Случайно наткнулся на документальный фильм, а затем, заинтересовавшись, нашел ряд публикаций. История об Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР (ОМСБОН). Бригаду набирали, в основном из спортсменов – лыжников.
Удивила степень подготовки. Выдержки из публикации:
«В начале 1942 года в ОМСБОНе Мирковский создал свой отряд "Ходоки", куда входили лучшие из лучших: спортсмены, лыжники. Бойцов отбирал сам, сам же их готовил. На лыжах спецназовцы Мирковского должны были за ночь проходить по 40 и даже по 60 километров, а за сутки — до 100 километров. Более того — не снимая лыж, его бойцы должны были уметь вести рукопашный бой. Вес снаряжения, которое нёс на себе боец, превышал 30 килограммов.»
Просто представьте себе. Снежная целина, толщина снежного покрова под метр. Перечёсанная местность, морозы лютые, да еще и шли что называется «на подножном корме». И это на обычных, широких, деревянных лыжах!
Читаем дальше: «Весной 1943 года "Ходоки" Мирковского совершили стремительный марш-бросок на 600 километров по маршруту Псков — Витебск — Житомир».
Нечто подобное я могу припомнить лишь в 1997 году. В феврале этого года из 76 Воздушно-Десантной Дивизии (Псков) был отправлен разведбат на лыжах до Москвы. Но в любом случае и экипировка и условия, и темп конечно были несравнимы.
В таких случаях всегда пытаешься проецировать на себя. Мы готовимся на марафонские дистанции с учетом всех современных технологий, на современной экипировке, по подготовленным трассам бежим, используем весь набор современных разработок спортивного питания и медицины… А там же впроголодь, с нехилым грузом за плечами, в морозы под -40, по сугробам, на самых простых лыжах и такой темп! Самое удивительное, что и потерь в отряде практически не было.
Вот уж поистине ЖЕЛЕЗНЫЕ ЛЮДИ.
Полагаю, редакции ЛС стоит подробнее осветить эту страницу истории Советских лыжников, тем более в преддверии Дня Победы.
прикладное значение лыж, превратившихся в узенькие пластиковые дощечки, пригодные только для езды по искуственным, хорошо подготовленным трассам, ныне почти утрачено. И, в связи с распространением даблполлинга, оно продолжает утрачиваться. По целине даблом, как и коньком, не пойдешь. То же и с биатлоном, поначалу чисто прикладной дисциплиной, там даже еще хуже, поскольку на конек там перешли уже более трех десятилетий назад. Помню, на 1 курсе института в зимние каникулы у нас был агитпереход(кажется так это тогда называлось) Томск-Кожевниково, что-то около 100 км, может чуть более. На дровах. Но там, кажется, только первые километров 30 шли по целине, потом, в основном, ехали по обочине шоссе, машин тогда было мало. Да и груз весь ехал в автобусе.
А может и хорошо, что такие переходы (и такое прикладное значение лыж) потеряли актуальность (но не память о них)? Ведь в военное время необходимость подобных переходов была вызвана далеко не самыми приятными причинами. Сейчас это трансформировалось в узенькие лыжи и развитие происходит непрерывно вслед за тенденциями времени. Хотя и никто не ограничивает желающих в подобных переходах, инвентарь соответствующий есть на любой вкус - от тех же деревянных до современного ски-тура.
Да действительно ситуация требовала. Но давайте задумаемся. Сейчас проехать полтинник на лыжах не всякий сможет. Сотку тем более. И дело даже не в результате. Только представьте себе их уровень: чесать на деревяшках с мягкими креплениями по сугробам, в - 40, да ещё с грузом 30 кг, непонятно как питаясь да ещё и сутками такие переходы делать. Вот пожалуй пример из прошлого. Уровень подготовки. Какая тут Вассалоппет... Вот истоки наших лыжных побед в последующие годы.
так же как и прикладное значение велосипеда... утрачено... "Колеса стали узкие, обода карбоновые, багажников теперь нет..." Рассказывал элитный спортсмен удивленным велокурьерам. Вот парни прикладывают как надо, и даже даблполингом. Нормально прикладывают, США с Норвегией тоже не согласны, что утрачено. (смешной ролик, концовка вообще огонь!!! , так спасаются - лыжами!)
Потому что подвигов и примеров преодоления было выше бровей
04.04.2021 17:14
Забанен пожизненно.
Почему партизанский отряд лесгафтовцев Косицына забыли? Они тоже окружившим Ленинград фрицам с финнами «джаза на лыжонках своих давали», вот поищите. Что касается минусов - вероятнее всего парни ставят из-за общего посыла: «вот были люди, а вы тут так, доходяги на дощечках вражеских».
