куплены лыжи беговые на классику, с регулируемыми/снимаемыми креплениями. конструкция допускает регулировку на щелчок вперед/назад. в целом, ход минимален - 2 см. но все же, раз есть такая фича, как говорится, то:
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕПЛЕНИЯ?
(пока поставил на передний "щелчок". логика такая: при покупке лыж в магазине планка под лыжами дошла спереди - до второго-третьего деления, в то время как сзади едва-едва до первого (считая от центра), в итоге решил сдвинуть крепление ближе спереди, чтобы уменьшить разницу)
ось вращения ботинка - по балансу лыж. В идеале - строго горизонтальное положение лыжи на приподнятой ноге. Если есть желание выровнять крепления - носки лыж могут чуть опускаться вниз (для классики)
Обычно, более скользкий вариант, когда крепления смещены к хвосту. Сначала надо что-то среднее поставить, а потом, если будет интересно, подвигать непосредственно на снегу
только если лыжи сработаны по технологии, любое смещение рациональной точки приложения силы (читай - оси крепления от баланса лыжи) негативно скажется на взаимодействии жесткости лыжи/нагрузки от гонщика/удельном давлении на снег. Катить будет хуже в условиях нормальной трассы. Другое дело - толстый свежый снег, переметенка, сильная отдача, лед и т.п., когда лыжки поедут хуже от смещения креплений, но без смещения - просто никак.
"толстый свежый снег, переметенка, когда лыжки поедут хуже от смещения креплений, но без смещения - просто никак"? То есть, если после смещения крепления назад, при вышеназванных условиях, лыжи хуже будут ехать, то все-равно надо двигать назад для рациональной точки приложения силы? И соответственно при гололеде вперед? Я не рисковал такие эксперименты проводить перед соревнованиями. У меня крепление стоит всегда в одном положении (второй щелчек сверху). Пробовал при снегопаде ставить в крайнее нижнее (при этом пятка больше задавливается), как советует инструкция, но длина выката уменьшалась. Выходит так, что для взаимодействии жесткости лыжи/нагрузки от гонщика/удельном давлении на снег, и худшем выкате все-равно нужно смещать крепление (при снегопаде - назад, гололеде - вперед)?
поясню. Речь о коньке. Лыжи лучше всего катят при установке крепления по балансу - ось вращения - по линии балансировки лыжи, и на хорошо подготовленной трассе. Любое отклонение в установке креплений или ухудшении состояния трассы уменьшает эффективность скольжения. Первое - из-за смещения точки приложения силы и, как следствие, нарушения расчетных режимов работы силовой конструкции лыж, что приводит к неэффективному отталкиванию и/или прокату - лыжа излишне "тупит". Второе - из-за повышенного сопротивления снега или неустойчивости на льду (ухудшении управляемости лыжами).
Если трасса рыхлая (падающий или рыхлый снег, сыпун, переметенка, плохая укатка и т.п.), необходимо "приподнять" носки для того, чтобы лыжи не "ныряли в снег" в момент постановки ноги и быстрее "выныривали" в момент отталкивания. Смещать крепления назад.
Льдистая трасса. Здесь проблемы с устойчивостью, ранним срывом лыжи в юз и закантовкой. Значит, нужно прижать сильнее лыжу ко льду и повысить устойчивость/управляемость, "расплющив" переднюю часть лыжи - читайте - увеличив площадь соприкосновения+силу прижима+укоротив плечо вращения относительно поперечной оси. Смещать вперед.
Личное мнение. НИС со щелчками - не панацея. Изменение работы лыж при сдвиге креплений ощутимо, но не в слишком большой степени. В какой-то мере помогает, особенно на льду. Больший эффект можно обнаружить в классике, управляя держанием колодки - вперед - держание сильнее.
Понял, что в коньке лучше выставить крепление по балансу и особо не "мудрить". Я вот, нашел рекомендации по установке креплений NIS. По жесткой трассе, такая же информация, как у Вас. А вот по поводу свежего и рыхлого снега пишут: «При свежем снеге лучше сместить крепление максимально назад и тем самым разгрузить носок лыжи. Но если снег слишком рыхлый, то крепление лучше установить в среднее положение, которой обеспечивает равномерное распределение давления на снег».
У гоночных Fischer столкнулся с тем, что NIS пластина сдвинута назад и только при установке крепления на самый передний щелчок (из пяти!!!) даёт положение близкое к ц.т.. Так что при покупке лыж с NIS на них нужно ставить крепление и проверять то как стоит пластина. Вот так. По теме - ось по ц.т.. Согласен с предыдущими мнениями.
Тем более, что никто раньше этого не делал, опыта никакого, статистики никакой. Смотрю как это делают в вибродиагностике машин и оборудования и пытаюсь по мере сил применить для лыж. Здесь, на сонограмме, на вертикальной оси отложены частоты колебаний, на гризонтальной время, а амплитуда показана цветом. А дальше для "интертрепации" этих сонограмм нужно знание физики происходящих процессов. Сейчас обрабатываю и анализирую результаты зимних экспериментов в разных погодных условиях и разных по жесткости трассах. Результаты собираюсь выложить на своем сайте, как только будут более менее цельные материалы. Но, конечно, для профессионала вибродиагноста, это было бы намного проще и ощибок было бы меньше.
без претензии на истину. Если при сдвиге назад сила и амплитуда больше, может быть, изначально высокая предварительная напряженность материала лыжи уравновешивается по линии баланса, разгружая мысок и пятку. Сдвигая крепления назад, балку защемляешь в точках с некоторым плечом относительно точки разгрузки (баланса). Получается, что колебания мыска накладываются на собственные колебания линии баланса с переходом в резонанс. Вот и сонограмма звучит на килоГерце, если правильно понял.
Предполагаю, что Фишер карбоновый будет примерно также петь, сотовый - более инертен - на частотах ниже, Росс- пружина - на частотах выше (не факт, правдв, соты там), Атомик - еще выше из-за "двугорбой" структуры - надо же их подогнать по частоте. Саломон~=Фишер не карбонлайт.
У меня вариант объяснения, что при смещении крепления назад на высокой скорости суммарная сила трения меньше.Поэтому вибрации не демпфируются, а увеличиваются с увеличением скорости скольжения. Но при этом на низких скоростях, в начале и конце спуска, видимо, суммарная сила трения больше. При смещении крепления вперёд - суммарная сила трения более плавно изменяется с изменением скорости. ??? Надо проводить еще кучу экспериментов чтобы установить истину или быть где-то рядом с истиной.
в целом, ход минимален - 2 см. но все же, раз есть такая фича, как говорится, то:
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕПЛЕНИЯ?
(пока поставил на передний "щелчок". логика такая: при покупке лыж в магазине планка под лыжами дошла спереди - до второго-третьего деления, в то время как сзади едва-едва до первого (считая от центра), в итоге решил сдвинуть крепление ближе спереди, чтобы уменьшить разницу)
правильно думаю ?