. Так что выигрывает сильнейший, и никаких жалоб на смазку: все в равных условиях.
Конкуренция фирм-производителей лыж все равно остается. На каждом соревновании название фирмы, смазка которой будет использоваться, должно объявляться заранее, так чтобы фирмы-изготовители лыж могли адаптировать свою продукцию под определенную смазку наилучшим образом. От этого лыжники только выиграют!
К тому же, на мой взгляд, это нововведение подстегнет конкуренцию среди «смазочных» фирм, так как можно будет наконец-то реально оценить эффективность их продукции.
Понимаю, что вторгаюсь в святая-святых лыжных гонок, но вопрос назрел! В конце недели уезжаю в Фалун на финал КМ и собираюсь передать свое предложение руководству ФИСа – Ульвангу и Ко – и обсудить со спортсменами.
Готов к любой критике, поправкам, предложениям! Особенно от реально гоняющихся! Хотя и теоретики – велкам!
P. S. Уже высказал свою идею в комментах Холменколлена на НТВ+ и зрителям понравилось!