Посыл был вполне понятен. Про неимоверную выдержку и подготовку людей в невероятно сложных условиях именно лыжников. Описана одна истрия подвига. И подобных разумеется множество было. А кто уж как себя воспринимает, доходягой на дощечках импортных или "сочувствующим" , это дело совести и проецирования сугубо каждого.
его бойцы должны были уметь вести рукопашный бой. " Если ввести данную дисциплину в лыжные гонки, то перетянем из биатлона значительную часть болельщиков. Хотя зрительно представить себе это не могу.
Карену доказывали патриоты-десантники, что они в экипировке и со снаряжением и вооружением все как один профигачили по третьему беговому разряду марш-бросок. В качестве доказательства предлагали стрелку у фонтана в день ВДВ.
ну теоретически это возможно.За преодоление 42км 195 м присваивают треттий взрослый без учёта времени.Так что марш-бросок на это расстояние вполне можно считать выполнением норматива.
Разве что. На целине же дополнительные 30 кг свое дело сделают. Хотя такие, как я, скоро будут проверять на границе с Финляндией, если успеют до лесоповала.
600 км за неделю на военных лыжах, с полной экипировкой и оружием
04.04.2021 20:16
Отдельная мотострелковая бригада особого назначения НКВД СССР, значит шли со спецзаданием - скрытно, отдыхали в лесах на неподготовленных участках мало, без костров. К таким вылазкам, - 600 км за неделю, - основательно готовились на усиленном, по тем временам, пайке, а потом отдыхали конечно, кто выжил. Совершенно ясно что подготовка была колоссальная у отряда, он ведь подбирался из лучших спортсменов. В то время такой рейд казался невозможным, но во время ВОВ многое невозможное свершалось, это было время героических свершений. И сейчас среди нас, конечно найдутся люди, в отчаянную пору способные на невозможное. О тех лыжниках есть информация, что они не только по 100 км преодолевали за сутки: http://www.intomoscow.ru/pamyatnik-dvadcati-dvum-lygnikam-chekistam.html
Это вообще за гранью понимания.... Застрелиться!!! Кем и чем будете выполнять боевую задачу? Если
значит шли со спецзаданием - скрытно
Значит дома тренировались не день и не два. Каждый боец знал свой маневр и поставленную задачу. Просто так отправить, как пушечное мясо, спецов на убой, это .... Да же сравнить не могу... А, подумаешь, треть на марше погибнет.. Пипец...
интересно треки посмотреть или маршрут на карте и видеотчёты.
В 2020, во время пандемии Едунов Андрей съездил один на велике Москва-Владивосток и пр. Заняло у него более 80 дней по автодорогам. Велик стоимостью ~30 т.р. Пил воду из ручьёв и рек, ещё дегустировал тушёнку в магазинах и запивал регидроном. Посмотреть весь отчёт можно на трубе.
Прототипом данной акции стал лыжный переход пятерых дальневосточных военных летчиков, состоявшийся в 1934-1935 годах. Тогда молодые советские офицеры прошли от Амурской области до Москвы на лыжах и пешком 8 134 км за 120 дней.
120 дней подряд почти по 70 км в день на лыжах и пешком??? Это сказки однозначно. Либо в сопровождении техники и чередовались.
8134 км за 120 дней. 68 км в день преодолевали ЛЕТЧИКИ. В снаряжении того времени, на соответствующих лыжах. С высокой вероятностью, не всегда на их пути была накатанная лыжня. Либо они по Транссибу шмыгали, либо через тайгу поднялись по меридиану, далее по тундре на запад, потом вниз ( по карте). Неужели кто-то на Скиспорте в это верит?
Эка невидаль. В наши дни следователи, полицейские,десантники, пожарники россыпи олимпийских наград собирают.Я думаю и лётчики те не только летать умели, а возможно что на лыжах они летали даже лучше чем на самолётах.
Тоже неплохо. Челендж- путешествие вместо несения службы. С антуражем, встречами и проч. Интересно было бы узнать общий бюджет патриотического похода. И кто спонсор.
вон одна дама недавно прошла, но как он умудрился вдоль южной границы пройти? Книжку эту я в юности держал в руках, не прочёл тогда только к сожалению, не помню почему.
Отдельной мотострелковой бригады особого назначения НКВД СССР
Это как? Типа как "автострадный танк" и "самолет-шакал"? Зачем Народному комиссариату внутренних дел СССР мотострелковая бригада? А танковая бригада была? Какая задача была подразделения? Просто ходить на лыжах? Ничего не понял...
Мотострелковая. Ключевое слово МОТО. Не было таких подразделений и частей. Стрелковые были. Мотострелки появились в 1957 г. А официальное название в уставе с 1958 г.
В наградной записке описываются события 23 января 1942 г., а подписана она Жуковым 10 июня 1942 г., т.е. почти через 5 месяцев. В д. Хлудово немецкий гарнизон насчитывал до 400 человек. Наверняка всё спустя это время узнали от местных жителей. Чтобы разместить такой гарнизон деревня должна быть не маленькая.
этой мясорубки местные жители стояли рядом и наблюдали? Стоять должны были близко, чтобы услышать выкрик нашего солдата. Думаю был бой, была героическая гибель, но художественные детали добавлены составителем рапорта.
Что найдя ответ на вопрос "что в деревне делала наша диверсионная группа?", все остальное встанет на свои места. Вариант, что ее отправили захватывать и удерживать деревню меня не устраивает. Почему тогда две остальные группы, которые находились в зоне ответственности полка перешли линию фронта и ушли в тыл к фашистам для выполнения поставленной задачи?
Задайтесь вопросом, зачем пиндюхать 600 км по территории врага на лыжах из Пскова в Житомир, чтобы там выполнить диверсионное задание? Не проще ли через линию фронта группу забросить? И насчет скрытности - они, что лыжню за собой заметали?! Фантастические отчеты , приписки , цифры , которые росли от инстанции к инстанции - стандартная схема отчетов о боях. В описании подвигов то 22 машины уничтожены, то 19 машин, а у каждого бойца было по 200 патронов и и несколько гранат. Взять боеприпасы в бою - почитайте реальные воспоминания командиров соединений, где они объясняют, что для того, чтобы захватить условно ящик боеприпасов надо потратить своих в несколько раз больше. Несомненно ребята были мощные, но не сверхчеловеки. Про автономку не верю. Вспомните группу Шпаро, которая дошла к полюсу только при условии постоянной заброски продуктов и пр.
ВОВ сильно мифологизирована. И источники вряд ли помогут найти истину, т.к. источники это рапорты и воспоминания. А это уже личная призма событий. Потому читаешь и ко всему придираешься
И в это верят люди. Мой знакомый лыжник запостил у себя на странице, как при обороне Питера против шедшей к нему колонны немцев, собрали добровольцев, которые согласились прыгать с самолёта без парашютов. И было их почти 100% из состава. Дело было зимой и снега было много. На малой высоте солдаты прыгали из самолёта и пока падали уничтожали живую силу противника из автоматов. Итак остановили продвижение колонны. Ну не бред ли? А народ верит.
Дед у меня начинал свой боевой путь в 115-й Краснознаменной Холмской дивизии. Призвался он еще до войны. Так вот: В августе 1940 года штаб дивизии располагался в небольшом литовском городе Тельшяй. В Литве дивизия находилась до конца 1940 года, входила в состав 11-го стрелкового корпуса. После этого перешла в распоряжение командующего Ленинградским военным округом. В начале 1941 года части соединения получили приказ сосредоточиться неподалеку от города Кингисеппа. Дивизия укомплектовалась по штатам военного времени. Обоз и артиллерия на конной тяге. Во время перехода было приказано провести занятия по отработке тактических приемов, полевые учения. Маршрут движения: Шяуляй, Елгава, Рига, Тарту, Нарва, Кингисепп. Переход продолжался 30 суток. Марш из Литвы начался 18 декабря 1940 года, а закончился 18 января 1941 года. Дивизия за это время преодолела почти 1000 км. В условиях суровой зимы тяжелых случаев заболевания и обморожения во время передислокации не было. Всего 50 красноармейцев получили легкие обморожения. Помню его рассказы об этом переходе. Считаю очень неплохой результат. Если пешком не очень подготовленные люди по 30 км каждый день делали, то сколько подготовленные спортсмены на лыжах могли пройти?
Спасибо за интерес к данной теме. Дед у меня обладал прекрасной памятью и дожил до 96 лет, несмотря на ранения. В 70 лет по дороге ходил так, что я с трудом успевал. Вот как он лично описывает этот поход 115 дивизии:
А в первых числах декабря 1940 года по подразделениям полка пошел слух о том, что вся наша 115 стрелковая дивизия походным порядком будет передислоцирована на территорию Ленинградской области. Мы все были обрадованы такой новостью, ибо в мире было так неспокойно. Ведь под пятой фашистской Германии стонали народы многих стран Западной Европы. А главное нас радовало то, что мы, как бы возвращались на свою родную землю, землю куда нам наши родные могут прислать посылки с подарками. 15 -20 декабря 1940 года ходившие ранее слухи превратились в действительность, т.к. поднявшись по тревоге, забрав весь свой личный и военный скарб побатальонно, полк за полком во главе со штабом и командованием подразделения дивизии выступили в долгожданный поход в направлении города Шяуляя и Риги. В дневное время суток шли по широкому, чуть припорошенному снегом шоссе, а к вечеру, проводя тактические –«штурмом брали» тот или иной населенный пункт, расположенный на пути нашего движения. Где затем на частных квартирах останавливались на ночлег. Конечно небольшими группами до расчета или отделения. Вечером под Новый 1941 год мы вошли в город Ригу - столицу Латвийской ССР. На улицах было многолюдно. Улицы были освещены разноцветными новогодними огнями. В некоторых местах на тротуаре играл духовой оркестр, очевидно из музвзвода нашей дивизии. Первого и второго января мы находились в Риге, и были расквартированы в больших 4-5 этажных казармах. За эти два дня хорошо отдохнули, искупались в хорошей бане и привели себя в надлежащий порядок. А на утро 3 января 1941 года опять выступили в поход по шоссе через города Сигулда, Цесис, Валглиера, Стренчи, Валга Латвийской и Эстонской ССР, Злва, Тарту, Музтвез, Васкнарву, Нарву. В последней мы были 12 января 1941 г., где приняли участие в голосовании по выборам депутатов не то в местные, не то в республиканские Советы.
C учетом тактических учений может 1000 км и набралось.
В марте мог и быть. Я служил в Бердичеве,~45км южнее, там леса уже нет. Зимой 1986/1987 задолбались чистить стоянки вертолетов от снега. Еле дождался отпуска в феврале. Приехал в Москву и пробежал Лыжню России, 30-ку )
На утро 3 января 1941 года опять выступили в поход по шоссе через города Сигулда, Цесис, Валглиера, Стренчи, Валга Латвийской и Эстонской ССР, Злва, Тарту, Музтвез, Васкнарву, Нарву. В последней мы были 12 января 1941 г. Проложил маршрут через эти населенные пункты. Получается из Риги до Нарвы таким маршрутом ровно 450 км. Прошли за десять дней. Итого по 45 км в день.
Во-1-х, не известно сколько продолжался этот стремительный бросок. Может и несколько месяцев. Во-2-х, не сказано, что они все время шли на лыжах. Когда снег стаял могли идти пешком. В-3-х, зима 42-43 г. в европейской части была снежная и холодная. Вполне вероятно, что и на севере Украины в марте еще лежал снег. Я служил несколько западнее Житомира, в Славуте. В начале марта 1979 г. снега там было еще много. О целесообразности такого марш-броска выше уже высказано предположение: организация партизанских отрядов и диверсионных групп по маршруту. Насчет 100 км в день. В воспоминаниях командира особого партизанского отряда Медведева и его начальника разведки упоминается, что во время переходов отряда разведчикам приходилось проходит в сутки по 100 км. Правда пешком, а не на лыжах. Но снежная целина бывает разная. Далеко не везде и не всегда снега 1 метр. бывает и 10-15 см. Для сменяющей лидера группы такой снег не очень большое препятствие. Так что , возможно, преувеличения и не такие уж большие. Хотя, конечно, гиперболы частенько встречаются. Что не умаляет нисколько ни их фантастической выносливости, ни героизма.
Нашел у деда описание пайка, это уже 101 погран. полк, зима 41-42го. Пешие походы в тыл к финнам.
Командование 101 погранполка, желая внести свою лепту в общую победу над врагом, разработало план нового похода по нанесению ударов по коммуникациям противника. С этой целью в конце ноября или в начале декабря месяца всем подразделениям было приказано получить на складах полный комплект боеприпасов: по 300 шт. патронов, две гранаты РГ-41 или Ф-1, бутылку с легковоспламеняющейся жидкостью, а также на семь-восемь суток сухих продуктов. Дневная порция пайка состояла из пяти штук сухарей, семи комочков сахара, полбанки рыбных или других консервов, включала и сто грамм "Московской водки".
Я то же склонен верить в то что на лыжах реально в сутки проходить по 70 км.Если на сегодня заглянуть в протоколы ультра-марафонов то не такой уж это и миф.651 км - это результат нашей соотечественницы Ольги Абрамовских в 6-ти дневном пробеге в Нью-Йорке.